Содержание
Введение
Сущность документального контроля как формы таможенногоконтроля
Организационная характеристика Белгородского восточноготаможенного поста
Документы, необходимые для проведения операций таможенногоконтроля
Оценка операций документальногоконтроля товаров
Основные направления совершенствования документальногоконтроля товаров помещаемых под режим экспорта
Заключение
Список использованных источников
Введение
Таможня — организация, поопределению призванная защищать интересы государства при внешнеэкономическойдеятельности его субъектов. Не вызывает сомнения, что сегодня один из высшихинтересов любого государства, особенно — России, лежит в экономической сфере. Этоозначает, прежде всего, защиту интересов производителя. В отношениивнешнеэкономической деятельности такая защита, как правило, выражается встимулировании экспорта собственных товаров на внешние рынки,благоприятствовании ввозу отсутствующих в стране комплектующих, необходимых дляпроизводителей, а также в возведении барьеров для иностранных товаров — конкурентов отечественной продукции.
Такая форма контроля какдокументальный является наиболее трудоемкой и требует значительного времени наее проведение.
Таким образом, актуальностьвыбранной темы обусловлена особой значимостью такого объекта документальноготаможенного контроля как товары, помещаемые под режим экспорта.
Цель работы заключается вразработке основных направлений совершенствования документального контролятоваров под режимом экспорта.
Для достижения указанной целибыли поставлены следующие задачи:
изучить сущность документальногоконтроля;
дать организационнуюхарактеристику таможенного поста;
дать оценку операцийдокументального контроля товаров;
определить основные направлениясовершенствования документального контроля товаров под режимом экспорта.
Предметом исследования являетсядокументальный контроль товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта.
Исследование проводилось впериод с 2007-2009 годы.
Методологическая основа включаетв себя системный подход и методы комплексного и сравнительного анализа.
Объектом исследования являетсятаможенный пост.
Структура работы включает: введение,основную часть, состоящую из пяти вопросов, заключение, список использованныхисточников, приложения.
При выполнении работы былиспользован ряд учебной и научной литературы. Нормативно-правовой основойпослужил таможенный кодекс российской Федерации от 28 мая 2003 года в редакции от2 января 2010 года.
Сущность документального контроля как формытаможенного контроля
Таможенный контроль наряду стаможенным оформлением, согласно статье 403 Таможенного кодекса РоссийскойФедерации, является одной из важнейших функций таможенных органов. Всоответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса РоссийскойФедерации таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемыхтаможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенногозаконодательства Российской Федерации.
Уяснение сущности таможенногоконтроля невозможно без рассмотрения системы принципов таможенного контроля, кчислу которых относятся:
всеобщность таможенногооформления и таможенного контроля [1.1, ч.1, ст.14];
законность таможенногооформления и таможенного контроля [1.1, ч.2, ст.14];
принцип минимальнойнеобходимости таможенного контроля, запрета использования таможенногооформления и таможенного контроля в качестве административной нетарифной мерырегулирования [1.1, ч.3, ст.14];
выборочность и достаточностьтаможенного контроля [1.1, ч.1, ст.358];
использование системы управлениярисками при выборе форм таможенного контроля [1.1, ч.2, ст.358];
возможность освобождения отприменения отдельных форм таможенного контроля [1.1, ст.386];
использование методов анализарисков для определения и степени проверки [1.1, ч.3, ст.358];
выработка стратегии таможенногоконтроля Федеральной таможенной службой [1.1, ч.4, ст.358];
сотрудничество с таможеннымиорганами иностранных государств [1.1, ч.5, ст.358];
взаимодействие таможенныхорганов с участниками внешнеэкономической деятельности и организациями,деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, ихпрофессиональными объединениями [1.1, ч.6, ст.358];
создание условий, способствующихускорению товарооборота через таможенную границу [1.1, ч.1, ст.403];
недопустимость причинениянеправомерного вреда при проведении таможенного контроля [1.1, ст.365];
безопасность применениятехнических средств таможенного контроля [1.1, ч.1, ст.388].
Согласно ст.358 Таможенногокодекса Российской Федерации таможенный контроль может проводиться толькотаможенными органами и только в формах, перечисленных в ст.366 Таможенногокодекса Российской Федерации, а именно:
проверка документов и сведений;
устный опрос;
получение пояснений;
таможенное наблюдение;
таможенный осмотр товаров итранспортных средств;
таможенный досмотр товаров итранспортных средств;
личный досмотр;
проверка маркировки товаровспециальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
осмотр помещений и территорийдля целей таможенного контроля;
таможенная ревизия.
Проверка документов и сведений — форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенногооргана при проведении таможенного оформления, для проверки документов.
Согласно подпункту «а»пункта 5 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов,осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании ивыпуске товаров, проверка документов и сведений обозначена документальнымконтролем.
Проверка документов и сведений — форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органапри проведении таможенного оформления товаров, для целей: проверки правильностиоформления документов; установления подлинности документов; проверки достоверностисведений, содержащихся в документах.
В соответствии с пунктом 1 статьи367 Таможенного кодекса Российской Федерации целями применения данной формытаможенного контроля являются:
установление подлинностидокументов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати,подписи, штампы);
проверка достоверности сведений,содержащихся в документах (данные об отправителе, получателе товара,декларанте, сведения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость,количество, страна происхождения и др.), сведения об уплате таможенных платежейи др. данные);
проверка правильности оформлениядокументов (правильность заполнения соответствующих граф ГТД, отсутствиеисправлений).
Проверка документов и сведенийпроводится в несколько этапов:
а) проверка самих документов напредмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);
б) проверка сведений,необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).
При реализации данной формытаможенного контроля таможенные органы не связаны представленными документами исведениями, содержащимися в них, а потому самостоятельно вправе пользоватьсяинформацией, полученной из других источников, в том числе по результатампроведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальнойтаможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.
Перечни проверяемых документов исведений зависят от конкретных таможенных операций и таможенных процедур (представлениетоваров в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации,оформление внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временноехранение, таможенное декларирование товаров).
Проведение проверки документов исведений, в отдельных случаях, допускается до перемещения товаров через таможеннуюграницу. Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Таможенного кодексаРоссийской Федерации таможенная декларация может быть подана на иностранныетовары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации [1].Организационная характеристика Белгородскоговосточного таможенного поста
Таможенным постом являетсяподразделение таможни, которое проводит полное таможенное оформление итаможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории. Вотличие от таможни не обладает правами юридического лица. Иначе говоря, таможенныйпост представляет собой структурный элемент таможни и находится на территории,подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост.
Белгородский восточныйтаможенный пост находится по адресу: г. Белгород, ул. К. Заслонова, 90. Всоответствии с приказом ФТС России от 23 декабря 2009 года № 2338 «Оликвидации Белгородского западного таможенного поста Белгородской таможни»в настоящее время является составной частью единого Белгородского таможенногопоста.
В структуру Белгородскоготаможенного поста входят следующие отделы: отдел таможенного регулирования иконтроля №1, отдел таможенного регулирования и контроля №2, досмотровый отдел,отдел документационного обеспечения, отдел административных расследований.
На Белгородском таможенномпосту, крупнейшем пункте таможенного оформления в Белгородской таможне внедреноэлектронное декларирование с применением сети Интернет, осуществлена схемасовмещения двух складов временного хранения. Один из них — склад временногохранения открытого типа, учрежденный ООО «Белтрансэкспедиция» спропускной способностью до 350 железнодорожных вагонов и 200 автомобилей всутки и возможностью трансформирования полезных площадей.Документы, необходимые для проведения операцийтаможенного контроля
Лица, перемещающие товары итранспортные средства через таможенную границу Российской Федерации либоосуществляющие деятельность, подконтрольную таможенным органам, обязаныпредставлять последним документы и сведения, необходимые для таможенногоконтроля.
Сведения, необходимые длятаможенного контроля, таможенные органы могут получать от налоговых и иныхконтролирующих органов. Законодатель наделяет таможенные органы правом получатьот банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях исостоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства черезроссийскую таможенную границу, таможенных брокеров либо иных лиц,осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
Документы, необходимые длятаможенного контроля, по своему назначению могут быть классифицированы вследующие группы:
торговые документы. К нимотносятся контракты, счета, фактуры, спецификации, инвойсы, упаковочныедокументы и др. Копии контрактов и выписки из них должны быть заверены подписьюруководителя организации, заключившей контракт, а также печатью этойорганизации. Однако при наличии оснований полагать, что представленныедокументы содержат недостоверные сведения, должностные лица таможенных органоввправе потребовать оригиналы контрактов. Для подтверждения сведений оконтрактодержателях могут приниматься подготовленные ими письма-заявления суказанием регистрационных и банковских реквизитов, подписанные руководителем иглавным бухгалтером и заверенные печатью организации.
транспортные документы. Потранспортным документам товары перемещаются через таможенную границу: коносаменты,накладные, применительно к железнодорожному транспорту — дорожные ведомости,вагонные листы, передаточные ведомости, багажные квитанции.
таможенные документы. Такиедокументы выдаются и удостоверяются должностными лицами таможенных органов. Таможеннымидокументами являются таможенные декларации, другие документы на товары,подлежащие вручению таможенному органу назначения (документы контроля доставки),свидетельства о допущении транспортных средств (контейнеров) для перевозкитоваров под таможенными печатями и пломбами, различные лицензии иквалификационные аттестаты, выдаваемые таможенными органами (лицензии наосуществление деятельности в качестве таможенного брокера, таможенногоперевозчика, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению и т.д.),а также другие документы.
иные документы, необходимые длятаможенного контроля. К таким документам могут быть отнесены учредительныедокументы, подтверждающие право занятия внешнеэкономической деятельностью; сертификатыкачества, соответствия; карантинные, разрешительные документы, выдаваемые инымигосударственными органами; воинские пропуска и др[2].
Приказ от 25 апреля 2007 г. N536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых длятаможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом» кнеобходимым при декларировании документам также относит:
документы, выдаваемыеуполномоченным органом, подтверждающие особенности осуществления валютныхопераций, когда перемещение товаров через таможенную границу РоссийскойФедерации либо изменение их таможенного режима на основании договора, накоторый в соответствии с законодательством Российской Федерации и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации не распространяетсятребование об оформлении паспорта сделки/паспорта бартерной сделки;
письменное подтверждениеуполномоченного банка, ведущего в соответствии с международным договором сучастием Российской Федерации кредитный счет, при поставках товаров погосударственному кредиту либо в счет погашения государственного кредита, суказанием номера счета и кода валюты;
письменное подтверждениеорганизации, уполномоченной Минфином России информировать таможенные органы одоговорах, заключенных и оплачиваемых за счет средств займов Международногобанка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции иразвития (ЕБРР);
документы, оформляемые ивыдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки со счетов; иныедокументы, подтверждающие совершение валютных операций, связанных сперемещением через таможенную границу Российской Федерации декларируемыхтоваров в случае, если указанные валютные операции совершены до дня подачидекларантом таможенной декларации;
сводные ведомости, формируемыена основании расходных или приходных кассовых ордеров на общее количествоперемещаемой за период валюты, — при декларировании валюты, перемещаемой черезтаможенную границу Российской Федерации в связи с торговлей на бортах воздушныхсудов, с использованием периодической таможенной декларации;
документы, подтверждающие правона получение тарифных преференций или льготного налогообложения, не вытекающиеиз содержания или условий заявленного в таможенной декларации таможенногорежима, если в отношении декларируемых товаров в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и (или) международными договорамиРоссийской Федерации при их перемещении через таможенную границу РоссийскойФедерации предоставляются льготы по уплате таможенных платежей [1.3, ст.1].
Перечисленные виды документоввнимательно проверяются должностными лицами таможенных органов до принятиярешения о выпуске и использовании товаров и транспортных средств в соответствиис избранным таможенным режимом.
Проверка документов заключаетсяв их изучении с точки зрения соответствия действующим правилам таможенногозаконодательства и полноты их оформления.
Должностное лицо таможенногооргана вправе потребовать от декларанта предоставления дополнительныхдокументов, необходимых для таможенных целей. Перечень таких документовустанавливается таможенными органами исходя из целей таможенного контролятоваров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, идоводится до декларантов иных заинтересованных лиц в письменном виде.
Оценка операций документального контроля товаров
При осуществлении документальногоконтроля уполномоченное должностное лицо проводит проверку соблюдения условийвыпуска товаров путем осуществления следующих операций:
а) проверки соответствия сведений,заявленных в таможенной декларации, в том числе о наименовании товаров, ихколичественных данных (количество мест, вес и пр.), сведениям, содержащимся вдокументах, представленных в таможенный пост для проверки таможенной декларации,а также в электронных копиях таможенных документов;
б) контроля правильностиопределения классификационного кода по ТН ВЭД России;
в) контроля правильности определениястраны происхождения по товарам, в отношении которых применяются меры тарифногои нетарифного регулирования;
г) контроля соблюдения актов законодательстваРоссийской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз вРоссийскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации отдельных товаров (далее- запреты и ограничения);
д) выявления товаров, содержащихобъекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр ГТК России, и обладающихпризнаками контрафактных;
е) валютного контроля и контроляза исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
ж) контроля таможенной стоимости;
з) контроля статистическойстоимости;
и) контроля правильности исчисленияи своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, а также внесенияобеспечения уплаты таможенных платежей и его размера (если требуется);
к) контроля соблюдения требованийи условий заявленного таможенного режима, а также заявленной процедуры перемещениятовара;
л) выявления рисков, содержащихсяв профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) вэлектронном виде.
Проведение документального контроляпри условии отсутствия риска (рисков) должно осуществляться уполномоченным должностнымлицом в следующие сроки:
а) не более 1,5 часов рабочего временис момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации(при декларировании от 1 до 10 наименований товаров);
б) не более 4 часов рабочеговремени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации(при декларировании от 11 до 50 наименований товаров);
в) не более 8 часов рабочеговремени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации(при декларировании от 51 и более наименований товаров).
При этом по решению начальника таможни,в регионе деятельности которой осуществляется декларирование товаров, согласованномус начальником вышестоящего регионального таможенного управления (РТУ),допускается с учетом местных условий, категорий оформляемых товаров, уровня их налогообложения,иных факторов увеличение указанных сроков. Начальник РТУ организует еженедельноенаправление в ГУОТК мотивированного сообщения об указанных согласованныхрешениях.
При осуществлении сверки сведений,заявленных в таможенной декларации, о наименовании товаров и их количественных данных(количество мест, вес и пр) со сведениями, содержащимися в документах, представленныхтаможенному посту для проверки декларации, а также с электронными копиямитаможенных документов уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) сверку количественных данных(количество мест, вес и пр);
б) сверку стоимостных данных;
в) сверку сведений о контракте, коммерческих,транспортных и таможенных документах.
При контроле правильностиопределения классификационного кода товара по ТН ВЭД России уполномоченное должностноелицо осуществляет:
а) контроль достоверности и полнотысведений, заявленных в таможенной декларации для целей идентификации товара, атакже классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России;
б) проверку соответствия и полнотыописания товара в таможенной декларации установленным требованиям, в том числеописания его упаковки;
в) контроль правильности определенияклассификационного кода по ТН ВЭД России в случаях, отнесенных к компетенции таможенногопоста;
г) проверку соответствия заявленныхсведений о товарах сведениям, содержащимся в решениях о классификации товаров, принятыхвышестоящими таможенными органами в соответствии с иными нормативными правовымиактами ГТК России.
При контроле страны происхождениядекларируемых товаров уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) контроль достоверности и полнотысведений, заявленных в таможенной декларации и документе, подтверждающем странупроисхождения товаров, если стране происхождения данных товаров Российская Федерацияпредоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации или законодательством Российской Федерации (в случаях, отнесенныхк компетенции таможенного поста);
б) проверку соответствия заявленныхсведений о товарах сведениям, содержащимся в решениях о стране происхождениятоваров, принятых вышестоящими таможенными органами в соответствии с иными нормативнымиправовыми актами ГТК России;
в) внесение информации по принятомурешению о стране происхождения в графу «С» бланка формы ТД1 и ееэлектронной копии (если декларирование осуществляется с применением таможенной декларациина бланках формы ТД1 и ТД2).
При контроле соблюдения запретови ограничений уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) контроль достоверности и полнотысведений, заявленных в таможенной декларации, в целях соблюдения лицом, перемещающимтовары, запретов и ограничений;
б) проверку наличия и правильностиоформления разрешений, лицензий, сертификатов, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации, а также сведений, подтверждающих прохождение ветеринарного,фитосанитарного и иных видов государственного контроля;
в) передачу в установленных случаяхв соответствующее функциональное подразделение таможни информации о выявленных случаяхнесоблюдения запретов и ограничений.
При контроле соблюдения законодательстваРоссийской Федерации об интеллектуальной собственности уполномоченное должностноелицо осуществляет:
а) проверку достоверности и полнотысведений, заявленных в таможенной декларации, в отношении содержащихся натоваре объектах интеллектуальной собственности;
б) проверку соответствия заявленныхсведений о товарах сведениям, содержащимся в рассылаемых ГТК России сведениях изтаможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
в) проверку документов, подтверждающихсоблюдение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности;
г) подготовку решения о приостановлениивыпуска товаров в случаях и порядке, установленных нормативными актами ГТКРоссии;
д) передачу в соответствующее функциональноеподразделение таможни информации об обнаруженных нарушениях законодательства обинтеллектуальной собственности.
При осуществлении валютного контроляи контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок уполномоченное должностноелицо осуществляет:
а) проверку соответствия условийвнешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенныйконтроль, требования валютного законодательства и законодательства орегулировании внешнеторговых бартерных сделок;
б) проверку соответствия сведений,заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах,представленных для осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговыхбартерных сделок;
в) передачу в подразделение по валютномуконтролю таможни информации об обнаруженных нарушениях валютногозаконодательства, в том числе не входящих в компетенцию таможенных органов.
При контроле таможенной стоимостиуполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) контроль правильности выбора методаопределения (основы определения — для вывозимых товаров) таможенной стоимости, т.е.соответствует ли выбранный метод (выбранная основа) виду и условиямвнешнеторгового договора и представленным документам;
б) контроль правильности определениядекларантом структуры заявленной таможенной стоимости, т.е. включение всех предусмотренныхкомпонентов, и, в случае заявления вычетов — их обоснованность;
в) контроль наличия документальногоподтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;
г) оперативную оценку достоверностизаявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управлениярисками.
По результатам проведенногоконтроля таможенной стоимости уполномоченное должностное лицо принимает решение:
а) о возможности принятия на этапетаможенного оформления заявленной декларантом таможенной стоимости;
б) о запросе у декларанта дополнительныхдокументов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости,и (или) о получении пояснений по условиям продажи товаров, которые моглиповлиять на цену сделки, а также пояснений по товарам (формы запроса поясненияустановлены иными нормативными правовыми актами ГТК России);
в) о необходимости проверки правильностии достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости в вышестоящейтаможне;
г) о необходимости пересчета (корректировки)таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможеннойстоимости или о необходимости применения другого метода определения таможеннойстоимости, в том числе о необходимости проведения консультации с лицом, подавшимтаможенную декларацию, по выбору метода определения таможенной стоимоститоваров.
При контроле правильности исчисленияи своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов уполномоченное должностноелицо осуществляет:
а) проверку правильности исчислениятаможенных платежей, в том числе при ввозе товаров в адрес одного получателя втечение одной недели, общая таможенная стоимость которых не превышает 5000рублей;
б) проверку соблюдения сроковуплаты таможенных платежей;
в) проверку (через специализированноеподразделение таможни, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей) фактическогопоступления денежных средств на счет таможенного органа;
г) проверку наличия решения уполномоченноготаможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенныхпошлин, налогов в случае, если плательщик претендует на ее предоставление;
д) проверку наличия достаточных правовыхоснований для предоставления заявленных льгот по уплате таможенных пошлин,налогов;
е) проверку начисления пеней за просрочкууплаты таможенных пошлин, налогов;
ж) проверку наличия документов, подтверждающихвнесение обеспечения уплаты таможенных платежей (таможенная расписка или таможенныйприходный ордер (ТПО), оформленные в соответствии с порядком, установленнымнормативными правовыми актами ГТК России) в случаях, определенных Кодексом инормативными актами ГТК России.
При контроле соблюдения требованийи условий заявленного таможенного режима, а также заявленной процедуры перемещениятовара уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) проверку соблюдения условий помещения(изменения или завершения ранее заявленного таможенного режима) товаров под соответствующийтаможенный режим;
б) проверку уплаты таможенныхпошлин, налогов либо обеспечения их уплаты в соответствии с условиями заявленноготаможенного режима.
После завершения проведения операцийдокументального контроля, предусмотренных пунктом 30 Инструкции, уполномоченноедолжностное лицо на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземплярабланка формы ТД1) проставляет отметку «Проверено», которую заверяетподписью с указанием своих фамилии и инициалов, времени и даты окончанияпроверки.
Если документальный контроль проводилсянесколькими должностными лицами, то после завершения проведения операций документальногоконтроля каждым из уполномоченных должностных лиц, проводивших документальный контроль,на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра бланка формы ТД1)проставляется последовательно порядковый номер операции документального контроляс отметкой «Проверено». Отметка заверяется подписью с указанием фамилиии инициалов, времени и даты окончания проведения операции документальногоконтроля.
Указанные отметки уполномоченныедолжностные лица проставляют также в соответствующих полях электронной копии таможеннойдекларации.
При этом уполномоченное должностноелицо проставляет в соответствующих полях электронной копии таможенной декларациитакже следующие отметки:
а) если декларируются товары, ввозимыев Российскую Федерацию и доставленные до места их временного хранения автомобильнымтранспортом, — таможенный номер накладной (номер, присвоенный уполномоченнымдолжностным лицом согласно порядку, установленному иным нормативным правовым актомГТК России, международной товарно-транспортной накладной (при ввозе товаров в РоссийскуюФедерацию) либо внутренней товарно-транспортной накладной (при перегрузке (перевалке)товаров в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации либопо пути следования товаров));
б) если декларируются товары, ввозимыеавтомобильным транспортом в Российскую Федерацию из Украины, — номер украинскойтаможенной декларации, в том числе транзитной, содержащийся на международнойтоварно-транспортной накладной;
в) если декларируются товары, ввозимыеавтомобильным транспортом в Российскую Федерацию из Республики Казахстан, — номерказахстанской таможенной декларации, в том числе транзитной, содержащийся намеждународной товарно-транспортной накладной;
г) если декларируются товары, ввозимыев Российскую Федерацию и доставленные до места их временного хранения, — коджелезнодорожной станции назначения (в графу 27 ГТД).
Уполномоченное должностное лицопо результатам проведения документального контроля и в случае выявления рисков докладываетначальнику таможенного поста либо лицу, им уполномоченному, о необходимостипроведения таможенного досмотра (осмотра) товаров (если указание о проведениитакого досмотра содержится в профиле риска) с указанием причин, его вида иобъема, являющихся адекватными для проверки сведений, заявленных в таможеннойдекларации.Основные направления совершенствованиядокументального контроля товаров помещаемых под режим экспорта
Именно такая форма контроля как«проверка документов и сведений» является наиболее трудоемкой,требует значительного времени на ее проведение и в большинстве случаев необеспечивает в процессе таможенного оформления требуемой эффективности вусловиях ограниченности сроков таможенного оформления и выпуска товаров.
При проведении таможенного контролятолько в форме проверки документов и сведений оформляющий инспектор долженпровести согласно существующей технологии более 40 проверочных операций за 1,5часа, отведенные ему для проведения документального контроля, включая контроль таможеннойстоимости, проверку правильности определения кода ТН ВЭД и т.д. Возникаетвопрос эффективности такого контроля, когда в среднем на одну проверочнуюоперацию отводится две минуты.
С другой стороны — существующаясегодня тенденция сокращения сроков таможенного оформления приводит и ксокращению времени таможенного контроля, который в целях обеспечения соблюдениятаможенного законодательства РФ и сохранения своей эффективности не должен бытьограничен временем таможенного оформления. В противном случае таможенный контрольстанет просто формальной таможенной процедурой и, как следствие, неэффективным,либо, как в настоящее время — приведет к увеличению фактического срока выпускатоваров.
Так, зависимость времени проведениятаможенного контроля в форме проверки документов и сведений от субъективных иобъективных условий контроля (например — необходимость предоставления иныхнеобходимых документов и сведений) и существующие технологии оформлениядопускают возможность осуществлять фактический выпуск товара в срок свыше трехдней, установленный п.1. ст.152 Таможенного кодекса. Сегодня, подав таможенную декларацию,декларант может получить товар в течение дня, через три дня или неделю, а вотдельных случаях и более поздние сроки, все зависит от сроков исполнениядекларантом дополнительных требований, предъявленных таможенным органом приосуществлении им функций таможенного контроля. При этом формально, без учетавремени приостановления таможенного оформления, товар выпускается в срок, не превышающийтрех дней.
Возникает вопрос — а стоит ливообще совмещать таможенное оформление и таможенный контроль в форме проверкидокументов и сведений, то есть в процессе декларирования товаров проводитьоперации документального контроля таможенной стоимости, проверки правильностиопределения кода ТН ВЭД и т.д. Не рациональней ли будет разделить эти двесамостоятельные административные таможенные процедуры во времени? При этомперейти при декларировании товаров с «разрешительной» системы на«заявительную», когда основное таможенное оформление и выпуск товаровосуществляется не по результатам документального контроля, а по факту подачи ипринятия таможенным органом правильно оформленной и проверенной таможеннойдекларации с последующим переносом операций документального контроля на периодпосле выпуска товаров.
Без изменения существующих внастоящее время подходов к организации таможенного контроля, основанных на принципахтотального контроля — «проверяй и выпускай», созданных в 90-х годах,на новую идеологию таможенного контроля, в основу которой заложен иной принцип — «выпускай и контролируй», основанный на экономической целесообразностипроведения той или иной проверочной операции, дальнейшее сокращение временитаможенного оформления товара и, как следствие, проведение документальногоконтроля до выпуска товара будет неэффективным и экономически небезопасным.
Таким образом, осуществлениетаможенного контроля в форме «проверки документов и сведений» зарамками основного таможенного оформления, то есть после выпуска товаров, — естьреальный путь существенного сокращения времени таможенного оформления безснижения эффективности таможенного контроля.
Причем для этого не требуетсязначительных финансовых затрат и структурных изменений. В таможенных органахсегодня создана необходимая функциональная структура, способная осуществлятьтаможенный контроль после выпуска товаров. Необходимо только перераспределить операциидокументального контроля с основного таможенного оформления на контроль послевыпуска товаров.
Необходимо при подаче таможеннойдекларации разумно разделить товары, в отношении которых таможенный контрольбудет проводиться до или после выпуска. Отсортировать товары, в отношении которыхтаможенный контроль проводится в процессе таможенного оформления или послевыпуска, можно с использованием форм и методов, применяемых в системе управлениярисками.
Например, зачем проводить вполном объеме таможенный контроль в процессе основного таможенного оформления вотношении товаров производственно-технического назначения, периодическипоступающего для собственных нужд в целях использования в технологическихпроцессах в адрес крупного участника ВЭД, расположенного в регионе деятельноститаможни? В данном случае в целях реального сокращения времени таможенногооформления и упрощения таможенных процедур таможенный контроль целесообразно провестив течение 1 года после выпуска товаров (ст.361 ТК РФ), и то в том случае, еслипо результатам анализа таможенного оформления после выпуска будут выявленыриски возможного недостоверного декларирования. Другим примером, когданеобходимо совмещать в целях минимизации возможных рисков таможенное оформлениеи таможенный контроль, может служить ввоз товаров в целях их дальнейшейреализации на территории РФ участниками ВЭД, обладающими признакамифирм-однодневок. В этом случае таможенный контроль в полном объеме следуетсовмещать с таможенным оформлением и проводить при декларировании товаров.
Индикатором и решающим факторомпри принятии решения о проведении документального контроля до или после выпускатоваров должно стать одно условие — возможность или невозможность проведениятаможенного контроля после выпуска товаров[3].
Заключение
Проверка документов и сведений — форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органапри проведении таможенного оформления товаров, для целей: проверки правильностиоформления документов; установления подлинности документов; проверкидостоверности сведений, содержащихся в документах.
В соответствии с пунктом 1 ст.367ТК РФ целями применения данной формы таможенного контроля являются:
установление подлинностидокументов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати,подписи, штампы);
проверка достоверности сведений,содержащихся в документах (данные об отправителе, получателе товара,декларанте, сведения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость,количество, страна происхождения и др.), сведения об уплате таможенных платежейи др. данные);
проверка правильности оформлениядокументов (правильность заполнения соответствующих граф ГТД, отсутствиеисправлений).
Документы, необходимые длятаможенного контроля, по своему назначению могут быть классифицированы вследующие группы:
торговые документы;
транспортные документы;
таможенные документы;
иные документы, необходимые длятаможенного контроля.
Проверка документов и сведенийпроводится в несколько этапов:
а) проверка самих документов напредмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);
б) проверка сведений,необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).
При реализации данной формытаможенного контроля таможенные органы не связаны представленными документами исведениями, содержащимися в них, а потому самостоятельно вправе пользоватьсяинформацией, полученной из других источников, в том числе по результатампроведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальнойтаможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Таможенный кодекс РоссийскойФедерации от 28 мая 2003года / N61-ФЗ.
2. Об утверждении правил приема грузовыхтаможенных деклараций: Приказ ФТС РФ N 1885 от 15.10.2009.
3. Об утверждении перечня документови сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии свыбранным режимом: Приказ ГТК N 536 от 25 апреля 2007 г.
4. Об утверждении инструкции одействиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенноеоформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров: Приказ ГТК N1356 от 28 ноября 2003 г.
Литература
1. Бакаева О.Ю. Конспект лекций по таможенному праву. М., 2005. — 112 с.
2. Бекяшев К.А. Таможенное право. Учебник. М., 2007. — 445 с.
3. Богомолова А.А. Таможенное право. Лекции. М., 2008. — 231 с.
4. Борозна А.А. Таможенное право. Курс лекций. М., 2008. — 143 с.
5. Берков Е.А., Галанжи Е.Ф. “Учебное пособие в помощь слушателям, изучающимтаможенное дело”. — М., 2008 г. — 436 с.
6. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е.Крутсних. — М.: Инфра — М, 2007. — 590 с.
7. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. «Норма»- М., 2002. — 325 с.
8. Галузо В.Н., Эриашвили Н.Д., Килясханов И.Ш., Кизлык А.П. Учебноепособие. — М., 2008. — 432 с.
9. Драганов В.Г. Основы таможенного дела: Учебник: Российская таможеннаяакадемия при ГТК РФ. М., 2008. — 327 с.
10. Завражных М.Л. Таможенное право. М., 2006. — 432 с.
11. Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации. Под ред.А.Н. Козырина.Издательство «Проспект», 2004. — 427 с.
12. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. — М.: 2007. — 321 с.
13. Лебедева Е.С. Учебник по таможенному праву.М., 2006. — 452 с.
14. Рубинштейн Т.Б. «ВТО: Практический аспект». — М.: «ГелиосАРС». — 2004г. — 435 с.
15. Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор П.В. Дробенко. — М.:РИО РТА, 2006. — с.349.
16. Салминин Е.О. Таможенное право. Учебник для вузов.М., 2006. — 325 с.
17. Таможенное право России: Учебник / Под ред.О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко.Москва. Юристь, 2004. — 279 с.
18. Тимошенко И.В. Таможенное право. Курс лекций.М., 2006. — 231 с.
19. Халипов С.В. Таможенное право России.М., 2006. — 542 с.
20. Таможенное дело: словарь — справочник / А.В. Аграшенков, Н.М. Блинов, С.Н.Гамидулаев и др.: сев. — зап. фил. ин-та повышения квалификации ипереподготовки работников таможенных учреждений ГТК РФ. — СПб.: Логос, 2004. — 320с.
21. Толкушкин А.В. Таможенное дело.2-е изд., перераб. и доп. — М., 2009. — 436 с.
22. Фомин С.В. Международные экономические отношения, М.: «Юркнига».- М., 2004г. — 321 с.
23. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России. — М., 2003г. — 451 с.
24. Халипов С.В. Таможенное право России. М., 2009. — 328 с.
25. Храбсков В.Г. Таможня и закон. — М.: Юрид. лит., 2007. — 228 с.