ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГОТРАНСПОРТА
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Смоленскийфилиал
Кафедра«Экономическая теория»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Подисциплине: Таможенное право
Тема:ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО: ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила:Леонова О.А. Преподаватель: Скобелева
Шифр:0420-п/нэ-1243 Людмила
Васильевна
Смоленск,2007
Таможенное право —это комплексная отрасль российского законодательства, представляющаясобой систему правовых норм различной отраслевойпринадлежности, которые устанавливаются государством ипредназначены для регулирования общественных отношений,связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможеннуюграницу Российской Федерации.
В системе отраслейтаможенное право тесно связано с другими отраслями, но в то же времяотграничивается от них в связи со спецификой предмета правовогорегулирования.
Конституционное право выступает,бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права. Учитывая, чтотаможенное право преследует публично-правовые интересы, основыгосударственных отношений, изучаемых конституционным правом,представляют собой фундамент для всего таможенного механизма.Конституционные положения, содержащие нормы, относящиеся к области таможенногодела, развиваются далее в отрасли таможенного права.
Административное право нередконазывают управленческим правом, акцентируя внимание на предметеего правового регулирования. Таможенные органы, как и другие органыисполнительной власти, функционируют с ними на единых принципах. Как иадминистративному праву, таможенному праву присущ императивный методрегулирования. Кроме того, нарушения таможенных правилпредставляют собой разновидность административных правонарушений,поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащие таможенныхорганов обращаются к нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Финансовое право изучаетобщественные отношения, составляющие содержание финансовойдеятельности государства и муниципальных образований. Таможенныеорганы наряду с правоохранительными, осуществляют и финансовую деятельность.Прежде всего, такая деятельность выражается в формировании доходной частигосударственного бюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности —немалая составляющая казны Российской Федерации.Финансово-правовые аспекты таможенных отношений регулируются путемиспользования положений, установленных в нормах важнейших источников финансовогоправа: Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, других федеральныхзаконов.
Уголовное право включаетв себя нормы, характеризующие общественно опасные деяния,именуемые преступлениями, а также основы и условия привлечения кответственности данного рода. Основной источник данной отрасли Уголовныйкодекс РФ содержит гл. 22 «Преступления в сфере экономическойдеятельности». В ней изложены составы неправомерных деяний,совершаемых в области таможенного дела (контрабанда и др.).Сотрудники таможенных органов, осуществляя предварительное расследование поданным преступлениям, руководствуются нормами уголовного иуголовно-процессуального законодательства.
Гражданское право, являющеесяодной из профилирующих отраслей права, регулирует обширную областьимущественных и личных неимущественных отношений. В областитаможенного дела субъекты внешнеэкономической деятельности используют и нормыгражданского законодательства. Договоры об оказании услуг, оперевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства — все это сферарегулирования гражданского права. Таможенное законодательствосодержит бланкетные нормы, отсылающие лиц к областицивилистики.
Систему таможенного правасоставляют Общая и Особенная части. В Общую часть входят положения, имеющиеобщее значение для данной отрасли таможенного законодательства.Они раскрывают предмет и метод права, его принципы,источники, правовой статус субъектов таможенных правоотношений, характеристикуобъектов таможенно-правового регулирования, содержание таможеннойслужбы. Особенная часть посвящена правовым основамперемещения товаров и транспортных средств черезтаможенную границу Российской Федерации, дифференциации таможенных режимов,производству таможенного оформления, классификациитаможенных платежей, формам таможенного контроля, а также материально-правовыми процессуальным правилам юридической ответственности в областитаможенного дела. Группы правовых норм, регулирующих данные разновидностиобщественных отношений, выступают в качестве институтов таможенногоправа (институт таможенного оформления, институт таможенных платежей, институттаможенного контроля и т.д.). Комплексность отрасли таможенногозаконодательства отражается и на характеристике его институтов. Так, институттаможенного оформления является отраслевым, а институтвалютного контроля носит смешанный (межотраслевой) характер, так каксостоит из норм таможенного и банковского законодательства.
Таможенное законодательство— одна из новых и динамичных отраслей законодательногорегулирования. Государство, регулируя общественные отношения в сферевнешнеэкономической деятельности, облачает свои решения в «правовые одежды»,используя различные формы права. Что же является источникомтаможенного права? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимоуяснить особенность, заключающуюся в том, что таможенная служба вРоссии имеет федеральный статус. Управление областью таможенногодела осуществляется на уровне Российской Федерации, поэтому источникиданной отрасли представлены нормативными правовыми актамифедеральных органов государственной власти. Они обязательны дляисполнения физическими и юридическими лицами на всей территорииРоссийской Федерации.
Источниками таможенногоправа являются правовые акты федеральных законодательных иисполнительных органов государственной власти, содержащиеобщеобязательные правила поведения в области таможенного дела.
Законодательство отаможенном деле представлено исключительно источниками общефедеральногоуровня. В его составе нет актов государственных органов субъектовФедерации и актов органов местного самоуправления. Источникомтаможенного права может быть не любой правовой акт, а толькотот, который содержит общие правила о таможенном деле и егоэлементах. Таким образом, источник таможенного права должен носитьнормативный характер. Акты, касающиеся конкретных вопросов,являются индивидуальными. Как правило, они направляются конкретным адресатам исвязаны с единовременным применением (например, приказ о назначении на должность).
Согласно ч.2 ст.3 ТКтаможенное законодательство состоит из действующего Таможенногокодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральныхзаконов. Они именуются актами таможенного законодательства. Однакокруг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативных правовыхактов, являющихся источниками таможенного права, представляет собойтрадиционную триаду: Конституция РФ, законы и подзаконныеакты.
Предметом таможенного праваявляются общественные отношения, возникающие в процессе или поповоду перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границуРоссийской Федерации. В рамках таможенного права ключевым понятиемявляется «перемещение», в соответствии с которым участник таможенныхправоотношений либо уже переместил товары и транспортные средства черезтаможенную границу, либо перемещает их в настоящее время, либо имеет намерениепереместить их в будущем. Кроме того,участник таможенных правоотношений может не осуществлять экспорт либо импорт груза, но все равно будет связан с перемещением товаров и транспортныхсредств каким-либо иным образом(например, таможенный перевозчик,таможенные органы). В соответствии со ст. 11 Таможенного кодексаперемещение через таможенную границу товарови (или) транспортных средств — это совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации либо вывозус этой территории товаров итранспортных средств любым способом. При этом под незаконнымперемещением товаров и (или) транспортныхсредств через таможенную границу понимаетсясовершение действий по ввозу и вывозу с таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств с нарушением порядка,установленного законодательством о внешнеторговой деятельности.
Предметом таможенного праваявляются общественныеотношения, связанные с перемещением груза через таможенную границу РоссийскойФедерации в любых направлениях и любымспособом, а именно две группы отношений:по ввозу и вывозу товаров и (или) транспортных средств. Ввоз груза натаможенную территорию Российской Федерации— это фактическое пересечение товарами и транспортными средствамитаможенной границы Российской Федерации ивсе последующие действия с этим грузом до их выпуска таможенными органами. Вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории РоссийскойФедерации — это подача декларации илисовершение иных действий,непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории, а также все последующие действия с грузом до фактического пересечения ими таможенной границы РоссийскойФедерации. При этом к действиям,непосредственно направленным на вывозтоваров или транспортных средств с таможенной территории, относятся:
— вход (въезд) физического лица, выезжающего запределы Российской Федерации, взону таможенногоконтроля;
— въезд автотранспортного средства в пунктпропуска через Государственную границу РоссийскойФедерации вцелях убытия его с таможенной территории Российской Федерации;
— сдачатранспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации;
— действия лица,непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарамии транспортными средствами внеустановленных в соответствии сзаконодательством РФ мест.
В соответствии с п. 1 ст. 3Таможенного кодекса таможенное законодательство РФ регулируетотношения в области таможенного дела, которые можно подразделитьна четыре группы(это предмет таможенного права):
— отношения по установлению порядка перемещениятоваров и транспортных средств черезтаможенную границу РоссийскойФедерации;
— отношения, возникающие впроцессе таможенного оформления и таможенного контроля;
— отношения в сфере обжалования актов, действий ибездействия таможенных органов и их должностных лиц;
— отношения по установлению иприменению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. При этом при регулировании таможенных правоотношений, связанных с таможенными
платежами, таможенноезаконодательство применяется в части,не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Метод таможенного правапредставляет собой совокупность приемов, способов и средств осуществления таможеннойполитики, реализации норм таможенного законодательства. В рамках таможенного регулирования применяются два методаправового воздействия:
— императивный метод — этометод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономическойдеятельностивступает в определенные отношения с государственнымиорганами, уполномоченными в области таможенногодела. Данные таможенные правоотношения регулируются строгоустановленными правилами поведения;
— диапозитивный метод — этометод дозволений. Данный
метод правового регулирования таможенных правоотношенийимеет место лишь тогда, когда поведение участников регламентируется гражданско-правовыминормами (чаще всего при заключениигражданско-правовых
договоров, например прирегулировании договора перевозки).
Основные принципыперемещения товаров и (или) транспортных средств черезтаможенную границу Российской Федерации сформулированы в гл. 2 Таможенногокодекса Российской Федерации. Они такженазываются принципами таможенного права, среди которых отдельновыделяются:
— принцип законности, который является общим длявсех
отраслей российского права. В рамкахтаможенного права принцип законностипредполагает, что действия участниковтаможенных правоотношений соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральномузаконодательству о внешнеторговой деятельности;
— принцип взаимности исуверенного равенства государств, согласно которому всеиностранные государства, которые предоставляют Российской Федерации максимально возможный доступ товаров на внутренний рынок страны, вправе рассчитывать на аналогичные условия поставки собственных товаров на внутренний рынок Российской Федерации. Принцип взаимности является характерным для международных отношений в целом;
— принцип равноправия, всоответствии с, которым все лица на равных основаниях имеют право наввоз или вывоз товаров и (или) транспортных средств и право наосуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих законодательству Российской Федерации (п. 1ст. 12 Таможенного кодекса). Право лиц на ввоз или вывоз товаров итранспортных средств реализуется в совокупности с обязанностьюданных лиц пройти таможенное оформление и контроль, а также соблюдатьусловия пользования и распоряжения товарами и транспортнымисредствами. Согласно п.1 ст.14 Таможенного кодекса все товары и транспортныесредства, перемещаемые через таможенную границу, подлежаттаможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с актамитаможенного или иного законодательства Российской Федерации, при осуществлении которых таможенные органы и их должностные лица невправе устанавливать требования и ограничения. При этомтребования таможенных органов, предъявляемые при осуществлениитаможенного оформления и таможенного контроля, не могут служитьпрепятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможеннуюграницу и осуществления деятельности в области таможенногодела в большей степени, нежели это минимально необходимо дляпроведения таможенного регулирования. В соответствии со ст.15Таможенного кодекса никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарамии транспортными средствами до их выпуска.
Международное право имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частьюее правовой системы. Если международным договоромРоссийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренныевнутренним законодательством РФ, то применяются правила международногодоговора.
Конституция РоссийскойФедерации, определяющая основные направлениягосударственной политики в области таможенногорегулирования. В соответствии со ст. 8 Конституции в РоссийскойФедерации гарантируются единство экономического пространства,свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции,свобода экономической деятельности. Данные гарантии неразрывно связаны стаможенным регулированием на территории Российской Федерации.Согласно ст. 71 Конституции в исключительном ведении РоссийскойФедерации находятся:
— установление системыфедеральных органов исполнительной власти (в том числе таможенных органов), порядка их организации идеятельности, формирование федеральныхорганов исполнительной власти;
— установление правовыхоснов единого рынка, финансовое, кредитное, таможенноерегулирование;
— внешнеэкономическиеотношения Российской Федерации;
— определение статуса изащита государственной границы, территориального моря,воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентальногошельфа Российской Федерации, составляющих таможеннуютерриторию Российской Федерации.
В рамках ст. 74 КонституцииРоссийской Федерации декларируются важнейшие принципы таможенногоправа — свобода перемещения товаров и (или) транспортных средств черезтаможенную границу Российской Федерации; запрет на установлениетаможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных ограничений натерритории Российской Федерации для свободного перемещения товаров,услуг и финансовых средств по территории страны.
Федеральные законы (в томчисле федеральные конституционные законы). В данной группе источников таможенного прававыделяются:
В зависимости отсистематизации правовых норм:
— кодифицированныенормативные акты: Таможенный кодексот 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, Гражданскийкодекс РФ часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ и частьтретья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, Кодекс РФ об административныхправонарушениях от 30декабря 2001 г. № 195-ФЗ; текущиефедеральные законы;
В зависимости от содержания:
— собственно актытаможенного законодательства (Таможенный кодекс, Закон РФ«О таможенном тарифе» и др.);
— акты смежных (пограничных)отраслей законодательства (Гражданский, Налоговый кодексы,Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»и др.).
Подзаконные нормативные акты— указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряженияПравительства РФ, нормативные акты Государственного таможенногокомитета (в форме приказов, инструкций, распоряжений,писем, указаний, телетайпов, телеграмм, телефонограмм и т.п.). В соответствии со ст. 5 Таможенного кодекса акты Государственного таможенного комитета подлежат государственнойрегистрации и официальному опубликованию, они немогут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иныхправовых актов (указов Президента, постановленийи распоряжений Правительства) или устанавливать дополнительныетребования, запреты и ограничения. В том случае, если нормативно-правовые актыданного органа исполнительной властизатрагивают права и законные интересылиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, тоони могут быть обжалованы в арбитражном суде.
Некоторыми учеными в самостоятельный видисточников таможенного права выделяетсясудебная практика, т. е. решения Конституционного Суда, ВысшегоАрбитражного Суда, Верховного Суда Российской Федерации по вопросам таможенного регулирования. Однако данная точка зренияявляется весьма спорной.
Относительно действия таможенногозаконодательства во времени в ст. 4Таможенного кодекса содержатся следующие правила: акты таможенного законодательства, указы Президента РоссийскойФедерации и постановления и распоряжения Правительства РФ применяются котношениям, возникшим после введенияих в действие, и не имеют обратной силы, за исключением тех случаев,когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты улучшают правовое положение лиц, а также в иных случаях, прямопредусмотренных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Положения актов таможенногозаконодательства, иных правовых актов в области таможенного деладолжны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какиеу него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и вкаком порядке следует совершать при перемещении товаров итранспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.При этом никто не может быть привлечен к ответственности занарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовыхнорм (п. 5ст. 6 Таможенного кодекса).
Государство возмещаетубытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения вдействие и опубликования нормативно-правовых актов, принятие которых предусмотрено Таможенным кодексом, а такжевследствие недостоверностиинформации, предоставленной таможенными органами. Убытки возмещаются засчет казны Российской Федерации в порядке,установленном гражданским законодательством.
Субъекты таможенного права: их группы и роль в таможенном регулировании. Категория «субъекты таможенного права» несколько шире категории «участники таможенныхправоотношений», так какне всегда субъекты таможенного права становятся участниками таможенных правоотношений. Однако участники таможенныхправоотношений всегда являются субъектами таможенного права.
В рамках таможенного законодательства можновыделить две основные группы субъектов таможенного права:
Субъекты, наделенныевластными полномочиями в области таможенного дела (таможенные органы и ихдолжностные лица). В соответствии со ст. 1 Таможенного кодексатаможенное дело на территории Российской Федерации осуществляют ПравительствоРоссийской Федерации и таможенные органы. Согласно ст. 11 Таможенногокодекса таможенными органами называются федеральный орган исполнительнойвласти, уполномоченный в области таможенного дела (Государственный таможенныйкомитет), и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации, ав некоторых случаях также таможенные органы иностранных государств. Таможенныеорганы Российской Федерации образуют единую федеральную централизованнуюсистему. При этом органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, местного самоуправления, общественныеобъединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов приосуществлении ими гноих функций. Даннаягруппа субъектов таможенного права обладает общими функциями в рамках таможенного дела: способствование развитию внешнейторговли РоссийскойФедерации; пополнениедоходной части бюджета Российской Федерации путем взимания таможенных платежей; пресечение, устранение и предупреждение нарушений в областитаможенного законодательства. Ранее втаможенном законодательстве выделялись только две последние функции даннойгруппы субъектов таможенного права.
Субъекты, не обладающиевластными полномочиями в обла^ г; ти таможенного дела (физические июридические лица, участвующие в перемещении товаров и (или)транспортных средсцв через таможенную границу Российской Федерации либо осуществляющиевнешнеэкономическую деятельность). Физическиелица могут участвовать в таможенных правоотношениях, осуществляя свои права и обязанности, как самостоятелъно (непосредственно), так и черезпредставителя. Таможенный представитель (брокер) — это посредник, совершающий таможенные операции от имени и попоручению декларанта или иного лица,на которое возложена обязанность иликоторому предоставлено право осуществлять таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом. При этомдекларантом является лицо, которое декларирует товары и транспортные средства, или лицо, от имени которого декларируются товары и транспортные средства.
Физические и юридические лицакак субъекты таможенного права Могут быть российскими либо иностранными. Российскимипризнаются юридические лица с местонахождением в РоссийскойФедерации, созданные в соответствии с законодательством РФ, атакже физические лица, постоянно проживающие на территории РоссийскойФедерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерациив установленном законом порядке в качестве индивидуальныхпредпринимателей. Таким образом, в рамках таможенного права (вотличие от гражданского нрава) индивидуальные предпринимателиприравниваются к правовому статусу физических, но не юридических лиц. Иностранные юридические и физические лица, а также лица без гражданства также являютсясубъектами таможенногоправа, но с учетом запретов и ограничений, установленных таможенным и иным федеральнымзаконодательством РФ.
Как было сказано ранее, средисубъектов таможенного права могут быть выделены лица, которые неявляются непосредственными участниками таможенных правоотношений,— так называемые заинтересованные лица. В соответствиисо ст. 11 Таможенного кодекса заинтересованные лица — это лица,интересы которых затрагиваются решениями, действиями либобездействием таможенных органов в отношении товаров и (или)транспортных средств непосредственно и индивидуально.
Система как научно-категориальное понятие — этосовокупность взаимосвязанных ивзаимозависимых элементов. Какправило, система имеет иерархическую структуру. Система таможенных органов всоответствии со ст. 402 Таможенногокодекса представляет собой совокупность слсдующих таможенных органов: федеального органа исполнительной власти уполномоченного вобласти таможенного дела; региональных таможенных управлений; таможни;таможенных постов.
Кроме того, в системутаможенных органов входят также иные учреждения подведомственные федеральномуоргану исполнительнойвласти в области таможенного дела — это различные учебные заведения, таможенныелаборатории, научно-исследовательские институты, вычислительные центры и т.п. Важно отметить, что все органы, составляющиеединую таможенную систему, согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации являются федеральными. Исходя изэтого, можно дать следующееопределение таможенного органа — этофедеральный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией вобласти таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитиювнешней торговли Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации 1993 года.- М.: НОРМА-М,2005.-74 с.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации. Постатейныйкомментарий официальными документами коллектива специалистов Государственноготаможенного комитета Российской Федерации.- М.: Агентство «Библиотечка«Российской газеты», 2004.-703 с.
3. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России:Учебник/ Отв. Ред. Н. И. Химичева.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Юрист,2007.- 504 с.
4. Романова Е. В. Таможенное право.- СПб.: Питер, 2006.- 224с.-(Серия «Завтра экзамен»).