Реферат по предмету "Таможенная система"


Правоохранительная деятельность в таможенных органах

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
Глава I. Таможенныеорганы Российской Федерации как субъект правоохранительной деятельности
§1.Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи
§2.Структура правоохранительных подразделений ГТК России
§3.Дознание в таможенных органах, его организация и управление
§4.Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил
§5.Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. Правовая основа ипринципы оперативно-розыскной деятельности
Глава II.Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе
§1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономическойбезопасности
§2.Взаимодействие с правоохранительными органами России и Зарубежных стран
Заключение
Список использованной литературы
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Приоритетныминаправлениями деятельности таможенной службы России были и остаются:осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствованиетехнологий таможенного оформления и таможенного контроля.
Значительное место вдеятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция.Правоохранительный статус Государственного таможенного комитета закреплентаможенным кодексом Российской Федерации, указами Президента РФ от 18 сентября1993 года № 1390 “О дополнительных мерах по укреплению правопорядка вРоссийской Федерации” и от 22 декабря 1993 года № 2253 “Об отнесении таможенныхорганов Российской Федерации к государственным военизированным организациям”. Свводом в действие в августе 1995 года федерального Закона “Обоперативно-розыскной деятельности” таможенные органы стали одним из субъектовэтого вида деятельности.
Создание в системеГосударственного таможенного комитета и укрепление в течение прошедшего периодаспециальных подразделений правоохранительного профиля позволило активизироватьборьбу с контрабандой, экономическими преступлениями, коммерческимиправонарушениями.
Являясьправоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют с другими органамив борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности,пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия,наркотиков, валюты и культурных ценностей.
В новых рыночныхусловиях, когда российская экономика стала “открытой”, а государственныеграницы “прозрачными”, гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблемаэкономической безопасности Российской Федерации.
Государственныйтаможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решениитаких задач, как:
 - создание таможеннойинфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленнойперед таможенной службой;
 - обеспечениеэкономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защитаинтересов народа Российской Федерации;
 - пополнениефедерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;
 - участие восуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь засвоевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерамза экспортированные ими товары;
 - формирование, ведениеи представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговлиРоссии;
 - создание правовойзаконодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы. (1)
За прошедшие годы удалосьмногое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такиеосновополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодексРоссийской Федерации и Закон Российской Федерации о “Таможенном тарифе”.

ГЛАВА I. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1.Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи
Одно из центральных меств деятельности государства и его органов занимает выполнение задач пообеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охранаправ и законных интересов государственных и негосударственных организаций,трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение изащита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. (2)
Конституционныепредписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указаннуюфункцию. Одновременно граждане не лишаются возможности отстаивать всемизаконными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственнымиорганами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.
Обеспечением правопорядкаи законности занимаются органы охраны правопорядка — органы, которые призваныохранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовымипредписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российскихграждан и иных лиц, проживающих в России.
Весьма близко к понятиюорганов охраны правопорядка примыкает понятие правоохранительных органов. Этипонятия схожи, но не идентичны. Круг органов, обозначаемых ими, не совпадает.Не все органы охраны правопорядка можно считать правоохранительными, а к числуправоохранительных не принято относить некоторые органы охраны правопорядка.
Понятие “правоохранительнаядеятельность” введено в юридический обиход в конце 50-х — начале 60-х годов XX века. К правоохранительнойдеятельности следовало бы относить такую государственную деятельность, котораяосуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путемприменения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и принеуклонном соблюдении установленного им порядка. (3)
О задачахправоохранительной деятельности можно судить по содержанию ряда законодательныхактов, в которых решаются вопросы организации и основ деятельности различныхправоохранительных органов: Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон осудоустройстве, Уголовно-процессуальный кодекс и другие.
Основными ценностями,которые должны защищаться системой государственных органов, являются: личность- ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности;государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальнаяцелостность. (4)
По закону охрана этихценностей возложена на все государственные и правоохранительные органы, в томчисле и на таможенные.
 
§2.Структура правоохранительных подразделений ГТК России
 
Структураправоохранительных подразделений Государственного Таможенного Комитета насовременном этапе имеет трехуровневую схему:
1. На уровнеГосударственного Таможенного Комитета России — Управление по борьбе сконтрабандой и нарушением таможенных правил, которое включает в себя:
— отдел организациидознания;
— отдел таможенныхрасследований;
— отдел расследованияуклонений от таможенных платежей;
— отдел по борьбе с особоопасными видами контрабанды;
— отдел по борьбе с контрабандойнаркотиков;
— отдел сотрудничества справоохранительными органами зарубежных стран;
— информационно-аналитический отдел;
— отряд быстрогореагирования.
2. На уровне РегиональныхТаможенных Управлений созданы:
— Отдел таможенныхрасследований;
— Отдел дознания;
— Отдел по борьбе стаможенными правонарушениями;
— Отдел по борьбе сконтрабандой наркотиков;
3. На уровне таможенсозданы:
— Отдел таможенныхрасследований;
— Отдел дознания;
— Отдел по борьбе стаможенными правонарушениями;
— Отдел по борьбе с контрабандойнаркотиков.
Особое положение вструктуре таможенных органов занимают отделы собственной безопасности, которыеимеют только вертикальное подчинение.
Все указанные структурныеподразделения имеют горизонтально-вертикальное подчинение.
§3.Дознание в таможенных органах, его организация и управление
 
Дознание в таможенныхорганах является важным инструментом правовой защиты экономических интересовРоссии и ее безопасности.
Таможенным органам правона производство дознания по делам о контрабанде впервые было предоставлено в1991 г. В 1993 г. это право было подтверждено при принятии Таможенного кодексаРоссийской Федерации, но с существенным расширением компетенции.
Таможенные органы правомочнывести дознание по пяти составам преступлений, предусмотренных УК РФ:
— статья 188“Контрабанда”;
— статья 189 “Незаконныйэкспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых присоздании оружия массового поражения, вооружения и военной техники”;
— статья 190“Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного,исторического и археологического достояния народов Российской Федерации изарубежных стран”;
— статья 193“Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте”;
— статья 194 “Уклонениеот уплаты таможенных платежей”. (5)
Дознание в уголовномпроцессе выступает как форма предварительного расследования уголовных дел. Потяжким преступлениям оно нередко предшествует предварительному следствию и обеспечиваетпредупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу.
Дознание делится на дверазновидности: дознание по делам, по которым производство предварительногоследствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительногоследствия не обязательно.(4) Таможенные органы правомочныосуществлять обе разновидности дознания.
Дознание по делам, покоторым предварительное следствие обязательно, проводится в течение 10дней. Этот срок является максимальным и продлению не подлежит, в том числе ипрокурором.
По всем преступлениям,отнесенным к компетенции таможенных органов предварительное следствиеобязательно. (5)
Таможенные органы какорганы дознания, возбудив уголовное дело в пределах своей компетенции, имеютправо (и обязаны) по “горячим” следам преступления провести неотложныеследственные действия, к которым относятся: осмотр, обыск, выемка,освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос свидетелей ипотерпевших. (5)
Таможенные органы обязаныпресечь преступление и по “горячим” следам собрать и задокументироватьдоказательства, в отношении которых имеется реальная угроза утраты, в том числев результате явлений природы, умышленных действий или по неосторожности. Крометого, таможенные органы также должны принять меры уголовно-процессуальногопринуждения, исключающие уклонение лица, совершившего преступление, отрасследования и суда. (5)
Наряду с неотложнымиследственными действиями орган дознания правомочен избрать любую мерупресечения, в том числе заключение под стражу, строго руководствуясь при этомтребованиями уголовно-процессуального закона.
При производстве дознанияпервой разновидности таможенные органы не вправе производить следственныедействия, выходящие за рамки неотложных, например: предъявление для опознания,очную ставку, следственный эксперимент, проверку показаний на месте,привлечение в качестве обвиняемого и допрос обвиняемого. Дознание должновестись оперативно и в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом.
Следователь вправе влюбой момент дознания изъять уголовное дело у таможенного органа и принять егок своему производству. (5)
Дознание по делам, покоторым предварительное следствие обязательно, заканчивается составлениемпостановления об окончании дознания и направлением уголовного делатранспортному прокурору для определения его подследственности и передачиследователю для производства предварительного следствия.
После передачи делатаможенный орган может проводить по данному делу только неотложные следственныедействия по письменному поручению следователя или прокурора.
Дознание по делам, покоторым производство предварительного следствия необязательно, полностьюзаменяет собой предварительное следствие. Органы дознания не ограничены впроизводстве следственных действий и в применении мер уголовно-процессуальногопринуждения.
Возбудив уголовное дело,таможенный орган обязан принять все предусмотренные уголовно-процессуальнымзаконом меры для установления лиц, совершивших преступление, и всехобстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Дознание должно бытьзакончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включаяв этот срок составление обвинительного заключения либо постановления опрекращении или приостановлении дела. Срок дознания может быть продленпрокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, ноне более чем на один месяц.
В исключительных случаяхсрок производства дознания по делу может быть продлен: до 3 месяцевтранспортным прокурором на правах районного прокурора, до 6 месяцевтранспортным прокурором на правах областных прокуроров. Дальнейшее продлениесрока дознания может быть произведено только в исключительных случаяхГенеральным Прокурором Российской Федерации. (5)
В процессе расследованияуголовного дела все следственные действия, проводимые по уголовному делу,оформляются протоколами, а принимаемые решения — постановлениями.
Руководство дознаниемосуществляется начальником Управления по борьбе с контрабандой и нарушениямитаможенных правил ГТК РФ, начальниками региональных таможенных управлений итаможен или лицами, их замещающими.
Дознаватель возбуждаетуголовное дело и выполняет все следственные действия от своего имени. Привыполнении всех следственных действий по делу он обязан строго руководствоватьсятребованиями Уголовно-процессуального кодекса: вести дознание объективно,строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему закономполномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших,выявления их преступных связей.
Дознаватель несетответственность за обоснованность принимаемых им решений, за законность,своевременность и качество проводимых следственных действий.
При квалификациипреступления дознаватель должен руководствоваться уголовным законодательствомРоссийской Федерации.
Дознаватель не можетпринимать участие в расследовании дела:
а) если он являетсяпотерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, а такжеесли он участвовал в данном деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика;
б) если он являетсяродственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или ихпредставителем, родственником подозреваемого или его законного представителя;
в) если имеются иныеобстоятельства, дающие основание считать, что он лично, прямо или косвенно,заинтересован в расследуемом деле.
При наличии перечисленныхоснований для отвода дознаватель обязан устраниться от участия в расследованиидела и доложить об этом начальнику органа дознания. По этим же основаниямдознавателю может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим илиего представителем. Вопрос об отводе дознавателя, производящего дознание,разрешается прокурором.
В Управлении по борьбе сконтрабандой и нарушениями таможенных правил для непосредственногоосуществления функций, связанных с организацией и руководством дознания, втаможенных органах создан отдел организации дознания по делам о таможенныхправонарушениях.
Основные задачи отделадознания заключаются в том, чтобы при наличии признаков преступлений возбуждатьв зоне деятельности таможни уголовные дела, проводить по ним дознание,руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства РоссийскойФедерации.
Для выполнениявозложенных задач отдел дознания:
— при получении данных оподготовляемой или совершаемой контрабанде либо иных преступлениях,производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов,участвует совместно с другими отделами таможни в проведении таможенногоконтроля с целью выявления и пресечения таких преступлений, изобличения лиц, ихсовершивших, и процессуального закрепления следов преступления и иныхдоказательств;
— при обнаружении признаковконтрабанды и иных преступлений, проведение дознания по которым отнесено ккомпетенции таможенных органов, если такие признаки выявлены в процессепроведения таможенного контроля или при производстве таможенного оформлениялибо в результате проверки сообщений о совершении указанных преступлений,возбуждает в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, ссогласия руководства таможни по таким фактам уголовные дела и проводит по нимдознание;
— во взаимодействии с другими отделамитаможни, оперативными и следственными подразделениями ФСБ РФ, МВД РФ иналоговой полиции РФ принимает в случаях, вызванных необходимостью, участие впроведении оперативных и следственных мероприятий по выявлению фактовконтрабанды и других преступлений, производство дознания по которым отнесено ккомпетенции таможенных органов, а также по изобличению лиц, совершивших данныепреступления;
— в случаях, вызванных необходимостью,совместно с отделом таможенных расследований проверяет дела о нарушениитаможенных правил на предмет установления фактов контрабанды и иныхпреступлений, производство дознаний по которым отнесено к компетенциитаможенных органов, необоснованно квалифицированных в таможне и в подчиненныхтаможне таможенных постах как нарушение таможенных правил. (7)
При подтверждениинеправильной квалификации готовит проекты постановлений об отмене состоявшихсярешений о привлечении к административной ответственности и выноситпостановления о возбуждении по данным фактам уголовных дел
При обнаружении признаковпреступлений непосредственно таможенными постами производство дознанияосуществляется силами отделов дознания таможен Российской Федерации, которымподчинены данные посты. При обнаружении признаков преступлений акцизнымитаможенными постами, находящимися в непосредственном подчинении региональныхтаможенных управлений, дознание осуществляется силами отделов дознания таможен,определенных соответствующим региональным таможенным управлением.
При удаленноститаможенных постов от таможен и невозможности немедленного выездаинспекторов-дознавателей таможни на пост при обнаружении там признаковпреступления, инспектора-дознаватели, состоящие в штате отделов дознаниятаможен, находятся там постоянно.
 
§4.Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил
 
В период,предшествовавший принятию Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ),таможенные органы при решении вопросов о привлечении к административнойответственности за таможенные правонарушения руководствовались преимущественнообщими положениями норм административного законодательства — Основзаконодательства Союза ССР и союзных республик об административныхправонарушениях и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
ТК РФ, используяфундаментальные положения административного права и его принципы, определяетосновные правила таможенных процедур, существенно меняет регулирование вопросово субъектах ответственности (введена ответственность юридического лица,двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения),предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий присовершении нескольких нарушений таможенных правил и другие положения.
Нарушениями таможенныхправил признаются:
1) действие или бездействие лица,посягающего на таможенный контроль, установленный Кодексом, Законом РФ “Отаможенном тарифе”, другими законодательными актами и международнымидоговорами;
2) действие или бездействие лица,посягающего на порядок перемещения (включая применение таможенных режимов)через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
3) действие или бездействие лица,посягающего на порядок таможенного контроля и таможенного оформления товаров итранспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РоссийскойФедерации;
4) действие или бездействие лица,посягающего на порядок обложения таможенными платежами и уплаты их,предоставления таможенных льгот и пользования ими. (7)
Каждая группа таможенныхправонарушений в отдельности или в совокупности друг с другом при наличиидругих признаков образуют соответствующие составы нарушений таможенных правил.
Субъектамиответственности за нарушения таможенных правил могут быть как российские так ииностранные:
— предприятия, учреждения,организации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица;
— физические лица (по достижении ими кмоменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста);
— должностные лица (если в ихслужебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входилообеспечение выполнения требований актов законодательства Российской Федерациипо таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль заисполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации).
Таможенный кодекспредусматривает две особенности, ранее неизвестные таможенному праву:
1. Двусубьектность ответственности,при которой за совершение одного таможенного правонарушения допускается привлечениеюридических лиц — к административной ответственности и физических лиц — кадминистративной или уголовной ответственности.
Например, если приперемещении недекларированного груза абстрактного акционерного общества таможнявыяснит, что недекларирование произошло по вине конкретного сотрудника этогоюридического лица, уполномоченного в силу служебных обязанностей или порученияна совершение данной процедуры, то наряду с привлечением к административнойответственности сотрудника юридического лица, допустившего нарушение, должнобыть привлечено к ответственности также юридическое лицо.
В то же время, еслиимеются основания для возбуждения уголовного дела в отношении конкретногодолжностного лица или работника юридического лица, данное обстоятельство неосвобождает само юридическое лицо от административной ответственности занарушение таможенных правил.
Двусубъектностьответственности предполагается на практике только в так называемом торговомобороте.
2. Юридические лица в отличие отфизических и должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственностиза нарушение таможенных правил только при наличии умышленной или неосторожнойвины, привлекаются к ответственности только при наличии признаков объективнойстороны. Субъективная сторона здесь роли не играет и, следовательно,доказыванию в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил неподлежит.
Единственнымобстоятельством, исключающим ответственность юридического лица, являетсясовершение нарушения таможенных правил вследствие действий неопреодолимой силы(“форс-мажор”) — чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие(стихийное бедствие, общественные явления (война) и прочие).
Нарушение таможенныхправил признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавалопротивоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредныепоследствия и желало их или сознательно допускалонаступлениеэтих последствий.
Нарушение таможенныхправил признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее:
— предвидело возможность наступлениявредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленнорассчитывало на их предотвращение;
— не предвидело возможностинаступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Непосредственную связь ссубъективной стороной нарушения таможенных правил имеет состояние невменяемостилица. Лицо освобождается от ответственности за нарушение таможенных правил,если оно совершило правонарушение в состоянии невменяемости. (7)
Соучастниками нарушениятаможенных правил признаются: исполнитель, организатор, подстрекатель,пособник.
Исполнитель-лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил либонепосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, атакже совершившее правонарушение посредством использования других лиц, в силузакона не подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил (например,лиц, не достигших возраста административной ответственности; дипломатическихпредставителей иностранных государств и т.п.).
Организатор-лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившееего совершением.
Подстрекатель-лицо, склонившее к совершению нарушения таможенных правил.
Пособник- лицо,содействовавшее совершению нарушения советами, указаниями, предоставлениемсредств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрытьследы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственными объектаминарушения.
При наложении взысканияза совершенное нарушение таможенных правил должны учитываться степень ихарактер участия каждого из соучастников в совершении правонарушения.
Применение мервоздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых кответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения другихтребований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.
По общему правилу занарушения таможенных правил наступает ответственность, если эти правонарушенияпо своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации уголовной ответственности.
Новым при решениивопросов административной ответственности является и положение обответственности за нарушение таможенных правил военнослужащих и иных лиц, накоторых распространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужащиесогласно ТК РФ несут ответственность за нарушение таможенных правил на общихоснованиях. Важную роль в практике привлечения лиц к ответственности играетправильное определение действия закона и других нормативных актов во времени.
Таможенным кодексомвведен новый принцип наложения взысканий при совершении одним лицом двух илиболее нарушений таможенных правил: на такое лицо взыскание налагается за каждоеправонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания болеестрогим. Например, при квалификации действий лица, совершившего нарушениетаможенных правил по двум и более статьям ТК РФ, должностное лицо,рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, налагает взыскание покаждой статье в отдельности в пределах санкций с последующим их сложением. Приэтом менее строгое наказание не поглощается более строгим.
При определении мерывзыскания за совершенное нарушение таможенных правил возможно назначение болеемягкой меры воздействия, чем предусмотрено ТК РФ за данное правонарушение.
Таможенный кодекспредусматривает возможность освобождения от ответственности за нарушениетаможенных правил при малозначительности совершенного нарушения.
К ним могут быть отнесенытехнологические упущения, за совершение которых закон предусматривает взысканиев виде предупреждения либо штрафа, исчисляемого от установленного закономразмера минимальной месячной оплаты труда.
Нарушения таможенныхправил есть не что иное, как нарушение экономических интересов России и еебезопасности. Нормы ТК РФ направлены на защиту экономического суверенитета иэкономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты правграждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение имиобязанностей в области таможенного дела. Права и свободы человека и гражданинамогут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо вцелях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав изаконных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (2)
Взыскания могут бытьналожены:
— предупреждение, штраф, отзывлицензии или квалификационного аттестата — на физических или должностных лиц непозднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения таможенных правил; напредприятия, учреждения и организации, лиц, занимающихся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица, — не позднее шести месяцев содня обнаружения;
— конфискация товаров и транспортныхсредств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил,товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками;взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихсянепосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортныхсредств со специально изготовленными тайниками, а также конфискациятранспортных средств, на которых перевозились товары, являющиесянепосредственными объектами нарушения таможенных правил, — на всех субъектовнарушений таможенных правил независимо от времени совершения или обнаружения нарушениятаможенных правил и независимо от того, является она основным илидополнительным взысканием.
Днем обнаружениянарушения таможенных правил, следует считать день непосредственного обнаружениядолжностными лицами таможенных органов нарушения таможенных правил либо наличиена определенную дату в таможне материалов, в которых имеются достаточныеданные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил (материалыпроверок, рапорта, информация таможенных и иных правоохранительных служб ит.п.). Закон предписывает в этих случаях немедленно оформить протокол онарушении таможенных правил. (11)
Если протокол оформляетсяпо истечении какого-то времени со дня фактического обнаружения нарушениятаможенных правил, срок наложения взыскания должен исчисляться с датыобнаружения нарушения таможенных правил.
При отказе в возбужденииуголовного дела или прекращении его по основаниям, не освобождающим отадминистративной ответственности, срок наложения взыскания исчисляется смомента получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении или опрекращении уголовного дела.
Течение сроков наложениявзысканий в виде штрафа, предупреждения, отзыва лицензии или квалификационногоаттестата может прерываться, если до истечения сроков их наложения лицосовершит новое нарушение таможенных правил. Исчисление срока в этом случаеначинается с момента обнаружения нового нарушения таможенных правил.
К общим положениям,регламентирующим производство и рассмотрение дел о нарушениях таможенныхправил, относятся и вопросы обеспечения законности при применении мервоздействия за нарушения таможенных правил.
Кодекс предписываетстрогое и неукоснительное соблюдение требований законодательства в процессепроизводства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также приисполнении постановлений таможенных органов о наложении взысканий.
 
§5.Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации.Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов
 
В настоящее времяпреступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видовпреступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим иполитическим интересам Российской Федерации.
Среди них наиболееопасным преступлением выступает контрабанда. Контрабандные операции в последнеевремя стали совершаться преимущественно организованными преступными группами.Государству наносится колоссальный ущерб крупномасштабными незаконнымиэкспортными операциями по вывозу сырья, энергоносителей, стратегическихматериалов. Все более распространенный и опасный характер приобретаетконтрабанда оружия, боеприпасов, наркотиков, которые в больших количествахввозятся в Россию, существенно обостряя криминогенную обстановку. Имеют местофакты противоправного вывоза за рубеж радиоактивных материалов. Значительныйущерб причиняет России вывоз валютных ценностей, предметов художественного,исторического и археологического достояния народов Российской Федерации.Большой экономический ущерб России наносят противоправные операции по вывозу изРоссийской Федерации иностранной валюты и ввозу фальшивых валютных купюриностранного происхождения. Стали многочисленными факты ввоза из-за рубежанекачественных продуктов питания и лекарственных препаратов, употреблениекоторых представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.
В этих условияхзначительная роль в борьбе с таможенными преступлениями в сфере таможенногодела отводится оперативно-розыскным подразделениям таможенных органов.
Оперативно-розыскнойдеятельностью может заниматься только узкий круг государственных органов,специально уполномоченных законом. Негосударственные организации, в том числеобщественные, коммерческие, предпринимательские, такого права не имеют. Необладают правом на эту деятельность и лица, имеющие лицензию на осуществлениедетективной и охранной деятельности.(9) .
Оперативно-розыскнаядеятельность осуществляется гласно и негласно. Для оперативно-розыскной работынаиболее типичен негласный характер.
К гласной формеоперативно-розыскной деятельности прибегают в тех случаях, когда можно решитьзадачу открытыми методами и, следовательно, нет необходимости в примененииспециальных сил и средств.
Оперативно-розыскнаядеятельность близко примыкает к уголовному процессу и, в первую очередь, ктакой его части, как дознание, которое в МВД, ФСБ и ряде других компетентныхведомств осуществляют оперативно-розыскные подразделения.
Однако это не даетоснования, отождествлять указанные виды деятельности. Несмотря на тесную связьи наличие отдельных общих задач, они существенно отличаются друг от друга.Различны правовая природа деятельности, решаемые задачи и субъектыдеятельности, процессуальные формы, виды, методы деятельности и источникиправового регулирования.
Оперативно-розыскнаядеятельность осуществляется на фундаментальной правовой основе и в соответствиис присущими ей принципами.
В качествеправовойосновы выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Обоперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 года, а также другиезаконы и правовые акты Российской Федерации.
В Конституции РФсодержатся основополагающие правовые положения, обязательные для всехгосударственных и негосударственных органов, организаций и граждан, в том числеи для должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Федеральный закон “Обоперативно-розыскной деятельности” является основным законом, регулирующимданную деятельность. Он раскрывает сущность, задачи и принципы ее, содержиттребования о соблюдении прав и свобод личности, в отношении которой проводятсяоперативно-розыскные мероприятия, называет средства, виды и методыдеятельности, а также основания и условия проведения оперативно-розыскныхмероприятий, права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность, вопросы социальной и правовой защиты должностных лиц, а такжеграждан, оказывающих помощь указанным органам на конфиденциальной основе.
К другим законамотносятся: Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года “О милиции, Закон от 17 января1992 года “О прокуратуре Российской Федерации”, УК РСФСР, УПК РСФСР, ЗаконРСФСР от 5 марта 1992 года “О безопасности”, Закон РФ от 1 апреля 1993 года “Огосударственной границе Российской Федерации”, Закон РФ от 28 апреля 1993 года“О государственной охране высших представительных органов государственнойвласти РФ и их должностных лиц”, Закон РФ от 24 июня 1993 года “О федеральныхорганах налоговой полиции”, Федеральный закон от 3 апреля 1995 года “Об органахфедеральной службы безопасности в РФ”, Федеральный закон от 20 апреля 1995 года“О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных иконтролирующих органов”.
Прокуратура выступает какорган надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности.Все ее указания, отдаваемые органам, осуществляющим оперативно-розыскнуюдеятельность, обязательны к исполнению. Вместе с тем сведения о лицах,оказывающих органам федеральной службы безопасности содействие наконфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствахосуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предметпрокурорского надзора не входят. (13)
В общей части УК РСФСРдаются понятия преступления, необходимой обороны и крайней необходимости, атакже перечислены другие уголовно-правовые институты и нормы, которыми нужноруководствоваться при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В особенной части УКсодержится перечень преступлений, определяющий предмет и границыоперативно-розыскной деятельности.
На органы дознаниявозлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаруженияпреступлений и лиц, их совершивших.
В других перечисленныхвыше законах закрепляются компетенция государственных органов на осуществлениеоперативно-розыскной деятельности и аспекты этой деятельности применительно кзадачам, решаемым соответствующими органами.
Иными правовыми актами вобласти оперативно-розыскной деятельности являются указы и распоряженияПрезидента Российской Федерации, акты Федерального Собрания, постановления ираспоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ и ВерховногоСуда РФ, приказы, указания и инструкции Генерального прокурора РФ, приказы,указания, инструкции руководителей центральных государственных органов, в томчисле Председателя ГТК. РФ, наделенных правами на осуществлениеоперативно-розыскной деятельности.
Нормативные акты вобласти оперативно-розыскной деятельности, издаваемые руководителямицентральных государственных органов, должны быть согласованы с ГенеральнойПрокуратурой РФ и Верховным Судом Российской Федерации. Они носят закрытый(секретный) характер и должны касаться только организации и тактики проведенияоперативно-розыскных мероприятий.
В системе таможенныхорганов сформированы оперативно-розыскные подразделения и отделы собственнойбезопасности, которые функционируют в структуре центрального аппарата ГТК РФ, врегиональных таможенных управлениях и таможнях. Они находятся между собой встрогой подчиненности: нижестоящие подразделения подчинены вышестоящим изамыкаются на руководство ГТК РФ. (9)
Принципамиоперативно-розыскной деятельности являются основные правовые идеи, закрепленныев законодательных актах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность,лежащие в ее основе и определяющие виды, формы и методы деятельности:законность, уважение прав и свобод личности, конспирация, сочетание гласных инегласных методов деятельности. (10)
Принцип законностисостоит в том, что должностные лица, осуществляя оперативно-розыскныемероприятия, должны строго выполнять все требования Конституции РоссийскойФедерации, законы и другие правовые акты, регулирующие данную специфическуюдеятельность. Важной гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскнойдеятельности выступает прокурорский и судебный контроль.
Сущность принципауважения прав и свобод человека состоит в защите указанных ценностей отпротивоправных действий должностных лиц. Они, осуществляя оперативно-розыскнуюдеятельность, обязаны защищать права и свободы личности.
Принцип конспирациизаключается в том, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся, какправило, с соблюдением тайны, которая обеспечивает успех в решении поставленныхзадач. Результаты такой деятельности, а также сведения об организации, тактикеоперативно-розыскных мероприятий и лицах, оказывавших помощь компетентныморганам на конфиденциальной основе, являются государственной тайной.
Принцип сочетания гласныхи негласных методов деятельностисостоит в том, что исполнительоперативно-розыскных мероприятий обязан использовать обе формы деятельности,причем в различных пропорциях, учитывая при этом решаемую задачу, целесообразностьприменения тех или иных приемов и методов, а также оперативную обстановку.Применение гласных и негласных методов в значительной мере находится наусмотрении компетентного должностного лица и его начальника.
Задачиоперативно-розыскной деятельности таможенных органов:
1) выявление, предупреждение,пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенныхорганов, преступлений в сфере таможенного дела, а также выявление лиц, ихподготавливающих, совершающих или совершивших;
2) получение упреждающей оперативнойинформации об обстановке в зоне таможенной деятельности для принятия правильныхрешений с целью защиты экономических интересов Российской Федерации;
3) оказание помощи органамрасследования, прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу,выполнение их поручений;
4) розыск лиц, скрывающихся от органоврасследования и суда и уклоняющихся от уголовного наказания за преступления, атакже розыск без вести пропавших;
5) добывание информации о событиях илидействиях, создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ;
6) участие в совместныхоперативно-розыскных мероприятиях, проводимых ФСБ, МВД, ФПС и другимикомпетентными органами в интересах обеспечения экономической безопасностиРоссийской Федерации;
7) оказание помощи международнымтаможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе сконтрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международнымидоговорами РФ;
8) обеспечение собственной безопасностиобъектов таможенной инфраструктуры;
9) обеспечение безопасности сотрудниковтаможенных органов, членов их семей, их имущества, а также лиц, оказывающихтаможенным органам конфиденциальную помощь;
10) выявление, предупреждение ипресечение фактов коррупции и других должностных преступлений, совершаемыхсотрудниками таможенных органов.
Оперативно-розыскныеподразделения, решая поставленные задачи, должны тесно взаимодействовать совсеми структурными подразделениями таможенных органов.
Указанные задачиоперативно-розыскные подразделения решают на основе всесторонней оценкиоперативной обстановки.
Оперативная обстановка — это совокупность условий, прямо или косвенно влияющих на деятельностьконкретного оперативно-розыскного подразделения или оперативного работника впределах их территориальной и функциональной ответственности. Онавключает в себя: пространственные и временные характеристики; особенностигеографической и социально-политической среды; определенные черты правопорядка,средства и методы его поддержания; количество и качество используемых сил исредств, специфику решаемых оперативных задач и т.д.
К основным элементамоперативной обстановки относятся: преступная деятельность участниковвнешнеэкономических связей, объекты их посягательств, преступные элементы и антиобщественныесоциальные процессы; общегосударственные меры обеспечения экономическойбезопасности, деятельность оперативно-розыскных подразделений таможенныхорганов; среда, в которой она осуществляется.
Знание всех элементовоперативной обстановки, характера их внутренних и внешних взаимосвязей, влияниекаждого из них на оперативную обстановку в целом и на деятельность оперативныхподразделений в частности имеет большое значение для правильной ее оценки.
 

ГЛАВА 2. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
 
§1.Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности
 
Значительная долянарушения таможенных правил приходится на экспортные операции с другими видамистратегически важных и сырьевых материалов — цветными металлами, лесом илесоматериалами. На эти группы товаров падает наибольший объем изъятых товаров.Значительное число правонарушений приносят физические лица при перемещенииавтомобилей как при въезде, так и при выезде из страны. Высоки показатели незаконноперемещаемых валютных ценностей. Несмотря на превалирование экспорта надимпортом количественные и качественные показатели таможенных правонарушений приимпорте значительно превышают соответствующие показатели при экспортных операциях,что объясняется, либерализацией экспорта при одновременном ужесточении меррегулирования импорта.(12)
Основные позиции поимпорту занимают продукты питания, алкогольная продукция и автомобили.Таможенными органами Российской Федерации в ходе контроля лиц, транспортныхсредств и грузов, следующих через таможенную границу, обнаруживаются изадерживаются наркотики, ампулы и таблетки сильнодействующих психотропныхвеществ, химические продукты, служащие основным сырьем нелегальногопроизводства наркотиков. Одной из самых серьезных остается проблема организацииэффективной борьбы с незаконным оборотом оружия, “благодатной почвой” длякоторого являются незатухающие военные конфликты в “горячих точках” икриминализация обстановки в стране. Российскими таможенниками ежегодно пресекаютсясотни попыток незаконного перемещения через границу различных видов оружия ибоеприпасов.

§2.Взаимодействие с правоохранительными органами России и зарубежных стран
Таможенные органыРоссийской Федерации в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют сиными правоохранительными органами и другими государственными органами,предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
Государственные органы иих должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РоссийскойФедерации в решении возложенных на них задач, в том числе путем созданиянадлежащих условий для этого.
Взаимодействие с МВД РФ,ФСБ РФ направлено на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений всфере внешнеэкономической деятельности, пресечение незаконного вывоза и ввоза вРФ оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей, выявление причин иусловий, способствующих совершению подобных правонарушений.
МВД РФ и егоподразделения на местах проводят оперативно-розыскные и иные мероприятия всреде потребителей и сбытчиков наркотиков, спекулянтов валютой и культурнымиценностями, лиц, занятых в сфере обслуживания иностранных граждан, а также ворганизациях и предприятиях, осуществляющих экспортно-импортные операции;принимают участие в выявлении, пресечении, раскрытии и расследованиипреступлений в данной сфере; ведут учет культурных ценностей, задержанным поделам о контрабанде, а также сбытчиков наркотиков, располагающихмежрегиональными связями.
Информируют органы ФСБ итаможенные учреждения о лицах, подозреваемых в причастности совершенияконтрабандных сделок, незаконных внешнеэкономических операций, фактах ихподготовки и совершения; о появлении в незаконном обороте на внутреннем рынкенаркотиков иностранного производства; о выявленных признаках, указывающих наподготовку или совершение особо опасных государственных преступлений илидеятельность, противоречащую интересам обеспечения государственной безопасности,со стороны участников внешнеэкономических связей или лиц, подозреваемых впричастности к контрабанде; о фактах, новых формах и методах незаконногоперемещения через государственную границу предметов, запрещенных к ввозу,вывозу или транзиту; о случаях хищений культурных ценностей из музеев, частныхколлекций, церквей и иных мест с подробным описанием и фотографиямипохищенного. (14)
Федеральная службабезопасности оказывает содействие в организации контроля за объектамиоперативной заинтересованности органов внутренних дел, ориентируют о возможныхканалах поступления наркотиков в РФ, фактах контрабанды в другие страны, связяхлиц, привлекаемых к уголовной ответственности за подобные правонарушения.
Таможенные органыпредставляют возможность изучать материал сотрудникам МВД и МБ о ввозе, вывозетоваров, участвуют совместно в оперативно-розыскных мероприятиях. Сообщаюторганам МВД и ФСБ о фактах задержания предметов, запрещенных к ввозу иливывозу, лиц задержанных за перевозку наркотиков, выявленных в ходе таможенногоконтроля каналах сбыта на территории РФ оружия, наркотиков, способах ихмаскировки при перевозке.
Взаимодействие таможенныхорганов с органами МВД и ФСБ при проведении мероприятий по предупреждению,раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере осуществляется на основесовместных планов.
Координациявзаимодействия при решении вопросов организации борьбы с преступностью в даннойсфере возлагается на специально создаваемые совместные рабочие группы. Благоприятнуюперспективу в борьбе с таможенными правонарушениями оказывает развитиесотрудничества с таможенными органами зарубежных стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Контрабанда и другиеэкономические преступления и коммерческие правонарушения, порожденныестремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок перемещениятоваров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений иизощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постояннопополняется.
Поэтому, основнымрезервом эффективности правоохранительной деятельности таможенных органовявляется ускоренное освоение и внедрение методов оперативно-розыскной деятельности.
Однако реализациязакрепленных за таможенными органами правоохранительного статуса и права наоперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение которыхпотребует времени и совместных усилий родственных правоохранительных структур.
В сферевнешнеэкономической деятельности пересекаются интересы многих специальныхорганов и служб страны.
В России у истоковорганизации борьбы с контрабандой стояла служба таможенно-пограничной(погранично-таможенной) стражи.
В советский период нашейистории объективно сложилось так, что ведущая роль в борьбе с контрабандой инекоторыми другими видами посягательств на государственные экономическиеинтересы перешла к органам госбезопасности и пограничным войскам. Ведя борьбу сэтими видами преступлений, органы госбезопасности одновременно выявляли ипресекали факты использования иностранными разведками в своих целяхконтрабандистов и валютчиков, перехватывали нелегальные каналы осуществленияими разведывательно-подрывных операций. Пограничники помимо осуществления своейглавной функции охраны государственных рубежей, выявления и пресечения попытокнарушения неприкосновенности границ всегда решали и задачи выявления ипресечения фактов перемещения через Государственную границу любых видовконтрабанды.
Сотрудники подразделенийтаможенной службы, прежде не являвшейся самостоятельной структурой, выполнялисвои профессиональные обязанности в тесном взаимодействии с пограничниками и ссотрудниками местных органов госбезопасности. Место расположения подразделенийтаможенной службы совпадало с дислокацией КПП погранвойск.
С появлением органовГосударственного таможенного комитета как новой самостоятельной структуры смощными экономическими рычагами воздействия, и с приданными имправоохранительными функциями, произошло объективно неизбежное изменениерасстановки сил в обеспечении экономической безопасности страны. (13)
С резким изменениемсамого механизма внешнеэкономической деятельности масштабы и опасностьконтрабанды и других экономических преступлений неизмеримо возросли.Значительная тяжесть борьбы с ними легла на плечи таможенных органов.
Основной итогдеятельности таможенных органов РФ — это завершение процесса интегрированиятаможенной службы в правоохранительную систему страны. Определились иоформились основные направления участия таможенной службы в укрепленииэкономических основ государства, регулировании внешнеэкономического оборота,обеспечении экономической безопасности Державы. Не мало сделано таможеннойслужбой по линии борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Созданаединая целостная, вертикальная система правоохранительных подразделений.Таможня имеет свою охрану, службу собственной безопасности, создаетсятаможенная авиация и флот. Таможенные органы РФ получили статус военизированнойорганизации и стали субъектом оперативно-розыскной деятельности, фактическизаново создали весь фискальный блок, а именно механизмы, структуру по взиманиютаможенных налогов и перечислению их в бюджет.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Указ Президента РФ “О неотложныхмерах по усилению таможенного контроля на государственной границе РФ”, СЗА — М., 1993 г., с.16.
2. Конституция Российской Федерации,1993 г. (ст.2,22,23,55)
3. Гуценко К.Ф. “Правоохранительныеорганы”. Учебник для ВУЗов. — М. Издательство “Зерцало”. 2000 г. с. 5-8.
4. Закон РСФСР от 05.03.92 г. “Обезопасности”, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.1992г. № 15.
5. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР,1960 г. Ст. 133,184,102,141,307.
6. Габригидзе Б.Н. “Таможенные органыРФ”. — М. “Государство и право”. — 1995 г. № 3. С. 16-20.
7. Таможенный кодекс РоссийскойФедерации, 1993 г.
8. Таможенное законодательство. СЗА -М.,1994 г. с. 5.
9. Ведомости Съезда народных депутатовРФ и Верховного Совета РФ. 1992. №17. С. 888 ч.3 ст.1 Закон “О частнойдетективной и охранной деятельности в Российской Федерации”
10. Федеральный закон от 12.08.95 г. “Обоперативно-розыскной деятельности”, Собрание законодательств РФ. 1995 г.
11. Федеральный закон от 03.04.95 г. “Оборганах федеральной службы безопасности в РФ”, Собрание законодательства РФ.1995 г. № 15.
12. Приказ ГТК РФ № 313 от 09.08.93 г. “Об утверждении новых норм протокола и постановления по делу о нарушениитаможенных правил”.
13. Закон РФ от 24.06.1993 г. “Офедеральных органах налоговой полиции”, Ведомости Съезда народных депутатов РФи Верховного Совета РФ. 1993 г. № 29.
14. Приказ ГТК РФ “Об утверждении общихположений о таможенных органах РФ”. Таможенный вестник. 1996 г. № 2, с.4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей
Реферат Александр Александрович Бартош член-корреспондент авн
Реферат Малыгин, Степан Гаврилович
Реферат Особенности развития культуры эпохи Средневековья.
Реферат Природа зла в философии
Реферат Вибір і розрахунок технічних параметрів гладкої циліндричної сполуки
Реферат Возделывание различных сортов белокачанной капусты
Реферат Single Mothers In Todays World Essay Research
Реферат Algological newsletter (Kiev) №14 january 2002
Реферат Финансы инвестиционного фонда
Реферат Азотные удобрения: о конкурентоспособности отечественных производителей
Реферат Фондовая биржа 2
Реферат Рецензия на повесть Ф. М. Достоевского "Белые ночи"
Реферат Понятия об уровнях языка раздел науки о языке
Реферат Трансгенные растения как биопродуценты белков медицинского назначения