Реферат по предмету "Спорт"


Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме

Гипероглавление:
Щв0ЖМт&№т№ю&»я«»,
г`осударвтевю.
■■■;
КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
1.1. Экономика туризма и влияющие на нее факторы
Основные проблемы экономики туриндустрии.
Основные цели экономики туризма.
Лимитирующие факторы экономики туризма.
1.2. Определение и экономические характеристики туризма
Типы туризма.
Основные понятия.
Характерные особенности туриндустрии.
Туристский продукт.
Координация взаимодействия компонентов индустрии туризма.
Туристский кругооборот.
Классы обслуживания.
Туристские корпорации.
1.4. Туристские затраты
Затраты туриста — потребителя туристской продукции.
Факторы производства туристской продукции.
Альтернативные затраты на производство туристской продукции.
1.5. Туристский продукт
Виды турпродукта.
Туристский экспорт и импорт.
Валовой туристский продукт.
1.6. Туристское потребление (использование)
Л 7   — 7       — 7
Прогнозирование спроса на продукцию туриндустрии.
Структурный метод прогнозирования спроса.
I                                      _  Т.Ы
Щ                                                              у _    /______
I               ^
Метод экспертных оценок.
Метод прогнозирования на основе коэффициента эластичности.
й.л
Ши                             1111)
Контрольные вопросы
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ТУРИНДУСТРИИ
2.1. Системный подход в определении туризма
2.3. Типология туристских дестинации
2.4. Туристские потоки и модели их распределения в мировом масштабе
Закономерности туристских потоков.
Распределение потока граждан в Россию и из России по способам
2.5. Мотивация путешествий и основные виды туристских рынков
Мотивы туризма.
е = 1а,  V,. = 1, п.
Туристский рынок и его особенности.
Факторы популяризации дестинаций.
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
3.1. Социально-экономическое значение туризма
Основные понятия.
Экономическое значение иностранного туризма.
Социальные последствия туризма.
3.2. Коэффициент дохода от туризма (мультипликатор)
___________ .                       ^у-. ^1                                  -^_______ ,
_________ .                 ^у--    ^1                        `У^ч______ ,
3.3. Значение статистики туризма для планирования и оценки влияния туризма на экономику
Статистика туристских расходов.
Статистика прибытия в страну туристов.
3.4. Туризм как фактор экономического прогресса и развития
Тенденции развития современного туризма.
Контрольные вопросы
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
4.2. Основы организации предпринимательской деятельности
Основные понятия.
Система управления экономическими рисками.
Контроль предпринимательской деятельности.
Контрольные вопросы
ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
5.1. Основные понятия индустрии гостеприимства
5.2. Классификация гостиниц
5.3. Современные тенденции развития предприятий средств размещения
I Контрольные вопросы                                                   
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
6.1. Производственные фонды предприятий социально-культурного сервиса и туризма
6.2. Оценка основных фондов
6.5. Показатели использования основных производственных фондов
Ф = Ф + Ф   — Ф  *
фн                                                         Ш,
Т    -па   10° ~ П
о    —Я-                        "
6.6. Использование лизинга в индустрии гостеприимства
Контрольные вопросы
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
7.1. Состав, структура и классификация оборотных средств
7.2. Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия
Формирование запасов на предприятиях индустрии туризма.
Управление дебиторской задолженностью.
Управление денежными активами.
Анализ движения денежных средств.
Определение оптимального уровня денежных средств.
Ат ~14Ск.ф.в`
р -         2
Контрольные вопросы
ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
8.1. Общая характеристика затрат
7      — 7     а- 7
пред~   д
8.2. Метод директ-костинг (Шгес1-со5{т§)          
7                                                    ■ `
8.3. Дифференциация издержек на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма
Дифференциация издержек графическим (статистическим) методом.
Дифференциация издержек методом наименьших квадратов.
=    1(*
7      С                               7      V
пост` ~ 2>/ `
Контрольные вопросы
ЦЕНЫ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль».
Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
9.3. Рыночные, или маркетинговые, методы формирования цен на продукцию (услуги)
Контрольные вопросы                                                      
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        | ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСф
И ТУРИЗМА                                      
-»[11?.. ■
Расчет приведенных затрат по вариантам
10.2. Функция эффективности использования ресурсов
ту-           \2к-Н
10.4. Прибыль предприятий социально-культурного сервиса и туризма
10.6. Применение маржинального подхода в оценке деятельности туристского предприятия
^в.м        О,-Э"
Контрольные вопросы                                                       
ЭКОНОМИКА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
11.1. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
т    _   к       
^ — —1-л        `
~   п   ■
`(   "* `(        ;
^-~Г""      20      -4-
Ра = А^к. = о.
Р                                                          Р
Контрольные вопросы
I            Абсолютный показатель эффективности
Акционерное общество
Альтернативные затраты,
I            Амортизация
Валовой доход
I            Возвратный лизинг
Лизинг по остаточной стоимости
Лизинг с денежным платежом
Лизинг с компенсационным платежом
Лизинг с полным набором услуг (мокрый лизинг)
Лизинг с частичным набором услуг
Лизинг со смешанным платежом
Лизинг чистый
Ликвидационная стоимость основных производственных фондов
Финансовый лизинг
Фонд накопления
Фонд потребления
Чистая продукция
Экономическая эффективность
Экстенсивный подход использования ресурсов
Эффект операционного рычага
I. Общие положения
IV. Восстановление основных средств
У. Выбытие основных средств
VI. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
РАЗДЕЛ I. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ
Глава 1. Концепция экономики социально-культурного сервиса
Глава 2. Экономико-географический компонент туриндустрии..................
Глава 3. Анализ экономической значимости и тенденций развития
РАЗДЕЛ П. МИКРОЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
--PAGE_BREAK--




    продолжение
--PAGE_BREAK--
1.2. Определение и экономические
характеристики туризма

Туризм. Туризм — явление многогранное, проявляющееся во многих формах, и в литературе встречается множество его опре­делений. Точная формулировка этого понятия необходима для изучения и анализа феномена туризма, а также для сбора статис­тических данных и измерения феномена туризма.

Одно из первоначальных определений туризма было дано про­фессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом и позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Ученые считают, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путеше­ствия, пока оно не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли). Это опреде­ление не касается экскурсии, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания.

Необходимо заметить, что трудно установить различия между деловыми путешествиями и теми, которые предпринимаются с целью развлечения, так как большинство путешествий являются комбинацией этих двух. Со временем базовая концепция туризма расширилась и стала включать в себя различные виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию и не связаны с извлечением прибыли в стране пребывания, т. е. их экономическое значение остается тем же.

В современной научной отечественной и зарубежной литерату­ре существует большое количество подходов к определению по­нятия туризма. Все их можно разделить на несколько групп в зави­симости от той концепции, которая положена в основу определе­ния туризма. Итак, туризм — это:

•   особая форма передвижения людей по маршруту с целью по­
сещения конкретного объекта или удовлетворения специализи­
рованного интереса;

•   движение (перемещение), нахождение вне постоянного места
жительства и временное пребывание в объекте интереса (поездки);

12




•   особая форма умственного и физического воспитания, реа­
лизуемая через его социально-гуманитарные функции (воспита­
тельную, образовательную, оздоровительную и спортивную);

•   популярная форма организации отдыха, проведения досуга;

•   отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся вре­
менно вне места постоянного жительства (это так называемый
промышленный подход в определении туризма);

•   сегмент рынка, в котором сходятся предприятия традицион­
ных отраслей хозяйства (транспорт, общественное питание, гос­
тиничное хозяйство, культура, торговля и т.д.) с целью предло­
жения своей продукции и услуг потребителям (это определение с
точки зрения теории маркетинга).

В последнее время появилась точка зрения, выходящая за пре­делы традиционного представления о туризме как явлении, свя­занном исключительно с отдыхом. На конференции Всемирной туристской организации (ВТО) по статистике путешествий и ту­ризма, проходившей в 1991 г. в Оттаве (Канада), в качестве ос­новной концепции был выбран аспект спроса, и туризм получил такое определение: это деятельность лиц, путешествующих и осу­ществляющих пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, на период не более одного года подряд с це­лью отдыха, деловыми и прочими целями.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ, принятый 24 ноября 1996 г., определяет туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без граж­данства с постоянного места жительства в оздоровительных, по­знавательных, профессионально-деловых, спортивных, религи­озных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Если попытаться охватить все многообразие туризма и то вли­яние, которое он оказывает на разные виды деятельности, легко понять, почему так трудно найти подходящее определение туриз­му. Недостатки в определении туризма связаны со специфично­стью этой индустрии. Каждое данное определение основано на решении конкретных проблем туризма и связано с конкретной ситуацией.

Среди экономических характеристик туризма пять должны быть определены концептуально:

•   туризм — результат передвижения людей к различным тури­
стским пунктам назначения и их остановка там с целью удовлет­
ворения туристских потребностей;

•   различные формы туризма содержат два базовых элемента:
путешествие (перемещение) в туристский пункт назначения и ос­
тановка в этом пункте назначения, которая включает в себя удов­
летворение потребностей в размещении, питании и т.п.;

13




--PAGE_BREAK--
20




--PAGE_BREAK--
Туристский кругооборот. Термин туристский кругооборот обо­значает комплекс экономических отношений между основными компонентами туристской индустрии, между туристскими пред­приятиями и туристом напрямую или косвенно, включая потоки туристских продуктов и потоки платежей.

На рис. 1.6 показана упрощенная схема туристского кругооборо­та. Для каждого потока туристских товаров и услуг существует встреч­ный поток платежей. Следует заметить, что, не считая прямых и косвенных обменов между туркомпаниями и туристами, существу­ют обмены между туристами и другими компаниями, что не может быть представлено на схеме упрощенного туристского кругооборота.

Потоки туристских товаров и услуг от фирм-производителей и потоки платежей являются непрерывными, происходят в любое

29




--PAGE_BREAK--
1.4. Туристские затраты

Затраты туриста — потребителя туристской продукции. Извест­но, что турист тратит денежные средства не только непосредствен­но на туристские услуги, например в отеле, где он останавливает­ся, но и на различные продукты и услуги, которые производятся в других отраслях экономики. Трудно определить точную область, где турист осуществляет расходы по организации и проведению своего путешествия. Поэтому для удобства все расходы можно раз­делить на различные виды по признакам, которые определяются местом назначения, временем и целью приобретения.

С точки зрения времени выделяют три вида затрат в потребле­нии услуг (товаров):

затраты, предшествующие путешествию, осуществляемые в месте проживания туриста: приобретение турпутевки, билетов для переезда, страховки и пр. — всего, что необходимо для туристско­го путешествия. Если туристы пользуются услугами национально­го туроператора, то больше денежных средств остается в стране проживания и меньше издержек им необходимо будет нести в другой стране. Чем больше турист тратит в месте проживания, тем лучше для экономики данной страны;

36


затраты текущего потребления — затраты на товары и услуги, необходимые в процессе путешествия (текущее потребление);

затраты будущего потребления, как правило, осуществляемые с целью потребления купленных товаров в стране постоянного проживания. В процессе туристского путешествия турист приобре­тает различные товары, которыми он может воспользоваться как во время путешествия (купальные принадлежности, спортивная или пляжная обувь), так и в месте своего постоянного прожива­ния (шуба, электронная аппаратура). В настоящее время очень боль­шое развитие, особенно в российском туризме, получил так на­зываемый шопинговый туризм. Он играет негативную роль в раз­витии экономики страны, способствуя вывозу из страны валюты, так как затраты на товары будущего потребления значительно превышают все издержки, которые турист несет в стране прожи­вания для того, чтобы совершить туристское путешествие.

Таким образом, общие туристские затраты складываются из затрат на товары и услуги, предшествующие путешествию, затрат текущего потребления и затрат будущего потребления. С точки зрения развития экономики страны, отправляющей туриста, ин­тересна только первая составляющая туристских затрат, в то вре­мя как для принимающей страны, наоборот, затраты текущего и будущего потребления. Эти затраты составляют доход от междуна­родного туризма, и каждая страна, принимающая туристов, за­интересована в повышении этих доходов. Чтобы увеличивать до­ходы от международного туризма, необходимо прежде всего улуч­шать качество предоставляемых товаров и услуг.

С точки зрения места назначения различаются:

прямые туристские затраты, осуществляемые во время пере­движения туриста, его нахождения в месте назначения и возвра­щения к месту постоянного проживания (т. е. затраты, непосред­ственно связанные с туриндустрией).

косвенные туристские затраты, осуществляемые в месте по­стоянного проживания туриста до его отъезда, например для при­обретения товаров, которые будут использованы во время путе­шествия, для получения загранпаспорта и т.д.

С точки зрения цели различаются:

невидимые туристские расходы, осуществляемые до или во вре­мя передвижения туриста и связанные с приобретением запасов продуктов, одежды и т.д., которые не могут рассматриваться как товары, непосредственно произведенные предприятиями ту­ризма. То есть к этой категории можно отнести все затраты тури­ста, непосредственно не связанные с туристскими предприяти­ями;

видимые туристские расходы, осуществляемые при приобрете­нии туристских товаров и услуг, произведенных исключительно туристскими предприятиями. В эту категорию включаются все рас-

37



--PAGE_BREAK--
43





--PAGE_BREAK--
50


потребление. Деятельность по созданию и поддержанию матери­ально-технической базы туризма как необходимого условия про­изводства и реализации услуг включается как составляющая (пагс!) в туристское обслуживание.

Таким образом, обслуживание — это своеобразный процесс сложных взаимоотношений между обслуживающим персоналом и туристами, в котором одновременно осуществляются создание, предложение и потребление большей части услуг (товаров).

Для характеристики туристского потребления все затраты ту­ристов можно разделить на две группы: затраты на путешествие (общие, или валовые, затраты) и потенциальные затраты, кото­рые могли бы возникнуть в месте постоянного проживания при отсутствии путешествия (постоянные затраты, или затраты места). В течение времени путешествия турист не производит те затраты, которые должен был бы сделать, оставшись дома: на питание, транспорт, развлечения и т.п.

Как правило, валовые затраты существенно выше, чем затра­ты места, за счет оплаты транспортных средств во время путе­шествия, жилья, питания, развлечений и т. п. Во время путеше­ствия на эти услуги туристы обычно тратят больше, чем в месте постоянного проживания. Это связано, например, с их желани­ем попробовать национальные блюда страны пребывания, по­смотреть различные достопримечательности, приобрести суве­ниры.

Чистые затраты туриста А2Тможно определить по формуле:

Л
7  

7      

7

1л^/т — ^ТВад     ^т места;

где 2.^ вал — общие затраты туриста; 2^ места — затраты места.

Показатель А2Тобозначает сумму расходов, которые понесет турист дополнительно, если совершит путешествие. Чем меньше чистые затраты, тем выгоднее с экономической точки зрения бу­дет путешествие для туриста. Это обстоятельство можно использо­вать как дополнительный стимул при принятии им решения о путешествии.

Иногда имеет место ситуация, когда валовые затраты суще­ственно ниже затрат места, т. е. А2Т

51




--PAGE_BREAK--
Метод экспертных оценок. Данный метод используется при прогнозировании спроса на краткосрочный период. Суть метода заключается в привлечении экспертов-практиков, работающих в данной отрасли, хорошо знающих особенности функционирова­ния туристского рынка, владеющих необходимой информацией, испециалистов, занимающихся проблемами изучения спроса. Оценки, которые были получены в результате проведения опро­сов, обобщаются и обрабатываются при помощи современных ме­тодов математической статистики.

Метод прогнозирования на основе коэффициента эластичности. Спрос на продукцию туриндустрии может зависеть от различных факторов. В частности, можно отметить такие факторы, как дохо­ды населения, общий уровень цен и т.п. Зависимость спроса от данных факторов можно выявить на основе изучения эластичнос­ти спроса.

Под эластичностью спроса понимается способность изменения спроса под воздействием влияния соответствующих факторов. Ее можно рассчитать количественно в виде коэффициента эластич­ности, который рассчитывается как отношение изменения спро­са на продукцию туриндустрии к изменению соответствующего фактора. Коэффициент показывает, на сколько процентов изме­нится спрос на продукцию туриндустрии при изменении этого (определяющего) фактора на 1 %. Приведем формулу расчета ко-, эффициента эластичности Кэв зависимости от изменения дохода населения:

Ау   Ах
         „     Ау   х

Кэ=-^-:—, или Кэ = -—■■-,
э     у     х                    Ах  у

где Ау — прирост (изменение) среднедушевого спроса на продук­цию туриндустрии, руб.; у — среднедушевой объем спроса на про­дукцию туриндустрии, руб.; Ах — прирост (изменение) среднеду­шевого дохода, руб.; х — среднедушевой размер денежных дохо­дов, руб.

Зная коэффициент эластичности, можно рассчитать темп при­роста среднедушевого объема спроса на продукцию туриндустрии в планируемом периоде по следующей формуле:

&у = Кэех,

где е^, — темп прироста среднедушевого объема спроса на продук­цию туриндустрии в планируемом периоде (%); гх— темп приро­ста среднедушевого дохода в планируемом периоде.

59





--PAGE_BREAK--
2.3. Типология туристских дестинации

Применительно к въездному туризму типология туристских дестинации может быть представлена следующим образом.

В первую группу входят крупные столичные города. Они при­влекают туристов по многим причинам, в том числе как культур­ные и исторические центры, как центры деловой активности и т.п. Как правило, в этих городах существуют особые зоны, где доминируют исторические, культурные, торговые или развлека­тельные виды обслуживания.

68


Вторая группа туристских дестинации состоит из двух подгрупп. Первая подгруппа — это центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры для привлечения туристов, напри­мер специально построенные деревни викингов в Дании или му­зеи деревянного зодчества под открытым небом в Архангельске и Суздале. Обычно вокруг этих центров дополнительно строятся го­стиницы, рестораны, бары и другие туристские заведения для приезжих.

Вторую подгруппу составляют так называемые центры для ту­ров, например Зальцбург. Это города, имеющие хорошо развитую транспортную сеть, высокую концентрацию туристских предпри­ятий, а также привлекательные с культурной, исторической и научной точек зрения для туристов.

И наконец, в третью группу туристских дестинации входят центры, специально построенные для туристов, например «Дис­нейленд» во Франции. Вся инфраструктура таких центров направ­лена только на удовлетворение всевозможных туристских потреб­ностей и интересов. Их архитектурный стиль отличен от окружаю­щих их городов и поселений.

Следует обратить внимание на соотношение терминов «курорт» и «дестинация». В зарубежной литературе эти термины иногда упот­ребляются как равнозначные понятия.

Курорт — это местность, характеризующаяся лучшими рекре­ационными ресурсами, развитой инфраструктурой и материаль­ной базой туризма, представляющая собой значительный сегмент туристского рынка.

Условием первостепенной важности создания и развития ку­рорта выступает наличие благоприятных местных условий — лан­дшафта, воды, воздуха, их сочетания, т. е. существование опреде­ленного набора рекреационных ресурсов. При этом также прини­маются во внимание имеющиеся в регионе достопримечательно­сти и степень их сохранности, возможность создания сети торго­вых и общественных центров для сосредоточения в них коммер­ческой и культурной деятельности, уровень развития транспорт­ной и коммуникационной сети территории, характер расселения в регионе, особенности размещения мест проживания туристов относительно всех вышеперечисленных мест их привлечения.

Главная цель курорта — это организация отдыха и оздоровле­ния определенного контингента людей в фиксированное время с Учетом имеющихся технологий и материальных возможностей. Следовательно, для определенных территорий термины «курорт» и «дестинация» являются синонимами, например, это относится к Ницце (Франция), Южной Анталии (Турция), Сочи (Россия).

Однако если рассматривать дестинацию как определенную при­влекательную для туристов территорию, то в этом случае дести­нация является более широким понятием, чем курорт. Например,

СП




--PAGE_BREAK--
:

I

В табл. 2.1 приводятся данные о странах — лидерах топ-на­
правлений в мировом туризме. По данным ВТО, самой привле-;
кательной страной планеты с точки зрения туризма остается;
Франция. В 2002 г. она приняла 76,7 млн туристов.                            :;

Второе место по количеству приема иностранных туристов по-'
прежнему удерживает Испания, обогнавшая по данному показа-1
телю такую туристскую державу, как США. Причем количества
туристов, посетивших Испанию в 2001 г., увеличилось на 3,3 %■;
по отношению к 2000 г., в то время как туристские потоки в:
США сократились на 10,6% (из-за терактов, произошедших 11;
сентября 2001 г.).                                                                              ;■■

В последние годы показатель темпа развития туризма в ИспаЧ
нии уменьшился, хотя он по-прежнему выше, чем в среднем по:
Европе (3,6 %). Причина снижения связана не только с терактами^
и экологическими катастрофами, но и с тем, что в настоящее);
время Испания переживает бум жилищного строительства. На данЯ|
ном этапе развития испанской экономики этот вид бизнеса являн;
ется более эффективным, чем инвестирование денежных средств:
в индустрию туризма, что и послужило причиной оттока капитал!
ла из данной отрасли.                                                                        |,

Самой посещаемой областью Испании в 2002 г. стала Катало-]
ния. За Каталонией следуют Канарские и Балеарские острова^
побережье Андалусии.                                                                      \,

В целом из первой десятки государств — лидеров по приему;';
иностранных гостей с явным «плюсом» 2002 г. закончили КЬЩ|
(+11 %), Великобритания (+6%) и Испания (+4,4%).                         |:

!■■ Таблица 2.1:


В целом динамика развития международного туризма во второй половине XXв. оказала значительное влияние на общее состояние мировой экономики. Некоторые страны и даже целые регионы решали свои проблемы в основном за счет валютных поступлений от туризма.

США, несмотря на кризис и значительное сокращение по­ступлений после теракта 2001 г., по доходам от туризма остаются бесспорным мировым лидером, получив 67 млрд долл. За ними следуют Испания, Франция и Италия, в которых поступления от туризма составляют от 34 до 27 млрд долл. США. Среди рекордсме­нов по доходам наиболее высоких результатов добились Гонконг (Китай), Китай и Австрия, зарегистрировав в 2002 г. двузначный рост.

Из стран со средним и высоким уровнем доходов наибольшая зависимость суммарных экспортных поступлений (товары и услу­ги) от международного туризма сложилась в Хорватии, Греции, Турции.

Индустрия туризма занимает значительное место и в экономи­ке Российской Федерации. При этом туризм в нашей стране явля­ется одним их немногих динамично развивающихся видов бизне­са. Туристический бизнес привлекает российских предпринимате­лей небольшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных при этом затрат.

На долю международного туризма приходится около 8 % ми­рового валового национального продукта, 7 % мировых инвести­ций, 14 % мировых потребительских расходов, 5 % налоговых по­ступлений. В Западной Европе, Северной Америке и Юго-Восточ­ной Азии каждое 13-е рабочее место приходится на туриндуст-рию, в Юго-Восточной Азии каждый 15-й работник занят в тур-бизнесе. Динамика показателей развития международного туриз­ма представлена в табл. 2.2.

Данные показывают, что в 2002 г. количество туристов, вые­хавших за рубеж, стало на 1,4 % больше, чем в 2001 году.

Основное число прибытий и отправлений международных ту­ристов концентрируется в небольшом количестве стран, располо­женных главным образом на территории Европы (в Австрии, Швейцарии, Финляндии, Дании и Германии почти каждый жи­тель ежегодно путешествует) и Северной Америки. Это, в свою очередь, определяет некоторый дисбаланс между западными стра­нами с развитой экономической структурой и развивающимися странами, которые вынуждены участвовать в конкуренции за не­большой, но развивающийся рынок, предлагающий отдых в от­даленных местах туристского назначения. В табл. 2.3 представлено распределение въезжающих и выезжающих туристов в зависимос­ти от уровня дохода стран.




--PAGE_BREAK--
и  ■|

85








--PAGE_BREAK--
Факторы популяризации дестинаций. Протяженность путеше­ствий, предпринимаемых туристами из различных стран, непре­рывно возрастает. Некоторые люди склонны проводить свободное время постоянно в одних и тех же местах, иногда останавливаясь в тех же самых отелях, гостевых домах и кемпингах, а другие пред­почитают менять места в поисках новых впечатлений. В последнее время во многих странах существенно снизилась популярность традиционного способа проведения свободного времени в своих странах. Международный туризм получает все большее развитие, несмотря на экономические ограничения, транспортные и иные проблемы. Туроператоры, предлагающие пакетные туры по уме-

100


ренным ценам, в значительной степени способствовали такому изменению отношения к туризму, но они должны постоянно ис­кать новые маршруты, дестинаций, внимательно следить за изме­нениями спроса туристов.

Популяризации и процветанию мест, посещаемых туристами, способствуют следующие факторы:

•  местные достопримечательности;

•  развлечения и услуги (сервис) в местах назначения;

•  доступность для туристов мест назначения, включая способ
доставки и удаленность места.

Достопримечательности воздействуют на чувства человека, их посещение может являться мотивом (целью) путешествия. Пере­чень достопримечательностей достаточно большой, и он непре­рывно пополняется и изменяется. Тем не менее существует следу­ющая классификация достопримечательностей:

•  достопримечательности местности — это страны или отдель­
ные районы страны, географические регионы, города и т.д. —
любая местность, обладающая способностью привлекать к себе
внимание туристов;

•  достопримечательные события — это выставки, спортивные
мероприятия (например, Олимпийские игры, чемпионат мира по
футболу), международные конференции, карнавалы, фестивали,
религиозные церемонии и т.д. Туристы посещают места, где про­
ходят эти события, в связи с их проведением;

•  достопримечательности, комбинированные по месту и собы­
тиям, привлекают туристов как красотой местности, так и воз­
можностью участия в достопримечательных событиях. Многие со­
бытия вряд ли имели бы большую привлекательность для турис­
тов, если бы проводились в местах, не представляющих для них
интереса.

Достопримечательности местности могут быть: природными (горы, вулканы, водопады, пляжи, национальные парки, заповед­ники и т.д., а также климатические особенности — солнце, голу­бое небо, чистый свежий воздух) и рукотворными (места отдыха, парки, зоопарки, сафари-парки, бассейны с морскими животны­ми, исторические памятники и здания, строения, представляю­щие архитектурный интерес). Успех многих посещаемых туристами мест был достигнут благодаря сочетанию природных и рукотвор­ных достопримечательностей, например, обширные золотые пес­чаные пляжи Кипра сами по себе являются достопримечательнос­тью, но сравнительно мало туристов посещало бы эти места, не будь там прекрасно оборудованных зон отдыха и развлечений.

Достопримечательности можно также разделить на узловые и линейные.

Узловые достопримечательности посещаемого места располо­жены в непосредственной близости друг от друга, и туристы, на-

101



--PAGE_BREAK--
Социальные последствия туризма. Важным побочным эффек­том развития туризма является создание новых рабочих мест, т. е. рост занятости населения. Это имеет чрезвычайно важное значе­ние для стран с высоким уровнем безработицы. Однако перспек­тива получить более высокооплачиваемую по местным стандар­там работу в туристском бизнесе может привести к переходу ра­ботников, занятых прежде в традиционных областях производ­ства, например в сельском хозяйстве, в другие отрасли, связан­ные с туризмом, и тем самым отрицательно сказаться на произ­водстве сельскохозяйственной продукции. Вызванное возможнос­тью трудоустройства массовое перемещение людей из отдаленных районов в города, куда стекаются туристы, может привести к пе­регрузке жилищных условий, систем и средств обеспечения и об­служивания в этих городах.

Другие характерные особенности, которые следует иметь в виду при рассмотрении кажущихся преимуществ более высоких возмож­ностей трудоустройства, создаваемых туризмом, заключаются в том, что, во-первых, большинство предлагаемых рабочих мест рассчи­тано на частичную занятость, т.е. неполный рабочий день; во-вто­рых, трудоустройство может быть сезонным, в течение нескольких месяцев или даже недель в году; в-третьих, большинство предлагае­мых вакансий предназначено для неквалифицированной рабочей си­лы и для женщин, труд которых оплачивается ниже, чем мужской.

107



--PAGE_BREAK--
3.3. Значение статистики туризма для планирования и оценки влияния туризма на экономику

Правительству страны необходимо знать, какое воздействие оказывает туризм на экономику страны, ее платежный баланс и какой вклад вносит туризм в создание рабочих мест. Эта информа­ция необходима как для страны в целом, так и для ее отдельных регионов, районов и областей.

Туристским организациям, как национальным (государствен­ным), так и частным, постоянно требуются статистические дан­ные для выявления тенденций на рынке туризма, например изме­нения в запросах туристов относительно мест назначения, спосо­бов путешествий, вариантов проведения отпуска, развлечений и т.д. Этим организациям необходимо прогнозировать, т.е. опреде­лять с достаточной точностью вероятные будущие запросы турис­тов и возможный объем этих запросов.

Содержание большинства статистических обзоров касается све­дений о количестве туристов, посещающих страну, продолжи­тельности их пребывания и сделанных затратах. В ряде стран про­водятся обзоры с целью выявления причин того, почему, напри­мер, люди проводят отпуск за рубежом, а не в своей стране, что влечет их в конкретные дестинации и какие услуги и развлечения они предпочитают и ожидают. Такие сведения представляют не­сомненную ценность для тех, кто занимается планированием, развитием и практической реализацией как международного, так и внутреннего туризма

Статистика туристских расходов. Для получения информации о туристских расходах необходимо иметь доступ к государственной статистике, которая должна быть очень точной и отражать дей­ствительное положение вещей в данный момент времени: данные





--PAGE_BREAK--
Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества. В соот­ветствии с законом Российской Федерации существуют два вида хозяйственных товариществ: полное товарищество и то­варищество на вере.

Участники полного товарищества (их еще называют полные товарищи) заключают между собой договор, в соответствии с которым они занимаются коммерческой деятельностью от имени товарищества. Они несут равную ответственность по обязатель­ствам общества не только тем имуществом, которое они внесли при организации общества, но и принадлежащим им личным имуществом. Для того чтобы данное товарищество могло суще­ствовать, необходимо не менее двух участников. В противном слу­чае оно должно либо ликвидироваться, либо преобразоваться в хозяйственное общество. Уставный (складочный) капитал состоит из долей (вкладов) учредителей и должен быть не менее 100-крат­ного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Участники должны внести не менее 50 % размера уставного (складочного) капитала на момент (дату) подачи учредительных документов на регистрацию. Учредительным документом полного товарищества является учредительный договор. В нем отражаются все моменты ведения хозяйственной деятельности: порядок совместной дея­тельности по созданию товарищества; условия передачи товари­ществу своего имущества; состав и размер уставного (складочно­го) капитала и долей участников; условия и порядок распределе­ния прибыли (убытков) между участниками; порядок управления хозяйственной деятельностью; процедура выхода участников из состава товарищества и т.д.

Порядок управления хозяйственной деятельностью зависит от того, какую схему управления выберут участники полного това­рищества. Возможны следующие варианты управления:

•  каждый участник ведет самостоятельно хозяйственную дея­
тельность от имени товарищества, т.е. является полноправным хо­
зяином;

•  участники осуществляют управление делами товарищества со­
вместно, т.е. все сделки от имени товарищества проводятся на
основе совместного решения всех участников;

123




--PAGE_BREAK--
4.2. Основы организации предпринимательской
деятельности

Основные понятия. Предпринимательство представляет собой ;
особую форму деловой активности, которая направлена как на ,■
удовлетворение общественных потребностей, так и на получение ;
коммерческого успеха, носит новаторский характер и предпола- !
гает использование инноваций.                                                             '

Рыночная экономика подразумевает существование различных г
форм собственности: частной, государственной, коллективной и :
их модификаций. Однако частная собственность является основ- ,:
ной и предполагает, что все правомочия принадлежат одному V
субъекту — частному собственнику. При этом частная собствен­
ность может иметь не только индивидуальную, но и коллектив- ;,
ную форму. Предприятия, базирующиеся на основе частной соб-:
ственности, имеют ряд преимуществ. Они обеспечивают:                 ;

•   более быструю реакцию на изменение рынка;                             :

•   большую оперативность принятия управленческих решений; ;

•   более широкие возможности структурной перестройки пред- |
приятия;                                                                                               I;

•   профессиональный подбор персонала и своевременные из-;
менения его количественного и качественного состава.                   :;

130                                                                                                       -


Однако частные предприятия имеют и ряд недостатков, кото­рые, как правило, связаны с невозможностью привлечения зна­чительных средств для проведения крупных инвестиционных про­ектов.

Государственная собственность также является широко распро­страненной в условиях рыночной экономики. Для предприятий, созданных на основе государственной собственности, характерны более капиталоемкие технологии, в структуре основных произ­водственных фондов большую часть, чем у частных предприятий, занимают пассивные основные фонды. На государственных пред­приятиях могут устанавливаться более низкие цены, хотя издерж­ки на производство продукции (услуг) достаточно высоки. Госу­дарственные предприятия значительно медленнее реагируют на изменения рынка. В отличие от частных предприятий текучесть кадров на них намного ниже, что является, несомненно, поло­жительным моментом, но при этом увеличивается срок службы сотрудников высшего руководства. Для общества в целом наличие государственных предприятий имеет большое значение, так как зачастую такие предприятия имеют определенную социальную направленность. В период различных кризисных явлений государ­ство может мобилизовать производственные мощности этих пред­приятий на выполнение наиболее важных на данный момент задач.

В Российской Федерации государственная собственность выс­тупает в двух формах — собственность Российской Федерации (федеральная) и собственность, принадлежащая субъектам Рос­сийской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и округам. В совре­менной структуре экономических отношений существенная роль отводится муниципальной собственности, которая включает в себя имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образова­ниям.

Общественная (коллективная) собственность занимает проме­жуточное положение между государственной и частной и, как правило, тяготеет к одной из этих форм собственности. Одним из основных недостатков коллективной формы собственности явля­ется отсутствие индивидуальной ответственности за те ресурсы, которые используются в процессе деятельности.

Очевидно, нет ни одной идеальной формы собственности, и в рыночной экономике все они сосуществуют и взаимодополняют друг друга. Независимо от формы собственности и сложившихся экономических отношений основным звеном является предприя­тие, на котором осуществляется непосредственно производство продукции (услуг). Центральной действующей фигурой в рыноч­ной экономике является предприниматель с его способностью к

131



--PAGE_BREAK--
1 11




--PAGE_BREAK--
5.3. Современные тенденции развития предприятий
средств размещения

На современном этапе развития гостиничного бизнеса проис­ходит усиление позиций крупных гостиничных цепей и обостря-







--PAGE_BREAK--
* н

Общая сумма амортизационных отчислений Ао5щ, которая пе­реносится на себестоимость готовой продукции, определяется как разность между балансовой стоимостью основных фондов и их ликвидационной стоимостью, причем к балансовой стоимости добавляются все затраты на модернизацию и реконструкцию дан­ного основного средства за весь амортизационный период:

Аыш = фб — Фл-

Поскольку за время использования основных фондов в произ­водственном процессе они подвергаются различным формам из­носа, то и расчет амортизационных отчислений тоже должен со­ответствовать данным воздействиям. При физическом износе ос­новных фондов, как правило, осуществляется равномерный из-

' Расчет среднегодовой стоимости основных фондов будет приведен в п. 6.5. 158


нос пропорционально сроку их полезного использования. При моральном износе старение основных фондов происходит намно­го быстрее срока их физического износа. Вследствие этого амор­тизационные отчисления могут рассчитываться по-разному в за­висимости от вида основных фондов и формы износа.

Существует два основных подхода к расчету амортизационных отчислений: равномерный (пропорциональный) и неравномер­ный. При равномерном подходе амортизационные отчисления определяются пропорционально годам полезной эксплуатации основных фондов Ти.

Рассмотрим расчет амортизационных отчислений на условном примере (табл. 6.2). Годовой размер амортизационных отчислений по каждому виду основных фондов рассчитывается по формуле:

А   -аФб

г" 100 '

а затем суммируется. Норма амортизации для этого расчета опре­деляется пропорционально сроку полезного использования по приведенной выше формуле: о = (1/Г„)100.

Такой подход в расчетах справедлив с точки зрения физиче­ского износа основных фондов. С точки зрения морального износа применяют методы неравномерной амортизации. Существует не­сколько методов неравномерной амортизации:

•равномерно-ускоренный метод;

•метод неравномерной (ускоренной) амортизации;

•метод неравномерной (заниженной) амортизации.
Алгоритм начисления амортизации по равномерно-ускоренному ■

методу амортизации заключается в следующем. Первые три года отчисляется повышенная в два раза норма амортизации, позволя­ющая перенести за это время примерно две трети стоимости ос­новных фондов на стоимость готовой продукции. В оставшиеся годы амортизация основных фондов осуществляется по нормальной норме амортизации равномерно по годам до истечения срока их полезного использования (амортизационного периода). Норма

Таблица 6.2 Расчет амортизационных отчислений



159




--PAGE_BREAK--
6.6. Использование лизинга в индустрии гостеприимства

Приобретение и обновление основных фондов является одной
из самых капиталоемких задач, стоящих перед предприятием ин­
дустрии туризма. Чаще всего собственных средств предприятия бы­
вает недостаточно для решения этих вопросов, и предприятие вы­
нуждено прибегать к кредитованию. Однако кроме взятия креди­
та, т.е. привлечения заемных средств, существует еще один фи­
нансово-экономический механизм, который может быть с успе­
хом использован, — это аренда, т. е. приобретение основных фон-  |
дов во временное пользование. Это позволяет предприятию, с;1|
одной стороны, избежать больших единовременных платежей, а с •
другой — увеличить производственные мощности, что способствует ||
увеличению выпуска продукции и услуг, которое ведет к сниже- ||
нию совокупных затрат и росту эффективности производства в (
целом.                                                                                                  ;!

Аренда — это предоставление имущества во временное пользо- ;|
вание за определенную плату, оговоренную в договоре. В зависи- ц
мости от срока, на который заключается договор, различают три ||
вида арендных операций:                                                                     |!

•   рейтинг — краткосрочная аренда на срок от 1 дня до 1 года; |

•   хайринг — среднесрочная аренда на срок от 1 года до 3 лет;  ||

•   лизинг — долгосрочная аренда на срок от 3 лет.                          .
Остановимся подробнее на лизинговой форме аренды, кото- '

рая в России стала внедряться с началом перехода экономики на ||;
рыночные отношения.                                                                          I

Лизинг представляет собой особый вид аренды основных фон- ];!
дов, при котором право собственности на предмет аренды остает- |||
ся за лизингодателем, а лизингополучатель приобретает лишь право р;
на его временное использование, имея при этом возможность;'
впоследствии приобрести его в собственность.                                  !|

Лизинг — это вид предпринимательской деятельности, направ- || ленной на инвестирование временно свободных или привлечен- :! ных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды

166


(лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определен­ного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизин­гополучателю) за плату во временное пользование для предпри­нимательских целей («Временное положение о лизинге», утверж­дено постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633).

Таким образом, лизинг — это пользование средствами произ­водства без приобретения их в собственность. Практически идея лизинга сводится к тому, что можно получать прибыль, не имея в собственности оборудования, достаточно лишь иметь право на его использование для получения дохода.

Экономическое отличие лизинга от аренды заключается в сле­дующем.

При взятии в аренду какого-либо имущества арендатор не ста­новится собственником этих средств и не приобретает правовых обязанностей по отношению к этому имуществу. Лизингополуча­тель же, наоборот, принимает на себя обязанности, вытекающие из права собственности, т. е. несет прямую ответственность за дан­ное имущество. В случае уничтожения или невозможности исполь­зования объекта лизинга лизингополучатель все равно должен погашать оставшийся долг. Разный экономический смысл присущ и платежам за аренду имущества. Лизингополучатель выплачивает лизингодателю не ежемесячную арендную плату за право пользо­вания объектом лизинга, как это делает арендатор, а полную сум­му амортизационных отчислений. Выплата полной суммы аморти­зационных отчислений гарантирует хорошее обслуживание объекта лизинга. В лизинговых схемах предусматривается возможность при­обретения имущества по заказу и желанию лизингополучателя, тогда как при аренде стороны заключают договор при совпадаю­щих обоюдных желаниях.

Лизинг отличается от аренды и тем, что при выявлении дефек­тов в объекте лизинговой сделки лизингодатель обычно считается полностью свободным от гарантийных обязательств, и все пре­тензии лизингополучатель предъявляет сам поставщику объекта лизинга (конечно, если речь идет не о лизинге с двумя участни­ками). Срок действия договора лизинга, как правило, определяет­ся исходя из срока службы данного имущества и срока выплаты полных амортизационных отчислений. При расчете стоимости ли­зинга, как правило, используют экономические подходы, а раз­мер платы за аренду в значительной мере зависит от конъюнкту­ры рынка (спроса и предложения). Главное отличие лизинга от аренды заключается в том, что по окончании срока действия до­говора лизинга имущество может перейти в собственность лизин­гополучателя.

Лизинговые формы весьма разнообразны и находятся в посто­янном развитии. Исходя из особенностей организации отноше-

167



--PAGE_BREAK--
Контрольные вопросы

1.      Каковы основные формы и виды капитала предприятий социаль­
но-культурного сервиса и туризма?

2.      Охарактеризуйте производственные фонды предприятий социаль­
но-культурного сервиса и туризма.

3.      Дайте классификацию основных фондов предприятия.

4.      Как осуществляется оценка основных фондов предприятия?

5.      Какие существуют формы износа основных фондов предприятия?

6.      Что такое амортизация основных фондов предприятий? Как опре­
деляется норма амортизации?

7.      Каковы основные показатели использования основных производ­
ственных фондов предприятий?

8.      Назовите основные виды и охарактеризуйте экономическую сущ­
ность аренды основных фондов.

9.      В чем заключается экономическое отличие лизинга от аренды?

10.  Назовите основные виды лизинга.

.11. Какие основные лизинговые схемы применяются в индустрии го­степриимства?

12. Каковы основные преимущества лизингодателей и лизингополу­чателей?

ГЛАВА 7

ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

7.1. Состав, структура и классификация оборотных средств

Оборотные средства являются одной из составных частей иму­щества предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Состояние и эффективность их использования во многом опреде­ляют эффективность финансово-экономической деятельности предприятия.

Начало процесса производства определяется моментом приоб­ретения средств производства и привлечением рабочей силы. Сред­ства производства включают в себя предметы труда и орудия тру­да. Предметы труда в процессе производства подвергаются обра­ботке и в качестве материальных затрат полностью за вычетом возвратных отходов участвуют в формировании затрат на произ­веденную продукцию (работы, услуги). После реализации продук­ции стоимость материальных затрат возмещается за счет выручки, затем снова приобретаются материальные ресурсы и т. д., т. е. осу-

173



--PAGE_BREAK--
V
  
—     °

3
~«й~' В
Р

Показатели оборачиваемости оборотных средств могут исчис­ляться по всем оборотным средствам, участвующим в обороте, и по отдельным элементам. Изменение оборачиваемости средств выявляется путем сопоставления фактических показателей с пла­новыми или показателями предшествующего периода. В результа­те сравнения показателей оборачиваемости оборотных средств выявляется ее ускорение или замедление. При ускорении обора-

179




--PAGE_BREAK--
V
   
Аг

где Взт— необходимый объем закупки товаров (сырья и материа­лов) в год (квартал); 2т1— текущие затраты по размещению зака­за, доставке товаров и их приемке в расчете на одну поставляе­мую партию; 2т2 — текущие затраты по хранению единицы запа­сов.

Для запасов готовой продукции задача минимизации текущих затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции. Если производить оп­ределенный товар мелкими партиями, то затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции 2г2будут минимальными. В то же время существенно возрастут текущие затраты предприя­тия 2т1, связанные с подготовкой производства и т.п.

Минимизация совокупного размера текущих затрат по обслу­живанию запасов готовой продукции также может быть осуществ­лена на основе модели Уилсона (с иным содержанием показате­лей 2т1и 2т2). В этом случае вместо необходимого объема закупки товаров используется планируемый объем производства или про­дажи готовой продукции. Как уже отмечалось, невозможность со­здания запасов гостиничных услуг позволяет применять эту фор­мулу для предприятий гостиничного бизнеса только в ограничен­ной сфере, например при расчете продукции предприятий пита­ния.

Как в первом, так и во втором случае расчеты могут быть уточ­нены с учетом минимальной нормы отгрузки (железнодорожным или автомобильным транспортом), создания на предприятии оп­ределенного страхового запаса, альтернатив в выборе средств транс­портирования и других условий.

Обеспечение своевременного вовлечения в хозяйственный обо­рот излишних запасов осуществляется на основе мониторинга те­кущей финансовой деятельности (сопоставления нормативного и фактического размера запасов). Мероприятия в этом случае разра­батываются совместно со службой производственного менеджмента (при необходимости нормализации запасов сырья и материалов) или со службой маркетинга (при необходимости нормализации запасов готовой продукции). Основная цель этих мероприятий —

187




--PAGE_BREAK--
Ат

~14Ск.ф.в'

где ОА— сумма максимального отклонения денежных активов от среднего в отчетном периоде;

в)максимальный остаток денежных активов в соответствии с
этой моделью принимается в трехкратном размере А0ПТ. Превыше­
ние этого остатка определяет необходимость трансформации из­
лишних денежных активов в краткосрочные финансовые вложе­
ния;

г)средний остаток денежных активов Асррассчитывается в этом
случае по формуле:

А       л- А

_ -^ггип ~ дтах р -         2

Корректировать поток платежей с целью уменьшения макси­мальной и средней потребности в денежных активах можно с по­мощью оперативного регулирования, другими словами, посред­ством переноса срока отдельных платежей по согласованию с контрагентами. Высвобожденная в процессе корректировки пото­ка платежей сумма денежных активов реинвестируется в кратко­срочные финансовые вложения или в другие виды активов.

194


Контрольные вопросы

1.      Каковы состав и структура оборотных средств?

2.      Дайте классификацию оборотных средств.

3.      В чем заключается анализ кругооборота оборотных фондов пред­
приятий?

4.      Дайте определение оборачиваемости оборотных средств предприя­
тия. Каковы внешние и внутренние факторы, влияющие на оборачивае­
мость?

5.      Как осуществляется оценка эффективности использования оборот­
ных средств предприятия?

6.      Какие существуют показатели, характеризующие оборачиваемость
оборотных средств предприятия?

7.      Что такое абсолютное и относительное высвобождение оборотных
средств?

8.      Какие существуют резервы повышения эффективности использо­
вания оборотных средств на предприятиях туризма и гостиничного биз­
неса?

9.      Как осуществляется управление основными элементами оборотных
активов на предприятиях туризма и гостиничного комплекса?
10.      В чем сущность анализа движения денежных средств?

11.      Дайте определение оптимального уровня денежных средств.

ГЛАВА 8

ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО
СЕРВИСА И ТУРИЗМА

8.1. Общая характеристика затрат

Целью любого коммерческого предприятия, производящего продукцию или услуги, является получение прибыли, и чем больше прибыли получает предприятие, тем лучше оно работает. При­быль предприятия зависит от двух факторов: выручки, которую оно получает в результате своего функционирования, и издер­жек, которые оно при этом несет (объема затрачиваемых денеж­ных, материальных и трудовых ресурсов). Другими словами, при­быль зависит от цены продукции и затрат (себестоимости) на ее производство.

В рыночной экономике цена продукции формируется согласно закону стоимости и соответствует сумме общественно необходи­мых издержек производства и средней прибыли, т.е. выступает в виде общественного норматива, определяемого рынком. Но если Цена продукции зависит от ситуации, которая складывается на рынке, то затраты на производство непосредственно зависят от финансово-хозяйственной деятельности самого предприятия. И чем

195




--PAGE_BREAK--
7      — 7     а- 7

^пост ~ -^пол «г ^хол*

Это делается из-за неделимости такого производственного фак­тора, как рабочая сила. Для наглядности рассмотрим формирова­ние таких затрат на примере функционирования ресторана (кафе).

Пример. В ресторане имеется 22 стола, которые обслуживают три офи­цианта. Предположим, что количество столов, которые необходимо обслу­живать одному официанту по норме, равно шести. Таким образом, для об­служивания данного количества столов (по норме) официантов не хватает (3x6= 18), т.е. увеличивается время обслуживания, страдает его качество.

202


В целях повышения качества обслуживания администрация принима­ет решение о принятии на работу еще одного официанта. Поскольку» официанты получают повременную заработную плату, то эти затраты для ресторана являются постоянными. При приеме на работу четвертого официанта постоянные затраты скачкообразно увеличиваются и остают­ся опять постоянными в течение определенного периода. Но поскольку норма обслуживания для одного официанта остается без изменения, то получается, что затраты работы четвертого официанта только на 4/б яв­ляются полезными (22 — 18 = 4, норма равна 6), а на 2/б ~ бесполезными (холостыми) (6x4 = 24, 24 — 22 = 2). Работа официанта оплачивается по­временно, следовательно, оплачивается и 2/б холостых затрат. Это озна­чает, что предприятие неэффективно использует свои ресурсы.

Для повышения эффективности использования ресурсов пред­приятиям туризма и гостиничного бизнеса целесообразно:

•  привлекать сезонных рабочих. В этом случае договор на работу
заключается только на конкретный сезон, а при хорошей работе
работнику может быть гарантировано заключение контракта и на
последующие сезоны;

•  привлекать работников на конкретное время (часы). В этом
случае работа предоставляется только в определенные часы, на­
пример в вечернее время при максимальной загрузке ресторана;

•  использовать скользящий (плавающий) график работы со­
трудников. Он заключается в том, что все работники выходят вме­
сте на работу только в те часы, когда приходит наибольшее коли­
чество посетителей (вечером). В остальные часы они работают со­
гласно установленному графику.

В общем виде полезные и холостые затраты можно рассчитать по следующим формулам:

у       _   С? Н   ~ 6ф    у                у       _   0$_   у

■^хол  ~"         ^                 ^пост>               ^пол ~ 'рГ~^пост»

где ()ф — фактический общий объем произведенных услуг; ()н— максимально возможное (нормативное) общее количество услуг (продукции).

График поведения полезных и холостых затрат представлен на рис. 8.7.

Предприятия туризма и гостиничного бизнеса в целях увели­чения прибыли заинтересованы в постоянном снижении затрат на единицу продукции или средних затрат 2ср.

Средние затраты — это доля общих (валовых) затрат, прихо­дящаяся на единицу продукции (услуг):

203





--PAGE_BREAK--
8.3. Дифференциация издержек на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма

Математическая зависимость, описывающая поведение общих затрат, определяется уравнением первой степени:

У= а + Ьх,

где У— общие затраты (2о6ш); а — постоянные затраты С2ГП0СТ); Ь — ставка переменных затрат; х — количество произведенной (реали­зованной) продукции (услуг).

Эту формулу можно представить в следующем виде:

Дзбщ = -2«пост + Ьх, где Ьх = 2пер.

Для того чтобы разделить затраты на постоянные и перемен­ные, необходимо определить ставку переменных затрат — сред­ние переменные расходы в себестоимости единицы продукции.

Существует три основных метода дифференциации издержек:

•   метод максимальной и минимальной точки;

•   графический (статистический) метод;

•   метод наименьших квадратов.

Рассмотрим методы дифференциации издержек на конкретном примере.

Пример. Для повышения эффективности функционирования гостини­цы руководство решило провести анализ издержек за отчетный период (год) по методу директ-костинг. Для этого требуется произвести разделе­ние затрат на постоянные и переменные. Особенно сложно оказалось диф­ференцировать затраты на электроэнергию. Данные о заполнении гости­ницы и общих расходах на электроэнергию представлены в табл. 8.3. Необ­ходимо осуществить разделение этих затрат на постоянные и переменные.

Дифференциация издержек методом максимальной и минимальной точки. Чем меньше в гостинице находится гостей, тем меньше будет доля пере­менных издержек и, соответственно, больше постоянных, и наоборот: чем больше гостей, тем больше будет доля переменных издержек и, со­ответственно, меньше постоянных. Алгоритм дифференциации издер­жек по данному методу следующий. Сначала определим ставку перемен­ных затрат. Для этого построим вспомогательную таблицу, для чего из всей совокупности данных выберем два периода с наибольшим и наи­меньшим числом гостей (количеством койко-ночей). Для рассматривае­мого примера это июль и декабрь. Соответствующую информацию пере­несем в таблицу (табл. 8.4).

На основании расчетов, приведенных в таблице, определим ставку переменных издержек по следующей формуле:

Л
V

Ь =— = 5100/(0,4615 ■ 1300) = 8,5 руб./койко-ночь,

^пер =6*тах =11051 руб.





--PAGE_BREAK--
Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль». Это

самый простой способ определения цены продукции (услуг), за­ключающийся в начислении определенной надбавки на себестои­мость товара. Этот подход в ценообразовании широко применялся в социалистической экономике, да и сейчас для многих предпри­ятий социально-культурного сервиса и туризма он является ос­новным в силу своей простоты и прозрачности. Он характеризует­ся тем, что предприятия при определении цены на свою продук­цию и услуги ориентируются на издержки, т.е. осуществляют каль­куляцию затрат по полной себестоимости. Затем к себестоимости прибавляется та величина прибыли, которую предприятие пла­нирует получить. В этом случае цена продукции, представленная по методу «средние издержки плюс прибыль»:

Дз.п. = С + Ппр,

где С — полная себестоимость продукции; /7пр — предполагаемая прибыль.

Для расчета прибыли устанавливается определенный норматив (5 от себестоимости, т.е. вводится коэффициент р (рС). Тогда фор­мулу расчета цены продукции (услуг) можно представить в виде:

Дз.п.= С+Япр=С+рС=С(1+р).

Такой метод является достаточно простым и понятным. Пред­приятие располагает всей необходимой информацией об издерж­ках для определения цены, и ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от изменения спроса. Если дру­гие аналогичные предприятия применяют такой же подход в фор­мировании цен, то все они имеют примерно одинаковые цены, т. е. ценовая конкуренция между предприятиями сведена к минимуму.

В социалистической экономике затратный подход в ценообра­зовании был в какой-то мере оправдан, так как управление эко­номикой осуществлялось централизованно. При этом норматив р, который законодательно устанавливался и определял величину прибыли, не должен был превышать 20%. Но даже при полном централизованном управлении экономикой этот подход не мог сыграть положительной роли в развитии предприятия и государ­ства в целом, поскольку каждое предприятие для увеличения при­были стремилось, с одной стороны, устанавливать р-норматив на уровне 20 %, ас другой — увеличивать свои совокупные затраты. Такая стратегия приносила предприятиям больший объем прибы­ли, но не стимулировала их эффективно использовать ресурсы.

В рыночных условиях метод «средние издержки плюс прибыль» при своей кажущейся логичности также имеет ряд значительных

222                                                                                                                                   .,,,:-


недостатков. Во-первых, при таком подходе к ценообразованию полностью не учитывается потребитель, т. е. его отношение к то­вару или услуге. Во-вторых, не учитывается уровень спроса на дан­ный товар, который сложился на рынке. Это весьма важный мо­мент для предприятий социально-культурного сервиса и туризма, поскольку спрос на товары и услуги зависит от множества факто­ров, один из которых — сезонность, и подвержен значительным колебаниям. В-третьих, не учитывается ценовая позиция конку­рентов, т. е. уровень предложения подобных услуг на рынке.

Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения
целевой прибыли. Этот метод расчета также базируется на издерж­ках. При его использовании предприятию необходимо разделить затраты на постоянные и переменные, изучить и проанализиро­вать их поведение, построить график безубыточности и на его ос­нове определить, как изменение общего объема выручки будет влиять на прибыль. Такой подход к ценообразованию предполага­ет рассмотрение различных вариантов цен и определение наилуч­шей, при которой достигается требуемый (целевой) уровень при­были, поэтому этот метод еще называют целевым ценообразова­нием. Он является наиболее приемлемым в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет гибко реагировать на все изме­нения, которым подвергается рынок.

9.3. Рыночные, или маркетинговые, методы формирования
цен на продукцию (услуги)

Рыночный, или маркетинговый, подход в определении цены на продукцию (услуги) предприятий является наиболее предпоч­тительным. Это объясняется тем, что при установлении цены на товар или услуги обязательно проводится изучение рынка: иссле­дование потребителей продукции, анализ спроса, конкурентов и т. п. Как правило, ценовая политика фирмы зависит от того, ка­кое место она занимает на рынке, т. е. является ли она достаточно известной и хорошо зарекомендовавшей себя или это малоизвест­ная фирма. Есть и специфические факторы, влияющие на цено­образование. Например, для предприятий гостиничного комплек­са очень сильное влияние на ценообразование оказывает такой фактор, как место расположения гостиницы.

К рыночным, или маркетинговым, методам установления цены на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма отно­сятся следующие:

•   установление цены на основе ощущаемой ценности товара;

•   установление цены на основе уровня текущих цен;

•   установление цены на основе закрытых торгов;

•   стратегия престижных цен.

223



--PAGE_BREAK--
Пример. Рассмотрим на условном примере, как можно пользоваться дан­ной методикой расчета. Предположим, руководство гостиницы хочет при­обрести новое технологическое оборудование. Существуют три вида техни­ки, которые требуют различных капитальных и текущих затрат. В табл. 10.1 показаны значения приведенных затрат по каждому варианту при усло­вии, что Еп= 0,16. Расчет осуществляется по формуле: Зт = 2{+ 0,16К,.

Таблица 10.1 Расчет приведенных затрат по вариантам



Расчет показал, что для гостиницы наилучшим вариантом приобре­тения нового оборудования будет первый.

Непосредственно для определения эффективности функцио­нирования предприятия социально-культурного сервиса и туриз­ма необходимо оценить эффективность использования имеющих­ся ресурсов. Для этого используют сравнительные (приростные) показатели эффективности использования ресурсов, т. е. опреде­ляется функция эффективности использования ресурсов.

10.2. Функция эффективности использования ресурсов

Любое предприятие социально-культурного сервиса и туризма в своем развитии применяет два подхода использования ресурсов: экстенсивный и интенсивный.

229




--PAGE_BREAK--
:] 1

С хозяйственной точки зрения прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало от­четного периода.

I             Формирование прибыли является одним из важнейших участ-

ков финансово-экономической работы на предприятии социаль­но-культурного сервиса и туризма.

;.              Основными экономическими показателями прибыли являются:

• общая (балансовая, валовая) прибыль (убыток), которая скла­дывается из прибыли (убытка):

а)  от реализации продукции (услуг);

б)  от финансовой деятельности;

в)  от прочих внереализационных операций;

237




--PAGE_BREAK--
Лоб

где Ко6 — средняя за период величина средств (капитала).

Если рентабельность реализации за период окажется неболь­шой, то благодаря высокому значению показателя оборачиваемо­сти достигается хорошая эффективность использования средств предприятия.

При небольшой оборачиваемости капитала предприятиям со­циально-культурного сервиса и туризма необходимо для повыше­ния рентабельности снижать затраты на производство продукции (услуг) или повышать цены, т. е. увеличивать рентабельность про­даж.

245




--PAGE_BREAK--
т
   
_  
к
       

^ — —1-л
        '

^год

где Ьк— норма численности персонала данной (к-я) группы (про­фессии, уровня квалификации и т.п.); 0к— плановый годовой объем продукции к-го вида; Нк— норма затрат рабочего времени персонала данной группы на единицу продукции к-го вида; Фгод — годовой фонд времени одного сотрудника данной группы.

Общее количество персонала будет определяться суммирова­нием показателей по всем группам: Ь = ^Лк.

Но даже правильное определение потребного количества пер­сонала еще не может повлиять на общую эффективность функци­онирования предприятия, необходимо понять качественные ха­рактеристики (составляющие) трудовой деятельности.

Как известно, любая экономическая структура может разви­ваться как экстенсивно, так и интенсивно. Это положение в пол­ной мере относится и к такому понятию, как труд. В любой трудо­вой деятельности можно выделить две составляющие: а-труд и р-труд. Первая компонента характеризует труд, который выполня­ется по заданной технологии, инструкции, схеме, а-труд заранее запрограммирован. Исполнитель а-труда не вносит в труд никаких элементов новизны или собственного творчества. Такой труд еще называют первоначальным, регламентированным или экстенсив­ным. Составляющая а может быть не только физическим и мало­квалифицированным трудом. Деятельность менеджера или чинов-

253




--PAGE_BREAK--
}    Р    Я

Для оценки деятельности сотрудников конкретного структур­ного подразделения модель можно представить в виде таблицы (табл. 11.1), в которой отображаются те критерии, по которым руководство хотело бы их оценить с точки зрения качества вы­полнения этих работ и с учетом вклада сотрудника в конечный результат деятельности подразделения (предприятия). Таблица стро­ится на основе тех данных, которые были определены ранее при разработке функционально-стоимостной таблицы всех видов ра­бот подразделения (предприятия) в баллах.

Пример. На условном примере туристского предприятия покажем рабо­ту данной модели. Предположим, что руководитель отдела продаж решил оценить работу своих сотрудников — менеджеров по продажам турпродукта. Для этого он разработал аттестационную таблицу, состоящую из четырех критериев. Каждый критерий представлен определенным набором призна­ков, которые оцениваются дискретной шкалой, содержащей пять уровней (от 1 — «практическое отсутствие» до 5 — «превосходно»). Чем больше вво­дится признаков, характеризующих каждый критерий, и чем больше уров­ней имеет оценочная шкала, тем выше адекватность модели и тем точнее можно оценить деятельность сотрудника. Весовые коэффициенты критери­ев К/ устанавливаются так, чтобы общая сумма всех весов была равна 100 %

и 1000 баллам    ^.Л/ = 100%, ^Я^ = 1000 баллов, весовые коэффици­енты признаков гропределяются: Хл =Щ в баллах иЕгг 100%.

Р                                                          Р

По таблице определяются количество баллов, которое может набрать каждый сотрудник, и общая сумма баллов сотрудников всего подразде­ления. Разделив фонд оплаты труда (ФОТ), выделяемый подразделению, на общую сумму баллов, получим цену (стоимость) одного балла. Отсю­да легко можно определить заработную плату (ЗП) каждого сотрудника, умножив цену балла на набранное им количество баллов:

^ {%') ~ XXX?]рч — ЮСЮ> ^' = 1> ^ "~ количество баллов /-го сотруд­
ника;              1" "

Р (
X) = ^Р(Х,-) — общая сумма баллов сотрудников всего подразде­ления;

,,      ФОТ       ФОТ                                      ,       ,                   ,

ц5= ——- = =;—-—г — стоимость (цена) одного балла; Р{Х)    2-, Р{Х1)

ЗП,- = Ц6Р(Х;), V/ = 1, /   — заработная плата /-го сотрудника, где

1]зп,

261




--PAGE_BREAK--
Лизинг — вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное Договором имущество у определенного продавца и предоставить это иму-

269



--PAGE_BREAK--
Финансовый лизинг — один из наиболее распространенных видов лизинга, характеризующийся прежде всего тем, что срок, на который имущество передается во временное пользование, приближается по про­должительности к сроку его службы (полной амортизации), и оборудо­вание при этом полностью окупается.

Фонд накопления — средства, используемые для расширения произ­водства (увеличения имущества предприятий гостиничного комплекса): прироста основных фондов, материальных оборотных средств и резервов.




--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.