Реферат по предмету "Педагогика"


Игры и упражнения для коррекции гиперподвижности

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова»
Контрольнаяработа по курсу
Теория иметодика физического воспитания
по теме № 9
Игры и упражнения для коррекции гиперподвижности
 
Подготовила контрольнуюработу:
студентка IIIкурса ОЗО
ФП и ПД, группа «М»
Гуторова МаринаНиколаевна
Могилев, 2010

Содержание
Введение
1. Детскаягиперподвижность и ее причины
2. Диагностикаи критерии проявлений гиперподвижности у детей
3. Системаработы с гиперподвижными детьми в дошкольном учреждении и семье
Практическаячасть
1. Занятия сгиперподвижными детьми
2. Игры и упражнений для коррекции гиперподвижности
Заключение
Списокиспользованных источников
гиперподвижностьребенок коррекция

Введение
Каждый шаг действительного движения
важнее дюжины программ
(К. Маркс) [8, с. 179]
Детидошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики»,своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумениемсосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства нетолько родителям, но и работникам дошкольных учреждений. Воспитатели детскихсадов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количествадетей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Сталкиваясь сними, не только молодые, но и опытные педагоги испытывают дефицит терпения, незная порой, как вести себя с детьми, которые выкрикивают, не дослушав вопроса,или дают первый пришедший в голову ответ, практически не умеют сосредоточитьсяна выполнении задания. Замечено, что такие дети обычно становятся инициаторамиссор и драк, потому, что из-за неловкости, неуклюжести нередко задевают,толкают, роняют окружающие предметы, однако в силу своей импульсивности невсегда могут конструктивно устранить проблему.
«Гипер...»— (от греч. Hyper — над,сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово«активный» пришло в русский язык из латинского «a tivus» иозначает «действенный, деятельный».
Авторыпсихологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивностиневнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательнуюактивность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях сокружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровеньинтеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности иможет превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивностинаблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения опричинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы,особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы,инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговаядисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведенияспециальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечениюгиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным.Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинскихнаук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научитьчеловека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве,способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...» (1997, с. 4) Воттут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая втесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способамобщения со сверстниками и взрослыми.
Добитьсятого, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще неудавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполнепосильная задача.
 

1. Детская гиперподвижность и ее причины
 
Гиперподвижность(гипер – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы) вдетском возрасте – явление достаточно распространенное. Важно знать, чтогиперподвижность может быть признаком гиперактивности, или заболевания, котороеопределяется врачами как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Авторыпсихологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивностиневнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательнуюактивность. Чаще гиперактивности сопутствуют проблемы по взаимоотношению сокружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуальногоразвития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышатьпоказатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются ввозрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Говоря огиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию или криминальноеповедение, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционные распределениянормальных признаков и, следовательно, в представление о широкой вариативностиформ индивидуального поведения и развития. Большинство детей любого возраста,обозначаемых педагогами как «трудный» воспитанник, родителями — как«трудный» ребенок, а социологами — как несовершеннолетний из«группы риска», принадлежит именно к этой категории.
Угиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности:беспокойство (69,7%), невротические привычки (69,7%). Тики, назойливыедвижения, двигательная активность и неловкость и т.д. Дети, которыеобнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или все ихразнообразие, иногда просто избегают болезненных для них ощущений. Ребенку,который неспособен или не желает выражать сдерживаемые чувства, естественно,трудно быть спокойным и сосредоточенным, концентрировать внимание, хотя он неимеет при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств. Частотревожные дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать вкакой-либо деятельности. Они постоянно переходят от одного занятия к другому ивыглядят так, как будто они не способны остановиться на чем-нибудь одном илицеликом сосредоточить свое внимание на избранном объекте. Такие дети — боязливые, раздражительные, тревожные — могут производить впечатлениегиперактивных детей со всеми следствиями, вытекающими их этого ярлыка.
Матери (66%)отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр, агрессивны и т.д. Всеэто осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может несказаться на успешности обучения и формировании соответствующего поведения.Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания,организовывать поведение. В любой ситуации доставляет окружающим много хлопот,крайне «неудобны» для воспитателей и родителей. Данный вариантразвития ребенка становится весьма распространенным и в дошкольном учреждении. Дезадаптирующиеособенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированныхрегулятивных механизмах психики, и, прежде всего самоконтроля как важнейшегоусловия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.
Все этисиндромы традиционно относятся к сфере темперамента. Связь темперамента сособенностями поведения, в том числе с девиантным поведением, давно признана.Наиболее отчетлива она в детском возрасте, когда произвольный контроль несформирован и главными регуляторами начинают выступать именно особенноститемперамента. К ним относятся низкая ритмичность, преобладание негативногонастроения, реакции «от» над реакцией «к» — как удаленияили приближения к объекту, низкая адаптивность, высокая интенсивность реакции.
Этихарактеристики оказываются стабильными в детстве и прямо проектируются навзрослый возраст. Трудный темперамент в детстве снижает приспособляемость в17-25 лет (соответствующая корреляция равна 0,32), т.е. именно тогда, когдабывший ребенок сам становится родителем, и в частности матерью.
Если принятьво внимание, что негативные настроения и плохая адаптированность в большойстепени определяются средой, прежде всего общесемейной, то значение разныхвоспитательных стратегий (тем более материнских), либо компенсирующих, либо,наоборот, провоцирующих появление нежелательных симптомов, оказываетсяочевидным.
Такимобразом, оценка отклоняющегося поведения ребенка реально идет по описаниюименно поведенческих комплексов-синдромов, в которых присутствуют одни и те жекомпоненты, относящиеся, как правило, к личностным характеристикам присохранности интеллектуальной сферы. Ребенок становится «трудным» непотому, что у него снижена интеллектуальная активность, а потому, чтонарушается структура темперамента и, следовательно, поведения, причина которогов особенностях его воспитания, взаимоотношения с родителями, и, прежде всего сматерью. Такая постановка вопроса вполне правомерно обусловливает рассмотрениематеринского отношения именно в контексте отклоняющегося, и в частностигиперактивного, поведения ребенка.
Гиперактивныйребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается.На занятиях физкультурой, например, он в один миг успевает начертить меломполосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди всех для выполнениязадания. Однако результативность подобной «брызжущей» активности невсегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца.Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и,действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целому него много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений.
Дефицитвнимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения:перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственнойкоординацией движения (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе зауглы). Тело ребенка как бы не «вписывается» в пространство, задеваяпредметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко утаких детей «живая» мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они частооказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, «выпадают»из деятельности и из всей ситуации, т.е. «уходят» из нее, а затем,спустя некоторое время, снова в нее «возвращаются».
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности:
Ø Наследственность.
У 10-25 % гиперактивныхдетей, отмечается наследственная предрасположенность к гиперактивности. Как правило,у гиперактивных детей кто-то из родителей был гиперактивным, поэтому одной изпричин считают наследственность. Но до сих пор не обнаружен какой-то особый генгиперактивности. Гиперактивность больше присуща мальчикам (пять мальчиков наодну девочку).
Ø Здоровье матери.
Гиперактивныедети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями,например сенной лихорадкой, астмой экземой или мигренью.
Ø Беременность и роды.
Проблемы,связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могутпривести к гиперактивности у ребенка. Дефицит жирных кислот в организме.
Исследованияпоказали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирныхкислот в организме. Симптомами этого дефицита является постоянное чувствожажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергическихзаболеваний в роду (астма и экзема).
Ø Окружающая среда.
Можнопредположить, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают всестраны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психическихзаболеваний, в том числе и СДВГ.
Например,диоксины — сверхъядовитые вещества, возникающие при производстве, обработке исжигании хлорированных углеводородов. Они часто применятся в промышленности идомашнем хозяйстве и могут приводить к канцерогенному и психотропному действиям,а также к тяжелым врожденным аномалиям у детей. Загрязнение окружающей средысолями тяжелых металлов, таких, как молибден, кадмий, ведет к расстройствуцентральной нервной системы. Соединения цинка и хрома играют роль канцерогенов.
Увеличениесодержания свинца — сильнейшего нейротоксина — в окружающей среде может бытьпричиной появления поведенческих нарушений у детей. Известно, что содержаниесвинца в атмосфере в настоящее время в 2000 раз выше, чем до времени началаиндустриальной революции [2, с.47].
Ø  Дефицитпитательных элементов
У многихгиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния и витамина В12.
Ø Питание.
Всевозможныедобавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар, молочные продукты,белый хлеб, помидоры, нитраты, апельсины, яйца и другие продукты, приупотреблении их в большом количестве, считаются возможной причинойгиперактивности. " Эта гипотеза была популярна в середине 70-х гг.Сообщения доктора B.F.Feingolda [1975] отом, то у 35-50% гиперактивных детей наблюдалось значительное улучшениеповедения после исключения из их диеты продуктов, содержащих пищевые добавки,вызвали большой интерес. Но эти данные последующими исследованиями неподтвердились". [2]
Ø Отношения внутри семьи.
Исследования,проведенные Брязгу новым И.П., Касатиковой Е.В. показали, что две трети детей,характеризующихся как гиперактивные — это дети из семей высокого социальногориска. К ним относятся семьи:
• с неблагополучным экономическим положением (один или обародителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия,отсутствие постоянного места жительства);
• с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные имногодетные семьи, отсутствие обоих родителей);
• семьи с высоки уровнем психологической напряженности(постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношенияхмежду родителями и детьми, жесткое обращение с ребенком);
• семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдаюталкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образжизни, совершают правонарушения).
В семьяхвысокого социального риска детям практически не уделяют внимания.Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в психическомразвитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровень интеллекта, на 2-3году обучения попадают в классы коррекции, потому что родители совсем незанимаются их развитием. У этих детей могут появляться признаки эмоциональнойдепривации — эмоционального «голода», вследствие недостаткаматеринской ласки и нормального человеческого общения. Они готовы привязаться клюбому человеку, который проявит заботу о них. В подростковом возрасте оничасто попадают в асоциальные компании. Причиной гиперактивности ребенка можетстать и неудовлетворение ребенка общением с близкими людьми, отсутствиемэмоционального контакта во внешне благополучных семьях (Л.С. Алексеева, 1997).
Характерно,что и как гиперактивные дети предают в рисунке своей семьи. Понимая, что такоесемья, перечислив всех ее членов, в том числе и себя они, прежде всего, рисуютпредметы: дома, деревья, облака, траву, только потом переходят к изображениюлюдей. А, изобразив членов семьи: папу, маму, тетю, бабушку, очень часто«забывают» найти в этом кругу людей место для себя. На вопрос:«Почему же тебя нет на рисунке?» — ребенок обычно отвечает: «А яна кухне», «А я в детском саду», «А я на улице». Тоесть через рисунок семьи передается отсутствие теплого, тесного контактаребенка с близкими взрослыми, чувства других и себя среди этих других,проявятся отдаленность и отдельность от них, и прежде всего от матери [3,с.13].
Вообще длявсех гиперактивных детей любовь матери (любит? — не любит?), ее проявление вразных ситуациях не просто актуальная, а доминирующая тема среди всех других.Это свидетельствует о том, что присущая малышу потребность в эмоциональномконтакте с близким взрослым не удовлетворена. Хорошо, если ребенок«достучится» до взрослого, а взрослый услышит этот «крик»души.
Можнодополнить картину взаимоотношений гиперактивного ребенка с близким взрослым ещенекоторыми особенностями. Так, обследований детей показывает, что во многихсемьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери, но именнопоэтому у них плохо развиваются чувства независимости и самостоятельности.Матери, контролируя, дают больше указаний, но менее ласковы к детям, малопоощряют и хвалят их.[15]
В некоторыхслучаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резкоагрессивным реакциям, особенно если сами родителя неуравновешенны и неопытны.То есть, с одной стороны, гиперактивность у детей может быть сильно выраженаиз-за недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребенокс гиперактивность сам создает условия, которые становятся причиной трудностейвзаимоотношений в семье, вплоть до ее распада.
Гиперактивные дети имеют огромныйдефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своейповышенной активности они как бы сами «уходят», отстраняются от такихконтактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствияэтих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере:тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь,отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, бытьвнимательным, переключаться на другое.
Чтобыубедиться в значимости эмоционального контакта матери и ребенка, достаточноприсмотреться к взаимодействию мам со своими детьми в кабинете психолога вовремя выполнения задания, например, совместного рисунка на свободную тему. Однумаму, можно определить как отвергающую, «эмоционально-безразличную»,другую — как подавляющую, «сверхдинамичную».
В паре«эмоционально-безразличная мама и ребенок» инициатива в определениисюжета для рисования исходит от самого ребенка, а мама пассивно дает своесогласие. Сам же процесс деятельности совместным назвать трудно, поскольку мамаи ребенок «поделили» работу: каждый из участников рисует на своейполовине листа, друг с другом они почти не пересекаются. Работают в основноммолча или же инициативу общения поддерживает ребенок: могут перекинутьсянесколькими фразами, касающимися в большей степени технической стороны дела,например, попросить передать карандаш. Ребенок, вдруг ощутивший комфорт отновизны ситуации взаимодействия, начинает активизировать маму, реакция которойвыражается либо явным безразличием, либо отказом рисовать. Чаще всего мамапервая определяет объем работы, ставит точку и ждет, когда закончит работуребенок. Вся деятельность проходит при явной угнетенности состоянияматери, что в итоге приводит к угасанию интереса и у ребенка.
Взаимодействие«сверхпедантичной», гиперопекающей мамы с ребенком выглядит совсеминаче. Инициатором начала деятельности чаще всего выступает мама. Но еслиребенок все же предлагает тему или сюжет, мама обязательно его уточник своим«последним словом». Мама и ребенок работают каждый на своей половинелиста. Попытки же ребенка превратить совместную деятельность в игру, в общение(ведь это не запрещено!) часто завершаются для него неудачей: «Незаглядывай!» — говорит мама сыну, когда тот пытается получше разглядеть,что же она нарисовала на своей половине листа. Через некоторое время мамапервая заканчивает работу, объясняя это, усталостью и неумением рисовать, апока ребенок продолжает работать, она выполняет функцию контролера. В данномслучае взаимодействие мамы и ребенка эмоционально богачепредыдущего, но эти эмоции не создают более радостную и комфортную обстановку,а чаще выполняют функции оценки и контролера: «Что этоу тебя сова на орла похожа, разве это сова?» или «Не вертись, вотсделаешь все, потом будешь вертеться!» — хмурится мама.
Конечно, этидва примера, лишь частичка реальных отношений между мамой и ребенком, однако иони уже дают основания для некоторых прогнозов.
Однаковышеописанные особенности поведения все же не дают полной характеристики этоготипа детей, хотя и лежат на поверхности в виде повышенной двигательнойактивности и недостаточно сформированных действий самоконтроля. Может быть, нестоль ярко выступающими, но имеющими чрезвычайно большое значение и дляпонимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных еепроявлений являются разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы. Мыуже говорили о них. И все же напомним снова. Во – первых, дети этого типа частоили возбудимы, или внутренне напряжены. Во – вторых, обследования подтверждают,что эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в цветовомотношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональныйотклик на музыкальные, художественные произведения, не глубоки эмоциональныепроявления по отношению с другими людьми. В – третьих, чему следует уделитьособое внимание, подобная картина поведения дошкольника может быть существеннодополнена изучением эмоциональной взаимосвязи между ребенком и близкимвзрослым, в первую очередь между ребенком и матерью.
2. Диагностикаи критерии проявлений гиперподвижности у детей
Диагностика двигательного развития дает возможность получить характеристики уровнядвигательной активности, состояние развития движений ребенка, позволяетопределить для него «ближайшую зону» формирования жизненно важных двигательныхумений и физических качеств.
Знания особенностей двигательного развития детей необходимы педагогудля того, чтобы соответствующим образом построить двигательный режим ираспорядок дня в целом, создать условия для двигательной активности с учетомособенностей каждого ребенка, обеспечить оптимальность физических и умственныхнагрузок в двигательной, игровой и учебной деятельности.
Оценка двигательной активности. Сущность диагностики двигательнойакивности сводится, главным образом, к оценке индивидуального уровняподвижности детей с тем, чтобы оптимизировать их двигательную деятельность ипри необходимости обеспечить своевременную коррекцию. По степени подвижностидети дифференцируются в три основные группы: оптимально подвижные,малоподвижные, гиперподвижные. Мало – и гиперподвижные дети относятся к группериска и требуют коррекционной работы. Педагог должен знать типичныехарактеристики поведения детей разной подвижности.
Наиболее заметны в группе гиперподвижные дети. Они находят возможностьдвигаться в любых условиях. Движения их быстры, резки, обычно бесцельны. Из –за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своейдеятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Важнознать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактивности –заболеванием, которое определяется врачами как «синдром дефицита внимания сгиперактивностью». У гиперактивных детей двигательная деятельность нецеленаправленна, мало мотивирована. У этих детей движения более простые, нотемп выполнения гораздо выше, часто отмечается неловкость, дискоординация,несформированность мелкой моторики и навыков самообслуживания, нарушенияэмоциональной сферы. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте эта болезньпроявляется чаще всего двигательной расторможенностью, моторной неловкостью,рассеянностью, повышенной утомляемостью, импульсивностью. Если проводитькоррекцию в начале заболевания (в дошкольном возрасте), то прогноз достаточнооптимистичен (12).
Каквыявить гиперактивного ребенка
В практической деятельности специалиста дошкольного образованиядостаточно верное представление о степени подвижности ребенка дает методнаблюдения. Необходимо обратить внимание: на самых подвижных детей; на тех, ктосмирно сидит в стороне, не решаясь (или не желая) активно двигаться; на то,какие движения преобладают у отдельных детей и группы в целом. Попробоватьопределить вид деятельности (двигательная, игровая, трудовые действия),запомнить, кто двигается сам по себе, кто умеет «завоевывать» пространство длясвоих игр, кто его боится. При наблюдении следует соотносить движения сэмоциями (можно увидеть прямую связь), чтобы оказать ребенку необходимуюпомощь. Результаты наблюдения сравниваются с характеристиками детей разногоуровня подвижности (оптимально подвижные, малоподвижные, гиперподвижные).
Поведениегиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышеннойтревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения однойкатегории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом.
Кроме того,поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный частоявляется источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.
Чтобы выявитьгиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе, необходимодлительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.
Основныепроявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активноговнимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американскиепсихологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявлениягиперактивности у ребенка.
Критериигиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
Дефицитактивного внимания:
1.  Непоследователен,ему трудно долго удерживать внимание.
2.  Не слушает,когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и незаканчивает его.
4.  Испытываеттрудности в организации.
5.  Часто теряетвещи.
6.  Избегает скучныхи требующих умственных усилий заданий.
7.  Часто бываетзабывчив.
Двигательнаярасторможенность
1. Постоянноерзает.
2. Проявляетпризнаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает,забирается куда-либо).
3. Спитнамного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
   4. ОченьговорливИмпульсивность:
1. Начинаетотвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способендождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохососредоточивает внимание.
4. Не можетдожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не можетконтролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемоправилами.
6. Привыполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.(На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен,на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляютсяхотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но непоставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Очень частопедагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребенка выявлены признакигиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители непридают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом всепройдет».
В этом случае педагог в тактичнойформе может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу илиневропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза долженвзять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.
Необходима психотерапевтическаяработа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как«хулиганское» и проявляли больше понимания и терпения в своихвоспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением режимадня «гиперактивного» ребенка (время приема пищи, выполнение домашнихзаданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию вфизических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегатьутомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливатьсягиперактивность. «Гиперактивные» дети чрезвычайно возбудимы, поэтомунеобходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных соскоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности вконцентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенныйпромежуток времени. Важен выбор партнеров для игр — друзья ребенка должны бытьуравновешенными и спокойным.
Комплексная методика изучения уровнядвигательной активности детей с помощью наблюдения [10, с.213]
Методика включает четыре контрольныхнаблюдения под словными названиями «игрушка», «Движение», «Круг»,«Пространство». Изучение уровня подвижности детей будет более эффективным, еслииспользовать метод контрольного наблюдения. Он включает четыре задания. Данныезаносятся в протокол (см. таблицу 2). Сопоставив полученные результаты исравнив их с характеристиками уровня подвижности детей, можно с высокойдостоверностью определить тип двигательного поведения ребенка.
1. «Игрушка». В свободной части групповой комнаты размещаютсяигрушки по количеству детей: мячи, куклы в колясках, плюшевые медвежата.Ребенку предлагают взять любую игрушку и выполнить с ней какое-нибудь движениепо желанию. Фиксируется, какую игрушку выбрал ребенок, какое движение выполняетпервым. Предполагается, что ребенок делает выбор игрушки согласно потребности вдвижении. Если ребенок выбрал игрушку, с которой выполняет движения нелокомоторного характера (без перемещения в пространстве, в графе ставится знакМП (малоподвижный). При выборе двигательной игрушки и выполнении быстрых,резких, неточных движений поведение ребенка в данном наблюдении определяетсякак ГП (гиперподвижное). При всех других показателях ребенок считаетсяоптимально подвижным (в данном наблюдении).
2. «Движение». В свободной части групповой комнаты размещаютсямячи разного размера по количеству детей. Детям предлагается выбрать любой мячдля игры. Фиксируется название движения, степень подвижности, продолжительностьигры. Предполагается, что первое движение (интенсивное, менее интенсивное)должно характеризовать степень подвижности ребенка. При выполнении быстрых,малоуправляемых движений с мячом двигательное поведение ребенка определяетсякак гиперподвижное. Если ребенок долго не может выбрать движение и выбранноедвижение явно замедленное (ходит с мячом, садится и прокатывает мяч и т.п.), онотносится к малоподвижным детям. В остальных случаях поведение детейоценивается как оптимально подвижное.
3. «Круг». На полу рисуется(выкладывается из шнура) круг диаметром 2,5 метра. Ребенку предлагается игратьс мячом, не выходя за пределы круга. Фиксируется все действия с мячом, ихинтенсивность и умение или не умение удержать мяч в кругу. Предполагается, чторебенок, выполнивший это требование, не может быть отнесен к группе чрезмерноподвижных детей, т.к. принимает инструкцию педагога и в достаточной степениумеет управлять движениями.
4. «Пространство» В часысамостоятельной деятельности проводится наблюдение за передвижением ребенка погруппе.
Данные фиксируются на схеме групповойкомнаты, где отмечаются все перемещения ребенка. Как правило, гиперподвижныедети постоянно меняют местонахождение, малоподвижные – очень редко. Поведениеостальных детей оценивается как оптимально подвижное.
Таблица 2. Протокол наблюдения иоценки ДА
Имя ребенка _____________ Возраст_______ Дата наблюдения __________«Игрушка» «Движение» «Круг» «Пространство» «Выбери любую игрушку и начни с ней движение» «Возьми мяч и начни с ним играть» «Попробуй играть с мячом, не выходя из круга» «Нарисовать схему групповой комнаты»
Примечание: В графе «Игрушка»записывается выбранная ребенком игрушка и первое движение с ней.
В графе «Движение» записываетсяпервое движение и последующее.
В графе «Круг» отмечаются движения,выполняемые ребенком; удалось ли ребенку играть в пределах круга.
В графе «Пространство» стрелкамиотмечаются все перемещения ребенка по групповой комнате; остановки отмечаютсяпорядковыми числами.
Двигательное поведение одного и тогоже ребенка в этих наблюдениях может быть разным: оптимально подвижным,гиперподвижным, малоподвижным. Поэтому при анализе карты наблюдения необходимосравнить показатели и подвести итог. При трех идентичных показателях ребенокможет быть отнесен к определенному типу двигательного поведения. Полученныеданные сравнивают с характеристиками детей разной подвижности, имеющимися влитературе. При необходимости они уточняются дополнительными наблюдениями (еслиполученные данные противоречивы).
3. Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном учреждении исемье
Рекомендациидля педагогов и родителей детей с проявлениями гиперподвижного поведения, а также система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном учреждении:
Ø «Принципы работы с гиперподвижными и гиперактивными детьми вдошкольном учреждении»;
Ø «Рекомендации родителям гиперподвижных детей»;
Ø «Принципы работы с гиперподвижными и гиперактивными детьми вдошкольном учреждении»
В работе сгиперподвижными и гиперактивными детьми в детском саду следует использоватьследующие принципы:
•        Ненадо усаживать ребенка
Занятия сдошкольниками не обязательно проводить за рабочим столом. Подходящим может бытьлюбое место в квартире: ковер в зале, диван, кухонный стол, ванная комната.Ребенок может ходить, ползать и даже бегать. Маленький гиперподвижный ребеноклучше усваивает информацию на ходу. Фиксация позы отнимает у него очень многосил, на занятия их уже не остается.
•        Короткиезанятия
Занятиядолжны быть короткими, не более 10 минут. Если ребенок не удерживает вниманиябольше 2 минут, не надо из-за этого расстраиваться. Через какое-то время можнобудет заниматься в течение 3 минут, а потом постепенно довести время занятий до5-10 минут.
         Подготовитьвсе заранее
Всематериалы, наглядные пособия, игрушки и картинки должны быть подготовлены заранее.Соображать на ходу во время занятий не допустимо. Можно потерять время ивнимание ребенка. Занятия должны проходить в «едином порыве». Этовозможно только при тщательном предварительном обдумывании. Если начать искатьнужные предметы или игрушки на самом занятии, ребенок может активно включитьсяв процесс поиска, совершенно позабыв о чем шла речь.
•        Регулярностьзанятий
Ребенка надоприучать к регулярности занятий. Если занятия проходят каждый день послеполдника, например, то мозг ребенка будет соответственно настраиваться к этомувремени. Лучше проводить занятия по пять минут 3 раза в день и каждый день, чемпо полчаса, но 2 раза в неделю. Регулярные занятия дают гораздо большерезультатов.
•        Полезныевиды деятельности для гиперактивного ребенка
Вместо того,чтобы подавлять чрезмерную активность, экспансию, агрессивность, лучшепереводить все эти качества ребенка с СДВГ в разумное и полезное русло.Гиперактивный ребенок может заниматься каким-нибудь видом спорта, только нетравматичным. Склонность к травматизму из без того очень большая, ребеноксовершает опасные для себя действия, не задумываясь о последствиях.
Для маленькихдетей подходит ритмика, для детей постарше танцы, теннис, бег, плавание.Подвижные игры или тренировки вообще организуют все движения ребенка, включаямелкую моторику. Регулярные занятия физкультурой не только тренируют, но идисциплинируют ребенка.
•        Спортивныеи подвижные игры по правилам
Такие игрытребуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели,действия по плану для гиперактивного ребенка являются трудным, но исключительноразвивающим занятием. В такой игре происходит превращение бесцельнойподвижности в целенаправленную активность. Основной задачей таких игр являетсявыработка привычки к целенаправленной деятельности.
Зимой, когданагрузка на нервную систему особенно велика и возможности подвигаться ипобегать ограничены, очень полезно ходить на лыжах, кататься на коньках. Такжеможно позволять своему ребенку кататься с ледяной горки до упора, пока неустанет.
•        Снаряды,на которых можно повисеть
Хорошо, когдадома есть снаряды, на которых можно полазить, повисеть, покувыркаться. Даже всамой тесной квартире можно подвесить в дверном проеме перекладину субирающимися кольцами и канатом. Для гиперактивного и гиперподвижного ребенкаэто прекрасная возможность разрядиться неразрушительным для всей семьиспособом. Такие снаряды развивают также силу, ловкость, гибкость, уменьшаютсклонность к травматизму.
К каждомутакому ребенку можно подобрать ключик и дать ему возможность правильноразвиваться. Родители и учителя должны очень хорошо знать характеристикигиперактивных детей, знать что они могут делать относительно легко, а чтодается им с большим трудом. Учитывая особенности мышления, интеллектуальной деятельностии эмоционального развития, вполне реально помочь гиперактивному ребенкуреализовать заложенные в нем способности и дать почувствовать себя успешным.
Ø «Рекомендации родителям гиперподвижных детей»
1.      Приобретайтеили изготавливайте самостоятельно обучающие плакаты. Развешивайте их в разныхместах квартиры. Ребенок непременно будет посматривать на плакаты и задаватьвам вопросы. Иногда и вы можетепопросить малыша что-то показать на плакате.
2.Используйте обучающие песни, танцы. Разучивайте пальчиковые игры.
3.  Научитеребенка играть в «съедобно-несъедобное». Если ему понравится,используйте эту игру для обучения, заменяя условие (живое — неживое, животное — растение, летает — плавает).
4.  Придумывайтеэстафеты, в которых короткие поручения, требующие усидчивости, перемежаютсяактивными упражнениями. Например, играйте в следопытов — пусть ребенок ищетзаписки. В каждой записке зашифровано местонахождение следующей подсказки.Последняя записка может указывать на спрятанный приз.
5.  Упражнение наразвитие памяти — просите ребенка сбегать в комнату, что-то посмотреть,запомнить и потом рассказать.
6.  Слушайтеаудиокниги, аудио-энциклопедии.
7.  Найдитезанятие, которое настолько нравится ребенку, что он становится достаточноусидчивым и сосредоточенным. Во время этого занятия обучайте малыша всемуостальному (пример как обучать ребенка в играх с пластилином)
8.  Если ребенокне любит рисовать, лепить, делать аппликации, организуйте творческие занятиякак подготовку к игре или празднику. Тогда у ребенка появится стимул что-тоделать.
9.  Для того,чтобы выучить что-то трудно дающееся ребенку, устраивайте погружение. С утраобъявите малышу, что весь день будет посвящен определенной теме (букве«М», зверям джунглей, оранжевому цвету). Например, если выразучиваете оранжевый цвет, можно нарядится в оранжевую одежду, есть апельсиныи запеканку с курагой, искать предметы оранжевого цвета на прогулке, рисоватьоранжевой краской, послушать «Оранжевую песню» и подарить ребенкулисичку.
10.Непренебрегайте спортивными упражнениями, которые так нравятся ребенку. До 2-3лет физическое и умственное развитие взаимосвязаны. Но и потом важна крупнаямоторика, развитие плечевого пояса, ловкость, реакция.
Как необходимо вести себя родителям с гиперактивнымребенком
-  Узнатьпричину гипердинамичности ребенка. Проконсультироваться с нужным специалистом:болезнь это или нет. Нередко у гиперактивного ребенка в анамнезе есть родоваятравма. Нередко гипердинамичность — это следствие ММД (минимальной мозговойдисфункции).
-  Еслигиперактивность обусловлена болезнью, необходимо строго выполнять всепредписания врача и правильно дозировать лекарственные средства.
-  Все то, чтоможет вызвать в доме «любознательность» ребенка, последствием которой будетдетский травматизм, родители должны убрать хотя бы из поля зрения проказника,лишив его возможности соблазна.
-  Лекарственныесредства, даже выписанные специально для ребенка, не говоря уже о всех других,хранящихся в квартире, должны быть спрятаны в надежном месте и, если можно,заперты на ключ.
-  Нужнылекарства Вашему ребенку или нет — главное в общении с ним, в адаптации кдальнейшей жизни. Важнее всего — это мера воспитательных воздействий, система иметодика осуществления их Вами.
-  Любоеразногласие в семье в вопросах воспитания ребенка усиливает отрицательныекачества малыша.
-  Прежде всегопо возможности уменьшить расторможенность и отвлекаемость ребенка.
-  Продуматьрежим дня малыша до мелочей. Стараться следовать режиму. Пусть Ваш ребенокчетко знает, когда он должен встать, поесть, пойти гулять, играть с друзьями.
-  Друзей уВашего ребенка должно быть мало: чем больше будет у него товарищей по играм,тем больше он будет возбуждаться с ними. Желательно, чтобы друзьями не былигиперактивные ребята.
-  Игра для Вашегоребенка — важнее разных медикаментов, вернее, главное лекарственное средство.
-  Старатьсяприобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядитьсяот бьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и научитьсяподчиняться этой цели. Ребенок должен научиться планировать свою игру, чтобыпланирование важнейших дел потом смогло войти в привычку.
-  Вамнеобходимо постараться неусидчивость ребенка перевести в целенаправленнуюигровую деятельность малыша со сверстниками и ровесниками дома, во дворе.
-  Гиперактивногоребенка с ранних лет желательно занять каким-то видом спорта, доступным еговозрасту и темпераменту.
-  Не путатьгиперактивность с темпераментом ребенка, особенно тогда, когда в семье малышхолерик.
-  Чтобывыработать у гиперактивного ребенка хоть какую-то усидчивость, необходимоприучать его играть помимо шумных игр в тихие, используя мозаику, лото идомино.
-  Обычно этиигры учат также концентрировать внимание, что очень важно малышу, особеннотогда, когда он поступает в школу.
-  Гиперактивногоребенка можно отвлечь от «двигательной бури» рисованием и чтением любимыхсказок.
-  Желательно,чтобы малыш играл только с одной игрушкой. Не надо распылять его внимание наостальные. — Малыш способен сделать только одно дело, посильное ему.
-  Нераздражаться, если Ваш ребенок все делает наоборот. Спокойно повторить емуснова свое задание. Еще раз и еще. Спокойно объяснить, показать. Добиться,чтобы малыш справился с ним сам, пусть не сегодня, завтра… Вам надо толькозапастись терпением.
-  Запомните,что все старания гиперактивного ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, очем Вы просили, необходимо сразу поощрить.
-  Чтобы создатьусловия для концентрации внимания гиперактивного ребенка во время егодеятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза.
-  С такихпозиций надо обставлять и комнату ребенка, продумав все до мелочей. Вплоть доокраски потолка и стен.
-  Просмотртелевизора необходимо минимально ограничить. Ни в коем случае малыш не долженвидеть фильмы ужасов и криминальные истории с насилием.
Не надо приглашать к себе большоеколичество гостей. Не надо брать с собой ребенка в шумные компании.
-  Учить егосдерживать «бурные эмоции» и постараться не выплескивать свои. Запомните, чторебенок подражает Вам.
-  Поглубжепрятать свое раздражение и ярость.
-  О том, что Выжалеете его, малыш не должен даже догадываться.
-  Пытатьсяпогасить конфликты, в которые замешан Ваш ребенок, уже с момента первой искры.
-  Жонглироватьдовольно осторожно своими «можно» и «нельзя».
-  Будьтепоследовательны и в наказаниях, и в поощрениях ребенка.
-  Не забыватьто, что наказание словесной, телесной агрессией обычно вызывает идентичнуюответную реакцию у малыша. Гораздо эффективнее наказывать ребенка лишениемсвободы действий и неподвижностью на многие часы.
-  Если у Васимеется хотя бы малейшая возможность, повремените с оформлением ребенка вдетский сад

Практическая часть
 
1. Занятия с гиперподвижными детьми
На примереприведённых ниже занятий с гиперактивными детьми, не только для музыкальныхработников, но и воспитателей, и социальных психологов, можно составить сериюзанятий с учётом особенностей развития детей [1, с. 58].
Занятие 1
Цель: установлениеконтакта с детьми, выявление их интересов и отношения к музыке.
Ходзанятия:
Ведущий (В.).Я знаю, дети, что вы все любите музыку.Давайте вспомним самую любимую песенку и от того, как она звучит — весело илигрустно — каждый придумает себе новое имя, которым его будут называть дети вовремя игры.
Беседа.
В. Вы заметили,дети, что музыка ваших песен может сделать вас веселыми, грустными, заставить,прыгать, танцевать или успокоиться и уснуть?
Педагогпредлагает детям оценить свои любимые песни, ответить на вопросы: «Почему этапесня нравится? Что тебе хотелось больше сделать? Тебе было весело илигрустно?» Обобщая ответы детей, воспитатель подводит их к мысли о том, чтомузыка может вызывать разные чувства, сделать их здоровыми и" счастливыми.
Двигательныеупражнения «Деревья».
В. Давайтеповеселимся и поупражняемся под музыку. Будем, как деревья, покачиваться подветром, а ветер дует то сильнее, то слабее.
Звучит вальсИ. Штрауса «Голубой Дунай», и в ритме музыки лети, стоя лицом к центру круга ивзявшись за руки, легко раскачиваются на месте: влево, вправо и т.д.
В. Теперь ветерподул к центру, и все веточки потянулись туда.
Сохраняякруг, дети делают четыре шага вперёд, одновременно поднимая руки, потом четырешага назад, опуская руки, и возвращаются в исходное положение.
Ритмичнаядвигательная игра «Шофёры».
Под звукимаршевой музыки дети вместе с ведущим расставляют в комнате «дорожныепрепятствия» из кресел и стульев. Затем группа делится на две «машины». На рольшофёра назначают в начале самых управляемых детей. Их задача — провести свою«машину»; огибая препятствия и не сталкиваясь с другой «машиной». Послепреодоления препятствий группы«разворачиваются и «шофёрами» становятсязамыкающие. Постепенно роль «шофёра» выполняют все дети. В конце игры ведущийподводит итог, отмечая успехи и неудачи «шофёров».
Музыкальнаярелаксация
Используетсямузыка А. Вивальди «Лето» из цикла «Времена года». Дети лежат в шезлонгах, впомещении полутемно.
В. Сейчас мылежим и ничего не делаем. Думаем только о том, как приятно немного отдохнутьпосле таких игр.
Музыка звучитне более десяти минут, затем ведущий предлагает детям открыть глаза и сесть насвои места. Спрашивает, как отдохнули, как себя чувствуют, понравилось ли имзанятие.
Занятие 2
Цель: снятиепсихологического дискомфорта.
Ходзанятия:
Беседа о музыкальных впечатлениях:
В. Дети,давайте вспомним, какие звуки вы слышите вокруг себя на улице, дома, в детскомсаду (разговоры, шум машин и т.д.). Какие звуки вам нравятся больше (пениептиц, шум листвы и т.д.)? А как вы думаете, можно ли всё это выразить в музыке?(Ответы Оетей.) Вы знаете, кто такие индейцы? Давайте их изобразим в движении имузыке.
Музыкально-двигательнаяигра «Индейцы».
В. Мы сейчасразыграем сценку об индейцах, которые идут по тропе войны. Мой барабан будетподсказывать вам, как себя вести.
Педагогначинает двигаться, ритмично ударяя в барабан, при этом часто и неожиданноизменяет направление движения, жестом показывая детям, что нужно идти бесшумнои сосредоточиться на звучании барабана. Затем, усложняя ситуацию, ведущийотходит в сторону, задаёт ритм барабана тревожного характера, а детямпоказывает, что начинается война. Меняя ритм барабана, ведущий даёт детям вполной мере выразить свои фантазии в телодвижениях, криках, победных танцах.
Рецептивноевосприятие музыки с рисованием.
В. Давайте глубоковздохнём и сделаем расслабляющие упражнения (повторяется несколько раз). Теперьсядем в кресла и нарисуем на бумаге свои впечатления от игры. В этом нампоможет музыка, звуки которой напоминают шум леса (звучат «Звуки природы»).
В завершениеработы ведущий рассматривает рисунки, хвалит и просит детей объяснить ихсодержание.
В. А теперьдавайте отразим содержание наших рисунков музыкальными звуками. Детямпредлагается выбрать какой-нибудь музыкальный инструмент: детские гусли,барабаны, дудочки, губные гармошки. В сопровождении ранее звучавшей музыки детиизображают музыкальную картинку. По окончании ведущий благодарит всех заинтересную игру и вместе с детьми обсуждает, кто и как изобразил заданную тему.
Музыкальнаярефлексия.
Проводится попримеру предыдущего занятия под звуки 43-й симфонии В. Моцарта (первая часть).Заканчивается занятие произвольной беседой с детьми об их чувствах,настроениях, пожеланиях на следующую встречу.
 
Занятие 3
Цель:совершенствование ритмических реакций с помощью вербальной, инструментальной идвигательной стимуляции.
Ходзанятия:
Психотренинг«Цирк»
В. Дети, вызнаете, что такое цирк? Вам нравится бывать в цирке? А что вам больше всегозапомнилось в цирке? (Ответы детей.) Давайте поиграем в цирк. Кто будетобъявлять номер? (Дети выбирают конферансье.) Теперь мы все вместе изобразиморкестр, а потом каждый из вас покажет номер, который объявит конферансье.
Конферансьеобъявляет начало представления. Дети идут по кругу под звук барабана ведущего иинструментов детей, изображая парад артистов и дрессировщиков. Затемконферансье объявляет номера выступающих: клоуна, дрессированных животных и др.Дети по одному или группами с помощью пантомимы изображают происходящее наарене. Остальные дети, сидя «по-турецки», поддерживают ритм барабана игрой намузыкальных инструментах. Игра заканчивается парадом всех участниковпредставления под звук барабана ведущего и фонограмму любого циркового марша.
Ритмико-музыкальные упражнения имузыкорисование.
Дети удобносидят в креслах, расставленных полукругом. В центре — ведущий с набором детскихмузыкальных инструментов.
В. Сейчас ябуду играть на барабане, а вы мне будете подыгрывать на музыкальныхинструментах и называть, что я изображаю (меняя ритм барабана, стараетсяизобразить прыжки клоунов, бег лошади, тяжёлый шаг слона и т.д.). По этой игревидно, каким инструментом можно изобразить то или иное животное. Давайтеразделимся на несколько групп и возьмём те инструменты, которыми вы будетеизображать своё животное.
Одна группаполучает барабаны, другая — клавесины, третья — бубны и т.д. Группы играюттолько тогда, когда барабан ведущего подсказывает им образ животного. Действиягрупп должны быстро меняться, что поможет обострить внимание и. ритмическуюреакцию детей.
В. А сейчаспоиграем в ритмические загадки. Я заиграю на барабане, а вы угадаете, что яизобразил. Тот, кто первый отгадает, загадает свою загадку другим. Победительполучает право загадать свою ритмическую загадку.
В. А теперьвстанем и подойдём к рисовальным доскам. Я буду давать ритмом задания, а вынарисуйте ответ на бумаге.
Дети поочереди объясняют смысл нарисованного.
Музыкальнаярелаксация.
Используетсята же методика, что и на предыдущих занятиях, но изменяется музыкальноесопровождение. Звучит концерт для флейты с оркестром А.Вивальди.
В. Вот вы иотдохнули. Теперь откройте глаза, глубоко вздохните, медленно поднимите иопустите руки и ноги. Садитесь удобнее, сейчас мы подышим.
Сначала детиполулежат „в шезлонгах и делают вдохи и выдохи в ритм музыке. Постепеннодети приподнимаются, делают вдохи и выдохи в соответствии с ритмом музыки: навыдохе поочередно произносится то «а-а-а» (с чувством облегчения), то «о-о-о»(с удивлением), то «и-и-и» (радостно). В конце упражнения дети под музыкуделают вдохи и выдохи, стоя в свободной позе.

2. Игры и упражнения для детей с гиперподвижным поведением
Подбирая игры(особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующиеособенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокуюактивность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам,выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструюутомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться синтересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работуцелесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затемпривлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить кколлективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами,способствующие развитию внимания.
Таблица 3 — Игры натренировку одной функцииФункция, на тренировку которой направлены игры Индивидуальные Групповые Внимание “Найди отличие» «Запрещенное движение» «Запрещенное движение» «Передай мяч» «Броуновское движение» Контроль двигательной активности «Разговор с руками» «Море волнуется» Контроль импульсивности
«Говори!»
«Съедобное-несъедобное»
«Съедобное-несъедобное» «Говори!»
«Сиамские близнецы» «Слепой и поводырь»
Тренировкуслабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбиратьтакие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только однойфункции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры,которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельнымэтапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенкуприобрести навыки контроля двигательной активности. Приведенная таблица 3 можетстать отправной точкой, одним из примеров работы по подбору игр. Как видно изтаблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной, и при групповойработе.
/>
Всеигры, указанные в таблице (за исключением общеизвестных:
«Съедобное-несъедобное»,«Море волнуется...») описаны в таблице 4.
Проведяработу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбиратьигры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше синдивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога,а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо старатьсяувлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появитсяопыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабыхфункций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательнойактивности и др.), можно переходить к более сложным формам работы поодновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций. В таблице 4приведены названия лишь некоторых игр, направленных на тренировку тех или иныхфункций. Каждый педагог по своему усмотрению может расширить этот перечень,используя указанные игры как для индивидуальной, так и для групповой работы (взависимости от этапа и целей занятия).
2.1 Подвижные игры
 
«Быстрыймяч „
(«Непропустить миг игры» М.Н. Дедулевич)
Цель: • упражнять вточности движений, настойчивости в достижении поставленной задачи;
• формироватьумение управлять собственными движениями.
Материал: мячи поколичеству детей.
Правила:
1) мяч долженудариться о стену и покатиться обратно. Движениене засчитывается, если этихпоказателей нет;
2) движениеначинать одновременно по сигналу.Содержание. Дети встают вряд так, чтобы не мешать друг другу, на
расстоянии1-3 м от свободной стены. Они принимают и. п. и по сигналу с силой толкают мячрукой так, чтобы он ударился о стену и покатился обратно. Тем, у кого движениеполучилось, засчитывается одно очко. Ставится задача — набрать как можно большеочков.
Вариантыигры: усложняются и. п., о которых дети договариваются передначалом игры. Возможные варианты и. п. — сидя, стоя на коленях, в приседе, лежана животе, нагнувшись спиной к стене (мяч прокатывается между ногами). Мячможно толкать двумя руками, ногой, головой. Когда движение будет освоено,вводится новое правило — очко засчитывается в том случае, когда мяч вернулся кигроку, и он поймал его.
“Двамяча» (М.Н. Дедулевич)
Цель: • развиватьглазомер, умение управлять собственными движениями;
• упражнять вцеленаправленной деятельности.
Материал: мячи (среднихи крупных размеров) по количеству детей.
Правила:
1)      добиваться,чтобы мячи столкнулись, в противном случае очконе засчитывается;
2)      начинатьдвижение одновременно по сигналу.
Содержание. Дети садятсяпопарно лицом друг к другу на расстоянии 1-3 м (по договоренности), у обоих вруках по мячу. По команде они прокатывают мячи навстречу друг другу, чтобы теударились.
Вариантыигры: дети одновременно бросают мячи навстречу друг другу, чтобыте ударились; бросают мячи друг другу и ловят их.
2.2 Игры на закрепление различных видови способов движений
«Ктобольше знает движений?» (М.Н. Дедулевич)
Цель: • закрепитьназвания видов и способов ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания.
Материал: пятькарточек, на каждой из которых изображен человек, выполняющий одно из основныхдвижений (ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание); физкультурные пособия: мячи,обручи, гимнастическая скамейка, плоскостная дорожка (по усмотрениювоспитателя); стационарное физкультурное оборудование (если игра проводитсявблизи него).
Правила:
1)  точноназывать и правильно показывать движения;
2)  нельзяповторять движения, названные другими играющими.
Содержание. Дети делятсяна две команды. Один из играющих первой команды перетасовывает карточки, второй(из другой команды) вытягивает одну из них. Игра начинается с того движения,которое изображено на карточке. Если на карточке изображена ходьба, детивспоминают все ее виды и способы. Первая команда договаривается, какое движениебудет выполнять, а затем показывает его (по возможности синхронно), втораяхором называет вид движения. Затем один из видов или способов данного движениявыполняет вторая команда, а первая его называет. Игра продолжается до тех пор,пока дети не вспомнят все виды и способы движения, изображенного на карточке.Команда, не сумевшая вовремя показать нужное движение или назвать его, получаетштрафное очко. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков. Можнорезультат подсчитать также по количеству выполненных движений.
Вариантигры: чтобы вызвать игровой азарт у детей в этой и других играх,можно использовать специальные фишки. Например, за каждое показанное движениекоманда получает красную фишку, за правильное название — синюю. В конце игры вкомандах подсчитывается говорят: «Нет!», при отгадывании —«Да!». Группы меняются местами, и игра продолжается. Выигрываетгруппа, у которой больше отгадок.
«Узнайдвижение» (М.Н. Дедулевич)
Цель: • учитьузнавать движения по их словесному описанию.
Правила: точноназывать вид и способ движения.
Содержание. Дети стоят вкругу. Воспитатель говорит детям, что хочет проверить, как они усвоилидвижения, которые разучивали на занятиях по физкультуре. «Я назовуэлементы движения, а вы догадайтесь и скажите, о каком движении ярассказала» — говорит воспитатель. Перечисляются элементы движения:например, встать, прицелиться, замахнуться (или: разбежаться, оттолкнуться,приземлиться на носки и т. п.). Дети называют движения, воспитатель предлагаетдетям показать отдельные элементы — прицелиться, сделать замах, показать, какнадо бросить мяч от груди, от плеча и т. д. За правильное выполнение каждыйполучает фишку. Победителем считается тот, кто больше наберет фишек.
«Узнайдвижение по следу» (М.Н. Дедулевич)
Цель: • закрепитьзнания о видах ходьбы, бега, прыжков. Правила:
1)  точно выполнятьдвижение, чтобы остался четкий след;
2)  правильноназывать выполненное движение.
Содержание. Играпроводится на свежевыпавшем снегу или на песке. Воспитатель предлагаетвспомнить, какими видами ходьбы можно имитировать движения некоторых птиц и зверей(зайца — с помощью прыжков на двух ногах с продвижением вперед, гусей — ходьбыв приседе, волка — бега и т. д.). Все движения предварительно обыгрывают-ся.Дети рассматривают оставленные следы, сравнивают по величине шага, стопы. Послеэтого дети закрывают глаза, а ведущий идет (бежит, прыгает), подражая движениямживотного, стараясь оставить четкий след. Дети открывают глаза, угадывают, ктоиз животных ходил или бегал. Они должны назвать, какой вид движения былиспользован. Если дети отгадывают движение — водящий меняется. Если неотгадывают — водит еще раз. Игру можно разнообразить, внося в нее сюжет. Детимогут, например, узнать по следам, где спрятан домик, в котором живет«лесной зверь», и что это за зверь.
«Частишины и час „можно“» (Кряжево Н.Л., 1997)
Цель: датьвозможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научитьсяуправлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут илизаймутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вестисебя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будетчас «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
«Часы»можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни,главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранееоговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощьюэтой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослыйадресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).
«Замри»(Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитиевнимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе,сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыкаобрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановкамузыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Сновазвучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор,пока в круге ни останется лишь один играющий.
«Ниточка с иголочкой»
Дети держатсяза руки, образуя цепочку. Проведя цепочку вокруг всей площадки, воспитательпредлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя рядворот. После этого он ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей,обходя по очереди одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочкадетей проходит под «воротиками», ребенок, поднимавший руки дляобразования «ворот», переворачивается вокруг себя и продолжаетдвижение дальше.
 
2.3 Игры за партами
Гиперактивныедети с трудом выдерживают занятие в детском саду, а тем более — школьный урок,поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнятькак стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога. С этой целью полезноиспользовать «Пальчиковые игры», которые приводятся в книге М.Рузиной «Страна пальчиковых игр», а также в других изданиях. Практикапоказывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста судовольствием играют в такие игры как «Лестница в небо»,«Кукольный веер», «Гонки» и др.
Педагог можетначать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут«превращаться» то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, тов экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобныхприведенным ниже.
«Многоножки»
Перед началомигры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинаютдвигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем,направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
«Слоны»
Средний палецправой или левой руки превращается в 4хобот", остальные — в «ногислона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, приходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
Чтобы игра непревратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий,перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать изаканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может статькарточка из игры «Кричалки – шепталки — молчалки».
«Морскиеволны» (Лютова Е.К.,Монина Г. Б.)
Цель: научить детейпереключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствоватьснижению мышечного напряжения.
По сигналупедагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу«Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встаютученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, ктосидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателейпоследних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети,вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя«Шторм» характер действий и последовательность их выполненияповторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают другза другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».
«Ловимкомаров» (Лютово Е.К., Монино Г.Б.)
Цель: снятьмышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детямподвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: «Давайтепредставим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу)налетело много комаров. По команде „Начали!“ вы будете ловитькомаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичныедвижения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, тоодновременно. Каждый ребенок будет „ловить комаров“ в своем темпе и всвоем ритме, не задевая тех, кто си дит рядом. По команде „Стой!“ высадитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение).Готовы? „Начали!“… „Стоп!“ Хорошо потрудились. Устали.Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть рукиотдыхают. А теперь — снова за работу!»
2.4 Игры-упражнения на развитие внимания и формированиесамоконтроля двигательной активности
 
Эти игрытребуют от ребенка высокой концентрации внимании.
»Нетеряй пару"
Несколько пар(ребенок и взрослый) идут друг за другом, взявшись за руки. После первогосигнала быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и неперегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжаютходьбу.
«Будь внимательным»
Взрослыйпоказывает ребенку несколько упражнений:
-  исходноеположение: стоя, пятки вместе, носки врозь. Поднять руки вверх, вперед, встороны;
-  «юла»(поочередное вращение кистью каждой руки по вертикальной оси);
— присесть, держа обе руки за головой (удерживая равновесие).
После показадвух-трех упражнений ребенок должен запомнить последовательность действий вкаждом упражнении и повторить их по словесному описанию.
«Соберипирамиду»
Взрослыйвместе с ребенком собирает большую пирамиду из 7 колец разного цвета (синего,зеленого, красного, желтого, голубого, белого, розового). Это образец. Слева исправа от пирамиды стоит по одному стержню и лежат кольца такого же цвета и втаком количестве, как в образце.
Затем игрокивстают у линии старта (расстояние до пирамиды 3-5 м). По сигналу«Начали!» каждый бежит к своему стержню и нанизывает на него кольца(как в образце). Кто быстрее и правильно соберет свою пирамиду, тот и выиграл.
2.5 Игры-упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации
Каждыйучастник должен рассмешить, удивить другого игрока, изображая различныедействия с помощью мимики, пантомимики, интонации.
Многие игрытакого характера широко использовались во время физкультминуток, динамическихпауз, а также на занятиях по физической культуре и на прогулке.
«Дружнаяпара»
Взрослый иребенок берутся за руки. По первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону(5-7 сек.), по второму сигналу останавливаются. После короткого перерываповторяют движения в другую сторону.
«Поиграйс пособием»
Взрослыйберет мяч и выполняет с ним разные действия (подбрасывает, ловит, отбивает обпол), ребенок повторяет те же действия с мячом. Затем взрослый спрашивает:«Что еще может делать наш мяч?» Ребенок придумывает новые действия,взрослый помогает ему. Далее ребенок выбирает другое пособие (например, обруч)и выполняет с ним разные действия (прокатывает, крутит и т.д.), а взрослыйповторяет.
Затем обаигрока выполняют действия в паре: прокатывание мяча и обруча друг другу,бросание мяча и т.д.
«Веселыехлопушки»
Ребенок ивзрослый садятся напротив друг друга (на полу). Взрослый начинает игру с одногодвижения — хлопает левой рукой по левому колену. Ребенок должен это движениеповторить. Затем взрослый хлопает правой рукой по правому колену, ребенокповторяет одновременно и это движение, и предыдущее. Игра продолжается до техпор, пока в композицию не войдет 7-10 движений.
 
2.6 Игры-упражнения на развитие произвольности психическихпроцессов
Этот блокпредставлен малоподвижными играми, направленными на развитие произвольностипсихических процессов. В то же время в этих играх решается задачавзаимоконтроля деятельности.
«Запомнии повтори»
На полу впроизвольном порядке разложены различные предметы. Взрослый в течениенескольких минут показывает ребенку карточку с изображением двух-трех предметов(кубик, мяч, кольцо), затем убирает ее. Звучит сигнал: сначала ребенокпроизвольно движется под музыку, затем, продолжая двигаться, выполняет задания:
— Собери предметы, которые ты видел на карточке.
— Собери предметы в том порядке, в котором они были изображены на карточке.
«Назовидни недели»
Взрослыйвысоко подбрасывает мяч и ловит его, называя при этом последовательно все днинедели (один день — один бросок). Когда все дни неделя будут названы, взрослый передаетмяч ребенку, чтобы он повторил упражнение, и контролирует его действия. Еслиребенок ошибается, то начинает упражнение с первого дня недели.

Заключение
Подвижность — естественное качество физически и психически здорового ребенка. Именно подвижностьпозволяет детям реализовать свои потребности, проявить активность,сообразительность, любознательность. Конечно, такие дети доставляют немалохлопот учителям и часто изводят до изнеможения своих родителей.
Гиперподвижныедети находят возможность двигаться в любых условиях. Движения их быстры, резки,обычно бесцельны и легко управляемы. Детей, у которых двигательнаядеятельность, не имеющая определенной направленности, занимает более 50 %времени, характеризуют расторможенность, крикливость, несдержанность и дажеагрессивность. Важно знать, что гиперподвижность может быть признакомгиперактивности, или заболевания, которое определяется врачами как «синдромдефицита внимания с гиперактивностью». Специалисты считают, что в дошкольномвозрасте эта болезнь проявляется чаще всего двигательной расторможенностью,моторной неловкостью, рассеянностью, повышенной утомляемостью, импульсивностью.При условии проведения коррекции в начале заболевания (в дошкольном возрасте)прогноз достаточно оптимистичен.
В работе с гиперактивнымидетьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.
Исходя изэтого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участиемспециалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и педагогов.
Педагогдолжен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимопридерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должныпомнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специальноназначаемого лечения, но, в значительной мере, еще и от доброго, спокойного ипоследовательного отношения к нему.
Не менееответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит педагогам.Отвлекаемость внимания идвигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательнопреодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничиватьцеленаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживатьфизическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию егонервной системы. Но его двигательную активность надо направлять иорганизовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-топоручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивныезанятия. Самое главное – подчинить его действия цели и приучить достигать ее.
Одно изважных направлений деятельности педагога — обогащение состава движений детей.Разнообразие движений обеспечивает попеременную нагрузку на все группы мышц,что предупреждает утомление, способствует положительному эмоциональному тонусу.Кроме того, разнообразие движений обогащает игру ребенка и другие виды егодеятельности. Есликоррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво ипоследовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявлениясиндрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивныйребенок столкнется с еще более серьезными трудностями.
Сопровождениеи оздоровление беспокойного или гиперактивного ребенка, проводимое комплексно,при участии как специалистов, так и родителей поможет детям решить многиепроблемы и помочь им принять социальные нормы и развить коммуникативные навыки.

Список использованных источников
 
1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или всео гиперактивных детях — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник попсиходиагностике — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
3. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицитавнимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. — №4. — 2000.
4. ЛогвинаТ.Ю., Шишкина В.А., Шебеко В.Н. Диагностика и коррекция физического состояниядетей дошкольного возраста – Минск.: изд. В.М. Скакун, 1996.
5. Пралеска/ Программа дошкольного образования / Минск: НИО; АВЕРСЭВ, 2007.
6. ШишкинаВ.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Мозырь: ООО ИД «Белыйветер», 2005
7. ШишкинаВ.А. Физическое воспитание дошкольников — Минск «Зорны верасень», 2007.
8. ШишкинаВ.А. В детский сад – за здоровьем – Минск «Зорны верасень», 2006.
9. ШишкинаВ.А., Дедулевич М.Н. Двигательное развитие детей дошкольного возраста /Методическое пособие — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007.
10. ШишкинаВ.А. Базисная модель физического воспитания детей дошкольного возраста в РБ:монография – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2007.
11. ШишкинаВ.А., Дедулевич М.Н. Диагностика развития детей дошкольного возраста — Могилев:МГУ им. А.А.Кулешова, 2006.
12. ШишкинаВ.А., Дедулевич М.Н. Двигательное развитие детей дошкольного возраста //Пралеска № 12, 2008 С.10 – 14.
Размещенона www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :