Реферат по предмету "Спорт"


Стратегическое планирование процесса формирования железнодорожных туров

--PAGE_BREAK--
1.2.        
Задачи и роль стратегического планирования для развития             железнодорожного туризма
Стратегическое планирование  — это непрерывный творческий процесс в силу, по крайней мере, двух существенных причин. Первая причина, по которой стратегическое планирование должно осуществляться непрерывно – это постоянно существующая неопределенность будущего. Во – вторых, предприятия каждый раз как бы заново определяют или меняют свои цели на основе стратегического контроля.

Очень важным решением при стратегическом планировании является выбор предприятием глобальной цели. Глобальная цель предприятия или миссия представляет собой четко выраженную причину существования предприятия, определяет его статус и обеспечивает основные ориентиры для постановки целей на разных организационных уровнях.

Правильное определение миссии предприятия имеет важное значение и предусматривает:

Ø     главное предназначение предприятия с точки зрения его маркетинговой ориентации;

Ø     его важнейшие рынки и технологии;

Ø     характеристики предприятия по отношению к внешней среде;

Ø     имидж предприятия, его культурный и технологический климат.

Объективная необходимость выбора миссии общепризнанна. Отдельные руководители предприятий определяют миссию как получение максимальной прибыли.[5]

Исходя из этого можно, сформулировать миссию железнодорожного туризма:

«Мы предлагаем совершенно новый, динамично развивающийся вид путешествий – железнодорожный туризм, вернувшийся к нам из далеких прошлых времен. Путешествия в уютных купе, оснащенных всем необходимым для комфортабельного передвижения, напомнят Вам домашнюю обстановку. Мчась по необъятном просторам страны в туристско-экскурсионном поезде, путешествие доставит Вам необычайные впечатления. Разнообразные экскурсии в местах пребывания заставят Вас окунуться в мир неизведанного. Каждая остановка – частичка этого мира».

Данная миссия позволяет заинтересовать покупателей своим необычными фразами. Во главу угла ставятся потребности и потребители. Делая акцент на «домашней обстановке» железнодорожный туризм выделяется среди других видов туризма, в первую очередь, потому что туристы передвигаются в уютных комфортных купе, не испытывая неудобства. Это является большим преимуществом.

Цели предприятия формулируются на основе миссии предприятия и тех ценностей, на которые ориентируется высшее руководство. При этом цели должны быть ориентированными во времени, конкретными и достижимыми. Далее следует диагностический этап процесса – оценка и анализ внешней среды предприятия. На основе оценки и анализа внешней среды и внутренних возможностей вырабатывается соответствующая стратегия предприятия путем рассмотрения ряда альтернативных стратегий.

Сферы бизнеса железнодорожного туризма:



Рис.1: Основные направления  сферы бизнеса


Рис. 2: Ключевые направления стратегической сферы бизнеса

Единичкой сферы бизнеса являются групповые туры по железной дороге.

Предприятия в процессе своей хозяйственной деятельности могут использовать различные стратегии. Для удобства и наглядности используется матричный подход. Наибольшую популярность получила матрица И. Ансоффа, применяющая четыре альтернативных стратегии для увеличения или сохранения объема сбыта товара. (табл. 1)

Табл. 1. Матрица Ансоффа

Товары

Существующие (товары, производящиеся на данный момент)

Новые (товары, модифицированные с изменениями)

Рынки

Существующий (работа со старыми известными потребителями)

1. глубокое проникновение на рынок (увеличение потребления уже существующих товаров)

2. развитие рынка (стратегия развития рынка, расширение групп потребителей)

Новый (работа с потребителями, с которыми раньше не имели дела)

3. совершенствование товара (сохранение старых потребителей путем предложения им новых товаров)

4. диверсификация (переход на работу с другими потребителями и другими товарами)



Выбор стратегии зависит от степени насыщения рынка, а также от возможностей предприятия обновить свой ассортимент. В связи с тем, что предприятие, как правило, разворачивает свою деятельность в нескольких стратегических зонах хозяйствования, они чаще всего прибегают к комбинированными стратегиями. Так как железнодорожный туризм только начинает развиваться и рынок его довольно небольшой, то  стратегия его развития – это существующие товары на существующем рынке. [6] Рынок туристических услуг существует давно, но таких видов путешествий как железнодорожный туризм не было со времен СССР. Группы потребителей туристических услуг сформированы, им предлагаются новые услуги. Одновременно с данной стратегией применяется еще и диверсификация. Такие турпродукты, как vipвояж, например, распространены среди узкого круга потребителей, поэтому требуется модификация услуг, чтобы он постепенно не исчез с рынка ввиду его редкого использования.

При выработке стратегий необходимо ответить на вопросы:

3.     как нужно действовать для достижения цели

4.     какая стратегия наилучшая и почему (выбор стратегии)

5.     какая тактика нужна (реализация стратегии)

6.     как необходимо следить за результатами (стратегический контроль).

Это этап слежения за результатами деятельности, сравнение плана с реальными достижениями на протяжении определенного периода времени для выработки корректирующих действий.

Контролю подвергается объем продаж и прибыли, издержки производства и обращения, эффективность спроса и стимулирование сбыта, т.е. практически все стороны финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

Руководству предприятия, занимающегося сферой железнодорожного туризма, необходимо найти ответы на вопросы:

Ø     что было сделано (сбор данных)

Ø     каковы результаты деятельности и насколько близко организация продвинулась к поставленной цели (оценка)

Ø     какие меры необходимо принять для достижения целей (корректировка).

В силу изменений в окружающей среде (например, кризис) события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при разработке планов. В этом случае стратегическое планирование необходимо пересматривать, уточнять, корректировать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Стратегическое планирование процесса формирования железнодорожных туров на предприятии дает возможность руководителям разобраться в следующем:

Ø     каковы общие задачи и назначение деятельности предприятия

Ø     какие способы действия необходимо избрать, чтобы осуществить переход предприятия от нынешнего состояния к желаемому состоянию в будущем

Ø     насколько реальна принятая стратегия

Ø     какое место должно занимать предприятие в рамках большой системы (социальной, экономической, политической)

Именно стратегический план придает предприятию определенность и в то же время индивидуальность. При этом стратегический план разрабатывается так, чтобы быть достаточно гибким, учитывая потребности рынка; чтобы при необходимости можно было осуществить возможную модификацию и, если нужно, переориентацию на составление другого пакета услуг.

Таким образом, стратегическое планирование имеет четко выраженный циклический характер и является непрерывным творческим процессом, обеспечивая постоянную адаптацию предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.[7]

Стратегическое планирование это не одноразовый процесс в силу, по крайней мере, двух существенных причин. Первая причина, по которой стратегическое планирование должно осуществляться непрерывно и циклически, — это постоянно существующая неопределенность будущего. Во- вторых, предприятия каждый раз как бы заново определяют или меняют свои цели на основе стратегического контроля, если полное достижение целей практически завершено или невозможно, т.е. стратегическое планирование – это непрерывный творческий и постоянный процесс.[8]
1.3.        
История  развития железнодорожного туризма

1.3.1. Железнодорожный туризм в СССР
Туризм начал развиваться именно на железной дороге, когда 5 июля 1841 г. английский предприниматель Томас Кук организовал путешествие для 570 человек по железной дороге в поезде, где пассажирам был предоставлен комплекс услуг, включавший в себя питание и духовой оркестр для развлечения.

В нашей стране железнодорожный туризм активно начал развиваться во времена Советского Союза. Первые путешествия на дальних туристско-экскурсионных поездах были организованы Центральным советом по туризму и экскурсиям совместно с Министерством путей сообщения еще в 1960-х годах. Тогда было организовано всего пять туристско-экскурсионных поездов, которые обслуживали чуть более 2000 человек.Быстрота и удобство передвижения, возможность за короткое время увидеть много интересных мест, познакомиться с историей, культурой, современными достижениями нашей страны, ее революционными, боевыми и трудовыми традициями — все это привлекает к путешествиям на поездах.

Содержание, формы и виды железнодорожных туристических поездок были весьма разнообразны. Самыми массовыми стали путешествия в графиковых поездах, следующих по регулярному расписанию. В таких поездах туристы едут к месту назначения на правах обычных пассажиров, с одним лишь отличием — о билетах для них беспокоится туристская организация, которая по согласованию с железной дорогой заранее приобретает места для всей группы (как правило, в один вагон и на соседние места). В 80-х годах ежегодно в графиковых поездах путешествовало более 4 миллионов туристов. [9]

Иные формы железнодорожного туризма представляли собой поездки на специальных туристско-экскурсионных поездах, предназначенных только для туристов. Это своеобразные “турбазы на колесах”: обладая особенностями туристской базы (питание, экскурсионное и культурно-массовое обслуживание, наличие мест для размещения и т. д.), они могут перемещаться, что позволяет туристам познакомиться со многими достопримечательными местами. Переезды из города в город происходили в основном ночью, а дневное времяиспользуется для экскурсий. Купившие путевки (обычно жители одного города или области) приходят на вокзал и размещаются в туристском поезде согласно номерам вагона и места, указанным в посадочном талоне. Состав включает, как правило, двенадцать купейных вагонов (в одном из них находится дирекция туристского поезда) и три вагона-ресторана. В вагонах созданы все условия, необходимые для дальней поездки: уютные купе, библиотека, настольные игры, чай, предлагаемый проводником. Во время завтрака, обеда или ужина туристов приглашают в вагоны-рестораны.[10]

К 1983 г. существовало уже более 1600 туристских рейсов, услугами которых пользовались около 650 тыс. человек. При этом продолжительность путешествий варьировалась от одного до 32 дней. Такой вид отдыха постепенно становился все более популярным, завоевывая симпатии любителей туризма и экскурсий.

Самым популярным маршрутом считалось «Транссоюзное железнодорожное путешествие», начинавшееся во Владивостоке и проходившее через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллинн, Вильнюс, Киев, Крым. Пользовались спросом и маршруты по древним русским, крупнейшим украинским, кавказским городам и городам Прибалтики, а также маршрут по Кругобайкальской железной дороге и др. Помимо внутрисоюзных путешествий на туристских поездах организовывались поездки в зарубежные страны.

Туристско-экскурсионные бюро занимались также организацией однодневных туристских поездов «Снежинка», «Лыжник», «Турист». Среди туристских поездов в свое время были очень популярны и так называемые «поезда здоровья», появившиеся в 1966 году и воспользовались ими тогда немногим более 300 тысяч человек. Они отправляются из крупных промышленных городов, жители которых после трудовой недели любят отдыхать на природе, вдали от шумных городских кварталов. В 1983 году они уже доставили на отдых в пригороды более 2,5 миллиона человек. Эти поезда дают возможность сделать отдых содержательным, интересным. Важно и то, что у отдыхающих не возникает проблемы транспорта: специальный поезд прибудет и убудет в назначенный час, а во время активного отдыха он находится рядом — становится своеобразной гостиницей.

После распада Советского Союза, к сожалению, туризм утратил свой массовый характер. И сегодня понятие «железнодорожный туризм» используется лишь в узких кругах и не принимается даже многими специалистами. Тем не менее, богатейший опыт, накопленный в советское время, может стать основой для возрождения этого вида отдыха и его развития на совершенно новом качественном уровне.

Но будущее железнодорожного туризма — за кольцевыми маршрутами. Первые поезда по этим маршрутам пошли в феврале 1981 года. В поездках по этим маршрутам могут участвовать жители не только одного города или одной области, как при путешествии по дальним железнодорожным маршрутам, но и разных районов страны, что, безусловно, повышает интерес к ним. Туристы, купившие путевки в любом районе страны, приезжают в начальный пункт маршрута, размещаются в комфортабельных гостиницах, живут там несколько дней, знакомятся с этими городами (по программе), а затем садятся в туристско-экскурсионный поезд, идущий по маршруту. После путешествия они возвращаются на поезде в начальный пункт и разъезжаются по домам. Этот вид железнодорожных путешествий имеет хорошие перспективы.[11]
1.3.2.

Организацияжелезнодорожных туров

В рассматриваемой системе пассажирских перевозок выделяют несколько видов туров, которые можно условно разделить по продолжительностина три самостоятельные категории: однодневные, непродолжительные (2-3 суток), многодневные (от 5 дней и более).

Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вечером того же дня. В дороге туристы располагаются за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не только перекусить, но и прослушать экскурсовода, посмотреть выступления артистов. Туристов довозят до какой-либо конкретной станции, где для них подготовлена специальная программа. Это может быть экскурсионная поездка или же пикник на природе.

Непродолжительные туры. Во время двух-трех суточных железнодорожных туров пассажиры проживают в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким расчетом, что ночью, когда пассажиры спят, поезд находится в пути. Днем же туристы заняты разнообразными мероприятиями.

 Многодневные туры. График движения поездов, обслуживающих многодневные поездки, отличается большим разнообразием. В зависимости от маршрута и экскурсионной программы, туристы часто находятся в пути и в дневное время. Как показывает практика, чтобы путешественники не утомлялись, безостановочно между двумя пунктами турпоезд должен идти не более полутора суток. Продолжительные дневные переходы планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются интересные виды и ландшафты. В отдельных случаях, предполагаются кратковременные «зеленые стоянки» непосредственно в лесу или горах, на берегу моря или большого озера. [12]

Перевозка туристов в зависимости от продолжительности путешествия осуществляется на рейсовых и специально организованных поездах (по определенному заказу и маршруту, когда поезд одновременно является и средством передвижения и местом размещения туристов).

В системе пассажирских перевозок рейсовые маршруты поездов (следующих по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения), значительно превалируют над чартерными. Рейсовые железнодорожные маршруты, в свою очередь, подразделяются на: пригородные, местные и дальние.

Наиболее сложным по организации и вместе с тем наиболее насыщенным и разнообразным по предоставляемым услугам является путешествие на туристском экскурсионном поезде дальнего следования. Туристы размещаются по 2-4 человека в купе. Отдельные купе предоставляются: директору маршрута, штабу турпоезда, врачу (под изолятор). В каждом вагоне должна быть программа обслуживания туристов, ф.и.о. директора поезда, проводников, инструкторов, врача и т.д. На каждый пассажирский туристский вагон дальнего следования назначаются два проводника. Готовность к отправлению туристского поезда (за 6 часов до отправления) проверяется комиссией в составе представителя пассажирской службы отделения дороги, санитарного врача, представителя фирмы — организатора путешествия или арендатора поезда, представителя службы вагонов-ресторанов. Готовность к приемке поезда оформляется актом.[13]

Существует устоявшееся мнение, что любая железнодорожная поездка, тем более продолжительная – утомительна и неприятна. Трудно даже представить, что она может быть не просто вынужденным перемещением из одного пункта в другой, а увлекательнейшим путешествием. Эту истину уже давно осознали зарубежные турфирмы и операторы, предлагающие специализированные железнодорожные туры.

 В мировой практике для осуществления длительных поездок используют поезда повышенной комфортности. Несмотря на то, что существуют строгие стандарты на габаритные размеры вагонов, по комфортности и дизайну купе в таких поездах не уступают номерам стационарных отелей. В каждом купе проживают не больше двух человек. В зависимости от категории поезда купе оборудовано двумя спальными местами (или одним двух спальным). Кондиционером, письменным столом, телефоном, телевизором. Туалетная и душевая комнаты расположены как купе, так и автономно на весь вагон. В состав специализированного туристического поезда входят несколько вагонов-ресторанов, вагон – салон (используется как библиотека и музыкальный салон, конференц – вагон (место для проведения массовых мероприятий).

Назначение туристско-экскурсионных специализированных поездов, следующих в пределах двух и более дорог, осуществляется начальником железной дороги отправления по заявкам туристских организаций. Туристско-экскурсионные поезда местного сообщения в пределах одной дороги с использованием пунктов — стоянок, назначаются начальником этой дороги. Поезда в пригородном сообщении, прогулочные (типа «Здоровье», «Грибник», «Лыжник» и т. д.) назначаются начальником отделения дороги. Назначение поездов производится после заключения договора и оплаты причитающихся платежей.

Туристская фирма (бюро) договаривается с отделением (управлением) дороги о выделении состава на определенный срок. Для этого пишут письмо на имя начальника пассажирской службы с просьбой о выделении такого состава. На письме он дает согласие и указывает конкретные сроки выделения состава. Следование турпоезда из одного пункта экскурсионного обслуживания в другой, как правило, должно осуществляться в ночное время с остановками только для технических надобностей. После перечисления платежей, предусмотренных договором, но не позднее чем за 20 дней до отправления поезда дорога его отправления дает адресную телеграмму всем дорогам следования и копии: туристской фирме, организующей турпутешествие; главным управлениям МПС: пассажирскому, движения, врачебно-санитарному, предприятиям питания.

В телеграмме должны быть схема и расписание следования поезда с указанием времени и пунктов передачи с дороги на дорогу, порядок и время подачи состава в пункты посадки и приписки, а также пунктов дополнительного снабжения топливом и водой в пути следования. Изменение утвержденного расписания, а также маршрута следования и времени отправления не допускается. При назначении специального турпоезда ему присваивается название, соответствующее начальному пункту (городу) отправления («Караганда», «Москвич» и др.) и сохраняется на всем пути следования. Трафарет с названием поезда укрепляется на борту или с внутренней стороны оконного проема. Численность работников для обслуживания туристов на железнодорожных маршрутах туристско-экскурсионных поездов определяют в соответствии с количеством туристов.

Железнодорожные путешествия на графиковых поездах (поездах общего пользования) часто организуются в виде групповых путешествий – путешествий туристов специально сформированными группами. При таких путешествиях пассажирские поезда используют для транспортировки туристов к месту отдыха и обратно. Обслуживание на месте отдыха может производиться как в гостинице, на турбазе, так и в других средствах размещения.

Резервирование мест осуществляется на основании взаимосогласованных планов. Не планируется, как правило, посадка групп на транзитные поезда при наличии поездов своего формирования или возможности оформления билетов с прямой плацкартой. Прием заявок на резервирование мест производится за 45 суток до отправления поезда, а оформление проездных документов — в срок, указанный представителем железной дороги. При следовании группы туристов с пересадкой в пути ей должны быть проданы билеты с прямой плацкартой на весь путь следования.

При организации туристских групп для школьников во время осенних, зимних и весенних каникул (с 1 октября по 15 мая) железная дорога предоставляет им скидку в размере 50% с тарифа (кроме комиссионного сбора) в поездах и вагонах всех категорий, кроме мягких с 4- и 2-местными купе (СВ).

Обслуживание ж/д групп на маршруте производится на основании договора, заключенного между отправляющей и принимающий туристскими организациями; графика заезда групп туристов, прилагаемого к договору.

Направляющая туристская организация должна подтвердить телеграммой заезд группы в установленные сроки за 10 дней с указанием количества туристов, даты, времени прибытия, номеров поезда и вагона, обеспечить руководителя группы списками туристов, направлять группу на маршрут только при наличии обратных билетов, либо подтверждения принимающей организации об обеспечении обратными билетами на месте. Принимающая турфирма обязана организовать встречу и доставку туристов собственным (арендованным) автотранспортом к месту размещения и питания; подготовить места размещения в соответствии с указанным количеством прибывающих туристов (в телеграмме подтверждения заезда); заключить договор на обслуживание с предприятием питания своего города и контролировать своевременное предоставление и качество питания; обеспечить предоставление экскурсионной программы обслуживания в полном объеме, а также дополнительных услуг за наличный расчет (дополнительные экскурсии, досугово – развлекательные мероприятия и др.). Встреча и проводы туристов должны осуществляться в соответствии с графиком прибытия и отправления поездов в любое время суток (это должно быть обязательно оговорено в договоре).[14]    продолжение
--PAGE_BREAK--
1.4.        
Проблемы и перспективы развития железнодорожного туризма
По оценке экспертов Всемирной туристской организации, оптимальной считается пропорция, при которой на одного туриста, выезжающего за рубеж, приходится один иностранный турист, прибывающий из-за рубежа, и четверо человек, путешествующих по территории своей страны. Для реализации этой пропорции в полной мере могут использоваться возможности железнодорожного транспорта во всех видах туризма. Необходимо отметить, что при развитии индустрии туризма на железнодорожном транспорте, создании железнодорожных туристических центров остро встает проблема подготовки высококвалифицированных кадров для их деятельности. Такая подготовка сегодня ведется в высших учебных заведениях отраслевой системы образования по специальностям в области сервиса и туризма. Учебные планы включают в себя изучение общих специальных дисциплин. При этом ряд учебных дисциплин специализации учитывает специфику развития туризма именно на железнодорожном транспорте.

Для удовлетворения растущих потребностей в сервисном и туристическом обслуживании пассажиров руководство железнодорожного транспорта России приняло решение о создании на железных дорогах единой сети сервис – центров. Объединение сервис – центров в единую сеть, налаживание связей между ними позволяет формировать различные туристские продукты по формуле «поезд + ...»: «поезд + гостиница», «поезд + экскурсия», «поезд + спектакль», «поезд + футбольный матч», «поезд + выставка», «поезд + кинофестиваль» и т.д. Железнодорожный транспорт в этом случае имеет определенные преимущества, поскольку практически в любом туристском продукте присутствует основная часть — сама перевозка. Продвижение туристских продуктов, созданных по формуле «поезд + ...», возможно через сеть сервис – центров, созданных на железнодорожных вокзалах, а также через туристические фирмы и агентства, сотрудничающие с предприятиями железнодорожного транспорта.

В перспективе в структуре ОАО «РЖД» планируется создать компанию, которая будет оказывать полный комплекс услуг по организации железнодорожных путешествий на специализированном подвижном составе. Это избавит клиентов от необходимости заключения договоров с несколькими организациями по вопросам, касающимся аренды вагонов, разработки маршрута следования, предоставления питания и прочих услуг. Решением всех этих проблем по поручению заказчика будут заниматься сотрудники компании. Таким образом, компания объединит в себе функции туроператора, создающего новые маршруты и новые турпродукты, и функции по сотрудничеству с управлениями железных дорог по предоставлению специальных составов, предназначенных для перевозок туристов. Кроме того, планируется создание собственного парка туристско-экскурсионных поездов, а также реализация совместных международных проектов по разработке подвижного состава нового поколения для использования в целях туризма.

Создание единого органа управления туристскими перевозками, в ведении которого должны быть все вопросы их организации, позволит качественно изменить уровень железнодорожных туристских перевозок.Реализация железнодорожных туристских путешествий связана со строительством пунктов длительного отстоя поездов и их снабжения средствами жизнеобеспечения. Организация стоянок экскурсионных поездов -рентабельное вложение инвестиций: как показывает опыт, затраты на капитальные работы окупаются в крупных туристских центрах за один – два года. Туристский поезд даже из пяти вагонов уже рентабелен.

Вывод

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что под стратегическим планированием следует  понимать управленческий процесс разработки специфических стратегий различной степени неопределенности, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей, ресурсов и возможностей предприятия. Железнодорожный туризм – явление новое и поэтому прежде всего для его развития необходимо четкое планирование деятельности.

В нашей стране главной проблемой железнодорожного транспорта при использовании его для перевозки пассажиров по большинству маршрутов, является низкий уровень комфортности поездов и неудовлетворительное обслуживание, как в самих поездах, так и на вокзалах в то же время не высокая стоимость проезда делает железнуюдорогу перспективной для массового и социального туризма.

В целом, у железнодорожного туризма весьма перспективное будущее. Путешествие по железной дороге выгодно отличается от других путешествий следующими аспектами:

1.     Высоким уровнем комфорта (в отличие от путешествий на воздушным и автомобильном транспорте, где приходится сидеть на одном месте, пристегнутым ремнем безопасности, в поезде можно прилечь на специально предназначенное для этого место, прогуляться по составу, зайти в вагон ресторан и т.д.)

2.     Сравнительной безопасностью (особенную актуальность этот фактор имеет после событий 11 сентября 2001 года, так как люди, не только в Америке, но и во всем мире стали бояться летать самолетом – основным конкурентом железной дороги)

3.     Использование вагона в качестве средства проживания (возможность при путешествии не останавливаться в гостиницах каждого города, а ночевать в купе, уже в привычной обстановке, что экономит силы и деньги)

4.     Использование вагона в качестве средства питания (возможность питаться как в занимаемом купе, так и в специализированном вагоне-ресторане, имеющем специальное оборудование, для приготовления пищи)

5.     Сравнительно низкой стоимостью (весьма ощутимо при массовом интересе к этому виду туризма)

Отрицательным моментом в путешествиях по железной дороге является невозможность изменения маршрута во время путешествия по желанию клиента.

Путешествие по железной дороге включает в себя все необходимые элементы для жизнеобеспечения туристов во время путешествия (проживание, питание, транспорт), не прибегая к дополнительным атрибутам инфраструктуры. Для успешного функционирования железнодорожного туризма необходимо информировать население с помощью всевозможной рекламы.

Не менее важна реклама железнодорожного туризма на международном туристском рынке. Рекламированием туристских ресурсов, наряду с турфирмами, должно заниматься государство, не менее заинтересованное в развитии внутреннего туризма и привлечения иностранных туристов.
Глава 2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ УСЛУГ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТУРИЗМА

2.1.Анализ потребностей покупателей услуг железнодорожного       туризма

.
         В России, где на долю железных дорог приходится более 40% пассажирских перевозок, развитие железнодорожного туризма, безусловно, должно представлять особый интерес. Это подтверждают и результаты исследований, проведенных специалистами кафедры «Сервис и туризм» МИИТа на железнодорожных вокзалах Москвы. В ходе исследований было опрошено 3000 пассажиров. При этом на вопрос, как Вы относитесь к развитию железнодорожного туризма – положительно ответили 74%, или 2210 человек, отрицательно — 6% (182 человека), затруднились с ответом 20%, т.е. 608 человек. На вопрос, какой вид железнодорожного туризма вы предпочитаете, ответы были следующие:

 

Рис.3. Предпочтения по видам отдыха

Для 20% респондентов интересны однодневные специализированные железнодорожные туристические маршруты. Непродолжительные (2-3 сут.) поездки представляют интерес для 35%, многодневные (отели на колесах) — для 17% опрошенных. Не интересны железнодорожные маршруты для 14% и затруднились с ответом 14% опрошенных. Небольшое количество опрошенных предпочли бы такой вид путешествий, как свадебное путешествие по железной дороге (5%). [15]

Основополагающее значение в производстве услуг имеет изучение потребностей различных групп потребителей. Только на основе этого можно приступить к формированию турпродуктов. Способ удовлетворения потребностей в зависимости от типа потребителя, может иметь свои особенности. Например, удовлетворение потребностей в отдыхе у разных потребителей происходит по-разному: для потребителей с высокими доходами наиболее важным является удовлетворение потребности в высоком сервисе, престижности, а с низкими доходами – удовлетворение      в отдыхе по экономичной цене.

Таким образом, производству туристических услуг в железнодорожном туризме предшествует изучение потребителей     для планирования развития этого вида туризма.

Изучая потребителей, необходимо проанализировать их важнейшие ценности, характеристики, поведение, а также специфику процесса принятия решения о покупке. На базе полученной информации определяются целевые рынки, разрабатываются стратегии маркетинга, пути их достижения.  

Так как железнодорожный туризм – явление достаточно новое и развито очень слабо, то для планирования его развития необходимо, прежде всего, узнать о предпочтениях и желаниях будущих туристов, необходимо выявить мотивы и цели путешествия. Поэтому анализ структуры потребителей в регионе (районе, городе) является основополагающим в маркетинговом исследовании.

В связи с этим было проведено исследование рынка туристических услуг среди взрослых и молодежи.          Было опрошено 52 человека. Использовали для этого анкетный опрос. Форма анкеты в приложении (см. приложение 1). Основные вопросы, которые были заданы респондентам, связаны  с тем, чтобы узнать, какой отдых они предпочитают: количество дней, активный или пассивный, какой турпродукт для них более интересен и т.д. Выяснилось также, что некоторые респонденты впервые слышат о таком виде путешествия, как железнодорожный туризм. Практически для всех опрашиваемых главным достоинством железнодорожного туризма является безопасность и комфорт. Лишь 14 человек ответили что железнодорожный туризм в последнее время стал небезопасен (скорее всего из – за террористических актов). Большинство респондентов положительно относятся к развитию железнодорожного туризма.

О том, какая оптимальная продолжительность путешествия и наиболее интересный турпродукт говорят следующие результаты:


Рис. 4. Предпочтения по продолжительности путешествия

Результаты проведенного опроса говорят о том, что наиболее популярными видами туризма они считают отдых – 2-3 дневные туры выходного дня, экскурсионные туры и лечебный  туризм (люди старшего поколения). Примерно 5% опрашиваемых предпочли провести свадебное путешествие на колесах и познакомиться с vipвояжем. 

 Значительный интерес для респондентов представляют непродолжительные железнодорожные туристские маршруты на 2-3 дня. Это могут быть поездки выходного дня, тематические экскурсии. Однодневные маршруты также весьма популярны. Для удовлетворения потребностей этой категории опрошенных следует возобновить движение таких поездов, как «Здоровье», «Лыжник», «Грибник», «Ягодник».                                           

О благоприятных перспективах развития железнодорожного туризма свидетельствует и анализ данных Федерального агентства по туризму Российской Федерации. Так, исследования показали, что развитие въездного туризма обусловлено растущим интересом европейцев к России. При этом именно жители Европы составляют более 90% иностранных туристов, прибывающих в страну. Иностранные фирмы уже многие годы успешно организуют железнодорожные туристские маршруты по России и в дальнейшем планируют не только продолжать, но и расширять свою деятельность. Благодаря этим компаниям в России возрождаются старые и появляются новые железнодорожные туристские маршруты.[16]
            Анализ ассортимента предлагаемых услуг железнодорожного     туризма
         Цель исследования ассортимента предлагаемых услуг железнодорожного туризма состоит в оценки структуры ассортимента, ее соответствия потребительским сегментам, жизненного цикла товара, нового товара, а также в разработке ассортиментной политики турфирмы, занимающейся организацией железнодорожных туров. Далее на основе исследования разрабатывают прогнозы развития ассортимента услуг предприятия.

В таблице 2 приведены основные вопросы, ответив на которые можно количественно оценить и спрогнозировать будущее состояние предлагаемых железнодорожным туризмом услуг.

Таблица 2. Анализ услуг



Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа

Характеристика и оценка фактического состояния дел

Положение дел, оценка его показателями и действия по его улучшению

1

2

3

4

Продолжение таблицы 2

1

Какие туруслуги, предлагаемые железнодорожным туризмом предназначены для внутреннего рынка или зарубежного

Почти все туры по направлению развития внутреннего туризма. Зарубежный железнодорожный туризм практически не развит.

Возобновить движение поездов за рубеж, в первую очередь в Европу.

2

На какой стадии жизненного цикла находится каждый из турпродуктов

Большинство предлагаемых услуг пользуются редким спросом, новые услуги «проезд + экскурсия», «проезд + питание» находятся на стадии рождения

Возобновить движение поездов «Грибник», «Лыжник» для однодневных маршрутов.

3

Какова конкурентоспособность каждой услуги железнодорожного туризма

В целом конкурентоспособность невысокая, большинство туристов предпочитают другие виды туризма.

Для повышения конкурентоспособности следует в первую очередь снизить цены на транспорт и создать хорошую рекламу

4

Для каких целей следует расширять (сужать) ассортимент услуг

Для увеличения прибыли, для снижения издержек.

Необходимо расширить ассортимент предлагаемых однодневных экскурсионных туров, сузить ассортимент таких услуг, которые пользуются редким спросом и находятся в простое   (например, свадебные туры)

5

Как требования предъявляют потребители услуг железнодорожного туризма

Чаще всего требования к комфорту, безопасности, высокому сервису и низким ценам.

Безопасность и комфорт находится в конкурентном преимуществе по сравнению с другими видами путешествий. Следует изменить ценовую политику.

6

Какие услуги пользуются наибольшим спросом в железнодорожном туризме

Туры 2-3 дневные и туры выходного дня.

Повысить спрос на редко заказываемые услуги, путем их модификации.

7

Отвечает ли качество предлагаемых услуг требованиям покупателей

Соблюдаются требования безопасности, комфорта и высокого сервиса.

Имеется несоответствие между ценой и качеством, т.е. слишком высокие цены.



Заполняя таблицу 2, дана характеристика услуг, предлагаемых железнодорожным туризмом, приведены сведения для усовершенствовании и модернизации, услуг, данные о положении услуг на туристском рынке.

Как правило, выделяют четыре категории товаров или услуг:

1.               «звезды» — приносят прибыль и способствуют экономическому росту; если самофинансируются, то способствуют сохранению на прежнем уровне или расширению относительного рыночного сегмента.

2.               «дойные коровы» — переживают период зрелости, в значительной степени способствуют экономическому росту, приносят прибыль.

3.               «кошки» — нуждаются в финансировании.

4.               «собаки» — нежизнеспособны или угасают. [17]

Определение категорий услуг позволяет правильно сформулировать стратегию деятельности предприятия в стремлении достижения  определенных целей. Чтобы правильно сформулировать стратегию действий, следует учитывать наличие финансовых и других ресурсов у фирмы, определить стадии жизненного цикла, на которых находится каждая услуга на отдельном сегменте рынка. Построим матрицу портфеля услуг железнодорожного туризма. (табл. 3)

Таблица 3. Матрица портфеля услуг.

«Звезды»
Выходной тур «Здоровье» 2х- дневный тур «Ягодник» Туры по Золотому кольцу России Экскурсионные туры
«Кошки»

    1.Лечебно-оздоровительный тур «Здоровье»

    2. «Вояж – Вояж»

«Дойные коровы»

      1.Экскурсионные туры выходного дня.

      2.Однодневные туры для семьи.

      3. Пляжный отдых

«Собаки»
«Экстрим – тур» «Отель на колесах» «Медовый месяц»



Составив данную таблицу можно увидеть, какие туры пользуются большим спросом и приносят прибыль, а какие туры являются «угасающими» и их  необходимо модернизировать либо убрать из ассортимента. Такие туры, как «Экстрим – тур», «Отель на колесах», «Медовый месяц» пользуются редким спросом, ввиду своей дорогой стоимости, как было сказано в главе 2.1.

Для того чтобы узнать какой железнодорожный туристский продукт пользуется у потребителей наибольшим спросом необходимо  провести анализ номенклатуры продуктов. Самые распространенные турпродукты, которые предлагаем нам железнодорожный туризм:

·        Продукт А: однодневные специализированные маршруты на поездах «Здоровье», «Лыжник», предназначенные для отдыха на природе.

·        Продукт В: туры выходного дня (2-3 суток), тематические экскурсии, предназначенные для семейного отдыха на поездах «Ягодник», «Грибник».

·        Продукт С: лечебные оздоровительные туры на специализированных «Поездах здоровья», сопровождаемых квалифицированными врачами.

·        Продукт Д: часовые (экскурсионные туры) 3-10 часов на электропоездах, в т.ч. для школьных групп и студентов.

·        Продукт Е: туры для любителей культурного и познавательного отдыха, включающие экскурсии, выставки и семинары.

·        Продукт F: туры пляжного отдыха, путешествия по югу страны.

·        Продукт G: предназначен для многодневных туров, типа «отели на колесах».

·        Продукт K: предназначен для приключенческого отдыха, для туристов – экстремалов, направлен на людей с высоким уровнем дохода.

·        Продукт L: предназначен для разнообразных специальных путешествий по заявкам (свадебные поезда, дни рождений), нацелен на людей с высоким уровнем дохода.

·        Продукт М: так называемые железнодорожные вояжи для VIPперсон (бизнесмены, политики).

         Теперь проведем анализ ассортимента. Для этого составим таблицу последовательности рангов достоинств туруслуг и оценим каждый из них,  исходя из его значимости для данного турпродукта. (табл. 4) Один балл отдадим тому параметру, который является неотъемлемым составляющим турпродукта. Самый высокий балл получают параметры, менее значимые для турпродукта.
Таблица 4. Последовательность рангов достоинств туруслуг

Номер параметра

Баллы

Характеристика параметра

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

1

11

14

2

5

12

6

15

7

8

9

4

10

13

3

Насыщенность маршрута

Длительность отдыха свыше недели

Высокая стоимость и сервис

Безопасность, надежность, страхование

Кратковременные программы на электропоездах

Отдых, совмещенный с лечением

Культурная и познавательная насыщенность тура

Отдых дляVIP  персон

Семейный и детский отдых

Активный отдых, пешие прогулки, купания

Специализированный отдых по заявкам

Программа во время передвижения

Многодневные туры «отели на колесах»

Отдых, совмещенный с обучением

Невысокие цены, скидки, хороший сервис.



Как видно из таблицы 4, высший ранг достоинства – насыщенность маршрута, доступная широкому кругу лиц, а низший, 15 ранг – отдых для VIPперсон доступен лишь для очень узкого круга потребителей.

Посчитаем баллы, набранные каждым турпродуктом:

Продукт А: IX(7) + IV(2) +  XV(3) = 12

Продукт В: I(1) +  IX(7) +  XV(3) = 11

Продукт С: VI(12) +  III(14) + I(1) = 29

Продукт Д: V(5) + VII(6) + XV(3) = 14

         Продукт Е: VII(6) +  XII(4) +  V(5) = 15

         Продукт F: IX(7) + XV(3) + XII(4) = 14

         Продукт G: IX(7) + XIII(10) + III(14)= 31

         Продукт K: III(14) + XII(4) + II(11) = 29                                                  

         Продукт L: XI(9) + III(14)+ II(11) = 34

         Продукт М: VIII(15) + III(14) + IV(3) =32

Всех больше набрали баллов турпродукты L(путешествия по заявкам, например свадебные туры) и M(железнодорожный вояж), следовательно эти турпродукты пользуются минимальным спросом и их необходимо модернизировать, для того, чтобы обеспечить им спрос.

Продукт L— предназначен для разнообразных специальных путешествий по заявкам, например, свадебные поезда. Продукт оказался на последнем месте в виду того, что, прежде всего, рассчитан на очень узкий круг потребителей с высоким уровнем дохода. Не каждый может позволить себе свадебные путешествия с развлекательной программой в специальном оборудованном вагоне с дорогим сервисом. Продукт пользуется редким спросом. Для его модернизации можно разработать  прогрессивную систему скидок. Молодоженам, при заказе свадебного вагона на десять дней, еще 3-4 дня в подарок. При этом медовый месяц можно было бы повторить при существенных скидках, например, за полцены. При желании осуществить путешествие с детьми также предоставлять скидки. Возможны экскурсии в подарок.

Продукт М- железнодорожный вояж для VIPперсон, бизнесменов, политиков оказывается на предпоследнем месте потому, что этот продукт рассчитан на  узкий круг потребителей с очень высоким уровнем дохода. Но количество заказываемых туров гораздо больше, чем в продукте L. Продукт пользуется редким спросом. Для его модернизации можно предложить немного упростить и сократить перечень предоставляемых услуг, например, убрать развлекательную программу, при модернизации старых вагонов и их ремонте использовать более дешевые материалы, чтобы турпродукт пользовался спросом среди остальных потребителей, сократить количество обслуживаемого персонала. Для сокращения транспортных издержек отпускать не одиночный VIPвагон с локомотивом, а использовать как прицепной к обычному составу, в случае, когда их маршруты совпадают.

После модернизации появляются новые турпродукты, которые ввиду значительного сокращения издержек и цены будут пользоваться спросом среди более широкого круга потребителей.

Следует помнить, что железнодорожный туристский маршрут должен тщательно выбираться с учетом интересов, пожеланий и спроса конкретных потребителей. При разработке маршрута необходимо рассмотреть все объекты, лежащие на пути к конечной цели туристского маршрута. Это могут быть природные или культурные особенности: леса, озера, горы, памятники архитектуры, соборы, храмы, ансамбли.

Проведя анализ потребителей,  и выявив их предпочтения можно сделать вывод, что большинство опрашиваемых респондентов положительно относятся к развитию железнодорожного туризма. Данный вид туризма направлен на широкий круг потребителей. Среди предлагаемых услуг наиболее востребованными оказываются 2-3-х дневные туры выходного дня (семейный отдых) и однодневные специализированные маршруты, например экскурсии для школьников.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Апология диалектики в философии Джорджа Сороса
Реферат Основные системы буржуазного права: англосаксонская и континентальная
Реферат Беларускія сацыяльна-бытавыя казкі пра жывёл у кантэксце казкавай прозы славян
Реферат Amiga Essay Research Paper Amiga 1080 Monitor
Реферат Экономические ориентации предпринимателей в современной России
Реферат Система трудового права в Україні в умовах формування ринкових відносин. Конституційні основи права людини на труд
Реферат Государственное регулирование рынка стоматологических услуг Чувашской республики
Реферат Рост и развитие
Реферат Рост
Реферат Правоохранительные органы 2 Законность -
Реферат Отчет по ознакомительной практике
Реферат Функции, принципы и методы менеджмента
Реферат Учет расчетов с учредителями на примере ООО Центральный Вятский Депозитарий
Реферат Лекции - преподаватель Григорьев Владимир Калистратович
Реферат Системы массового обслуживания