Особенности управления в турагентствах
Структура управления туристской фирмой постоянно меняется и совершенствуется в соответствии с изменяющимися условиями внеш
ней и внутренней среды. Модификацию структуры управления нужно оце
нивать с точки зрения поставленных перед ней целей. Реорганизация системы управления направлена в первую очередь на повышение эффек
тивности работы туристской фирмы посредством сокращения затрат, улуч
шения обслуживания клиентов, повышения качества туристского продукта и услуг, быстроты получения и обработки информации.
Для современной туристской индустрии характерно наличие двух тенденций в конкурентной борьбе фирм: переход от агрессивной ценовой конкуренции к конкуренции в области качества и оптимального соотношения качества и цены; сближение функций туроператора и турагента путем расширения туроператором собственной сбытовой сети или использования сбытовой сети других туристских фирм.
Особенности управления туристическими фирмами в современных условиях
Туристские фирмы в России пока не уделяют должного внимания созданию продукции для конкретного потребителя, в результате чего возникают проблемы сбыта того или иного турпродукта. Это объясняется новизной решаемых задач и отсутствием практического опыта. Для расширения рынков сбыта российским туристским фирмам нужно объединять усилия и капиталы с предприятиями (близкими по технологической цепочке), финансовыми компаниями и банками, а также использовать возможность вхождения в стратегические союзы, что позволит российс
ким турорганизациям удачно бороться с конкурентами на рынках сбыта.
Организационная структура управления складывается из вза
имосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено
прежде всего на распределение между от
дельными подразделениями туристической фирмы полномочий и ответ
ственности.
В структуре управления туристической фирмой выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и свя
зи — горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствую
щие функции управления либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений). В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Связи между отде
лами имеют горизонтальный характер.
Каждое туристическое предприятие приспосабливает структу
ру к собственным задачам и потребностям. Организационная структура предприятия должна быть подвижной и пересматри
ваться по мере необходимости (ежегодно или чаще) в зависимо
сти от условий деловой активности, изменений объема должно
стных обязанностей персонала с учетом роста его квалификации и возможностей.
Эффективная оргструктура создается в резуль
тате многолетнего опыта функционирования предприятия на рынке и является одним из важнейших элементов динамичной стратегии.
Несмотря на то, что все руководители туристической фирмы выполняют управленческие функции, нельзя сказать, что они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руко
водителям приходится тратить время на координирование рабо
ты других руководителей, которые, в свою очередь, координи
руют работу менеджеров более низкого уровня, и так до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала — людей, производящих продукцию и оказывающих услуги [5].
В структуре управления организацией выделяются звенья(от
делы), уровни(ступени) управления и связи — горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управленияотносятся структурные подразделения, а так же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между, отделами связи имеют горизонтальный характер.
Уровни управления:
1 — низший уровень, управление низового звена или технический уровень;
2 — средний уровень управления среднего звена;
3 — верхний уровень- управление высшего звена или институциональный уровень.
Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров, президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способ
ствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управ
ление и общее руководство.
Руководители среднего уровня управления обеспечивают реали
зацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широ
кий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, бюро, директора предпри
ятий, входящих в состав организации, начальники функциональ
ных отделов.
Низший уровень управления представлен младшими начальника
ми. Это руководители, находящиеся непосредственно над работ
никами (не руководителями), — чаще всего младшие менеджеры, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредствен
ных исполнителей.
В связи с расширением этих тенденций большинство туристических организаций неуверенно представляют себе ближайшую перспективу, поэтому при их проектировании усиленное внимание уделяться постоянному изменению своих стратегичес
ких целей и формированию более гибких организационных форм.
Сама организация и ее показатели. На организационную структуру организации влияют такие факторы, как объем выполняемой работы, разнообразие услуг, производственные технологии и приемы обработки информации, ее правовая основа, географическое расположение ее филиалов.
Преобладание инструментов управления, силы убеждения и профессионально-технических знаний становится основополагающим принципом эф
фективного менеджмента в туризме.
В процессе проектирования структуры управления организацией решаются, как правило, следующие задачи: определение типа струк
туры управления; уточнение состава и количества подразделений по уровням управления; численность административно-управлен
ческого персонала; характер соподчиненности между звеньями орга
низации; расчет затрат на содержание аппарата управления. В итоге для каждого структурного подразделения устанавливаются управ
ленческие функции, потоки информации, взаимосвязи и докумен
тооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.
Вместе с тем, проектируя новые организационные структуры управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к та
ким структурам, и о принципах их построения.
Организационные структуры должны удовлетворять следую
щим требованиям:
Оптимальности. Структура управления признается оптималь
ной, если между звеньями и ступенями управления на всех уров
нях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления;
Оперативности. Суть данного требования состоит в том, чтобы за период от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изме
нения, при которых реализация принятых решений уже не нужна;
Надежности. Структура аппарата управления должна гаранти
ровать достоверность передачи информации, не допускать искажения управляющих команд и других передаваемых данных, обес
печивать бесперебойность связи в системе управления;
Экономичности. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом;
Гибкости, т.е. способности изменяться в соответствии с изме
нениями внешней среды;
Устойчивости структуры управления, т.е. неизменности ее основных свойств при различных внешних воздействиях и це
лостности функционирования системы управления и ее эле
ментов.
В конечном итоге вся работа по проектированию организаци
онных структур управления сводится к выработке направлений по их совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельнос
ти организации.