Реферат по предмету "Спорт"


Особенности нервной системы подростков занимающихся разными видами спорта

--PAGE_BREAK--Подвижность нервных процессов (на противоположном полюсе — инертность) определяется тем, насколько быстро происходит перестройка нервной системы на меняющиеся раздражители. По-видимому, данное свойство нервной системы является одной из главных детерминант скорости центральной переработки информации, в том числе и скорости процесса принятия решения (В.Д. Небылицин, 1966).
Уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов раскрывает соотношение и баланс возбуждения и торможения по их силе.
Каждому человеку присуще своеобразное сочетание этих свойств. Свойства нервной системы имеют функциональную основу, но открываются исследователю, как писал И.П. Павлов, в их жизненных проявлениях. Для человека эти жизненные проявления могут быть названы психологическими. Исследования психофизиологов направлены на раскрытие закономерностей между биологически обусловленными свойствами нервной системы и индивидуальными особенностями психики и поведения.
Типологические особенности нервной системы оказывают значительное влияние на проявление физических способностей человека, его обучаемость движениям, работоспособность и надежность выступления на соревнованиях.
Так, спортсмены с сильной нервной системой, которая отличается одинаково хорошо развитыми процессами возбуждения и торможения, могут в значительной степени напрягать и даже перенапрягать свои силы в ответственные периоды спортивных соревнований без всякого ущерба для себя. Спортсмены со слабым типом нервной системы оказываются не способными на сильные волевые проявления, высокую работоспособность, что выражается в нестабильности выступления на соревнованиях, а иногда и в новых «срывах».
Чем сильнее процесс возбуждения нервной системы, тем значительнее улучшает испытуемый свои результаты в игре по сравнению с тренировкой, и чем слабее процесс возбуждения нервной системы, тем значительнее ухудшаются его результаты на соревнованиях. Такое явление объясняется тем, что эмоциональное воздействие соревновательных условий для слабой нервной системы служит сильным раздражителем, вызывающим охранительное торможение и даже убывание качества. У представителей различных типологических групп процесс работоспособности протекает по-разному, и они в значительной степени отличаются друг от друга усвоением техники движений и их выполнением в усложненных условиях.
Так, лица с сильным подвижным типом нервной системы проявляют лучшую работоспособность при выполнении быстрых динамических упражнений, а также при частой смене заданий или изменении условий деятельности. Качества выполнения упражнений к концу тренировки не снижается. Слабый подвижный тип не обладает достаточной выносливостью; одно и тоже упражнение способен выполнять не более 3-5 раз. К концу тренировочного занятия качество выполнения упражнений заметно снижается, и нередко такой спортсмен досрочно прекращает занятие. У представителей слабого инертного типа относительно низкие показатели работоспособности. Они обычно не выдерживают трехчасовые тренировочные нагрузки. Качество выполнения упражнений после 4-5-кратного повторения снижается. Тренировочные занятия на следующий день крайне не результативны. Сильные, инертные типы лучшую работоспособность проявляют при выполнении медленных и статических упражнений. В деятельности, требующей быстроты движений и частой смены состояний, утомляются сравнительно быстро. По общему объему выполненной нагрузки, на тренировочном занятии характеризуются как работоспособные.
Усвоение техники движений обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы. Представители нормально возбудимого, подвижного типа обычно легко овладевают техникой упражнений, точно выполняют разнообразные двигательные задачи, преуспевают в ситуационных видах деятельности. Учащиеся с сильным, безудержным типом нервной системы часто отличаются неровностью успеваемости в занятиях физическими упражнениями, однако способны легко овладевать двигательными навыками. Лица, нормально возбудимые (спокойный тип нервной системы), успешно овладевают сложнокоординационными движениями, однако у них сравнительно медленно образуются условно-рефлекторные связи, наряду с быстрыми наблюдаются и замедленные движения. Пониженновозбудимые типы, в движениях, как правило, малоактивны. Образование условных рефлексов у них крайне затруднено, экстрараздражители вызывают заметное снижение условного рефлекса, они удовлетворительно овладевают двигательными действиями.
При обучении физическим упражнениям ведущую роль должен иметь дифференцированный подход к ученикам с различными индивидуальными особенностями нервной системы. Как при показе, так и при объяснении ученики с сильной нервной системой усваивают упражнение быстрее, чем со слабой. Это объясняется тем, что для «слабых» новое упражнение создает напряженное состояние, особенно в период начального обучения. Исследователи предлагают при обучении двигательным действиям «сильных» типов больше уделять внимания словесному методу, а «слабых» типов — показу.
Знание педагогом индивидуальных особенностей темперамента учеников позволяет осуществлять дифференцированный подход при решении воспитательных задач. Установлено, что нервно-психическое напряжение, вызванное, к примеру, необходимостью в короткий срок овладеть новым сложным упражнением, подготовиться к соревнованиям, выполнить трудное задание, влияет не на всех одинаково: повышает волевую активность учащихся с сильной нервной системой и понижает готовность к борьбе с трудностями у более «слабых». Поэтому перед соревнованиями «сильных» следует вдохновить, стимулируя их активность, если необходимо, напомнить об ответственности, о радости и гордости победителя, а «слабых» — успокоить, отвлечь от мыслей о возможной неудаче.
Изучение типологических особенностей нервной системы школьников и учет их при отборе в ДЮСШ помогают тренеру ориентировать учеников на вид спорта, оптимально соответствующий их способностям. Хотя в конкретной спортивной специализации и встречаются представители разных типологических групп, все же высших достижений добиваются спортсмены с определенными свойствами нервной системы.
Человек с задатками спринтера обладает хорошей реакцией и быстрым мышлением. Эти качества присущи детям с повышенной возбудимостью. Хороший спринтер всегда подвижен, активен и отличается резкостью движений, обладает, как правило, сангвиническим темпераментом. Подвижность нервных процессов у спринтеров велика, и у многих возбудительный процесс преобладает над тормозным. У спортсменов, специализирующихся в беге на длинные дистанции, несколько снижена скорость элементарных двигательных реакций, но более выражена, чем у спринтеров, способность к дифференцированию отрицательных раздражителей, что свидетельствует о большей уравновешенности их нервных процессов. Чем длиннее дистанция, тем большей уравновешенностью обладает спортсмен-бегун. По мнению Л.В. Волкова (1984), спортсмены-ходоки по особенностям нервной системы близки к бегунам на длинные дистанции.
Представители скоростно-силовых видов спорта (метания, прыжки) по характеру элементарной условно-рефлекторной деятельности напоминают спринтеров. При относительно коротком латентном периоде двигательной реакции у многих затрудняется выработка дифференцированного торможения на отрицательные раздражители, что свидетельствует о некотором преобладании процесса возбуждения. Однако у метателей молота отмечается хорошая уравновешенность нервных процессов.
Специализация в спортивной и художественной гимнастике, акробатике предъявляет повышение требования к нервной системе. Разнообразие двигательной деятельности, скоростно-силовая работа, необходимость быстро изменять силу и направление движения при выполнении гимнастических упражнений — все это требует высокой подвижности нервной системы, качеств, которые характеризуют сильный, уравновешенный и подвижный тип.
Особое значение в ситуационных видах спорта (борьба, бокс, кик-боксинг, спортивные игры) имеет быстрота простых и сложных двигательных реакций, которые определяются длительностью латентного периода. Быстроту ориентировки и тактических умозаключений обеспечивает подвижность нервных процессов, способность своевременного перехода от возбуждения или торможения в одних участках коры к таким же процессам в других. В ситуационных видах спорта большое значение имеет уравновешенность нервной системы. Соревнования требуют значительного возбуждения спортсмена, однако при чрезмерной возбудимости он может потерять контроль над своими действиями. Преобладание торможения над возбуждением отрицательно сказывается на эмоциональной окраске соревнования, быстроте мышления и двигательных реакциях.
Таким образом, можно заключить, что типологическим особенностям высшей нервной деятельности соответствуют характерные особенности всей нервной организации индивида. Тип нервной системы можно рассматривать как интегратированый показатель генетически обусловленных признаков, определяющих характерные особенности физических функций. Это находит свое отражение в характере адаптационно-трофических, восстановительных и компенсаторных процессов представителей различных типов нервной системы.
Знание индивидуальных особенностей занимающихся позволяет преподавателю, тренеру эффективно управлять процессом физического воспитания и спортивной тренировки.

1.5 Психофизиологические особенности подростков Психофизиологические особенности подростков обусловлены во многом спецификой взаимодействия центральной и эндокринной систем.
С этой точки зрения в половом созревании можно выделить два этапа. На первом этапе происходит повышение активности нервных центров, приводящее к началу полового созревания, которое стимулируется повышением активности гипоталамуса и гипофиза. На втором — происходит рост активности половых желез, усиливается выброс в кровь половых гормонов, под их влиянием начинаются сдвиги во всем организме, контролируемые центральной нервной системой.
Половые гормоны оказывают специфическое влияние на все клетки тела без исключения, в том числе на клетки головного мозга. Это влечет за собой изменения состояния, самочувствия и настроения подростка, что отражается и на его поведении в различных ситуациях.
Перестройка гормональной системы на первом этапе полового созревания (от 11 до 14 лет) может повлечь за собой резкую возбудимость, нервность, быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость и агрессивность. Отмечается повышенная активность подкорковых структур, усиление их влияния на кору больших полушарий, что в конечном итоге приводит к снижению адаптационных возможностей высших отделов центральной нервной системы, а также ухудшению восприятия и внимания.
Для младшего подростка (особенно мальчика) характерны и сопутствующие различной деятельности дополнительные движения рук, ног, туловища, например размахивание руками во время речи, качание на стуле, постоянные попытки на что-нибудь облокотиться, опереться. Подростку тяжело сохранять стабильную прямую позу во время стояния, сидения.
Психоэмоциональная сфера младшего подростка зачастую представляет собой комок противоречий и заключается в том, что, проявляя грубость и нетерпимость, они одновременно очень ранимы. Их настроение может меняться в короткий промежуток времени от жизнерадостного до мрачного.
С настроением и эмоциональным состоянием тесно связана способность подростка выполнять не только трудную, но и привычную, хорошо знакомую или любимую работу: иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, иногда — медлительны и апатичны. Поэтому младшим подросткам необходим, прежде всего, щадящий режим, предотвращение различных перегрузок в связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью. Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести к невротизации подростка и болезненным формам поведения.
Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие и средние, настроение у них чаще жизнерадостное, оптимистическое. На смену неуравновешенности и неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная самооценка. Эти особенности имеют под собой глубокую физиологическую основу.
На втором этапе полового созревания (после 12—14 лет) половые гормоны становятся не только мощным фактором усиления обмена веществ, но и, как следствие, фактором, повышающим регуляторные возможности центральной нервной системы, ее работоспособность и уравновешенность нервных процессов. На поздних стадиях пубертата в основном складывается свойственный взрослым характер корково-подкорковых взаимоотношений, усиливается и становится более экономичной функциональная активность коры больших полушарий. У старших подростков увеличивается способность к концентрации внимания, умственным и физическим усилиям, эмоциональная устойчивость и адекватность поведенческих реакций. Поэтому старшие подростки больше нуждаются в том, чтобы их избыточная энергия находила правильный выход, и в работе с ними требуется в первую очередь правильная организация и содержательное наполнение их повседневной деятельности.
1.6 Влияние физических нагрузок и спорта на психофизиологическое состояние подростков
В подростковом, юношеском возрасте физические упражнения, занятия различными видами спорта способствуют активизации умственной работоспособности и психической устойчивости, влияют на деятельность гормональной сферы, усиливая выработку гормонов удовольствия — эндорфинов. При этом резко сокращается выделение адреналина и «стрессовых» гормонов.
Таким образом, двигательная активность снижает чрезмерное эмоциональное напряжение.
В настоящее время двигательный режим большинства учащихся в основном ограничен поездкой на транспорте, подъемом на лифте, занятиями физкультурой в школе (редко — дома), непродолжительными прогулками на улице. В результате большую часть суток подростки ведут малоподвижный образ жизни, выполняя уроки или просматривая телепередачи. Недостаток двигательной активности сказывается на общем состоянии здоровья. Часто меняется артериальное давление, человек быстро утомляется, у него резко меняется настроение. Недостаток движения, гиподинамия, как и переедание, приводит к развитию сердечнососудистых заболеваний.
Для сохранения здоровья, поддержания высокой работоспособности, укрепления защитных сил организма и преодоления стрессов необходимы регулярные занятия физкультурой и спортом. Главное — найти такой вид спорта или комплекс упражнений, который доставлял бы удовольствие. В этом случае хорошая физическая форма поможет удовлетворить определенные социальные, интеллектуальные и духовные потребности, а не будет самоцелью и навязчивой идеей.
В приобщении детей и подростков к спорту очень большое значение имеет положительная мотивация ребенка к занятиям, которую создает успех, достигнутый в спортивных соревнованиях. Поэтому оздоровительная работа в школе с использованием средств физической культуры и спорта должна проводиться с учетом важной роли соревновательности в ходе занятий, а не только их полезности.
1.7 Развитие больших полушарий в различные возрастные периоды
У новорождённого ребёнка вес головного мозга составляет около 400 г. При этом слабо развит лобный отдел, борозды и извилины малы, замедлена дифференцировка нейронов коркового представительства, отсутствует деление на слои. Из-за незрелости коры ярко выражены: несовершенность её функций, слабый контроль над подкорковыми образованиями. Отсюда – длительный сон ребёнка (до 22 часов в сутки), выраженная хаотичность движений.
У ребёнка 2-3 месяцев жизни кора начинает оказывать слабые регулирующие влияния на подкорковые образования. Незрелость коры отражается на показателях электроэнцефалограммы. Преобладает непостоянный и медленный ритм (3-5 Гц), который раньше появляется в моторной области коры.
У ребёнка от 3 до 12 месяцев масса головного мозга достигает 1000 г. при этом стабилизируется ритм ЭЭГ при частоте, не превышающей 5 Гц.
К концу 3 года жизни масса головного мозга достигает 1200 г. одновременно увеличиваются темпы формирования больших полушарий и их поверхность становится сходной со взрослым человеком. При этом борозды и извилины остаются мелкими. Лобный отдел мало развит. Дифференцировка нейронов продолжается. Ритм ЭЭГ соответствует 6-9 Гц (альфа-ритм взрослого человека пока не установился). Функции коры значительно совершенствуются. При этом значительно улучшается корковый контроль над спинным мозгом, быстро образуются временные связи во 2 сигнальной системе. Более точными становятся произвольные движения (совершенствуются ходьба, бег, игры), достаточно развиты анализаторы. Вместе с тем неполное функциональное созревание коры отражается на эмоциональной сфере ребёнка (частые перепады настроения, отсутствие волевого контроля над своими действиями).
    продолжение
--PAGE_BREAK--В возрасте 4-5 лет жизни вес головного мозга достигает 1250 г. форма больших полушарий сходна со взрослым человеком. Заканчивается дифференцировка корковых нейронов. Нейроны полностью покрываются миелином, однако отсутствует миелинизация ассоциативных путей. На ЭЭГ преобладают колебания с ритмом 8-10 Гц, появляется альфа-ритм взрослого человека. Функциональная незрелость проявляется относительной слабостью процессов возбуждения и торможения, несовершенством коркового анализа и синтеза, отсутствием достаточного контроля корковых образований в формировании эмоций.
В возрасте от 7 до 13 лет вес головного мозга достигает 1300-1350 г. При этом остаются недоразвитыми лобные доли коры. Не закончена дифференцировка пирамидных клеток. Не завершена миелинизация ассоциативных зон. На ЭЭГ в 25% случаев встречается тета-ритм с частотой 5 Гц, впервые устанавливается постоянный альфа-ритм в бодрствующем состоянии, появляется реакция десинхронизации при перемене вида деятельности, появляются пароксизмальные разряды типа бета-ритма.
Хотя мышление и остается конкретным, но дети этого возраста начинают пользоваться абстрактными понятиями. Свидетельством низкой функциональной лабильности нейронов является относительно низкая работоспособность. Сохраняется преобладание процессов возбуждения над торможением, лёгкая, но широкая иррадиация возбуждения, затрудненная концентрация возбуждения и торможения. Продолжительность активного внимания не превышает 15-20 минут в 7-8 лет и 20-25 минут – в 9-10 лет. В этом возрасте начинает совершенствоваться контроль эмоций. Мышление осуществляется с использованием абстрактных понятий.
В подростковом возрасте (12-17 лет – девушки; 14-18 лет – юноши) вес головного мозга достигает 1400 г. Наблюдается усиленный рост лобных долей (завершается к 13-16 годам), заканчивается дифференцировка 3 слоя коры, продолжается миелинизация ассоциативных путей. На ЭЭГ тета-ритм встречается до 10% случаев, реакция десинхронизации проявляется бета-ритмом при отсутствии гамма-ритма. Функциональная лабильность корковых нейронов недостаточно высока. Вместе с тем усиливаются процессы торможения, совершенствуется концентрация процессов возбуждения и торможения. Продолжительность активного внимания возрастает до 30-40 минут.
В юношеском возрасте (17-18 лет) морфологическое развитие больших полушарий заканчивается, однако функциональное совершенствование продолжается.

2. Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе детско-юношеского клуба «Восход», с подростками занимающимися кик-боксингом и самбо. Возраст участников эксперимента от 12 до 16 лет.
Всего принимало участие 50 человек: 25 кик-боксеров (их средний возраст 13 лет) и 25 самбистов (их средний возраст 14 лет). На момент проведения эксперимента все подростки имели тренировочный стаж 2 года и более. Некоторые пришли в секцию в возрасте 5-7 лет.
В исследуемых группах тренерами были выделены перспективные подростки, демонстрирующие наличие хороших спортивных навыков в выбранном виде спорта (многие из них являлись призерами соревнований различного уровня) и те, чьи результаты были хуже.
Для определения основных свойств нервной системы нами проводился теппинг-тест, с помощью которого выявлялись психомоторные показатели нервной системы участвующих в эксперименте подростков.
Для определения времени двигательной реакции у испытуемых использовался прибор – хронорефлексометр.
Теппинг-тест
Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности теппинг-тест.
Методика проведения исследования
Инструкция: По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунд нужно поставить как можно больше точек. Переход из одного квадрата в другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка.
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 секунд работы в шестом квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп». Обработка результатов включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.
Анализ результатов
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и продолжительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на 5 типов:
1) выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; в последующем, к 25-30 сек., он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы. Сильный, уравновешенный, подвижный (живой) тип характеризуется сильно выраженными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к легкой замене одного процесса другим. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительна. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловно-рефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой.
2) ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течении всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого какнервную систему средней силы. Сильный, уравновешенный, инертный тип (спокойный) отличается также сильными уравновешенными возбудительными и тормозными процессами, но, в отличии от предыдущего, они малоподвижны, и получить адекватную реакцию при смене положительного сигнального раздражения на отрицательный (и наоборот) удается с большим трудом. У детей этого типа условные связи образуются медленно. Этот тип характеризуется выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
3) нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного промежутка времени и остается на сниженном уровне в течении всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого. Слабый тип отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Условные рефлексы образуются медленно и неустойчивы. Дети трудно привыкают к новым условиям обучения, их изменениям; не переносят сильных и продолжительных раздражителей, легко утомляются.
  ВЫПУКЛЫЙ ТИП  


РОВНЫЙ ТИП
 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ВОГНУТЫЙ ТИПЫ
 

НИСХОДЯЩИЙ ТИП
 

4)промежуточный тип:темп работы снижается после первых 10-15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой нервной системой — средне — слабая нервная система. Сильный неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип характеризуется сильными процессами возбуждения, которые преобладают над торможением. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами.
5) вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне — слабой нервной системой.
Измерение времени двигательной реакции у человека
Время двигательной реакции, складывается из собственно латентного периода, синаптической задержки и дополнительных задержек, связанными с индивидуальными особенностями протекания психических реакции, у разных испытуемых, и обычно колеблется в пределах 180-200 мс для светового и 150-180 мс – для звукового раздражителя. Оборудование:
1) Хронорефлексометр.
Методика проведения исследования
1) Ознакомление с прибором.
Хронорефлексометр служит для измерения времени рефлекса при световом и звуковом раздражении. Подключите пульт испытуемого к прибору соединительным кабелем, тумблер «ошибка» установите в нижнее положение; тумблер «авт.», «ручн.»- в положение «ручн.»; тумблер «сеть»- в положение «0». Вилку сетевого шнура подключите к сети 220 В.
2) Переключите тумблер «сеть» в верхнее положение, нажмите кнопку «сброс».
3) Усадите испытуемого в удобной позе перед прибором (расслабленный палец находится на кнопке) и дайте словесную инструкцию: «При появлении светового сигнала старайтесь мгновенно нажать кнопку».
4) Подавайте на пульт световой и звуковой раздражители в случайной последовательности, с интервалом 3-5 сек; после предварительной команды «Внимание».Необходимо регистрируйте всякий раз время реакции и переносите его в протокол. Каждый раздражитель должен подаваться 10 раз.
5) После стабилизации времени реакции эксперимент повторяют при создании искусственных помех (шум, разговор и т.д.) и регистрируют время реакции на фоне помех.

3. Результаты исследований
В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о преобладании в группе кик-боксеров подростков со средне — слабым (32%) и слабым типом (32%) нервной системы (р
таблица 1. Распределение подростков-спортсменов по силе нервной системы
Вид спорта
Тип нервной системы
сильная
средне-сильная
средне-слабая
слабая
кик-боксинг
16%
20%
32%
32%
самбо
20%
32%
28%
20%
Преобладание подростков со средне – слабым типом нервной системы среди кик – боксеров можно объяснить тем, что они способны атаковать соперника на высокой скорости, двигаться в быстром темпе при проведении различных приемов и также быстро уходить в защиту. Это свойство дает преимущество при занятиях этим видом спорта. Большой процент подростков со слабым типом нервной системы в группе кик — боксинга объясняется желанием родителей этих детей с помощью занятий данным спортом развить у них уверенность в своих силах, способность самореализоваться и отстаивать свое мнение в обществе ровесников. Они не были отобраны тренером для занятий.
Как выяснилось, в группе самбистов лидирующую позицию занимают подростки со средне – сильным типом нервной системы (рис. 2). Обладатели средне – сильного типа нервной системы отличаются уравновешенностью, размеренностью действий. Способность стойко переносить длительные раунды является преимущественным качеством в данном спорте.

Рис. 2 Распределение подростков-спортсменов по типам нервной системы

Эти типы высшей нервной деятельности соответствуют темпераментам человека, которые были описаны еще древнегреческим ученым Гиппократом (4 – 5 в. до н. э.): сангвиническому, флегматическому, холерическому и меланхолическому. Людей уравновешенных, живых, общительных относят к сангвиникам. Они по темпераменту соответствуют 1 типу высшей нервной деятельности. Людей, медленно реагирующих на изменения окружающей среды, спокойных, уравновешенных, относят к флегматикам, что соответствует инертному типу. При повышенной возбудимости, неуравновешенности характера говорят о холерическом темпераменте. Это сильный неуравновешенный тип. Меланхолический темперамент, соответствует слабому типу, характеризуется подавленным настроением, нерешительностью, отсутствием твердости характера.
У человека довольно часто отмечается расхождение между типом высшей нервной деятельности и поведением. При сильном типе высшей нервной деятельности человек может напоминать по поведению флегматика или меланхолика. Это объясняется тем, что типологические особенности имеют наследственную основу, а поведение социально обусловлено, оно определяется воспитанием человека, его интересами, знаниями и умениями. Целенаправленным воспитанием можно изменить поведение человека. Так и воздействие тренировочных занятий кик-боксингом и самбо, специфически отражается на работе нервной системы.
Для спортсменов, занимающихся исследуемыми видами спорта, чтобы быстро ориентироваться в пространстве и в конкретных ситуациях, необходима мгновенная реакции на различные раздражители из вне. Скоростные характеристики нервных процессов подростков – спортсменов разных видов спорта определялись по времени двигательной реакции на световой и звуковой раздражители.
Результаты, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют о том, что среди кик-боксеров среднее значение времени двигательной реакции на свет составляет 150,5 ±11 мс, а среди самбистов – 133,7 ±8 мс (р
По группам спортсменов с разными типами нервной системы отмечается такая же тенденция в сторону преобладания скорости реакции на свет и звук среди самбистов. Стоит отметить, что среди кик – боксеров в большем проценте случаев встречаются спортсмены со слабой нервной системой, которые особенно медленно реагировали на звук. Именно в этой группе оказалось большинство из тех подростков, способности которых не были оценены тренером высоко.

Выводы
1.   Данные, полученные в ходе исследования, показали, что среди спортсменов, занимающихся и самбо и кик-боксингом преобладают подростки со слабым типом НС. Данный факт может быть отражением общей картины состояния здоровья подрастающего поколения. По самым оптимистичным подсчетам только 20% подростков в стране не имеют отклонений в психическом здоровье.
2.   Среди подростков, занимающихся самбо, в большем проценте случаев выявлено спортсменов со среднесильным и среднеслабым типом нервной системы. В группе кик-боксеров преобладает среднеслабый и слабый тип НС. Это может быть связано со спецификой тренировочного процесса, направленного в первой группе на достижение продуманных, взвешенных действий в борьбе, а во второй – на выработку тактики скоростной борьбы в спарингах.
3.   У самбистов среднее время двигательной реакции на световые и звуковые раздражители достоверно меньше по сравнению с подростками, занимающимися кик-боксингом. Возможно, это определяется типологией нервной системы подростков. Кроме того, в группу кик-боксеров входит большее количество подростков с низкой оценкой их способностей со стороны тренеров.
4.   Возможно, на низких темпах созревания нервной системы сказалось раннее начало занятий этими видами спорта (Таб. 3. Приложение), а также воздействие множества неблагоприятных факторов различного происхождения, таких как: снижение потенциала здоровья, плохая наследственность и т. д. Нагрузка, полученная на тренировках, давалась без учета разницы функциональных возможностей различных индивидов, накладывалась на другие факторы, что привело к переутомлению нервной системы и как следствие — к торможению темпов ее развития.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.