Реферат по предмету "Культура и искусство"


"Одетое тогами племя"

""
Совсемне случайно заголовок данной заметки взят в кавычки. Это цитата из Вергилия,который в «Энеиде» так называет весь римский народ. И это неслучайно. Ведь когда в 80 г. до Р.Х. царь Понтийского государства Митридатрешил покончить с властью Рима в Малой Азии, он приказал своим подданнымубивать всех мужчин, кто будет одет в тогу. Очевидно, это был самый верныйспособ отличить римлянина от всех остальных. Один из отцов церкви Тертуллианпосвятил отдельное сочинение осуждению тоги, как символа языческой цивилизацииримлян. Светоний в жизнеописании Августа сообщает о том, что принцепс однаждыувидел на Форуме несколько граждан, стоящих без тог, в одних туниках. Черезмладших магистратов он сделал им резкий выговор, утверждая, что нет дляримлянина высшей чести, чем выйти на Форум в тоге, и нет большего бесчестья,чем оказаться без нее.
Боюсь,что я вас несколько утомил таким вступлением. Но мне надо было показатьважность тоги в Древнем Риме. Но далеко не все знают, что такое тога?Рассмотрим же, что из себя представляла тога, кто и когда мог носить ее?
Тогапредставляла собой очень большой кусок шерстяной материи, который имел формусегмента круга или обрезанного овала. Длина тоги по прямому краю могла доходитьдо 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком местепримерно на 2 м. В древний период римской истории тогу носили все: мужчины,женщины и дети. Днем в нее заворачивались, ночью же ею укрывались иподкладывали под себя. Позднее тога стала лишь одеждой, причем только мужской.К середине IV века до Р.Х. основные приемы одевания и ношения тогисформировались и сохранялись почти без изменения до конца Рима.
Яне буду утомлять вас подробным описанием того, как римляне закутывались в тогу,тем более, что существовало несколько основных способов. Отмечу лишь, чтоправое плечо и правая часть груди должны били оставаться открытыми.Обязательным условием ношения тоги была красивая драпировка, т.е. красивоерасположение складок материи на груди. Как можно предположить, тогу нельзя былонадеть без посторонней помощи, а это предполагало наличие слуг или рабов, хотябы одного.
Тогадолжна была быть обязательно белой. Марциал писал о тоге:
«Лилииты и жасмин побеждаешь, еще не опавший,
Костислоновой белей ты на Тибурской горе».
Бедныеграждане и лица, занятые физическим трудом, не могли постоянно носить стольмаркую одежду. Им приходилось часто стирать ее, чтобы не выглядеть грязными,так как на новую тогу денег часто не было. Граждане в застиранных тогах быличастыми персонажами различных сатирических произведений. Выходя из дома,римляне часто поверх тоги надевали различные накидки, чтобы предохранить тогуот пыли, грязи и влаги. В реальной жизни постоянно тогу носили, в основном,только высшие магистраты. Остальные граждане часто носили тогу с собой инадевали ее или при исполнении своих официальных обязанностей, или вобщественных местах (Цирк, Форум и т.д.).
Тогаявлялась официальным облачением римского гражданина. Она была торжественным ивместе с тем обязательным одеянием именно римлян, которая воплощала их традициии отличала римлян от всех других народов.
Крометого, сенаторы, а также дети из знатных семейств до 16 лет, носили тогу сширокой алой или пурпурной полосой. По достижении 16 лет дети торжественно, вприсутствии всех членов фамилии, снимали с себя детскую тогу с полосой, иполучали тогу взрослого человека. Тога с полосой называлась претекста(praetexta — затканная спереди), поэтому большинство современных ученыхсчитают, что эта полоса была воткана цветными нитками в край тоги. Вопрекишироко бытующему мнению, полоса шла только по прямому краю тоги и,следовательно, была видна только на левом плече и кое-где на груди, а вовсе нена подоле, как это часто изображают художники. Наличие узкой полосы на тоге длявсадников тоже вызывает теперь большие сомнения.
Болеезначимым различие между сенаторами и всадниками было при ношении туники. Онапредставляла собой шерстяную или полотняную рубаху с короткими рукавами или безних. Обычно их носили с поясом. Туники начали широко входить в римский обиходначиная со II века до Р.Х., но еще во времена ранней империи многие борцы зачистоту римских нравов осуждали ношение туник, особенно без рукавов. Так вот, усенаторов на тунике от ворота до подола спереди и сзади проходила широкаяполоса (пурпурная или алая), а у всадников — две узких.
Взаключение отмечу такой любопытный факт, сообщаемый Светонием. Когда ЮлийЦезарь ввел в сенат некоторых представителей галльской аристократии, импришлось надеть претексты и, соответственно, отказаться от штанов. Римскихостряков это обстоятельство очень забавляло, и по городу ходил такой стишок:
«Галлыскинули штаны -
Тогис красным им даны».
Яполагаю, что на сегодня хватит о римской одежде. Дорогие читатели! Напишите,пожалуйста, заинтересовал ли вас подобный очерк. Продолжать ли публикацию,разумеется, время от времени, очерков о жизни и обычаях народов в древности и вСредние века. Ваше мнение имеет для меня очень большое значение.
Следующимважным элементом одежды древних римлян была туника. Она представляла собойтонкую шерстяную рубаху с короткими рукавами или без них. Обычно ее носили споясом и большим напуском. Появляться вне дома в тунике без пояса считалосьнеприличным. Шейного выреза у туники обычно не было, но кроили ее так, чтобы нагруди у шеи она слегка отставала от тела, образуя нечто вроде клапана. Упредставителей двух высших сословий на тунику наносилась вертикальная полосаалого или пурпурного цвета. У сенаторов по тунике от шеи до подола спереди исзади проходила одна широкая полоса, которая называлась «clavus», а увсадников также наносились две узкие полосы. Однако, следует отметить, чтотуника стала иметь такой вид только в период поздней республики. До этогопериода вся одежда в глазах римлян делилась на драпирующую тело, без швов, и сошвами, кроеную. Драпирующий тип одежды был характерен для представителейсредиземноморской культуры, египтян, греков и римлян, в то время как варвары,всякие там германцы, галлы, парфяне и т.д., носили кроеную одежду. Так чтотуника произошла из кусков ткани, драпирующих тело. Первоначально это былипростые куски ткани, обертываемые вокруг тела, но, в отличие от тоги,скрепленные специальными застежками, фибулами, или захлестнутые один на другой.На сохранившихся изображениях таких кусков было два, спереди и сзади, которыескреплялись на плечах и по бокам фибулами, но сами плечи и руки оставалисьнезакрытыми. Когда же во времена поздней республики и ранней империи в широкий обиходвошли кроенные, хорошо подогнанные и аккуратно сшитые туники, многие римляневоспринимали их как отход от древнего канона и подвергали осуждению. Были целыеаристократические семейства, членам которых ношение кроеных туник запрещалось.Жрецы многих коллегий, например Юпитера, не могли носить никакой одежды, кромедрапирующей. А Катон Младший, чтобы подчеркнуть свою преданность римскимгероическим обычаям, вообще ходил без туники.
Длинатуники могла колебаться в значительных пределах и особых ограничений, вроде бы,не существовало. Это отмечал Гораций:
"… Безумный,
бросиводин недостаток, всегда попадает в противный!
Так,у Мальтина, вися, по земле волочится туника.
Ну,а другой до пупа поднимает ее, щеголяя".
Неменее значительно различалась и ширина туники. На сохранившихся изображенияхвидно, что туника Авла Метелла плотно облегает тело, У Катона Младшего онанесколько шире, а у юного Камилла туника необычайно широка.
Особоераздражение у поклонников римской старины вызывали рукава туники. Так еще уВергилия латинские воины упрекают троянцев в изнеженности:
«Слентами митры у вас, с рукавами туники ваши», —
хотяпервые туники с рукавами появились в Риме во II веке до Р.Х. После восточныхпоходов в середине II века до Р.Х. в Рим проникли туники с длинными(!)рукавами, которые воспринимались современниками еще в течение двух столетийверхом изнеженности и развращенности. Так Цицерон, описывая золотую молодежь,окружавшую Катилину, в числе прочих отрицательных черт упоминал и «туникис длинными рукавами и до пят».
Нопостепенно взгляды менялись. Люди стали одевать несколько туник одна на другую.Так Август, который старался следить за чистотой древних нравов, сам зимойносил до четырех туник из-за слабого здоровья. Одновременно распространился галльскийобычай выпускать из-под верхней туники рукава нижней и оторачивать их мехом илидекоративным рисунком. И уже император Коммод (180-192 гг. от Р.Х.) увековечилсебя в статуе, где на нем надета туника с длинными рукавами, еще, правда,подпоясанная, но тоги на нем уже нет. А один из его ближайших преемников,Септимий Бассиан (198-217 гг. от Р.Х.), сделал следующий шаг и стал появлятьсяв тунике не только с рукавами, но и длинной до пят, то есть в такой, котораявызывала возмущение у Цицерона. Кроме того, у нее появился капюшон, иназываться она стала «caracalla», а Бассиан, носивший ее, вошел висторию не под своим тронным именем Марк Аврелий (он взял его в честьпопулярного императора), а под именем Каракаллы, которое многие слышали: достаточновспомнить знаменитые термы Каракаллы. Эта одежда была настолько демонстративноантиримской, что христианские монахи именно ее выбрали в качестве своеобразнойуниформы, а некоторые ордена носят ее и по сей день. Таким путем они выражалисвою враждебность и ненависть к травившей их империи.
Вженской одежде такую же роль, как тога в мужской, играла стола. Онадемонстрировала окружающим принадлежность женщины к римской гражданской общине,а также ее положение жены или матери, так как девушки и незамужние женщины столуне носили. Она представляла собой длинную и широкую тунику, перепоясаннуюдважды: под грудью и ниже талии. Судя по сохранившимся изображениям, столаиногда бывала без рукавов, но категорически утверждать ничего нельзя, так какстолу всегда носили вместе с паллой, большим куском материи, окутывавшем всюфигуру и скрывавшем все детали. Так же трудно говорить и о длине столы, так какнижний пояс прихватывал еще один кусок ткани, который окутывал бедра и ноги,почти как юбка, и длинными складками опускался до земли. Так что из-под паллыбыла видна лишь эта юбка, которую называли «instita» (оборка). Такчто если тога оставляла открытыми, по крайней мере, одну руку и одну лодыжку,то стола, палла и инстита скрывали женщину почти целиком: можно было видетьлишь лицо, кисти рук и пальцы ног. Римские писатели часто упоминают о столе суважением, как о символе женской чистоты. Сенека писал, что стола
«стыдливоограждает честность»,
ив ней
«телотвое не открыто ничьим вожделениям».
Дальшескажу несколько слов о повседневных видах одежды. К ним относились лацерна,сагум, палла (у мужчин паллиум), пенула, камиса, эксомида, различныенабедренные повязки и некоторые другие виды одежды.
Лацерна,сагум и паллиум представляли собой разновидности плаща. Это были куски ткани,чаще всего окрашенные, которые носили поверх тоги или туники. Их обычнозакрепляли на плече или шее с помощью аграфа (вид застежки с крючком и ушком, ив отличие от фибулы не имел иглы). Лацерна представляла собой дорожный плащсостоятельных людей. Так, например, пятикратный консул Клавдий Марцелл,погибший в 211 г. до Р.Х., изображен в лацерне. Когда стало ясно, что битва приФилиппах проиграна, Кассий окутал голову лацерной и приказал своему отпущенникусебя убить. В более позднее время к ней присоединили капюшон. Паллиумпредставлял собой просторный плащ, как правило, для перемещений на небольшиерасстояния, и, в отличие от паллы, закрывал фигуру до лодыжек. Сагум был тожекуском ткани, но более толстой и грубой, а по форме приближался к квадрату. Егоочень любили носить солдаты, пастухи и люди, проводившие много времени насвежем воздухе. Многие военачальники тоже носили сагум, только, в отличие отсолдатских, украшенный цветными полосами.
Пенулаи камиса представляли собой уже вариации кроеной одежды и появились в болеепозднее время. Пенула представляла собой нечто вроде теплого пальто из толстой,а иногда и пушистой, ткани с рукавами или прорезями для рук и откиднымкапюшоном. Спереди пенула расстегивалась иногда до конца, а иногда до середины.Античные авторы отмечали в пенуле ее тесноту. Так Цицерон, оправдывая своегоподзащитного Анния Милона от обвинения в убийстве, говорил, что его подзащитныйне мог заранее предвидеть стычку, так как
«былопутан пенулой, как сетью».
Камисабыла обычной рубахой с рукавами (см. туника с рукавами).
Простолюдиныи рабы носили различные типы набедренных повязок и короткие драпирующие кускиматерии (эксомиды), которые обматывались вокруг верхней части туловища, нооставляли руки свободными (для работы).
Взаключение несколько слов о цетовой гамме римской одежды. Одежда бережливыхлюдей, людей живущих по старинным обычаям, а также трудовых и служивых граждани рабов имела все оттенки коричнево-желтых и серо-черных тонов, т.е. те цвета,которые имела неокрашенная овечья шерсть. Чистые цвета здесь практически невстречались. Богатство же рядилось в ткани, окрашенные натуральнымикрасителями, которые стоили очень дорого и привозились издалека: это были всеоттенки красного, фиолетового, зеленого и, изредка, синего. Яркая одежда умужчин говорила о стремлении выставить на всеобщее обозрение свое богатство ипротиворечила римскому канону скромности и приличия. В римской литературе всеотвратительные и наглые персонажи ходят в пурпуре и разных оттенках алогоцвета. Если же мужчины носили одежду зеленых (женских) тонов или оранжевую(цвет покрывала новобрачной), то это говорило об их изнеженности иизвращенности. В Риме даже существовало выражение «зеленоватые нравы»(galbini mores), то, что теперь называют «голубыми». Женщины моглиносить яркие цветные одежды без особых ограничений. Осуждение вызывала лишьпестрота одежды, а также нескромность или необычность в цветовых сочетаниях.Так в романе Петрония жена Трималхиона, Фортуната, появляется на пиру ввишневой тунике, подпоясанной бледно-зеленым пояском (galbinus). Пестрота водежде воспринималась как противоположность римскому вкусу, сдержанности идостоинству, как нечто варварское.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.abhoc.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Производство мясных хлебов с использованием белково-жировой композиции
Реферат ПРОЩАЙ, ХХ ВЕК! ЗДРАВСТВУЙ, ВЕК ХХI!
Реферат Размножение организмов
Реферат Я-пространство как компонент коммуникативного поведения и национальной семантики
Реферат Дуэль Печорина с Грушницким анализ эпизода из главы Княжна Мери романа Лермонтова Герой нашего
Реферат Дюк Эллингтон
Реферат Education Today Essay Research Paper Education TodayEducation
Реферат Китай в 1945-1949 гг.
Реферат Сохранение сайги в Центральном Казахстане: общественные организации, государство и местное население
Реферат Рассказ М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Реферат «Анатомия цнс» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет: Цель дисциплины
Реферат Социальные мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского "Преступление и наказание"
Реферат Викус культура
Реферат Картины родной природы в цикле украинских повестей НВ Гоголя
Реферат Повышение качества управления активами кредитной организации на примере ОАО Балтийский инве