--PAGE_BREAK--ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КРУИЗОВ
2.1.Основные особенности круизного туризма. Права и обязанности сторон
Характерными чертами, выгодно отличающими круиз от других туров являются:
— наиболее высокий уровень комфорта и сервиса;
— возможность реализаций различных целей туров (отдых, отдых + спорт, Познавательные цели во время экскурсий в портах стоянок, наконец, деловые цели припроведении во время круизов семинаров или мастер-классов);
— полный комплекс жизнеобеспечения (проживание, питание, досуг) на борту лайнера, который включен в стоимость круиза.
Для россиян чрезвычайно выгодна другая особенность круизов, связанная с упрощением визового режима для, круизеров. Поскольку пассажиры круизных лайнеров в большинстве своем люди состоятельные (цена одного круизного дня» на российском судне в среднем 50-$150), пограничные власти государств порто» стоянок могут пойти навстречу организаторам круиза и разрешить выход на берег пассажиров, не имеющих соответствующий виз, по так называемым круизным спискам (предоставляемым дирекцией круиза). Данное, послабление визового режима ряда государств (в число которых входят такие посещаемые россиянами страны, как Испания, Греция, Франция, Португалия) значительно облегчает жизнь пассажирам, не успевшим открыть визы или их детям.
Однако не лишены круизы и своих недостатков. Среди них стоит выделить – невысокую скорость движения судов, их ограниченную мобильность, синдром «замкнутого пространства», ухудшающую впечатление от поездки «морскую болезнь», высокие тарифы.
Учитывая достоинства круизов, можно с уверенностью утверждать, что они снимают стресс (медленное передвижение по воде и беззаботное времяпровождение), способствуют укреплению здоровья и полноценному отдыху своих путешественников. Обычные пассажиры круиза – семья, компании и коллективы, а средний возраст круизера – старше 40 лет.
Путешествия туристов по водным пространствам морей и рек регламентируютея Афинской конвенцией «О перевозке морем пассажиров и багажа» (от 1974 г.) и Международной Конвенцией «Об унификации некоторых правил при перевозке морем пассажиров и их багажа» (1967 г.). Согласно этим международном актам международной считается перевозка, при которой место отправления и место назначения находятся на территориях различных государств, либо на территории одного государства, если по договору перевозки промежуточный порт захода находится в другом государстве.
Согласно конвенций перевозчиком является лицо, которым (или от имени которого) заключен договор перевозки пассажиров,независимо от того, осуществляется ли фактически перевозка им самим или заменяющим его перевозчиком. Момент перевозки, в течение которого возникают оговоренные права и обязанности пассажира «перевозчика, охватывает следующие периоды нахождения пассажира или его багажа на борту судна: посадки и высадки пассажиров доставки пассажира с берега на судно в случаях невозможности швартовки судна непосредственно к пирсу (если стоимость такой доставки входит в цену путевки). При этом перевозчик полностью отвечает перед пассажиром за нанесенный по вине или небрежной халатности перевозчика ущерб в виде телесных повреждений, смерти, порчи или утраты багажа.
Организаторами (заказчиками) круиза согласно конвенций могут выступать:
— сами судоходное компании – владельцы лайнера или их дочерние компании;
— иные заинтересованные организации, в том числе и в коммерческих интересах.
Среди последних наиболее активными субъектами (определяющими тенденции круизныхрынков вообще) являются туристические операторы. Туроператоры фрахтуют судно с командой и обслуживающим персоналом для выполнения определенного маршрута, при этом они полностью принимают на себя риск непродажи кают на маршруте, оплачивая стоимость фрахта судовладельцу задолго до выполнения круиза. Договор фрахта определяет статус перевозчика и туроператора в ходе подготовки и проведения круиза. Предметом такого договора является обязанность перевозчика безопасно для жизни туристов и их имущества реализовать водное путешествие по указанному маршруту, графику движения, предоставляя им в пути все оговоренные дополнительные услуги (питание, работа элементов, инфраструктуры развлечений, посадку и высадку в портах следования и т. д.), с другой стороны, туроператор принимает на себя обязанность уплаты стоимости фрахта в указанный в договоре срок.
По договору фрахта пассажирского судна перевозчик обязан:
— предоставить в указанные в договоре сроки технически исправное и готовое к совершению плавания судно;
— подготовить экипаж для совершения круиза (подготовить судовые документы, формальности, карты, лоции, инструкции);
— обеспечить на борту судна необходимый для совершения морских (речных) переходов запас топлива, питьевой воды, продовольствия для обслуживания пассажиров;
— обеспечить обслуживание пассажиров на оговоренном качественном уровне (питание, сервис, уборка кают, смена белья, работа бытовых служб и предприятий досуга и развлечений во время плавания);
— обеспечить paботу всех коммунальных систем лайнера во время плавания (водоснабжение, канализация, электричество, отопление, кондиционирование и вентиляция воздуха);
— обеспечить безопасность пассажирови их имущества во время их нахождения на борту и при посадке (высадке) в портах стоянок для чего на судне существует служба охраны);
-соблюдать график маршрута (кроме вызванных по независящим от перевозчика причинам);
- оплатить за свой, счет стоимость услуг каналов, шлюзов, портовые сборы и т. д.;
— оплачивать за свой счет штрафные санкции портов стоянок за задержку и незапланированный простой судна в доках по вине перевозчика.
Перевозчик имеет право:
— отказаться от выхода в море, изменить маршрут, остановить выполнений круизам целях обеспечения безопасности судна, здоровья, жизни и имущества пассажиров;
— требовать с виновных возмещения ущерба нанесенного пассажирами имуществу судовладельца во время перевозки;
- капитан круизного судна имеет статус единственного представителя власти своего государства и потому вправе требовать и от пассажиров и от представителей фрахтователя выполнения распоряжений в рамках его полномочий;
Фрахтователь (в данном случае им выступает туроператор или пул туроператор) обязан:
— разработать маршрут, график выполнения круиза, исходя из потребностей рынка и возможностей перевозчика;
— оплатить стоимость фрахта судна в установленные в договоре сроки;
— обеспечить своевременную посадку пассажиров на борт (в зависимости от типа круизов и мест назначения регистрация пассажиров начинается за 2-4 часа до отправления судна в здании порта отправления);
— обеспечить документальное сопровождение туристов, необходимое им для посещения портов стоянок (визы, прививки, справки, таможенные декларации и т. д.);
— организовывать согласно запланированного тура экскурсии в портах стоянок (обычно стоимость экскурсий не входит в цену круиза, они оплачиваются пассажирами на бортупо желанию. Оператор бронирует необходимое количество экскурсионных автобусов и, гидов-экскурсоводов с борта перед прибытием в порт, распределяет туристов по автобусам, контролирует прохождение туристами пограничного и таможенного контролей в каждом порту);
-организовать интересную, насыщенную, разнообразную культурную и досуговую программу на всем протяжении круиза. Поскольку от организации досуга во многом зависит впечатление туристов от поездки, операторы прилагают все усилия для качественного его исполнения, привлекая в круиз знаменитостей, звезд сцены и эстрады, танцевальные и шоу-коллективы;
— оплачивать за свой счет штрафные санкции портов стоянок за незапланированный простой судна, возникший по винеили просьбе, туроператора;
-оплатить соответствующие штрафные санкции (размер которых указывает в договоре), в случае срыва или переноса на более поздние даты поездки по причинам, не зависящим от перевозчика и форс-мажорных обстоятельств.
Также основной обязанностью туроператора является доведение до туриста как можно более волной информации о круизе, а также о его (туриста) правах и обязанностях.
Во избежание конфликтных ситуаций оператор, прежде всего, должен информировать пассажиров о том, какие услуги включены в стоимость путевки, а какие требуют дополнительной; оплаты (обычно это – экскурсионное обслуживание в портах стоянок, алкогольные и другие напитки в барах, телефонные переговоры, посещение сауны, парикмахерской, спортивных залов, прокат спортивного инвентаря, покупки в магазинах и лавках на борту, затраты, связанные с переездом с места посадки на судно и от места высадки, повторное медицинское обслуживание, чаевые). Помимо этого, туристам необходимо предоставить информацию о месторасположении их каюты (палуба, номер, категория), ресторана (с указанием забронированного столика), времени питания в ресторане (указание смены и графиков подачи пиши), расположении бытовых и медицинских служб, экскурсионного бюро и т. д. (обычно это достигается путем выдачи каждому туристу брошюры или информационного листка, содержащего план теплохода с указанием на нем каюты туриста). Наиболее важной является информация о правах и обязанностях туриста в дороге. Так, турист обязан:
— вовремя прибыть к месту посадки на судно как в порт назначения, так и во все порты стоянок. В случае опоздания туриста на посадку, ни перевозчик, ни туроператор ответственности за репатриацию туриста и возмещение недополученных туристических услуг не несут;
- соблюдать правила безопасности на борту (не заходить в машинные и иные рабочие отделения лайнера, не покидать закрытых помещений в случае сильного волнения моря);
— подчиняться правилам внутреннего распорядка и требованиям экипажа и дирекций круиза;
— нести материальную ответственность за причиненный судовладельцу имущественный вред (мебель, посуда, интерьеры и т.д.);
— нести ответственность за нанесение ущерба окружающей среде (загрязнение моря или рек) в соответствии е законодательством страны пребывания;
- оплатить в судовую, кассу стоимость провоза грузов (кроме, личных вещей) согласно действующему прейскуранту.
Турист имеет право:
— пользоваться всей доступной инфраструктурой круизного судна;
— в судебном порядке защищать свои нарушенные потребительские права.
Таким образом, видим, что нюансов в организации круизов множество [7].
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2.Характеристика инфраструктуры круизного судна и степени комфортности
Круиз – есть путешествие по воде, предполагающее заходы в порты различных стран (или одной страны) с организацией в них экскурсий. Основной чертой, отличающей круиз от других туров, является единство места передвижения, проживания, питания и досуга – круизное судно: Поэтому современный круизный лайнер должен обладать инфраструктурой, необходимой для эффективного предоставления услуг проживания, питания и организации досуга его пассажирам. К компонентам такой инфраструктуры можно отнести следующие.
1.Номерной (каютный) фонд. Каюты располагаются чаще всего насредних палубах судна и представляют собой многофункциональные помещения, предназначенные для сна и отдыха круизеров. Учитывая класс и вместимость судна, каюты классифицируются в зависимости от ряда ниже перечисленных факторов:
— номера палубы, на которой располагается каюта (самые престижные каюты расположены, на главной палубе, поскольку они максимально удалены от шумного машинного отделения, но менее подвержены качке, чем расположенные на более, высоких палубах; также эти каюты максимально приближены к ресторану и иным объектам проведения досуга круизеров);
— месторасположения каюты на падубе (считается, что наиболее комфортными для пребывания пассажиров являются каюты, расположенные в середине судна, менее подверженные качке во время штормовой погоды);
— наличия в каюте иллюминатора (обычно каюты низкой категории являются внутренними и не имеют вида на море, каюты же высокой категории имеют либо иллюминаторы – в случае расположения на палубах ниже главной, либо открывающиеся окна – при их расположении на главной палубе или выше);
— наличия в каюте отдельного выхода на палубу (самые комфортабельные и дорогостоящие каюты имеют, не толькоокна, но и изолированные входы в каюту с палубы судна, тогда как каюты стандартной или экономичной, категории имеют входы из общего коридора расположенного внутри лайнера);
— вместимости каюты (аналогично гостиничным номерам каюты подразделяется на одно-, двух-, трех- и т.д. местные);
— площади каюты (категорию «люкс» обычно составляют просторные или многокомнатные каюты);
— наличия в каюте санитарно-гигиенических удобств и технических средств (на отдельных наиболее престижных судах в дорогих каютах представлены не только общепринятые санитарные службы, но и, такие элементы роскоши и комфорта, как джакузи и солярий, а также всевозможная бытовая техника – от телевизора и радиоточки до мини-бара, кондиционера или спутникового телевидения. В то время как на судах экономичного класса встречаются каюты с блочными удобствами либо с удобствами на палубе).
2. Предприятия общественного питания. Круиз предполагает полный пансион туристов. Обычно на судне организуется трехразовое питание пассажиров, однако, все чаще встречаются лайнры, на борту которых предлагается питание по системе «все включено», или «ультра-все-включено», а также разнообразные, ночные буфеты или снэк-столы в добавок к привычному полному пансиону.
На современном круизном судне обязательны кухня и ресторан, функционирование которых необходимо для обеспечения питания пассажиров. Располагаются они обычно, на главной (или немного выше – на шлюпочной) палубе (для избежания сильной качки во время шторма) в носовой или кормовой частя судна. При этом кухня располагается внутри судна, а посадочный зал ресторана вокруг нее, чтобы обеспечить круизерам обзор морской глади во время приема пиши. Количество посадочных мест в зале ресторана должно быть не более чем в 1,5-1,7 раза меньше количества принимаемых на борт пассажиров (чтобы эффективно обеспечивать питание пассажиров в две смены). Во избежание очередей на входе в ресторан или длительного ожидания обслуживания во время еды на круизных судах предполагается организация отдельного ресторана для каждых 500 человек загрузки. Например, судно вместимостью 1500 человек должно иметь минимум три ресторана, расположенных таким образом, чтобы входы в них были изолированы друг от друга. К тому же увеличение числа предприятий общественного питания позволяет менеджменту судна организовать разнообразнее схемы питания и меню вразличны ресторанах на борту. Например, на одном судне могут одновременно функционировать рестораны разных кухонь, предлагающих как обслуживание – «шведский стол», таки «а-ля карт».
3. Места общего пользования и проведения досуга. Поскольку круизер основное время в доездке находится вне каюты, составу, площади и месту расположения рекреационных и досуговых зон на судне oтводится наиболее пристальное внимание. Практически на всех круизных судах имеются музыкальный, салон (предназначен для проведения массовых мероприятий – концерты, творческие вечера, праздники и конкурсы) и кинозал. На всех палубах современного круизного лайнера есть бытовые службы (прачечная, гладильная), бар или буфеты. На верхней палубе (чтобы не тревожить сон пожилых круизеров) обычно находится дискотека или ночной клуб. Среди комфортабельных судов обычным делом считается наличие на борту бассейна (или бассейнов) с соляриями, боулинга, сауны, теннисных кортов, спортплощадки, тренажерных залов, фитнесс-центров и т. д. Обязательно на круизных судах любой категории наличие, медицинского пункта (с изолятором), экскурсионного бюро (через которое происходит заказ экскурсий в портах стоянок), представительства дирекции круиза (решает все проблемы обращающихся граждан).
.Помимо, того, что круизные лайнеры делятся на океанские (наиболее крупные, вместительные, с большой подводной и надводной частями), морские и речные (с наименьшей подводной и надводной частями для облегчения прохождения мелководий и мостов), подобно гостиничным предприятиям они классифицируются, по системе звезд (от двух – экономичные, до шести звезд – наиболее комфортабельные лайнеры). Присуждение той или иной звездной категории лайнеру происходит на основе анализа уровня комфортности, судна (уровень комфортности круизного лайнера определяют: площадь кают, расположение кают, техническое и санитарно-гигиеническое оснащение кают, меблировка и интерьеры кают, размеры и количество предприятий общественного питания, качество приготовляемой пищи и объем меню, система питания и обслуживание в ресторану, количество предприятий организации досуга и перечень предоставляемых в них услуг, уровень подготовки, обслуживающего персонала – внешний вид, возраст, профессионализм, поведение, знание иностранных языков, — качество и разнообразие предлагаемых развлекательных, увеселительных и познавательных программ во время путешествия) [3].
продолжение
--PAGE_BREAK--