--PAGE_BREAK--
— протяженность по времени, обычно от академического часа до одного дня;
— наличие экскурсионной группы (15 — 30 человек);
— наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода!
— осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
— знакомство с объектами в движении и на остановках в частности, с выходом из автобуса;
— четко определенная тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направление.
В настоящее время в экскурсионной практике к выделению основных признаков экскурсии относятся более свободно. Экскурсионная группа может состоять всего лишь из нескольких человек, от чего экскурсия не перестает ею быть. Для знакомства с объектами на остановках не обязателен выход из автобуса, если они хорошо видны.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические, в свою очередь, делятся на следующие группы:
— исторические;
— историко-революционные;
— военно-исторические;
— производственные;
— природоведческие;
— искусствоведческие;
— литературные;
— архитектурно-градостроительные.
В настоящее время историко-революционные экскурсии практически не находят места в экскурсионной практике, хотя подтемы на историко-революционную тематику сохранились в ряде обзорных экскурсий. Но в классификацию тематических экскурсий сегодня следует добавить группу экскурсий на религиозные темы, которые получают все большее распространение в туристско-экскурсионных организациях с начала 90-х гг.
Каждая из перечисленных тематических групп, в свою очередь, подразделяется по содержанию на определенные подгруппы.
Исторические экскурсиимогут быть разделены на подгруппы, в которых освещается конкретный период истории края. Кроме того, они подразделяются на историко-краеведческие, археологические и этнографические.
Военно-историческиеэкскурсии подразделяются на следующие подгруппы: по памятным местам, где происходили военные события, с показом военно-инженерных сооружений – крепостей, башен, мостов, рвов, земляных валов и др.; по местам, связанным с подвигами народных героев; в военно-исторические и мемориальные музеи.
Производственные экскурсииделятся на производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профориентационные. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, показывают биографию и достижения завода, фабрики, транспортного узла, сельскохозяйственного предприятия, научного ил учебного учреждения. На производственно-экономических экскурсиях раскрываются такие вопросы, как себестоимость продукции, научная организация труда, качество продукции. Производственно-технические обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков. В особую подгруппу выделяются производственные экскурсии, которые проводятся с целью профессиональной ориентации подростков, оказания помощи учащимся общеобразовательных школ в выборе ими будущей профессии. Подобные экскурсии посвящены подробному знакомству с различными профессиями, а в ряде случаев всестороннему показу одной-двух профессий.
В группу природоведческих экскурсий входят географические, обзорные природоведческие, геологические, гидрологические, почвоведческие, ботанические, зоологические, экскурсии к уникальным памятникам природы, экскурсии по природоохранной, или экологической, тематике, в отделы природы краеведческих музеев.
Искусствоведческие экскурсииобъединяют следующие подгруппы: театральные, историко-музыкальные с рассказом о творчестве композиторов и музыкантов, экскурсии с показом произведений монументальной скульптуры, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным промыслам, по местам жизни и деятельности артистов и художников.
Литературные экскурсии,обычно группируют следующим образом: литературно-биографические по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя или драматурга, например, «Аил Шекер — родина Чингиза Айтматова», историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития кыргызской литературы («Чингиз Айтматов, Туголбай Сыдыкбеков, Аалы Токомбаев»), экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя, в мемориальные музеи.
Для экскурсий на архитектурно-градостроительные темы распространенной является следующая классификация: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представления о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов.
Группа экскурсий на религиозные темы в настоящее время общепринятой классификации по содержанию не имеет. Туристские организации и паломнические службы епархий проводят экскурсии по храмам и монастырям. Особенности подготовки и проведения экскурсий в православных храмах рассматриваются в практической части данного учебного пособия.
По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом:
— для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.);
— для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов);
— для местных жителей;
— для иногородних;
— для иностранцев.
Классификация экскурсий по составу участников является основой учета особенностей экскурсионной группы при npoведении экскурсии. В зависимости от состава участников маршрут экскурсии, выбор объектов показа, содержание рассказа, эмоциональную окраску всей экскурсии или отдельных ее частей вносятся определенные изменения. Для npофессиональных групп желательно, например, включить обзорную экскурсию по городу подтему, в которой раскрывались бы их профессиональные вопросы, характерные для данного населенного пункта, области, края. Резко отличаются между собой экскурсии для дошкольников и старшеклассников по языку, глубине экскурсионного анализа, продолжительности, развлекательности. Последнее особенно необходимо в экскурсиях для малышей и в меньшей степени для старших школьников. В экскурсиях для иногородних следует ожидать от туристов много вопросов, связанных с дополнительными объектами, и экскурсоводу надо быть готовым к ним.
Но главными при учете особенностей экскурсионной труппы являются образовательный уровень и возраст ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, как говорят, «на слуху» у каждого, ним быстро пропадает интерес у слушателей. Но и нельзя чтобы они были слишком оторваны от знаний экскурсантов. В этом случае не возникнет связи между экскурсантами и экскурсоводом. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом участников экскурсии.
Таким образом, классификация экскурсий по составу участников является своеобразным камертоном для экскурсоводов, помогающим с первых минут выбрать верную «тональность» всей экскурсии. Это совершенно необходимо для достижения ее высокой эффективности, удовлетворения познавательного интереса участников экскурсии, и, что немаловажно, получения экскурсоводом удовлетворения от успешно проделанной работы.
По месту проведения экскурсии подразделяются на:
— городские;
— загородные;
— производственные;
— музейные;
— в культовых сооружениях и монастырях.
Предлагаемое деление основано на особенностях методики проведения экскурсий для каждой из пяти групп; при ином классификационном подходе могут возникнуть определенные трудности в практической работе.
Городские экскурсиибывают обзорными и тематическими и предусматривают показ как всего города, так и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.
Экскурсионные организации проводят в городе и так называемые комплексные экскурсии, в которых планом предусматривается во время экскурсии посещение одного из городских музеев. Но экскурсия в музее организуется не по всем его экспозициям, а лишь по части, помогающей раскрыть определенную подтему обзорной или тематической экскурсии и тем самым сделать ее более глубокой и содержательной.
Загородные экскурсииорганизуются за пределами города и могут быть как автобусными, так и пешеходными. Протяженность автобусных экскурсий обычно не превышает ста километров. Пешеходные организуются в каком-либо конкретном месте, куда экскурсионную группу доставляют одним из видов транспорта: специально заказанным или рейсовым автобусом, пригородным поездом, теплоходом или даже вертолетом.
Загородные экскурсии бывают нескольких видов. Первый – экскурсию проводят только в конечном пункте, например лесу или в малом городе, богатом историко-культурными объектами. Второй – экскурсию проводят в пути следования, используя в качестве объектов показа достопримечательности, хорошо видимые по маршруту. Третий вид построен на сочетании экскурсии в пути с экскурсией в конечном пункте маршрута. При этом экскурсию в конечном пункте проводит экскурсовод туристской организации, принимающей группу или работник музея. Если же в конечном пункте назначения отсутствует экскурсионное учреждение, то экскурсию в ней проводит экскурсовод бюро, которое организует поездку.
По содержанию загородные экскурсии, как и городские делятся на обзорные и тематические. В обзорных предусматривается раскрытие нескольких подтем: история края, достижения в экономике, культуре, науке, особенности природы и ряд других.
Местом проведения производственных экскурсий являются заводы, фабрики, стройки промышленных, жилых культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственные предприятия, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты! Аэропорты,, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, планетарии, театры, цирки, филармоний и другие объекты производственного, учебного, научного социально-культурного назначения. Маршруты производственных экскурсий могут охватывать как все предприятие в целом, так и отдельные его производственные участки, лаборатории.
Музейные экскурсиипредставляют собой самую распространенную группу экскурсий. По числу экскурсантов он резко превышают все перечисленные выше группы. Они проводятся как в государственных, так и в ведомственных музеях, в картинных галереях, на художественных выставка выставках истории и достижений отдельных отраслей хозяйства (машиностроения, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта и др.), в мемориальных музеях и т.п.
В культовых сооружениях и монастыряхорганизуют самостоятельные экскурсии на религиозные темы, также они используются и в экскурсиях архитектурно-градостроительных, искусствоведческих и исторических.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Исторический материал используется практически во всех типах экскурсий, архитектурная тема нередко звучит в исторической, литературной, искусствоведческой экскурсиях, экологические материалы нельзя не учесть в экскурсиях на градостроительную тематику и т.п.
По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. Каждый из названных видов экскурсии имеет свои преимущества. В пешеходных экскурсиях, при неторопливом темпе движения группы на маршруте, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для показа всех экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода. Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных городских экскурсий составляет обычно 2-6 км.
Свои преимущества имеют транспортные экскурсии, они дают возможность познакомиться с большой городской или загородной территорией, включить в экскурсионный показ объекты, значительно удаленные друг от друга.
Среди транспортных наиболее распространены автобусные экскурсии. Они состоят из двух частей: показа и рассказа по ходу движения автобуса и анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом из автобуса.
В настоящее время экскурсионные организации в качестве транспортных средств для проведения экскурсий используют также речные теплоходы, специально оборудованные трамваи, вертолеты. Особо яркое впечатление оставляют экскурсии на вертолетах в горных районах.
В комбинированных экскурсиях сочетаются два их вида – с использованием транспортных средств и пешеходные.
По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:
— обычные экскурсии;
— учебные;
— экскурсии-массовки;
— экскурсии-прогулки;
— экскурсии-концерты.
Под обычными экскурсиями понимается весь спектр обзорных и тематических экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями. Учебные экскурсии в планах работ этих организаций представляют собой форму повышения профессионального мастерства экскурсоводов. Они проводятся для слушателей курсов или семинаров по подготовке и переподготовке экскурсоводов, при подготовке экскурсоводов к новой экскурсии.
Участники учебной экскурсии предварительно знакомятся с контрольным текстом экскурсии, ее маршрутом, карточками экскурсионных объектов, иллюстрациями из «портфеля экскурсовода». В процессе экскурсии они ведут записи своих впечатлений от нее, фиксируют особенности показа и используемых методических приемов, логических переходов. Методист, организующий учебную экскурсию, перед началом проводит беседу о ее задачах, по окончании – подводит итоги проделанной работы, руководит обсуждением прослушанной экскурсии.
Понятие «учебные экскурсии» имеет и другой смысл. Учебные экскурсии представляют собой еще и форму организации учебного процесса, вид занятий в учебных заведения различного ранга, от начальной до высшей школы. Наиболее активно их используют в своей практике географы, биологи геологи, историки, преподаватели архитектурных дисциплин и др.
Знания, получаемые во время географических экскурсий и наблюдений в природе, привлекаются затем для объяснения явлений и процессов, происходящих на земном шар Важная роль учебных экскурсий в образовательных заведениях состоит также в том, что с их помощью осуществляете краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в курсах географии.
Имея представления о природе и ее закономерностях, населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов страны, а также зарубежных территорий.
Экскурсии-массовки проводились с первых лет советской власти в России. Для них были характерны веселые шествия с плакатами и знаменами под духовой оркестр.
В настоящее время экскурсии-массовки не встречаются в практике экскурсионной работы. Но опыт по их организации и проведению, приобретенный в прошлые десятилетия, не должен быть окончательно предан забвению. Он может использоваться, например, при организации массовых мероприятий в учебных заведениях.
Экскурсии-прогулки чаще всего представляют собой природоведческие экскурсии с отдыхом на природе. Местом их проведения являются лес, ботанический сад, берег моря, реки, пещера. В этом виде экскурсий самостоятельное общение экскурсантов с объектами показа занимает больше времени, чем и каких-либо других.
Экскурсию-концерт проводят во время следования группы к месту экскурсии, например. Поездка занимает продолжительное время, а объекты для показа по экскурсионной теме по дороге отсутствуют.
Поскольку вести рассказ о жизни и творчестве композитора в отрыве от показа неправомерно, в автобусе организуется коллективное прослушивание музыкальных произведений композитора с краткими комментариями экскурсовода.
Деление экскурсий на четко определенные группы и виды имеет большое значение в практической деятельности туристско-экскурсионных организаций. И позволяет экскурсоводам верно ориентироваться в вопросах их подготовки и проведения, достигать высокого качества экскурсий и, как итог, повышения образовательной и воспитательной эффективности экскурсионного процесса.
§2.2 Технология создания экскурсионного продукта
Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности.
Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Технология создания новой экскурсии достаточно сложный процесс, в котором можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.
Подготовка новой экскурсиипоручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем, экскурсию разрабатывают работающие в учреждении экскурсоводы, но иногда, в качестве консультантов приглашаются специалисты разных областей — научные работники музеев, преподаватели вузов и др.
Подготовительная работа – это определение темы, цели, задач экскурсии, подборка и изучение материалов по теме, первоисточников, монографий, знакомство с музейными документами, отбор, изучение и исследование экскурсионных объектов.
Работа над любой экскурсией начинается с четкого определения ее цели и задачи. Это помогает авторам экскурсии более организовано вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Например: воспитание патриотизма и любви к Родине, расширение кругозора и получение дополнительных знаний из различных отраслей науки, культуры, искусства, истории.
Задачи экскурсии конкретизируют цель. Например, рассказать о производственном процессе на конкретном производстве. Четко определенная цель определяет воспитательную направленность экскурсии, дает возможность правильно сформулировать ее тему в то время, как задачи экскурсии определяют основу вступительного слова экскурсовода.
Каждая экскурсия должна иметь свою тему, выбор которой является важным моментом в создании нового экскурсионного продукта. Расширение тематики – ассортимента сервисной деятельности туристско-экскурсионного предприятия – характерная черта современного развития экскурсионного дела. Наличие широкого круга тем, разнообразие ассортимента экскурсионных продуктов дает возможность удовлетворить запросы различных категорий населения.
Тема- это главная мысль, основа, на которой строится показ и рассказ во время проведения экскурсии. Формулирование темы экскурсии должно представлять собой короткое, сжатое изложение ее основного содержания. Правильное формулирование темы дает возможность сконцентрировать внимание авторов экскурсии и экскурсоводов на определенном круге объектов и событий, которые должны будут освещаться. Тема определяет название экскурсии, которое призвано активизировать внимание экскурсантов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к восприятию экскурсии. Название должно быть четким и выразительным. В качестве названия иногда используют слова из песен и стихотворений.
Отбор и определение информационных источников.
В ходе подготовки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсии по данной теме. В перечне называется автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».
Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные фильмы. В качестве источников могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако, при использовании этих источников, следует проявлять осторожность. Обычно люди вносят в описание событий много субъективного. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные факты и сведения.
Изучение источников (литературных, архивных, статистических) базируется на составленном перечне ссылок на источники. Реализация этого этапа подготовки экскурсии обеспечивает распределение источников между экскурсоводами, которые осуществляют конспектирование, подбор цитат, примеров, фактов. Общим требованием к записям, которые осуществляются индивидуально, является соответствие источнику и точность ссылки относительно их нахождения.
В процессе подготовки новой экскурсии много времени уделяется работе над содержанием экскурсии. В начале работы над содержанием определяются хронологические рамки экскурсии (значительный исторический период, события нескольких лет или одно событие). Однако в любом случае, материал экскурсии формируется на основе тесной связи теории и практики, прошлого и настоящего.
Кроме этого, необходимо заранее определить приблизительный объем фактологической информации. Необходимой для составления текста экскурсии, связь отобранного материала со зрительным рядом – объектами, которые предусмотрены для показа.
Отбор и изучение экскурсионных объектов. Для раскрытия темы экскурсии важным является – правильный отбор объектов, поскольку они являются зрительной основой экскурсии и на их показе строится рассказ экскурсовода.
Экскурсионные объекты классифицируются:
По видам– на памятки (исторические, архитектурные, художественные, документальные);
— объекты природы (леса, сады, заповедники, заказники, национальные парки, урочища, ландшафтные комплексы).
продолжение
--PAGE_BREAK--
По содержанию – одноплановые (растение, животное, речка, здание, произведение искусства и пр.);
— многоплановые (памятки архитектуры, лес, поле, улица, площадь, местность, которые связаны с определенным историческим событием);
По функциональному назначению – основные, на которых раскрывают подтемы;
— дополнительные, которые показывают во время переездов и логических переходов.
По степени сохранности — сохраненные полностью;
— сохраненные частично;
— перестроенные и реконструированные.
При отборе экскурсионных объектов их оценка проводится по таким признакам:
1. познавательная ценность, т.е. связь объекта с определенными событиями, жизнью и творчеством выдающихся деятелей;
2. наличие полной, достоверной и интересной информации об объекте;
3. художественная ценность памятника;
4. необычность (экзотичность) объекта, его неповторимость, например, памятник Кожомкулу;
5. связь с культурной традицией населения (верованиями, легендами, фольклором);
6. выразительность и взаимодействие с внешней средой;
7. сохранность;
8. местонахождение.
Количество объектов, отбираемых для определенной экскурсии, согласовывают с требованиями последовательности показа. Так, для местной тематической экскурсии, продолжительностью 4-5 академических часа, как правило,- это 15-20 объектов.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки или паспорта на каждый из них. В карточку заносятся данные о виде объекта (памятник архитектуры, обелиск, место боев, захоронение) и ряд характеристик (название памятки, историческое событие, связанное с данным объектом), описание памятки (автор, дата создания, материал изготовления и т.д.), источники сведений о памятке, состояние памятки и ее охрана, в каких экскурсиях данный объект используется, дата составления карточки и ФИО составителя). К карточке прилагается фотография объекта.
Окончательный отбор объектов дает все основания перейти к созданию самой экскурсии, ее технологической документации, которая утверждена государственным стандартом, где определено, что результатом проектирования услуги «экскурсия», являются следующие технологические документы:
-3.11. технологическая карта экскурсии;
— 3.13. контрольный текст экскурсии;
— 3.14. материалы «портфеля экскурсовода»;
— схема трассы маршрута транспортной экскурсии.
После завершения подбора, изучения и исследования экскурсионных объектов, следует приступать к составлению маршрута экскурсии.
Составление, объезд (обход) маршрута экскурсии. Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличие площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Межгосударственным стандартом не разграничиваются туристический и экскурсионный маршруты. В экскурсии это перемещение экскурсантов от одного объекта к другому. Маршрут находится в прямой зависимости от темы экскурсии и объектов показа.
Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и комплексный (тематико-хронологический). На практике трудно использовать хронологический принцип маршрута из-за разбросанности объектов по городу. Но стремиться к этому необходимо. Примером хронологического построения могут быть литературные, художественно-биографические экскурсии о жизни и де6ятельности выдающихся людей. По тематическому принципу строятся тематические обзорные экскурсии, например «Литературный Бишкек».
Экскурсионный маршрут должен быть сложен компактно. Желательно, чтобы переезд от одного объекта к другому не занимал более 10-15 минут. В пешеходных экскурсиях интервалы между объектами должны быть незначительными, чтобы не нарушать восприятие материала.
После составления маршрута участники творческой группы осуществляют его объезд (обход).
Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся такие задачи:
1. ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
2. уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
3. освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
4. провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
5. проверить целесообразность использования намеченных для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
6. выбрать методику ознакомления с объектом;
7. в целях безопасного передвижения экскурсантов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры обеспечения безопасности.
Следует также предусмотреть резерв времени (10-15 мин), поскольку возможны задержки на дорогах.
Схему трассы маршрута следует оформить согласно с требованиями Межгосударственного стандарта, который является обязательным и включает в себя такие сведения: перечень географических точек следования транспорта по маршруту; перечень остановок; определение места начала экскурсии. Схема трассы маршрута в обязательном порядке утверждается руководителем туристической организации и согласовывается с государственной автомобильной инспекцией, чем подтверждается проезд автобуса и разрешение на остановки и выхода туристов из автобуса для осмотра объектов.
Кроме того, в настоящее время имеются сложности с парковкой транспорта. Эти вопросы находятся в компетенции городских коммунальных хозяйств, поэтому вопросы парковки следует решать с указанной службой и получить специальные разрешения – пластиковые карточки-пропуска.
Подготовка текста экскурсии. По своей сущности вся работа по созданию экскурсии – это работа над ее содержанием. Она начинается уже во время поисков, накопления материалов, изучения первоисточников, специальной литературы. Непосредственно все это закладывается в Контрольный текст экскурсии, который Межгосударственным стандартом определен как «главный «технологический документ, включающий в себя научное актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам».
Исходя из этих положений, творческая группа, в состав которой входит 3-7 наиболее творческих и опытных работников экскурсионной организации, работает над созданием контрольного текста.
Контрольный текст экскурсии представляет собой директивный технологический документ, в котором материал основной части экскурсии подан в хронологическом порядке, без учета маршрутной последовательности и структуры экскурсии. В контрольный текст включают также материал к вступлению, заключению, логическим переходам. Объем контрольного текста для автобусной экскурсии (продолжительность 3 часа) составляет приблизительно 80 тыс. знаков. Материалы контрольного текста ориентированы на оказание помощи экскурсоводу для составления собственного индивидуального текста.
Индивидуальный текст отражает структуру экскурсии в соответствии с маршрутом. Материал в нем подается в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст имеет четкое разделение на части, каждая из которых посвящена одной из подтем. Все части индивидуального текста строятся по такой схеме:
— характеристика объекта и общий материал, посвященный определенному периоду истории, в общем по городу, району или области;
— локальный материал (о конкретном событии);
— обобщения и выводы;
— логический переход к следующей подтеме.
Индивидуальный текст – это готовый к исполнению рассказ. При этом, каждая подтема – это также отдельный рассказ, который должен соответствовать содержательной полноте, логической структурированности и организационной четкости.
Структурные части индивидуального текста любой экскурсии обеспечивают общую последовательность вступления, основной части и заключения.
Условное название комплекта информационных и наглядных материалов, которые используются экскурсоводом в ходе экскурсии, носит название «портфель экскурсовода». Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.
Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание разрушенное временем; деревню, уничтоженную во время военных действий и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание или жилой микрорайон или показать портреты людей, связанных с определенными событиями. С этой целью используются фотографии, а для характеристики будущих построек – проекты зданий, памятников, сооружений.
Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.
Еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографии, макетов, муляжей).
В портфель экскурсовода включаются также географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т.д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме и являются постоянными спутниками экскурсовода. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны в использовании. Их количество не должно быть велико, чтобы не отвлекать внимания экскурсантов от осмотра подлинных объектов и не рассеивать их внимания.
Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в раскрытии темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем материалы по использованию наглядных материалов «портфеля» включают в методическую разработку.
К каждому экспонату, включенному в «портфель экскурсовода» прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом.
Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.
Составление технологической карты экскурсии. Подготовка экскурсии завершается составлением технологической карты экскурсии – основного технологического документа, который определяет, как лучше провести экскурсию, организовать показ объектов, какие методические приемы лучше использовать.
По определению Межгосударственного стандарта, технологическая карта экскурсии – технологический документ, который определяет логическую последовательность осмотра историко-культурных объектов на маршруте. Если экскурсия проводится с разными группами (школьники или взрослая аудитория), целесообразно иметь отдельные технологические карты. Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии и утверждается руководителем туристской организации.
Технологическая карта, как и текст экскурсии, состоит из вступительной части, основной части и заключительного слова. Цель экскурсии формулируется отдельно и помещается перед вступлением. Материалы основной части размещаются по схеме, определенной Межгосударственным стандартом. Такая схема (7 граф) является обязательной для всех туристско-экскурсионных организаций (экскурсоводов) Кыргызстана.
Все параграфы технологической карты содержат сведения, необходимые для успешного проведения экскурсии, которые изложены предельно лаконично (наподобие плана). Этим определяется объем карты: он не должен превышать 6-12 страниц печатного текста, что зависит от темы и продолжительности экскурсии. Последовательность и содержание граф технологической карты помогает экскурсоводу делать экскурсию логично построенной, компактной, целостной.
Умение пользоваться технологической картой – обязательное условие для работы каждого экскурсовода.
В графе 1«Участки (этапы) передвижения по маршруту» называют улицы, переулки, проспекты, бульвары, шоссе, площади, которыми проезжает (проходит) экскурсионная группа.
В графе 2«Места остановок» указывается, где автобус или группа останавливается для показа объекта и рассказа о нем. Например, в обзорной экскурсии по Бишкеку – «Возле главного входа у музея Фрунзе». В городской автобусной экскурсии, которая продолжается 4 академических часа, летом бывает 3-6 выходов. В загородных экскурсиях, особенность которых состоит в том, что за короткий промежуток времени (14-16 часов) автобус проходит 400-500 км, следует делать остановки на 2-5 минут через каждые 50 км без выхода и через 150-180 км на 8-10 мин с выходом.
В графе 3«Объекты показа» указываются памятники истории и экскурсионные объекты (основные и дополнительные), которые показывают группе на остановках.
В графе 4«Продолжительность осмотра» указывается время, необходимое для показа объектов и рассказа о них на остановке и для передвижения группы к другой остановке. Здесь же учитывается время, которое тратится на движение вблизи объектов, если технологической картой предусмотрен осмотр объектов по ходу остановки автобуса.
В графе 5« Основное содержание информации» необходимо учитывать требования к технологической карте Межгосударственного стандарта, а именно, логическую последовательность просмотра историко-культурных объектов. Здесь дается краткий перечень подтем и основных вопросов.
В графе 6«Организационные указания» указывают сведения о перемещении группы, меры по обеспечению безопасности на маршруте, выполнение санитарно-гигиенических требований, правил поведения (например, особенности проведения данной экскурсии в зимнее время); указываются точки и ракурсы осмотра объектов показа, выходы экскурсантов из автобуса, конкретные моменты подачи информации.
Графа 7«Методические указания» содержит информацию относительно создания определенного эмоционально-психологического настроения экскурсантов, использования конкретных методических приемов ведения экскурсии например, где должен стоять автобус или располагаться группа во время показа в разное время года или солнечного освещения в течении дня так, чтобы показ объекта был наиболее эффективным и полным.
Методические указания – наиболее важная часть технологической карты. Здесь перечисляются конкретные детали объектов, на которые экскурсоводу следует обратить внимание при показе, последовательность их анализа; называются методические приемы показа и рассказа и то, как это следует сделать; даются советы по использованию фотографий и документов, схем, материалов «портфеля экскурсовода». В этой графе возможны и такие указания: «Пояснить термины, подготовить группу к зрительному созерцанию.
Называя в технологической карте конкретные методические приемы, следует помнить, что именно с их помощью раскрывается содержание экскурсии, достигается ее познавательная и воспитательная цель. Все методические приемы взаимообусловлены и взаимосвязаны – иногда одни приемы переходят в другие. Их связь, переход осуществляется с помощью дополнительных методических приемов. В зависимости от темы, цели, содержания экскурсии, категории экскурсантов изменяются роль, функции и взаимообусловленность методических приемов. Одни из них становятся основными, другие – дополнительными. Так, при проведении экскурсий архитектурно-градостроительной и искусствоведческой тематики, больше используются приемы показа и анализа, а в литературных – приемы рассказа и литературного монтажа.
Прием (сдача) и утверждение экскурсии. При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы, или одному из членов группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.
Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы.
При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.
К работе допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.
Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа.
Важным условием жизнедеятельности нового продукта в ассортименте экскурсионного учреждения является постоянная работа по его усовершенствованию. Основой такой работы является регулярное обновление контрольного текста и другой документации по теме.
Cоставление паспорта (карточки) объекта экскурсионного показа по плану:
1. Название объекта (первоначальное и современное).
2. Исторические события, с которыми связан объект.
3. Описание памятника (автор, дата сооружения, материал, тексты надписей и др.).
4. Местонахождение объекта, подъезд к нему.
5. Источники сведений об объекте (литературные и др.).
6. Сохранность объекта (состояние, дата реставрации).
7. Охрана объекта (когда и на кого возложена).
8. В каких экскурсиях используется (может использоваться) в качестве объекта показа.
9. Дата составления паспорта. Фамилия, имя, отчество составителя.
В паспорт могут быть включены и другие сведения, характеризующие объект.
К паспорту прилагаются фотографии, рисунки, схемы и другие наглядные пособия.
§2.3 Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании
Экскурсовод — специалист, под руководством которого происходит процесс познания окружающей действительности в соответствии с требованиями методики проведения экскурсии.
Экскурсоводами могут работать лица, имеющие базовое высшее образование, полное высшее образование; имеют удостоверение ил диплом о специальной экскурсионной подготовке и получившие разрешение в установленном порядке.
Работа экскурсовода характеризуется рядом особенностей. Помимо глубоких теоретических знаний она требует определенных практических навыков и умений и предъявляет конкретные требования к экскурсоводу как личности. Он должен обладать следующими характерными чертами:
· интеллектуальностью;
· индивидуальностью;
· ответственностью;
· личным достоинствам;
· активной жизненной позиции.
В освоении профессии экскурсовода важными являются следующие виды способностей:
· конструктивные;
· организаторские;
· коммуникативные.
К слагаемым мастерства экскурсовода так же относятся:
o эрудиция, интеллект, культурный уровень;
o знание методологии, экскурсионной деятельности;
o знание методики подготовки и проведения экскурсии;
o владение ораторским искусством и практическими навыками ведения экскурсии.
Требования профессии.
К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.
Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.
Профессия экскурсовода предполагает владение определенным кругом практических умений. Эти умения позволяют ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь, участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.
Практические знания и умения служат основой для участия экскурсовода в методической работе, позволяют руководить методической секцией, методическим кабинетом, вести занятия на курсах подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, руководителей туристских групп, турагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода.
Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно условно разделить на две группы — знания и умения.
продолжение
--PAGE_BREAK--