--PAGE_BREAK--· отбор, идентификацию образцов и их испытания;
· оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
· анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;
· выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
· осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);
· корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;
· информацию о результатах сертификации.
Подача заявки на сертификацию и принятие решения по заявке. Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации (при отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертификации интересующей его продукции, он может получить ее в территориальном органе Госстандарта России или в Госстандарте России, при наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них, а при отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в Госстандарт России или в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий работы по сертификации в пределах своей компетенции). Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения и сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной однородной продукции, в том числе указываются схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий (центров), которые могут проводить испытания продукции и перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной испытательной лаборатории, органа для сертификации производства или системы качества осуществляет заявитель.
Отбор, идентификация образцов и их испытания. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).
Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными или организационно-методическими документами по сертификации данной продукции и методиками испытаний.
Общий порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции, утвержден Госкомстатом 8 февраля 1996г.
Заявитель представляет необходимую техническую документацию к образцу (образцам), состав и содержание которой устанавливается в порядке сертификации однородной продукции.
Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория или по ее поручению другая компетентная организация. В случае проведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов для испытаний может быть осуществлен органом по сертификации (при необходимости с участием испытательных лабораторий). Образцы, прошедшие испытания, подлежат хранению в течение срока годности продукции или срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения образцов устанавливаются в документах, устанавливающих порядок сертификации однородной продукции, протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов (в том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан сертификат, ввиду несоответствия продукции установленным требованиям) устанавливают в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории.
Заявитель представляет в орган по сертификации документы, указанные в решении по заявке, в том числе документы о соответствии продукции установленным требованиям, выданные федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, если это установлено законодательными актами Российской Федерации. При отсутствии у заявителя этих документов орган по сертификации обеспечивает взаимодействие с полномочными органами с целью их получения (учитывая это в объеме работ по сертификации продукции).
Заявитель может представить в орган по сертификации протоколы испытаний с учетом сроков их действия, проведенных при разработке и постановке продукции на производство, или документы об испытаниях, выполненных испытательными лабораториями, аккредитованными или признанными в системе сертификации.
После проверки представленных документов, в том числе: соответствия содержащихся в них результатов действующим нормативным документам, сроков их выдачи, внесенных изменений в конструкцию (состав), материалы, технологию, – орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия или о сокращении объема испытаний, или проведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующих документах.
Оценка производства. В зависимости от схемы сертификации проводится анализ состояния производства продукции, сертификация производства или системы качества. Порядок анализа состояния производства сертифицируемой продукции устанавливается в правилах по сертификации однородной продукции. Результаты анализа состояния производства отражают в заключении, которое учитывают при выдаче сертификата.
· Сведения (документы) о проведенном анализе состояния производства, сертификации производства или сертификации системы качества указывают в сертификате на продукцию.
· Выдача сертификата соответствия.
· Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества (если это установлено схемой сертификации), анализа других документов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражают в заключении эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформляет сертификат и регистрирует его.
Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. В сертификате указывают все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемой сертификации.
Постановлением Госстандарта РФ от 25 июля 1996г. N 15 абзац второй пункта 3.5.1 настоящего Порядка дополнен нижеследующим абзацем:
Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие, если требуется детализировать состав:
· группы однородной продукции, выпускаемой одним изготовителем и сертифицированной по одним и тем же требованиям;
· изделия (комплекса, комплекта) установленной комплектации составных частей и (или) запасных частей, применяемых для технического обслуживания и ремонта изделия (комплекса, комплекта), указанного в сертификате.
При отрицательных результатах оценки соответствия продукции орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.
При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует требованиям нормативных документов, установленных для данной продукции, в соответствии с п.1.3 настоящего Порядка. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества (если это предусмотрено схемой сертификации), но не более чем на три года.
Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают.
При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки производства этой продукции.
В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (технический паспорт, этикетка и др.), а также в товаросопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации и указывается номер и дата выдачи сертификата.
Применение знака соответствия. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец) в соответствии с лицензией на применение знака соответствия, выданной органом по сертификации. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию.
Знак соответствия наносят на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции, при нанесении на упаковку – на каждую упаковочную единицу этой продукции. Он может быть нанесен рядом с товарным знаком.
Правила нанесения знака соответствия на конкретную продукцию устанавливаются порядком сертификации однородной продукции. Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Маркирование продукции знаком соответствия следует осуществлять способами, обеспечивающими четкое изображение этих знаков, их стойкость к внешним воздействующим факторам, а также долговечность в течение установленного срока службы или годности продукции. Изображение знака соответствия может быть выполнено гравированием, травлением, литьем, печатанием или другим способом, обеспечивающим соблюдение предъявляемых и нему требований.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильность производства, объем выпуска, наличие системы качества, стоимость проведения инспекционного контроля и т.д.
Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в порядке сертификации однородной продукции. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат.
Инспекционный контроль, как правило, содержит следующие виды работ:
· анализ поступающей информации о сертифицированной продукции;
· создание комиссии для проведения контроля;
· проведение испытаний и анализ их результатов;
· оформление результатов контроля и принятие решений.
Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия выданного сертификата.
Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются заявителю (изготовителю, продавцу) и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата (при этом он приостанавливает действие или аннулирует лицензию на применение знака соответствия) в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в случаях:
1. изменения нормативного документа на продукцию или метода испытаний;
2. изменения конструкции (состава), комплектности продукции;
3. изменения организации и (или) технологии производства;
4. изменения (невыполнения) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества – если перечисленные изменения могут вызвать несоответствие продукции требованиям, контролируемым при сертификации.
Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, его выдавшим, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории соответствие продукции нормативным документам. Если этого сделать нельзя, то действие сертификата отменяется и лицензия на право применения знака соответствия аннулируется.
Информация о приостановлении действия или отмене действия сертификата доводится органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей, Госстандарта России и других заинтересованных участников системы сертификации однородной продукции. Порядок и сроки доведения этой информации устанавливаются порядком сертификации однородной продукции.
Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.
При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:
1. приостанавливает действие сертификата и действие лицензии на применение знака соответствия;
2. информирует заинтересованных участников сертификации, указанных в п. 3.7.7 настоящего Порядка;
3. устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
4. контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий.
Изготовитель (продавец):
1. определяет масштаб выявленных нарушений: количество произведенной с нарушением продукции, модель, номер и размер партии;
2. уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности применения (эксплуатации) продукции.
После того, как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты являются удовлетворительными, орган по сертификации:
1. указывает изготовителю (продавцу) на необходимость новой маркировки для отличия изделия до и после корректирующих мероприятий, при этом в каждом конкретном случае определяет характер и вид маркировки;
2. информирует заинтересованных участников сертификации, указанных в п. 3.7.7 настоящего Порядка.
При невыполнении изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и аннулирует лицензию на применение знака соответствия.
Орган по сертификации представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
4 Теория и практика реализации законов «О рекламе» и
«О защите прав потребителя» в РФ при организации
туристской деятельности
4.1 Теория
Вопрос о государственном регулировании туристской деятельности в целом стал очень актуальным в настоящее время. Этой проблеме посвящено немало исследований. Изучение государственного регулирования туристского сектора экономики предполагает рассмотрение двух аспектов: регулирование туризма как сферы бизнеса и государственную поддержку туризма как доходного сектора экономики. Первый аспект предполагает создание широкой законодательной и налоговой базы и формирование системы исполнительных органов разных уровней, осуществляющих контроль. Второй аспект, то есть государственная поддержка, осуществляется посредством создания национальной туристской администрации с целью продвижения страны как объекта туристского интереса на мировом рынке. Нас интересует второй аспект, хотя его изучение невозможно без рассмотрения вопросов, касающихся государственного регулирования, как туризма, так и рекламы.
Необходимость государственного, а также общественного регулирования рекламы можно объяснить тем, что у различных участников экономической деятельности интересы часто не совпадают, и нередко даже входят в противоречия. То есть, если одна сторона заинтересована в сбыте по максимально высоким ценам той продукции, которую она произвела, то другая – стремится приобрести качественный товар или услугу, которые полностью совпадают с её потребностью и имеют приемлемую цену. С помощью рекламы производитель или продавец старается «навязать» товар покупателю всеми возможными способами, к сожалению, не всегда честными. Поэтому в рекламе достоинства товара или услуги не просто хорошо продемонстрированы, а преувеличены и даже гиперболизированы.
Однако и сам продавец нуждается в защите от посягательств на его идеи, на имидж товаров или фирмы, на товарный знак. Поэтому необходимы рамки, регламентирующие деятельность в сфере рекламы. Исторически к этой необходимости пришли давно. Еще в XVII в. английский король Карл II издал указ о запрещении рекламы на улицах Лондона, объясняя такую необходимость большим объемом наружной рекламы. Это один из первых фактов вмешательства государства в рекламную деятельность. Первый закон о рекламе был принят английским парламентом в 1752г. Этот закон ограничивал распространение недобросовестной рекламы. В 1889г. английское правительство издало постановление «Против непристойной рекламы». С середины XIX в. товарные знаки стали регистрировать как «защищаемую промышленную собственность». Закон о рекламе в Германии появился в 1886г., в США функционирование рекламы регламентировалось рядом законов, разработанных в основном в начале XX в. Многие из подобных законов принимались под давлением обществ по защите прав потребителей. Что касается общественного регулирования рекламы, то в кон. XIX – нач. XX в.в. в Европе и США возникают различные общества рекламистов. Под их эгидой организовывались различные цензорские комитеты.
В России первая редакция Федерального закона «О рекламе» была издана 18 июня 1995г. (его последняя редакция относится к 30 декабря 2001г., а в настоящее время обсуждаются новые поправки к закону «О рекламе»). Он является базовым в регулировании рекламы. Закон регулирует «отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации...». Данный закон призван защищать граждан и производителей от недобросовестной конкуренции и: её порождения – ненадлежащей рекламы, то есть «недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и иной рекламы, в которой допущены нарушения требований к её содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации». Все вышеперечисленные виды ненадлежащей рекламы запрещены законом. К этому следует добавить скрытую рекламу, которая оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Поэтому в законе сформулировано однозначное требование возможности распознавания рекламы.
Некоторые пункты закона «О рекламе» дополняются законом «Об основах туристической деятельности в РФ». Например, вопрос о лицензировании. Поскольку гостиничный бизнес является отраслью, подлежащей лицензированию, то данные о лицензии должны присутствовать в рекламной продукции. Также об этом говорится в законе РФ «О сертификации продукции и услуг». До последнего времени туристский бизнес также подлежал лицензированию, однако сейчас поднят вопрос об отмене лицензирования в туристском бизнесе. Нельзя не назвать и другие документы законодательного характера, относящиеся к этой сфере: закон РФ «О средствах массовой информации», закон «О конкуренции», указ президента России «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и «О гарантиях граждан на охрану здоровья при распространении рекламы», статьи 8 и 34 Конституции РФ «О запрещении недобросовестной рекламы», статья 182 УК «О заведомо ложной рекламе» и другие.
Как известно, туризм можно классифицировать на выездной, въездной и внутренний. Современные российские реалии дали толчок к развитию в первую очередь выездного туризма, поскольку данный вид деятельности не требует капиталовложений в туристскую индустрию и создание турпродукта. Этот вид туризма основан на продаже туристского продукта других стран в России. В настоящее время Россия является донором в системе международного туризма. Выезд граждан России за рубеж является по своей сути импортом турпродукта. Именно такой импорт активно развивается. Российский турист стал привлекательным объектом внимания туристских фирм многих стран мира. Об этом свидетельствует их активное участие в туристских выставках и других мероприятиях посвященных выездному туризму. По оценкам западных экспертов Россия должна получать от туризма до 7 млрд. долларов, однако адекватных доходов бюджета не имеется. Наиболее ощутимый урон экономике страны приносит вывоз волюты туристами за рубеж. В среднем каждый турист вывозит от 500 до 2500 долларов США. По данным Центрального Банка России, наши соотечественники ежегодно вывозят из страны около 11 миллиардов долларов. Именно поэтому Всемирная Торговая Организация включила Россию, наряду с такими странами как США, Германия, Великобритания, Франция в число крупнейших импортеров туристских услуг. Доля России составляет около 2,4% от всего мирового импорта данного вида услуг, в то время как доля экспорта – менее 0,6%. В настоящий момент за российских туристов, при поддержке собственных национальных правительств, «борются» крупнейшие мировые туроператоры. Российский турист стоит перед выбором: либо отдыхать в России, либо за рубежом и, к сожалению, чаще выбирает заграницу.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Экспорт, то есть въездной туризм развивается значительно медленнее. Можно даже сказать, что число иностранцев в России почти стабильно: въездной поток в 2001г. составил 7 млн. человек, а в 2002г. – 7,9 млн. человек. Для сравнения: в 30-е гг. XX в. в Россию въезжало примерно 6 млн. человек в год. Причем статистика свидетельствует о преобладании поездок по нетуристским целям. Деловые или частные цели составляют 66%. На долю туризма приходится лишь чуть более 14 %. Можно сделать вывод, что сальдо туристских потоков всегда является отрицательным.
На данном этапе экономическая эффективность въездного туризма невелика: значимая часть доходов от туризма образуется не за счет поступлений от туристской отрасли, а за счет продажи товаров и услуг в дестинации. Также не всегда легальное, зарегистрированное, а, следовательно, не облагаемое налогами проникновение иностранных туристских фирм на рынок приема туристов снижает эффективность туристской сферы.
Поскольку туризм в настоящее время является одной из наиболее высокодоходных отраслей экономики и важной статьей бюджета некоторых государств, на международном туристском рынке весьма высока конкуренция между дестинациями. Результаты конкурентной борьбы такого уровня во многом зависят от государственной политики по продвижению национального туристского продукта. Конечно, развитие въездного туризма в стране зависит от очень многих факторов, в том числе от географического положения страны; от качества и состояния туристских ресурсов, инфраструктуры и многого другого. Но реклама региона или страны играет далеко не последнюю роль. Важно сформировать привлекательный имидж дестинации, интерес к стране, её культурному достоянию.
В настоящее время почти не осталось стран, которые не стремятся завлечь туристов. Поэтому совокупность всего туристского продукта, предлагаемого данной страной представляет собой национальный туристический продукт. Также под национальным турпродуктом понимают «результат деятельности государства по привлечению и обслуживание туристов и формированию собственного имиджа». Продвижением национального турпродукта занимается государственный орган – национальная туристическая администрация. Большую часть средств национальных туристических администраций составляют государственные ассигнования. Например, в Испании, Сингапуре, Таиланде, Тунисе, Шри-Ланке, Польше реклама: национального турпродукта осуществляется исключительно на государственные средства. Например, для продвижения туристических возможностей Исландии в 1964г. была создана государственная структура «IcelandicTouristBoard». Сегодня ее бюджет на маркетинг составляет 20 миллионов евро. В некоторых странах в формировании бюджета туристических организаций участвуют коммерческие предприятия сферы туризма. Средства туристических администраций идут не только на проведение рекламных мероприятий, на организацию работы своих представительств за рубежом, но и на развитие внутреннего туризма и на поддержание материально-технической базы внутри страны.
Что касается Российской Федерации, можно выделить некоторые особенности. В России практически в каждом субъекте Федерации есть туристские администрации или информационные центры, призванные заниматься маркетингом и продвижением своих регионов на внешнем и внутреннем туристских рынках. Также задачи туристических администраций в предоставлении туристам информации о туристской инфраструктуре, то есть о транспорте, гостиницах, санаториях, объектах культуры, торговли, спорта, общественного питания. Многие вопросы деятельности этих центров еще не решены. Поэтому можно сказать, что органы, осуществляющие государственную поддержку туристской сферы, уже в течение многих лет находятся на стадии становления. Это подтверждает и тот факт, что исполнительный орган, регулирующий туристскую отрасль во всей России, очень часто менялся. Например:
· Апрель 1991г. – упразднение Государственного комитета СССР по иностранному туризму; создание Совета по иностранному туризму при Кабинете Министров СССР;
· Март 1992г. – упразднение Совета по иностранному туризму при Кабинете Министров СССР; создание Министерства культуры и туризма РФ;
· Сентябрь 1992г. – упразднение Министерства культуры и туризма РФ; создание Комитета РФ по туризму;
· Январь 1994г. – упразднение Комитета РФ по туризму; создание Комитета РФ по физической культуре и туризму;
· Август 1994г. – упразднение Комитета РФ по физической культуре и туризму; создание Государственного комитета по физической культуре и туризму РФ;
И так далее. С 2000г. роль национальной туристской администрации выполнял Департамент туризма Минэкономразвития РФ. Департаменту эти функции были переданы от упраздненного Министерства по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации роль национальной туристической администрации выполняет Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму при Министерстве здравоохранения и социального развития, которому туристическая отрасль была передана от Департамента по туризму при Министерстве экономического развития и торговли.
Подобная ситуация не только отрицательно сказывалась на авторитете власти, но и вносила неразбериху в работу властей, так как вслед за головными органами последовательно возникали и исчезали местные органы туристского управления. Ещё одно плачевное последствие – отсутствие ответственности за выполнение решений руководящих туристских органов. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в РФ», а также всевозможные указы и рекомендации в большинстве своем остались на бумаге. Это происходило, во-первых, из-за того, что многие документы имеют весьма обтекаемые и неконкретные формулировки. Во-вторых, невыполнение программ можно объяснить тривиально – отсутствием финансирования.
Однако относительно финансирования в последнее время стали появляться радостные вести; в 2001г. в поправках к ФЗ «О бюджетной классификации РФ» впервые появился самостоятельный подраздел «Туризм», целевая статья «Государственная поддержка туризма» и вид расходов «Финансирование развития туризма». Надо сказать, что в 1999г. в 41 регионе РФ расходы на туризм из региональных бюджетов напрямую, не финансировались, в 2001г. таких регионов осталось 23, а в 2002г. – 19 регионов.
В последние годы сделаны некоторые подвижки в отношении развития туризма. Во многих регионах разработаны программы развития внутреннего и въездного туризма. Согласно данным Департамента туризма Минэкономразвития, подавляющее большинство регионов участвует в международных туристских выставках. В России регулярно проводится около семидесяти туристских выставок. Большинство из них носит региональный характер. Многие регионы имеют возможность выставляться только на совместном стенде Департамента туризма Минэкономразвития. Также оговорюсь, что речь идет о международных выставках, происходящих в России, например, MITT, «Отдых», Inwetex. Разумеется, Россия принимает участие в крупнейших международных выставках в Лондоне, Берлине, Милане, Мадриде, Шанхае.
Однако современные Российские реалии таковы, что государственных и частных средств на продвижение туризма не хватает. Как правило, на международных туристических выставках Россия представлена только Санкт-Петербургом, Золотым Кольцом и Москвой, как наиболее ориентированными на внешний рынок дестинациями (в большинстве случаев за счет средств частного бизнеса), хотя согласно Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации» предполагается «развертывание широкомасштабной рекламной компании по продвижению отечественного туристского продукта на мировом рынке». Поэтому, к сожалению, в настоящее время нельзя говорить о полномасштабной поддержке туризма со стороны правительства.
Следует отметить, что развитие въездного туризма требует гораздо больших вложений, чем развитие выездного. Причем вложений не только в индустрию туризма, но и в инфраструктуру страны в целом.
Как показывает практика, наиболее высокие результаты в плане окупаемости, вложенного капитала достигаются при возможности формирования конкурентоспособного комплексного туристского продукта, что предполагает наличие развитой сопутствующей инфраструктуры и специализацию на всех стадиях производства и реализации туристских услуг. Пока не налажено отвечающее современным требованием сообщение между регионами, пока не инвестированы капиталы в модернизацию туристской инфраструктуры, Россию сложно назвать привлекательной туристской дестинацией. Проблему привлечения иностранных туристов в Россию невозможно решить только за счет туристских компаний, необходима серьезная государственная поддержка, продуманные маркетинговые и PR-кампании на международном уровне.
В заключении хочу сказать, что развитие туризма – это долгий процесс. В этом смысле показателен пример Турции, одной из самых популярных стран с точки зрения туризма. Свой путь к превращению в лидирующую туристскую державу Турция начала с 1962г. Целых 25 лет создавался благоприятный инвестиционный климат, готовились кадры, велось строительство. Россию ожидает нечто подобное. Всемирная туристская организация прогнозирует, что к 2020г. въездной поток в Россию составит 50 миллионов, человек.
4.2 Практика
По результатам деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2008 году было проверено 2149 субъектов туристской деятельности, из них 1551 субъект осуществлял туристскую деятельность с нарушениями требований законодательства о защите прав потребителей. При этом по обращениям граждан проверки проводились в каждом 4 случае от общего числа проверок, доводы которых подтверждены в 69%. В ходе данных проверок было выявлено 4095 фактов нарушений требований законодательства, регулирующего правоотношения в области туристической деятельности, где:
31% приходится на нарушение права потребителей (туристов) на информацию об исполнителе (туроператоре, турагенте), о туристском продукте (статьи 8-12 Закона о защите прав потребителей; статьи 6 и 14 Закона об основах туристской деятельности, пункты 4 и 5 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта);
34% приходится на нарушения порядка заключения договора о реализации туристского продукта, из них 25% (348 фактов) касаются включения в договор условий, ущемляющих права потребителей (статья 16 Закона о защите прав потребителей, статьи 10, 10.1 и 17 Закона об основах туристской деятельности);
9% приходится на ненадлежащее исполнение условий договора, в том числе в отношении качества услуг, нарушения сроков передачи договоров (статьи 4, 28-32 Закона о защите прав потребителей, пункт 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта).
Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристических услуг остается для Роспотребнадзора актуальной и в настоящее время.
Так, в ходе проведения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека эпидемиологических расследований случаев заболевания высокопатогенным вирусом гриппа А(Н1N1) среди детей, выезжавших в составе организованных групп за рубеж на учебу по программам, интерпретируемых как «языковые курсы», было установлено, что выезд организовывался частными лицами по договоренности с учебными заведениями и туристическими компаниями. Признаки заболевания в большинстве случае отмечались в период нахождения детей на курсах.
В связи с возникновением угрозы причинения вреда здоровью граждан территориальными органами Роспотребнадзора были проведены предусмотренные действующим законодательством меры, направленные на выявление нарушений законодательства о защите прав потребителей в части соблюдения требований к предоставлению потребителям информации при оказании им туристических и иных услуг по организации путешествий.
В результате проведенных мероприятий были выявлены факты нарушений требований пунктов 7, 10 и 18 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 № 452 (далее – Правила оказания туристских услуг), статьи 14 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристской деятельности) и статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), в части не соблюдения прав потребителей на получение полной и достоверной информации о туристском продукте, об опасности повышенного риска по инфекционным заболеваниям, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия, а также о санитарно-эпидемиологических правилах.
Кроме этого установлено, что договорные отношения между субъектами Закона о туристической деятельности оформлялись с использованием различных форм договоров, предусмотренных частью II Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно сторонами заключались договоры на участие в образовательной программе за рубежом, на информирование и консультационное обслуживание, на оказание образовательных услуг, а также в форме поручения и агентирования и т.п., условия которых ущемляют установленные законом права потребителя.
В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание на необходимость усиления контроля со стороны территориальных органов Роспотребнадзора за соблюдением хозяйствующими субъектами, осуществляющими туристическую деятельность, прав потребителей с применением к нарушителям адекватных мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера в рамках компетенции Роспотребнадзора.
При проведении соответствующих мероприятий по расследованию случаев заболевания туристов гриппом А(Н1N1) следует устанавливать фактические обстоятельства доведения до потребителей полной и достоверной информации о туристском продукте, его потребительских свойствах, уделяя особое внимание информированию туриста в момент заключения соответствующего договора, в объеме необходимом для обеспечения его безопасности в стране временного пребывания.
Права и обязанности субъектов договора оказания услуг, связанных с туристической и иной деятельностью по организации путешествий, предусмотренные в тех или иных формах договорных отношений, должны рассматриваться как взаимные, где право одной из сторон договора соответствуют обязанности другой стороны. В случае отсутствия урегулирования в этих договорах порядка и объема информирования туриста, к ним должны применяться соответствующие нормы правовых актов.
В частности, право потребителя (туриста) на получение полной и достоверной информации (о туристском продукте и его потребительских свойствах), обеспечивающей возможность правильного выбора, императивно установлено п. 7 Правил оказания туристских услуг, ст. 14 Закона об основах туристической деятельности и ст. 10 Закона о защите прав потребителей.
При этом требования к информированию потребителя, определенные ст. 14 Закона об основах туристической деятельности необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст. 7 Закона о защите прав потребителей, как одну из мер, направленных на обеспечение безопасности туриста во время путешествия.
Помимо этого необходимо учесть, что право граждан на получение информации о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране пребывания также может основываться на положениях ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при наличии соответствующей обязанности у юридических лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, установленной ст. 11 этого же закона и п. 8 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 мая 2007г. № 27 «О реализации международных медико-санитарных правил (2005)» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 31.05.2007 № 9575).
В целях установления обстоятельств правонарушений, совершаемых в указанной области правоотношений, необходимо также использовать предоставленные полномочия по проведению административного расследования в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). При этом необходимо учитывать, что административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий должностных лиц Роспотребнадзора, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем установления потерпевших, свидетелей, истребования необходимых сведений и иных мер, предусмотренных в гл. 26, 27 КоАП РФ.
Помимо этого, необходимо обратить внимание на ряд особенностей, связанных с правовым регулированием договорных отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами и потребителями в сфере туристической деятельности.
На сегодняшний день при осуществлении туристической деятельности применяются различные формы договоров, предусмотренных частью II Гражданского кодекса Российской Федерации, легитимность существования которых в данной сфере правоотношений обуславливается положениями Закона об основах туристической деятельности и Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона об основах туристской деятельности туристская деятельность это деятельность, осуществляемая туроператорами и турагентами, а также иная деятельность по организации путешествий. Где, иная деятельность по организации путешествий туристов, не связанная с непосредственной реализацией туристического продукта, возможна в форме оказания иных возмездных услуг.
Соответственно, в таких случаях ответственность исполнителя услуг будет определяться из существа предоставляемой возмездной услуги по организации путешествия, т.е. из его содержания (объема прав и обязанностей сторон) и предмета договора. К такого рода договорным отношениям будут применять положения гл. 39 ГК РФ и главы III Закона о защите прав потребителей. При этом, непосредственная реализация туристического продукта возможна исключительно туроператором или турагентом, на основании соответствующего договора, отвечающего требованиям ст. 10 и 10.1 Закона об основах туристической деятельности и Правил оказания туристских услуг.
Об особенностях правоприменения законодательства о защите прав потребителей при реализации туристического продукта необходимо руководствоваться письмом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 августа 2007г. № 0100/8935-07-32.
Важно также учесть, что заключение договора возмездных услуг по форме, отличной от установленной Законом об основах туристической деятельности, не должно подменять фактических действий исполнителя услуг по реализации туристского продукта.
Усматривая такого рода действия исполнителя услуг, соответствующую сделку возможно квалифицировать как совершенную с целью «прикрыть» другую сделку, либо она совершена под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение. К таким сделкам могут быть применены соответствующие нормы ГК РФ о недействительности сделок в установленном порядке.
Помимо этого необходимо также иметь в виду, что правовое регулирование таких гражданско-правовых отношений, где стороной договора является иностранный эмитент, осуществляется по правилам главы 68 ГК РФ. В частности, пределы применения законодательства о защите прав потребителей императивно определены в ст. 1212 ГК РФ.
По общему правилу, выбор права, подлежащего применению к договору, стороной которого является физическое лицо – потребитель, не может повлечь за собой лишение потребителя защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства потребителя, если имело место хотя бы одно из следующих обстоятельств: 1) заключению договора предшествовала в этой стране оферта, адресованная потребителю, или реклама и потребитель совершил в этой же стране действия, необходимые для заключения договора; 2) контрагент потребителя или представитель контрагента получил заказ потребителя в этой стране; 3) заказ на приобретение движимых вещей, выполнение работ или оказание услуг сделан потребителем в другой стране, посещение которой было инициировано контрагентом потребителя в целях побуждения потребителя к заключению договора.
В целях недопущения распространения вируса гриппа A(H1N1) и предупреждения действий по его заносу на территорию Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах своих полномочий были предприняты необходимые меры по информированию о наличии угрозы инфекционных заболеваний в странах, неблагополучных по гриппу. В том числе информирование осуществлялась в рамках п. 8, п.9 Постановления Главного государственного санитарного врача от 06 мая 2009г. № 29 «О мерах по предотвращению завоза и распространению высокопатогенного вируса гриппа на территории Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 мая 2009г. N 13927) через Федеральное агентство по туризму письмами Федеральной службы «О мерах по предупреждению завозных случаев пандемического гриппа» от 27.04.2009 № 01/5667-9-23, от 30.05.2009 № 01/7518-9-23, от 17.07.2009 № 01/10134-9-23, через средства массовой информации, а также в оперативном режиме соответствующая информация регулярно размещалась на официальном сайте Роспотребнадзора.
Несмотря на принятые Федеральной службой меры по предупреждению распространения высокопатогенного вируса гриппа на территории Российской Федерации продолжают регистрироваться новые случаи завоза этого заболевания.
Важно отметить, что кроме существенного вреда здоровью пострадавшим туристам наносится моральный вред, в связи с не достижением ими целей туристической поездки (путешествия), государством при этом тратится 250 тысяч рублей на одного заболевшего для восстановления его здоровья. В частности, в связи проведением обследования и лечения 20 детей из Свердловской области, заболевших гриппом, проведением противоэпидемических мероприятий было потрачено около 5 миллионов рублей, в расчет экономического ущерба учтены затраты на лечение детей, пребывание их в стационаре, лабораторные исследования и противоэпидемические мероприятия.
В целях принятия действенных мер по фактам нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о защите прав потребителей и об основах туристической деятельности, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проинформировала Генеральную прокуратору Российской Федерации о сложившейся ситуацией и принимаемых Роспотребнадзором мерах, с целью оказания содействия и принятия соответствующих мер прокурорского реагирования к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере международного туризма.
С учетом изложенного Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предлагает определить комплекс системных мер, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей туристических услуг, предусматривающих в том числе проведение соответствующих мероприятий по контролю в отношении субъектов, осуществляющих туристическую деятельность, на предмет соблюдения ими требований действующего законодательства Российской Федерации, с применением мер, предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
продолжение
--PAGE_BREAK--