Экстремизм в молодежной среде
Мы живем в сложном и постоянноменяющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального иполитического экстремизма стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о всеновых и новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которыхявляется молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все измененияобщества.
Большой толковыйсловарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – это приверженностькрайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. Ученыенастаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться надействиях, а не на людях, потому что именование людей и группировокэкстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповойпринадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу однимогут называть экстремистами, а другие борцами за свободу. Экстремистские актыже можно определить более точно, опираясь на два основных критерия. Актынасилия относятся к категории экстремистских, если:
а) они не только используются вкачестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальныхцелей, но и являются инструментом публичности и устрашения;
б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.
Оба этих критерия подчеркивают,что первейшая цель экстремистских актов не непосредственный физический вред, аих психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественноговнимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своихграждан. Несмотря на то, что отдельные экстремисты уже прославились на весьмир, экстремистские акты совершаются по большей части группировками.
В составе современной РоссийскойФедерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношениямежду различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличалисьсвоим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическимивзрывами конфликтности. И «зеркалом» всех изменений и перемен являлась молодежь– как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическимизменениям. Она замечает и остро реагирует на то, что ей кажетсянесправедливым, то, что не совпадает с ее общим мнением, зачастую навязаннымпсевдогероями с экрана телевизора, страниц газет и журналов. Мы то и делослышим высказывания политиков и общественных деятелей, казалось бы, умных иобразованных людей, которые являются той «искоркой,» из которой разгораетсяпламя экстремизма.
Конструктивному межнациональномусотрудничеству мешают различия между нациями, незнание и непонимание их культури традиций, этноцентрических установок.
Именно понимание культуры итрадиций другой национальной группы – источник конструктивногомежнационального сотрудничества.
С целью налаживания отношений междуразными этническими и национальными группами:
1) относитесь кчужой культуре с тем же уважением с которым относитесь к собственной;
2) не судите оценностях, убеждениях и традициях других культур
отталкиваясь от собственныхценностей.
Каждая культура имеетсобственную систему ценностей. А одинаковые
ценности представляют различнуюстепень важности (смотри таблицу №1). Это крайне важно не просто знать но иучитывать при общении.
3) никогда неисходите из превосходства своей религии над чужой религией.
4) Общаясь спредставителями других верований старайтесь понимать и уважать их точку зрения.
5) Помните, чтокаждая культура какой бы малой она не была, имеет что предложить миру, но неттакой культуры которая бы имела монополию на все аспекты.
6) Всегда помните,что ни какие научные данные не доказывают превосходство одной этнической группынад другой.
Эти простые правила могут уберечь как отдельные личности так и группы от попадания в ситуацию конфликта.
Многие ученые подчеркивают, что воснове молодежного экстремизма лежит так называемый этноцентризм — совокупность групповых конфликтных представлений, эмоционально-чувственных состояний иидеология вражды между своей и другими группами. Субъектами носителями этноцентризма(конфликтного этнического сознания) являются разные молодежные сообщества,которые дифференцируются от других по этническим, религиозным, социальным идругим признакам и могут рассматривать себя как «мы», а других как «они».Позитивные характеристики своей группы резко подчеркиваются ипреувеличиваются, а свойства других групп и их членов оцениваются постандартам своей группы (часто не всегда объективно) и при этом могутпринижаться. Эта идеология и установка постулирует неизбежность отчужденности,враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между сообществами. Наряду спонятием этноцентризма в литературе, общественно-политической и идеологическойпрактике используется ряд других терминов, которые или синонимичны или оченьблизки по своему содержанию понятию этноцентризма. Речь идет прежде всего отаких понятиях как национализм и терроризм.
Национализм как доминантанационального самосознания может означать привычку идентифицировать себя сопределенной нацией или другой общностью, ставя ее по ту сторону добра и зла,признавая единственную - обязанность продвигать ее интересы, а такжеобеспечивать больше власти и престижа не для себя, а для нации или другойобщности, которую индивид избрал для идентификации своей индивидуальности. Тоестьнационализм, как и этноцентризм – явление широкого национального плана, корникоторого могут иметь не только этническую, но и иную природу – политическую,идеологическую, социальную, религиозную и другую. Национализм как уникальноеявление требует особого пояснения :
Во-первых, национализм многимиавторами определяется как самоидентификация со своей нацией, как осознаниеобщности со своим национальным целым и естественная любовь к отечеству содновременным уважением и признанием права на самобытность других народов.Однако, это определение как бы «обеляет» все действия основанные на причинениивреда из-за чувства расовой, этнической или кокой либо другой неприязни,оставляя их за своими рамками. Поэтому оно не является точным и объективным.
Во-вторых, причины национализмаочень многолики и корни их понимания лежат в осознании неповторимости наций,этносов и нардов.
Следует отметить что национализм ипатриотизм имеют одни корни – преданность и привязанность к своей социальнойобщности (этнической, национальной или какой-либо другой), но затем взависимости от того как эта преданность воспринимается и реализуется вконкретных действиях различают две систему социально-психологических установок,которые совершенно по разному предопределяют характер отношений между людьмикак представителями разных сообществ. В одном случае они строятся на основевзаимоуважения и равенства, в другом - определяются явлением конфронтации, враждебности, стремлением к превосходству. Так почемуже национализм и патриотизмимея одни те же истоки имеют такие разные последствия . Ученые отмечают, чтодля внутреннего мироощущения представителей и того и другого направленияхарактерно состояние внутреннего конфликта, заключающегося в несоответствиимежду образом идеальной модели и реальной действительностью. В результате чегоменяется внутренний мир и позиция личности. Националист выстраивает для себявнутреннюю схему « я – хороший, мир – плохой». Эта схема позволяет оправдывать любые действия. А патриот пытается изменить этот мир другими конструктивнымипутями.
Для того что бы объяснить в какихслучаях и почему движения, стоящие за общественные изменения прибегают кнасилию, а не общепринятым формам политического участия, некоторые авторыпереносят гипотезу фрустрации — с индивидуального на групповой уровень. Онирассматривают акты экстремизма как результат причиной которой стала социальнаяи политическая объделенность. В некоторых случаях видимая несправедливость,которая привела к зарождению экстремизма, восходит непосредственно копределенным историческим событиям. Другие формы экстремизма в основу своихдействий кладут неспособность оказать значительное влияние на политическиерешения, они часто культивируют позицию нравственного превосходства над жертвами,откуда выводят оправдания своих жестоких деяний.
Однако, с учетом того, насколькошироко распространена социальная и политическая несправедливость, затрагивающаябольшое число людей, которые при этом не становятся экстремистами, необходимоввести дополнительные факторы для объяснения условий, при которых фрустрациявыливается в экстремистскую деятельность. Анцупов предлагает модель, основаннуюна взаимодействии разных причин, он утверждает, что экстремизм – этоодновременно функция ситуационных и индивидуальных факторов: «истоком вбольшинстве случаев являлось широко распространенное движение социальногопротеста. Стычки с властями зачастую ожесточенного характера, и неуспех попытоквызвать народную реакцию привели к расставанию с иллюзиями и деградациидвижения. Осколки движения оформились в небольшие подпольные группировки,сохранившие мало контактов с внешним миром и яркую внутригрупповую преданностьи сплоченность. Эти обстоятельства повысили статус агрессивных индивидов долидерских позиций и позволили им ввести акты агрессии и насилия в качествеизлюбленного образа действия».
В дальнейшем анализе он сталзаниматься исследованием более конкретных установок патриотизма и экстремизма.В то время как патриотизм связан с чувством гордости за свою национальнуюпринадлежность, национализм связан с чувством национального превосходства ивласти над другими нациями. Анцупов утверждает, что национализм теснее, чемпатриотизм связан с одобрительным отношением к вооруженной агрессии иописывает исследование, в котором подтвердилось функциональное различие этихдвух типов установок. Испытуемым (молодым людям от 15 до 28 лет) давалипослушать военную музыку (военные марши) либо патриотическую музыку(государственный гимн России), и затем исследовали влияние музыки на уровеньпатриотизма и национализма. Оказалось, что военная музыка способствуетусиления национализма, но не патриотизма, тогда как патриотическая музыкаоказывает противоположное действие. Анцупов делает вывод о том, что «существуетвозможность сохранить и даже укрепить патриотическую привязанность к однойнации, одновременно способствуя антиксенофобским установкам, снижающимвероятность появления агрессии». Он проводит различия между «слепым» и«конструктивным» патриотизмом. Первый обозначает неумеренное самоотождествление и некритическое принятие собственной нации, тогда какпоследний касается более критичного отношения, сочетающего в себе позитивнуюоценку своей нации с общей заботой о гуманитарных ценностях.
В результате он пришел к выводу, чтоиндивиды, для которых в высокой степени характерен слепой патриотизм, в товремя как в отношении конструктивного патриотизма такой связи получено не было.
Чувство национальногопревосходства также рассматривается как фактор, способствующий всплескамагрессии и экстремизма, наряду с тремя культурными предпосылками, ведущими кразвитию агрессии против других наций:
1) возникновениеидеологии антагонизма, вызванное изначальным разделением «своя», «чужая»группа, что затем приводит к тому, что внешней группе приписываются крайненегативные, часто основанные на стереотипных представлениях черты.
2) идеологиянациональной безопасности, в которой непрерывная оценка опасности противника иприспособление к ней заменяется безоговорочной целью любой ценойгосподствовать над ним.
3) видение мира всвете питаемых войной ценностей, таких как товарищество, преданностьнациональная гордость или достойная цель.
В проведенном анализе упор делаетсяна психологических механизмах, задействованных в насилии на психологическойпочве. И действительно межэтнические конфликты имею глубинную психологическуюоснову, и часто возникают вокруг проблем идентичности, символов, легитимности,памяти и восприятия справедливости. В то же время верно и то, что на проявлениеэкстремизма сильнее чем на другие виды агрессии влияют факторы непсихологического характера, исторические и материальные масштабы конфликта.
Важно отметить, что каждоеобщество обязано предоставлять своим гражданам максимально возможную защиту отагрессии и насилия. Несмотря на то, что в конечном счете агрессивное поведениедолжно измениться на уровне личности, социальные нормы и общественныемероприятия оказывают большое влияние на масштабы агрессии, демонстрируемойотдельными индивидами или отдельными личностями. Здесь уместным будет отметитьсвязь между доступностью материалов содержащих откровенные сцены насилия иуровнем агрессии. Выявлено, что чем более доступными являются материалы сосценами насилия тем больше случаев проявления насилия в жизни. Не смотря на то,что в различных СМИ обсуждается инициатива по ограничению содержания сценнасилия и их доступности, предпринимаемые с целью уменьшения агрессивностизрителей. Однако, маловероятно, что попытки медиа-индустрий как-то регулироватьсвои действия пойдут достаточно далеко, учитывая, то что передачи со сценаминасилия привлекают большую зрительную аудиторию. Таким образом, цель защитынаселения от высокого уровня насилия не совпадает с экономическими интересами.Поэтому важно, чтобы независимые организации, действующие на строгоопределенной правовой основе, взяли на себя обязанность контролировать доступность содержащегося в средствах массовой информации насилия
Выступая с точки зрения экологииможно предложить для предотвращения преступности подход, основанный насоздании физической среды, ограничивающей возможности агрессивного поведениямолодежи. Меры по снижению возможностей преступной деятельности включают всебя: барьеры, с которыми сталкивается агрессивная молодежь (создаваемые при помощифизических препятствий или контроля доступа); контроль над стимулирующимиагрессию факторами (например, запрет на продажу алкогольных напитков во времяспортивных мероприятий); внедрение неформальных систем надзора (например, камерCCTV для видеонаблюдения, системпросмотра местности). Однако, важнейший вопрос заключающийся в том способны лиэти меры снизить общий уровень преступности, или они приводят лишь к«смещению» неправомерных деяний к менее защищенным объектам. Ученые оцениливлияние мер по увеличению милицейского контроля на уменьшения числа актовнасилия, совершаемых подростками и молодежью. Они установили, что введениекомендантского часа и запрет на пребывание в определенных местах значительноснижают уровень насилия, тогда как просто увеличение присутствия патрулей неимеет эффекта. Возможно, более эффективный способ предотвращения агрессии –удаление стрессов, которые, как известно, усиливают склонность к агрессии черезвозбуждение негативных эмоции, например, высокой температуры, шуме и тесныхусловий проживания. Этого можно достичь, если, например, установить в учебныхзаведениях систему кондиционирования воздуха или увеличить объемы строительствастуденческих общежитий.
Ещё одним важным механизмомконтроля насилия и агрессии на уровне общества, является наложение юридическихсанкций. Сверг того что взыскание накладывается на отдельного правонарушителя,совершившего преступление, наказание агрессивного поведения рассчитано и нато, чтобы действовать как средство устрашения, препятствующее совершениюдальнейших актов насилия.
В подробном обзоре Крэйхи делаетвывод о том, что устрашающее воздействие юридических санкций в основном ненаходят подтверждение. Хотя в результате некоторых исследований и былообнаружено краткосрочное воздействие более сурового наказания; в целомподтверждение гипотезы устрашения неубедительны.
Особое внимание привлекает темароли юридических санкций в предотвращении насилия в связи с большими спорамивокруг вопроса смертной казни. Согласно теории устрашения «предотвращениепреступлений требует создания системы наказания, которая докажет, чтопреступление «не окупается». Кроме того теория оговаривает, что преступномудеянию предшествует рациональный процесс принятия решения, в ходе которогопотенциальный правонарушитель взвешивает предполагаемые выгоды от преступленияи издержки в виде наказания. За небольшим исключением, исследованиеустрашающего влияния смертной казни на совершение убийств ограничены США,поскольку это единственное развитое государство, в котором сохранилась высшаямера наказания. В этих исследованиях, обзор которых выполнил Бейтли и Петерсон,используются два основных метода: сравнение показателей убийств по штатам США,где существует смертная казнь и где она отменена и сравнение этих показателейдо и после отмены смертной казни в пределах одного штата. Результаты,полученные с помощью обоих методов, совпадают: они противоречат гипотезеустрашения, поскольку не удалось обнаружить более низкого уровня показателей вштатах, где существует смертная казнь, и его повышения в штатах, где онаотменена. Дополнительно гипотезу устрашения оправдывают данные, которыепоказывают, что с уровнем убийств не связана ни несомненность наказания, нибыстрота, с которой преступников приговаривают к смертной казни. Даже когда к смертной казни приговаривали быстро и с высокой определённостью, онаоказывалась неспособной действовать средством устрашения, удерживающих отсовершения будущих преступлений. Это справедливо и в отношении различных типовубийств, включая милицейские убийства и убийства совершённые женщинами. Рассматриваяэти данные, в подавляющем большинстве случаев, опровергающие устрашающийэффект смертной казни, Бейли и Петерсон заключают, что «творцам политикиследовало бы рассмотреть вместо смертной казни иные методы, что бы существеннопонизить уровень совершаемых убийств». Этот вывод содержит отношение и к темстранам, где ещё не отменена смертная казнь, но общественное мнение требуетзаново её ввести, что происходит через регулярные промежутки времени послегромких случаев убийств.
Следует отметить, что необходимобольшее внимание детям и подросткам по двум причинам: 1. Агрессивное поведениес чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на раннихстадиях индивидуального развития, и если остаётся без должного внимания то,может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида. Следовательно,чем скорее начнётся работа с моделями агрессивного поведения, то тем большешансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни; 2. Серьёзные формынасилия распространённые среди подростков причиняют вред большему количествулюдей.
Большая доля актов насилия инетерпимости происходит в стенах общеобразовательных учреждений,непосредственно за её пределами, там, где дети и подростки проводятзначительную часть времени и завязывают социальные отношения. Поэтому школы,ВУЗы, и центры дополнительного образования – это «горячие точки» агрессии, и втоже время они выступают в качестве арены осуществления антинасильственных программ(см. таблицу №2).
Такие программы со всейочевидностью показывают, что для борьбы с агрессией в общеобразовательныхучреждениях требуется сочетание целого ряда методов.
В общеобразовательных учрежденияхдолжна быть сформирована такая атмосфера, в которой: 1. Учителя и ученикипризнают акты жестокости, насилия и агрессии, относясь к ним со всейсерьёзностью, а не считая их чем-то незначительным; 2. случаи насилия иагрессии систематически отслеживаются; 3. демонстрация жестокости единодушно отвергаетсяучениками как недопустимая.
По мере работы с данной проблемоймы хотели бы предложить методы свои методы решения.
1. Обучениеперсонала. Необходимо осведомлять преподавателей о психологических факторах исоциальных факторах, способствующих участию в деструктивных группах, оструктуре и методах действия групп, их основных опознавательных знаниях, атакже о деятельности местных группировок.
2. Образовательныеподходы. Среди мер направленных на учащихся как потенциальных членов групп,широко используется «воспитание сверстников». Встречи с представителями«конструктивной молодёжи» (спортсмены, талантливая молодежь).
3. Кодекс внешнеговида и поведения. Ещё один распространённый элемент мер по предотвращениюнасилия – наложение ограничений на то как учащиеся одеваются и как они себяведут. В группировках часто разрабатывается системы символьной коммуникации,которые служат для укрепления внутригрупповой сплоченности, и сигнализируетчужакам о враждебности. Например «правые группы «Скинхедов» используют белыешнурки в своих тяжёлых кожаных бутсах. Этим они выражают готовность кфизической агрессии. Такие меры, как запрет на знаки отличия и запрещениеиспользовать определённые словесные выражения могут сделать присутствие членовгруппировки менее заметным и снизить уровень общения основанного на членстве вгруппировке.
4. « Планыбезопасности» — комплекс мер, позволяющий избежать насилия в школе:установление ССTV камер,аппаратуры просмотра местности, охраны. Это также поможет уберечь и оттерроризма.
Помимо активных мер по обеспечениюфизической безопасности подростков и молодёжи не стоит забывать и духовномпросвещении, которое, прежде всего, заключается в воспитании толерантности.
Важность формированиятолерантных отношений у молодёжи обусловлена тем, что вопрос об уровнетолерантности российского общества является сегодня критически важным.
Обострениемежнациональных конфликтов, усиление тенденций проявления ксенофобии –животрепещущие проблемы современной России. Сложная социально-экономическаяобстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потокинепосредственно влияют на общественное мнение в области межэтническихотношений.
Нет, к сожалению,системного и взвешенного подхода к решению национального вопроса. На государственномуровне делаются лишь первые попытки создания эффектных программ национальнойполитики, и также необходимых правовых актов, направленных на регулированиеразличных сторон федеративного и национального законодательства. В Целяхразработки и реализации единой государственной политики по формированиютолерантности и профилактике экстремизма в российском обществе была созданаспециальная межведомственная программа, так как решение такой задачи требуетскоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств (Федеральнаяпрограмма «Формирование толерантного сознания и борьбы с экстремизмом»).Неслучайно стали предметом международной программы ЮНЭСКО.
В 2001г. началосьМеждународное десятилетие культуры мира и ненасилия для всего мира. В этомконтексте программа терпимости была инициирована в рамках национальнойстратегии развития гражданского общества. Она направлена на восстановление иукрепление величайших культурных, исторических и моральных ценностей России впротивовес таким явлениям как этническая, религиозная и политическаянетерпимость. Консолидирующим фактором национальной политики может статьобразовательная стратегия учитывающая многонациональную и многоконфессиональнуюструктуру России.
Следующая особенность заключаетсяв том, что в рамках такой деятельности огромное внимание должно быть уделеномолодёжи, значительную часть которой составляют студенты. Именно они наиболеечутко воспринимают социокультурные изменения в обществе. Нельзя забывать итом, что многие сегодняшние студенты обучались и воспитывалась в школе вобострённой обстановке межнациональных, межэтнических конфликтов.
Необходимо осуществлятьспланированное воздействие на процесс формирования жизненных ориентациймолодёжи и собственно, на будущее тех народов к которым эта молодежьпринадлежит. Стоит обратить особое внимание на студентов педагогических учебныхзаведений, будущим учителям и наставникам, которые и должны привить данныеценности детям. Сегодняшние дети это будущие жители единого демократическогогосударства, которое станет по настоящему демократичным только в том обществе,где на всех уровнях сформированы и действуют толерантные отношения.
Что же подразумевает под собойтолерантность? Энциклопедический словарь трактует её как терпимость к чужиммнениям, верованиям, поведению. Таким образом, толерантность охватывает всестороны человеческих отношений: социально-экономические, политические,религиозные. Рассмотрим особенности влияния на формирования толерантности вобществе?
Во-первых, существуют экономическиеи социально-политические реалии, несомненно влияющие на степень толерантностиобщества. Большую роль играют определённые институты, которые черезпроизводство и распределение ценностей как правило упорядочивают иструктурируют поведение индивидов и поддерживают общепринятые нормы поведения,создавая тем самым общепринятый потенциал в обществе.
Во-вторых, существуют ощутимаянехватка специалистов и общеобразовательных предметов в школах и ВУЗах, которыебы условии общие представления о структуре современной культуры, о различииментальностей и менталитетов.
Одним из методов предупрежденияпроявления экстремизма в молодёжной среде должен стать диалог между разнымиобщностями.
Диалог является краеугольнымкамнем глобального ответа на любого рода конфликты и насилие, прежде всего те,что основаны на фанатизме и нетерпимости. Поскоку этот диалог будет охватыватьразные слои населения в разных уголках страны, то призывы к конфликту будутвстречены к призыву к компромиссу. Ненависть будет встречена толерантностью.
Насилие – решимостью.
Диалог основан скорее на пониманиитого, что мы представляем множественность культур, а не на том, что мы всеодинаковы и согласны друг с другом.
Идея о том, что есть лишь одиннарод, который знает правду, один ответ на мировые проблемы или одно решениеудовлетворяющие нужды населения на протяжении истории, приносила огромный вред.Когда разнообразие идентичности ставится под сомнение, когда отрицается какойлибо образ жизни, когда существует угроза фундаментальной свободе выбирать свойобраз жизни, именно тогда неизбежен конфликт, насилие и страдание.
Мы все должны осознать чтоявляемся продуктами многих культур и воспоминаний; что толерантность позволяетнам изучить другие культуры и учиться у них, что наша сила – в способностисоединить близкое с чуждым; что те, кто воспринимает разнообразие как угрозу,лишают себя очень многих знаний.
Каждый из нас имеет право на своюособую веру и наследие. Но представление о том, что наше обязательнопротиворечит «их нему», как неправильно так и опасно. В противоположностьнекоторым предположениям, мы можем любить то, чем мы являемся, и при этом нененавидеть то, чем мы не являемся… Воспитать человека мобильного и умелого,способного адаптироваться в стремительно меняющимся мире, владеющегокомпьютером, иностранными языками, основами современных экономических знаний –этой исключительно прагматической задачи мы посвятили в последние годыдостаточно много усилий, забывая о том, что не менее важной целью образованияявляется воспитание человека духовного.
Современная история показывает, чтоот националистических движений не избавлены ни высокоразвитые, ни традиционные,ни бывшие социалистические страны, что нередко приводит к вооруженнымстолкновениям на межнациональной почве, влекущими за собой человеческиежертвы.
Как свидетельствует зарубежный иотечественный опыт, конфликты на почве национальной, этнической и другойнеприязни носят затяжной характер. Выход из состояния конфликта – процессдлительный и болезненный, требующий многочисленных усилий со стороныгосударственных органов, общественных организаций, институтов гражданскогообщества, политических партий и движений
Для каждого общества роль такогособытия как случаи проявления национализма и ксенофобии, следует рассматриватькак особый сигнал беспокойствия и тревожности, так как за этим может следоватьоткрытое противостояние, в том числе и вооруженное
Поэтому особую важность приобретаетдеятельность по своевременному предупреждению обострения межнациональныхобострений.
В свою очередь предупреждениемежнациональных конфликтов представляет собой исключительно сложную задачу,поскольку это явление порождается многими социальными, политическими,психологическими, экономическими, историческими и иными причинами.Следовательно такие причины должны быть объектами профилактическоговмешательства со стороны органов государственной власти, правоохранительных вособенности. Эффективность деятельности ОВД по предупреждению и пресечениюпротивозаконных деяний на национальной почве будет достигнута, еслигосударственные органы власти серьезно будут работать над вопросами разрешениянакопившихся проблем.
Общие предпосылки: Осознание и вовлечение со стороны взрослых ( родителей, учителей).
Мероприятия на уровне школы:
· Анкетное обследование;
· День общешкольного совещания;
· Усиленный надзор во время перемен;
· Встречи родителей с учителями (родительские собрания);
Мероприятия на уровне класса:
· Установление классных правил антиагрессивного поведения;
· Встречи класса.
Мероприятия на индивидуальном уровне:
· Серьезные беседы с задирами и жертвами агрессивного поведения;
· Серьезные разговоры с родителями замеченных учащихся;
· Изобретательность родителей и учителей .
Комплекс мер по борьбе с проблемойдетской жестокости и агрессивности в школе