Реферат по предмету "Социология"


Характеристика среднего класса в России

Содержание
Введение
1. Понятие среднего класса
2. История среднего класса в России
3. Критерии отнесения к среднему классу
3.1 Уровень образования
3.2 Уровень доходов и стандарт потребления
3.3 Самоидентификация как представителя среднего класса
3.4 Структура признаков среднего класса
4. Функции среднего класса
Заключение
Список литературы

Введение
Впервыепонятие «средние слои» применительно к обществу начал употреблять ещеАристотель. Именно он высказал идею, которая с тех пор регулярно повторяетсямногими учеными: чем больше будет эта средняя часть общества, тем стабильнее будети само общество. В XX веке понятие«среднего класса» получило очень широкое распространение, поскольку именно вэто время наблюдалось его резкое численное увеличение. Анализом среднего классазанимались Макс Вебер, Норман Элиас, Л.Уорнер, Д.Голдторп и др. Даже марксисты,несмотря на абсолютизацию биполярности классовой структуры (пролетариат –буржуазия), признавали существование среднего класса, относя его кпромежуточным социальным группам. Наиболее глубоко и всесторонне проблемы среднегокласса рассматриваются в рамках стратификационного (функционального) подхода всоциологии.
В даннойкурсовой работе поставлена цель разобраться с самим понятием среднего класса,определить его численность в России и узнать, справляется ли он со своимифункциями в нашей стране.
Последнеевремя в средствах массовой информации понятие среднего класса употребляетсядостаточно часто. Поэтому тему, заявленную в курсовой работе, несомненно, можносчитать актуальной.
Хотелось бынадеяться, что после окончания вуза мы тоже сможем ощутить себя представителямиэтого социального слоя (хотя особенно оптимистично настроенные граждане могутсделать это уже сейчас), что делает данную тему особенно интересной.

1. Понятиесреднего класса
Прежде чем перейтик рассмотрению среднего класса в современной России, необходимо разобраться,какие слои населения принято относить к данной группе вообще и какие функциивыполняет это общественное образование.
Средний класс (middle class) – это часть общества, которая занимает постатусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом. [5]
Чаще всего вкачестве основных объективных критериев отнесения к среднему классу называют:
·  уровень образования и доходов;
·  стандарты потребления;
·  владение материальной илиинтеллектуальной собственностью;
·  способность квысококвалифицированному труду;
·  самоидентификация как представителя«социальной середины».
Существует два подхода кхарактеристике структуры среднего слоя.
Одни ученыерассматривают средний класс как некое довольно однородное по доходам и условиямтруда образование, занимающее промежуточное положение между высшим и низшимслоями общества.
Болеераспространен второй подход, сторонники которого подчеркивают неоднородностьсреднего класса. Энтони Гидденс внутри него выделяет две основные категории.Первая – «старый средний» класс – включает в себя мелких предпринимателей.Вторая категория – «новый средний» класс – состоит из высокооплачиваемыхнаемных работников, занятых интеллектуальным трудом. Сейчас большинствосреднего класса – это люди, источником дохода которых служит их личный труд,профессиональные навыки, а не владение частной собственностью, как было раньше.

/>
Еслипредставить схематически социальную структуру развитых стран, то получится«яйцо» (рис. 1): небольшие по численности низший (бедные слои) и высший(богатые слои) классы, многочисленный средний класс. К среднему классу наданный момент относят примерно 60–70% населения развитых стран мира.
Средний классразвитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций. Самой основнойявляется функция социального стабилизатора: добившись определенного места всоциальной структуре общества, представители среднего класса склонныподдерживать существующее государственное устройство, которое позволило имдостигнуть их положения.
Также можновыделить:
·  функцию экономического донора – нетолько как производителя огромной части доходов общества, но и как крупного потребителя,инвестора и налогоплательщика;
·  функцию культурного интегратора –хранитель и распространитель ценностей, норм, традиций и законов общества;
·  функциюадминистративно-исполнительного регулятора – поставщик кадров чиновников иуправленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и длябизнеса.
В странах«третьего мира» фигура, адекватно отражающая социальную структуру общества –«пирамида» (рис. 1): небольшая группа людей высшего класса, несколько большаяпо численности группа представителей среднего класса, многочисленный низшийкласс. Относительная малочисленность среднего класса приводит к тому, что он неможет полноценно выполнять те же функции, что в развитых странах.
В каждой стране среднийкласс обладает той или иной спецификой. Близкими и легко сопоставимыми являютсякритерии образования и стиля жизни. Так, например, в Западной Европепринадлежность к среднему классу определяется наличием сбережений, а в Америке– широким использованием кредита. [5]

2. История среднего класса в России
Формированиесреднего класса в дореволюционной России имело свои специфические особенности.Основной массой этого класса были не частные собственники, а очень пестрая инеоднородная группа людей – чиновники и служащие, студенты и разночинцы. В СоветскойРоссии уже к 1960-м сформировался довольно многочисленный слой людей сосредними доходами – руководящий персонал низшего и среднего звена,представители технической и творческой интеллигенции, высоквалифицированныерабочие. По многим характеристикам (прежде всего, по уровню образования) данныйслой сопоставим с западным средним классом. Специфической особенностьюоставалось отсутствие у этих людей сколько-нибудь значительной частнойсобственности (кроме квартиры и машины). В отличие от сильно дифференцированногосреднего класса на Западе, советские средние слои отличались большой степеньюоднородности.
Вдореволюционной и в советской России единственной формой осознания социальнойобщности средних слоев было ощущение их принадлежности к интеллигенции. Самопонятие «средний класс» стало широко употребляться в нашей стране только в ходеперестройки.
С началомрыночных реформ в нашей стране начинает формироваться группа людей, которые посвоим параметрам напоминали средний класс на Западе. Существенный удар понарождающемуся среднему классу был нанесен кризисом 1998. Это событиепрактически низвело огромную массу российской интеллигенции на позиции низшегокласса («новые бедные») и развело общество по доходам на два полюса.Последующий экономический подъем вновь усилил консолидацию среднего класса.Однако и в настоящее время этот процесс далек от завершения.

3.Критерии отнесения к среднему классу
 
3.1 Уровень образования
Уровень профессиональногообразования – тот критерий, который по определению отличает средний класс отдругих групп.
Диаграмма 1 [3]
/>
/>Болеедвух третей представителей средних слоев имеют высшее образование, ипрактически никто из них не входит в группу не имеющих профессиональногообразования (что было возможно по критериям выделения среднего класса толькодля предпринимателей).
Последнее обстоятельствохарактерно и для представителей периферийных слоев. Но профессиональноеобразование последних в большей степени среднего уровня. Для представителейдругих массовых слоев характерна прямо противоположная ситуация: половина изних имеет низший уровень профессионального образования (ПТУ) или вообще его неимеет. Однако сам по себе тот или иной уровень образования еще не являетсягарантией достижения определенных социальных или профессиональных целей. Многоезависит от возможности эффективного использования полученного образования.
Представителисреднего слоя России, как и за рубежом, – это люди, как правило, имеющиевысокий уровень профессионального образования.
Побольшинству же остальных критериев (уровню доходов, образцам потребления истилю жизни) этот слой российского общества мало отличается от низшего класса.
Очень большая частьроссийского среднего класса (примерно 40%) – это «старый средний» класс, тоесть собственники-предприниматели. Что касается интеллектуалов, то они взначительной степени вытеснены в более низкий слой. Таким образом, «новыйсредний» класс в постсоветской России гораздо малочисленнее, чем в развитыхстранах. [5]
По данным исследований Левада-Центра за 2007 год при прочих равныхусловиях берут на работу человека с дипломом о высшем образовании. С точкизрения работодателя, диплом о высшем образовании, как было заявленореспондентами в исследовании, есть свидетельство того, что человек умеет учиться.[6]
3.2 Уровень доходов и стандартпотребления
Одним из основныхкритериев при выделении среднего класса традиционно является уровеньматериального благосостояния.
Рассмотрениеимущественных характеристик представителей среднего класса тесно связано срассмотрением их стандартов потребления. Ежемесячный уровень дохода на одногочлена семьи составляет в среднем классе в среднем 10427 рублей [3].

Диаграмма 2 [4]
/>
«Джентльменскимнабором» — квартирой, машиной и дачей — владеют 23% среднего класса. Изназванных товаров его представители в среднем имеют по 8 — 9 предметов (другиегорожане — около 7). Особенно сильно они обогнали прочие слои населения повысокотехнологичным товарам: компьютерам, видеокамерам, цифровым фотоаппаратами т.д.
Если говоритьо мечтах, то представители среднего класса в первую очередь хотели бы купитьквартиру (41%). Причем у трети из тех, кто высказал такое желание, жилищныеусловия и так хорошие. Просто покупка квартиры рассматривается ими как способвложения денег.
Диаграмма 3 [4]
/>

Свободные средства«середняки» чаще всего держат на сберкнижке (16%) или покупают на них валюту(13%).
В недвижимость и вкоммерческие банки они вкладывают деньги значительно реже (по 6%). По старинкекопят деньги дома на «черный день» 18% среднего класса. А у трети делатьсбережения вообще не получается.
3.3 Самоидентификация какпредставителя среднего класса
Почти половина населения (66,2% по данным Левада-Центра, 2007 г.) отождествляетсебя со средним классом – то есть более или менее довольны жизнью. Желание бытьсредним по-человечески понятно. В России это еще и определенная гарантиябезопасности.
Недавно красноярские социологи установили [8], что подавляющеебольшинство жителей даже самых неблагополучных деревень при анкетированииуверенно относят себя к среднему классу.
Действительно, сельский пенсионер, имеющий крышу над головой, живущий ссобственного огорода, да еще делающий на зиму заготовку грибов и ягод,справедливо считает себя «не хуже других», а значит, представителемсреднего класса.
С другой стороны, часть лиц, получающих достаточно высокие доходы иимеющие высшее образование, ощущают себя внизу социальной лестницы из-за того,что занимаются малопрестижным с их точки зрения видом деятельности (например,продавцы на рынке).
В вопросе самоиндефикации очень многое зависит от круга общения. Человек,у которого доход $5 тыс. в месяц, а его школьные друзья и коллеги имеют $10тыс., будет себя считать несчастным существом с несостоявшейся судьбой. А еслиу другого человека $1500, а его социальное окружение имеет доход в $1000, онбудет считать, что хорошо живет, его оценили.

3.4Структура признаков среднего класса
Таблица 1.Структура признаков среднего класса [1]Концентрация признаков среднего класса Число респондентов (в %) Ни одного признака 11,6 Средний класс Все три признака 25,5 Протосредний класс Образование + материальная обеспеченность 9,1 Образование + социальная самооценка 9,0 Материальная обеспеченность + социальная самооценка 21,8 Периферия среднего класса Образование 8,1 Материальная обеспеченность 5,0 Социальная самооценка 9,9
Таким образом, в современной России есть относительно небольшой«настоящий» средний класс (примерно 20–25% всего населения) и многочисленныепротосредние слои (еще примерно 60%), представители которого обладают лишьчастью признаков среднего класса. Эту ситуацию можно проиллюстрировать тремяпересекающимися кругами, каждый из которых символизирует тех людей, у которыхесть хотя бы один из трех признаков среднего класса (рис. 2): «ядро»соответствует «настоящему» среднему классу, прочие зоны – протосредним слоям. Вдальнейшем, возможно, будет происходить сближение российского среднего класса сего западным аналогом за счет диффузии представителей протосредних слоев в«ядро».
Выделяемые субклассы имеют не только разные внешние характеристики, но ипротивоположные взгляды и ценностные установки. Например, материальноориентированная группа людей (те, которые относятся к среднему классу по уровнюдоходов и стандартам жизни) придают большое значение достигнутому материальномуположению, низко ценя «уважение».
/>
Противоположнаягруппа – так называемые идеалисты (они относятся к среднему классу по «личномудостоинству») – ориентированы на социально-статусные отличия (ученая степень,знаки отличия и т.д.), не всегда связанные с заработком.

4. Функции среднего класса
Основной функциейсреднего класса является социальная стабилизация. Об этом говорил ещеАристотель: чем больше средняя часть общества, тем стабильнее и само общество.Добившись определенного места в социальной структуре, представители среднегокласса склонны поддерживать власть, при правлении которой они смогли достигнутьсвоего положения.
Российский же среднийкласс демонстрирует настороженное отношение к официальным властям.
Диаграмма 4 [1]
/>
Практически никто из представителей среднего класса не называетгосударство в числе тех, на чью помощь может рассчитывать в трудной ситуации.Общество, как следует из полученных данных, атомизировано и аномично. Каждый,какими ресурсами он бы ни обладал, справляется с трудностями в одиночку,рассчитывая лишь на поддержку семьи. Население не принимает активного участия вполитической жизни страны. Подавляющее большинство убеждено, что не может оказатьна нее влияния. По данным EU-Russia Centre за 2008 год на парламентских выборах33% не голосовали, 41% проголосовали за “Единую Россию”. Аналогичная ситуациябыла и на президентских выборах: 31% не голосовали вообще, 52% поддержалиМедведева.
Диаграмма 5 [7]
/>
Диаграмма 6 [7]
/>

Больше половиныпредставителей среднего класса не просто не принимают участия в политическойжизни страны, но и не имеют желания делать это. И такая позиция весьмаобоснованна: подавляющее большинство не верит в свою способность изменитьчто-либо, как-то повлиять на ситуацию. Люди не чувствуют стабильности, у нихнет убежденности в способности уберечь себя от произвола властей. По даннымEU-Russia Centre [7], 60% среднего класса думают, что не смогли бы защититьсвои интересы и права в случае их нарушения. 76% не чувствуют защищенности отпроизвола со стороны властей, милиции и других властных структур. Толькополовина (46%) опрошенных согласна с тем, что в России наступила стабильность.При этом из них 59% уверены, что ситуация может измениться в любой момент.
Таким образом, очевидно,что средний класс в России не выполняет своей основной функции поддержания истабилизации существующей структуры общества.

Заключение
Послерассмотрения понятия среднего класса и потенциальных представителей этогосоциального слоя в России можно прийти к выводу, что средний класс в России,если даже и существует, то он кардинально отличается от своих западныханалогов.
Во-первых, толькооколо 25% населения полностью обладает всеми признаками принадлежности ксреднему классу. Остальные 40% – двумя или даже одним.
Во-вторых,средний слой российского общества не справляется даже со своей основнойфункцией социального стабилизатора. Российский средний класс демонстрируетнастороженное отношение по отношению к официальным властям, хотя и неподдерживает представителей крайней оппозиции.
Ряд ученых говорит обабстрактности самого понятия «средний класс», которое соединяет слишкомразнородные группы людей, имеющие мало общего друг с другом. Другие сомневаютсяв возможности существовании такого класса в условиях российских реформ, которыепривели к резкой поляризации общества на бедных и богатых.
Хотелось быверить, что в дальнейшем, будет происходить сближение российского среднегокласса с его западным аналогом за счет диффузии представителей протосреднихслоев в «ядро». В начале XXIвека в России уже осознана необходимость целенаправленной государственнойполитики, направленной на «выращивание» среднего класса.

Список литературы
 
1. Авраамова Е.М. Средний класс эпохи Путина // Общественныенауки и современность, 2008, №1, с. 28-36
2. Кравченко А.И. Социология. Учебник. — М.: ПБОЮЛ ГригорянА.Ф., 2001.
3. Горшков М.К. Городской средний класс в современной России// www.isras.ru/analytical_report_MiddleClass.html
4. Как живет средний класс в России //http://www.kp.ru/daily/23852.3/63128/
5. Латова Н. Средний класс //http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/SREDNI_KLASS.html
6. Левинсон А. О среднем классе и конце прекрасной эпохи //Вестник общественного мнения, 2008 №6
7. Российский средний класс //http://www.levada.ru/press/2008070101.html
8. Симонян Р.Х. Средний класс: социальный мираж илиреальность? // Социологические исследования, 2009, №1, с. 55-61
9. Трофимова Е. Наш средний класс: от гаишников до«золотой молодежи» //http://www.utro.ru/articles/2005/03/02/413084.shtml


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.