Реферат по предмету "Государство и право"


Сравнительная характеристика основных современных и классических теорий происхождения государства и права

Содержание
 
Введение
1. Причины возникновения государства
1.1 Предпосылки возникновения государства
1.2 Причины возникновения государства
2. Основные теории происхождения государства
2.1 Классические теории происхождения государства
2.2 Современные теории происхождения государства
3. Особенности возникновения права
3.1 Понятие права
3.2 Источники возникновения права
Заключение
Список литературы
 

Введение
 
Рассматривая процесспроисхождения государства и права, как основополагающих элементов развитияобщества, следует отметить, что данный вопрос имеет актуальность не зависимо отпериода времени, кроме того исследования данной проблематики вызывает не толькоакадемический но и политико-правовой интерес.
Исследование вопросапроисхождения государства и права позволяет глубже понять основы социальнойприроды государства и права, а так же дает возможность проанализироватьпричины, условия и основные факторы происхождения государства, а так жесущность природы права, ее основных признаков и источников права.
В настоящее время мы всечаще возвращаемся к истокам того или иного вопроса, а следовательно и ответы навозникающие вопросы мы находим в прошлом.
В целом процесс познаниявсех элементов государственного устройства начинается с познания теорийпроисхождения государства, и поиска ответа на вопрос всегда ли государства существовало,как социальный институт или его появление стало результатом каких либоисторических изменений.
Целью данной курсовойработы является исследование вопроса происхождения государства и права с точкизрения классических и современных теорий.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить ряд задач, которые в свою очередь выраженыв главах данной курсовой работы. Итак, основными задачами решения, которыеизложены в рамках работы, является:
1. Основные причинывозникновения государства.
2. Рассмотренияосновных классических и современных теорий происхождения государства.
3. Особенностивозникновения права.
В ходе рассмотрениявопросов автор приходит к выводу, что основными принципами образованиягосударства является конкретный исторический период времени, общим, чтообъединяет все теории, это то, что государство в той или иной степени являетсярезультатом человеческой деятельности и следовательно призвано решать проблемуименно человека. При этом, сам человек в свою очередь не может существовать внегосударства, так как именно оно и определяет основные нормы и принципывзаимодействия между участниками общественных отношений.

1. Причины возникновения государства
1.1 Предпосылки возникновениягосударства
Прежде чем мы начнемрассматривать основополагающие причины возникновения государства необходимочетко определить, что же в современном понимании есть само государство. Итак,государство есть ни что иное как, группа людей, объединившаяся в единыйобщественный союз для осуществления постоянного общения, ведения совместногохозяйствования, не только с целью личного благосостояния, но и для обеспечениядостойного существования своих приемников. В рамках такого рода союзавырабатывается, его участники вырабатываю внутри себя особый общественныйорган, руководящий ее жизнью в потребных отношениях и составила из себя односамостоятельное и независимое целое.
Для существования любогогосударства необходима добровольная, прочная солидарность большинства взрослыхчленов данного объединения. Следовательно, государство не было и не могло бытьдо тех пор, пока отдельные лица, под давлением житейских потребностей, ненаучились достаточно единению друг с другом ради общности интересов, покасемейная солидарность оставалась вообще очень слабой и непрочной, а родовой исовсем не было или же она проявлялась лишь кое-где, временно в слабой степени.
Впервые возникновениегосударства стало возможно в двух случаях:
1. в процессесущественного разрастания стадной семье и развития семейной солидарности дозначительных размеров и прочности.
2. в случае когда общностьинтересов установилась между членами в моногамических, полигинических,полиандрических и малолюдных стадных семьях и сверх того явилась значительнаяродовая солидарность.
Итак, в рамках первогослучая государство может, возникнут в рамках одной многолюдной стадной семьи, аво втором случае как союз нескольких семей. Но, в конечном счете, все они возникаюткак результат естественного прироста численности населения.
В целом для развития истановления государства как общественного института необходима, чтоб группалюдей, способная к объединению, действительно объединилась в одно целое ивыработала внутри себя особый общественный орган, руководящий ее жизнью.
Исходя из вышесказанного,перейдем к рассмотрению основных причин и факторов возникновения государства.
 
1.2 Причинывозникновения государства
Говоря о причинахвозникновения государства необходимо отметить, что данный процесс закономерными явился следствием естественного развития общества в условиях достижения определеннойстепени зрелости. Государство было выделено из общества в процессе распадаустоев первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин ифакторов. К такого рода факторам можно отнести следующие:
- всестороннеразвивающийся процесс общественного разделения труда. В рамках данного процессапроисходило выделение управления в целях повышения его эффективности вспециальную отрасль общественной деятельности. Так, по мере развитияпроизводительных сил, а так же расширения хозяйственных и иных связей,укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усиленииуправленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов.
- возникновение иразвитие частной собственности в процессе становления общественного производства,а так классов и эксплуатаций. В конечном счете, государство появилось какрезультат классовой раздельности и неприменения межклассовых взаимоотношений,как политическая организация экономически господствующего класса и орудиеподавления им других классов и слоев. Такого рода позиция происхождениягосударства была наиболее близка марксисткой идеологии. В частности Ленин всвоих трудах неоднократно утверждал, что государство это «машина для угнетенияодного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочиеподчиненные классы[1]»
При этом немарксистскиенаучные направления в целом не отрицают важного влияния экономических исоциально-классовых отношений на формирование государственности, но при этомони не возвышают роль частной собственности и классов. В истории известныслучаи, когда образование государства исторически предшествовало испособствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития помере стирания классовых противоположностей и демократизации обществагосударство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.
В рамках политическойтеории наряду с классовыми причинами, выделяют и ряд других причинных факторовспособствующих возникновению государства. Итак, к такого рода факторамотносятся: демографические, антропологические, психологические, рациональные и эмоциональные, а так же завоеваниетерритории. Рассмотрим каждый фактор в отдельности.
- Демографическийфактор. В рамках данного фактора речь в первую очередь идет о воспроизводствесамого человека. В рамках воспроизводства в первую очередь говориться о ростечисленности и плотности населения, перехода от кочевого к оседлому образужизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышалопотребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими наопределенной территории.
- Антропологическийфактор. Основоположники и последователи данной концепции считают, чтоисточником государственной формы организации является сама общественная природачеловека. Еще в античное время в своих трудах Аристотель писал, что человек,будучи существом в высшей степени коллективным, самостоятельно можетреализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство же, подобносемье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству наопределенной стадии развития высшая форма общежития.
- Психологический,рациональный и эмоциональный фактор. В данном случае государство рассматриваетсякак результат человеческого мышления и разума, созревающий под влияниемпотребностей и эмоций человека. Такого рода точка зрения характерна, вчастности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса,сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора осоздании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей,опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый планчеловеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечитьестественные права человека, чем традиционные, догосударственной формыобщежития.
Очевидным является тот факт, что реальное государство возникло врезультате длительного естественно-исторического развития государства, а не врезультате подписания общественного договора.
Но для определенного промежутка времени концепция государства имелапрогрессивное значение, поставив на первый план проблемывзаимоотношений личности, общества и государства.
- Заключительнымфактором является – завоевание одних народов другими. Одну из важных причинданного фактора возникновения государства, придавали сторонники теории насилия- Л. Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. Согласно их концепции государство возниклов результате внешних завоеваний и политического насилия, что в свою очередьусугубляло социальное неравенство, приводит к образованию классов иэксплуатации.
Так же в ряделитературных источников можно встретить и такие факторы, как географические,этнические и др.
На основании всеговышеизложенного можно обобщить все факторы и признаки возникновения государствав одну единую структурную схему (рис.1.)
/>
Рис. 1. Причины возникновениягосударства
Исходя из всеговышеизложенного можно констатировать, что государство стало результатомсовокупного сочетания различных причин и факторов. В целом государствовозникает, развивается и видоизменяется под воздействием как внешних, так ивнутренних причин, которые не могут существовать в отдельности друг от друга.Государство возникает, существует и развивается как результат усложненияэкономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей вупорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

2. Основные теории происхождениягосударства
На протяжении длительноговремени, как в прошлом, так и в настоящем различные ученые, историки иполитологи пытались найти объяснения причин возникновения государства, какважнейшего института человеческого общества. На сегодняшний день существуетбольшое число теорий происхождения государства, и каждая из них имеет место насуществование. В рамках данной работы мы рассмотрим наиболее распространенныеклассические и современные теории происхождения государства.
 
2.1 Классические теории происхождениягосударства
Теологическая теория иликак ее еще называют божественная, основывается на теории происхождениягосударства, как наиболее ранней теории, возникшей из первоначальныхрелигиозно-мифологических представлений о происхождении мира.
Теория базируется намнении, что поскольку мир сотворил Бог, то и государство имеет в своей основебожественную сущность. Наиболее известным представителем этого учения являетсяученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
Не смотря на то, чтотеологическая теория зародилась в глубокой древности, наибольшее развитие онаполучила в эпоху средневековья (при феодализме). При этом следует отметить, чтоданная теория имеет место существования и в современном обществе, примеромможет служить официальная доктрина Ватикана.
В основе теологическойтеории лежит принцип не разграничения процессов возникновения общества,государства и права. Общество, государство и право являются творением ипрактическим воплощением воли Бога на земле. В целом вся теория построена напринципе, что все, что существует на земле, есть воля божья. При этомгосударство и общество вечны, как и само божественное явление. По мнениюпоследователей теологической теории наместников бога на земле, является монарх,и именно он является единственным правителем государства способным воплотитьволю Бога на земле. Как следствие народ должен беспрекословно повиноватьсявелениям государственной воли, как продолжению воли божественной.
С точки зрения научногоподхода теологическая теория достаточно уязвима. В ходе историческихпреобразований, и возникновения новых теорий происхождения государства и правабыли выдвинуты теории о том, что государство возникло не по средствомБожественного волеизъявления, а по желанию самого человека. Даже пророкМухаммед, действовавший, как он утверждал, по воле Аллаха, сам организовалвойско и захватил Мекку. Но в то же время особенность теологической теориипроисхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники аппелируютне к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди всеравно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому онидолжны просто верить, что все на Земле создано Богом — в том числе игосударство.
Следующей теориейпроисхождения государства является патриархальная теория государства.
Основателем данной теорииявляется Аристотель. Наиболее знаменитыми сторонниками данной теории являетсяангличанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь Михайловский (XIX в.).
Основами данной теорииявляется тот факт, что истоками происхождения государства является семья, ипредпосылками его формирования становится разрастание этой семьи.
При этом Аристотельсчитал, что государство не только продуктом естественного развития, но и высшейформой человеческого общения. Оно включает в себя все другие формы общения:семью, селения и т.д. При этом последнее (поселение) достигает своей конечнойцели выражающееся в удовлетворении такой потребности, как «благой жизни». Крометого, в нем имеется и элементы политической природы человека. Государственнаявласть, по мнению сторонников данной теории, есть ни что иное, как продолжениеотцовской власти. Власть государя, монарха — это патриархальная власть главысемьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной(«отеческой») власти монарха.
Договорная теория илитеория договорного происхождения государства и права. Данная теория возникла вДревней Греции, ее основателями считаются софисты, Эпикур, Гиппий — V-IV вв. дон.э..
Последователи договорной теориипридерживались принципа, что государство возникло в результате договорного объединениялюдей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречаетсяпредставление о том, что государство покоится на взаимном договорелюдей...». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишьзачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII-XVIII вв.Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка(Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие[2].
Сторонники названнойтеории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние,которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди вестественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббсаэто состояние «войны всех против всех». Затем ради мира иблагополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемымгосударством. По этому договору люди передают часть своих прав государственнойвласти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранятьнеотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность.Соглашение людей, по мысли Руссо,- основа законной власти. В результате каждыйдоговаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становитсяодним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, аправители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним исменяемые по его воле.
Теория договорногопроисхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образомсостоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет,похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом,данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности.Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективныхпричин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Этофактически первый созданный людьми общественно-политический институт,оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп,классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать,преобразовывать, Приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанномудобавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете,о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властныхструктур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна[3].
Четвертой теорией,которую мы рассмотрим, будет теория – органическая. В основе данной теориилежит идея, что государство представляется подобием человеческого организма.
Так, напримердревнегреческий мыслитель Платон, сравнивал структуру и функции государства, какспособность и стороны человеческой души.
Аристотель придерживалсяидеи, что государство во многом походит га человеческий организм, и исходя изэтого он отрицал возможность существования человека вне государственной формыорганизации. Человек, не может полноценно жить без каких либо частей своегоорганизма, а следовательно и само государство не может функционировать безчеловека. функционировать
Одним из видныхпредставителей данной теории Г. Сперанский утверждал, государство являетсяобщественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живойорганизм состоит из клеток. Сперанский утверждал, что если организм здоров, токлетки его функционируют в соответствии с их предназначениями, при этом еслиони становятся больными, то они снижают эффективность функционирования всегоорганизма, т.е. государства.
Исходя из принциповданной теории можно сделать вывод, что, как и в природе могут выжить толькоздоровые и наиболее приспособленные организмы, так и в обществе могут выжитьлишь хорошо адаптированные и подготовленные люди.
В процессе естественногоотбора, войн и завоеваний, наиболее организованные и приспособленныегосударства, функционируют в соответствии с законом органической эволюции.
 
2.2Современные теории происхождения государства
Среди современных теориймы начнем рассматривать с теории насилия.
Теория насилия, является одной из распространённыхтеорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники —немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833—1921), австрийский социолог игосударствовед Л. Гумплович (1838—1909), Каутский, Карл (1854—1938) и др.
В основе данной теориилежит утверждение, что основополагающей причиной возникновения государства иправа, является не социально-экономическое развитие общества и возникновениеклассового деления, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими(т.е. связана с факторами военно-политического характера).
В целом согласноисторическому развитию, наверное, нет ни одного примера, когда возникновениегосударства осуществлялось без завоевания той или иной территории. В ходезавоевания одного племени другим, которое выражалось в завоевании и порабощенииболее сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.
Ярким примером являетсяобразование ряда стран Европы и Азии, которые возникли, по мнению ряда ученыхкак путем насилия и завоевания. Все западноевропейские государства произошли врезультате завоеваний, при этом следует отметить, что русское государствосоздавалось и развивалось органически, как и римское.
Исходя изпринципов данной теории возникает логичный вопрос, могут ли люди постояннопроживать во взаимной вражде, ведь такое положение вряд ли можно назватьустойчивым? Некоторые представители данной теории говорили, что государствоформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечениявсеобщего блага как сильных, так и слабых. В частности, они указывают, что всвоем развитии государство проходит следующие фазы:
- покорение одногонарода другим;
- возникновениекаст (классов);
- постепенноесмягчение их неравенства;
- замена военногогосподства господством права;
- происхождениегосударства, где все люди имеют права и
обязанности;
- соединение людейв однородный народ;
- рождение иразвитие чувства патриотизма, и образование нации.
Итак, подводя итогвышеизложенному в соответствии с этой теорией государство есть ни что иное, какрезультат насилия, вражды, завоеваний и войн превращающиеся в последствиипервооснову государства и права. В результате завоеваний побежденное племястановится рабами, а победители в господствующий класс, в результате завоеванийпобедитель становится собственником с появлением частной собственности, победителисоздают принудительный аппарат для управления побежденными, которыйпревращается в государство.
В истории России естьяркий пример завоевания одного народа другими, и порабощения, таким примеромявляется Золотая Орда. Не смотря на все вышеизложенное нельзя абсолютизироватьроль насилия в истории развития общества. Так, например многие государствасоздавались путем демократических преобразований, а не вследствиенасильственного завоевания.
Далее, в рамках даннойтемы рассмотрим, психологическую теорию.
Эта теория возникла всередине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половинеXX века. Ее наиболее крупный представитель — русский государствовед и правоведЛ. Петражитский (1867 — 1931 гг.)[4].Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психическихвзаимодействий людей и их различных объединений.
В основе данной теориилежит утверждения, что основу государственного образования положены принципынеобходимости коллективного взаимодействия и психологической потребностичеловека жить в рамках организованного сообщества.
Говоря о естественныхпотребностях общества в определенной организации, представители психологическойтеории считают, что общество и государство есть следствие психологическихзакономерностей развития человека.
Понятно, что всеобщественные явления разрешаются на основе психических актов людей. В этомсмысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни,которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий.Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействиюлюдей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе игосударстве[5].
По своей сущностигосударство чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняютсямногими объективными факторами: биологическими, психологическими,экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Сутьпсихологической теории заключается в том, что она пытается объяснитьвозникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическимипереживаниями и потребностями людей.
Следующая теория, котораябудет рассмотрена в рамках курсовой работы, это будет расовая теория. Даннаятеория уходит истоками в эпоху рабовладения, когда для оправдания существующегостроя, его принципов и основных идей, оправдывалось деление населения на рабови рабовладельцев, на основе прирожденных качеств.
Но наибольшее значениетеория получила распространение в конце XIX — первой половине XX в. Яркимпримером, распространения расовой теории образования государства является фашистскаяполитика и идеология.
Содержание теориизаключается в наличии принципов физической и психологической неравноценностичеловеческих рас.
Положения о решающемвлиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественныйстрой и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являютсясоздателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве.Вторые же не способны ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированнойцивилизации. Их удел — слепое и беспрекословное повиновение. С помощьюгосударства и права высшие расы должны господствовать над низшими.
Один из основателейрасовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшейрасой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии былапредпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбыарийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расыобъявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.
Важным средством решениявсех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялисьвойны. Для их оправдания использовались положения, высказанные известнымнемецким философом Ф. Ницше (1844 — 1890гг.) типа: «война для государстватакая же необходимость, как раб для общества», «любите мир каксредство к новым войнам».
Расовая теория повлеклаза собой чудовищную практику «узаконенного» уничтожения целыхнародов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизмунациональных слоев.
После печально известнойречи У. Черчилля В марте 1946 года в городе Фултоне (США), положившей начало«холодной» войне, в советской прессе тут же последовала весьмапримечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использованиярасовой теории для оправдания колониальных войн. «Гитлер, — отмечалось впрессе, — начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовуютеорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляютполноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовойтеории, утверждая, что только нации говорящие на английском языке, являютсяполноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расоваятеория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственнополноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английскаярасовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации,говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должныгосподствовать над остальными нациями мира».
В ходе историческогоразвития общества расовая теория превратилась в пережиток истории и исчерпаласебя полностью. Сегодня в условиях активизации расовой теории среди общественныхдвижений, становится актуальным вопрос о преемственности расовой теории и егороли и месте в современном обществе. Как «научная», академическая доктрина онаимеет хождение в западных странах и в настоящее время
Заключительной теорией,которая будет рассмотрена – это материалистическая (марксистская) теория.
Данная теория базируетсяна принципах, что государство возникло, прежде всего, в силу экономическихпричин: общественного разделения труда, появления частной собственности, азатем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовымобычаям — право. Как объективный результат этих процессов возникаетгосударство, которое специальными средствами подавления и органами, постояннозанимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечиваяпреимущественно интересы экономически господствующего класса. Посколькугосударство возникло в результате деления общества на классы, то делался выводо том, что государство есть исторически приходящее, временное явление — оновозникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместес исчезновением классов.
 

3. Особенности возникновения права
3.1 Понятие права
государство происхождениеправо теория
Прежде чем рассматриватьистоки возникновение права, как элемента общественного института необходимоотчетливо понимать специфику данного элемента, его значение, функции ипризнаки.
Право — один из видов регуляторовобщественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не разуказывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений,общепризнанного определения права не существует и в современной науке[6].
Говоря об определениипонятия права, обратимся к интерпретации данного явления регулирующегообщественные отношения в словарях.
Так в Энциклопедическомсловаре Брокгауза и Ефрона указывалось:
«Право есть совокупностьправил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе;это определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между темвопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остается однойиз нерешенных в науке проблем»[7]
В Большой советскойэнциклопедии было представлено классическое для марксистко-ленинскогоправоведения определение (нормативно-позитивистская позиция):
Право — этосовокупность установленных или санкционированных государством общеобязательныхправил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерамигосударственного воздействия.
Либертарно-юридическаяконцепция:
Право — единстворавной для всех нормы и меры свободы и справедливости.[8]
Конкретное определениеправа зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или инойучёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различныхшкол позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовойнауки особенно важен плюрализм, которого не всегда удается добиться в силутрадиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.
Итак, рассмотрев основныеопределения права, перейдем к вопросу о рассмотрения истоков происхожденияправа как социального института.
 
3.2 Источники возникновения права
В первую очередьнеобходимо сказать, что право, как и государство, возникает одновременно, ипризваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Государство не можетсуществовать без права, но и право не может существовать без государства.
Право в государственнойструктуре выполняет, роль фундамента в системе построения политической власти изачастую выступает средством проведения политики конкретного государства. Всвою очередь государство становится тем необходимым элементом в системе права,которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы.
Именно органыгосударственного устройства становятся теми основными структурами,контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае ихнарушения соответствующие юридические санкции.
Если учитывать, тот факт,что государство призвано по средствам экономического и политическоговоздействия управлять всевозможными общественными делами, то для их реальногоосуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения ввиде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои веления вкачестве общеобязательных.
Исходя из этого можноконстатировать, что основными причинами и условиями, вызвавшие к жизни право,во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако следует отметить,что между мононормами первобытного общества и нормами права существовала болееглубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органамигосударства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались какданные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них былисанкционированы государством.
Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений.Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы,правовые нормы и правоотношения[9].Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывалисьв единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.
Исторически право возниклокак элемент классового проявления и выражало, прежде всего, волю и интересыэкономически господствующих классов.
Рассматривая историческиеэтапы развития права, следует отметить, что в той форме, в которой правосуществует в настоящее время оно не зародилось изначально. Так, в первобытномобществе право, как нормативно-социальный регулятор было в форме норм и обычаев— правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного повторения втечение длительного времени. В тот конкретный исторический период это былообычное право, т.е. система норм, опирающихся на обычай.
Нормы иобычаи основывались на естественно-природной необходимости и имели значение длявсех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизнии быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали,религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранениекровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единыенормы.
В нихпереплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы морали,религии, правовых начал.
По своейсущности мононормы не давали ни какого превосходства одного члена общества наддругим, при этом закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя ихдеятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости оборонятьсяот враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собойоборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытныйиндивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интересарода[10].Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородностивсе более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононормбыло свидетельством выхода человека из животного царства в человеческоесообщество, движущееся по пути прогресса.
В условияхобщественной собственности и коллективного производства, совместного решенияобщих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономнойличности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личныминтересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, ихвыполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетомстарейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости кнарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода илиплемени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).
В первобытномобществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» — обязательный инепререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказанийкровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способырегулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточнойформе). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времениохоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или инойтерриторией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело цельюорганизовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи,строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.
Нормативныеобобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычнымиспособами регулирования первобытнообщинной жизни, — истоки формирования права.
Основамивозникновения права — в обособлении суда, организованного политической властью,от суда общественного. Как только политическая власть стала обнаруживать своезначение, так сделалось вполне естественным обращение к ней за помощью длязащиты своих интересов. К новой силе обращались за защитой те, которые ненадеялись на общественный суд или потому, что не считали достаточным егорешение, или потому, что боялись неблагоприятного решения. Для князей, королейвмешательство в суд составляло интерес с точки зрения сборов, взимаемых заоказанную помощь.
Правовозникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующегокласса. Основными причинами возникновения права были экономические,политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственностипроизошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми веласьожесточенная классовая борьба. Некоторые учёные не останавливаются надостигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:
1. Необходимостьустановления единого порядка.
2.Необходимость его поддержания.
3. Оформлениетоварно-денежных отношений.
4. Смягчениепротиворечий между различными слоями общества.
Человекдуховно развивался и от обычаев перешел к нормам, религиозным догмам, становилсяиндивидуумом, укреплялись брачно-семейные отношения. Основными признаками правастановятся:
1. Правовыражает волю экономически господствующего класса.
2. Правоявляется средством навязывания этой воли всему населению.
3. Правонаправлено на обеспечение классового господства и поддерживается принудительнойсилой государства. Государство не возможно без права.
4. Организациягосударственного аппарата должна быть оформлена в праве.
5. Междугосударством и людьми, живущими в этом государстве существуют определенныевзаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве.
Государствопо отношению к праву выполняет ряд функций, таких как: правотворчество,правоохранительные, управленческо-исполнительные.
Исходя изособенностей происхождения права необходимо так же рассмотреть основныеисточники права.
Итак, источник права — форма внешнего выражения права,показывает, откуда право черпается.
Исторически первой формой (источником) права является:
- Правовой обычай, под которым понимается санкционированное государствомправило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результатедлительной во времени повторяемости и ставшее традицией, (т.е. правило,передающееся из поколения в поколение, до тех пор, пока не попало в орбиту государственныхинтересов.) Следовательно, не каждый обычай становится правовым, а только тот,который отвечает интересам определенной группы людей, того или иного класса иливсего общества в целом. Место обычая в системе источников права в разныеэпохи было различным. Он занимал доминирующее положение в процессе становленияправовых систем (кутюмы, например, на севере Франции), а в современных условияхэто довольно редко встречающаяся форма права. Даже в Англии, где традиции оченьчасто имеют общеобязательное значение, обычаи действуют лишь в ограниченнойсфере общественных отношений. Они содержатся в торговом праве и отдельныхинститутах уголовного права (например, участие присяжных в определенныхюридических делах). Известные памятники права (Законы XII таблиц, ЗаконыДраконта, Салическая правда, Русская правда) — это памятники обычного права,созданные на базе ранее сложившихся обычаев в обществе. В РБ правовой обычайявляется источником права только для субъектов, участвующих во внешнеторговойдеятельности. ( например использование правил толкования торговых терминов«Инкотермс», )
- Юридическийпрецедент — это придание нормативной силы отдельным решениям судебным иадминистративным органами по конкретным делам. Под юридическим прецедентом понимается письменное или устное решениесудебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом(правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем.Данное первичное решение становится обязательным для всех, иными словами, получаетгосударственную поддержку. Таким образом, государством признается решение поконкретному, индивидуальному делу в качестве всеобщей нормы. Правила,содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применятьсяи в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права, поставлена полугрозу необходимость его существования. Общее право в Англии в основном состоитиз судебных решений. Там сложилась система правил действия прецедента: а)решения. вынесенные палатой лордов, являются обязательными не только для нее,но и всех иных судов; б) решения, принятые апелляционным судом, обязательны длявсех судов кроме палаты лордов; в) решения, принятые Высшим судом правосудия,обязательны для низших судов. Конституционный Суд в Германии пользуется правомнормотворческой деятельности, в том числе и путем установления прецедентов.Характерной особенностью прецедентной формы права является то, что всепоследующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийсяпрецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права.
- Нормативно-правовой акт — это письменный документ соответствующегогосударственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаютсянормы права, содержащие правила общего характера. Этим он отличается от другихактов, рассчитанных на однократное действие — актов применения права илииндивидуальных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты,содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права.
Исходя из вышеизложенногоследует констатировать, что в любом историческом обществе для поддержания в немпорядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемоесоциальное регулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, ихгрупп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различаютдва вида социального регулирования — индивидуальное (упорядочение поведенияконкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведениялюдей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех,на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулированияпослужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права.

Заключение
В заключениевсей работы, необходимо сказать, что государство и право существовали невсегда, а появились на определенном этапе развития общества. В периодпервобытнообщинного строя, когда орудие труда было несовершенным,производительность труда достаточной низкой и начинает зарождаться перваятеория происхождения государства, при этом в данный исторический период времениможно и говорить о первых правовых нормах, выраженных в обычаях и традицияхсложившихся к данному периоду времени.
В дальнейшемв рамках исторического развития появлялись все новые и новые теориипроисхождения государства, на смену одной теории приходит другая, но при этомсущность и общее в теориях все же прослеживается. Одним из общих элементов втеориях происхождения государства является тот факт, что человек и государства,взаимосвязанные и взаимодополняют друг друга, а так же существование двух этихэлементов общественной жизнедеятельности вне, друг друга не представляетсявозможным.
В заключениехотелось бы отметить, что государство и право призвано, сохранят общественныеинституты и обеспечивать нормальное существование всех элементовобщественности. Государство и право, как единый элемент, стали в условияхсовременного общества рычагом не только обеспечивающим правами и обязанностями,но и механизмом защиты всех участников государственно-правовых отношений.

Список литературы
 
1. Абдулаев М.Теория государства и права. М., 2006. 385 с.
2. Алексеев С.С.Общая теория права. М., Изд. Проспект., 2009 г. 576 с.
3. Беляев О.М. Теориягосударства и права в схемах. М., Изд. ЭКСМО., 2009 г. 96 с.
4. Большая СоветскаяЭнциклопедия. Т. 31. М., 1950.
5. Венгеров А. Б.Теория государства и права. М., Омега-Л., 2009 г. 609 с.
6. Графский В.Г. Всеобщаяистория права и государства. – М.,- Изд.: Норма, Инфра-М., 2010 г. 816 с.
7. Ильин И. Общееучение о праве и государстве. М., Изд.: АСТ, 2006 г., 512 с.
8. Клименко С.В.,Чичерин А.Л. Основы государства и права, М., Изд.: Теис, 2005
9. Летушева Н.И.,Летушева М.В. Теория государства и права. М., Изд.: Академия, 2008 г. 208 с.
10.  Марченко М.Н.Теория государства и права. — М.: Проспект, 2008. 652 с.11.  Матузов Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько — Минск: Юристь,2004. — 512 с.12.  Основы права.Хрестоматия по курсу. Базовый уровень образования. М., Изд. Вита-Пресс., 2005г. 272 с.
13.  Пиголкин А.С. Теориягосударства и права. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 613 с.14.  Шкатулла В.И.,Надвикова В.В., Сытинская М. В. Основы права. М., Изд.: Академия, 2010 г. 288 с.
15. Энциклопедическийсловарь Брокгауз и Ефрон. Т.3, М., 1994 810 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.