Реферат по предмету "Социология"


Функции информации в обществе

Министерствокультуры и туризма Украины
Харьковскаягосударственная академия культуры
Кафедраинформационных технологий
Реферат
по дисциплине «Методыи средства информационной деятельности»
ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИИВ ОБЩЕСТВЕ
Выполнила
студентка ф-та ДИД
Голик Ольга
Проверила:
Щербинина Е.П.
Харьков-2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………......……….........3
Информация и данные в процессе информационного обменаобщества……..4
Функции и характеристики информации………………………..........................6
Информационное общество и противоречия в нём………...............................10
Заключение…………………………………………………………….................12
Список использованной литературы………………………...............................13

ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества стремительноувеличиваются объёмы сообщений. С увеличением информации повышаются затратывремени на её обработку, что, в свою очередь, нередко приводит к своеобразной«информационной перегрузке» разных сфер управления.
Глобализация мировой экономики привела к тому, что высказывание«Кто владеет информацией, тот владеет миром» стремительно утрачивает своепереносное значение и всё больше становится критерием проверки уровняквалификации государственных деятелей, политиков, чиновников и бизнесменов.Информационные потоки не просто сопровождают соответствующие товарно-денежныеоперации, общественно-политические события, но и нередко являютсяпредвестниками социально-экономических процессов.
Информация выполняет в обществе важные функции, являясь впервую очередь средством общения. Она также необходима для получения знаний ипередачи их с целью обогащения опытом. Она также играет не последнюю роль вуправлении, поскольку принятие эффективных решений зависит в первую очередь отправильного и глубокого понимания содержания сообщений, своевременноговыявления и обезвреживание влияния факторов, которые могут приводить кискривлению информации.

1. ИНФОРМАЦИЯ И ДАННЫЕ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНАОБЩЕСТВА
Термин «информация» происходит от латинского informatio,что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистическойфилософии информация есть отражение реального мира с помощью сведений(сообщений). Сообщение — это форма представления информации в виде речи,текста, изображения, цифровых данных графиков, таблиц и т.п. В широком смыслеинформация — это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями междулюдьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Информация — сведения об объектах и явлениях окружающейсреды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о нихстепень неопределённости, неполноты знаний.
Информатика рассматривает информацию как концептуальносвязанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представленияо явлении или объекте окружающего мира. [2; 5]
Информация определяется также как содержание сообщения осовокупности явлений и событий, представляющих интерес для заинтересованных лици организаций, которые подлежат регистрации и обработке.
Наряду с информацией часто употребляется понятие«данные».
Данные — сообщения о состоянии какого-либо объекта,представленные в удобной для обработки форме. [3]
Данные могут рассматриваться как признаки или записанныенаблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Втом случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшениянеопределённости о чём-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можноутверждать, что информацией являются используемые данные. [1; 2]
Информация циркулирует во всех общественных сферах:производственной, экономической, культурной, научной и других. Общественная деятельностьобеспечивается информационным обменом, он обслуживает все виды общественныхотношений. С возникновением информационного обмена образуется общество, а с егопрекращением оно разрушается.
Слова «общество» и «общение» — однокоренные. Потребностьв общении с другими людьми — одна из глубинных потребностей человека. Общаясь,люди объединяются в группы и сообщества. Цель этого объединения — совместнаядеятельность. Сообщества — образования динамические. Они возникают по поводусовместной деятельности и существуют столько, сколько эта деятельность длится.
Общественные отношения обязательно сопровождаетсяинформационными процессами. Без информационных процессов общественные отношенияне могут ни возникать, ни существовать, ни развиваться. Информационнымисредствами люди формулируют цели и задачи совместной деятельности,согласовывают и синхронизируют свои усилия, контролируют полученные результаты,обобщают достигнутый опыт. Информационные процессы в обществе развиваются вформе информационного обмена. При этом одна сторона передаёт информацию, адругая её получает. В процессе общения функции сторон могут меняться.
Информацию нельзя рассматривать вне процессаинформационного обмена, ведь тогда пришлось бы признать ее автономноесуществование вне материального источника. Она неотделима от информационныхпроцессов. Если ее надо рассмотреть вне процесса или в режиме хранения, значит,надо рассматривать не информацию, а данные, которыми она представлена. То есть,говоря о процессах, следует использовать понятие «информация», а говоря осостояниях — понятие «данные». [1; 5]

2. ФУНКЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИИ
Всякий процесс имеет цель. Ее можно характеризовать темсостоянием, на переход к которому процесс направлен.
Обобщенная цель информационных процессов — изменениесостояния сторон-участниц.
Если наблюдается изменение состояния участникаинформационного процесса, значит, имеет место управление, т.е. информациянеобходима для управления. Оно осуществляется через управляющую информационнуюсвязь. Слово «управление» здесь надо рассматривать широко. Оно подразумевает нетолько внешнее управление кем-то или чем-то, но и регулирование,саморегулирование, адаптацию. Так, например, в повседневной жизни наибольшееколичество информации мы получаем через системы зрения и осязания. Мы даже незадумываемся над тем, как много информации приходится обрабатывать центральнойнервной системе, чтобы управлять телом при ходьбе. А не задумываемся потому,что обработка происходит на низших уровнях информационного обмена: насигнальном уровне и на уровне распознавания образов.
Кроме системы органов чувств человек имеет память. Память— это свойство нервной системы, заключающееся в способности к накоплению ивоспроизведению прошлого опыта. Упорядоченный и проверенный действительностьюпредварительный опыт образует знания.
Управление и приобретение знаний — это две целевыефункции информационного обмена. Ради них люди создают и обрабатываютинформацию, обмениваются ею. [1]
Функция информации предполагает сообщение субъекту осостоянии окружающей среды, в которой протекает его жизнедеятельность, онасостоит в снижении степени неопределённости той или иной ситуации. В общемсмысле информацию разделяют на массовую и специальную. Массовая информациявыполняет функцию общения, а специальная — обеспечивает процесс созданияматериальных и нематериальных благ. [3]
В человеческих сообществах логическая информациявыполняет функцию обеспечения быстроты обмена новыми знаниями между членамиэтих сообществ.
Передача информации посредством речи не только породилавозможность быстрого обмена знаниями, но и сыграла решающую роль в сплочениичеловеческих сообществ, в связывании отдельных их представителей в единуюинформационную систему.
Логическая информация, являясь “общественным достоянием”,обеспечивает функциональную слаженность человеческих сообществ. В этомпроявляется консолидирующая функция информации. Такая консолидация людей, всвою очередь, интенсифицирует динамику самой информации. [6]
Ключевой качественной характеристикой информации являетсяеё ценность, которая состоит в её способности содействовать достижению цели,которая стоит перед тем или иным лицом или организацией. Для эффективногоуправления, которое состоит в совершении целенаправленного влияния субъекта наобъект, что, в свою очередь, предусматривает сбор, передачу, обработку инакопление необходимой информации, принятие и реализацию необходимых решений, атакже контроль за исполнением этих решений, очень важное значение имеет ряддругих качественных характеристик информации, а именно: её точность,достоверность, полнота, корректность и оперативность.
Точность информации — это допустимый уровень еёискажения, который определяется характером заданий, решаемых тем или инымсубъектом. Достоверность информации определяется её свойством отображатьреально существующие объекты с необходимой точность. Свойство информациисодержать в себе необходимый минимальный объём ведомостей для принятияправильного решения называется полнотой информации. Точность, достоверность иполнота информации являются однотипными взаимосвязанными характеристиками.
Очень важное значение, с точки зрения управления, имееттакая характеристика информации, как оперативность, т.е. актуальностьинформации в условиях изменения ситуации. А для того, чтобы процесс управленияили даже просто общение было продуктивным, информации должна однозначновосприниматься всеми потребителями, т.е. быть корректной.
Приведённые понятия дают возможность на абстрактномуровне описать качественные характеристики различных сообщений, что имеетисключительное значение для эффективного использования информации как предметатруда, а следовательно, и для эффективной организации информационной деятельностина всех уровнях управления. [3]
Цель получения информации у разных людей может бытьразной, и это неизбежно влияет на то, какая именно информация ими будетполучена. В таких случаях говорят, что содержание информации зависит отконтекста ее получения. Контекст — это и есть логический (нематериальный)компонент, который влияет на содержание информации. Он обобщает условия и целиее получения и подразумевает несколько разных условий:
цель воспроизведения информации;
среду и окружение, в которых протекает еевоспроизведение;
свойства источника информации и ее потребителя.
Для современного человека недостаточно умения обобщать ианализировать поступающие данные. Чтобы добиться успеха в общении с другимилюдьми, он должен понимать мотивы, которые ими движут, уметь ставить себя наместо партнера, оппонента, клиента, заказчика, руководителя, подчиненного. Ондолжен уметь создавать условия, ведущие к взаимопониманию, и предотвращатьсобытия, ведущие к конфликтам. [1]
Таким образом, для правильной интерпретации данных важноне только их содержание, но и контекст, к которому они относятся. Вместе с тем,количество возможных контекстов бесконечно. Поэтому вместо контекста используютпонятие информационного метода, который включает в себя и цели, и условия полученияинформации.
Информационный метод — это понятийная конструкция,выражающая обобщенную характеристику целей, условий и обстоятельствинтерпретации данных.
Информационные методы используются как привоспроизведении информации, так и при ее записи.
Опираясь на определение данных и понятие информационногометода, можно дать развернутое определение информации.
Информация — это результат взаимодействия данных иинформационных методов, рассматриваемый в контексте этого взаимодействия.
Главной особенностью данного определения является тотфакт, что информация рассматривается только в контексте взаимодействия данных иинформационных методов. Это вполне обоснованное требование, потому что еслиданные имеются, а информационный метод не определен, то бессмысленно рассуждатьо какой-либо информации, так как интерпретация этих данных может бытьпроизвольной.
Отсюда вытекает, что информация — это динамическаясущность. Она существует только в процессе информационного обмена и длится еесуществование ровно столько, сколько продолжается взаимодействие междуинформационным методом и данными. Сразу по окончании информационного процессаинформация исчезает. Она либо утрачивается, либо вновь переходит в формуданных. Скорее всего, эти данные не тождественны исходным. [1; 2]

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОТИВОРЕЧИЯ В НЁМ
Общество развивается непрерывно, но не равномерно. Этоможет приводить к тому, что в отдельные периоды времени средстваинформационного обмена оказывают опережающее воздействие на развитиеобщественных отношений. Такое опережение, наблюдаемое в настоящее время,характеризуется как «информационное общество». Оно отличается наличиеминформационных потребностей, преобладанием информационных процессов во всехсферах жизнедеятельности.
Значение информации, информационных ресурсовобусловливает необходимость изучения информационной деятельности, котораяпредставляет собой часть общественного производства, связанную с подготовкойинформационной продукции и услуг, направленных на удовлетворение определённойгруппы общественных потребностей. [4]
Опережающий характер влияния средств информационногообмена на развитие систем общественных отношений может приводить кпротиворечиям в обществе. Не все общественные группы и не при всех условияхготовы принимать изменения, происходящие в связи с переходом к информационномуобществу. Нередко эти изменения вступают в противоречия с национальнымиинтересами государств, национальными законодательствами, культурными ирелигиозными обычаями, с историческими традициями народов.
Так, например, усиление управляющей роли средств массовойинформации входит в противоречие с общественными интересами. Действительно:общество уже делегировало все функции управления государственным ветвям власти:исполнительной, законодательной и судебной. Никаких других функций управленияобщество не делегировало никому, и оно не всегда готово терпеть управляющуюроль СМИ. Такова природа конфликтов между государствами и средствами массовойинформации.
Неисчерпаемый источник общественных конфликтов —деятельность транснациональных корпораций. В каждой крупной корпорации естьподразделение, отвечающее за связь с общественностью (Public Relations, PR), вобязанности которого входит предотвращение конфликтов и сглаживание противоречий,однако никакая деятельность РR-менеджеров не отменяет главной цели: извлечениямаксимальной прибыли. Если для этого надо навязать обществу новые стандарты,они будут навязаны. Транснациональные корпорации не задумываясь идут наподавление национальных традиций. Практически всегда их деятельность ведет кразмытию национальных культур. Это явление особенно опасно для малых народов ималых государств, не способных защитить свои истинные интересы.
Интеграция товарных, сырьевых и финансовых рынковприводит к тому, что локальные конфликты и противоречия в одних странах могутприводить к проявлению кризисных воздействий в других странах. В информационномобществе становится возможным такое явление, как «экспорт кризисных состояний».
Прогрессивность или регрессивность воздействия средствинформационного обмена зависит не от них самих, а от того, как в обществеразрешаются противоречия, возникающие при их внедрении. Эти противоречия могутразрешаться конфликтно и бесконфликтно.
Если общество внимательно анализирует последствия, связанныес внедрением новых информационных технологий, корректно адаптирует к ним своюправовую систему, развивает принципы информационной культуры, противоречиямогут разрешаться бесконфликтно.
Если же новые формы общественных отношений внедряютсястихийно, в интересах каких-то групп общества, без учета воздействия направила, традиции и обычаи, принятые в других общественных образованиях, томогут иметь место негативные последствия. [1; 5; 6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация циркулирует во всех сферах общественныхотношений. Общественная деятельность обеспечивается информационным обменом, онобслуживает все виды общественных отношений. С возникновением информационногообмена образуется общество, а с его прекращением оно разрушается. Информациюнельзя рассматривать вне процесса информационного обмена. Она неотделима отинформационных процессов.
Кроме информации в обществе циркулируют данные, которымиона представлена. Их надо рассматривать вне процесса. То есть, говоря опроцессах, следует использовать понятие «информация», а говоря о состояниях —понятие «данные». Отсюда вытекает, что информация — это динамическая сущность.
Целевыми функциями информационного обмена, ради которыхлюди создают и обрабатывают информацию, обмениваются ею, являются управление иприобретение знаний.
Качественными характеристиками информации являются еёценность, точность, достоверность, полнота, корректность и оперативность.
Для современного человека недостаточно умения обобщать ианализировать поступающие данные. Имеет место понятие информационного метода, которыйвключает в себя и цели, и условия получения информации.
Опережающий характер влияния средств информационногообмена на развитие систем общественных отношений может приводить к конфликтнымили бесконфликтным противоречиям в обществе. Чтобы общество развивалосьбесконфликтно, необходимо тщательно анализировать влияние новых средствинформационного обмена на характер общественных отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.        Симонович С.В. Общая информатика. Новое издание. — СПб: Питер, 2007. —428 с.
2.        Информатика: Учебник — 3-е перераб. изд. /Под ред. Н.В. Макаровой. — М.:Финансы и статистика, 2004. — 768 с.
3.        Кулицький С.П. Основи організації інформаційної діяльності у сферіуправління: Навч. посіб. — К.: МАУП, 2002. — 224 с.
4.        Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. — М.:ИПО «Профиздат», 2001. — 112 с.
5.        Викери Б. Информационная наука //Междунар. форум по информ. — 2006. —Т.31, № 2. — С.3-44
6.        Корогодин В.И. Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. [Электронныйресурс]. — Режим доступа: ezoteric.polbu.ru/korogodin_information/ch86_iii.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.