Введение
Здоровье человека в современном обществе является наивысшей ценностью. Существеннымфактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержаниеоптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека.
Однако статистика свидетельствует о том, что в настоящее время РоссийскаяФедерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физическойкультурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постояннозанимаются до 40 — 50 процентов населения, тогда как в Российской Федерации — только около 11 процентов. Показатели здоровья и физической подготовки детей,молодежи, призывников, количество курильщиков в Российской Федерации, росталкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития физическойкультуры в нашей стране. [1] Это говорит о необходимости вмешательствагосударства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой,формирования физической активности у широких масс граждан, особенно у молодёжи,так как именно молодёжь определяет дальнейшее развитие общества.
Не существует единых критериев в определении границ молодёжного возраста.В отечественной науке наиболее часто нижняя возрастная граница молодости определяетсямежду 14-20, а верхняя — между 25-29 годами.[2] В нашей работе мы будем следоватьданному определению. Одним из важнейших условий психического и физическогоздоровья молодёжи является рациональная социализация, а также выработка навыковадаптации к изменяющимся условиям социальной среды.
Однако в сфере образования, в том числе и физкультурного образования,сложилась противоречивая ситуация, основанная на недооценке общей педагогикойзначения социальной среды в образовании человека, что привело к преувеличениюзначимости направленного педагогического воздействия в процессе социализацииподрастающего поколения, одним из направлений которой является физическоевоспитание и формирование физической активности молодёжи. В то же время рольинститута семьи в формировании у подростков и юношей физической активностипреуменьшалась. Семье в этом направлении социализации индивида отводилосьвторостепенное место; главное же занимали школа и учреждения дополнительногоспортивного образования. Отсюда проблема выявления роли семьи в формированиифизической активности молодёжи является актуальной.
Объект исследования: формирование физической активности молодёжи в семье.
Предмет исследования: роль семьи в формировании физической активности молодёжи.
Цель: показать роль семьи как института первичной социализации в формированиифизической активности молодёжи.
Задачи:
1) рассмотреть различные подходы к определению, функциям и видамсоциального института;
2) рассмотреть семью как один из главных институтов социализациииндивида;
3) выявить роль физической активности как инструмента социализациимолодёжи.
1. Понятие, функции, виды социальных институтов
Социальные институты являются важной формой социального взаимодействия иодним из основных элементов социальной культуры общества.
Существуют различные трактовки понятия «социальный институт».
Совокупность всех имеющихся трактовок понятия “социальный институт” С. С.Новикова сводит к следующим четырем основаниям: [3]
1. Группа лиц, выполняющих определенные, важные для всех социальныефункции.
2. Конкретные функции, которые выполняют некоторые члены группы от именивсей группы.
3. Система учреждений и правил, позволяющая индивидам выполнятьобщественные безличные функции (то есть те, которые должны исполнятьсянезависимо от личных черт и интересов человека, выполняющего их всегда одним итем же образом), направленные на удовлетворение потребностей или регулированиеповедения членов общности (группы).
4. Социальные роли, особо важные для группы или общности.
В большинстве западных социологических теорий социальный институтрассматривается как “устойчивый комплекс формальных и неформальных правил,принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческойдеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующихсоциальную систему.” [4]
Я. Щепаньский, проанализировав в своей книге “Элементарные понятиясоциологии” сделанный А.Миллером обзор различных пониманий термина “ социальныйинститут” в зарубежных исследованиях, делает вывод о том, что социальныеинституты “являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранныечленами групп, получают полномочия выполнять определенные общественные ибезличные функции ради удовлетворения существующих индивидуальных и групповыхпотребностей индивидов и ради регулирования поведения других членов групп.[5] Отечественный ученый И.И. Лейман подсоциальным институтом понимает “объединение людей, выполняющих специфическиефункции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а такжетрадиций, норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой ииерархией и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений каквнутренних, так и внешних”[6]
Современный российский исследователь С.С.Фролов предлагает следующееопределение социального института: “Социальный институт — это организованнаясистема связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественныеценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.”[7]
Под системой социальных связей в данном определении понимается сплетениеролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается вопределенных рамках поведение в групповых процессах, под общественными ценностями— разделяемые идеи и цели, а под общественными процедурами — стандартизованныеобразцы поведения в групповых процессах. Институт семьи, например, включает всебя:
1) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка,бабушки, дедушки, свекрови, тещи, сестер, братьев и т.п.), с помощью которыхосуществляется семейная жизнь;
2) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям,семейная жизнь);
3) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическомразвитии, семейные правила и обязательства).[8]
Исходя из вышеизложенного, С. С. Новикова выводит следующее обобщённоеопределение: “социальный институт — это система учреждений, в которыхопределенные люди, выбранные членами групп, получают возможность выполнятьопределенные общественные функции, направленные на удовлетворениеиндивидуальных и групповых потребностей индивидов и регулирование поведениядругих членов групп.»[9]
Каждый социальный институт как организованная социальная системахарактеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составныхэлементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института:
1. Каждый социальный институт имеет свою цель деятельности.
2. Он четко определяет функции, права и обязанности участниковинституализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждыйучастник выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного институтасоциальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему всеостальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.
3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениямидля достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными,символическими.
4. Социальный институт располагает определенной системой санкций,обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегосяповедения.
Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочиваютповедение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся ссоответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся оттребований этих стандартов.[10]
Основной, общей функцией любого социального института являетсяудовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан исуществует. Для осуществления этой функции каждому институту приходитсявыполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей,стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — этосистема правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведениекаждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.
2. Регулятивная функция — это выработанные социальным институтом шаблоныповедения, нормы и система контроля, регулирующие взаимоотношения между членамиобщества.
3. Интегративная функция — это процессы сплочения, взаимозависимости ивзаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействиеминституционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.
4. Транслирующая функция — это передача социального опыта приходящим всоциальный институт новым людям как за счет расширения социальных границинститута, так и смены поколений; для этого в каждом институте предусмотренмеханизм социализации, позволяющий индивидам адаптироваться к его ценностям,нормам и ролям.
5. Коммуникативная функция — это распространение произведенной винституте информации как внутри института с целью управления и контроля засоблюдением норм, так и вне его при взаимодействии с другими институтами. [11] Один институт может выполнятьодновременно несколько функций; различные институты могут выполнять общиефункции (например, каждое общество испытывает потребность воспитывать и обучатьдетей, эту функцию выполняют сразу несколько социальных институтов — семья,школа, система образования, культурно-воспитательные учреждения и т.д.); уинститута на разных ступенях развития общества могут отпадать одни и возникатьновые функции, или значение одной и той же функции может со временем иливозрастать, или уменьшаться; один и тот же институт в разныхобщественно-экономических формациях может выполнять разные функции .[12]
Если социальный институт не может справиться с выполнением своих функций,то его непременно ждут дезорганизация и изменения.
Система социальных институтов подвергается наибольшей деформации вовремена быстрых социальных перемен. Перед многими традиционными институтамивстает дилемма: или полностью прекращать свою деятельность, или адаптироватьсяк решению новых задач. Переорганизация или формирование новых социальныхинститутов на основе новых социальных норм, ценностей и отношений требуютдлительных временных периодов, так как нельзя быстро сформировать новыестандарты поведения, быстро изменить сознание и психологию людей. Это приводитк тому, что людям приходится сталкиваться в серьезными трудностями приподдержании общественного порядка в традиционных областях жизнедеятельности,возникающими из-за неурегулированности вновь возникающих социальных отношений.Такие переходные периоды общества, связанный с дезорганизацией традиционныхинститутов, Э. Дюркгейм назвал аномией. [13]
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что, обеспечиваястабильное развитие общества, выполняя необходимые функции, социальныеинституты нуждаются в наличии определенной совокупности условий.
Я. Щепаньский отметил, что эффективность функционирования социальныхинститутов зависит от следующих условий:
1. От четкого определения цели, задач и объема функций социальногоинститута.
2. От рационального разделения труда и его рациональной организациивнутри социального института.
3. От степени деперсонализации деятельности и объективизации функций,выполняемых отдельными лицами.
4. От признания престижа, которым обладает социальный институт в глазахгрупп, общностей или общества.
5. От бесконфликтного включения социального института в глобальнуюсистему институтов, то есть в общество.[14]
Нарушение этих условий, порой даже одного, ведет к тому, что деятельностьинститута приобретает дисфункциональный характер, то есть нарушаетсявзаимодействие социальной среды и социального института по реализации главнойфункции каждого социального института — удовлетворению конкретных общественныхпотребностей.
Существуют различные классификации социальных институтов.
Западные социологи в зависимости от сферы действия и выполняемых функцийподразделяют социальные институты, на реляционные, регулятивные иинтегративные. [15]
Реляционные институты определяют ролевую структуру общества по самымразличным критериям: от возраста и пола до вида занятий и способностей.
Регулятивные институты определяют допустимые рамки индивидуальногоповедения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а такжесанкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все виды механизмовсоциального контроля).
Интегративные институты связаны с социальными ролями, ответственными заобеспечение интересов социальной общности как целого.
Российские социологи приводят множество различных классификацийсоциальных институтов. Например, А.А.Радугин и К.А.Радугин выделяют шесть комплексовсоциальных институтов:[16]
1) экономическо-социальные институты;
2) политические институты,
3) социокультурные и воспитательные институты;
4 ) нормативно-ориентирующие институты;
5) нормативно-санкционирующие институты,
6) церемониально — символические и ситуационно — конвенциональныеинституты.
А.П.Лимаренко с точки зрения содержания исполняемых функций делитсоциальные институты следующим образом:
1) экономические институты (банки, биржи, корпорации, предприятия сферыпотребления и услуг и др.);
2) политические институты (государство с его центральными и местнымиорганами власти, партии, общественные организации, фонды и др.);
3) институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др.);
4) социальные институты в узком смысле (институты социального обеспеченияи опеки, различные самодеятельные организации).[17] Анализ различных классификацийсоциальных институтов позволяет С. С. Новиковой выделить следующие, общие длябольшинства классификаций группы социальных институтов:
1. Экономические — это все институты, которые обеспечивают процесспроизводства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежныйоборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи,корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).
2. Политические — это институты, которые устанавливают, исполняют иподдерживают власть.
3. Воспроизводства и родства — это институты, благодаря которымподдерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворениесексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношениямежду полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).
4. Социально-культурные и воспитательные — это институты, главная целькоторых заключается в развитии, укреплении культуры, социализации молодогопоколения и передаче ему накопленных культурных ценностей всего общества какцелого (семья как воспитательный институт, образование, наука,культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).
5. Социально-церемониальные — это институты, регулирующие повседневныечеловеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя эти социальныеинституты представляют из себя сложные системы и чаще всего бываютнеформальными, благодаря именно им определяются и регулируются способыприветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведениесобраний и т. п., Это институты, организованные добровольным объединением(общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., непреследующие политические цели).
6. Религиозные — институты, организующие связь человека с трансцедентнымисилами.[18]
В приведенной классификации рассмотрены только так называемые “главныеинституты”, самые важные, в высшей степени необходимые, институты, вызванные кжизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальныефункции и являются характерными для всех типов цивилизации. Все социальныеинституты любого общества объединены и взаимосвязаны между собой, представляютсобой сложную интегрированную систему. Данная интеграция базируется на том, чточеловек, чтобы удовлетворить все свои потребности, должен участвовать вразличных типах институтов. Социальные институты оказывают определенное влияниедруг на друга. Например, государство оказывает влияние на семью своимипопытками регулирования рождаемости, числа браков и разводов, а такжеустановлением минимальных стандартов заботы о детях и матерях.
Взаимосвязанная система институтов образует целостную систему, котораяобеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных потребностей,регулирует их поведение и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого.Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов —необходимое условие нормального функционирования всего общества.
Таким образом, социальныйинститут — это система учреждений, в которых определенные люди, выбранныечленами групп, получают возможность выполнять определенные общественныефункции, направленные на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностейиндивидов и регулирование поведения других членов групп.
Социальные институты выполняют следующие функции: закрепления ивоспроизводства общественных отношений; регулятивную; интегративную;транслирующую; коммуникативную.
Выделяют следующие виды социальных институтов: экономические;политические; воспроизводства и родства; социально-культурные и воспитательные;социально-церемониальные; религиозные.
2. Институт семьи и социализация индивида
Среди «главных» социальных институтов особое место занимает институтсемьи. Это исторически первый социальный институт любого общества. Семьяявляется социальным институтом особого, интегративного характера, в которомнаходят свое отражение все сферы и отношения общества.
Существует множество определений семьи. Одним из самых распространённыхявляется определение А.Г. Харчева: «семья — это основанное на браке,кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанное общностью быта ивзаимной ответственностью.» [19]
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.
«Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной иженщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половуюжизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности.»[20] Однако семья представляет собой болеесложную систему отношений, чем брак, так как объединяет не только супругов, ихдетей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на отношенияхсупружества — родительства — родства.
Семья — основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения впоколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно в семьечеловек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыкиповедения. Cемья является основой всех социальных институтов.
Выделяют два типа семьи в зависимости от её структуры:
1) нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят;
2) расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников,например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. [21]
В настоящее время преобладают нуклеарные семьи.
Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции.Эти функции следующие:
— воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственноевоспроизводство человека в семье); — воспитательная функция – социализация молодогопоколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
— хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членовобщества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; — экономическая –получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическаяподдержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
— духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовноевзаимообогащение;
— социально-статусная – предоставление определенного статуса членамсемьи, воспроизводство социальной структуры;
— досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащениеинтересов;
— эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональнойподдержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;
— сфера первичного социального контроля – моральная регламентацияповедения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а такжерегламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами,родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.[22]
Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция, илифункция социализации индивида.
Процесс социализации традиционно является объектом пристального вниманиязарубежных и отечественных исследователей.
Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х — начале 50-хгодов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж.Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др.
В дальнейшем, в конце 60-х — начале 70-х годов острый интерес к этойпроблеме проявили и другие западные ученые, представители практически всех школи течений современной социологии и социальной психологии США — неофрейдисты,представители бихевиоризма, необихевиоризма, теории когнитивного диссонанса,символического интеракционизма.
Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник несколько позже,чем за рубежом; первые отечественные работы датируются второй половиной 60-хгодов.
Социализация определялась как «процесс овладения человеком социальным исоциально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями,общественным опытом в целом.»[23]
Значительно позднее в определение понятия «социализация» быливнесены существенные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзяэтот процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидомсоциальных норм и ценностей; социализация должна рассматриваться какдвусторонний процесс, включающий активное воспроизводство индивидомобщественных отношений.
Так, Г. М. Андреева дает следующее определение: «Социализация — этодвусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидомсоциального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальныхсвязей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальныхсвязей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения всоциальную среду».[24] Таким образом, социализацияпредполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельноевоспроизводство этих отношений.
Социализацию нельзя сводить к понятию воспитания.
Можно выделить следующие особенности процесса социализации, позволяющиеотличить его от воспитания: — Относительная стихийность, неорганизованностьэтого процесса, заключающаяся в далеко не всегда предусмотренномцеленаправленном влиянии среды, которое трудно учитывать и непросторегулировать,
— Непреднамеренное, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей,которое при социализации происходит в результате активной деятельности иобщения индивида, его взаимодействия со своим ближайшим окружением.
— Возрастающая по мере взросления самостоятельность индивида в отношениивыбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения, котораяприобретает роль референтной группы и оказывает решающее значение в процессесоциализации.[25]
Хотя социализация и имеет некоторые особенности по сравнению своспитанием, тем не менее, не противопоставляется ему. Целенаправленноевоспитание в идеале предполагает полное управление процессом социализации,которое как раз и направлено на создание воспитывающей среды.
Социализация включает в себя:
— усвоение индивидом системы духовных, психических и физических идеалов;
— формирование духовных, психических и физических ценностей, основанныхна этих идеалах;
— формирование духовных, психических и физических потребностей,основанных на этих идеалах и ценностях;
— формирование отношений индивида к социальной и физической среде;
— формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, программ поведенияиндивида, соответствующих указанным усвоенным и сформированным идеалам,ценностям, потребностям, отношениям.[26]
Выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом изэтих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации– это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институтысоциализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации инаправляют их.
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малыхгруппах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшееокружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи,сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказываютвлияние на формирование его личности.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп иинститутов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальныеучреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д. [27]
Процесс социализации проходит несколько этапов, совпадающих с жизненнымициклами человека, и достигает определенной степени завершенности при достиженииличностью социальной зрелости. Однако в этом процессе возможны неудачи.Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное)поведение. Этим термином чаще всего обозначают различные формы негативногоповедения, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали иправа. [28] Семья является важнейшим институтомсоциализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социальноговзаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является дляребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человекавключаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако ив это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным,факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели иформы базового жизненного тренинга личности.
Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процессавоспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесссоциального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороныприобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействияребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализацияосуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействиядругих членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье можетосуществляться также посредством особенного механизма социального научения,который получил название викарное научение.
Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счетнаблюдения научения других.[29]
Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитииличности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную ипсихологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушениеее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствиемодного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и приотсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связанас нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием иреализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.
Существует достаточно много исследований, описывающих влияние факторанеполной семьи на личность ребенка. Так установлено, что мальчики гораздоострее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики болеебеспокойны, более агрессивны и задиристы. чем дети, у которых были отцы (П.Массен, Дж. Конджер и др.). При изучении детей старшего возраста выяснилось,что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менеемужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось,что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями,мало чем отличается от поведения тех, кто жил в полной семье. Но винтеллектуальной деятельности обнаруживается разница. [30]
Долгое время считалось, что структурная деформация семьи являетсяважнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка.Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так иотечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной иасоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаютсямежду собой по критерию «полная-неполная семья».
В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологическойдеформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, чтопсихологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений иценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личностиребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социальногоинфантилизма до асоциального и делинквентного ( криминального) поведения.
Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может бытьобусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Конфликтные семейныеотношения нередко приводят к развитию у детей патохарактерологических реакций,неврозов, формированию психопатических черт.
В этом плане можно выделить (А. Е. Личко) несколько типов неправильноговоспитания:
— гипопротекция — недостаток опеки и контроля, истинного интереса кделам, волнениям и увлечениям ребёнка, подростка;
— доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека и мелочный контроль. Неприучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга;
— потворствующая гиперпротекция — недостаток надзора и некритическоеотношение к нарушениям поведения у детей и подростков;
— воспитание “в культе болезни” — болезнь ребенка, даже незначительноенедомогание предоставляет ему особые права и ставит его в центр внимания семьи,в результате чего культивируется эгоцентризм;
— эмоциональное отвержение — ребенок ощущает, что им тяготятся;
— условия жестких взаимоотношений — срывание зла на подростке и душевнаяжестокость;
— условия повышенной эмоциональной ответственности — на ребенкавозлагаются недетские заботы и завышенные ожидания;
— противоречивое воспитание — несовместимые воспитательные подходыразличных членов семьи. [31]
Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализациигруппа ровесников в значительной степени замещает родителей (“обесценивание”родителей — по выражению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи вгруппу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями.Необходимо заметить, что замечания относительно “обесценивания” родителей вподростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными. Например,для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность“реакция эмансипации”. Все это верно как общее направление возрастного развитияличности. Однако гиперболизация идеи о “замещении родителей” группойсверстников мало соответствует, по мнению А. Реан, реальной психологическойкартине.[32]
Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификацииотступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определеннымобластям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать,остаются главными эмоционально близкими лицами.
Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемныхситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка преждевсего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разнойпоследовательности — отец, подруга или друг. [33]
В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке,старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободноевремя — с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, всмешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом)месте, у девушек — на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, “С кем бы тыстал советоваться в сложной житейской ситуации?” — и те, и другие поставили напервое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг,подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И. С.Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться кмаме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей идевушек подтверждают эту тенденцию.[34] К сожалению, ценность семьи каксоциального института, ответственного за то, как проходит первичнаясоциализация индивида, долгое время недостаточно учитывалась. Более того,ответственность за воспитание личности пытались в определенной степени снять ссемьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации.Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственногопорядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками для общества.
Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становлениясемейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьмисемейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат взначительной мере неблагоприятен сегодня для адекватной потребности в семье исемейных ролях.
В современной семье нередко наблюдается отсутствие совместнойдеятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейноеединение. Формами такой деятельности могут быть различные виды физическойактивности детей и родителей, других членов семьи, способствующие укреплениюздоровья, формирующие привычку к здоровому образу жизни.
Современная семья нуждается в поддержке государства, общества для тогочтобы выполнять одну из основных своих функций — социализации подрастающегопоколения.
Таким образом, семьяявляется важнейшим институтом социализации личности. Социализация в семьепроисходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и помеханизму социального научения. Любая деформация семьи приводит к негативнымпоследствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформациисемьи: структурную и психологическую. В настоящее время все большее вниманиеуделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленныеисследования убедительно свидетельствуют, что нарушение системы межличностныхотношений и ценностей в семье оказывает огромное влияние на негативное развитиеличности подростка, приводя к различным личностным деформациям, к проявлениямразличного рода девиаций.
3. Институт физической культуры физическая активностьмолодёжи
Среди институтов социализации подрастающего поколения важное местоотводится институту физической культуры.
Физическая культура — «сфера социальной деятельности, направленная насохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностейчеловека в процессе осознанной двигательной активности.» [35]
Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупностьценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целяхфизического и интеллектуального развития способностей человека,совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образажизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовкии физического развития (в соответствии с Федеральным законом РоссийскойФедерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РоссийскойФедерации»).
Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
— уровень здоровья и физического развития людей;
— степень использования физической культуры в семье, сфере воспитания иобразования, в производстве и быту.[36]
Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в периодбурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления наЗападе. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, послереволюции 1917 года термин «физическая культура» прочно вошел в научный ипрактический лексикон.
Физическая культура является частью общей культуры человечества, так как вфизической культуре находят свое отражение достижения людей в совершенствованиисвоих как физических, так и психических, и нравственных качеств. Уровеньразвития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по ихсовершенствованию составляют личностные ценности физической культуры иопределяют физическую культуру личности как одну из граней общей культурычеловека.
Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующимвсе проявления жизни организма человека, являются сознательные занятия разнообразнымифизическими упражнениями, большинство из которых придуманы илиусовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастанияфизических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки кспортивным играм и соревнованиям и далее к установлению как личных, так ивсеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. Всочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода),гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целейфизическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм иподдерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.
Занятия физкультурой предполагают физическую активность индивида.
В современном языке активность обычно определяется как такое качествоповедения, которое дает некий видимый результат благодаря расходованию энергии;активность относится только к поведению, а не к личности, стоящей за этимповедением.[37]Быть активным — значит дать проявиться своим способностям, таланту, которыми,хотя и в разной степени, наделен каждый человек.
Активность человека характеризует не всякая деятельность, а лишь такая,которая обусловлена внутренними причинами и направлена на совершенствованиеличности.
Физическая активность — «двигательная деятельность человека, направленная наукрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физическогосовершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностноймотивации и социальных потребностей.»[38]
Двигательная деятельность — “ансамбль двигательных действий, включенных всистему организующих идей, правил и форм с целью достижения определенногоприспосабливающего эффекта организма человека и совершенствования динамикиэтого процесса.” [39]
Концепция физической активности человека содержит в себе “системупредставлений об основных закономерностях управляемого развития двигательногопотенциала индивидуума, о путях и средствах активного отношения личности кпроцессу физического совершенствования, о путях и формах организации физическойактивности людей.”[40]
Существующие социологические подходы к оценке физической активности человекаоснованы в первую очередь на измерении элементов поведения во взаимосвязи создоровьем. В соответствии с этим ставится задача получения данных, позволяющихсудить о количестве людей той или иной возрастной или социальной группы,приобщенных к физической активности, доказательства пользы регулярнойфизической активности, а также определении той категории людей данной группы,которые нуждаются в существенном повышении фактического уровня физическойактивности. [41]
Применительно к анализу социальных аспектов формирования физическойактивности человека важно отметить, что личность — это целостность социальныхсвойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в системусоциальных отношений посредством активной деятельности и общения.
Социологический анализ проблемы формирования физической активностипредполагает изучение ее роли и места в развитии личности, конкретизациюсоциальных функций и связей с другими педагогическими процессами, а такжеценностных ориентаций, мотивов, интересов и потребностей различныхполовозрастных групп. Социальное значение исследования физической активностисостоит в том, что оно позволяет выявить те условия и последовательность ееформирования, которые требуют осуществления новых педагогических ипсихологических воздействий. [42]
Физическая активность — специфический вид человеческой деятельности.
Принцип деятельностного подхода к формированию физической культурыличности строится на утверждении положения о том, что только умело стимулируяактивность человека в этом виде деятельности, можно осуществить действенноефизкультурное воспитание. Суть определения физической активности с точкизрения деятельностного подхода заключается в том, что в ней взаимодействуют двавида деятельности — двигательная и мыслительная; содержание двигательнойдеятельности характеризует активность внешнюю (моторную), содержаниемыслительной деятельности характеризует активность внутреннюю (умственную).[43]
Проблема формирования и развития физической активности не может бытьсведена только к проблеме овладения знаниями, умениями и навыками. “Смыслунельзя обучить, его можно только раскрыть в процессе обучения, воплотить его всознаваемую развитую идею, обогатить учащегося соответствующим индивидуальнымопытом. Результаты обучения и воспитания в системе физкультурного образованиядолжны рассматриваться с позиции степени их сознательности, т.е. то, чем становятсязнания, умения, навыки в жизни личности обучающегося, какой смысл ониприобретают для него. Успешность обучения и заключается в том смысле, какойимеет для человека изучаемое им. Для возбуждения интереса к физическойактивности необходимо создавать мотив, а затем — возможность нахождения цели втом или ином предметном содержании.”[44] Физическая активность, как и любаячеловеческая деятельность, существует в форме действия и цели этого действия. Условияи способы организации физической активности оказывают существенное влияние наее формирование. Значительное воздействие на результат, выражающийся виндивидуальном опыте, оказывают субъективные факторы. Актуализируется рольпедагогических и социально-психологических факторов, которые опосредованновлияют на результаты физической активности.[45]
Представление о деятельности как об активном отношении предполагает, чтов ее структуру входит компонент, выполняющий функцию инициации физическойактивности. “Структурное образование деятельности, содержание которогосоставляет отражение потребности, определяется в качестве интенционногокомпонента физической активности. Суть его заключается в механизме обеспеченияприоритетов внутренней и внешней активности в отношении условийжизнедеятельности, который ранжирует степень значимости их изменений иобеспечивает целесообразные направления физической активности. Помимоинтенционного компонента, содержанием которого является ответ на вопрос, чтодолжно быть достигнуто, физическая активность имеет и свой операционныйкомпонент, т.е. характеристику, каким способом можно достигнуть результата. Приизменениях условий меняется и операционный состав действий.”[46]
Функцию стабилизации и стимулирования физической активности выполняеткомпонент индивидуального опыта, сохраняя и закрепляя результаты двигательнойдеятельности. Именно в компоненте индивидуального опыта локализуется механизмразвития физической активности, ее направленного изменения на основезакрепления результатов взаимодействия с педагогом.[47]
Особое значение физическая активность имеет в молодом возрасте.Она является одним из инструментов социализации молодёжи. Для обеспеченияздорового развития молодым людям необходима ежедневная физическая активность отумеренной до высокой степени интенсивности, в общей сложности, не менее 60минут.
Такая активность может предоставить молодым людям важные преимущества дляих физического и умственного здоровья и участия в общественной жизни.
Надлежащая практика физической активности помогает молодым людям:
· в развитииздоровых скелетно-мышечных тканей (то есть костей, мышц и суставов);
· в развитииздоровой сердечно-сосудистой системы (то есть сердца и легких);
· в развитиинервно-мышечного аппарата (то есть координации и контроля за движениями);
· в поддержанииздорового веса тела.[48]
Физическая активность также связана с психологическими преимуществами длямолодых людей, так как она помогает лучше контролировать состояния тревоги идепрессии. Участие в физически активных мероприятиях может также способствоватьсоциальному развитию молодых людей, предоставляя им возможности длясамовыражения, приобретения уверенности в себе, социального взаимодействия иинтеграции. К тому же считается, что физически активные молодые люди с большейготовностью принимают другие здоровые формы поведения (например, избегаютупотребления табака, алкоголя и наркотиков) и демонстрируют более высокуюуспеваемость в школе.
Несмотря на это, уровни физической активности среди молодых людей вотдельных странах и во всем мире снижаются, особенно в бедных городскихрайонах. По оценкам, менее одной трети молодых людей активны в достаточной мередля положительного воздействия на их нынешнее и будущее здоровье иблагополучие.
Такое снижение уровней активности, в значительной мере, вызвано сидячимобразом жизни, получающим все более широкое распространение. Так, например,дети все реже ходят в школу пешком или ездят на велосипедах, но проводятслишком много времени у телевизоров, за компьютерными играми и другими сидячимизанятиями, зачастую за счет физической активности и занятий спортом.
Время, отводимое в школах на занятия физкультурой и другие видыфизической активности, также сокращается.
Многие факторы препятствуют участию молодых людей в физически активныхмероприятиях:[49]
· отсутствиевремени;
· плохая мотивация;
· отсутствиенадлежащей поддержки и руководства;
· чувствонеловкости или неспособности;
· отсутствиебезопасных мест;
· ограниченныйдоступ к местам и оборудованию для физической активности;
незнание преимуществ физической активности.
В основе формирования физической активности молодых людей лежатпотребностно — мотивировочные процессы, позволяющие индивиду не только достичьпоставленных целей физического совершенствования, но и укрепить психическое ифизическое здоровье, а также способствовать достижению социального благополучияи улучшения эмоционального состояния.[50]
Успех формирования у молодёжи положительного отношения к определеннымвидам физической активности во многом зависит от правильного взаимодействияорганизованного воспитания и влияния социальной среды.
Повышение физической активности молодёжи является проблемой на уровне нетолько отдельных людей, но и всего общества. Большую роль в решении этойпроблемы должна играть школа.
Однако на развивающуюся личность, на процессы становления, закрепления истимулирования её физкультурно-спортивных потребностей, на воспитание у неёинтереса к двигательной деятельности в целях укрепления здоровья решающеезначение имеет влияние всего ближайшего социального окружения, особенно семьи.
Роль семьи в воспитании подрастающего поколения определяетсянезависимостью ее воздействия на развитие детей, их интимностью,индивидуальностью, неповторимостью, глубоким учетом особенностей ребенка,которого родители знают значительно лучше других воспитателей.
Поэтому важно, в какой степени родители сами осознают социальные функциифизической культуры, имеют современные представления о здоровом образе жизни.
«Понимание социально-биологического наследования оздоровительных эффектовфизической культуры имеет для переориентации общественного сознания в областифизической культуры особое значение, позволяя рассматривать воздействие занятийфизическими упражнениями на организм не как временное, преходящее явление, акак крупномасштабное и длительное, благотворными результатами которогопользуются не только занимающийся, но и его дети, потомство». [51]
Положительным моментом является активное отношение родителей к своемуздоровью, личный пример в отношении физической активности. В этом планетрудности социализации возникают в случае, если ребенок ориентируется нанеудачные образцы поведения родителей (например, курение, алкоголь).
Установлено, что физическая активность родителей, других членов семьиможет влиять как на повышение, так и на снижение уровня физической активности молодыхлюдей.
Для обеспечения эффективности физического воспитания, формированияфизической активности подростков и юношей, родители должны знать, какоевоспитательное влияние на их детей осуществляется на уроках в школе (другомучебном заведении) и во внеурочное время. Такие знания необходимые длясоблюдения преемственности и обеспечения единой педагогической линии впредъявлении требований к подростку. Семья и школа должны объединить усилия врешении задачи формирования физической активности молодёжи. Вместе с темследует учитывать условия, возможности семьи и школы.
Функции родителей в процессе формирования физической активностиподростков и юношей можно сгруппировать таким образом:
1) создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;
2) контроль и содействие соблюдению подростками режима дня, правил личнойгигиены, закаливанию, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;
3) непосредственное участие в соревнованиях семейных команд, дняхздоровья, спортивно-художественных вечерах, физкультурно-художественныхпраздниках, играх, развлечениях, прогулках;
4) организация соревнований и игр на спортивных площадках по меступроживания и в школе;
5) выполнение обязанностей общественных тренеров и судий. [52]
Таким образом, современные представления о физической активности основанына том, что в ней проявляется единство человека как биологического, социальногои культурного существа, она позволяет обрести самостоятельность, социальную ипсихическую независимость, отдыхать, развивать физические способности,достигать высоких результатов в спорте; выходит за пределы обучения ивоспитания, является особым видом социальной деятельности. Успешное решениезадач физического воспитания, формирования физической активности молодёживозможно лишь при условии общих, согласованных действий учреждений образования исемьи.
Заключение
Социальный институт — это система учреждений, в которых определенныелюди, выбранные членами групп, получают возможность выполнять определенныеобщественные функции, направленные на удовлетворение индивидуальных и групповыхпотребностей индивидов и регулирование поведения других членов групп.
Социальные институты выполняют функции: закрепления и воспроизводстваобщественных отношений; регулятивную; интегративную; транслирующую; коммуникативную.Семья является важнейшим институтом социализации личности. Социализация в семьепроисходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и помеханизму социального научения. Любая деформация семьи приводит к негативнымпоследствиям в развитии личности ребенка. Нарушение системы межличностныхотношений и ценностей в семье оказывает влияние на негативное развитие личностиподростка, приводя к различным личностным деформациям, к проявлениям различногорода девиаций. Современные представления о физической активности основаны натом, что в ней проявляется единство человека как биологического, социального икультурного существа, она позволяет обрести самостоятельность, социальную ипсихическую независимость, отдыхать, развивать физические способности,достигать высоких результатов в спорте; выходит за пределы обучения ивоспитания, является особым видом социальной деятельности. Успешное решениезадач физического воспитания, формирования физической активности молодёживозможно лишь при активном участии семьи в этом процессе.
Важно, чтобы модели физической активности и здорового образа жизни,приобретенные в детстве и подростковом возрасте, сохранялись на протяжении всейдальнейшей жизни. Для будущего здоровья всех людей необходимо улучшение уровнейфизической активности среди молодых людей.
Список литературы
1. ВОЗ: Глобальная стратегия по питанию, физическойактивности и здоровью. Физическая активность и молодые люди / www.who.int/…/ru/index.html
2. Концепция федеральной целевой программы «Развитиефизической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы»//lib.sportedu.ru/press/tpfk/2001N4/p2-8.htm
3. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
4. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальныеинституты: содержание, функции, структура / Ю. П.Андреев, Н. М. Коржевская, Н.Б. Костина. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. — 83 с.
5. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 452 с.
6. Антонов А. И., Медков А. В. Социология семьи / А. И. Антонов,А. В. Медков. — М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления(«Братья Карич»), 2006. — 304с.
7. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогикафизической культуры / Б.А. Ашмарин, Л. К.Завьялов, Ю. Ф. Курамшин. — СПб.: ЛГОУим. А.С. Пушкина.- 1999.- 353 с.
8. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организациифизического воспитания детей и молодежи/ В. К. Бальсевич // Физическаякультура: воспитание, образование, тренировка. -1996. — № 1. С. 24-25.
9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии/ С. А.Беличева. -М.: Редакионно-издательский центр Консорциума «Социальноездоровье России», 2004. — 218 с.
10. ГоряеваН. Социализация молодежи / Н. Горяева// Аспирант и соискатель. — 2006. — №2. С.62 — 64.
11.Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение /Э.Дюркгейм //www.ecsocman.edu.ru/db/msg/78297
12. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пос./Е. П. Ильин. — СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.- 486 с.
13. Караев А. М. Социализация молодежи: Методологическиеаспекты исследования /А.М. Караев// Гуманитарные и социально-экономическиенауки. — 2005. — №3. С. 124-128.
14. Ковалева А. И. Социализация / А. И. Ковалёва // Знание.Понимание. Умение. Электронный журнал — 2004. — № 1.
15. Комков А. Г., Антипова Е. В. Формирование физическойактивности детей и подростков как социально — педагогическая проблема/А.Г.Комков, Е.В.Антипова / lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N3/p5-8.htm
16. Комков А. Г., Лубышева Л. И. Социологическиеосновы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста// lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N1/p40-46.htm
17. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М.:Просвещение, 1989. — с.296
18. Кравченко А. И. Социология девиантности / А. И.Кравченко. — М.: Логос, 2004. — 418 с.
19. Криворученко В. К. Социализация молодого поколенияв условиях развития с.демократии и гражданского общества в современной России /В. К. Криворученко // Электронный журнал « Знание. Понимание. Умение». —2008. — № 3 — Социология.
20. Лейман И.И. Наука как социальный институт / И. И. Лейман- Л.: Наука. Ленингр. отд., 1971.- 177 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н.Леонтьев. — М.: Просвещение, 1995. 247 с.
22. Лимаренко А. П. Методологические основы социологии / А.П. Лимаренко. — М.: Наука, 1997.
23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера уподростков / А. Е. Личко. — М.: Медицина и здоровье, 2002. — 361 с.
24. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта:Учеб. пос./ Л. И. Лубышева. — М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 240 с.
25. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории,методологии и методики/ М. С. Мацковский. — М.: Лад, 2004. — 374 с.
26. Мудрик А. В. Социализация индивида / А. В. Мудрик. — М.:Академия, 2007. — 295 с.
27. Николаев Ю. М. Теория физической культуры: функциональный,ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю. М. Николаев. — СПб.:Питер, 2000. — 386 с.
28. Новикова С. С. Социология: история, основы,институционализация в России С. С. Новикова. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 412 с.
29. Орлова В. В. Социализация молодежи / В. В. Орлова. — Ростов — н/Д: Феникс, 2005. — 429 с.
30. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология / А. А. Радугин,К. А.Радугин. — М.: Век, 2002. 452 с.
31. Реан А. А. Развитие и социализация личности в семье / А.А. Реан // www.narcom.ru/parents/parents/20.html
32. Семья и молодёжь: Профилактика отклоняющегося поведения /Под ред. И.И. Осипова. — Минск, 1999. — 317 с.
33. Смелзер Н. Социализация //scepsis.ru/library/id_586.html
34. Современная семья: социальные, правовые, психолого-педагогическиеаспекты проблемы / Под ред. Е. Н. Иваньковской. — Пермь, 2004. — 316с.
35. Социальные и биологические основы физической культуры / Подред. Д. Н. Давиденко. — СПб.: Лань, 2001. — 419 с.
36. Социологиямолодёжи / Под ред. А. М. Марычевой. — Ростов — н/Д: Феникс, 2007. — 471 с.
37. Столяров В. И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепцияфизической культуры и физического воспитания (инновационный подход) / В.И.Столяров, И. М.Быховская, Л. И. Лубышева // Теория и практика физическойкультуры. — 1998, — № 5. С.11 — 15.
38. Топилина Е.С.Особенности социализации молодого поколенияв современной России / Е.С.Топилина // Гуманитарные и социально-экономическиенауки. — 2006. — №3 С. 73 — 79.
39. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебныхзаведений / С. С. Фролов. — М.: Логос, 1996. — 360 с.
40. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и еёпроблемы / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. — М.: Наука, 1989. — 368 с.
41. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Я.Щепаньский — М.: Просвещение, 1960. — 285 с.