Министерство науки и образования УкраиныХарьковская Национальная АкадемииГородского Хозяйства РефератПо дисциплине: «Основы экономической теории»На тему: «Формационный подход Карла Маркса. Периодизацияобщественного развития» Выполнила:Студентка1 курсаГруппыМГКТС 2009-3КиричанскаяАлина Харьков-ХНАГХ-2009
Формационный подход исследует общество встатике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы егоразвития и функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сферобщественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации являетсяспособ производства материальных благ в единстве производительных сил ипроизводственных отношений. Учение о формациях является краеугольным камнеммарксистской исторической науки. В основе формационной теории лежитпредставление, согласно которому история трактуется как единый процесспрогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационнаятеория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкуюуниверсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную наматериалистическом понимании истории.
Методология вопроса. Теоретическое учение Карла Маркса (1818-1883),выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особоеместо в ряду социологической мысли. Одним из первых в истории социологии Марксразрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Этопредставление воплощено прежде всего в его понятии общественно-экономической формации.
Общественно-экономическая формация (Okonomische Gesellschaftsformation;Socio-economic formation; Formation socio-economique; от лат. formatio-образование, вид) — исторический тип общества, характеризуемый определеннымсостоянием производительных сил, производственных отношений и определяемыхпоследними надстроечных форм. В своих исследованиях К.Маркс пытался обнаружитьисторические закономерности в смене типов социальной системы. Благодаряматериалистическому пониманию истории, социологическому учению, созданному им всоавторстве с Ф.Энгельсом, Марксу удалось раскрыть всеобщее, закономерное, необходимое в эволюциичеловеческого общества. Формация — это развивающийся социально-производственныйорганизм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития ипревращения в другой, более сложный социальный организм. Каждый из них имеетособый способ производства, свой тип производственных отношений, особыйхарактер общественной организации труда (а в антагонистических формациях особыеклассы и формы эксплуатации), исторически обусловленные, устойчивые формыобщности людей и отношений между ними, специфичные формы общественногоуправления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особуюидеологию и свод духовных ценностей.
Втеоретико-методологическом плане понятие общественной формации Маркса являетсяабстрактной конструкцией, которую еще можно именовать как идеальный тип. Всвязи с этим М.Вебер считал марксистские категории, в том числе категориюобщественной формации, «мысленными конструкциями». Это приемтеоретического мышления, который позволяет на понятийном уровне создать емкий иобобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая кстатистике. В этом случае мы создаем мысленный портрет обобщенного целого,вначале очень абстрактный, а затем наделяем его несколькими важными чертами,которые, как нам кажется, позволят отличить его от других типов. К.Марксназывал такие конструкции «чистым» типом, М.Вебер — идеальным типом.Суть их в одном — выделить в эмпирической реальности главное, повторяющееся, азатем это главное увязать в непротиворечивую логическую модель.
Экономическаяформация у Маркса будто бы ограничена рамками антагонистических обществ, атаковыми, как известно, выступают рабовладение, феодализм и капитализм. В итогеполучается пять формационных укладов.
Социальная статика. В формационной теории К.Марксаможно выделить две составные части — статику и динамику. Социальная статикаописывает то, из чего состоит общественная формация, что входит в способпроизводства, в экономический базис и идеологическую надстройку, а социальнаядинамика раскрывает механизм смены способов производства (общественныхформаций) мирным или революционным путем.
Общественно-экономическая формация — общество, находящееся наопределенной ступени исторического развития. В основе формации лежит известныйспособ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) инадстройки (политики, идеологии, науки и др.). История человечества выглядиткак последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной,рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.
В данномопределении зафиксированы следующие структурные и динамические элементы:
1. Никакаяотдельно взятая страна, культура или общество не может составлять общественнуюформацию, но только совокупность многих стран;
2. Типформации определяется не религией, искусством, идеологией и даже неполитическим режимом, а ее фундаментом — экономикой;
3. В самойэкономике надо выделить центральный элемент, чтобы догадаться, к какой формациипринадлежит ваша или соседняя страна;
4. Такимэлементом выступают производственные отношения, а в них — отношениясобственности;
5. Надстройкавсегда вторична, а базис первичен, поэтому политика всегда будет толькопродолжением экономических интересов страны (а внутри нее — экономическихинтересов господствующего класса);
6. Всеобщественные формации, выстроенные в последовательную цепочку, выражаютпрогрессивное восхождение человечества от низших ступеней развития к высшим;
7. Если вжизнь страны не вмешиваются чужеродные факторы, то она, или представляемое еюобщество, в своем развитии должны пройти все ступени, не перепрыгивая и непропуская ни одной формации.
Позже русскиемарксисты внесли коррективы в эволюционную часть теории Маркса таким образом,чтобы оправдать социалистическую революцию и необязательность прохождения всехэтапов. Согласно модернизированной версии теории формаций, отдельные странымогут двигаться коротким путем, минуя некоторые фазы развития либо проходя их вускоренном режиме. Существование определенных формаций, последовательносменяющих друг друга в истории человечества, не означает, что каждый народдолжен пройти их в своем развитии. Некоторые народы(славяне, германцы и другие) миновали рабство и от первобытнообщинного строяперешли к феодализму. В результате отдельные звенья исторической цепи развития- рабство, феодализм, капитализм, а иногда все они вместе, могут не получитьполного развития. Страны могут миновать их, переходя, например, непосредственноот родового строя к социализму, опираясь на поддержку и помощь более развитых,построивших социализм, стран.
Согласносоциальной статике К.Маркса, базис обществацеликом и полностью экономический. Он представляет собой диалектическоеединство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию,культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.
Надстройка уМаркса представляет собой совокупность всех остальных общественных отношений,«остающихся за вычетом производственных», и содержит самыеразнообразные институты, такие как государство, право, семья, религия, наука,искусство и т.п.
Марксизмисходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса.Это значит, что экономические отношения в значительной степени определяютвозвышающуюся над ними надстройку,то есть совокупность политических, моральных, правовых, художественных,философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядамотношений и учреждений. Поскольку сменяется природа базиса, постольку меняетсяи природа надстройки. Поэтому можно, например, ожидать, что феодальнаяполитическая структура будет существенно отличаться от капиталистической — прежде всего, в силу того, что способы организации хозяйственной жизни в этихдвух формациях существенно отличаются друг от друга.
Отношениямежду базисом и надстройкой разворачиваются так. Базис обладает абсолютнойавтономией и независимостью от надстройки. Надстройка по отношению к базисуобладает лишь относительной автономией. Отсюда следует, что подлиннойреальностью обладает прежде всего экономика, отчасти — политика. То есть онареальна — с точки зрения влияния на общественную формацию — лишь во вторуюочередь. Что касается идеологии, то она реальна уже как бы в третью очередь. Онаважнее искусства, но менее ценна, чем экономика или политика. А о религии Марксвспоминал только со знаком минус.
Так ивыстраивается незримая (ибо явно Маркс нигде этот момент не прописывал)иерархия важности подсистем общества. В самом верху, почти за облаками,скрывается религия. За ней вниз шкалы спускается искусство, которому у Марксаотводится незаслуженно мало места. Чуть ближе к базису располагается идеология,совсем близко размещается политика. Чем ближе к базису, тем выше ценность этойсферы общества с позиций марксизма, и наоборот.
Маркс первым раскрылистину, какой руководствует на практике большинство правительств мира. Илируководствовалось до недавнего времени. У них искусство финансируется поостаточному признаку, международная политика служит лишь иной формой выраженияэкономических интересов либо господствующего класса в целом, либо крупныхмонополий в стране. Только в последней четверти развитые страны отошли отпрежних воззрений, осознав, что на дворе век информационной революции и интеллектуальногокапитала. В школах и вузах мгновенно увеличились часы, отводимые нагуманитарное знание, вслед за тем потянулась цепочка микрореволюций в другихсферах общества. Сегодня интеллект, талант и квалификация ценятся превышефинансового капитала. Но на часах российского правительства все еще векминувший, для него политика суть продолжение интересов олигархов и мафиозныхкругов, культура, образование и наука в загоне, а идеологии вообще нет никакой.
В «Капитале»Маркс доказывает, что производственные отношения определяются в конечном счетеуровнем и характером развития производительных сил, а то, насколько и какиспользуются возможности, таящиеся в производительных силах, зависит отпроизводственных отношений.
Под производительными силами он понимал1) людей, занятых изготовлением товаром и оказанием услуг, обладающихопределенной квалификацией и способностью к труду, 2) землю, недра и полезныеископаемые, 3) здания и помещения, где осуществляется процесс производства, 4)орудия труда и производства от ручного молотка до высокоточных станков, 5)технологию и оборудование, 6) конечную продукцию и сырье. Все ониподразделяются на две категории — личные и вещественные факторы производства.
Производственные отношения — отношения между людьми,складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребленияматериальных благ под воздействием характера и уровня развития производительныхсил. Они возникают между большими группами людей, занятыми в общественномпроизводстве. Люди вступают в подобные отношения не как личности, а какисполнители наперед заданных социально-экономических ролей: работодатель иработник, помещик и крестьянин, заимодавец и кредитор, арендатор или рантье.Фундаментом производственных отношений выступают отношения собственности.
Производственныеотношения, образующие экономическую структуру общества, определяют поведение идействия людей, как мирное сосуществование, так и конфликты между классами,возникновение социальных движений и революции.
Производительныесилы формируют, выражаясь современным языком, социо-техническуюсистему производства, а производственные отношения — социально-экономическую.
Производительныесилы играют в развитии общества наиболее подвижную, активную, определяющуюроль. По отношению к обществу и господствующим в них в этот момент временипроизводственным отношениям они выполняют такую же функцию, какую выполняютприродные условия в развитии биологических организмов.
Производительныесилы являются той внешней средой для производственных отношений, изменениекоторых приводит либо к их модификации (частичному изменению), либо к полномууничтожению (замене старых на новые, что всегда сопровождается социальнойреволюцией).
Производственныеотношения Маркс называет также формой общения. К производительным силам этоттермин не подходит. Действительно, ни здания и станки, ни живых людей, рабочихили инженеров, формой общения не назовешь. Правда, общение Маркс понимаетвесьма своеобразно. Это не коммуникативный процесс, не разговор двух соседей, аспособ, уклад или тип социально-экономических отношений. Если рабочий вынужденидти на рынок труда и продавать свою рабочую силу, торгуясь за более высокуюцену, то он вступает в общение-отношение. Аренда и обмен — это производственныеотношения и одновременно форма общения их субъектов.
Производительныесилы влияют и определяют развитие производственных отношений, а вместе ониопределяют характер, направление и динамику развития всех институтовнадстройки. Если базис материален, то надстройка — духовная основа общества.Понятие «производительные силы» впервые было введено в наукуклассиками английской политической экономии, которые применяли его дляхарактеристики сочетания рабочей силы и орудий труда.
Марксизмотличается от других форм современной социологии не столько своимитеоретическими предпосылками, сколько своей идеологией. Речь идет о роли,которую играет эта идеология. Марксизм — единственная форма социологическойтеории, моральные установки которой сразу же бросаются в глаза.Дж. Александер,американский социолог
Маркс неограничился экономическим пониманием производительных сил, включив сюдамногообразие способностей, квалификацию и профессиональный опыт человека. Всоответствии с этим расширилось и представление о производственных отношениях,которые он отличал от тех отношений между работниками, которые складываютсявследствие технического, технологического и профессионального разделения труда.Он сделал еще один шаг по сравнению с А.Смитом. Маркс добавил третий компонент:кто что получает, кто чем владеет, кто что присваивает. Иными словами,отношения собственности, которые лежат в основе производственными отношениями.При феодальном способе производства крепостные производили собственные средствасуществования, а прибавочный продукт (ренту) отдавали своему господину. Прикапитализме рабочие уже не производят средств своего существования, но продаютсвою рабочую силу капиталисту, дающему им работу и возвращающему им их труд ввиде заработной платы — меньшей, чем стоимость рабочего. Здесь прибавочныйпродукт реализуется в форме прибыли.
Общественно-экономическаяформация — это совокупность всех стран на планете, которые в данный моментнаходятся на одной и той же ступени исторического развития, имеют сходныемеханизмы, институты и учреждения, определяющие базис и надстройку общества.
Социальная динамика. Каждая формация составляет ступеньв прогрессе человечества от первобытного общества через антагонистическиклассовые формации к коммунизму. Маркс выделил пять формаций, представляющихпоступательные ступени в развитиичеловеческого общества: первобытнообщинную,рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первойфазой которой является социализм. Но не все они одинаково ценны для судьбычеловечества. Три формации — рабовладельческая, феодальная и капиталистическая- базируются на частной собственности и носят антагонистический характер. Триантагонистических формации представляют, по Марксу, не историю, а лишьпредысторию человечества. "… Буржуазной общественной формациейзавершается предыстория человеческого общества". Но к предыстории надоотнести и первобытно-общинную формацию, ибо она предшествовала тремпоследующим.
Теория капитализма. Начало капиталистической эры Маркс относил к XYIстолетию. Именно в эту эпоху экспроприация части сельского населения приводит куничтожению мелких промыслов, составлявших неотъемлемый элемент натуральногохозяйства при феодализме. Генезис капитализма Маркс исследовал на примереАнглия, являвшейся родиной промышленной революции и получившей в 19 в. званиемастерской мира. Здесь лучше всего развивалась крупная промышленность,основанная на развитом машинном производстве. Среди основных характеристиккапитализма можно назвать:
(1) частнуюсобственность на средства производства (она есть у предпринимателей, но ее нету рабочих);
(2)превращение формально свободной рабочей силы, через механизм рынка труда, втовар, который находится в свободном обращении и оплачивается через механизмзаработной платы в денежной форме;
(3)возможность для собственника извлекать прибыль из вложенного в производствакапитала, безвозмездно присваивать ее на личное потребление или дальнейшееразвитие производства;
(4)возможность продавать и покупать товары по свободным рыночным ценам, в томчисле рабочую силу.
Капитал, поМарксу, это частным образом присваиваемое богатство (или стоимость),используемое для производства прибавочной стоимости. В результате капитал можноопределить еще и как самовозрастающую стоимость. Это центральная экономическаякатегория капитализма, представляющая собою накапливаемое богатство, инаходящая свое воплощение, прежде всего в средствах производства, используемыхдля производства или покупки новых средств производства.
Капиталистическоеобщество, по К. Марксу, безнадежно больное. Оно неспособно справиться спротиворечиями, которое само же и породило. Буржуазия, заинтересованная впостоянном обновлении производства, взвинчивает научно-технический прогресс идо максимальных размеров развивает производительные силы. Но производственныеотношения стоят на месте, они не способны трансформироваться в столь же быстромтемпе. И вот расплата — социалистическая революция. Может быть все и обошлосьбы, но тут подоспело другое противоречие. Капитализм создает невиданныебогатства на одном полюсе — у кучки миллионеров, и безобразную нищету на другом- у подавляющей части населения, заполнившей кварталы бедноты. Тут ужереволюционный взрыв неизбежен.
Капитализм,разумеется, классический, поскольку другого во времена Маркса еще не было,означает торжество машинного производства, а он исподволь готовитпроизводительные силы, которые вполне созрели для пролетарской революции.Капитализм, иными словами, готовит своего могильщика — организованный,дисциплинированный, квалифицированный и политически дееспособный рабочий класс.
Гибелькапитализма от самого себя, по Марксу, неизбежна. Так как с прогрессом техникии развитием производительных сил постоянный капитал стремится к бесконечности,а переменный — к нулю. А это означает, что живого труда относительно масштабовсредств производства должна сокращаться. Иначе говоря: численность персоналадолжна приближаться к нулю, а размеры и эффективность средств труда — зданий,технологии, станков и т.п. — будут стремиться к бесконечности.Таким образом,капитализм — это саморазрушающееся общество. Оно стоит последним в рядуантагонистических формаций. После нее наступает эра совсем другого уклада — коммунистического. Он, как и первобытнообщинный, лишен классов, эксплуатации,социального неравенства, угнетения человека, антагонистических отношений.Мировая история как бы завершает свой ход, вернувшись к своим истокам, но накачественно более высоком уровне. В обществе будущего, полагал Энгельс,государственный строй предполагает прежде всего самоопределение народа, еготрудовой основой станет всеобщая ассоциация производителей.
Историческое значение
Методология К. Марксаоказалась крайне эвристичной. Диалектическая логика, доставшаяся марксизму отГегеля, была очищена от многих схоластических напластований и настолько сильнопереориентировала позитивистские установки, что свела их, по сути, кобщенаучным требованиям проверять теорию практикой и опираться на силу фактов.Диалектический метод придал особую стройность теоретическим построениям Маркса.Учение об отчуждении труда, формальном и реальном подчинении труда капитализму,абстрактном и конкретном труде, социальных превращенных формах трудовойдеятельности, трудовая теория стоимости, которые имеют для социологиипервостепенное значение, появились благодаря не индуктивному обобщению фактов, атеоретическому методу анализа, объединившему в себе диалектическую логику,методологию «идеальных типов» и мысленного эксперимента (элементовсравнительно-исторического исследования), причинно-следственное объяснение.Именно теоретический метод Маркса послужил стимулирующим началом длявозникновения в 30-е гг. ХХ в. Франкфуртской школы социологии труда (М.Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), представителикоторой внесли значительный вклад в разработку концепции «индустриальногообщества» и отчуждения труда.
Основным вкладоммарксистской школы в мировую социологию считают теорию социального конфликта(посему марксизм как направление в социальной мысли именуют еще конфликтнойперспективой). Гораздо меньшее влияние на современную науку оказалаэкономическая теория Маркса, которая большинством западных экономистов, приразработке собственных моделей, явным образом не учитывалась. Иными словами, вряду чистых экономистов Маркс не числится. Серьезной критике, в частности состороны Г. Зиммеля и М. Шелера, подверглась его трудовая теория стоимости иконцепция редукции труда (сведения сложного труда к простому). Не выдержалоиспытания временем его теория относительного и абсолютного обнищанияпролетариата, как не подтвердились и некоторые другие положения. Во многом этоможно объяснить тем, что вопреки своим же методологическим установкам идтивслед за фактами Маркс больше придерживался абстрактных формул английскихполитэкономов и философских схем Гегеля.
На протяжении долгоговремени формационная теория Маркса считалась одним из высших достижений мировойсоциологии. Однако сегодня число недостатков, кажется, превысило количество еедостоинств. Большинством историков оспаривается положение о существовании ипоследовательной смене пяти общественно-экономических формаций, в особенности,на Востоке.
Выводы:
К.Маркс (1798-1883) — считается творцом концепции социального конфликта: уничтожения общества и заменыего более справедливым. Маркс выступал за революционный путь преобразований.Развитие общества по Марксу происходит путем качественных скачков от однойобщ,-экон. формации к другой (Перв.-общ, об-во, рабовладение, феодализм,капитализм, социализм). Развитие общества -объективно-исторический процесс,независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономическихотношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развитияпроизводительных сил (технологии и машины) и производственных отношений (классыи институты), характеризуемых понятием способ производства. Противостояниюклассов он придавал абсолютное значение. Вся история до капитализмарассматривалась, как история нарастания антагонизма между эксплуатирующими(присваивающими общественное богатство) и эксплуатируемыми (создающимиобщественное богатство) классами. Отсюда следует, что дальнейшее общественноеразвитие возможно только путем уничтожения одних классов другими, отменойчастной собственности и заменой классового общества бесклассовым.