Реферат по предмету "Социология"


Фазы телеинтервью

Фазы телеинтервью

По определению, данному в ряде словарей, интервью— это беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой ин­формации.

Телевизионное интервью, как правило, проходит в прямом эфире и продолжается15—20 минут. В это ограниченное время, в присутствии телеоператора и других работников телестудии надо свободно высказать свою позицию. Умение говорить перед телекамерой и держаться свободно, нескованно приходит с опытом, но ему можно учиться при ведении других типов публичных диалогов, на­пример диспутов, ответов на вопросы аудитории после публичного выступления.

Многим запомнились неприятные минуты, которые они пережи­ли во время своего первого публичного выступления: язык прилипа­ет к нёбу, становится ватным или чугунным, в глазах все плывет,. теряется представление о времени, мысли ускользают. Чтобы хотя бы частично избежать этих неприятных спутников первого интер­вью, к нему необходимо подготовиться. Можно обговорить с интер­вьюером круг основных проблем, которые будут затронуты в интервью. Если это невозможно, стоит самому представить, что может интересовать журналиста, продумать наиболее вероятные вопросы и возможные ответы на них. Во время интервью постарайтесь за­быть о телезрителях и телекамере, разговаривайте с журналистом доброжелательно. Открытость, непредвзятость— важное условие общения. Старайтесь держаться естественно и быть самим собой. Сосредоточьтесь на собеседнике, слушайте, что он говорит. Забудьте о своих руках и ногах, думайте о теме разговора.

Как и всякое общение, телеинтервью имеет свои фазы. О подго­товительной фазе мы уже сказали, правда, не всегда такая подгото­вительная фаза бывает возможна. В условиях

блиц-интервью на улице, после публичного выступления, после совещания, на митинге беседа носит характер максимально спонтанный. Как правило, такие интервью короткие и касаются какой-то одной проблемы.

Первая фаза интервью— контактоустанавливающая. К этой фазе относятся приветствие, представление интервьюируемо­го зрителям. В этой фазе задаются социальные роли собеседников, происходит «сонастройка» эмоциональных волн, устанавливается психологический контакт.

В телевизионном интервью у журналиста и интервьюируемого почти равные роли. Эти роли определяются в зависимости от кон­кретных участников разговора, Возможное неравноправие участни­ков телеинтервью, вызванное высоким социальным статусом гостя (известный политик, преуспевающий бизнесмен, популярный певец), компенсируется ролью «хозяина», которую выполняет жур­налист по отношению к гостю. За журналистом остается право вести интервью и определять тему беседы, хотя иногда случается и так, что гость программы перехватывает инициативу.

Многое зависит от того, как вас представит журналист в первой фазе интервью. На эту фазу общения надо Обратить особое вни­мание

Если с первых слов с гостем студии начинают говорить на украин­ском языке (как произошло с Людмилой Гурченко в ток-шоу «СВ») и он отвечает таким же образом, то до конца передачи ему приходится выступать в роли провинциала «с Харькови», который недавно при­ехал в Москву.

Если роль, предлагаемая вам журналистом вас не устраивает, надо попытаться переменить характер отношений.

Журналист может предложить в виде игры разный характер от­ношений: судья— обвиняемый, подросток— старый морской волк, мужчина— женщина, неопытный спортсмен— опытный спортсмен, безупречный журналист— виновный политик и т.д. Задача гостя сту­дии распознать по языковым и неязыковым (жестам, мимике, позе) характеристикам общения журналиста предлагаемую социальную роль и включиться в игру или отказаться от нее.

Вторая (основная) фаза интервью— концентрация внимания на какой-то проблеме, теме. Обычно в 15-минутном интер­вью обсуждаются5—10 тем, которые представляют собой микродиа­логи, имеющие начало и конец.

В третьей (заключительной) фазе подводятся итоги разговора, журналист обычно еще раз представляет гостя студии и прощается с ним и телезрителями.

Типы телеинтервью

Все фазы интервью подчиняются его жанровым особенностям. Различают ин­тервью-расспрос, цель которого— получение новой информации;

интервью-обмен мнениями, в центре внимания которого находится' обсуждение общезначимой проблемы; интервью-портрет, создающий образ интервьюируемого. Характер беседы зависит от того, с-какой целью пригласили интервьюируемого— получить от него ин-' формацию, обсудить с ним проблему или рассказать о нем.'..

В интервую-расспросе задача интервьюируемого— предоставить за­прашиваемую информацию или раскрыть свое мнение. Характер об­щения в таком интервью носит односторонний характер: журналист спрашивает, интервьюируемый отвечает. В ходе интервью интер­вьюируемому задают в основном вопросы открытого типа, т.е. вопро­сы, включающие вопросительные слова (что, где, когда, о чем, почему и т.д.); в основе этих вопросов лежит желание узнать новую инфор­мацию. Реже в интервью-расспросе используются вопросы закрыто­го типа, запрашивающие мнение (Вам нравится отдыхать в Крыму?;

Важно ли это?). Открытые вопросы требуют от интервьюируемого достаточно полных ответов. Но и в ответ на закрытый вопрос интер­вьюируемому редко удается ограничиться ответом Да или Нет, обыч­но приходится объяснять свою позицию или арuументировать мне­ние, в противном случае журналист будет подталкивать интервьюи­руемого к ответу

(Ну что я из вас тяну слова?)

В интервью- обмене мнениями задача интервьюируемого усложня­ется. Он должен не просто высказать, по и отстоять свое мнение.

В интервью этого типа оба собеседника играют активную роль, при этом журналист может прямо не высказывать своего мнения, но со­мневаться в справедливости точки зрения интервьюируемого.

Журналист, находясь в позиции «хозяина» по отношению к «гостю», не может прямо высказывать свое мнение; по нашим стерео­типным представлениям о поведении журналиста, его основная зада­ча— расспросить собеседника, узнать его мнение. Поэтому журна­листы часто прибегают к высказыванию мнения в форме предполо­жения.

Качество речи интервьюируемого

Речь интервьюируемого должна отвечать следующим критериям: должна правдива; содержать информации не больше и не меньше, а ровно столько, сколько нужно; соответст­вовать теме разговора; быть понятной; не оскорблять слушающих.

Рассмотрим критерий «понятность речи». Интервьюируе­мый должен учитывать специфику восприятия устной речи. Следует быть осторожными с использованием отглагольных существитель­ных, лучше их заменить глагольными конструкциями: в целях улучше­ния качества- чтобы улучшить качество, при условии реализации програм­мы развития- если реализовать программу развития. Не рекомендуется использовать очень длинные предложения, осложненные перечис­ленными рядами, причастными и деепричастными оборотами.

Давая телеинтервью, говорящий должен учитывать, что интер­вью носит публичный характер, предназначено для телезрителей. Он должен внимательно следить за репликами и комментариями журналиста, касающимися содержательной и языковой стороны диалога. Интервьюируемый должен учитывать, что он выступает перед миллионами телезрителей, зачастую не являющихся специалистами и обсуждаемой проблеме. Поэтому его речь должна быть достаточно конкретной, иллюстративной, доказательной и живой. Отрицательным качеством речи интервьюируемого является ее штампован­ность. Следует избегать употребления штампов, снижающих содер­жательность речи.

Таким образом, телеинтервью— непростая задача. Каждый тип интервью требует от интервьюируемого определенного характера участия в беседе. В интервью-расспросе интервьюируемый является источником информации, поэтому важно, чтобы эта информация была правдивой, ее отбор был обдуманным, не наносил вред ни ин­тервьюируемому, ни телезрителям, которые в большинстве своем слово с телеэкрана воспринимают как правдивое.

В интервью-обмене мнениями интервьюируемый должен быть достойным собеседником, умеющим высказать и защитить свое мне­ние. Умение просто и ясно сформулировать собственную точку зре­ния приходит с опытом. Но главное— это мнение иметь, только тогда можно стать участником такого типа интервью.

Интервью-портрет— штучный товар Его берут у людей извест­ных, интересных, обладающих даром рассказчика. Можно только пожелать вам в будущем стать героями интервью-портретов, это всег­да доказательство признания обществом ваших заслуг, не только про­фессиональных, но и личных.

Телеинтервью— бурно развивающийся жанр. Обилие программ, построенных в форме интервью или использующих его в качестве составляющей, свидетельствует о повороте общества к человеку, его личности и индивидуальности.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Використання демонстраційного досліду як засобу вивчення функціонування рослинного організму в розділі "Рослини"
Реферат Лидерство и стили менеджмента
Реферат Агробиологические основы повышения эффективности производства овощей в зимних теплицах
Реферат Контрольная работа по Философии 10
Реферат Filles De Caleb Essay Research Paper Auparavant
Реферат Уголовно-правовая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Реферат Антикризисное управление при угрозе банкротства
Реферат "Термоядерного синтез для производства электроэнергии в России и проблемы этого проекта для общества." Вступление
Реферат Використання нейромережевих технологій при створенні систем підтримки прийняття рішень СППР
Реферат Игра как средство развития творческих способностей человека
Реферат Маркетинговая разработка товара
Реферат Ликвидация
Реферат Учет труда и заработной платы на предприятии 5
Реферат Флаг Миннесоты
Реферат Михайло Драй-Хмара - життєвий і творчий шлях