Реферат по предмету "Социология"


Учреждения и предприятия социальной защиты населения

Вопрос №3
Учрежденияи предприятия социальной защиты населения
 
Система социальнойработы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных,открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует,обменивается информацией с другими системами (экономической, политической,культурной и т. д.), что проявляется в особенностях содержания, характерамоделей социальной работы. Динамическая характеристика системы социальнойработы связана с особенностями процесса развития в тех или иных культурно — исторических условиях, а статическая определяет ее структуру и уровни.
Институты социальнойработы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которыхосуществляется их ведущая деятельность.
• Методы социальнойработы — это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задачсоциальной работы.
• Формы обычно связаны сметодами и институтами социальной работы; выделяют как единичные мероприятия,так и систематические, многоуровневые долгосрочные программы по решениюжизненно важных клиентских проблем.
Поскольку система ни естьлишь сумма элементов, в ней обязательно должен присутствовать целевой, системообразующийкомпонент. Для системы социальной работы, таковым компонентом является ведущаяцель деятельности: оказание помощи клиенту в решении его жизненно важныхпроблем. В сложной, иерархизированной системе целеполагания социальной работыпринято выделять различные системные уровни:
1. Национальный уровеньсоставляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют исоздают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональноммасштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен всовременной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования,молодежной программой в липе различных комитетов и министерств на уровнегосударства.
2. Региональный уровеньопределяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими,демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровнявыражены в приоритетах основных направлений социальной работы.
3. Муниципальный уровеньотражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целейи задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношенияуправления социальной зашиты и отдела Народного образования в решении проблемопеки и попечительства).
4. Локальный уровень, связанс особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурногосвоеобразия.
5. Региональный,муниципальный и локальный уровень системы социальной работы характеризуетсябольшей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.
Система социальной работыможет иметь общественный характер, а также государственный. В современнойситуации растущее число частных и общественных инициатив в благотворительнойсфере позволяет охарактеризовать систему социальной работы в России как государственно-общественную.
Институты социальнойработы — учреждения, занимающиеся решением социальных проблем населения(социальные службы официального, неофициального, государственного,негосударственного, добровольно — общественного характера). Каждый социальныйинститут имеет свои специфические задачи. Общемировой опыт социальной работыдемонстрирует следующие типы институтов социальной работы: общепрофильные испециализированные.
К общепрофильнымотносятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей конкретной общины,коммуны, муниципалитета и др. малых административно — территориальных единиц.Цель и задачи данных учреждений: находясь максимально близко к месту жительствалюдей, оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся.
Особенности общепрофильныхучреждений связаны со спецификой модели социальной помощи в конкретной стране.Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определеннымкатегориям населения: социальные приюты, реабилитационные центры,диагностические центры и т. д. В рамках любой модели социальной работы такихучреждений очень много и они направлены на оказание профессиональной помощи вконкретной проблеме.
Социальная работаосуществляется в рамках организационных структур, которые мы будем в дальнейшемрассматривать как социальные организации. Социальные организации создаются дляопределенных общественных целей в нашем случае для оказания помощи людям, неспособным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многихслучаях и жить.
К социальным объектамтермин «организация» употребляется в различных смыслах. Так, во-первых,организацию можно рассматривать как социальный институт с определенным статусоми как стационарный объект. В таком ракурсе можно, например, представитьсоциальную службу, включающую в себя три важнейшие институциональныесоставляющие правовой статус, организационную структуру и функции. Организацияможет, с одной стороны, проявляться в определенных организационных формах(министерство, департамент центр и др.), а с другой — в характереспециализированной деятельности (благотворительная, финансовая и пр.).
Второе значение понятияорганизация используется в смысле совокупности действий, включающей в себяраспределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию, систематизацию,объединение и другие для достижения целей, выполнения задач. Здесь организациярассматривает как процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и сприсутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смыслепонятие «организация» совпадает с понятием «управление».
Третье значениеорганизации отражает уровень взаимодействия, взаимосвязи, то есть речь идет обопределенной структуре, строении и типе связей способов соединения частей вцелое, специфическое для каждого рода объектов. Именно это значениеподразумевается в понятиях формальная и неформальная организация политическаяорганизация и др. В понятие «организация» будет употребляться во всех трёхзначениях.
Организации возникаюттогда, когда достижение каких — либо общих целей признается возможным толькопри достижении индивидуальных целей или когда достижение индивидуальных целейвозможно лишь путем достижения общих целей.
Если кратко датьопределение организации, то ее надо рассматривать как группу людей,деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленныхцелей. Таким образом, определяющим признаком организации является цель,коллективное целедостижение образуют два производственных признака — иерархия иуправление. Приведенное выше определение справедливо не просто для организации,а для формальной организации. В качестве таковой могут выступать Центрысоциального обслуживания населения, центры дневного пребывания пенсионеров,детские дома и пр. К признакам формализации организаций можно отнести:
• административно-правовыеатрибуты, определяющие статус и компетенцию организации (юридическаяответственность, правовое положение работника и др.);
• экономические,плановые, стоимостные и другие показатели;
• социокультурные,включающие принятые в данной среде нормы поведения и взаимоотношений.
Таким образом,формализация здесь выступает в виде сознательно задаваемых постоянных образцовповедения (статус, режим, связи и т. д.) и в качестве элементоворганизованности.
Существуют такженеформальные организации, которые складываются незапрограмированно, изспонтанно возникающих связей. К ним относят институт семьи, неформальныеотношения между людьми. В соответствии с общепринятой практикой, говоря онеформальных организациях,  мы так и будем их называть. А, используя слово,организация мы всегда будем иметь в виду формальную организацию.
Формальные организацииредко имеют только одну цель, как правило, это набор взаимосвязанных целей.Такие организации называются еще сложными. В качестве примера можно привести Министерствотруда и социального развития РФ. Главной целью министерства являетсяосуществление единой государственной политики в области, труда, занятости исоциальной защиты населения. Однако его одиннадцать структурных подразделенийбудут иметь свои специфичные цели. Достаточно в качестве аргумента привестиназвания некоторых подразделений: департамент по вопросам пенсионногообеспечения, по вопросам государственной службы, по условиям охраны труда и др.Эти цели взаимосвязаны, взаимозависимы, но чтобы их эффективно реализовать,организации необходимо управление.
Управление организациямиэто адаптация. Ничто в управлении не происходит немотивированно, все имеетпричину, все определяется сложным хитросплетением влияния многих переменных,внешней и внутренней среды организации. Именно поэтому управлять хорошо трудно.
Управлениерассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощьюдругих это не какое-то единовременное действие. а серия взаимосвязанныхнепрерывных действий. Эти действия, каждое из которое само по себе являетсяпроцессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческимифункциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс,потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.
Рассмотрим подробнеенекоторые из вышеперечисленных функций управления, наиболее проблемные длясоциальной работы. Одной из главных задач управления является установлениецелей, ради достижения которых формируется, функционирует и развиваетсяорганизация как целостная система. Целевая функция начинается с установлениямиссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В нейобычно детализируется статус предприятия, декларируется принцип его работы,дается определение самых важных характеристик организации. Конкретные целиуправления социальной работы формируются на основе анализа потребностей всехслоев общества в социальной защите. Так, центр помощи семье и детям считаетсвоей основной целью способствование реализации права семьи и детей на защиту,и помощь со стороны общества и государства, содействие развитию и укреплениюсемьи как социального института, улучшение социальных условий жизни. Средиважнейших направлений деятельности этого центра отмечается посредничество междусемьями, отдельными гражданами, организациями, действующими в интересах семьи идетей; особо выделяется ответственность персонала за сохранениеконфиденциальности полученной информации.
Разработка социальнойполитики начинается с обоснования целей, направлений и задач. Все проблемырешить сразу нельзя, поэтому выбираются наиболее значимые на тот или инойпериод времени. После выработки социальной политики продумывается механизм еереализации. Это ее конкретизация в социальных и экономических программах исоциально — экономическом планировании, а также обеспечение результатов.Поскольку разработка и реализация социальной политики требует на любом уровнеуправления соответствующей компетенции, постольку необходимы кадрыспециалистов, имеющих опыт в программно-целевом управлении и руководителей поорганизации управления процессами разработки и реализации социальной политики исоциальных программ.
Социальные программы одиниз видов программ, которые бывают экономическими, производственными,научно-техническими, маркетинговым организационно — управленческими и др. Подсоциальной программой мы будем понимать разрабатываемый и реализуемый комплексзадач и мероприятий, имеющий определенное содержание и направленный надостижение конечной цели.
Организация — втораяфункция управления, задачей которой является формирование структурыорганизации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормаль ной работы —персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.Организовать — это, значит, разделить на части и делегировать выполнение общейуправленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а такжеустановления взаимосвязей между различными видами работ. Другой важной задачейфункции организовывания является создание условий для формирования такой культурывнутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью кизменениям, научно-техническому прогрессу. Здесь главное это работа сперсоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознаниируководителей.
В социальной работе эффективностьсоциальных служб во многом зависит от типа используемой организационнойструктуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ)социальной работой понимается функция, которую должны осуществлять всеруководите ли независимо от их ранга, с целью делегирования прав и обязанностейдля разделения труда по горизонтали и вертикали. С понятием «организационнаяструктура» непосредственно соотносятся такие определения, как «под разделение»,«звено», «орган», «формальная» и «неформальная структура».
Руководители должны найтиту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а такжевоздействующим на нее внешним и внутренним факторам. Основные требования к ОСУ:минимальное количество звеньев и уровней управления, четкое распределениефункций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.
Основными типами ОСУ,которые могут быть использованы при управлении социальной работой, являютсяследующие: линейные, функциональные, дивизионные, проектные и матричные.Линейные структуры самые простые и экономичные могут быть использованы нанижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипнымивидами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональныеорганизационные структуры управления, на верхних — дивизионные. Каждаяструктура имеет свои недостатки и достоинства. Так, преимуществамифункциональной структуры является стимулирование деловой и профессиональнойспециализации, уменьшение дублирования усилий и потребления материальныхресурсов в функциональных отраслях: улучшение координации. В качественедостатков можно назвать заинтересованность отделов в реализации целей и задачсвоих подразделений в большей степени, чем всей организации, а также большуюцепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя. Достаточно частоцентры социального обслуживания имеют дивизиональную структуру. Ее достоинствомявляется специализация деятельности, что позволяет качественно иквалифицированно выполнять работу, создавать новые специализированные отделениясообразно выявленным потребностям, увеличивать количество отделений взависимости от увеличения количества обслуживаемых. Недостатком можно считать«привязку» аппарата управления к каждому отделению, что может привести кискусственному раздуванию штатов.
Для создания эффективнойсистемы социальной защиты населения выделяют три уровня управления социальнойработой:
• верхний,институциональный, уровень — это РФ и автономная республика;
• средний, управленческийуровень — это регион, т. е. органы социальной защиты краев, областей,автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов;
• низовой уровень — этосоциальные организации, различные негосударственные (благотворительные)общественные организации.
Основным государственныморганом в области социальной защиты населения в РФ и автономных республикявляется Министерство труда и социального развития. Исполнительными органамиуправления социальной работой на региональном уровне, органов социальной защитыкраев и пр. являются, например, такие учреждения, как:
• центр, обеспечивающийоказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;
• центр, осуществляющийсоциальную реабилитацию несовершеннолетних;
• центр помощи детям,оставшимся без родителей.
Социальная помощьнаселению оказывается также по линии негосударственных организаций частных иблаготворительных. Они также имеют свои структуры управления, своиучредительные документы, где указываются состав и функции органов управления,их права и обязанности.
Это деятельность, имеющаяцелью активизировать людей, работающих в организации и побудить их эффективнотрудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Процесс мотивациивключает:
• установление или оценку(понимание) неудовлетворенных потребностей;
• формулирование целей,направленных на удовлетворение потребностей;
• определение действий,необходимых для удовлетворения потребностей.
При планировании иорганизации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнитьданная организация, когда, как и кто должен это сделать. Руководитель, чтобыэффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлятьлюдей выполнять ее и здесь не последнее место занимает мотивация труда.
Специалисты в областиуправления кроме материальной мотивации выделяют и другие. Организационную,которая включает в себя мотив: удобно добираться до места работы, близость домак месту работы позволяет более полно выполнять функцию материнства. Социальнаямотивация определяется достаточно большой общественной значимостью выполняемойработы. В основе информационной мотивации лежит доступность к необходимойинформации, возможность предоставления нужной информации людям, которыеиспытывают в ней потребность. Можно сделать вывод, что за исключениемматериальной мотивации, другие играют значительную роль в выборе людьми даннойпрофессии, что должны учитывать руководители при приеме на работу. Однако и врамках низких зарплат можно поощрять хорошую работу сотрудников черезпремирование, систему надбавок, через четкое и справедливое распределениеобязанностей.
Контроль этоуправленческая деятельность, задачей которой является количественная икачественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют дваосновных направления:
• контроль за выполнениемработ, намеченных планом;
• меры по коррекции всехзначительных отклонений от плана.
Цели, поставленные передорганизациями, не всегда выполняются так, как было задумало. Люди не всегдапринимают делегированные им права и обязанности. И здесь не обойтись безконтроля. Слова контроль и власть рождают, прежде всего, отрицательные эмоции,потому что это связано с ограничениями для людей. Но главное, во имя чеговводится контроль это достижение организацией своих целей. Контроль следуетрассматривать как процесс, состоящий из установки стандартов, измененияфактически достигнутых результатов и проведения корректировок, если достигнутыерезультаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Литература
 
1. Социальная работа: теория и практика./ Под ред. Е. И. Холостовой — М., 2001.
2. Теория и методика социальной работы./ Под ред. П.Д. Павленок — М., 1995.
3. Технология социальной работы. / Подред. И.Г. Зайнышева — М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.