Содержание
1. Уровни социологического знания
2. Семья как малая группа и социальный институт: признаки, виды,функции
3. Социальная типология личности
4. Личность как деятельностный субъект. Проблемы социологизации,социального контроля и девиации
Список использованной литературы
1. Уровнисоциологического знания
Стермином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современнойжизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газетысообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразнымпроблемам. Социологические службы парламента, Президента, различныхисследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшимсоциально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельныхлиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни ит. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологическиеисследования, в которых определяется состояние социальной напряженности вколлективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работойразличных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценкуработы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Всеэто внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований,который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащейудовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества.
Социологияотносится к сравнительно молодым наукам. У нее есть конкретный родоначальник — французский ученый Огюст Конт. В 30-е гг. 19 в. естественные науки (физика,химия, зоология) находились в состоянии бурного развития, делались крупныеоткрытия. Конт первым поставил перед научной общественностью важную проблему.Познавая живой и неживой мир с помощью научных методов, исследователи накопилимножество всесторонних фактов об эволюции живого мира, о металлах, газах, имассе других природных явлений, но до сих пор не было науки, которая быбесспорно научными методами изучала само человеческое общество. Конт предложилсоздать такую науку (первоначально назвал ее социальной физикой), котораяподобно физике должна изучать общество, накапливая факты, убедительнопозволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название– социология (социо – общество, логос – слово, знание, наука). Он считал, чтоглавным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество- наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Оннадеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая всепоследствия проводимых реформ, и в целом управлять обществом.
Предметомсоциологии Конт считал общество, общественную жизнь, связи между группамилюдей, различными учреждениями, созданными людьми для управления, длянаилучшего распределения. Социология времен Конта превратилась в ведущую наукуоб обществе. Сегодня существуют десятки наук, изучающих общество, те или иныестороны жизни общества: экономика, демография, этика, философия, культурологи,история и т.д. Родственными дисциплинами являются история, философия,демография, этнология, — все они изучают общество с позиций его устройства,развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс: философияраскрывает общие законы устройства, развития и функционирования общества;история дает конкретную картину реализации этих законов в их движении отпрошлого к настоящему; демография и этнология изучает конкретные народы икультуры в их историческом развитии и конкретизирует эти общие законы вструктуре общества. Многие разделы теоретической социологии сопоставимы сфилософскими реконструкциями. При анализе таких понятий социологии, как,например: общество, культура, цивилизация, класс и т.д., очень трудно провестиграницу между философскими и социологическими ракурсами.
Ворганизационной структуре социологии как науки существуют три независимых уровня:
— уровень фундаментальных исследований,задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий,раскрывающих универсальные закономерности и принципы;
— уровень прикладных исследований, вкоторых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующихфундаментальных знаний, имеющих практическую ценность;
— социальная инженерия – уровеньпрактического внедрения научных знаний.
Социология,развиваясь, усложнялась. Возникло разделение на теоретическую и эмпирическую.Кроме того, возникло понятие конкретной, прикладной социологии. Конкретнаясоциологическая дисциплина изучает не общество как таковое, а его часть,например, социология семьи — семью, социология культуры – культуру. Во всехэтих исследованиях социология выступает как научная система, т.к. основнойцелью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельныхего фрагментах. Прикладная социология исследует не общие социологическиепроблемы, а специфические. Например, в прикладных исследованиях не строитсяобщая социологическая теория семьи, а могут исследоваться специфическиепроблемы молодой семьи. Кроме того, выделяется практическая социология, котораяуже выходит за рамки социологии как науки и приобретает сугубо практическийхарактер. Например, сбор оперативной информации по тем или иным вопросамтекущей жизни (политики, экономики, культуры и т.д.). Таким образом, социологияпредставляет собой сложную систему знания, каждый элемент которойконкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования испособах его оформления. Предметом социологии является изучение общества илиего отдельных фрагментов через призму их социальной организации, социальныхсвязей и отношений, на базе чего раскрываются общие законы функционированиясоциальных объектов и строятся прогнозы о перспективах их развития.
Социология,развиваясь, усложнялась, и в настоящее время в ней выделяются три уровнясоциального познания.
1. Макроуровень. В рамках этого уровняизучается общество как целостная система, как единый организм, сложный,самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов.Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементысоставляют структуру раннего общества и какие – современные), характеризменений общества. Выделяют, например, линейный характер, который, по мнениюего авторов, заключается в постоянстве развития от низших к высшим формам, отпростых к сложным обществам. Это путь прогресса. Другая точка зрения, чтообщество развивается хоть и от низших к высшим формам, но не равномерно, аскачками, с длительными задержками, отступлениями и прочими неравномернымидвижениями. Третья точка зрения состоит в том, что общество развивается поциклам – в одном месте зарождается цивилизация, развивается и умирает, потомтоже самое повторяется в другой части Земли.
2. Мезосоциология, или социологиясреднего уровня, в рамках которой считается самой важной целью исследовать,имеющиеся в обществе группы людей, такие как классы, нации, поколения, а так жесозданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами:институт брака, семьи, церкви, образования, государства, и т.д. Всегонасчитывается в зависимости от каждого конкретного общества более 100институтов.
3. Микросоциология – третий уровень изученияобщества. Приверженцы микросоциологии считают, что самое главное понять,познать деятельность отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы ипрепятствия.
Итак,в социологии имеются три этажа уровней познания, понимания общества. Но запрошедшее время социология превратилась в очень сложную структуру, котораянапоминает большое ветвистое дерево, где сложилось множество прикладных илиотраслевых ветвей социологического познания. Спецификой теоретическойсоциологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, нотеоретические знания преобладают над эмпирическими, т.к. именно теоретическиезнания, в конечном счете, определяют прогресс в любой науке и в социологиитоже. Теоретическая социология — это совокупность многообразных концепций,разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающая ихинтерпретацию. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое быоставалось стабильным со времени ее основания. Существует множество концепций итеорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развитияобщества К. Маркса основывается на приоритете экономических факторов в развитииобщества (исторический материализм); существуют различные концепциистратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др.
Теоретическуюсоциологию трактуют как науку о человеке и обществе, но в структуре социологииогромное значение имеет ее средний уровень, то есть относительносамостоятельные теоретические подсистемы, которые исследуют различные сферы(семья, труд, социальные группы и т.д.).
Вкаждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования. Во всехэтих исследованиях социология выступает как научная система, т.к. основнойцелью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных егофрагментах. Таким образом, социология представляет собой сложную системузнания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предметенауки, методах исследования и способах его оформления.
2. Семья как малая группа исоциальный институт: признаки, виды, функции
Социологиясемьи – специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение,развитие и функционирование семьи. Объектом познания является семья. Главные еепредмет – брачно-семейные отношения. Социология семьи изучает типы социальныхотношений, характерных для семьи, численность и структуру семейных общностей,функции семьи, особенности семьи как социального института и малой социальнойгруппы. Таким образом, социология семьи является самостоятельной отраслью науки,представляющей собой систему знаний, которые отражают семью как целое, вединстве ее общих и особенных, количественных и качественных, статистических идинамических сторон.
Различаютсядва основных направления:
— исследование истории семьи и брака,
— анализ современной семьи и брака.
Врамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ееразвитие в различных социально-экономических формациях. Существует множествоподходов и теорий в этом вопросе. Конт понимал семью как категорию изменяющуюся,историческую и при этом считал ее основной общественной группой, котораявыполняет самые важные функции. Заметный вклад в развитие теории семьи внесфранцузский социолог Ж. Ле-Плей, который считал, что семья являетсяединственным способом выводить дальнейшее поколения, развивая добро и подавляязло. Если семья не справится с укрощением «маленьких варваров», то, преждевсего пострадает общество. В течение длительного периода 19 в. семьярассматривалась как изначальная и самая маленькая ячейка общества и ученыхинтересовала не столько она сама, сколько ее отношение к государству. Ф.Энгельс особенно внимательно рассматривал эволюцию форм семьи, ее развитие отгрупповых форм к моногамии. Вклад в теорию семьи внес и Э. Дюркгейм. Влияние насоциологию семьи оказала теория «социальных групп» американского социолога Ч.Х. Кули. Он ввел понятие первичных групп (семьи, соседства, детской группы),которые являются общественными первичными ячейками и характеризуются интимными,личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью,малыми размерами. В первичных группах происходит социализация личности. Семья –самый древний, самый первый социальный институт, который возник еще в условияхформирования общества. На первых этапах развития общества отношения междуженщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племеннымии родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных инравственных представлениях. С возникновением государства регулированиесемейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление браканалагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство,санкционировавшее их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не толькосо стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколькоопределений с точки зрения разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшимипризнаками, характерными для всех времен и культур являются:
— Малая группа людей.
— Объединяет этих людей – отношениябрака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры).
— Семья, как социальный институтвыполняет определенные общественные функции (основные – репродуктивная,социализация детей, содержание детей), и общество, поэтому наделяет семьюсредствами, позволяющими выполнять эти функции. Такое средство, например, — институтбрака и возникший позже институт развода, регламентирующие внутрисемейныеотношения.
Структурусемьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает:структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структурукоммуникаций.
Сточки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваютсяследующие проблемы:
— несоответствие функционирования семьиобщественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкийвоспитательный потенциал и т.д.);
— противоречия между мужскими и женскимиролями, между ролями семейными и профессиональными, низкая сплоченность группы;
— падение престижа традиционного брака.
Сейчассоциологические исследования идут в следующих направлениях:
— изучения мотивации вступления в брак,возраст вступления в брак, прекращения брака;
— изучение структуры семьи, еечисленности, распределения ролей, на основании этих исследований созданиенесколько типологий семей;
— изучение отношений, складывающихся всемье, как между супругами, так и между поколениями;
— изучение качества жизни, материальногоуровня жизни семьи и влияния этих факторов на семейные отношения;
— изучение функций семьи, их изменение,трансформации и влияния этих изменений на размеры семьи, деторождение.
Дляпонимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевыхотношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека вобществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейнойгруппе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец),детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед,бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могутхарактеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семьенаблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение еесоциальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, ворганизации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщинарожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственникомимущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которыхженщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характерфункционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия.С одной стороны, это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, сдругой – усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.
ТИПОЛОГИЯСЕМЕЙ
Существуетмножество типологий семьи, т.к. типологии базируются на различных критериях(численность, функции, традиции). Типология с точки зрения численности:
— расширенная семья, когда вместепроживают несколько поколений, или несколько семей сестер и братьев (в России такихмало);
— полная нуклеарная семья, в которойсовместно проживают родители и дети (типичная семья для современной России);
— неполная семья, в которой отсутствуетлибо один родитель, либо дети.
Существуеттипология семьи с точки зрения количества детей – малодетные, среднедетные,многодетные. Количество детей, по которому судят о том, к какому типу относитсясемья со временем меняется (1-2 – малодетная, 3-4 – средне, 5 и более –многодетная). Типология по количеству участвующих в браке: моногамия – 1 женщинаи 1 мужчина, полигамия – 1 мужчина и много женщин (у мусульман), полиандрия – 1женщина и много мужчин (в Гималаях).
Типологияпо распределению ролей в семье:
— патриархальная семья,
— матриархальная,
— эгалитарная (равенство),
— партнерская (где совместно принимаютсякакие-либо решения),
— автономная (где каждый член семьирешает свои вопросы автономно).
Крометого, семья как объект может быть классифицирована по:
— типам поселения – городская исельская;
— социальному положению родителей –семьи крестьян, рабочих, служащих;
— этапам жизненного цикла – молодая,зрелая, «опустевшего гнезда»;
— степени формализации – фактическая,юридическая;
— однородности социального положениясупругов – гомогенная и гетерогенная.
Институтсемьи, так же, как и преобладающий тип семьи, изменяется с развитием общества.Кроме того, исторически некоторые функции отмирают, например — производственная, другие функции усиливаются. Этот процесс существовал всегда,но во второй половине 20 в. изменение функций происходит столь быстро, чтоизменились почти все функции, и том числе репродуктивная. Это привело кмассовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже«концом света». Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены однихтипов семей другими. Просто, как и все другие социальные процессы, этот процесссмены к концу 20 в. приобрел очень большую скорость. Новые типы семей, которыесейчас возникают, приходят на смену не только расширенной, но даже нуклеарной,называют нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семейи семей с 1 ребенком. В современном мире женщины во многом стали экономическинезависимыми от мужчин, они могут самостоятельно материально обеспечить своегоребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней. Длясовременного мира типично:
— неполная семья или семья с 1 ребенком,
— семья, не регистрирующая брак,
— одиночки, отказывающиеся от любойформы семьи,
— пробный брак,
— нетипичные типы («шведские семьи»,гомосексуальные),
— параллельное проживание 2 или болеесемей.
Итак,нетрадиционные типы семей к концу 20 в. занимают все большее место в системесемейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этогопроцесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:
— изменение экономической ситуации вмире, которое привело, во-первых, к экономической состоятельности женщин,во-вторых, к обеспеченной старости, в-третьих, к довольно существеннойматериальной помощи государственных и общественных институтов, что позволилоразорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилыхродителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;
— всеобщая демократизация, наделившаяравными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самымженщине самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения ролисупруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.
Помимоэтих причин ряд ученых связывают радикальные изменения типа семьи сизобретением контрацептивов, позволяющих регулировать рождаемость.
ФУНКЦИИСЕМЬИ
Функциисемьи историчны и связаны с социально-экономическими условиями общества. Этообуславливает их характер и иерархию.
Функциисемьи (основные):
— репродуктивная, т.е. биологическоевоспроизводство население;
— социализация детей, воспитательная,культурное воспроизводство общества;
— содержание детей и престарелых членов.
Функциивторого плана:
— коммуникационная в разных аспектах –внутри семьи и с внешним миром,
— регулятивная – регулирует поведениесвоих членов,
— накопление и передача собственности истатуса,
— рекреационная – материальные иморальные условия отдыха.
Этифункции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях и в каждой семье ихсоотношение различно. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи сбесспорным авторитетом и властью отца в семье к эгалитарной, в которой мужчинаперестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильцавыполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 ив 20 вв. лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся нестолько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительнаядеятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главнымместом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение другихназывается дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновениеновых типов семьи.
Сточки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкаярождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.
Всовременном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социальногоинститута, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции всоциализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционныероли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж былхозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменилисьролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Этоизменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные инегативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждениюравенства женщин и мужчин, с другой усугубило конфликтные ситуации, снизилорождаемость.
3. Социальная типологияличности
Понятиеличности – одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровнячеловеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый рядпонятий, используемых в социологии для анализа. Эти понятия – человек, индивид,личность. Понятие «человек» выражает единство биологического и социального, какбы подтверждая, что человек есть часть живой природы и некоторые природныемоменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философыстолетиями спорят, чего же больше в человеке – животного или социального?Проблема соотношения биологического и социального в человеке не проста, но,очевидно, что на формирования человека влияют как биологические, так и социальныефакторы.
Понятие«человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людямкачеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особойисторически развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).
Индивид– это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всехсоциальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей,интересов и т.д. Индивид – наиболее употребляемый термин, под которымпонимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств иобычно употребляемая в контексте «один из…» Социальная группа состоит изиндивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствамисобственными. При этом не фиксируются ни возраст, ни пол, ни темперамент идругие качества. Однако, существуют огромные различия между стариком иребенком, человеком первобытного общества и современным человеком. Чтобыотразить конкретно-исторические особенности развития человека на различныхуровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивидиспользуется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается какотправной момент для формирования личности, личность — это итог развитияиндивида. Личность – совокупность, сочетание социальных качеств в определенномчеловеке. Личности присуща индивидуальность. Индивидуальность подразумеваеткачества, присущие исключительно данному индивиду.
Личностьявляется объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии исоциологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мирекак субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность вкачестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений:темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социология жевыделяет в личности социологическое. Основная проблематика социологическойтеории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ееобщностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личностив социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности. Всетеории признают человеческую личность специфическим образованием,непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежитуверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь черезгосударство. Такой взгляд берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что вгосударстве представлено общее благо и государство превыше всего. Таких жевзглядов придерживались Г.В.Ф. Гегель и Н. Макиавелли. Существует, теорияличности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистскойсоциологии. Значительное место занимает ролевая теория личности (ееразрабатывали Ч.Х. Кули, Р. Дарендорф, Р. Мертон и др.). Сторонники теорииролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальныхролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно, социальная рольвыступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.
Личность,как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью,определенной степенью независимости от общества, способной противопоставитьсебя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой,а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. непросто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке,самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненнаяпозиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческихустановках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности кдействиям.
СОЦИАЛЬНЫЕТИПЫ ЛИЧНОСТИ
Вличности переплетаются и единичные и общезначимые черты. Будучи активнымэлементом социальной системы, личность осуществляет свой собственный выбор изимеющихся возможностей, ставит перед собой цель, мобилизуется для еевоплощения. В свою очередь социальная действительность во многом обуславливаетнаправленность и содержание деятельности личности. Сторонники теории ролейисходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальныхролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно, социальная рольвыступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.Стратификация общества влияет на выбор социальных ролей и делает неизбежнымформирование различных типов личности (личности рабочего, личностиинтеллигента, личности руководителя, личности врача и т.д.). Различают базиснуюличность (личность, обладающую наиболее распространенными в данном обществечертами) и идеал личности (личность, которую общество провозглашаетсвоеобразным эталоном).
Существуетнесколько подходов к проблеме выделения типов личности. Наиболее распространенследующий подход. Каждое время создает в обществе определенные типы, их можнообозначить как нормативные (модальные) – это некий абстрактный образ, вобравшийв себя самое типическое, характерное для данной эпохи. Этосоциально-исторический тип личности (интеллигент, революционер, белогвардеец,новый русский). Свою лепту в типологию социологии личности внес немецкийсоциолог Р. Даренфорд, отталкиваясь от понятия Аристотеля – «гомополитикус» –человек политический. Дарендорф назвал еще 4 типа:
1. Гомофабер– человек работающий, т.е. человек несущий отпечаток социальной принадлежности(политик, интеллигент).
2. Гомоконсумер– человек-потребитель продукции массовой культуры, среднемассовый тип своеговремени в культурном и нравственном аспекте.
3. Гомоуниверсалис– человек, меняющий занятия. Если крестьянин 19 в. это человек одного видадеятельности, современный массовый человек на протяжении даже одного дня меняетмножество занятий – на работе он профессионал, в транспорте он пассажир, вмагазине – покупатель, вечером – участник какого-нибудь действия (например,зритель в театре).
4. Гомосоветикус– советский человек, человек, зависящий от государства, закрытый, либоподчеркнуто патриотичный, коллективист. Другой синоним – одномерный человек: наработе он винтик, вне работы эти люди как копии похожи друг на друга.
Типологияличности имеет разные подходы и сама типология многовариантна. Э. Фроммпредлагал ввести 2 социальных типа – некрофилы и биофилы. Как те, так и другиевстречаются редко. К.Г. Юнг делил человечество на экстравертов и интровертов.Таким образом, мы можем сказать, что для социологии понятия «человек»,«индивид», «личность» являются ключевыми для целого ряда исследователейобщества, а личность является именем нарицательным, т.к. в нем воплощаются определенныесоциально-психологические, социально-исторические типы. Личность выступает какобъект воздействия социальной среды, общества. На этом настаивал К. Маркс врамках социального детерминизма.
4. Личность как деятельностный субъект. Проблемы социологизации,социальногоконтроля идевиации
Формированиеличность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанныхпроцессов – идентификации и социализации.
Социализация– это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей,необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То естьсоциализация – это путь, которым приобретаются установки, соответствующиесоциальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре,обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природуи способность участвовать в социальной жизни.
Социализацияпредполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физическихнавыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны –передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и нормповедения и ценностных ориентиров, с другой стороны – их усвоение индивидом.Кроме того, социализация подразумевает под собой двоякий процесс: процесспостепенного раскрытия в индивиде природных качеств и процесс внешнеговоздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому впроцессе социализации огромную роль играют не только природные задаткичеловека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общениячеловека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации(или агенты социализации — те, кто воздействует на индивида) с их механизмамиидеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видоввоздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социальнаясреда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической,культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основнымиагентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы,этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом – все то, чтовключает в себя и окружает человека). Каждая сфера социальной жизни(материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленногои ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессовсоциализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. Впроцессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи,сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация, как илюбой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностьюпротекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации(дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии – ранняя (до школы),обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессысоциализации в каждый период имеют свою специфику, когда вступают в действиеразличные социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентомсоциализации является, прежде всего, семья, на второй – школа и т.д. Основнымобъектом социологии с точки зрения Кули являются малые группы (семья, соседи,школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляютсяосновные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя,наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Обществоне может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именноблагодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальныйопыт и навыки общественного поведения. Человек становится человеком благодаряего взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.
Процесссоциализации достигает определенной степени завершенности при достиженииличности интегрального социального статуса. Естественно, что процесссоциализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитиеличности продолжается и в зрелом возрасте, и в старости. Поэтому многиесоциологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотясоциализация детей и взрослых имеет существенные различия. Социализациявзрослых отличается тем, что это, главным образом, изменение внешнего поведения(социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способныоценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своейцелью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новойсоциальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социальногостатуса. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, чтовзрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, онепоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), отпредставлений, что существует только белое и черное. В дальнейшем агентомсоциализации выступают, кроме всего прочего, и средства массовой информации,которые наравне с другими агентами могут формировать представления о ценностяхи нормах поведения в обществе, особенно активно в этом плане телевидение.
Носоциализация не только дает индивиду возможность интегрироваться в общество иобращаться между собой посредством освоения социальных ролей. Она такжеобеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется,так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самогообщества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцыповедения.
Итак,сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет двецели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальнойроли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членамисложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.
Социальныеценности выполняют функцию нравственных регуляторов поведения людей. Ценностипозволяют личности выработать внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру,к своим поступкам. Ценности — это то, что представляется нам более значимым длячеловека, это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человекдолжен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианскойморали, например, существует Десять заповедей, которые заставляют признаватьценность человеческой жизни – «не убий», ценность верности – «непрелюбодействуй» и т.д. Следовательно, социальные ценности – это то, чтозначимо, важно, что хочет иметь личность и ценится обществом. Существует 2уровня социальных ценностей: групповые ценности и ценности общества. Но впоследнее время в общественном сознании и в науке стало важным отмечать еще иобщечеловеческие ценности. Групповые (корпоративные) ценности свойственныкакой-то организации, малой группе. Общественные ценности – это ценности,господствующие в том или ином обществе. В американском обществе высоко ценятуверенность в себе, умение владеть собой, напористость. В индийском обществеценят созерцательность, пассивность и мистицизм. Насколько сильно отличаютсякультуры различных обществ, настолько могут различаться и их ценности.
Последниеопросы свидетельствуют, что среди ценностей современного человека лидируют:здоровье, семья, материальное благополучие, безопасность, стабильность,демократия, любовь, коллективизм, патриотизм, религиозные ценности.
Социальныеценности можно классифицировать на:
— политические – патриотизм,гражданственность, демократия, свобода, права;
— религиозные – заповеди, символы;
— нравственные – честь, совесть,достоинство, милосердие, порядочность;
— экономические – деньги, благополучие,собственность;
— культурные – язык, традиции, искусствои т.д.
Вобществе формируются ценностные ориентации, т.е. имеющиеся ценности становятсяориентирами для всех, большинства или многих граждан. И они живут, действуют,строят свою жизнь в соответствии с этими ценностями. В любом обществе, какправило, существуют разные ценности – традиционные и новые, общезначимые икорпоративные, которые нередко находятся в противоречии: быть милосерднымзначит – отдавать, богатым – брать. Отсюда история человеческого общества –история борьбы за те или иные ценности. Стремясь выйти из ситуации этой борьбыразных ценностных ориентиров, человечество с давних времен пыталось выработатьуниверсальные, общезначимые ценности – общечеловеческие ценности. Относительнобесспорными являются такие ценности, как демократия и религиозные ценности. Темболее, что в мировых религиях многие заповеди совпадают и в настоящее времяпоиск общемировой религиозной ценностной основы идет двумя путями:
1. Высшиеструктуры этих конфессий осуществляют поиск.
2. Частьверующих пытается это сделать.
Общечеловеческиеценности — это желаемый, но пока еще не ясный ориентир, к которому человечествостремится. Специфика российского общества состоит в том, что у нас происходитсмена социальных ценностей и ориентиров.
Списокиспользованной литературы
1. ВеберМ. Основные социологические понятия / Пер. с нем. М.И.Левиной // Вебер М.Избранные произведения — М., 1990.
2. ЗиммельГ. Социальная дифференциация. // Тексты по социологии ХIX– XXвеков. Хрестоматия. – М., 1994
3. КонИ.С. Позитивизм в социологии. – М., 1964.
4. КовалевскийМ.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1989.
5. КулиЧ.Х. Общественная организация. Изучение углубленного разума. //Тексты посоциологии ХIX – XXвеков. Хрестоматия. – М., 1994.
6. ВеберМ. Наука как призвание и профессия / Пер. с нем. А.Ф.Филиппова, П.П. Гайденко// Вебер М. Избранные произведения — М., 1990.
7. СорокинП. «Кризис нашего времени.» /Сорокин П. «Человек. Цивилизация. Общество.», — с.498.
8. ДюркгеймЭ. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991.
9. ДюркгеимЭ. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет,метод, предназначение. М., 1995.
10. ДюркгеймЭ. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод,предназначение. М., 1995
социологические знания семья личность