Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Проблемы и перспективы развития туризма в малых исторических городах России

Содержание
 
Введение
Глава 1 Теория туризма в малых исторических городах
1.1 Обзор туристического потенциала РФ, а так же, егосовременного состояния развития в малых исторических городах
1.2 Специфика туризма в малых исторических городах России
1.3 Анализ туристического рынка в секторах въездного ивнутреннего туризма (по сравнению с выездным)
Выводы по 1й главе
Глава 2 Практический подход в исследовании туризма в малыхисторических городах России
2.1 Анализ проблем туристического рынка внутреннего ивъездного туризма в малых исторических городах России
2.2 Анализ мировой практики в сфере решений проблемвнутреннего и въездного туризма
2.3 Анализ инфраструктурного потенциала индустрии туризма,отдыха и развлечений (ТОР) на примере г.Ивангород
2.4 Рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынкемалых исторических городов России
Выводы по 2й главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Многимроссиянам со средним доходом и выше известно, что отдых за границей – это нетолько престижно, но еще и комфортно. Большие отели с бассейнами, приятныйсервис и относительная ценовая доступность давно сделали отдых в курортныхстранах желанным для наших сограждан. Но дело не только в отелях и бассейнах,заграница – это возможность познакомиться с историей и культурой других народови стран. Памятники культуры там обычно очень бережно охраняются и возрождаются,делаясь доступными для всех желающих с ними ознакомиться. Всем известно, чтотерритория нашей страны занимает седьмую часть всей суши планеты Земля. Вполнезакономерно, что и история России должна занимать седьмую часть всей мировойистории. Однако из-за большого разброса субъектов, а так же из-за значительногоспада (по сравнению с СССР) экономики сектор внутреннего туризма так жепереживает спад. Особенно остро это сказывается на туризме в малых историческихгородах России. На сегодняшний день, у малых городов просматривается рядсложностей, связанных с условиями существования. Они сталкиваются с комплексомпроблем в сферах градостроительного регулирования и землепользования, культуры,образования, здравоохранения, занятости населения и охраны общественногопорядка. Все эти проблемы напрямую связаны с неопределенностью статуса«историческое поселение», с недостатком внимания к их историко-культурномунаследию, отсутствию единой федеральной программы, направленной на сохранение иразвитие исторических городов и поселений. Много культурно-историческихценностей было утеряно в ходе борьбы за выживание. А это большая потеря нетолько для нашей страны, но и для всего мира. На наш взгляд, существуетдостаточно эффективный, по опыту зарубежных стран, способ решить эту проблему –развить внутренний и въездной туризм, обеспечив приток экономических средств кмалым историческим городам за счет организации туристической сети по России.Как мы видим из вышеуказанного, развитие туризма в малых исторических городахРоссии – это не просто вопрос капиталовложения и получения прибыли, но, преждевсего, социальная задача государственной важности. Но в, настоящий момент,осуществить подъем данного туристического сектора довольно сложно. Мыпредполагаем в настоящей курсовой, что эту сложность составляют три основныхпричины: во-первых, неконкурентоспособность в сфере предложений и в сфересервиса, во-вторых, отсутствие единой информационно – координаторской базы, и,в третьих, недостаточная информационная освещенность. Поэтому, в данной работемы проверим нашу гипотезу и дадим рекомендации по повышениюконкурентоспособности туризма в малых исторических городах России.
Целькурсовой:Дать рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малыхисторических городов России.
Поставленнойцели служат следующие задачи:
1. Выявитьспецифику туризма в малых исторических городах России.
2. Провести Обзортуристического потенциала РФ, а так же, его современного состояния в малыхисторических городах
3.Проанализировать туристический рынок в секторах въездного и внутреннего туризмаи сравнить его с выездным.
4.Осуществить анализ проблем туристического рынка внутреннего и въездного туризмав малых исторических городах России.
5.Рассмотреть опыт мировой практики в сфере решений проблем внутреннего и въездноготуризма
6.Проанализировать инфраструктурный потенциал индустрии туризма, отдыха иразвлечений на примере г.Ивангород
Объектом настоящей курсовойработы выступает туристический рынок внутреннего и въездного туризма в малыхисторических городах России
Предметом является технологиявъездного и внутреннего туризма

Глава1 Теория туризма в малых исторических городах
 
1.1Обзор туристического потенциала РФ, а так же, его современного состоянияразвития в малых исторических городах
Федеральныйзакон «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 5февраля 2007г.) признает туризм приоритетной отраслью экономики России. Приэтом определено, что основным направлением государственной поддержки должностать развитие въездного и внутреннего туризма. Оценка современного состояниявнутреннего туризма страны указывает на низки уровень его развития, как покачественным, так и по количественным показателям.
Согласноисследованиям А.С. Кускова, начиная с 1999г. спрос на туристические услугивнутри страны постоянно растет. При этом в его исследованиях отчетливовыявилось несоответствие существующего туристического продукта и современноготуристического спроса. Причина крылась в почти полном отсутствии двух — трехзвездных гостиниц туристического класса, предлагающих качественноеобслуживание, и низком уровне подготовки персонала для работы на туристическомрынке [1].Безусловно, это не единственные, на наш взгляд, причины. Ихгораздо больше и они будут рассмотрены позднее в рамках настоящей курсовойработы.
Что качается туристического потенциала, то, согласно А.Ю.Александровой, «разнообразие ландшафта, климатических ус­ловий, богатстворастительного и животного мира, а также многочисленные объекты культурногонаследия создают предпосылки для развития разных форм и видов ту­ризма вРоссийской Федерации».
По работе этого же автора, велики запасы ресурсов познавательноготуризма. В стране насчитывается 85 тыс. памятников истории и культуры, около2000 музеев, около 600 профессио­нальных театров, имеется большое количествосовременных культурных и промыш­ленных объектов, а также памятников природы,представляющих интерес для тури­стов. Потребуется около года непрерывногоучастия в экскурсиях, чтобы осмотреть основные достопримечательности страны.Имеется 16 особо примечательных объек­тов (на начало 2001 г.) глобальногозначения, которые включены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО отРоссии, из них 11 — по номинации культурное достояниечеловечества и пять — по номинации природное наследие. Самыми первы­ми (1990 г.) в международный список были занесенытри культурно-исторических объек­та — Московский Кремль и Краснаяплощадь, исторический центр Санкт-Петер­бурга и памятники в его окрестностях, атакже Кижи. В настоящее время 11 объектов культурного наследия в общейсложности объединяют более 2 тыс. памятников куль­туры и истории. Они весьмаразнообразны: памятники градостроительства и архи­тектуры, монументального,инженерного и садово-паркового искусства, мемориалы и памятные места (Москва,Санкт-Петербург, Великий Новгород, Владимир, Суз­даль), памятники археологии(например, сохранившиеся лабиринты на Соловках), участки культурного ландшафта(Кижи, Соловки).
Пять объектов Всемирного природного наследия, находящиеся натерритории России, включают природные заповедники, национальные и природныепарки, за­казники, памятники природы, а также охранные зоны заповедников ипарков. На Урале — «Девственные леса Коми», Дальнем Востоке — «ВулканыКамчатки», Се­верном Кавказе — «Западный Кавказ», в Восточной Сибири — «ОзероБайкал», в Западной Сибири — «Золотые горы Алтая». Они занимают площадь более17 млн. га, в том числе 3,3 млн. га акватории [2].
В целом ресурсы познавательного туризма весьма неравномерноразмещены по территории РФ. Наиболее привлекательны в этом отношении Центревропейской части страны, Северо-Западный район, северная и центральная частиПоволжья, Средний и Южный Урал. Большим познавательным потенциалом обладаетСевер­ный Кавказ.
Но о настоящей развитости туризма в малых исторических городах,говорить, конечно, не приходится. Как показывают наши исследования, этотсегмент туристического рынка страдает крайней нехваткой ресурса туристическогопродукта в комплексе.
1.2Специфика туризма в малых исторических городах России
 
В начале, как нам кажется, следует сказать, что в Россиисложилась особая система территориальной организации внутреннего туризма.Внутренний туризм и потенциал его развития оценивается как по отдельнымадминистративным единицам, так и по туристическим районам. За последнюючетверть века сетка рекреационного и туристического районирования неоднократноменялась. Наиболее известны: районирование В.С.Преображенского и Б.Н.Лиханова [3], Ю.С.Прутикова и В.В. Свешникова [4], И.В.Зорина [5], а так же коллектива ученых РМАТ.
В настоящий момент, как нам известно, все исторические городаРоссии разделяются на четыре категории по ценности ихархитектурно-градостроительного наследия:
Категория Й — исторические города международного (мирового)значения, наследие которых имеет признанный международным сообществомуникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по егосохранению.
Категория ЙЙ — исторические города общегосударственного(общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и дляего сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектовпо реконструкции и возрождению исторической среды.
Категория ЙЙЙ — исторические города регионального значения,наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается всохранении и использовании его как градостроительного наследия.
Категория ЙV — прочие исторические города.
В рамках настоящего исследования нам интересны города III иIV категорий, поскольку, как мы видим, они менее привлекательны для государстваи, как следствие, происходит их некоторая экономическая дискриминация.
В соответствии с российским законодательством:
«Историческим поселением является городское или сельскоепоселение, в границах территории которого расположены объекты культурногонаследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иныекультурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую,историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную илисоциально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранениясамобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.
В историческом поселении государственной охране подлежат всеисторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция,природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различнымигородскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными), объёмно —пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительноенаследие, форма и облик зданий и сооружений, объединённых масштабом, объёмом,структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношениес природным и созданным человеком окружением, различные функции историческогопоселения, приобретённые им в процессе развития, а также другие ценные объекты [6].
Малые исторические города, как мы знаем, составляют особуюценность для нашей страны. Существует ряд определений малого историческогогорода. Однако точное определение малого исторического города и егопринципиальные отличие очень удачно, на наш взгляд определены Н.Ю. Лысовой, доктораномкафедры культурологииМордовскогогосударственного университета, которая пишет, что «Малыегорода — самая многочисленная группа городских поселений во всем мире. Этоустойчивая категория, являющаяся также необходимым элементом отечественного«городского каркаса». Специфика малого города в том, что он «малый». Данноеопределение подразумевает, прежде всего, численность проживающих инезначительную площадь, занимаемую им. Установлено, что к категории «малыйгород» на рубеже XX—XXI вв. относятся территории с населением от 12 до 50 тыс.человек. Параметры пространства малых городов относительны. В настоящее времяплощадь большинства из них незначительна, однако они неравнозначны между собой.Протяженность города напрямую зависит от роли, которую тот или иной населенныйпункт рассматриваемого типа играл в прошлом. Современный малый город мог быть уездным,заштатным поселением или большим культовым центром, со временем утратившим своезначение.
Большинство малых городов имеют статус исторических. Вотличие от сравнительно недавно образованных малых городов (промышленных,курортных, научных центров и т. п.), малый исторический город — это особый типсообщества, в котором в значительной мере сохранился отечественныйисторико-культурный потенциал, способный актуализироваться в современности.Во-первых, малые города являются своеобразной переходной ступенью от городскойкультуры с ее значительной профессиональной составляющей к традиционнойсельской. Небольшой город ценен прежде всего тем, что он крепкими узами связанс сельской периферией, окружающей территорией, окрестными селами и деревнями,являясь своего рода «столицей» сельского района. Во-вторых, важнейшаяособенность небольшого центра — взаимодействие с живой природой, первозданнымландшафтом в отличие от практически полностью искусственной среды большогогорода. В-третьих, социальная организация жизни в малом городе характеризуетсятакими параметрами культурного хронотопа, как неспешность и размеренностьповседневности, близкое знакомство жителей друг с другом, более проникнутыечувством, нежели рассудочностью, взаимоотношения горожан. В связи с этим социальнаяинформация, оседающая на протяжении многих лет в среде малого города (традиции,обычаи, мифы, фольклор и т. д.), сохраняется дольше и всегда востребована.
Всеперечисленные особенности визуализируются в архитектурном облике малого города.В образе малого исторического поселения сильна «архитектура земли». Главныепараметры архитектурного пространства малого города ориентированы насомасштабность с человеком» [7]. Как мы видим, изэтого определения вытекает специфика туризма в малых исторических городахРоссии, которая должна быть направлена, прежде всего, на знакомство с культуроймалого исторического города как представителя культуры Старой России (под«Старой Россией» мы имеем в виду Россию до технократической эпохи). Аво-вторых, подробное знакомство с историей страны, что может быть осуществленокак в рамках внутреннего, так и в рамках въездного туризма.
Еще однойважной особенностью туризма в малых исторических городах мы можем назватьгеографически-климатический разброс этих городов. Если взглянуть нагеографическую карту России, мы увидим это разнообразие. Каждый малыйисторический город уникален и требует особого подхода при выработке стратегий.На наш взгляд именно в этом кроется проблема выработки единой стратегииразвития всех малых исторических городов в России.
 
1.3Анализ туристического рынка в секторах въездного и внутреннего туризма (посравнению с выездным)
 
Туриндустрия– системообразующая отрасль экономики, эффективно связывающая и использующаякомплексы различных отраслей в общественно значимых целях
Эта отрасльобладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приноситчетыре рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающийкоэффициент и в занятости – одно рабочее место в туризме приводит к появлениючетырех рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристическогопродукта.
Какпоказывают исследования, к сожалению, доля России в мировых показателяхничтожна. Обладая рекреационными ресурсами не меньшими, чем в странах, успешнозарабатывающих на туризме, она не может обеспечить подобные результаты. ВРоссии всего три из каждых 100 новых рабочих мест появляются благодаря туризму,против десяти в тех странах. Разрыв между странами – лидерами туристическогорынка и Россией увеличивается [8].
Очевидно, чтоРоссия, несмотря на высокий туристический потенциал, занимает на сегодняшнийдень весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долюприходится чуть более 1% мирового туристического потока. Если доля туризма вВНП большей части развитых государств составляет от 5 до 15%, а в некоторыхстранах достигает 50%, то в современной России этот показатель равняетсяпримерно 0,01%. Тем не менее, этот крупный межотраслевой комплекс за последниегоды интенсивно формируется и, следовательно, со временем должен внести большойвклад в процесс вывода экономики России из кризиса.
Согласноразработкам ЮНВТО, для сбалансированного туристического рынка оптимальнаяпропорция: один въездной турист – выездной – четыре внутренних, а в России сейчасна десять выезжающих приходится один внутренний турист. Следовательно, в Россиина первом месте стоит выездной туризм, что явно свидетельствует не в пользунашей страны, так как наши туристы вывозят из страны гораздо больше денег, чемв неё ввозят иностранцы. А в мировой практике въездной и внутренний туризмсамые выгодные для страны направления туризма.
Потенциалвозможного развития туризма в России большой, и она, по прогнозам ЮНВТО(Ibid.), к 2020 г. войдет в первую десятку стран как по приему туристов, так ипо выезду туристов за границу государства. Практика показывает, что положение стуризмом (особенно въездным) сейчас далеко не так благополучно, какпредсказывают специалисты.
Неблагополучноеположение туризма в России объясняется тем, что туристический потенциалгосударства далеко не востребован, качество обслуживания приезжающих не во всехслучаях соответствует международным стандартам. До последнего времени туризм внашей стране ассоциируется со спортом и укрепления здоровья (лечебно – оздоровительныйспортивный туризм), а не с отраслью экономики, приносящей значительные доходы,в том числе и в твердой валюте.
Однако, какпоказали данные 2008 года, внутренний туристический поток вырос на 6% исоставил 30,3 миллиона человек, в то время как динамика спроса на выезднойтуризм в прошлом году была разнонаправленной, сообщил глава Федеральногоагентства по туризму (Ростуризм) Анатолий Ярочкин. «Рост выездного туризма задевять месяцев 2008 года вырос на 24%. Однако конец (прошлого) года дал значительноесокращение из-за кризиса», — сказал он. По словам главы Ростуризма, зачетвертый квартал 2008 года турпоток из РФ, в основном, сократился в Египет иОАЭ. По разным оценкам, спад на этих направлениях составил 29-35%. «Средидальних направлений в числе лидеров по снижению спроса оказался Таиланд — попредварительным оценкам, россиян в эту страну съездило (в 2008 году) на 20%меньше, чем в 2007 году. Среди причин падения спроса на этом направлении — нетолько экономический кризис, но и политические события, развернувшиеся вТаиланде в начале декабря», — отметил Ярочкин [9].
Мы провелиИнтернет — анализ рынка предложений по выездному, въездному и внутреннемутуризму, и вот к каким выводам мы пришли.
Одна изособенностей современного российского туризма – его ориентация преимущественнона выездной туризм. Значительное количество действующих в России туристическихфирм предпочитает заниматься отправкой своих сограждан за границу, и только небольшая их часть занимается привлечением зарубежных гостей в Россию. Такиобразом, основная доля капиталов от туристического бизнеса уходит за границу.Социальный туризм испытывает в настоящий период кризис, хотя такой вид какшоптуры, находится, наоборот, на подъеме.
Въезднойтуризм в России переживает сегодня не лучшие времена, прежде всего вследствиемировой антирекламы страны. Под этим мы подразумеваем длительное наследиевнешней политики Советского союза, а так же западных политических тенденцийпоследней предвыборной кампании в США. В результате количество иностранныхгостей невелико. В этих условиях большинство отечественных туристических фирмпредпочитают заниматься выездным туризмом, который для них оказывается болеевыгодным и менее проблематичным. Хотя в последнее время наметилисьположительные сдвиги в развитии внутреннего туризма и привлечении иностранныхгостей (см. исследования рынка предложений внутреннего туризма).
Не так давнов России стала отмечаться поляризация туризма, что в целом отражаетпроисходящие социальные проблемы, выражающиеся в дифференциации общества поуровню доходов. На одно полюсе – дорогие, эксклюзивные туры для состоятельнойчасти населения. География их распространения в основном на модные курортыЕвропы и мира. Осуществляются поездки за границу для занятий спортом, например,горнолыжным, в горнолыжных центрах Австрии, Германии, Италии, Швейцарии,Болгарии, Словакии [10]. Для большинства женаселения наиболее предпочтительны недорогие поездки в целях отдыха, в томчисле и в те страны, которые снизили цены на туристические услуги в результатенеблагоприятных для туризма событий.
Выводыпо 1й главе
 
Такимобразом, в настоящей главе мы получили выводы, что:
1.        Внашей стране очень остро стоит проблема социального обеспечения малыхисторических городов России. И одним из решения которой является развитиетуристического потенциала этих субъектов как средство привлеченияотечественного и зарубежного капитала в нуждающиеся регионы.
2.        Россияимеет огромный потенциал развития туристического сектора. Однако он взначительной степени не реализован.
3.        Малыеисторические города – это львиная доля этого потенциала, они обладают оченьбольшим потенциалом развития. Однако требуются значительные доработки вгосударственной системе по развитию этого сектора
4.        Анализтуристического рынка внутреннего и въездного туризма по сравнению с выезднымвыявил то, что выездной туризм в нашей стране очень сильно опережает первые двасегмента, что очевидно, является следствием внутренних проблем государства, атак же наличием выработанной и перенятой за границей схемы построения бизнеса,основанного на выездном туризме.

Глава 2 Практическийподход в исследовании туризма в малых исторических городах России
 
2.1 Анализ проблемтуристического рынка внутреннего и въездного туризма в малых историческихгородах России
 
В настоящемпункте мы постараемся определить самые актуальные проблемы внутреннего ивъездного туризма в малых исторических городах России с помощью анализаинтернет-предложений по внутреннему туризму в малые исторические города Россиии личный опыт.
Если сравниватьценовую политику туроператоров в выездном и внутреннем туризме, то оказывается,что это является одной из причин. За прошлый год, по данным госстатистики,базовый выездной пакет в страны пляжного отдыха вырос примерно на 5%. Авнутренний турпродукт в среднем подорожал почти на 20%[11]. Для иностранцев же онстал еще дороже, учитывая оплату визовых сборов и т.д. [12]И уже не первый годнаблюдается такая динамика цен. Происходит это, очевидно. за счет того, что,во-первых, когда не хватает туристской инфраструктуры, соответственно,снижается уровень конкуренции и у гостиниц появляется дополнительный стимул дляповышения цены. Высокими темпами растут также цены на ж/д и авиаперевозки, и,согласно С.Шпилько, на билеты в музеи[13]. И все это, в конечномсчете, складывается в турпродукт, конкурентоспособность которого, с ценовойточки зрения, постепенно снижается. Кроме того, существует проблема сложныхвизовых формальностей для въезда в Россию иностранцев из экономически развитыхстран, т.е. миграционно не опасных.
Какпоказывает наш Интернет – анализ рынка предложений внутреннего туризма,проведенный на основании предложений 15 туроператоров (См. Приложение),выборочно взятых из списка фирм, представленных в Едином реестре туроператоровРоссии [14], третьей очень серьезной проблемой являетсяпродвижения российского турпродукта на внешнем рынке – впрочем, эта проблемаактуальна и для внутреннего рынка. Как оказалось, только 3 сайта турфирм имелипредложения для иностранных туристов.
Какпоказывает наш опыт, следующей очень серьезной, на наш взгляд, проблемойявляется, конечно, сервис. И если брать очередность событий турпоездок, то, впервую очередь, это транспортный сервис. Как показывает наш опыт, автопарк вРоссии достаточно старый. К примеру, достаточно прийти на Щелковский автовокзал(ст.м. Щелковская), чтобы оценить соотношение старых автобусов к новым.Естественной причиной такого положения дел является налоговый сбор на иномарки,ввозимые в Россию. Если покупать хороший автобус напрямую, без всяких сложныхкомбинаций, он обойдется на 25% дороже, чем, например, нашим конкурентам вПольше и других сопредельных странах [15]. В итоге, этот факторзначительно увеличивает стоимость поездки внутри страны.
Мы думаем,очевидно, что хороший сервис в малых городах так же является не оченьконкурентноспособным в плене ценообразования. В нашем исследовании мы наблюдалибольшой разброс цен между предложениями классов высшего и низшего и почти небыло предложений для среднего класса. Так, к примеру, поездка в Углич можетобойтись в 40 дол. [16], так и в 202 дол.[17]
 
2.2Анализ мировой практики в сфере решений проблем внутреннего и въездного туризма
 
Ни для когоне секрет, что существует несколько тактик улучшения состояния той или инойотрасли, одной из наиболее распространенной из которых является перенятие болееуспешного опыта из другой отрасли либо из другого региона. Не исключениемявляется и туристическая отрасль. Помимо тех проблем, которые были перечисленыв п 1.2. настоящей главы, существуют так же глобальные проблемы, решить которыепод силу только методами государственного регулирования.
По даннымФедерального агентства по туризму [18], мировая туристскаяиндустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнемконкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. Впервую очередь на это указывают все более широкие, часто агрессивные мерырекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешнихрынках. Кроме этого туристский спрос и туристское предложение зависят от рядатаких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияниеполитики, проводимой государством, демографических и социальных изменений,развития инновационных технологий. Таким образом, усиление конкуренции как нарынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является однойиз существенных тенденций развития мирового туризма.
 Рост конкуренции нарынке туристского спроса происходит в результате действия следующих факторов:
1.  появлениявсе большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечениятуристов;
2.  достиженияпика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскимицентрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха).
Это требуетот стран, стремящихся сохранить свою туристскую привлекательность, следующихдействий:
1)   попытаться сохранитьбаланс между ростом спроса и ростом предложения;
2)   осуществлять планированиеразвития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;
3)   предусматриватьдолгосрочные инвестиции в сферу туризма;
4)   обеспечить наличие ясныхгосударственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятиирешений.
По мере того,как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все болееочевидными, отношение стран к международному туризму становится все болеелояльным и ведет к уменьшению числа ограничений. Важным для проведениястратегической политики развития туризма является учет демографическихтенденций, происходящих в Европе. В настоящее время статистика указывает напостоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах сразвитой экономикой, в то время как численность населения трудоспособноговозраста переживает стагнацию. Результатом этого является растущий спрос натуристский продукт, предназначенный для так называемого «зрелого» сегментатуристского рынка.
В последниегоды отчетливо прослеживается тенденция к усилению мер по охране окружающейсреды. Европа в целом характеризуется сравнительно высокими стандартами уровняжизни людей и уровня их образования. Эти факторы объясняют повышенное вниманиек вопросам охраны окружающей среды на континенте. На государственном уровнепостоянно обсуждаются и принимаются решения по вопросам очистки воды и воздуха,переработки отходов, защиты природы и животного мира и др. Этому способствует высокийуровень внимания к данным проблемам со стороны средств массовой информации. Вбольшинстве случаев рассмотрение вопросов охраны окружающей среды объединяетсяс вопросами развития туризма, что способствует привлечению особого вниманияправительств европейских стран к вопросам так называемого «устойчивого»развития туризма, охватывающего проблемы развития туризма и защиты окружающейсреды на комплексной взаимозависимой основе. Несомненно, повышенное внимание кданным вопросам создает условия для появления новых туристских продуктов как науровне индивидуального туризма, связанного с экологическими интересами, так имассового туризма.
 Еще одна тенденциясвязана с тем, что большинство европейцев живут в густо населенныхурбанизированных районах. Это в значительной степени формирует туристскиепредпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыхавне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другиегорода с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, ав апартаментах с самообслуживанием и др. В перспективе ожидается, что по меретого, как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новыхтуристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менееизвестные и малодоступные места.
 Вместе с тем развитиеинформационных технологий и общее снижение цен на туристские поездки относительнодоходов населения способствуют увеличению числа туристов и во многомспособствуют происходящему в настоящее время процессу глобализации. Какизвестно, вместе с глобализацией приходит единообразие. Поэтому все большеечисло людей предпочитают поездки в туристские центры, которые гарантируютизбыток развлечений и хорошую погоду. В настоящее время существует большоечисло курортов, обеспечивающих потребности, характерные только для какого-либоодного сегмента туристского рынка. Например, это сугубо молодежный отдых илиотдых по системе «все включено», который не предполагает общения туристов с местнымнаселением и культурой принимающей страны, и вместе с тем сохраняет своюпопулярность среди туристов.
 В большинстве своемтуристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем сервиса иразумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и вближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристскихпоездок.
 Таким образом, общей тенденциейявляется поляризация туристских предпочтений, с одной стороны,характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристскихстранах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный илиспециализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действийсо стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетныхвидов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемогосоотношения их цены и качества.
Припроведении государственной политики в сфере туризма национальные туристскиеадминистрации большинства стран учитывают прогноз развития туризма в мире, составленныйВсемирной туристской организацией (ЮНВТО) – крупнейшей межправительственнойорганизацией, являющейся специализированным учреждением ООН и насчитывающей всвоем составе 153 страны.
Международнаяпрактика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукталюбой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделениягосударственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижениятуристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следуетотметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когдамаксимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продуктаи туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложенийэтих средств. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевуюрекламную кампанию своей страны, так как продвигает и продает только свойсобственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной дляпосещения, является исключительно государственной задачей, что подтверждаетсямировой практикой. Несмотря на лидирующие мировые позиции в развитии туризма,ежегодный государственный бюджет, выделяемый Великобританией и Испанией, толькона продвижение своего национального туристского продукта с целью увеличениявъездного туристского потока, составляет соответственно 50,9 и 96,2 млн.евро.Большинство европейских стран, имеющих туристские ресурсы и стремящиесяразвивать туризм, также вкладывают ощутимые средства в продвижение своих странна мировом рынке, которые в среднем составляют около 31,7 млн. евро ежегодно.
Широкаярекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количестваиностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений вэкономику страны. При этом следует учитывать значительный мультипликативныйэффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности ирост занятости населения (косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1рабочее место в экономике страны). Однако необходимо отметить, что одним изглавных законов рекламы является значительный объем, регулярность ипродолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приноситьэкономический эффект только с определенного минимального порога. Опыт стран,продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственнуюрекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладыватьсредства не только на увеличение туристского потока, но и на поддержаниестабильности существующего. Только грамотно построенная государственная стратегия,сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер,позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики.
С цельюувеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественностьв лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странамина ближайшее десятилетие:
1.         повышениеобщей ответственности и роли координации со стороны правительств стран,делающих ставку на развитие туризма;
2.         обеспечениемер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;
3.        повышениероли государственной политики в сфере туризма;
4.        усилениероли государственно-частных партнерств;
5.        необходимостьгосударственныхвложений в развитие туризма, прежде всего в продвижениетуристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.
 
2.3Анализ инфраструктурного потенциала индустрии туризма, отдыха и развлечений(ТОР) на примере г.Ивангород
 
За основуанализа мы взяли пример SWAT-анализа инфраструктурного потенциала индустриитуризма, отдыха и развлечений г.Смоленска, описанный А.Б.Крутиком [20, С 114-125].
Мыпроанализируем инфраструктурный потенциал индустрии туризма в г.Ивангород. Всеприведенные данные взяты с официального сайта г. Ивангород.
Муниципальноеобразование «Город Ивангород» – городское поселение на территории Ленинградскойобласти, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеютсямуниципальная собственность, местный бюджет и выборный орган местногосамоуправления.
 Описаниетерритории
ГородИвангород расположен на территории Ленинградской области в 131 км отСанкт-Петербурга на пути федеральной автомобильной дороги Е20 – Санкт-Петербург(Россия) – Таллинн (Эстония). Город находится на правом берегу реки Нарова, покоторой проходит государственная границ Российской Федерации с Эстонскойреспубликой, в 16 километрах от Финского залива. Расстояние до Таллинна 230 км.Ивангород граничит с двумя муниципальными образованиями «Кингисеппский район» и«Сланцевский района.
С 1994 годаИвангород занимает территорию 767 га, в том числе в пределах городскойзастройки – 260 га. В 1998 году законом Ленинградской области были утвержденыграницы 5057 га плюс 600 га водной акватории. В границы МО вошли всесадоводческие кооперативы, Байковский карьер, территория нового водозабора.Территориальные возможности развития города ограничены законом Ленинградскойобласти «О территории муниципальных образований». В 1994 году Ивангородвыделился из состава Кингисеппского района и стал муниципальным образованием –«Город Ивангород», которое имеет свою администрацию и городское собраниепредставителей.
 Таблица 1Объекты Преимущества Недостатки
Природные ресурсы

Природными ресурсами, которыми обладает Ивангород, являются: строительный песок, керамическая глина, бутовый камень. В непосредственной близости от Ивангорода имеется месторождение горючего сланца и торфа. Ивангород располагается на берегу судоходной реки, что открывает возможности промыслового рыболовства и водного туризма.
Логистика Через город проходит железнодорожная линия (ЖД станция Ивангород, ЖД станция Сала) и автомобильная трасса Санкт-Петербург – Таллинн (Е20). В Ивангороде находятся два пешеходных пограничных перехода и один автомобильный. Существует автобусное сообщение с Санкт-Петербургом, Ленинградской и Псковской областями.
Уровень цен на железнодорожные услуги зачастую слабо коррелирует с их качеством.
Отсутствуют другие виды сообщения
Человеческий потенциал В городе проживает 11,9 тысяч жителей, из которых 7 тыс. трудоспособного населения.
Экономическое положение До середины 90 – х годов в городе было 3 основных градообразующих предприятия – Завод КВОиТ (котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов), филиал завода «Ленполиграфмаш» и Льноджутовая фабрика. В настоящее время сковской областями, а также с Эстонской Республикой. Вышеуказанные предприятия обременены долгами и работают незначительно.
Объекты туризма Наибольший удельный вес в Ивангороде занимают предприятия частной формы собственности в сфере торговли, тогда как промышленные предприятия составляют лишь около 20 % среди предприятий материального производства Туристическая сеть почти неразвитая, находится в зачаточном состоянии и ориентирована преимущественно на выездной туризм
Объекты торговли и бытового обслуживания
В сфере бытового обслуживания населения работает 20 предприятий и индивидуальных предпринимателей, в данной сфере занято порядка 50 человек.
 В городе за последние 4 года построен новый рынок, принадлежащий индивидуальному предпринимателю, рассчитанный на 300 торговых мест, на начало 2001 года фактически было занято 100.
Торговая сеть предприятий розничной торговли состоит из 95 магазинов, павильонов, киосков, палаток и т.д. Число магазинов – 68, в том числе продовольственных – 29, непродовольственных – 27, смешанных – 12, мелко розничных предприятий – 27. Как мы видим, бытовая инфрастуктура не предназначена для туристического потока
Розничная торговля:
МУП «Фармация», ООО «Исток», Ивангородский филиал ЗАО «Капо Дьюти Фри»,
Розничный товарооборот: 2000 год – 12 381 тыс. руб, 1999г. –22 696,2 тыс.руб., 1998 – 12 829.2 тыс.руб. Существует недостаток объектов розничной торговли
Транспортные объекты
 В Ивангороде имеется муниципальное автопредприятие, которое в 1996 году получило самостоятельный статус, отделившись от Кингисеппского АТП. Других предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров в городе до 2001 года не было.
Ивангородское АТП осуществляет 4 маршрута: один –внутригородской, два – пригородных и один – международный (до Санкт-Петербурга и обратно). Показатели работы муниципального транспорта приведены в таблице 6
Автобусное сообщение других предприятий связывает Ивангород с Кингисеппом, Санкт – Петербургом, городами Эстонии (через город проходят маршруты международного следования компании «Euroline»)
Увеличение объемов оказанных услуг произошло за счет увеличения пассажирооборота (увеличение количества рейсов, открытие дополнительного международного маршрута), а также за счет роста тарифов на проезд. Транспортные объекты ориентированы больше на выездной туризм, нежели на внутренний
Объекты подготовки кадров Ивангород, не смотря на трудности последнего десятилетия, сохранил все многообразие учреждений образования, которые являются одними из лучших в Ленинградской области. Это и музыкальная школа и художественная и детская спортивно – юношеская школа, через которые прошло не одно поколение ивангородцев, не говоря уже об общеобразовательной школе. О хорошей образовательной подготовке в школах говорят такие результаты, как процент поступления выпускников в высшие учебные заведения (не ниже 70% выпускников 11 классов), количество подготовленных спортсменов-разрядников Нет ВУЗов с подготовкой профессиональных кадров по туризму
Экологическая ситуация
Состояние воздушного бассейна района определяется выбросами стационарных и динамических источников, степенью очистки выбросов и метеорологическими условиями.
Влияние аэротехногенных выбросов прослеживается в Ивангороде.
Загрязнение атмосферного воздуха связано с :
отсутствие очистки специфических вредных веществ на предприятиях;
отсутствие надежных методов очистки выбросов от газообразных примисей;
малой обеспеченностью средствами пылеочистки и их недостаточной надежностью;
использованием недостаточно надежного сырья (газа, мазута)
По характеру воздействия источники загрязнения вод подразделяются на организованные (точечные) и рассеянные. К первым относится водоотведение от промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных объектов. Ко вторым – сток со всего водосбора, сливающий аэротехногенные выбросы, удобрения, почву, ядохимикаты с полей и др.
Загрязнение воздушного бассейна над Ивангородом носит общераспространенный характер и удерживается на относительно невысоком уровне, не выше нормативного уровня предельно-допустимой концентрации, благодаря интенсивному рассеиванию, характерному для положения данной территории.
Основными составляющими общего загрязнения атмосферного воздуха над Ивангородом являются дымовые газы от Рыбного завода, вентиляционные технологические выбросы предприятий местной промышленности, а также выхлопы автотранспорта.
Экологическая ситуация в бассейне реки Нарова является удовлетворительной уже в настоящее время. В целом, для Финского залива среднегодовая пленочная загрязненность поверхности нефтепродуктами (в баллах по данным аэрофотосъемки) имеет тенденцию к заметному снижению. Однако, донные отложения содержат загрязняющие вещества значительно выше уровня предельно допустимой концентрации, так что даже при улучшении качества воды в реке Нарова, возможно вторичное загрязнение вод, поэтому должны быть отчищены от ила в первую очередь мелководье и наиболее застойные зоны.
Эктотуристические предпосылки
Климатическая характеристика
Климат в Ивангороде близок к морскому. Зимой имеет место резкие колебания температуры воздуха, нередки оттепели и туман. В зимние месяцы выпадает сравнительно большое количество осадков. Весна относительно холодная, затяжная с ночными заморозками. Лето относительно прохладное, дождливое, осадки носят ливневый характер и сопровождаются грозами. Осень теплая, с моросящими дождями, продолжительными туманами и частыми сильными ветрами.
Среднегодовая температура воздуха +4,5 градуса. Наиболее теплым является июль +16,6, наиболее холодным – февраль –7,6 градуса. Максимальная температура воздуха +31,4, минимальная –26,5 градуса Цельсия
Лесной фонд
По лесорастительному районированию район относится к подзоне южной тайги и характеризуется преобладанием хвойных пород. Сосна занимает 44%, ель –29%, береза – 21.5%, осина 2,3 %, ольха черная – 1,9%, ольха серая – 1,6% и остальные древесные ороды (лиственница, дуб, ива) – около 0,1% покрытой лесом площади.
Основная цель лесов района сводится к выполнению различных защитных функции. На территории муниципального образования находятся леса первой категории, не подлежащие промышленной вырубке.
Оценка ландшафтов
Возможности хозяйственного использования ландшафтов определяются их устойчивостью и живописностью. Устойчивость называется способность ландшафтов сохранять свою структуру и функции под влиянием антропогенных нагрузок и восстанавливаться после прекращения воздействия.
На территории города преобладают ландшафты со средней степенью устойчивости к промышленному загрязнению и рекреационным нагрузкам. Исключение составляют прибрежные территории в западной части города, гда располагаются крупные прибрежные склоны, что обуславливает их слабую устойчивость. Они же являются наиболее ценными для рекреационного использования. Наличие большого количества смотровых площадок и исторических сооружений определяет особую ценность данных ландшафтов для туристического показа. Особый интерес представляет сухое русло реки Наровы с водопадом, являющимся природным памятником и объектом охраны.
 
Выводы поанализу
Перспективыразвития туризма и экономического благополучия в городе
Местодля основания города было выбрано с учетом традиционных русских принциповразмещения крепостей, принимавших во внимание стратегические, градостроительныеи экономические качества ситуации. Созданная на пересечении сухопутной и водноймагистрали, Ивангородская крепость была неприступна со всех сторон, держала подконтролем Нарву и могла составить конкуренцию Прибалтийским городам, гдеторговля была монополизирована Ганзой.
Стой поры прошло более 500 лет, однако, и сегодня местоположение города имеетважное стратегическое значение, удобное для экспортно-импортной торговли, туризмаи развития промышленности.
Городнаходится на международной трассе Санкт-Петербург – Таллинн (Е20), котораяявляется составляющей частью транзитных коридоров VIA Viroonia (Петербург –Ивангород – Нарва – Таллинн – Стокгольм – Скандинавия) и VIA Hanseatika(Петербург – Ивангород – Нарва – Тарту – Калининград – Гданьск – Берлин –Гамбург). Ивангород равноудален от трех балтийских столиц: Санкт-Петербург,Таллинн и Хельсинки.
Черезгород проходит Октябрьская железная дорога. Территории большинства промышленныхпредприятий находятся на юге центральной части города, вдоль железной дороги,образуя организованный промышленный район с полной инфраструктурой. Пустующиездания предприятий можно использовать для организации новых производств.Наличие в городе свободных земель под промышленную застройку также даетвозможность для строительства новых крупных (средних) производств или нарасширение сети терминалов для внешнеэкономической деятельности.
Организовыватьпроизводства в Ивангороде выгодно эстонским предпринимателям, реализующим своитовары в России, так как, во-первых, при провозе товаров через границунеобходимо платить двойные таможенные пошлины, что сразу повышает стоимостьпродукции, во-вторых, энергоносители в России дешевле, чем в Эстонии и,в-третьих, стоимость арендной платы за помещение и землю в Ивангороде ниже, чемв Санкт-Петербурге и его пригородах.
Ивангородпривлекателен для развития туризма, особенно международного и внутреннего.Богатое историческое прошлое, жемчужина архитектуры оборонительного зодчества,уникальные коллекции русских художников, сохранившаяся промышленная архитектураXIX века, необычная для равнин Северо-запада России природа – находящийся всамом городе каньон реки Наровы с порогами, наличие в городской чертеводохранилище с красивыми берегами, пригодная для судоходства Нарова – все этосоздает отличные предпосылки для развития туризма как познавательного,исторического, так и курортно-рекреационного.
Близостьграницы должна обуславливать развитие города в трех направлениях или трех «Т»:Торговля, Транзит, Туризм, а также сопутствующих им производств.
Инфраструктурный потенциал
Городнаходится на международной трассе как автомобильной, так и железнодорожной,имеет удобные транспортные развязки.
Ивангороднаходится вдоль самой границы, поэтому, здесь доступна дешевая эстонскаямобильная связь.
Наличиемуниципального фонда координации развития и поддержки малогопредпринимательства создает хорошие условия для развития малого бизнеса.
Демографический потенциал
Численностьнаселения Ивангорода (около 12 тысяч) сохраняется в городе, практически, безизменений на протяжении долгого периода времени, в основном, за счет приезжих.Структура населения стабильна, однако без въезда в город демографическийпотенциал будет уменьшаться.
Трудовой потенциал.
Развитиев городе крупных производств будет сдерживаться недостатком рабочей силы, но ужителей города достаточно высокий интеллектуальный уровень, что присоответствующей подготовке можно использовать на небольшихвысокотехнологических линиях, на развитие которых город и будеториентироваться.
Горожаневидят предпосылки для развития в использовании геополитического положенияИвангорода: это и развитие трех «Т»: Торговля, Транзит, Туризм, и созданиеэкспортно-ориентированных предприятий, и развитие новых технологий, с учетоммеждународной кооперации.
Основныепроблемы развития туризма и социально-экономического развития г.Ивангорода
«ГОРОДИВАНГОРОД» Экономическая база муниципального образования очень слаба, об этомсвидетельствует уровень финансового состояния предприятий, в общей своей массеработающих в убыток и обремененных долгами. Как следствие экономических проблем– низкий уровень жизни. Ивангород в Ленинградской области занимает предпоследнееместо (28 из 29) по уровню средней заработной платы и 24 по уровню бюджетногообеспечения на душу населения по доходам. По причине экономическойнесостоятельности городской бюджет постоянно находится на дотациях и субсидияхиз областного бюджета. Уровень дефицита муниципального бюджета в 2001 годудостиг 58 процентов. И даже тот рост, который наметился в последние годы вэкономике: прирост ВВП в 2000 году по сравнению с 1999 г. составил 27,7 %,прибыль малых предприятий в последнем отчетном году составила 54,9 % от 1998года, не улучшает экономической ситуации в городе, а характеризует, на нашвзгляд, общее состояние экономики страны.
Социальнаясфера также финансируется из местного бюджета, поэтому на ее содержаниевыделяется только необходимый минимум, что опять же не позволяет удовлетворитьвсе запросы и потребности и значительно препятствует развитию туризма.
Такимобразом, ключевая проблема города – слабая экономика и, как следствие — бюджетная несостоятельность
Краткиеитоги анализа
Ивангородпривлекателен для развития туризма, особенно международного и внутреннего.Богатое историческое прошлое, жемчужина архитектуры оборонительного зодчества,уникальные коллекции русских художников, сохранившаяся промышленная архитектураXIX века, необычная для равнин Северо-запада России природа – находящийся всамом городе каньон реки Наровы с порогами, наличие в городской чертеводохранилище с красивыми берегами, пригодная для судоходства Нарова – все этосоздает исключительные предпосылки для развития туризма в этом городе.
2.4Рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малых историческихгородов России
 
Как показалипредыдущие исследования, туристический потенциал малых исторических городовнеобычайно велик. Однако отсутствие информации и о большинстве из них (тех, чтоне входят в Ассоциацию малых исторических городов России), слабо развитаятуристическая инфраструктура, сводит на нет всю их историческую ценность.Поэтому в настоящем пункте мы постараемся дать объективные рекомендации по улучшениюситуации на туристическом рынке малых исторических городов России.
Анализ российского и зарубежного законодательства в сфере туризмапозволяет выявить положения, которые в российских нормативных актах,регулирующих туристскую деятельность, ранее не рассматривались, а именно:создание системы гарантий выполнения туристской программы, разработкаквалификационных требований для профессиональных туристских кадров и включениеих в нормативы лицензирования туристских фирм, разработка положения обответственности за недостоверность рекламы туристских услуг.
Важной задачей государственного регулирования являетсяупорядочение отношений собственности в сфере туристских услуг. Следует отметитьприоритетность частной формы собственности в развитии регионального туризма 19. Именно малое и среднее предпринимательство ориентировано наоптимизированное использование имеющихсяресурсов, высокую степень ответственности госвласти за эксплуатацию туристскихвозможностей территории.
Государственные предприятия, как правило, оказываются менееприбыльны, чем частные, имеют более низкую эффективность, обладают слабойвосприимчивостью к инновациям и неоправданно большим управленческим аппаратом.Т.е. необходимо налаживать систему, где роль государства сводится к развитиюсоциальной и институциональной инфраструктуры туризма.
Необходимо, чтобы государство, создало стимулирующие условия длячастного бизнеса, что позволит без существенных финансовых затрат добиваетсядвоякой цели: роста экономики и доходнойчасти бюджета, с одной стороны, и развития регионального туризма и егоинфраструктуры — с другой. Хотя, в целом, эта тенденция уже была нами замеченакак осуществляемая на государственном уровне.
Многими исследователями особо важным для регионального туризмапризнается его программно-целевое развитие. При этом отмечается приоритетность государственной налоговой, кредитной ифинансовойподдержки туристского предпринимательства, связанной с вложением значительныхгосударственных средств (кредитные льготы, субсидии, освобождение от налогов,пошлин и т.д.). Сегодня, согласно Крутику А.Б., вполне можно сделать вывод онецелесообразности применения таких убыточныхформ поддержки в современных российских условиях 20.
Согласно В.Ю.Островской, ведущая роль должна принадлежать болееэффективным экономическим формам государственной поддержки, в частностиналоговым кредитам, налоговому и таможенному льготированию, организации целевыхинвестиционных фондов, государственным гарантиям по кредитам и лизинговымоперациям, а также льготному арендному использованию государственнойсобственности 21.
Структурные перемены в современной отечественной экономикепозволяет говорить о необходимости кардинальной структурной перестройкирегионального туризма в малых исторических городах, в первую очередь, путемизменения приоритетов — перехода от исключительной ориентации на элитарныйтуризм к развитию массовых видов туризма.
Исследование туристской индустрии и рынка туруслуг и предпочтенийпотребителей позволило выявить приоритеты в развитии регионального туризма повидам и формам реализации туристских услуг. Мы решили систематизироватьполученные в рамках настоящего исследования данные и представить их ирекомендации в виде таблицы (Таблица 2).
В целом, в этой таблице описываются способы решения проблем, выявленныхв ходе исследовании, решение которых позволит отечественному туризму статьболее развитым и позволили малым историческим городам улучшить своематериальное положение.
Основные предложения по развитию регионального туризма со стороныгосударства ориентированы, прежде всего, на:
1. Развитие социальных программ в туризме в малых историческихгородах, развитие учебных туров (специализированный туризм), культурно-массовыхпрограмм (событийный туризм);
 2. Стимулирование развития инфраструктуры туризма и туристскихуслуг в малых исторических городах;
3. Поддержку материально-технической базы туризма в малыхисторических городах;
4. Реставрацию и ремонт культурно-исторических памятников в малыхисторических городах;
5. Развитие туристской бизнес-среды (сотрудничество с научнымиорганизациями, стимулирование туристского бизнеса в малых городах и районах) вмалых исторических городах;
6. Организацию информационной поддержки туристских объектов
регионального значения в малых исторических городах;
7. Развитие объединений и ассоциаций предпринимателей в туризме иего инфраструктуре в малых исторических городах.
Таблица 2№
Описание проблемы
Регионы,
Подверженные
 проблеме
Зарубежный
опыт
решения
(если имеется)
Рекомендации по устранению проблемы в малых исторических городах России 1 Исчезновение памятников культуры
Повсеместно,
особенно удаленные
 от региональной
 столицы
Повышение общей
ответственности
и роли координации
 со стороны
правительств стран,
 разработка
специальных
программ.
Аналогичное. Разработка единой спец.
Программы по сохранению памятников
истории вне зависимости от значительности
 памятника (как показывает опыт, бывают
случаи, когда на первый взгля,
малозначительный памятник оказывается
 ключом к более древней истории) 2 Слабое развитие туристической инфраструктуры
Повсеместно в
 малых исторических
 городах
Наличие государственных
 вложений в развитие
 туризма,
прежде всего в
развитие туристской инфраструктуры.
Поднимается широкий пласт проблем
социального характера. В первую очередь,
вложения, возможно, частичные вложения
заинтересованных фирм с гарантией
со стороны государства о возвращении
средств в виде прибыли, полученной
 от туризма фирмам-вкладчикам. 3 Старый автопарк Повсеместно Наличие собственного производства комфортных автобусов
Возможно, понижение налоговых ставок
 на импортируемые для туристических
целей автобусы, либо льготная система
 налогообложения на эту категорию иномарок. 4 Маленький поток иностранных туристов в малые историч. Города России В целом по стране
Приемлемые цены на въезд
иностранных туристов
Снижение стоимости визы в страну
для иностранцев и решение
ряда указанных проблем. Стимулирование
фирм, занимающихся этим сегментом
 туристического рынка. Создание
справочников по малым историческим
городам России на иностранных языках.
 Реклама на зарубежном рынке туристического
продукта в малых историч. городах страны 5 Информационная неосвещенность турпродукта в малых историч. Городах России В целом по стране
Созание специализированной
рекламы и выпуск ее на
 различные внутренние и
 зарубежные медийные рынки
Аналогично. Создание специализированной
рекламы, печать брошюр и буклетов для
 иностранных гостей и для туристов.
Создание специализированных сайтов
по малым историческим городам России
 (в настоящий момент, имеется всего
1 сайт, освящающий туристический
 потенциал страны в малых исторических
городах стрны) 6 Слабая эффективность гос. программ по развитию туризма в малых исторических городах страны В целом по стране
Централизованный контроль
 за туристическим рынком страны,
выработка новых
политически-экономических
программ по поддержанию
туристического рынка.
Аналогично. Однако, в дополнению к этому
необходимо учесть большой географический
разброс малых исторических городов. Для чего
 необходимо усовершенствовать туристическую
 сеть по стране. Конечног, начало этому уже
 положено. Существуют интернет-магазины
 перепродаж туристических путевок по России.
 Однако они ограничены предложениями первичных
фирм. Существует так же Ассоциация Малых
 Исторических Городов России, однако, туда
 вступает слишком мало регионов. Необходимо
 повысить привлекательность вступления в эту
Ассоциацию. Этому, на наш взгляд, может
послужить просвещение руководящих органов
регионов и малых исторических городов в том числе. 7 Качество сервиса Повсеместно, включая крупные исторические города
Осознание необходимости
повышение качества
сервиса, государственные
ссуды
на строительство
отелей разных категорий
Качество сервиса на наш взгляд, должно
 стимулироваться прежде всего в каждом
отдельно взятом учреждении. Необходимо
устраивать проверки качества обслуживания,
т.е. необходимо наладить государственный
контроль качества так, чтобы это носило еще
и педагогический характер. Бизнесмены в
 этой сфере должны осознавать прямую
зависимость прибыли от качества сервиса. 8 Дороговизна турпродукта в малых историч. Городах России Удаленные от столицы
Рост конкуренции между
принимающими странами
и внутренняя конкуренция
в странах
Только государственное комплексное
 вмешательство, исключение ряда проблем,
составляющих высокую стоимость, в том
 числе, возможность покупки льготных
 билетов на поезда для туристического
путешествия в удаленные регионы
нашей Родины, способно разрешить эту проблему..
Как видно из таблицы. эффективноевзаимодействие субъектов сферы туристских услуг с органами регионального иместного управления является необходимым условием оптимального развитиерегионального туризма.
Необходимым также является развитие новых форм взаимодействия частных фирм и государственныхструктур в туризме, направленных на:
•организацию новых форм ивидов туристского обслуживания;
•формированиеорганами государственного регионального управления конкурса частныхинвестиционных туристских проектов, которые позволят использовать преимуществагосударственной поддержки субъектам туристского бизнеса, особенно на начальномэтапе;
•разработкугосударственных целевых программ по развитию туризма с совместным участиемгосударственного и предпринимательского капитала.
Выводыпо 2й главе
 
Как мы видим,во 2й Главе, мы исследовали достаточно широкий пласт проблем отечественногорынка туристических услуг в малых исторических городах, который вскрыл нетолько проблемы сегмента малых исторических городов России, но и выявилсоциальные проблемы этих городов.
Такимобразом, в 2 Главе настоящей курсовой работы нами были рассмотрены наиболееважные аспекты российского рынка въездного, и внутреннего туризма в малыхисторических городах России, а так же было произведено ознакомление с мировойпрактикой решения проблем повышения привлекательности страны для въездного ивнутреннего туризма.
Анализпроблем внутреннего и въездного туризма в России помог нам выявить наиболееуязвимые места рынка внутреннего и въездного туризма в России. К таковым намибыли отнесены:
1.        Дороговизнавнутреннего отечественного турпродукта по сравнению с выездным вследствиенеразвитости туристской инфраструктуры, что снижает уровень конкуренции, ивследствие, у гостиниц появляется дополнительный стимул для повышения цены.Высокими темпами растут также цены на ж/д и авиаперевозки, на билеты в музеи.
2.        Проблемасложных визовых формальностей для въезда в Россию иностранцев из экономическиразвитых стран
3.        Третьейочень серьезной проблемой является продвижения российского турпродукта навнешнем рынке – впрочем, эта проблема актуальна и для внутреннего рынка.
4.        Следующейпроблемой является сервис, и, в первую очередь, транспортный сервис, которыйявляется очень дискомфортным вследствие старого автопарка, который является, всвою очередь, отражением проблем отечественного автопрома и налогообложенияимпортируемых автомобилей.
Анализмировой практики в сфере внутреннего и въездного туризма показал, чтозарубежные страны давно нашли выход из подобных проблем. В первую очередь этомуспособствовал рост конкуренции между принимающими странами и внутренняяконкуренция в странах.
Во- вторых,это бережное отношение к своей природе, как к огромному фактору роста спроса насвой регион.
В-третьих,это жесткий учет демографической распределенности населения стран и просчетнаиболее прибыльных регионов для государственных и инвестиционных вложений.
В четвертых,это высокий уровень сервиса и разумное соотношение цены и качества.
В пятых, этоширокая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует ростуколичества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и роступоступлений в экономику страны.
В шестых, этограмотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевыхнаправляющих рынках и носящая постоянный характер.
В итоге, мыпредложили следующие решения этих проблем:
1.Инвестироватьрегионы малых исторических городов посредствам заинтересованных туристическихфирм, которые получили бы свои вложения в виде общей прибыли региона от туризма(гарантом в данном случае выступило бы государство)
2. Облегчитьвизовый режим для въезда иностранных туристов на территорию РФ, а так женесколько снизить стоимость визы.
3.Организовать внутреннюю и внешнюю рекламу малых исторических городов России,что, по сути, выгодно не только для туристического сегмента, но и дляполитического образа страны в целом.
4. Дляулучшения качества сервиса необходимо решать проблему посредством ужесточенияконтроля качества регионов и малых исторических городов частности, как-то:проведение педагогических мер для местных владельцев туристических фирм, а также централизации сети туристических фирм России.

Заключение
Внастоящей курсовой работе мы проверяли гипотезу о том, что в целом,сложность развития туристического сектора в малых исторических годах составляюттри основных причины: во-первых, неконкурентоспособность в сфере предложений и всфере сервиса, во-вторых, отсутствие единой информационно – координаторскойбазы, и, в третьих, недостаточная информационная освещенность.
Входе проверки гипотезы, была выполнена следующая цель: мы дали рекомендации поулучшению ситуации на туристическом рынке малых исторических городов России.
Помере достижения цели нами были достигнуты следующие задачи:
1. Выявленаспецифику туризма в малых исторических городах России.
2. Проведен обзортуристического потенциала РФ, а так же, его современного состояния в малыхисторических городах
3.Проанализирован туристический рынок в секторах въездного и внутреннего туризмаи сравнить его с выездным.
4.Осуществлен анализ проблем туристического рынка внутреннего и въездного туризмав малых исторических городах России.
5. Рассмотренопыт мировой практики в сфере решений проблем внутреннего и въездного туризма
В итоге, мыможем заключить, что изначальная наша гипотеза подтвердилась, более того, онабыла расширена и дополнена другими составляющими, что, в целом, говорит обуспешности нашего исследования.
Что касаетсянепосредственно выводов, которые мы получили, то они следующие: во-первых, утуризма в малых исторических городах России большой потенциал и, чем раньше егоначнут эффективно использовать, тем скорее улучшится социальная ситуация вмалых регионах страны. При этом, конечно, важно осознавать, что это неединственный фактор роста экономики малых исторических городов России, и нестоит рассчитывать на моментальные улучшения. Существует множество проблем,самые глобальные из которых мы перечислили в нашей курсовой, которые предстоитрешить в ходе построения отлаженной туристической системы. И важно помнитьпоговорку: «Мыслить надо глобально, а действовать -локально».

Списоклитературы
 
1.         КусковА.С., Основы туризма: уч-к/ А.С.Кусков, Ю.А.Джаладян – М.: Кнорус, 2008.С.192-195.
2.         АлександроваА.Ю., География туризма: уч-к/ кол. Авторов п.р. Александровой А.Ю., — М.:Кнорус, 2008. С.423.
3.         ЛихановБ. Н., Географическое изучение рекреационных ресурсов СССР и путей ихиспользования, в кн.: Теоретические основы рекреационной географии, под ред. В.С. Преображенского, — М.: 1975
4.         Географическиепроблемы охраны при организации отдыха и туризма/под ред. Путрика Ю.С.,Свешникова В.В.- М.: МФГО, 1987.
5.         ЗоринИ.В. География туризма и экскурсий /И.В. Зорин. — М.: ЦРИБ Туризм, 1985.
6.         ФедеральныйЗакон РФ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», — М.:2002
7.         ЛысоваН. Ю., Малый исторический город: культурные параметры и актуальные проблемы//Журнал «Регионология» №2 2008 8.         Yearbook of Tourism Statistics, 2009 Edition(Data 2003 – 2007), World Tourism Organization,- Madrid, 2009
9.         ЯрочкинА., Внутренний туристический поток в России вырос на 6%//интернет-изданиеGZT.ru, 03.02.2009
 http://www.gzt.ru/topnews/tourism/220232.html10.       Центральная База Статистических Данных, Число отправленныхтуристив, Официальный сайт Росстата,200911.       Центральная База Статистических Данных, Стоимостьреализованных путевок для граждан России, Официальный сайт Росстата,2009www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi12.       Центральная База Статистических Данных, Стоимостьреализованных путевок для иностранных граждан, Официальный сайт Росстата,2009www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=237911513.       Екатерина Трофимова, Интервью с Сергеем Шпилько//Утро.ру/Экономикаhttp://www.utro.ru/articles/2004/08/03/336062.shtml14.       Единый реестр туроператоров, Официальный сайт федеральногоагентства по туризму в Российской федерации.reestr.russiatourism.ru/?fr_name=2&ac=search&mode=115.       Российский налоговый портал, Правительство продлило запретна ввоз иномарок,12.10.09www.taxpravo.ru/news/taxpravo/article21657451255334750151108163706262916.       Росотдых, туроператор www.rosotdyh.ru/index/folder164/17.       Тураут.ру, туроператор tourout.ru/book/tours/results/?act=s&departureId=64&lcc=1002249¤cyId=undefined&maxGenDays=22&limit=50&client_id=3vc3558be6cf63d58edb01131e6abf8587c9c0150bf71c714f&countryFilter=&placeGroupId[]=1003481&placeItemId[]=1003481&minDate=04.11.2009&maxDate=11.11.2009&accommodation=1_0&holder=5vt1mfot3ag-xa48jbdqt-e8ocg18.       Федеральное агентство по туризму, Стратегия развитиятуризма в Российской Федерации на период до 2015 года, М.: 2008, С.1019.       Морозов В.А., Ходячие деньги: оценка туристическогопотенциала и результаты маркетингового анализа существующих и предполагаемыхтуристических маршрутов//Российское предпринимательство, №10,2004. С.108-10920.       Крутик А.Б., Туризм как отрасль экономики России:уч.пособие,-СПб.: Л.Гуми, А.С.Пушкин, 2008, С. 7,114-12521.       Островская В.Ю. Финансирование туристского сектора состороны государства и местных властей во Франции и в Российской Федерации //Международная конференция «Регионы и глобализация». 20-22 июня 2002г.: Тезисы докладов. — СПб., 2002.-С. 137-141.22.       Официальный сайт г.Ивангород www.ivangorod.ru/

Приложение[1]
 
Списоксайтов туроператоров, принявших участие в нашем исследовании и прямыхссылок(если возможно) на исследуемый материал
 
1.        http://www.russ-tur.ru/rustur.php
2.        http://www.adm.ru/russa/tur/tur134.htm
3.        http://www.rosotdyh.ru/index/folder164/
4.        http://romanovles.ru/
5.        http://tourout.ru/book/tours/results/?act=s&departureId=64&lcc=1002249¤cyId=undefined&maxGenDays=22&limit=50&client_id=3vc3558be6cf63d58edb01131e6abf8587c9c0150bf71c714f&countryFilter=&placeGroupId[]=1002259,1002369,1002441,1002452,1003284&placeItemId[]=1002259,1002369,1002441,1002452,1003284&minDate=04.11.2009&maxDate=18.11.2009&minDuration=8&maxDuration=8&accommodation=1_0&holder=5vt1mfot3ag-xa48jbdqt-e8ocg
6.        http://arkaim-travel.ru/tur/leto/tobolsk.php
7.        http://ww.livingston.ru/advert01/livingston07/p_livingston07_turkargopolkemsolovki_a.html
8.        http://www.nordveter.ru/
9.        http://www.homeland-tour.ru/tours/mnogodnevnye_avtobusnye_tury/zolotoe_kol_co/yaschik_sborka/murom_kasimov_gorohovec_3_dnya_2_nochi.html
10.     http://www.bonintur.ru/kruiz/07_2007/kruiz_07_2007_49.htm
11.     http://www.feltur.ru/kazan/tour02
12.     http://www.nevatravel.ru/tours/russia/
13.     http://www.magput.ru/
14.     http://www.nissa-tour.ru/russia/cruise/
15.     http://www.basta-tour.ru/1408/1446.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.