Министерство образованияРоссийской Федерации
РЕФЕРАТ
По дисциплине:«социологиямолодежи»
На тему:«ТИПОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР»
г. Пермь – 2005
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение………………………………………………………..3
2. Понятиесубкультуры и молодежной субкультуры…….6
3. Типологиямолодежных субкультур………………………7
4. Характеристикаотдельных субкультур………………….9
5. Заключение.......................................................................18
6. Использованнаялитература………………………………19
ВВЕДЕНИЕ:
Возникновение молодежнойсубкультуры в России
Изучение молодежных субкультур составляетважное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратилисьведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежныхсубкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известноймере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигмвоспринимались как социальная патология.
Долгое время в нашей стране единственной молодежнойорганизацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако уже в70-е годы стали складываться неформальные молодежные группы, продуцируемые в рядеслучаев свою контркультуру, в силу общей социально-политической ситуации в стране,находившейся в «андеграунде». С началом процессов гласности и перестройки эти группы,легализовав свою деятельность, довольно громко заявили о себе, значительно увеличивтем самым свою численность. Определенное место среди них занимали группы, формировавшиесявокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаныи т.п.). Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентациикоторых имели некоторые политический и идеологический оттенок (ностальгисты, пацифисты,отклонисты, зеленые). Выделялись группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи,панки, люди системы). Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностьюэстетствующая группа «митьки», выделявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутымстилем «a la Русь».Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы (качки),а также криминогенные группы, объединявшиеся на базе агрессивности, жесткой организованностии противоправной деятельности (гопники, люберы и т.п.). Некоторые из них воодушевлялисьлозунгами восстановления социалистической справедливости и борьбы со «скверной»в лице хиппи, панков и т.п. движений.
В освещении средств массовой информации тоговремени молодежная тематика бурлила от неформальных страстей металлистов, рокеров,Панков, системных ребят, брейкеров, хайлайфистов и прочих групп и объединений сброскими названиями, которых неустанно «открывали» для широкой публики и усиленнорекламировали журналисты. Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, в одежде, в увлечениях,в жаргоне, достигая даже откровенно экстремистских форм. Однако занесенные на российскуюпочву после падения «железного занавеса» течения западной молодежной субкультурытрансформировались у нас в довольно нелепые формы, большей частью совпадая с западнымилишь внешне. Часто они «срисовывались» с западных сверстников неумелыми «художниками»,поэтому получались не копии, а карикатуры.
Формирование молодежной субкультуры в самостоятельнуюмолодежную практику и способ самореализации закончились к 1992 – 1994 гг., когдаразличные объединения образовали некоторую систему, состоящую из специализирующихсяна определенном виде досуга, творческого самовыражения и социальной манифестациимолодежных субкультур, между которыми обозначились четко налаженные каналы коммуникациии «распределения обязанностей». Хотя, конечно, в этой системе и сегодня идут скрытыеи явные процессы изменения: часть формирований отмирает, их место занимают новыеобъединения; одни группировки меняют идеологию или способ действий, другие сливаютсяв более крупное объединение либо, напротив, распадаются на мелкие и независимыесообщества.
В чем состоят причины довольно широкого распространенияв современном обществе молодежной субкультуры?
Во-первых, в субкультурной общности подростокполучает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся длянего референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологическойзначимости каждого, дает некую гарантию (или ее иллюзию) независимости и защищенностиот общества
Во-вторых, субкультура позволяет молодомучеловеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я».
В-третьих, она помогает ему освободиться оттягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующейв обществе культурой.
Для молодежной субкультуры характерны преимущественноразвлекательно-рекреативная направленность, приоритет потребительских ориентаций.Исследования, проведенные в 1997 г. в Беларуси, показали, что 26 % опрошенных молодыхлюдей предпочитают «ничегонеделание», а 32% — рассматривают стремление «оттянуться»как лучший вариант проведения свободного времени. Если мы к тому же примем во внимание,что 57% молодых людей Беларуси предпочитают основную часть свободного своего времениотводить просмотрам телепередач, то станет ясно, что одним из каналов распространениястандартов субкультуры является вестернизация, главным образом американизация, суженныхкультурных потребностей и интересов под влиянием видеотриллеров и героинь так называемых«мыльных опер». Субкультурные ориентации отнюдь не всегда означают отказ от национальнойкультуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь определенные отклонения отнее. Однако большинство общества относится к субкультуре с недоверием и неодобрением.
ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРЫ И
МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
В широком смысле под субкультурой понимаетсячастичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни,ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультураили культура в культуре.
В более узком смысле субкультура –система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определеннойсоциальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связаннаяс ней.
В современном обществе существует значительноемногообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболеечастое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается,что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблемих членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачив большом обществе». Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные,развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают ихпрочих членов общества. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультуркак выражение оппозиции господствующей культуре. Субкультурные атрибуты, ритуалыкак устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковыхв господствующей субкультуре, хотя с ними и связаны. М. Брейк что субкультуры, как«системы значений, способов выражения или жизненных стилей», развивались социальнымигруппами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системызначений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структкрные противоречия,возникшие в более широком социетальном контексте».
Ценности субкультуры не означают отказа отнациональной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклоненияот нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием инеодобрением.
Иногда группа активно вырабатывает нормы илиценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам.На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.
ТИПОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
Выделяют два вида молодежных субкультур:
— ингруппы;
— аутгруппы.
Ингруппы – группы, с которыми молодой человексебя отождествляет.
Аутгруппы – группы, от которых молодой человексебя отделяет, ощущает свое отличие.
По специфике поведения членов группы выделяют:
— просоциальные;
— асоциальные;
— антисоциальные.
Просоциальные – группы, которые не несут угрозуобществу, несут позитив и помогают.
Асоциальные – несут критику каким-либо устоямобщества, но это противостояние не носит крайнего характера.
Антисоциальные – не только подвергают критикеобщественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
Толстых А.В. предложил следующую типологиюмолодежных субкультур:
1. политизированные субкультуры– активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
2. эколого-этические субкультуры– занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
3. нетрадиционные религиозныесубкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
4. радикальные молодежныесубкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста,повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
5. субкультуры образа жизни– группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);
6. субкультуры по интересам– молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.
7. субкультура «золотой молодежи»- характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна изнаиболее закрытых субкультур).
Фролов С.С. предложил следующую типологиюсубкультур:
1. Романтико-эскапистскиесубкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философскихсистем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).
2. Анархо-нигилистическиегруппы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениямжизни (анархисты, панки).
3. Развлекательно-гедонистические– ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты,рэпперы).
4. Криминальная субкультура– ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды,гопники, люберы).
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СУБКУЛЬТУР
Хиппи. Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь этотворческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.
Внешний вид, форма одежды: независимо от поло – длинные волосы причесанныена прямой пробор, особая лента вокруг головы («хайратник» от англ. Hair – волосы), на руках – «фенечки», т.е. самодельныебраслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, часто несоразмернобольшой вязанный свитер, украшенный бисером или вышивкой джинсовый мешочек на шеедля хранения денег и документов («ксивник»: от ксива – документ, воровской жаргон),цвет одежды в основном светлый (опытные хиппи никогда не носят черного), но не броский.Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечкав ушах, реже в носу (пирсинг). Известна любовь хиппи к цветам (одно из самоназваний«дети цветов») и к хождению босиком.
Музыкальный стиль: из западной музыки хиппи предпочитают психоделическийрок, любят группу «Doors». Среди российских исполнителей высоко копируетсяБорис Гребенщеков.
Язык, жаргон: большое количество английских заимствований,таких как «болт» — бутылка, «вайн» — вино, «флэт» — квартира, «хайр» — волосы,«пипл» — люди (распространенные обращения: «человек», «люди»), «рингушник» — записнаякнижка (от англ. Ring – звонок). Кроме того, характерно частоеиспользование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературномязыке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например,уже упоминавшиеся «фенечка», «ксивник» и т.п.).
Развлечения: из алкогольных напитков хиппи предпочитаютвина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частьюхипповской идеологии является «свободная любовь» — со всеми вытекающими последствиями.Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг «Make love,not war».(Занимайся любовью, а не войной).
Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир,дружба, жвачка». Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньгии дорогие вещи; наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрестидорогие вещи вместо дешевых. Популярные восточные религии и учения, среди которыхможно выделить движение растоманов, почитателей культа Джа.
Места встреч: в первой половине 90-х годов излюбленным местомтусовки хиппи в Москве был Гоголевский бульвар («Гоголя»). Сейчас либо единственногоместа нет, либо автору оно не известно.
В молодежной культуре 90 гг. появились толкиенистскоедвижение и связанная с ним, поржденная им толкиенисткая субкультура. Толкиенистыи вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частьюсубкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что всвои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты – поклонники известногоанглийского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов– Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973г. Книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелинколец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведенияхволшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одной из которых былизаимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.),другие – выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждыйсо своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского).Толкиенисты вживаются в этот мир воображая себя его жителями. Отсюда необычные моделиповедения в обыденной жизни. Так, толктенист, считающий себя эльфом, старается вестисебя подобно тому, как, по его мнению поступил бы настоящий эльф. Во время игр(«хичек» на толкиенистском жаргоне) группа молодых людей выезжает в лес, где распределивроли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена. Внутри себя движение подразделяетсяна два напряжения: представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги,ничего не меняя в сюжете, сторонники другого берут лишь установочные данные (именаи характеры героев, время, место и цели действия) и приводят настоящее состязание,напомиющее пионерскую игру «Зарницу», где нужно хорошо бегать, прыгать, плавать,драться на мечах, ориентироваться на местности.
Толкиенисткое субкультурное движение сталочастью и продолжение российской романтико-эскапистской традиции, находившей в разноевремя выражение и в хиппизме, и в КПС, и в туристическом движении. В начале 90 г.отечественные толкиенисты стримительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилироваличасть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже Панков).Появляются продолжения Толкиена, написанные с иных мировоззренческих позиций, издаетсяобширная фен-пресса, есть странички толкиенистов в Интернете. Это существенно отличаетсяот движения западных почитателей Толкиена: известно, что там преобладают узость,изолированность, деятельность толкиенистов сводится к компьютерным играм, перепискепо Е-mail и узкоакадемическим студиями.
В 1993 – 94гг. субкультура толкиенистов пережилакризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившегопроизведения не только Толкиена, но и других писателей-фантастов, а также историческиесюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностнымориентациям ролевики близки к толкиенистам. Впрочем, организационное размежеваниене было абсолютным.
Можно констатировать, что субкультура толкиенистови ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.
Панки(от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-тостепени являются антагонистами хиппи, при том, что имеют с ними много сходного.Социальный состав: в отличие от элитарных хиппи большинство Панков – детирабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения. Внешний вид, формаодежды: стандартной панковской прической считался «ирокез» — полоска длинныхвертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовыс длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитаютрваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуютсяс дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английскимбулавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду – в куртки, майки, джинсы и дажев уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки.
Музыкальный стиль: основоположником панк-культуры считается английскаягруппа «Sex pistols». Кроме нее в почте «Ramones» и «Dead Kenedies». В середине 80-х появилась группа «Exployted», которая играла жесткий панк, получившийназвание «хардрок» и ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркимипредставителями панка являются сибирские коллективы (самый известный – «Гражданскаяоборона», поклонники которого выделились в самостоятельное поддвижение – панки-летовцы,по имени основателя коллектива Егора Летова).
Язык, жаргон: характерно употребление слов из воровскогожаргона («маза», «хавать», «лабать») и маргинальное употребление «умных» слов(«параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично»). Развлечения:в отличие о хиппи панки из алкогольных напитков предпочитают водку, охотно употребляютнаркотики. Интересно еще одно развлечение – «ходить по ништякам», т.е. доедать остаткипищи, недоеденной кем-то, подбирать и докуривать сигаретные бычки. ИдеологияПанков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальнымиценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечнопрекрасен», то у Панков скорее это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет».В отличие от хиппи панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям считаютсяанархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков пенсию «Anarchy in the UK»).Места встреч: в начале и середине 90-х годов основными местами в Москве былаПушкинская площадь и рок-магазин «Давай-давай».
Чрезвычайно близок к хардроку (жесткому панку)музыкальный стиль «ой», любимая музыка не так давно появившийся в Москве скинхедов,или скинов (от англ. Skinhead – бритоголовый, букв. Кожа-голова). Внешнийвид: соответственно своему самоназванию скины выделяются прежде всего начистовыбритой головой. Стандартной одеждой скина являются высокие армейские ботинки,камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и другая куртка («бомбер»).Идеология: практически все российские скины исповедаются крайне агрессивныйнационализм и расизм. Идеальным режимом – немецкий национал-социализм. На западесуществуют «шарпы», «шарп-скинз» (от англ. Sharp – острый, резкий), выступающие под лозунгом «скины против расовыхпредрассудков» и являющие крайне левой, прокоммунистической эксперемистской организацией,также «гей-скинз» (от англ. Gay – гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидятсексуальные меньшинства еще больше, чем расовые. Развлечения: частым развлечениемскинов являются драки с неграми в окрестностях Университета Дружбы Народов имениПатриса Лумумбы, а также избиение представителей других национальных и расовых меньшинств,где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно молодые («пионеры»),- фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировкии часто матчи любимой команды, где устраивают драки с фанатами других клубов. Самыеизвестные в Москве фанатские группы: «Flint's crew»и «Gladiators» (Спартак), «Red Blue Warrions» (ЦСКА) «BlueWhite Dinamite» (Динамо), а в Санкт-Петербурге – «Невский фронт».
Одной из самых «суровых» субкультур, как унас, так на Западе, всегда считались байкеры (от англ. разг. Bike – велосипед, мотоцикл), которых с легкойруки советской пропаганды часто называли рокерами. Однако рокерами себя считаютпрактически все поклонники рока – панки, металлисты и многие другие. Посему данноеопределение нельзя считать корректным. Внешний вид: достаточно широкотиражировался советскими фильмами, изображающими развращенный Запад. В таком видеон и пришел в Россию, где претерпел значительных изменений: длинные волосы, зачесанныеназад, и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове («бандан», «бандана»или даже «банданно») борода, кожаная куртка с косыми молниями («косуха»), кожаныештаны, ковбойские сапоги («казаки»). Музыкальный стиль:тяжелый рок.Вообще байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий,что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступаютсовершенно не похожие друг на друга исполнители: Гарик Сукачев и группа «Мальчишник»,Тайм-Аут и «IFK». Язык, жаргон:кроме слов,обозначающих специфическое понятия, относящиеся к мотоциклу или «прикиду», инойспецифики язык байкеров не имеет, кроме, может быть, значительных вкраплений нецензурнойлексики.
Идеология:основное понятие в идеологии байкеров – мотоцикл. Весь мир делитсяна тех кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ,причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают. Места встреч:байкеры делятся на членов какого-либо мотоклуба и на одиночек. Из всех мотоклубовсамым известным, бесспорно являются «Ночные Волки» (лидер по прозвищу «Хирург»).Каждый год летом в течение нескольких дней проводится байк-шоу, которое могут посещатьвсе байкеры, демонстрирующие искусство «верховой езды».
По внешним признакам к байкерам близки металлисты,или металлеры, наверное, самая известная из нынешних молодежныхсубкультур (сами металлисты протестуют против данного термина, считая его как иназвание музыкального стиля, «металлом»). По их мнению существуют как минимум триосновных направления «металла» (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд(от англ. thrash – бить, doom рок,судьба и dead – мертвец соответственно) и, следовательно,трэшеры, думеры и дэд-металлисты.
Внешний вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всехцветов предпочтение отдается черному. Для метиллистов конца 80-х – начала 90-х характерноналичие в одежде большого количества металлических заклепок и цепец, сейчас же такодеваются в основном «пионеры». Идеология: из всех движений металлисты наименееидеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям.Места встреч:основное место в Москве – «труба», подземный переходот метро «Арабская» к ресторану «Прага», где вплоть до середины 1996 г. каждый выходнойдень устраивались концерты тяжёлой музыки.
Практически совсем исчезли, как масштабноеявление, такие субкультурные движения как алисоманы и киноманы(многочисленные в начале 90-х группы любителей «Алисы» и «Кино»). Бум ВиктораЦоя. Сразу же после этого один из арбатских переулков был негласно переименованфанатами в переулок Виктора Цоя, а стена около него стала излюбленным местом тусовок.Во внешнем облике преобладает черная одежда, а на ней значок с изображением Цоя.Алисоманы (самоназвание «армия Алисы») состояли из подростков, «разочаровавшихсяв жизни» и находивших в утешение только в зажигательных песнях любимых артистов.Основной тезис бытия алисоманов можно выразить так: «мы лучше всех, но нас никтоне понимает». Довольно активно культивировался суицид как выход из духовного тупика.
Молодежная субкультура индеанисты.Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точномувоспроизведению их обычаев о обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты – нечтосреднее между клубом американских индейцев и религионо-мистическим движением. Привсей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм(общинность), экологизм, космизм, — перекликаются с традиционными российскими ценностями.В 70 – начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движенияи индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичнымгруппам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходитсяна 1985-90 гг. К настоящему он пройден, и в Казани индеанисты представлены немногимболее чем десятком человек. Они не замкнуты, но контакты с представителями другихмолодежных субкультур индеанистов интересуют мало.
Хакеры (компьютерные фанаты) – молодежная субкультура,находящаяся в процессе формирования. Численность характеров пока незначительна– в основном это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физико-математическомуклоном. Установить точно численность характеров затруднительно еще и потому, чтообщаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не всекомпьютерные фанаты осознают себя неаой общностью со своими ценностями, нормами,специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.
Криминальная молодежная субкультура. Молодежные группировки, превратившись в структурыорганизованной преступности, поделили сферы влияния и предпочитают выяснить отношения,не прибегая к массовым дракам. Сведение счетов стало осуществляться в большинствеслучаев путем заказных убийств.
В середине 90 гг. появляется новое поколение«гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемоев меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежныхсубкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащийк иною субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен.Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.
Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группусоставляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты – сложное по организациисообщество. Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такиегруппы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт»и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, — «правые».В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают навсе матчи команды, их основная функция – заводить стадион, организовывать реакциюболельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» — битвамис болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень частосвязаны с драками – нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая массамолодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».
Субкультура сатанистов. Еще в 80 гг. от субкультуры хэвиметалистовотделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны.К середине 90 гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры.Время от времени в процессе появляются интервью с лидерами сатанистов; последние,разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческийхарактер ритуалов и ценностей сатанизма.
Субкультура рэйва (от англ. Rave– бред, бессвязная речь) возникает в США и Великобритании. В России распространяетсяс 1990-91 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв – преемник стилей техно и эйсидхауса.Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютернойграфикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использованиеискусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе даннойсубкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшнимднем, быть одетым по последней моде… Развитие субкультуры рэйва шло параллельнос распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов сцелью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частьюрэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числеди-джеи – ключевые фигуры рейв-субкультуры – высказывали и высказывают крайне негативноеотношение к приему наркотиков.
Среди относительно недавно появившихся в Россиисубкультур следует отметить следующие четыре: роллеров, рэперов, скейтбордистови стрейтэджеров.
Роллерами называют любителей роликов коньков. Они предпочитаютспортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветнымнашлепкам на коленях. Идеология роллеров сходна с байкерской, с той разницей, чтомотоцикл заменен роликами. В основном роллеры – школьники старших классов(13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компаниивозглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей, что обусловлено,вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов – от 50 до 150 долларов и выше.
Субкультура скейтбордистов, любителей езды на скейтборде (доске на колесах).Идеология и внешний вид схожи с роллеровскими.
Субкультура рэппа. Рэпп – это музыка черных американцев. Российскиереперы одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладаниемярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически,свойственные только афроамериканцам. Известные российские рэпперы: «ДеЦл», «Шэф».
Субкультура рэппа во многом пересекаются ссубкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скеутбордистыслушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.
Субкультура стрейтэджеров (от англ. Straight-edge – линейка, правило), поборников здоровогообраза жизни, отказывающихся от курения, употребления алкоголя и наркотиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С начала 90-х годов молодежные субкультурыпереживали небывалый подъем, но уже с середины 90-х активность молодежных субкультурпошла на спад. В настоящее же время они снова набирают оборот. Поэтому важно наопыте прошлых лет изучить (а по возможности решить) те проблемы, которые встаютперед молодыми людьми. Проблемы:
— самореализации,
— самоактуализации,
— непонимания со стороны взрослых,
— вхождения во взрослую жизнь,
— выбора правильного пути и др.
Некоторые авторы считают (и я с ними согласна),что данные проблемы может решить гуманитаризация всех сфер общественной жизни, аособенно институтов воспитания и образования, как основных компонентов социализацииличности. В настоящее время особенно актуальным является превращение института гуманитарногообразования из «окраин» социализации в ее мощный основной центр.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. В.А. Луков. Особенностимолодежных субкультур в России. Социологические исследования. № 6. 2002 г.
2. С.А. Сергеев. Молодежныесубкультуры в республике. Социологические исследования. № 11. 1998 г.
3. Социология молодежи: Учебноепособие. / Под ред. Бабаев Е.М. — 2000.
4. Социология молодежи: Учебноепособие. / Под ред. Ю.Г.Волкова – 2001 г.
5. Т.Б. Щепанская. Символикамолодежной субкультуры: опыт исследования системы. 1993 г.