Реферат по предмету "Педагогика"


Трудовое воспитание школьников в свете современных воспитательных ценностей

московский   институт   открытого  образования



КУРСОВАЯ РАБОТА
по
ТЕМА: «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ »







                                                            Студентки гр. № 15
.




Москва 2005
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
 1.Сущность воспитательногопроцесса………………………………….5
           2. Трудовое воспитание …………………………………………………10
 3. Психологическиеособенности трудовой деятельности
  школьников……………………………………………………………....11
 4.Вовлечениешкольников в трудовое самовоспитание….……………13
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………….16

Введение.
Внастоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новойличности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всехсферах жизни.
Из этойцели возникают следующие задачи:
1)Выявление сущности личности 
2)Изучениепоявления различных сторон личности, особенности протекания психическихпроцессов, особенности психического состояния, психологические свойстваличности
3)    Познатьзаконы формирования личности.
     Определитьвоспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостнойличности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослыхи детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человекаумения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.Что требует от обращения человека  "внутрь себя ", к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью ( самостоятельнои с помощью наставника ) способа построения нравственной, подлинно человеческойжизни на сознательной основе. Тогда цель воспитания в ее широком пониманиибудет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого,нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью другихлюдей.
Воспитаниеразвитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека естьпонимание значимости культуры.
Формированиеличности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного,умственного, аскетического воспитания, а так же трудового. Вся эта работаначинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческуюжизнь. Отсюда целью моей курсовой работы является рассмотрение трудовоговоспитания как одного из важнейших аспектовразвития личности.
1.Сущность воспитательногопроцесса.
" Нет в миреничего сложнее и богаче  человеческойличности "
  В. А. Сухомлинский.

Воспитаниерастущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главныхзадач современного общества.
Преодолениеотчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитойличности в процессе исторического развития общества не совершаетсяавтоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляютсякак на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, таки на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностейдля духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессереальная возможность развития человека как личности обеспечивается всейсовокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличиеобъективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитойличности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании иучете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания,который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установкавоспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человекасделать борцом за человечность, что требует не только умственного развитиядетей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельномыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления,развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной,культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развитиямногообразных способностей, центральное место, в которых занимает способностьбыть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать всоциально необходимой деятельности.
Ребенок постоянновключен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ееспециальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказываютналичные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых можетоказаться в противоречии с целями воспитания.
Историческисформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьмиопределенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров,соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства испособы организации становятся непродуктивными.
 И если данному обществу требуется формированиеу детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразованиесистемы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новыхформ воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этомвыступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа ицеленаправленной организации.
Формированиечеловека как личности требует от общества постоянного и сознательноорганизуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодолениязастойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практикапреобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры нанаучно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка впроцессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасностьвозникновения волюнтаристского, манипулятивноговоздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы,техницизм в подходе к человеку.
Под воспитаниемпонимается целенаправленное развитие каждого растущего человека какнеповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствованиянравственных и творческих сил этого человека, через построение такойобщественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится взачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается вдействительность. «Воспитывать — это значит направлять развитиесубъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии стем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества крастущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развитияиндивидуальных особенностей каждого ребенка.
Как указывал Л.С. Выготский, «учитель с научной точки зрения — толькоорганизатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер еевзаимодействия с каждым учеником».
Такой подход кпостроению процесса воспитания — как активного целенаправленного формированияличности — согласуется с нашей методологической установкой на оценку ролиобщества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.
Особую роль ввоспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражаетразличные виды человеческой деятельности и развивает способность творческипреобразовывать мир и самого себя.
Просветительскаяориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицалважность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовногоразвития личности.
Однако нравственноеформирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, чтоценностно-ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итогнекоторых «педагогических воздействий» или даже их системы, а врезультате организации общественной практики, в которую он включен. Однакоорганизация общественной практики воспитания личности ребенка может бытьориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегосясоциального характера. Такому типу организации соответствует приспособлениепедагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развитияребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целямпостроения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачипреобразования сознания человека.
В связи с этим,отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в томчисле и обучение) не может плестись «в хвосте детского развития»,ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать «завтрашнемудню детского развития». В этом тезисе четко отражается принцип подхода кпсихическому развитию личности как к управляемому процессу, который способенсоздавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.
Одна из центральныхзадач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человекагуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностнойсфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностейдолжны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чембы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление обобществе, о другом человеке.
Формирование такойгуманистической направленности личности проходит несколько этапов.
Так, для младших школьников носителямиобщественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди — отец, мать,учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старшийшкольник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может несвязывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальнымиорганизациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетомвозрастных особенностей.
Она должна такжебыть ориентированной на «завтрашний день» развития детей, чтопредполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанныхгенетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутрикаждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свойспецифический вклад в формирование мотивационно-потребностнойсферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностнойсферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но ичерез дифференциацию и иерархизацию ранее возникшихмотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностнойсферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.
Другая важнейшаязадача воспитания растущих людей — это формирование их устойчивыхучебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие удетей познавательной потребности, которая направлена не только на содержаниешкольных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенокдолжен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. онсам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать событияи проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу,казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственноготворчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку,делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется,сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинаетотноситься к тому или иному учебному предмету (циклу предметов — естественно-научному, гуманитарному и т.д.).



Психолог А.Ф.Лазурецкий первым разработал и применил для изученияличности естественный эксперимент. Он считал, что личность ребенка, отношениеего к людям, природе, работе, самому себе, можно исследовать исключительно вестественных условиях в процессе труда.
ПедагогикаЯ.А.Каменского природно-своеобразный характер: «В обучении необходимоисходить из законов природы, взрослых особенностей развития человека ».
Томас Мор внес идеюо воспитании молодого поколения в соединении обучения с трудом.
Франсуа Раблестремился дать образование во время экскурсий и прогулок. Обращал внимание насамостоятельное мышление, творчество и активность. Можно сделать вывод, что ещев феодальном обществе выступали за полноценное физическое, нравственное иэстетическое воспитание.
К.Д.Ушинскийсчитал, что чем моложе ребенок, тем больше его восприимчивость к воспитанию, авместе с тем то, что в детстве заложено, то крайне трудно разрушить.
Такого же мненияпридерживались Л.Н.Толстой и выдающийся советский педагог А.С.Макаренко.
Можно сделатьвывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться личность ребенка, тембыстрее и продуктивнее получится результат .

2 Трудовое воспитание
Сухомлинский неоднократно отмечалплодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умны, образованный,культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтомуочень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности вколлективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический трудобязательным для всех.
Очень важным моментом в системетрудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение о том, что трудпозволяет наиболее полно  и ярко раскрытьприродные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка ктрудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества,но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-тоспособностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.
Сущность гармонического развитияличности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другимисторонами воспитания — нравственного, эстетического, интеллектуального,физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственномутруду.

3. Психологические особенности трудовой
деятельности школьников.
Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающегопоколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей ипсихологического содержания детского труда.
Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего трудучащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детскийтруд организовывается прежде всего с воспитательными целями.
Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер,поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно,школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка ктруду- это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться.Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, которыйявляется достаточным для успешного освоения любым видом производительноготруда.
Формирование у школьника психологической готовности ктруду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой ипроизводительный труд, техническое творчество.
Какпоказывают наблюдения выпускники учебных заведений практически и психологическине готовы к участию в производственному труду. С целью лучшей адаптациишкольников на производстве необходимо восстанавливать и развивать системуУ.П.К., причем, непосредственно на производстве. Главное, чтобы что бы трудучащихся был непосредственно связан с производством. Школьники должны выполнятьпосильные заказы производства.
Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет болеевысокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивовдеятельности.
Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебнойдеятельности, ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяем ее какучебно-трудовую. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность,что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на производстве.


4. Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание.
Активное участиесамого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности-важнейшая цель обучения и воспитания.
В статье “Психологическая наука и дело воспитания” С. Л. Рубинштейн писал: “ Педагогический процесс, как деятельностьучителя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагогруководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее”. Формирование личностипроисходит, главным образом, в процессе собственной деятельности, егособственных поступков.
Учет роли самогоребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть своипотребности, стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детейобъясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит втом, чтобы роль самовоспитания в формировании была как можно большей.
Оптимальнымпериодом для самовоспитания является старший школьный возраст, когда у детейсвоего рода  “расположенность ксамовоспитанию”. В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важныхвопросов: “Кем быть?”, “Куда пойти ?” и другие, происходит переоценкаценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию.
Одним из видовсамовоспитания является профессиональное самовоспитание. Это стремление юношейи девушек к усовершенствованию своей пригодности к той или иной профессии.
Как показалиисследования психологов, представление у школьников о будущей профессии оченьсмутное: слабы представления о трудностях, социальной значимости. Важнойпредпосылкой самовоспитания является адекватное оценка своего соответствиятребованиям профессии. В этом учащиеся испытывают трудности потому, что унекоторых не сформирована самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.
Чтобы ученикиправильно оценивали свои способности необходимо проводить психологическиефакультативы, на которых рассказывать учащимся как выбирается профессия, какуюроль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критерияхоценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.
 
 
 
 
 

Заключение

Итак, подводя итогданной работы, можно сделать следующий вывод, что трудовая деятельностьявляется одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовойпроцесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающеммире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влияниемуспехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьникав классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет встаршем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийсяинтерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Подвлиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающаяфункция труда — это переход от самооценкик самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности,умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствиеколлективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества,что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд являетсяравнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время вбольшинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общейсоциально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи сэтим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себяболее широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключаяее. В этом я вижу будущее трудового воспитания.  
 
 
 
 
 
 
Список литературы.
1.  Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. — Л., 1968.
2.  Давыдов В.В.Проблемы развивающегося обучения. — М., 1986.
3.  Педагогика Под ред.Ю.К. Бабанского. — М., 1988.
4.  Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте.- 1972


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.