Содержание
Введение
1. Происхождения анархизма
2. Суть анархизма и его базовые принципы
3. Основные направления анархизма
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В социологической наукевласть рассматривается, как неотъемлемая часть общества, «функция, необходимыйэлемент социальной системы».
Политические институты,обеспечивающие установление и поддержание политической власти, являютсяважнейшими социальными институтами. Государство же среди социальных институтоводин из главных, который контролирует общественную жизнь и определяетобщественные нормы. Отличием государства от всех прочих форм коллективности втом, что лишь оно, обладая политической властью, имеет право создавать законыдля регулирования и сохранения собственности для пользы всего общества илиотдельной группы людей, стоящих во главе. Государство также имеет правоприбегать к общественной силе для исполнения этих законов и защиты государстваот нападения извне. В современном понятии государство контролирует отношенияразличных социальных групп и слоев, а порой даже отдельных индивидов. Ногосударство также стремится к регулированию всех аспектов человеческой жизни,всех видов взаимодействия индивидов.
Таким образом, вопрос ороли государстве, степени его вмешательства в различные сферы обществачрезвычайно важен, особенно в России, где традиционно вмешательство государствав личную жизнь людей было очень широко. Именно этому вопросом, по сути,посвящено такое социалистическое учение, как анархизм.
Часть людей, котораяхоть и не составляла никогда большинство, всегда привлекала анархическая идея отом, что общество может и должно быть организовано без гнета со стороныгосударства, а власть должна быть ликвидирована и заменена сотрудничествоминдивидов.
Анархисты отвергаютгосударство, выступают за ликвидацию любого принудительного управления и властичеловека над человеком. Это означает, что общественные отношения и институтыдолжны формироваться на основе личных интересов, взаимопомощи, добровольномсогласии и ответственности каждого члена, а все формы власти должны бытьупразднены. Л.Н. Толстой, рассуждая о проблеме государства, утверждал, что«государство есть насилие», а его слова: «Это так просто и несомненно, что несогласиться с этим нельзя» характеризуют отношение к теории анархизма.
Некоторые исследователинастолько широко рассматривают проблему власти, что отрицают наличиесоциологического исследования, которое не было бы связано явно или косвенно спроблемой власти.
1. Происхождениеанархизма
Анархизм (от греч.anarchia — безначалие, безвластие) — общественно- политические исоциально-экономические учение, враждебно относящееся ко всякому государству,противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянствопрогрессу общества, основанному на крупном производстве. Философской основойанархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм.
Элементы анархическогомировоззрения и отдельные философские идеи анархического характерапрослеживаются в течение многих веков. Желание полного освобождения личности всвободном обществе, противостояние власти и эксплуатации проходит черезразличные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию можно охарактеризовать именно какпротоанархизм. Первые анархистские идеи восходят к философским школам ДревнейГреции и Китая (хотя ростки протоанархизма отслеживаются в разных странах мира,в том числе в Египте и др.). К древнегреческой протоанархии традиционно относятсофистику (Антифонт, Диоген Синопский и других) и учение киников. Кдревнекитайской относят даосскую традицию Лао-цзы и Чжуан-цзы. Анархизм всовременной форме сформировался из светского, равно как и религиозногонаправлений мысли эпохи Просвещения, в частности из идей о свободе и моралиЖан-Жака Руссо.
Кроме того, праотцамисовременного анархизма можно рассматривать многие религиозные христианскиеереси, такие как, например движение анабаптистов.
Впервые основныепринципы анархизма появились вскоре после Английской революции XVII в. Впамфлете «Истина, торжествующая над злословием» Дж. Уинстэнли писал оразвращении людей властью, о несовместимости собственности и свободы. Субеждением, что результаты собственной деятельности людей может положить конецнесправедливому мироустройству, он возглавил группу своих последователей в 1649году, носивших название «диггеров».
Идеи Уинстэнли былизаимствованы некоторыми направлениями английского протестантизма и позднеенашли свое наиболее яркое отражение в работе Годвина «Исследование ополитической справедливости», ставшей основой современной теории анархизма.Уильям Годвин (1756-1836) стал непосредственно первым теоретиком современногоанархизма.
Годвин не только привелклассический довод анархизма, заключающийся в противоречии власти человеческойприроде, невозможности людей свободно действовать в соответствии с разумом, какпричине общественного зла, но он также представил модель децентрализованногообщества, в котором небольшие автономные общины являются основной ячейкой. Этиобщины функционируют без каких-либо управленческих органов, поскольку дажедемократия является формой тирании, а распределение полномочий припредставительном правлении ведет к отчуждению индивида. Годвин также отрицалтакой источник власти как собственность. Согласно ему, промышленное развитие итехнический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего временидо тридцати минут в день, что облегчит переход к свободному обществу (П.А.Кропоткин в своих работах также говорил о том, что в современном ему обществечетырёхчасовая работа каждого человека достаточна для удовлетворения всехматериальных нужд). Значительное влияние Годвина прослеживается в работах такихпоэтов и мыслителей, как П.Б. Шелли, У. Вордсворт и Роберт Оуэн.
Первым же либертарнымтеоретиком, открыто называвшим себя анархистом, выступил Пьер Жозеф Прудон. Онпо праву считается подлинным основателем современной анархистской теории (вотличие от Годвина у него были последователи). Прудон предложил идею«положительной анархии», когда порядок возникает в результате того, что людиделают то, что они сами желают делать, и такая система самоуравновешивается,приходя к естественному порядку, где общественный строй создают деловыеоперации. При этом, как и Годвин, Прудон был противником революционногопреобразования общества, он представлял анархию как «форму правительства иликонституции, в которой общественное и личное сознание, сформированное черезразвитие науки и закона, достаточных, чтобы поддерживать порядок игарантировать все свободы. В таком случае, как следствие, учреждения полиции,превентивных и репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложениеи т. д. должны были уменьшаться до минимума. В этом, в особенности, формымонархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть замененнымифедералистскими учреждениями и образом жизни, основанной на коммуне».
Под «коммуной» Прудонподразумевал местное самоуправление. Его идеи вдохновляли многих последователейанархизма в XIX – XX веках.
Анархизм в XIX веке былраспространен во Франции, в Италии, в Испании.
В это время анархизмокончательно сформировался и самоопределился — в борьбе и полемике с двумядругими влиятельными течениями, также порожденными Французской Революцией — буржуазным либерализмом и государственным социализмом. Либерализм заострялвнимание на значении политической свободы гражданина (признавая необходимостьсохранения, хотя и в предельно упрощенной форме, государства), социализмпровозглашал социальное равенство, называя способом его осуществления тотальнуюгосударственную регламентацию. Девизом анархизма, противостоящего обоимфронтам, по праву считаются знаменитые слова М. Бакунина: «Свобода безсоциализма есть привилегия и несправедливость… Социализм без свободы естьрабство и скотство».
При работеМеждународного товарищества трудящихся анархисты столкнулись с коммунистами,которые отрицали взгляды Прудона. Теории анархистов были поставлены подсомнение учением Маркса и Энгельса, поскольку, по их мнению, отказ анархистовот прихода пролетариата к политической власти является чертой подчинениярабочего класса буржуазии. После 1917 года анархизм сначала стал «третьейсилой» гражданской войны, а потом его назвали контрреволюционным течением.
Анархизм пользовалсязначительным влиянием в Испании в 30-х гг. XX века. После Второй Мировой войныидеи коммунистического анархизма Кропоткина распространились в Восточной Азии,Латинской Америке.
2. Суть анархизма и егобазовые принципы
Анархизм — этофилософская, социально-политическая теория, содержащая в себе множествонаправлений, которые могут быть диаметрально противоположными друг другу. Направленияанархистской философии включают в себя широкий диапазон идей от крайнегоиндивидуализма до безгосударственного коммунизма. Одна часть анархистовотрицает любые виды принуждения и насилия (например — толстовцы, представителихристианского анархизма), выступая с пацифистских позиций. Другая же частьанархистов наоборот находит насилие необходимой составляющей повседневнойборьбы за свои идеалы, в частности выступая с позиций пропаганды социальнойреволюции, как единственным способом достижения свободного общества.
Анархизм во всех формахвращается вокруг базовых принципов:
1) Полный отказ отсуществующего общественного строя, основанного на политической власти;
Отрицание властиговорит о том, что в анархистском обществе один индивид, либо группа лиц немогут навязывать собственное мнение, желания и волю другим представителям. Этоже говорит об отсутствии иерархической системы и представительной демократии,равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода попыткисоздания тоталитарного общества, при котором все сферы человеческой жизнитотально контролируются и регламентируются вплоть до полного единообразия.Анархизм личностоориентирован, направлен на максимальное развитие каждогоиндивида в отдельности и подходит к решению проблем и нужд отдельных людейиндивидуально, если на это возможно в конкректой ситуации.
2) Представление обидеальном строе общества, отрицающем какое-либо принуждение;
Свобода от принужденияозначает отказ от навязывания личных идей и воли одними людьми другим, дажеесли они действуют в интересах не отдельных людей, а ради всего общества.Участие в общественно значимых действиях и проектах должно быть мотивированоличной заинтересованность, проявлением личной ответственности перед обществом,а не под внешним давлением.
3) Свободноеформирование и функционирование общественных ассоциаций;
Свобода ассоциацийпредполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах, могутфункционировать любого рода ассоциации с целью удовлетворения всех общественныхпотребностей. Группами людей могут создаваться по принципу свободныхобъединений любые общественные структуры, обладающими равными правами влиять набудущее общества.
Анархисты полагают, чтона место власти должен быть привнесен принцип действительной низовойинициативы, когда люди сами, коллективно будут решать общественные вопросы, ииндивидуально (без вреда для других) свои личные вопросы. Ради решения любыхпроблем, которые касаются общества в целом, а также осуществления проектов,которые затрагивают широкие слои общества, инициатива должна выстраиватьсяснизу вверх, а не наоборот, как это имеет место быть в современном мире. Еслипоявляется необходимость крупных организаций, например по сбору и утилизацииотходов, развитию компьютерных технологий, использованию природных ресурсов,организации промышленного производства, энергоснабжения и т.д., анархистывыдвигают идею создания федеративных сообществ снизу вверх, вплоть довсемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с широким разветвлениемгоризонтальных связей. Федерации имеют в основе те же базовые принципы, нодействуют через представительство от коллективов. Такие делегаты не должныпринимать решений за выдвинувших его людей, но должны выполнять возложенные наних обязательства.
4) Принципвзаимопомощи.
Взаимопомощь — этосиноним сотрудничества. При работе людей сообща деятельность становитсяэффективнее, нежели когда каждый выполняет свои обязанности поодиночке.Коллективное взаимодействие — это сокращенный путь к достижению необходимогорезультата при возможно меньшей затрате усилий. Фордистско-тейлористскаяорганизация производства, стандартизация массового производства, унификацияприводят к отчуждению людей друг от друга, способствуют раздроблению обществана эгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим.Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды. С другойстороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразиярабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизмтолько более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасыконвейерезации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализмотходят, по крайней мере, в странах, уже прошедших процесс индустриализации, впрошлое.
5) Принципразнообразия.
Можно сказать, чторазнообразие — это более экологичная форма организации, которая подразумеваетиндивидуализированный подход к производству и потреблению. Сторонники анархизмаполагают, что общественные организации, сформировать по усмотрениюпредставителей общества, более эффективно удовлетворяют интересы людей. Когдачеловеческая жизнь основывается на разнообразии, взаимодействия людей болееестественны и непосредственны. Кроме того, разнообразие приводит к практическойневозможности контроля отдельных людей. С другой стороны нельзя идеализироватьпонятие разнообразия, так как оно имеет место и в капиталистическом обществе,что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборотоблегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствуетвсё более стремительному исчезновению природных ресурсов.
Анархизм возможентолько при так называемой «пространственной неопределённости», то невозможноститотального контроля сверху. К сожалению, развитие современных технологий ведетк усилению данного контроля, исключая возможности формирования такого строя,как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другаянеопределённость: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смыслесуществование анархизма вполне возможно в современных условиях.
6) Принципы равенства ибратства.
Равенство означаетотсутствие иерархической системы, предоставление всем людям одинаковыхвозможностей удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве,продуктах труда, а также равного доступа ко всем общественным благам, в томчисле последним достижениям науки и техники.
Братство жеподразумевает равенство всех людей, невозможности доминирования интересов ипотребностей одних людей над другими.
3. Основные направленияанархизма
Анархо-индивидуализм.
Основоположниковсовременного анархо-индивидуализма считается философ XIX века Макс Штирнер.
Анархистскийиндивидуализм настаивает на идее о том, что «индивидуальная совесть ипреследование личного интереса не должны быть ограничены никаким коллективомили органом государственной власти».
Анархо-индивидуализмподдерживает понятие частной собственности. Это радикально отличаетиндивидуалистов от социалистов, коллективистов, коммунистов, коммунитаристов,выступающих против данного подхода. Причём одни из них борются за коллективноевладение собственностью, а другие и вовсе отрицают понятие собственности.Принципы анархо-индивидуализма развивались Максом Штирнером, БенджаменомТаккером, Генри Дэвидом Торо, отчасти Алексеем Боровым, Мюрреем Ротбардом и др.
Мутуализм.
Мутуализм зародился вXVIII веке в массовых движениях английских и французских рабочих — ещё до тогокак они оформились в анархические течения (что было связано с работами ПьераЖозефа Прудона во Франции и других теоретиков — в Соединенных Штатах).Прудоновские идеи были расспространены Шарлем Дана, анархо-индивидуалистами вСоединенных Штатах, включая Бенджамена Таккера и Уильяма Батчельдера Гриине .
В основе мутуалистскогоанархизма лежит принцип взаимопомощи, свободы ассоциаций, добровольныйконтракт, федерализм, а также кредиты в денежной реформе. Согласно Гриине, вмутуалистской системе каждый рабочий получал бы справедливую плату за егоработу.
Социальный анархизм.
Социальный анархизмявляется одним из двух основных направлений анархизма, также какиндивидуалистический анархизм. Понятие социального анархизма включает в себякоммунитаристские формы анархизма, которые базируются на сотрудничестве,кооперации и взаимопомощи, отказе от частной собственности на средства производстваи капиталистических отношений. К социальному анархизму причисляютанархо-коллективизм, анархо-коммунизм, либертарный социализм,анархо-синдикализм, социальную экологию и, отчасти, мутуализм.
Коллективистскийанархизм.
Коллективистскийанархизм, еще носящий название революционного социализма, считаетсяреволюционным направлением анархизма, обычно связываемым с именами МихаилаБакунина и Иоганна Моста. В отличие от сторонников мутуализма, коллективистскиеанархисты являются противниками всех форм частной собственности на средствапроизводства, считая, что такая собственность должна быть коллективизированна.Согласно концепции анархо-коллективистов, к этому может привести толькореволюционный путь, который зародится в актах насилия небольших революционныхгрупп, что должно революционизировать рабочие массы, которые коллективизируютсредства производства. Однако, при этом, коллективизация не должна затрагиватьсферу распределения доходов, поскольку заработная плата должна будетвыплачиваться рабочим в соответствии с затраченным на работу временем. Этоположение было подвергнуто критике анархо-коммунистами, поскольку такая система«поддерживает систему наемного труда». Коллективистский анархизм появился в тоже время, что и марксизм, но был противником марксистской идеи о диктатурепролетариата, несмотря на декларируемую марксистами цель созданияколлективистского безгосударственного общества.
Анархо-коммунизм.
Убеждениеанархо-коммунистов заключается в возможности истинной свободной формысоциальной организации только при условии общества, состоящем изсамоуправляющихся коммун и общин, в которых организовано коллективноеиспользование средств производства, внутри которых действует принцип прямойдемократии.
Однако, некоторыеанархо-коммунисты являются противниками прямой демократии, рассматривая ее какпотенциальную преграду свободе личности и благосклонность к демократиисогласия. Они видят в этих отношениях иерархические начала, власть и основы длявоссоздания государственности. Поскольку при анархистском коммунизме происходитликвидация денежной системы, труд людей не будет напрямую, но при этом людибудут иметь свободный доступ ко всем ресурсам и излишкам, произведеннымкоммуной. Согласно анархо-коммунистической концепции Петра Кропоткина и болеепоздним идеям Мюррея Букчина, вся необходимая работа будет выполняться людьмидобровольно с осознанием выгоды общественного владения предприятиями ивзаимопомощи.
Анархо-синдикализм.
Анархо-синдикализмзанял свое особое место в течениях анархической мысли, возникнув в начале XXвека. Это направление сосредотачивает свое внимание на рабочем движении.Синдикалисты представляют рабочие профсоюзы, как силу, осуществляющуюрадикальные социальные изменения в общественной жизни. Как и анархо-коммунисты,подавляющее большинство анархо-синдикалистов стремятся к отказу от системынаемного труда и частной собственности. Они видят в средствах производства однииз важнейших причины разделения общества на собственников и наемных работников.
Основными принципами,лежащими в основе анархо-синдикализма, являются рабочая солидарность, прямоедействие, самоуправление рабочих. Эти принципы допустимы и в других теченияханархизма, так что анархо-синдикалистами часто являются анархо-коммунисты илианархо-коллективисты.
Ведущим анархо-синдикалистскимтеоретиком первой половины XX века был Рудольф Роккер. Его брошюра 1938 года«Anarchosyndicalism» называла предпосылки возникновение движения, его основныезадачи и роль рабочего движения в будущем.
Постклассическийанархизм.
Постанархизм являетсясинтезом классической анархистской теории и постструктурализма, получившимразвитие благодаря Солу Ньюману. Основы постклассического анархизма такжезакладывались такими теоретиками, как Тодд Мэй (Todd May), Жиль Делез и Феликс Гваттари. Этонаправление включает в себя широкий диапазон идей, в том числе постмодернизм, автономистский марксизм, постлевый анархизм,ситуационизм и постколониализм.
Анархо-капитализм.
Анархо-капитализм «основываетсяна вере в свободное владение частной собственностью, отрицании любой формыправительственной власти или [ее] вмешательства, и поддержкеконкурентоспособного свободного рынка как главного механизма для социальноговзаимодействия».
Сторонникианархо-капиталистического общества выдвигают идею свободных рыночных отношений,завязанных на добровольных началах, способствующих становлению такогосоциального устройства, при котором будет стабильный санкционированный закономправопорядок, защита и инфраструктура, организованная через коммерческуюконкуренцию, организации, занимающиеся благотворительностью, и свободносоздаваемые ассоциации, но отсутствует государственная власть.
Впервые термин«анархо-капитализм» был использован Ротбардом в 1960-ые годы в СоединенныхШтатах.
Анархо-капитализмиспытал на себе влияние таких прорыночных теоретиков, как Молинари, ФредерикБастиа и Роберт Нозик, а также американских теоретиков индивидуализма, такихкак Бенджамен Таккер и Лизандр Спунер.
Анархо-феминизм.
Анархо-феминизмявляется синтезом радикального феминизма и анархизма. Это направление выступаетпротив существующей государственнической системы и патриархата, как еефундаментального проявления. Анархо-феминизм зарождается в конце XIX векаблагодаря работам Люси Парсонс, Эммы Гольдман и Вольтерианы де Клер и др.Анархо-феминистки являются противниками традиционно сложившихся концепцийсемейных отношений, образования и гендерных ролей.
Анархо-феминисткирассматривают патриархат как основополагающую общественную проблему и считают,что феминистская борьба против дискриминации по половому признаку и патриархата- весьма существенный компонент анархистской борьбы против государственности икапитализма. Сьюзан Браун, выражая свою точку зрения, говорила, что, «посколькуанархизм — политическая философия, которая выступает против любых властныхотношений, он является неотъемлемой частью феминизма».
Зелёный анархизм.
Зелёный анархизм акцентируетсвое внимание на проблемах охраны окружающей среды. На сегодняшний день в нёмможно различить такие важные направления, как социальная экология ианархо-примитивизм. Большинство приверженцев зелёного анархизма и примитивизманазывают основоположником их современных взглядов Фреди Перлмана. К известнымсовременным авторам, поддерживающим зелёный анархизм, можно причислитьсторонников технологического развития Мюррея Букчина, Жанет Биил, ДэниелаХодоркоффа, антрополога Брайана Морриса и др.
Анархо-примитивистызачастую подвергают критике остальные анархистские течения за то, что ониподдерживают понятие цивилизации и современные технологии, которые, по мнениюпримитивистов, основываются на господстве и эксплуатации. Они защищают идеювозвращения к истокам, воссоединения с окружающей средой.
Заключение
анархизммировоззрение коммуна матуализм
Анархизм — этофилософская, социально-политическая теория, которая содержит в себе множествонаправлений, часть из которых друг другу диаметрально противоположны. Этовызывает постоянные споры относительно отдельных сторон теории анархизма, атакже определения «анархист». Кроме того, часть анархистов считает что анархизм- это именно философия, которая не имеет никакого отношения к политике, ипотому называть анархизм — политической идеологией — ложно. Не меньше вопросоввызывает и соотношение религии с анархизмом: традиционно анархизм считаетсяатеистическим, однако вместе с тем существует христианский анархизм.Представители разных направлений в анархизме придерживаются разных позиций повопросам морали, этики, гуманизма и т.д. Не менее сложные отношения у анархизмас понятиями прогресса, цивилизации, технологий.
Учитывая относительнонебольшой процент анархистов, сложно говорить о влиянии анархического сознанияи поведения на общественную жизнь. Однако в периоды социальной напряжённостианархия зачастую становится философией масс, а его влияние на жизнь обществазначительным.
Список использованнойлитературы
1. БакунинМ.А. Философия, социология, политика. М: Правда, 1989.
2. БоровойА.А. Власть. Анархия и Власть, М: Наука, 1992.
3. МамутЛ.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период.М: Наука, 1989.
4. КропоткинП.А. Анархия, её философия, её идеал: Сочинения. М: Экмо-пресс, 1999 .
5. Электроннаяанархическая библиотека, anarchive.virtualave.net/
6. Электроннаясвободная энциклопедия, wikipedia.ru/