Содержание
Введение
Слагаемые стратификации
Типы стратификационных систем
Заключение
Список литературы
Введение
Можнозаметить, что природа общности во многом накладывает свой отпечаток и наструктуру общества. Последняя предстает как полиструктурное образование. И взависимости от тех или иных исследовательских интересов можно говорить о разныхпроявлениях социальной структуры. В частности, можно говорить об этнической,демографической, конфессиональной, производственно-экономической и, наконец, осоциально-политической структурах общества. Последняя часто выражается понятиямиклассовой, или стратификационной, организации общества.
Изучениеструктуры и социальных процессов всегда велось с позиции двух противоположныхметодологических установок: либо с позиции единого определяющего фактора, либос точки зрения множества различных факторов, определяющих структуру и развитиеобщества.
Вкачестве примеров первого подхода можно назвать концепции географическогодетерминизма, биологизма, органицизма, эволюционизма, экономическогодетерминизма, индустриальных или информационных моделей развития общества.
ВXIX-XXвв. в теоретической социологии противоборствовали две концепции структурнойорганизации и развития общества: биполярного и полиполярного мира. Перваяразвивалась в рамках марксистского подхода, вторая – позитивистскогоистолкования социальной структуры.
Сточки зрения марксистского подхода структура общества, построенного на основечастной собственности, определяется борьбой двух основных классов. Всеэкономические, политические, социально-нравственные и даже эстетическиеотношения определялись классовыми интересами и их противоборством.
Позитивистскаяже трактовка структуры общества стремилась расширить диапазон субъектовэкономических и социально-политических отношений, выразить их не столько черезсостояние борьбы, сколько через состояние гармонии и взаимозависимости.
ВXX в. эта концепция оформилась втеорию стратификации и социальной мобильности.
Основнымиразработчиками ее стали М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Неотбрасывая понятия класса, они ввели в научный оборот понятие слоя, или страты,в качестве основного элемента социальной структуры. Последняя сталатрактоваться как сочетание различных слоев, т.е. таких общностей, которыеотличаются друг от друга не по одному, а по нескольким параметрам иликритериям. Таковыми стали считаться доход, образование, престиж, обладаниеинформацией и властью. На этой основе стали выделяться три основных социальныхслоя: высший, средний и низший. Отношения между этими слоями и сталирассматриваться в качестве основных элементов социальной структуры,определяющих её функционирование, изменение и развитие, получив название«теории социальной стратификации».
Причемсами эти общности стали рассматриваться не по принципу закрытых систем, каксословия или классы, а как системы открытые, т.е. такие, которые не содержатзапретов и препятствий для перехода из одного слоя в другой. Эта концепцияполучила название «социальной мобильности». При этом предполагались движениякак по вертикали(вверх или вниз), так и по горизонтали, т.е.в рамках одного итого же слоя. Активное участие всех слоев общества в политической жизниопределяло демократический статус государства, его открытый характер в отличиеот тоталитарных систем, всегда отличавшихся закрытостью своих властныхструктур.
Тоталитарностьв большинстве случаев рассматривают как исключительно отрицательную систему. Нов ней есть свои мобилизирующие факторы, позволяющие концентрировать усилияобщества на решении национальных задач.
Такили иначе, общности имеют свою историю становления, законы функционирования иразвития (например, зарождение классов и их роль в экономической и политическойжизни общества), знание которых помогает ответить на вопросы, что такоеобщество, каковы его структура и пути развития.
Слагаемыестратификации
Термин«стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластовЗемли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли иразместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служитлестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группынаселения — среднюю, а богатые — верхнюю.
Богатыезанимают самые привилегированные должности и имеют самые престижные профессии.Как правило, они лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнениемуправленческих функций. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры,крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств составляют элиту общества. Ксреднему классу в современном обществе относят врачей, юристов, преподавателей,квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. К низшим слоям — неквалифицированных рабочих, безработных, нищих. Рабочий класс, согласносовременным представлениям, составляет самостоятельную группу, которая занимаетпромежуточное положение между средним и низшим классами.
Богатыеиз высшего класса имеют более высокий уровень образования и больший объемвласти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью, доходами иуровнем образования. Таким образом, к доходу как главному критериюстратификации добавляются престиж профессии (занятия), объем власти и уровеньобразования.
Доход- количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный периодвремени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты,пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всеготратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются ипревращаются в богатство.
Богатство- накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Вовтором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.)и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычнобогатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие,так и неработающие, а доход — только работающие. Кроме них доход есть упенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Богатые могут работать и неработать. В том и в другом случае они являются собственниками, посколькуобладают богатством. Главное достояние высшего класса не доход, а накопленноеимущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главнымисточником существования выступает доход, так как у первого если и естьбогатство, то оно незначительно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяетне трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.
Сутьвласти — в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. Всложном обществе власть институциализирована, т.е. охраняется законами итрадицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам,позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы,как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие темили иным видом власти — политической, экономической или религиозной, — составляют институциализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнююполитику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишеныдругие классы.
Престиж- уважение, которым в общественном мнении пользуются та или иная профессия,должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара илисантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должностикассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе,можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Мыопределяем профессиональный престиж интуитивно, приблизительно. Но в некоторыхстранах, прежде всего в США, социологи измеряют его при помощи специальныхметодов. Они изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии,анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа. Первое такоеисследование американские социологи провели в 1947 г. С тех пор они регулярноизмеряют данное явление и следят за тем, как со временем изменяется престижосновных профессий в обществе. Иными словами, они строят динамическую картину.
Доход,власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономическийстатус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статусвыступает обобщенным показателем стратификации. Раньше отмечали его ключевуюроль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую рольв социологии в целом. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленнуюсистему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором переход из однойстраты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство икастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную системустратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людейвниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы(капиталистическое общество). Наконец, феодальное общество с присущим емусословным устройством следует причислить к промежуточному типу, т. е. котносительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но напрактике они не исключаются. Таковы исторические типы стратификации
Типыстратификационных систем
Существуетмножество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество.С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводствасоциального неравенства. Характер социального расслоения и способ егоутверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационнойсистемой.
Когдазаходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно дается описаниекастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. При этомпринято отождествлять их с историческими типами общественного устройства,наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.
Нижепредлагается девять типов стратификационных систем, которые, по моему мнению,могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:
— физико-генетическая;
— рабовладельческая;
— кастовая;
— сословная;
— эктаратическая;
— социально — профессиональная;
— классовая;
— культурно — символическая;
— культурно — нормативная;
Воснове первого типа физико-генетической стратификационной системы лежитдифференциация социальных групп по “естественным” социально — демографическимпризнакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастоми наличием определенных физических качеств — силы, красоты, ловкости.Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаютсяущербными и занимают приниженное общественное положение.
Неравенствов данном случае утверждается существованием угрозы физического насилия или егофактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.
Эта“естественная” стратификационная система господствовала в первобытной общине,но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется всообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненногопространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способеносуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию:здоровый молодой мужчина — кормилец в крестьянской общине, живущей плодамипримитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинныйариец национал-социалистического воинства, способный к производству здоровогопотомства.
Система,ранжирующая людей по способности к физическому насилию, — во многом продуктмилитаризма древних и современных обществ. В настоящее время, хотя и лишеннаябылого значения, она все же поддерживается военной, спортивной и сексуально — эротической пропагандой.
Втораястратификационная система — рабовладельческая — так же основана на прямомнасилии. Но неравенство людей здесь детерминируется не физическим, а военно-физическимпринуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствиюгражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих правлишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частнойсобственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и такимобразом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьмаразнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало числосвободных граждан, и холопство на Руси времен “Русской правды”, это иплантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов догражданской войны 1861 — 1865 гг., это, наконец, работа военнопленных идепортированных лиц на немецких частных фермах в период Второй мировой войны.
Способывоспроизведения рабовладельческой системы тоже характеризуются значительнымразнообразием. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. Дляраннефеодальной Руси более было долговое, кабальное рабство. Практика продажисобственных детей при отсутствии возможности их прокормить существовала,например, в средневековом Китае. Там же обращали в рабов разного рода преступников(в том числе, и политических). Эта практика была практически воспроизведенамного позднее в советском ГУЛАГе (хотя частное рабовладение осуществлялосьздесь в скрытых вне юридических формах).
Третийтип стратификационной системы — кастовая. В ее основе лежат этническиеразличия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком ирелигиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколькоэто возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место вобщественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особыхфункций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий переченьзанятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские,земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается понаследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены.
Ичем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данноеобщество. Классическим примером общества с господством кастовой системы поправу считается Индия (юридически эта система была отменена лишь в 1950 г.).Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится нетолько в Индии, но, например, в клановом строе среднеазиатских государств.Явные черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикойфашистских государств (арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призваннойк господству над славянами, евреями и пр.). Роль скрепляющих теологическихдоктрин в данном случае берет на себя нациолистическая идеология.
Четвертыйтип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе группыразличаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с ихобязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причемпоследние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные взаконодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничьюслужбу, другие — “тягло” в виде податей или трудовых повинностей.
Примерамиразвитых сословных систем являются феодальные западноевропейские общества илифеодальная Россия. Сословие — это, в первую очередь, юридическое, а не, скажем,этническо-религиозное или экономическое деление. Важно также и то, чтопринадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительнойзакрытости данной системы.
Некотороесходство с сословной системой наблюдается в представляющей пятый типэктаратической системе (от французского и греческого — “государственная власть”).В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по ихположению во властно государственных иерархиях (политических, военных,хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а так жекак и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые этигруппы занимают в соответствующих властных иерархиях.
Всепрочие различия — демографические и религиозно — этнические, экономические икультурные играют производную роль. Масштабы и характер дифференциации (объемывластных полномочий)вэктаратической системе находятся под контролем государственной бюрократии. Приэтом иерархии могут закрепляться формально — юридически — посредствомчиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорийгосударственным учреждениям, а могут оставаться и вне сферы государственногозаконодательства (наглядным примером может служить система советскойпартноменклатупы, принципы которой не прописаны ни в каких законах). Формальнаясвобода членов общества (за исключением зависимости от государства), отсутствиеавтоматического наследования властных позиций также отличают этакратическую системуот системы сословий.
Этакратическаясистема обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характерпринимает государственное правление. В древности ярким образцом этакратическойсистемы были общества азиатского деспотизма (Китай, Индия, Камбоджа),расположенные, впрочем отнюдь не только в Азии (а например, и в Перу, Египте).В двадцатом столетии она активно утверждается в так называемых социалистическихобществах и, возможно, даже играет в них определяющую роль. Нужно сказать, чтовыделение особой эктаратической системы пока не традиционно для работ постратификационным типологиям.
Далееследует шестая, социально — профессиональная стратификационная система. Здесь группыделятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняютквалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли- обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение иподержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощисертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровеньквалификации и способность выполнять определенные виды деятельности.Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства иликакой — то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причемсертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения вистории встречаются. Социально — профессиональное деление является одной из базовыхстратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всякомобществе со сколь либо развитым разделением труда. Это строй ремесленных цеховсредневекового города и разрядная сетка в современной государственнойпромышленности, система аттестатов и дипломов о получении образования, системанаучных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочимместам.
Седьмойтип представлен популярной классовой системой. Классовый подход нередкопротивопоставляют стратификационному. Но для нас классовое членение есть лишьчастный случай социальной стратификации. Из множества трактовок понятия“класса” мы остановимся в данном случае на более традиционной — социально — экономической. В данной трактовке классы представляют социальные группысвободных в политическом и правовом отношении граждан. Различия между группамипрежде всего в характере и размерах собственности на средства производства ипроизводимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личногоматериального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов,принадлежность к классам — буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т.п.- не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и непередается по наследству. В чистом виде классовая система вообще не содержитникаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспеваниеавтоматически переводит вас в более высокую группу).
Экономическиэгалитарные сообщества, где совершенно отсутствует классовая дифференциация,явление довольно редкое и неустойчивое. Но на протяжении большей частичеловеческой истории классовые членения все же носят подчиненный характер. Напередний план они выходят, пожалуй, только в буржуазных западных обществах. Анаибольших высот классовая система достигает в проникнутых либеральных духомСоединенных Штатах Америки.
Восьмойтип — культурно — символический. Дифференциация возникает здесь из различийдоступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать иинтерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания(мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам ишаманам, в средневековье — служителям церкви, составляющим основную массуграмотного населения, толкователям священных текстов, в новое время — ученым,технократам и партийным идеологам, Претензии на общение с божественными силами,на обладание научной истиной на выражение государственного интересасуществовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношениизанимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием идействиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои правана истинное понимание владеет лучшим символическим капиталом.
Несколькоупрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществ более характернотеократическое манипулирование; для индустриальных — партократическое; а дляпост — индустриальных — технократическое.
Девятыйтип стратификационной системы следует назвать культурно — нормативным. Здесьдифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих изсравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек илигруппа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы ипривычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология,местный диалект, уголовный жаргон) — все это ложиться в основу социальногоделения. Причем происходит не только разграничение “своих” и “чужих”, но иранжирование групп (“благородные- не благородные”, “порядочные- не порядочные”,“ элита- обычные люди- дно”). Понятие элит окружено неким таинственным флёром.О нем много говорят, но часто, не очерчивают сколь-нибудь четких обозначающихграниц.
Элитане является категорией только политики. В современном обществе существуетмножество элит — политические, военные, экономические, профессиональные. Где-тоэти элиты переплетаются, где-то соперничают друг с другом. Можно сказать, чтосуществует столько элит, сколько есть областей социальной жизни. Но какую бысферу мы ни взяли, элита по сути – это меньшинство, противостоящее остальнойчасти общества, его средним и нижним слоям как некоей “массе”. При этомположение элиты как высшего сословия или касты может закрепляться формальнымзаконом или религиозным уложением, а может достигаться совершенно неформальнымобразом.
Элитаристскиетеории возникли и формировались в значительной мере, как реакция на радикальныеи социалистические учения и были направлены против разных течений социализма:марксистского, анархо — синдикалистского. Потому марксисты, на самом деле, оченьскептически относились к этим теориям, не желали их признавать и применять ихна материале западных обществ. Ибо это означало бы, во — первых, признаниетого, что нижние слои являются слабой или вовсе не организованной массой,которой необходимо управлять, массой, не способной к самоорганизации иреволюционному действию, а во — вторых, признание в какой-то мере неизбежностии “естественности” такого резкого неравенства. В результате пришлось быпересматривать коренным образом взгляды на роль и характер классовой борьбы.
Ноэлитаристский подход направляется против демократического парламентаризма. Онвообще по природе своей антидемократичен. Демократия и аксессуары предполагаютправление большинства и всеобщее равенство людей как самостоятельных граждан,достаточно организованных для реализации собственных целей и интересов. И всилу этого поборники демократизма к любым попыткам элитарного правленияотносятся довольно холодно.
Многочисленныеподходы к понятию можно условно разделить на две основные группы- властные имеритократические. В соответствии с первыми, элитой являются те, кто обладают вданном обществе решающей властью, а в соответствии со вторыми — те, ктообладают некими особыми достоинствами и личными качествами, независимо от того,располагают ли они властью или нет.
Впоследнем случае элита выделяется по талантам и заслугам. Иногда властные имеритократические подходы условно обозначают как “линию Лассуэла” и “линиюПарето”. (Хотя первый подход может быть с не меньшим успехом назван “линеейМоска” или “линеей Миллса”.)
Однойгруппой исследователей элита понимается как слои, обладающие высшими властнымипозициями или высшей формальной властью в организациях и институтах. Другаягруппа относит к элите харизматических личностей, боговдохновленных, способныхк лидерству, представителей творческого меньшинства.
Всвою очередь, властные подходы подразделяются на структурные и функциональные.Выбирающие более простой с эмпирической точки зрения структурный подход считаютэлитой круг лиц, занимающих высшие должностные позиции в рассматриваемыхинститутах (министры, директора, военачальники)
Теже, кто останавливаются на функциональном подходе, задают себе более труднуюзадачу: выделить группы, обладающие реальной властью в принятии общественноважных решений (многие представители этих групп, понятно, могут не заниматьсколь — либо видных общественных постов, оставаться в “тени”).
Заключение
Социальнаястратификация — центральная тема социологии. Она описывает социальноенеравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образужизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенствобыло незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложныхобществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровнюобразования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже — классы. В однихобществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; естьобщества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен.Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким являетсяобщество — закрытым или открытым.
Списоклитературы
1.Социология: краткий курс: учебноепособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшегообразования/А.Н.Еслуков. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 128 с.
3.Типы стратификационных социальныхгруппировок. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: otherreferats./sociology/00034498_0.html.
- Дата доступа: 08.12.2010. – Время доступа: 18.15.