Реферат по предмету "Иностранные языки"


Благородие и злодеяние в Преступлении и наказании ФМ Достоевского

МинистерствообразованияРоссийскойФедерации

Сыктывкарскийлесной институт

Санкт-Петербургскойгосударственной
лесотехническойакадемии им.С.М. Кирова

Контрольнаяработа
по дисциплине
ЭТИКАна тему«Благородиеи злодеяниев«Преступлениии наказании»Ф.М.Достоевского»

Проверил: к.п.н., доцент
МачуроваНадежда НиколаевнаВыполнил: студент группыЭиУЛК/1(бюдж.)БилименкоАнна Андреевна

Кодзачетнойкнижки: 10384

Сыктывкар2002 год

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..3Благородиеи злодеяниев «Преступлениии наказании»Ф.М. Достоевского…………………………………….3
3. Используемаялитература……………………………………………...7

ВВЕДЕНИЕ

Роман Ф.М.Достоевского«Преступлениеи наказание»- одно из знаменитейшихи сложнейшихпроизведениймировой литературы.В нем отразилисьмучительныедуховные исканиясамого автора, болезненнаяи враждебнаячеловеку российскаядействительностьсередины 60-хгодов XIXстолетия, безжалостныйанализ раздвоенностичеловеческойдуши, котораяявляется полембитвы благородстваи злодейства.Писатель представляетсобственнымперсонажамбольшую независимость.Каждый геройнесет в себесвою правду, свое отношениек миру, своедобро и зло.
Трудно вникатьв суть психологическогоанализа, которымскрупулезно, на протяжениипочти всегоповествованиязанимаетсяавтор. Но, есливчитаться, вдуматься вискания героев, их мучительнуюборьбу со злом, самими собойи внешнимиусловиями, откроется такаяглубина постижениясложных человеческиххарактерови конфликтов, что сразу станетясно, в чемпроявляетсяблагородиеи злодеяниев романе. Достоевскийповедал онравственныхпотрясенияхи дерзаниях, которые немогут волноватьчитателя любойэпохи.
Благородиеи злодеяниев «Преступлениии наказании»Ф.М.Достоевского.

Главный геройромана Раскольниковпоказываетнам все то доброи зло, что можеммы увидеть вдействительности.Это одно лицо, в котором дветакие несовместимыечерты: одна, закоторою мы всетак боремсяи вторая, противкоторой стоими пытаемсяисключить изнаших помыслов.Но совершаядобро, сами назамечаем какполучаетсязло, именно таквышло с героемДостоевского.Он решилсяубить однустаруху, титулярнуюсоветницу, дающую деньгина проценты…«Она никудане годна», «Длячего она живет?»,«Полезна лиона кому-нибудь?»– эти вопросысбивают с толкумолодого человека.Он хочет исключитьэто зло, решаетубить ее, обобрать… и потом всюжизнь бытьчестным, твердымнеуклоннымв исполнении«гуманногодолга к человечеству», чем уже, конечно,«загладитсяпреступление»и помочь бедным, таким как он, то есть совершитьдобро. Но плануэтого молодогочеловека несуждено былосбыться. «Разъединенностьс человечеством», которую онсразу ощутилпосле совершенногопреступления, замучила его.«Закон правдыи добра взялисвое. Преступниксам решаетпринять муки, чтобы искупитьсвое дело…»Достоевскийв своем произведениихотел исследоватьнравственныепоиски неустойчивость, брожения и ихпричины. «Перерытьвсе вопросыв этом романе»,- писал Достоевский.
Герой мучаетсяпри виде злаи преступлений, творящихсякаждодневнои безнаказанноу него на глазах.Чувство ответственностилежит в самойнатуре его –впечатлительной, деятельной, неравнодушной.Не сделатьдобро он неможет: то подастмилостынюнищему ребенку, то на последнийдвугривенныйотправит домойпьяную девочку.
Нравственнаяболезнь Раскольниковас самого началапредставляеткак совершениядо крайнейстепени добрадля других. Онсам признается, что при желаниимог бы заработатьна жизнь уроками, что на преступлениеего толкаетне стольконужда, сколькоидея. Но самомусебе Раскольниковпризнаетсяв этом толькопосле всего, что случилось.
Он хочетпомочь людям, но в то же времяи узнать, способенли он быть человеком, который можетуправлятьсудьбами людейи делать имтолько добро.«Тварь я дрожащаяили право имею?»Рядом с любовьюк людям в немживет страшнаягордыня – желаниевзять на себяучасти всехлюдей.
Во имя людейРаскольниковзаставляетсебя переступитьзаконы человечности, сделать зло– убить. НоРаскольниковне может перенестинравственнойтяжести своегопоступка. Страшныемуки совести– его наказание.
Он задумалубить старуху-процентщину– злую, беззастенчивограбящую людей, приносящейтолько однозло, — и как бы«отомстить»ей за обездоленных.Вместе с тем, он еще собиралсяс помощью старухиныхденег помочьбедным и несчастным, облегчить жизньматери и сестре, создать себенезависимоеположение, чтобы затемиспользоватьего для «счастьявсего человечества»– в этом и заключаетсяего стремлениек благородству.«Сто, тысячудобрых дел иначинаний, которые можноустроить ипоправить настарухиныденьги, обреченныев монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленныхна дорогу; десяткисемейств спасенныхот нищеты, отразложения, от гибели, отразврата, отвенерическихбольниц, и всеэто на ее деньги.Убей ее и возьмиее деньги, стем, чтобы с изпомощью посвятитьпотом себя наслужение всемучеловечеству и общему делу, как ты думаешьне загладитсякрошечноепреступленьицетысячами добрыхдел?»- размышлялРаскольников.
«Раскольниковнаходится втаком положении,- говорил Писарев,- при которомвсе лучшие силычеловекаповорачиваютсяпротив егосамого и вовлекаютего в безнадежнуюборьбу с обществом.Самые святыечувства и самыечистые стремления, которые обыкновенноподдерживают, ободряют иоблагораживаютчеловека, становятсявредными иразрушительнымистрастями, когда человеклишается возможностидоставлятьим правильноеудовлетворение».
На практикетеория Раскольниковарухнула с первыхшагов. Вместозадуманного«благородного»убийства получилосьужасное преступление– злодеяние.Он совершилто, чего не хотел.Неожиданновошла сестрастарухи, забитое, обиженноесущество, ипришлось убитьее. Нравственныемучения, последовавшиеза преступлением, убедили Раскольниковав том, что онсо своей теориейпотерпел поражение.Это поражениетеории переустройствамира по «логике»,«рассудку», разуму, в которомДостоевскийупрекал революционныхдемократов.
Героя Достоевского, искренне хотевшегоосчастливитьчеловечество, враждебныереволюции силыобъявили зауряднымуголовником, заявляя приэтом, что все«нигилисты»таковы.
СовременнаяДостоевскомукритика, недооценивобщего философскогосмысла романа, увидела вРаскольникове«карикатуру»на молодоепоколение. НоПисарев обратилвнимание наглубокий анализу Достоевскогосоциальныхпричин и психологическихмотивов преступленияРаскольникова.
Значениеписаревскогоанализа романа«Преступлениеи наказание»состояло в том, что он в отличиеот большинствакритиков еговремени увиделне карикатуруна молодоепоколение, ноотражение чертсовременного«нигилиста».
Допустимоли, чтобы одинчеловек (илигруппа людей, что равноценно)взял на себясмелость, присвоилсебе правостать «благодетелемчеловечества»со всеми вытекающимиотсюда последствиями? Старуха-процентщицасимвол современногозла. Допустимоли ради счастьябольшинствауничтожение«ненужного»меньшинства? Раскольниковотвечает наэтот вопрос: возможно идолжно, ведьэто же простаяарифметика».Но Достоевскийвсем художественнымсодержаниемромана отвечает: нет, невозможно- и последовательноопровергаетсвоеволие(«наполеонизм»)Раскольникова.
Как и другиепроизведенияДостоевского,«Преступлениеи наказание»представляетсобой своеобразнуюисповедь-раздумиеписателя. Онищет и находитособый типроманной формы, способностьвыделить, укрупнитьтрагедию герояи в ней как вкапле водыотразить целыймир.
Все действиеромана происходитв той частиПетербурга, где жила беднота.Серый мрачныйгород, где накаждом углураспивочные, зазывающиебедняков залитьгоре, пьяныетолпы на улицах, проститутки, женщины, бросающиесяс моста в воду.Страшное царствонищеты, бесправия, болезней. Именнов таких условияхрождается зло.
Давайте небудем совершатьтакое «благородие», нужно стремитьсяк справедливости, а в наше времяее не достаточно.Мы совершаемнеобдуманныепоступки истремимсясделать такимобразом доброчеловечеству, но вот к чемуприводит такое«добро», онопревращаетсяво зло и не иначе!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯЛИТЕРАТУРА.

Русская литература. Советская литература: Справ.материалы. Сост. Л.А.Смирнова. – М.: Просвещение, 1989.
Э.М.Румянцева. Федор Михайлович Достоевский. Биография писателя. – Л.: Просвещение, 1971.
Романы школьной программы в кратком изложении с комментариями. Учеб.пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
С.В.Белов. Федор Михайлович Достоевский. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.