Реферат по предмету "Социология"


Сценарий как литературно-режиссерская разработка мероприятия

ГОУ СПОЯрославской области
Ростовскийпедагогический колледж

РЕФЕРАТ
Тема
Сценарий каклитературно-режиссерская разработка мероприятия
Выполнила: студентка 51 группы
Сапункова Вера
Ростов, 2010

Содержание
 
Введение
1.Чтотакое сценарий?
2.Сценарий– литературная основа мероприятия (культурно-досуговой программы)
3.Методикасоздания сценария к мероприятию
Заключение
Список используемой литературы
Сценарий к хоровому концерту «65лет Победы»

Введение
 
Немаловажнуюроль в успешном проведении любого мероприятия, особенно для детей, имеетсценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценариймероприятия (концерта, встречи с известным человеком, вечера встречвыпускников, конкурса, фестиваля, КВНа и даже спектакля) зависит успех иоригинальность всего мероприятия. Особенно это важно в образовательныхучреждениях – школах, детских садах, детских центрах. Для ребят необходимоглавное условие интерес, оригинальность, разнообразие.
Напервый взгляд, что такое сценарий и как делать праздники, известно всем. И еслиу педагога работает фантазия и развито образное мышление, то может показаться,что ничего сложного в этом нет. Некоторые думают, что достаточно«насобирать» выигрышные куски из разных готовых сценариев,последовательно скомпоновать их — и сценарий готов. Однако при чтении такогосценария (уже не говоря о его воплощении) невооруженным взглядом становитсявидно, что эпизоды при монтаже в таком сценарии притягиваются друг к другу«за уши», не выдерживается характер и стилистика речи действующихгероев и так далее, и тому подобное. Что же делать, чтобы не допускать такиеошибки? Для начала — познакомиться с методикой написания сценариев, а затемпопытаться овладеть ею. Хотя общеизвестно, что нельзя дать сценаристу рецепты,гарантирующие высокий результат, так как это зависит не только от степенимастерства автора, его творческой натуры, но и от авторской смелости,остроумия, творческого озорства. Знание хотя бы основ сценарного мастерства истремление к созданию «технологически» грамотного сценария так женеобходимо.

1.        Что такое сценарий?
СЦЕНАРИЙ (итал.scenario, от лат. scaena — сцена), термин имеет несколько значений.
1. Изложение сюжетнойсхемы, по которой разворачивается действие в театре импровизационного типа, т.е. не обусловленное заданным драматургическим текстом. В отличие от пьесы, несодержит диалогов и монологов. Сценарий определяет основной порядок действия,ключевые моменты развития интриги, очередность выходов на сцену персонажей ит.п. Непосредственный текст импровизационного представления создается самимиактерами в процессе спектакля или репетиций; при этом — жестко не фиксируется,а варьируется в зависимости от реакций и отклика зрителей. По сценарномупринципу строились практически все виды народного театра, особенно —комедийного (древнегреческого — мим, древнеримского — фесценнины,древнерусского — скоморохов, европейского и славянского — кукольного,французского — ярмарочного, итальянского — дель арте, и т.д.). Сохранение общейсюжетной канвы обусловлено образами-масками, действующими в рамках своихпостоянных характеров и акцентирующих не индивидуальные, а типические чертысвоих персонажей. Скажем, русский Петрушка (английский Панч, итальянскийПульчинелла, французский Полишинель) при всей вариантности текста можетдействовать только в схеме гротескно-конфликтного насмешника, весельчака ибалагура. Наибольшее количество постоянных образов-масок создала итальянскаякомедия дель арте (Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Тартальяи др.).
Это определило ибольшое количество ее сценариев. С начала 17 в. начали выпускаться отдельныесборники сценариев дель арте, авторами которых чаще всего были ведущие актерытрупп (капокомико). Первый сборник, выпущенный Ф.Скала в 1611, содержал 50сценариев, по которым могло развиваться действие.
В современном зрелищномискусстве подобные сценарии разрабатываются для цирковых клоунад и реприз,пантомим, эстрадных комических и пародийных номеров.
2. В драматическомтеатре существует понятие режиссерского сценария, содержащего как действенныйанализ пьесы для ее сценической трактовки, так и партитуру сценических эффектов(свет, перестановка декораций, звуковое и музыкальное сопровождение и т.п.). Потакому сценарию помощник режиссера, отвечающий за проведение спектакля, следитза своевременным выходом на площадку действующих лиц и за работой техническихцехов (монтировщиков, осветителей, звукооператоров).
3. В драматургии термин«сценарий» может относиться к плану будущей пьесы, наброску драматическогопроизведения (чаще — «сценарная разработка»).
4. В балетном театресценарий включает в себя подробную запись сюжета с описанием всех танцевальныхи пантомимических партий.
5. В оперном театретермин «сценарий» употребляется в качестве синонима слова«либретто», драматургического плана спектакля.
6. План, разработкалитературного сопровождения концерта, фестиваля, музыкально-литературнойкомпозиции.
Сценарий — полностьюпродуманная программа, которая включает в себя огромное количество пунктов имелочей.
Сценарий мероприятиядолжен «поглотить» участников с головой, поэтому сценарии пишутсяконсультируясь с психологами, чтобы получить не только максимальный эффект проникновениясамим сценарием, но и максимальной отдачей. В комплекте правильный, продуманный,яркий сценарий и профессиональная команда организаторов оставляют незабываемыевпечатления от отдыха и помогают максимально объединить всех участников единыйи сильный механизм.

2.        Выбор литературного материала для сценария
Мероприятие(далее как «культурно-досуговая деятельность»), как одна из основныхнаправлений в работе образовательных учреждений, позволяет говорить об особойформе клубной драматургии — сценарии.
Воснове драматического действия лежит конфликт — противоречие между заявленнойпотребностью и фактическим её неудовлетворительным состоянием. Посколькудраматургия первична, а режиссура вторична, то сценарист получает возможностьрешающего мнения в проектировании программы. Драматургия — это сюжетно-образнаяконцепция (взгляд) культурно-досуговой программы (мероприятия) или массовогодейства, где само драматургическое действо создается через выстраивание ипроигрывание сюжетно-образного решения программы. В качестве исходногоматериала выступают выразительные средства на основе самой жизни, реальныйфактический материал; реальные герои, которыми является и аудитория; конкретнаяисходная реальная ситуация. Режиссер (сценарист) идет от жизни к драматургии,представление организуется по законам театра, но своими специфическимисредствами. С точки зрения драматургии, досуговая программа (мероприятие) — результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основесценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчествомсамих участников программы и зрителей. Одна из задач сценариста мероприятиязаключается в том, чтобы создать оригинальное художественно-просветительноепроизведение путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки,песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию,подчиненную общему замыслу, теме, идее. Художественность будущей программыопределяется сценарием. Для сценариста важна не форма мероприятия, а егозначение для данной деятельности и решения практических задач, что и определяетих сохранение в представлениях зрителя. Форма мероприятия — это угол зренияспециалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материалаи аудитории. Особенные черты: каждое мероприятие становится своеобразнымответом на «социальный заказ» общества, откликом на то или иное социальноеявление. Драматургии культурно-досуговых программ присуща оперативность откликана события в реальной жизни, связь используемых в сценарии фактов, документов,событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с местнымматериалом. Действующие лица в сценарии живые реальные герои, однако, могутбыть литературные и художественные образы. Содержательный материал сценариянесет документальную и художественную основу, сочетая информационные изрелищные компоненты, а способ его обработки имеет тяготение кпублицистичности, поскольку тематика программ имеет ярко выраженную социальнуюокраску. Сценарий пишется для конкретного зрителя. Организация общения также«закладывается» в структуру сценария, используя приемы активизации участниковпрограммы. Сценарий рассматривают как программу педагогического влияния нааудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников. Сценариствплетает в драматургическую ткань организационные моменты, связанные свопросами ее подготовки и проведения. Определенность и ясность выбранной темысвязаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «Что я хочусказать зрителям? Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного иуслышанного?»
Темаи идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговойпрограммы.
Сценарий- подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки насценической площадке, на основе которого создаются театрализованноепредставление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо инаяпрограмма. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениямитеатра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формамкультурно-досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий,связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы междудействующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющейв определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единоецелое.
Работунад сценарием следует начинать с определения темы и идеи.
Тема- это круг явлений, отобранных и освещенных автором.
Идея- это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.
Темаобычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристуи режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы.Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что онинередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде. Нужнопробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы статьучастником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеиподчинена развитию действия.
Однаиз специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит вего документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основноесобытие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определятьсяосновным событием.
Следующимшагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта,сюжета в сценическом действии.
Композиция- организация действия и соответствующее расположение материала.
Основныекомпоненты
Экспозиция — ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновениюконфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное началодействия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.
Завязка — начало конфликта.
Кульминация — наивысшая точка развития конфликта.
Развязка — разрешение конфликта.
Основноедействие — строгая логичность построения и развитие темы.
Каждыйэпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим ипоследующим.
Классическуюструктуру программы составляют следующие элементы:
Пролог- композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения ксобытию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетноедействие берет свое начало.
Завязка- начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующихструктурных элементах композиционного построения сценария, определяет началоосновного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки — драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяетпоследующий ход всей программы.
Сюжетныйход — художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым иоригинальным по композиционному построению.
Основноеразвитие действия — здесь фактически укладывается весь основной сюжетпрограммы. Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе созданиясценария, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, вкотором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение егоотдельных частей, расчеты его «несущих» конструкций.
Взависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются иразличаются уровни сценарной записи:
Сценарныйплан — набросок композиционного построения сценария с разработанной темой,идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.
Либретто- более развернутое, чем сценарный план, краткое содержаниетеатрально-музыкально-вокального произведения.
Литературныйсценарий — подробная литературная разработка идейно-тематического замысла сполным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением,использованием технических служб.
Режиссерскийсценарий — развернутый план литературного сценария с точным указаниемсценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписаннойсветозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей,литературных текстов и организационных моментов.
Созданиесценария — это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающийпериоды накопления информационно-содержательного материала, формированиезамысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимотак соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостноедраматургическое произведение.
Композиция(соединение, расположение, составление) — построение художественногопроизведения.
Драматургическаяоснова программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, какживое слово, музыка, кино, поэзия, хореография и другие. Задача композиционногопостроения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единоецелое. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой,взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга,зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.
Композицияимеет свои законы: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому,контрастность, подчиненность всех средств художественного произведениясценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация иобобщение и другие.
Длятого, чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, чтобы художественныеиллюстрации не выглядели вставными номерами, а устные выступления не казалисьненужными дополнениями, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетныйход. Ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом примонтаже сценария.
Документальнаяоснова нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть важныеполитические и нравственные проблемы, отразить общие процессы в судьбахреальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.
Сценариисоздаются двумя способами: собирательным и избирательным. При собирательномспособе, автор создает обобщенный образ на реальной основе. Сценарист создаетвоображаемый образ, несущий в себе обобщение — характер современногоположительного героя. Избирательная типизация позволяет на примере рассказа ободном человеке предложить образ жизни многих людей. Но в любом случаесценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятиедействия. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории,коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов,вынос знамен, вопросы из аудитории и т.д. Успешное воплощение в жизнь принципадокументальности, удачное использование местного художественного ипублицистического материала создают возможность импровизации в массовыхдействиях, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества инепринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом исценой. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элементаигры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, ивзрослые.
Однимиз способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, действия.
Принаписании сценария культурно-досуговой программы нужно знать реальныевозможности воплощения драматургического замысла. Сценарий надо создавать недля усредненного, а для конкретного учреждения культуры с учетом егоматериально-технических и финансовых возможностей.
Вдеятельности учреждений культуры в роли сценариста и режиссера представлениявыступает, как правило, одно лицо.
3.  Методикасоздания сценария к мероприятию
 
Любоемассовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельныйномер начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественнойформе находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером,исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизничеловека и общества. На значимость работы над замыслом указывал великийнемецкий поэт и философ Иоганн-Вольфганг Гете, отметивший, что в любом произведенииискусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит отзамысла".
Именнозамысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительныхсредств, он несет в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесьдолжны быть отчетливо видны как общий смысл — тема, идея, содержание, форма, тоесть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие –действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционногопостроения.
Зачастуюзамысел понимается в двух смыслах во-первых, «как задуманный план действийили деятельности, намерение» и, во-вторых, как «идея, основная мысльхудожественного произведения». Если в первом случае понятие«замысел» трактуется широко, применительно к социально-бытовым процессам,к примеру, «хранить свои замыслы в тайне — старинная полководческаятрадиция», «Он понял ее замыслы» и т.п., то во втором случаепонятие «замысел» тесно связано с творческим процессом работы надкаким-либо произведением художника, поэта, писателя, музыканта, драматурга,сценариста.
Вдругом источнике замысел определяется, как «нечто задуманное, замышленное,как цель работы, деятельности» и как «задуманное автором построениепроизведения художественного или научного». Известный ученый и режиссерИ.Г. Шароев вкладывает в понятие «замысел» генеральную тему, а А.И.Чечетин, рассуждая о «замысле», связывает его «с тончайшим видомчеловеческой деятельности — творческим процессом, действенным воссозданиемжизни, то есть слиянием темы и драматического действия. Однако эти определенияне дают полного представления о замысле культурно-досуговой программы, которыйвбирает в себя и творческий процесс, включая разработку темы и идеи какосновной мысли, так и реализацию ее в конкретных художественных формах. Таким образом,замысел представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссером)построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи)и элементы творческого процесса ее воплощения. Сценарист культурно-досуговойпрограммы в процессе работы над замыслом посредством художественных образов,типичных обстоятельств воспроизводит доступными ему средствами реальную жизнь всвоем воображении и фантазии, воплощая ее в новую сценическую форму, которая, всвою очередь, через материализованную авторскую мысль воздействует навосприятие зрителей и уже опосредованно влияет на реальный мир. Подчеркиваярешающее значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередкосравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматриваетсяцелостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчетыего „несущих“ конструкций. В основе сценарного замыслакультурно-досуговой программы прежде всего лежит правильное определение темы,то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю.Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразияокружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из нихон выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что сценарист считаетнаиболее интересным и важным, те жизненные явления, которые наиболее адекватноотражают его мировоззрение, те явления и связи, которые он считает наиболееважными и характерными. Поэтому выбор явления, отображение связей, в которыеони вступают с другими явлениями, глубоко личностны и индивидуальны, онизависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции. Однако, изображая туили иную сторону жизни, тот или иной человеческий характер, сценаристзаставляет своих героев действовать так, чтобы в их поступках выявились чертынаиболее существенные и важные. Через тему автор доносит главную мысль сценариядо зрителей, поднимая целый ряд вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ееинтересам, поскольку сценарий культурно-досуговой программы не пишетсяабстрактно, а всегда рассчитан на определенную конкретную аудиторию. Авторобычно знакомится с рейтингом популярности тех или иных программ, изучает еекультурные запросы и интересы, возрастные, образовательные, профессиональныеособенности аудитории. Вечные темы смысла жизни и смерти, любви и ненависти,войны и мира, власти и капитала и т.д. становятся основой творческого замысласценаристов, а раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, авторскийхарактер. Определенность и ясность выбранной темы культурно-досуговой программынеразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос»что я хочу сказать зрителям?", «к каким обобщениям он придет,побывав на предполагаемой программе? какое отношение у него (зрителя)сформируется от увиденного и услышанного?, то есть, ради чего и с какой цельюраскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя?  Тема иидея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы.Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценариякультурно-досуговой программы в одном русле, не давая ему растворяться впобочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляяосновную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии. Следующая важнаяконструктивная деталь замысла — содержание и форма. Идейно-тематический планцепко держит фантазию и воображение автора, направляя творческий поисксодержательного материала по заданному маршруту. Просмотр концертных номеровхудожественной самодеятельности или профессиональных артистов, увиденныйспектакль, танцевальная сюита, услышанная музыка, прочитанная книга — всеоказывает влияние на отбор содержания. Авторская мысль ищет наиболеевыразительные жанры литературы и искусства, документальные материалы, способныеадекватно отразить идейно-тематическую направленность будущей программы. Выбраннаяформа предстоящей культурно-досуговой программы активно влияет на отборсодержания, а содержание, в свою очередь, формирует, как бы лепит форму. Ответна вопрос, в какой форме будет написан сценарий, не менее важен, чем вопрос отом, каково содержание, то есть основная сущность будущей программы. Работа надсодержанием и формой часто идет одновременно. Форма — это способ существованиясодержания. Поиск известной личности, изучение ее творческой биографии, личноезнакомство с ней, окружающими ее людьми — все это может служить своеобразнымимпульсом к выбору формы. И, наоборот, выбранная форма, ее жанровая окрасказаставляют автора сценария более требовательно подходить к отбору содержания,помогают сценаристу наиболее полно раскрыть идею с чувством меры, вкуса иизбежать эклектики. Многообразие форм культурно-досуговых программтеатрализованные представления, праздники, гала-концерты и просто разнообразныеконцерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы,ток-шоу и т.п. диктует и свои законы в выборе соответствующегодраматургического решения. Например, литературно-музыкальная композицияпредполагает включение в канву сценария произведений художественной литературы- поэзии, прозы, публицистики, документальных материалов, инструментальноймузыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятиедруг Друга. Тогда как гала-концерт раскрывает содержание через отдельные эстрадныеномера, являющимися основными конструктивными составляющими, несущими основнойсмысл концерта. Активно развивающиеся формы авторских программ развлекательныхток-шоу, к примеру, таких как телевизионные программы „Угадаймелодию“, „Я сама“, предполагают каркасную разработку формы,рассчитанной на конкретного ведущего — автора программы, а строгаяпериодичность выпуска формирует свою аудиторию и позволяет системновоздействовать на развитие культурных интересов зрителей. Замысел программытребует однажды выбранную форму использовать наиболее полно уже не через поисквыразительных средств или обновление самой формы, а через поиск неординарногосодержания, участников — героев программы, разработку „острых“вопросов, умелого и убедительного комментария к ним Личность ведущего,способная импровизировать, становится важным условием успеха, создаваянеповторимый имидж подобных программ.
Характерсценария культурно-досуговой программы предполагает, что автор выступает нетолько в качестве сценариста, но и режиссера-постановщика предстоящей программыи работа над его замыслом соединяет в себе литературную и режиссерскую линии…Автор мыслит образными категориями, он как бы „прокручивает“ в мысляхзримые образы, ориентируясь на привлечение различных служб, предполагая решениеорганизационных вопросов. Свойственные различным формам культурно-досуговыхпрограмм яркая образность, зрелищность стимулируют эмоции, эстетическиепереживания, способствуют возникновению коллективных эмоций, организуют общениезрителей между собой и участниками программы. Организация общения людей разныхпо возрасту, образованию, интересам является важным инструментомвоспитательного воздействия на аудиторию. Решая задачу вовлечения зрителей впроцесс общения, сценарист уже на этапе работы над замыслом внутренним взоромвидит реакцию зрителей на программу в целом и отдельные ее эпизоды или номера ипрограммирует реакцию зрителей. Путем использования специальных приемов,активизирующих участие зрителей в программе, автор моделирует дальнейшее развитиедействия в сценарии. А если в структуру сценария по замыслу вошли комплексыразнообразных культурно-досуговых программ, шествие, театрализованноепредставление, встречи, ярмарки, игрища, кинопоказы, конкурсные состязания, товсе их многообразие предполагает точный расчет, прогнозирование активнойдеятельности зрителей. Сценарист уже на уровне замысла ставит зрителей вусловия активной духовной деятельности, максимального самовыражения, расширенияграниц и возможностей для общения. Сценарий культурно-досуговой программы невсегда легко можно записать. Часто режиссерский замысел, фантазия опережаютвозможности литературной записи, поэтому уточнение, изменение, шлифовкасценария происходят на всем протяжении работы над программой — от замысла довоплощения на сцене. Но порой и прекрасно сделанная программа теряет своюнеповторимость, снижает впечатление при неумелой записи ее на листе бумаги. Взависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются иразличные уровни сценарной записи. Среди них можно выделить сценарный план — набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей,педагогическими задачами, характеристикой аудитории; либретто — болееразвернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокальногопроизведения; литературный сценарий — подробная литературная разработкаидейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц,музыкальным оформлением, использованием технических служб, режиссерскийсценарий — развернутый план литературного сценария с точным указаниемсценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписаннойсветозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей,литературных текстов и организационных моментов.
Впроцессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить ивычленить следующие этапы:
1.Отклик на „социальный заказ“ общества, сбор и поиск материала
2.План творческой деятельности Определение тематической основы будущего сценария,изучение предполагаемой аудитории, постановка педагогических задач.
3.Кристаллизация плана, обрастание содержательным материалом, поискдополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев иработа с ними и над документами.
4.Творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала.
5Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного хода, образнойвыразительности.
6.Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановкаи поиск решения организационных вопросов.
7.Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи. Окончательныйотбор выразительных и изобразительных средств для воплощения замысла.
Длямероприятий культурных детских программ и концертов необходимо очень серьезно подходитьк подбору литературного материала. В нем не должно быть сложных фраз, слов,научной терминологии, иначе дети не поймут смысла и драматургии сценария. Также нужно включать в сценарий игровые моменты, детские и тематические стихи,поговорки, цитаты из известных произведений, как поэтических, так ипрозаических. Материал можно брать из книг по организации досуга и культурныхмероприятий, книг по проведению праздников, стихи, прозаические произведения.Немаловажную роль играет музыкальное оформление мероприятия, так как онооказывает свое эстетическое влияние на зрителей в аудитории. В сценарии так женеобходимо это учитывать и указывать, находить подходящую к драматургии музыку,которая ярко отражала ее.

Заключение
 
Созданиесценария — это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающийпериоды накопления информационно-содержательного материала, формированиезамысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимотак соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостноедраматургическое произведение. Мероприятие, организованное и проведенное посценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждаякультурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения,обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.
Драматургическаяоснова культурно-досуговой программы создается такимиэмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия,пантомима, хореография и др. Задача композиционного построения сценария состоитв том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущейпрограмме логичность, стройность, целостность. От того, насколько данныеэлементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетнойконструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное иэстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.

Списокиспользуемой литературы
1. ГенкинД.М. Массовые праздники.- М.,1975 г.
2. Черкашенинов Л.Ф. Вопросыподготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ винститутах искусств и культуры. — Барнаул, 2002 г
3. Марков О.И.Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба.-М., 1988 г.
4. АндрейчукН.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников.Барнаул, 2005 г.
5. Шароев И.Г. Методика созданиясценария для культурно-досуговой программы. – М.: Просвещение.- 2001 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Защита прав субъектов финансовых правоотношений
Реферат All For Animals Essay Research Paper All
Реферат Управление качеством обслуживания клиентов
Реферат Исследование взаимосвязи между уровнем невротизации, психопатизации и акцентуациями характера
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины система сбора и подготовки скважинной продукции Место дисциплины в структуре ооп
Реферат «Нижегородский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи»
Реферат Понятие воспитательной работы. Роль и место воспитательной работы в системе работы с кадрами
Реферат Врангель Фердинанд Петрович
Реферат Values For Me Values For You Essay
Реферат Анализ отраслевой организации рынков в Ненецком автономном округе
Реферат Нижний Тагил
Реферат Amendment Seven Essay Research Paper The 7th
Реферат Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе
Реферат Пурпурная лесная ласточка
Реферат Разработка маркетинговой стратегии перспективного открытия салона красоты