Реферат по предмету "Социология"


Сущность и значение социальных норм в современном обществе

--PAGE_BREAK--1.2.Социальная норма и возможности её применения[2]
Авторы данной статьи работают в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства. СМИРНОВА Елена Эмильевна — доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии, КУРЛОВ Валентин Федорович — кандидат технических наук, заведующий лабораторией комплексных социально-педагогических исследований, МАТЮШКИНА Марина Дмитриевна — аспирантка.

Социальная норма как механизм оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей является одним из ключевых понятий социологии. Не случайно великие теоретики социологической мысли обращались к этому понятию, делая его основой или необходимым элементом своих размышлений. Так, Ю. Конгейм предложил определять норму как то, что «свойственно большинству особей». Э. Дюркгейм рассматривал типы норм, воплощенных в праве. М.М. Ковалевский полагал, что солидарность людей — норма, классовая борьба — от­клонение от нее. П.А. Сорокин писал, что главной причиной внутреннего со­циального мира является наличие в обществе «целостной, твердо вошедшей в жизнь системы основных ценностей и соответственных норм поведения». Столь при­стальное внимание к нормам, включение их в социальные теории закономерно, поскольку вся социальная жизнь в той или иной мере ими пронизывается и регу­лируется.

Наличествующее сегодня представление о социальной норме необходимо отразить в определенной типологии, без которой описание нормы, понимание ее роли становится затруднительным.

Норма как идеал. Если рассмотреть этот вид применительно к различным областям человеческой жизнедеятельности, то можно опереться на следующие примеры: в медицине — совершенно здоровый человек, в педагогике — полностью успевающий по предметам класс, в социальной жизни — отсутствие преступлений.

Норма как образец поведения, как правило или эталон, как традиция. Примером в данном случае может быть следование любым, принятым в данном сообществе пра­вилам, таким, например, как уважение к старшим.

Норма профессиональная. Пример — технические стандарты или свод правил для медиков, объединенный «клятвой Гиппократа».

Норма статистическая как выражение неких свойств, присущих большинству людей, событий.

Все указанные типы норм существуют в реальности и выполняют ряд функций. Можно согласиться с М.И. Бобневой, которая полагает, что «социальные группы вырабатывают нормы как средства для оформления, спецификации, упорядочивания, регулирования и оценивания отношений и взаимодействий людей». Именно такой подход к представлению нормы позволяет нам обозначить свою позицию по отно­шению к социальным нормам и предлагаемую технологию работы с ними, отработанную в области социологии школьного образования.

Авторы статьи исходят из того, что первый этап утверждения нормы — это этап ее оформления. В данном случае речь идет о том, что то или иное социальное явление (как сложившееся в реальности) уже имеет некую «норму», однако в массовом сознании эта норма может быть не отражена или не закреплена. Подобная ситуация возникает, как правило, в тех случаях, когда социальная реальность изменяется достаточно быстро, она не представлена ни в нормативных, ни в исследовательских документах и, естественно, существует вне массового сознания как уже сложившийся факт. В системе школьного образования таким явлением можно считать наличие определенного количества «статусных» школ в масштабах Петербурга на тот момент, когда это число стало относительно стабильным. С некоторой долей условности можно сказать, что наличие именно этого числа «статусных» школ стало нормой для образовательного пространства Петербурга (очевидно, что такая норма для Москвы имеет иное выражение).

Поиск нормы в целом ряде случаев (как в приведенном выше) является для общества, его социальных институтов процессом «живым», изменяющимся в течение относительно небольшого промежутка времени. Очевидно, что и время существо­вания норм такого рода может оказаться достаточно кратким — временные рамки могут измеряться годами или десятилетием. Однако знание этих «текущих», частных норм очень важно как для рядовых участников данного процесса, так и для руко­водителей самых различных рангов. Апеллируя к приведенному примеру, можно сказать, что любой директор школы должен знать, сколько статусных школ в его районе и городе в целом, поскольку образовательная политика школы связана с этими данными напрямую в целом ряде аспектов (контингент школьников и родителей, условия работы школы, перспективность ее развития и т.д.). Подобные нормы они называют динамическими.

Потребность в знании их требует наличия специального инструмента и технологии для выявления, фиксации динамики, наконец, определения меры их сформиро­ванное™ и закрепления в социальной реальности. Далее раскрывается технология выявления этих норм и специфика анализа материала с их использованием.

Предлагаемый подход не претендует на всеобщность и универсальность. На их взгляд, он интересен и полезен тем, что позволяет решить следующие, важные для многих социологов задачи:

1.Зафиксировать некое текущее состояние как норму «бытования».

2.При наличии некоей стабильности существования процесса назвать и об­народовать имеющуюся норму как сложившуюся на данный момент величину (или интервал). Знание этих норм для участников данного процесса важно для оценивания и осмысления достигнутого уровня, регуляции и прогноза своих действий в даль­нейшем.

Сложность анализа результатов социологических исследований нередко связана с отсутствием или недостаточностью информации о социальных нормах. Наиболее распространенной является ситуация, когда аналитик располагает данными, формализованными на латентном уровне или на уровне общепринятых тенденций типа: «чем больше, тем лучше» или «чем меньше, тем лучше». При этом канонизированные нормы, как и нормы-идеалы, как правило, носят глобализированный характер и трудно применимы к конкретным социальным объектам, так как уровень интериоризации этих норм в разных социальных средах и условиях может иметь существенные отличия (что позволено Юпитеру, не позволено волу).

Уже отмечалось, что Ю. Конгейм предложил определять норму как то, что «свойственно большинству особей». При этом соответственно патологическим ока­зывается признак, который не встречался у большинства особей данного вида, т.е. по сути в естественной природе норма — это нормальный закон распределения случайных колебаний значений признака для определенного класса объектов. Заметим также, что в последнее время сложилось представление о норме как оптимуме функциони­рования и развития. Эти идеи применяются к тем социальным объектам, которые можно рассматривать как системы. На  взгляд авторов, среднестатистический подход к понятию нормы должен быть дополнен представлением о норме как интервале, в пределах которого количественные колебания процессов способны удерживать сис­тему на уровне функционального оптимума — это оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень.

В связи с этим определенный теоретический и прикладной интерес представляет возможность использования результатов социологических исследований не только для анализа социальных систем, но и для определения числовых значений социальных норм, сложившихся в определенный отрезок времени.

Допустим, что имеются результаты исследования социальной системы, состоящей из однородных объектов, а полученные данные представлены в виде простых распределений для всех признаков, отражающих ситуацию, сложившуюся на каждом объекте системы. Практически, если исследование проводилось, допустим, методом анкетирования, полученный результат оформляется как перечень вопросов с простав­ленными результатами обработки ответов респондентов.

Пусть исследуемая система S
состоит из множества М однородных объектов. При этом всю систему и каждый из ее объектов можно описать с помощью одинакового набора признаков G
. Разместим результаты обработки ответов респондентов всех объектов по каждому признаку на отдельной измерительной шкале равных интерва­лов с крайними точками 0% и 100%. Требуется определить для каждого признака интервалы шкалы, показывающие соответствие данных о каждом объекте из множества М, нормам, интериоризованным системой S
. Остановимся на двух подходах к выявлению социальных норм по результатам исследования: 1) расчет норм-точек; 2) определение норм-интервалов.


Норма-точка достаточно широко используется в таких областях знаний, как химия, физика, медицина (температура тела, отличающаяся от 36,7 градусов, при­знается анормальной) и т.п. В социальных системах объективных норм-точек прак­тически не существует. В связи с этим социологи чаще всего используют в качестве нормы-точки среднее значение Xs
, рассчитанное для всей системы S
. Отклонение показателей каждого объекта от Xs
может считаться анормальным, если величина этого отклонения превосходит некоторое субъективно определяемое значение. Величина этого значения зависит от смыслового содержания решаемой задачи, осо­бенностей объекта и интуиции исследователя. Наличие аномалии не является основанием для однозначной оценки и, как правило, инициирует необходимость проведения более глубинного анализа выявленного факта. Предлагается считать значение Xs
квазинормой (условным эталоном) и при анализе результатов иссле­дования соблюдать определенную осторожность, особенно при сравнении объектов крупномасштабных систем.

В отличие от нормы-точки выявление нормы-интервала предполагает поиск на измерительной шкале таких пограничных значений признака, которые делят все объекты системы на «нормальные» и «анормальные». В зависимости от целей иссле­дования расчеты могут проводиться по определению следующих норм:

нормы минимаксной широты (Хшо);

нормы интердецильной широты (Х80);

нормы интерквартильной широты (Х50);

нормы размытой (назначаемой) широты (Х~).

Норма минимаксной широты (Хш) отражает полный размах значений параметров признака для всех объектов системы. Расчет Хтдостаточно тривиален и проводится следующим образом. Среди значений анализируемого признака g
,-
e

G
всех объектов М системы S
выбираются минимальное и максимальное значения и отражаются на измерительной шкале. Разница между максимальным и минимальным значениями и составляет величину Х100. Для характеристики состояния системы большое значение имеет информация о месте расположения и величине размаха Х1()(). Место распо­ложения Хитна измерительной шкале отражает уровень интериоризации нормы объектами системы: чем ближе Х]Оо расположено к концу шкалы, тем этот уровень выше. Размах Х100 представляет возможность определить, в какой степени объекты системы идентичны друг другу по анализируемому признаку: чем меньше Xim
, тем степень идентичности выше. Иллюстрационные варианты результатов расчета Х]Ж представлены на рис. 1.

Норма интердецильной широты (ХЫ)) дает возможность оценить по анализи­руемому признаку положение каждого объекта относительно всех других объектов системы. Положение признается «выше нормы», если объект попадает в 10% «пере­довых» объектов системы, и «ниже нормы», если он входит в 10% «отстающих». Присвоение интервалу наименования «отстающий» совершается в соответствии со смыслом каждого признака. Значения признака для остальных 80% объектов прини­маются как норма (Хт), отражающая тенденцию всей системы. Размах Хтхарактеризует степень интегрированности системы, а место расположения на шкале -уровень принятия или отторжения нормы.

Норма интерквартильной широты (Х5о) отличается от Х$птем, что по краям метрической шкалы отсекается не по 10% объектов, а по 25%. Таким приемом об­ласть значений признака, принимаемая за норму, заметно сужается.

Норма размытой широты (ЛГ~) отличается от Хюи Х5()тем, что отсечение крайних объектов на шкале проводится в количестве, задаваемом исследователем… Размер отсечения зависит от содержания решаемой задачи, специфики признака и других факторов.

Представляется, что определенный интерес вызывает возможность комплексного использования всех описанных типов норм. На рис. 2 в графическом виде представ­лены смоделированные результаты расчета четырех типов норм для двух признаков.

Взаимное расположение норм может иметь симметричный и асимметричный характер. Наличие центральной симметрии всех норм-интервалов относительно нормы-точки (средней, медианы, моды) характеризует систему как уравновешенную по количеству «отрицательных» и «положительных» объектов. Заметная асимметрия свидетельствует о наличии неких «перекосов» в сторону ухудшения или улучшения ситуации. Изучение симметричности может дать дополнительные возможности для анализа состояния системы.

Таким образом, наличие информации о значениях различных норм позволяет проводить анализ не только по обобщенным показателям Xs
, но и с использованием объектно-ориентированного подхода.

Выявление социальных норм интервального типа содействует более точному определению состояния отдельных систем, обеспечению более корректного срав­нения результатов различных исследований за счет использования идентичных приемов вторичной группировки эмпирических данных.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.