Оглавление
Введение
1. Развитие и формирование понятия социального государства
2. Социальное государство: сущность и понятие
3. Характерные черты современного социального государства
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность. Принцип социального государства является в последние годыобъектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей:юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немалопубликаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабови форм социальной деятельности государства, ее исторической и современнойдинамики, правового оформления принципа социального государства и егосоотношения с принципами государства правового и демократического.
В настоящее время принцип социального государства признан вомногих странах как один из основополагающих принципов современногоцивилизованного государства — наряду с его правовым, демократическим и светскимхарактером. Вместе с тем размах и способы осуществления социальной политикигосударств постоянно меняются, сталкиваясь с различными вызовами и рисками изаставляя науку и практику находиться в постоянном поиске их совершенствованияи оптимизации.
Проблематика социального государства чрезвычайно актуальна дляРоссии. Действующая Конституция провозглашает нашу страну социальным государством(ст. 7). Но в силу ряда объективных и субъективных причин данное положение вомногом остается лишь идеалом.
Разработка теории социального государства чрезвычайно важна,поскольку реализация социальной функции государства в разумных масштабахспособна принести и приносит обществу столь же огромную пользу, скольразрушительными (и экономически, и психологически, и политически) могут бытькак ее недооценка, так и необоснованное в конкретных исторических условияхгипертрофирование.
Целью работы является проанализировать исторический исовременный опыт осуществления социальной функции государства, и рассмотретьотличительные черты социального государства.
Объектом исследования являются отношения, которые возникаю вследствии формирования социального государства
Цель работы определила стоящиеперед нами задачи:
1. Рассмотреть пути развития иформирования социального государства
2. Определить социальное государство, егосущность и сформулировать понятие
3. Выделить современные пути формированиесоциального государства
Методологическую итеоретическую базу работы составилидостижения отечественных и зарубежных ученых в области теории права ЧиркинВ.Е., Храмцов А.Ф., РодионоваО.В, Кутафин О.Е, Лужков Ю, Зорькин В.Д,Гончаров П.К.
Новизна работы состоит в последовательном системном изучениифункционально-прагматического аспекта социального государства с позиций общей ичастной теории, а также в описании и теоретическом осмыслении ряда новыхтенденций формирования социального государства.
В начале исследования была сформулированагипотеза, согласно которой понятие социального государства за последниедва десятилетия изменилось под влиянием развития экономического пространства.
Поставленные цель и задачиопределили выбор методов и приемов работы: на этапе сбора материала –сплошной и случайной выборки, на этапе исследования – методов описания,контекстуального анализа, сравнения, обобщения и статистического анализа.
Структура работы сформирована в соответствии с поставленными задачами.Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списком литературы.
1. Развитие и формированиепонятия социального государства
Исследователи сходятся во мнении,что идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX в.как результат социально-экономических процессов, происходящих в обществе. Всередине XIX в. по территории многих стран прошла мощная волна революций икризисов. Установки индивидуальной свободы и невмешательства государства вэкономику перестали действовать, что грозило крахом существующим политическимрежимам. В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социальноговзрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти на уступки ипровозгласить новую миссию государства.
Термин «социальное государство»был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцемфон Штейном (1815 — 1890) в 1850 г. Большое влияние на его творчество оказалафилософия Гегеля. Социальное государство, по мнению Штейна, должно сознательнослужить интересам народа. Уничтожить классы не представляется возможным; властьвыражает интересы господствующего класса — класса имущих; класс же неимущихпредставляет потенциальную опасность для государства. Важнейшей задачейгосударства является «поднятие» низших классов. Следуя логике Штейна,вся система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживатьбаланс интересов между различными классами; как верно заметил Дж. Кеннеди, еслисвободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногихбогатых. Проблему предлагалось решить при помощи социальной мобильности каксредства преодоления классовых различий и комплекса мер социального характера.Сущность социального государства Штейн определил так: оно «обязаноподдерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественныхклассов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Онообязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своихграждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развитиядругого и именно в этом смысле следует понимать социальное государство»[10,C.82].
Говоря о зарождении даннойконцепции, нельзя не упомянуть труды других немецких ученых XIX в.: А. Вагнера(идея «государства культуры и всеобщего благоденствия»), Ф. Наумана,Ю. Оффнера. Характерная особенность трактовки социальной государственности унемецких ученых заключается в их взгляде на нее сквозь призму увязываниядеятельности государства по социальной защите граждан и рыночной экономики.
Значительный вклад в развитиетеории и практики социального государства внес «Новый курс» ФранклинаДелано Рузвельта. Явившись средством преодоления кризисных явлений в экономике,он в то же время стал базой для изменения охранительной роли государства иустановления этой концепции в США благодаря обширной, продуманной и эффективнойпрограмме реформ, включающей в себя огромный блок мер социального характера:борьбу с безработицей, законодательное закрепление права рабочих наколлективный договор и организацию профсоюзов, установление максимальнойпродолжительности рабочей недели, введение системы государственного социальногострахования по старости и безработице и др. Целью любого государства являетсясохранение социально-политической стабильности. Ради этого оно идет на уступкиобществу и, как результат, становится социальным. «Государство так жезаинтересовано трансформироваться в социальное, как оно заинтересовано в своемсамосохранении», — утверждает Л.Н. Кочеткова [7, C.41].
Важнейшую роль в воплощенииконцепции в жизнь сыграло возникновение Советского государства, где былазаконодательно закреплена социальная направленность политики.
Когда доктрина социальногогосударства приобрела концептуальное выражение (после Второй мировой войны),настал новый этап в ее развитии — конституционное закрепление. Этому типугосударства присущи особые, специфические функции, которые заслуживают бытьотображенными в тексте конституции. Первой провозгласила себя социальнымгосударством Федеративная Республика Германия, указав в ч. 1 ст. 20 ОсновногоЗакона: «Конституционное устройство в землях должно соответствоватьпринципам республиканского, демократического и социального правовогогосударства...» [5, C.82]. Так или иначе данное положение законодательноотображено в Конституциях Португалии, Греции, Турции, Дании, Швеции,Нидерландов и других стран.
Россия не отстала в этом смысле отевропейских стран, определив себя в ст. 7 Конституции РФ 1993 г. как социальноегосударство. Но если оценивать реализацию данной концепции в нашей стране,например по модели П.К. Гончарова (т.е. на трех уровнях: на научном — как идеюи ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном — как конституционныйпринцип, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственныхинститутов по решению социальных проблем общества и социальных групп), то можноприйти к выводу, что формирование социального государства в России находится насамом раннем этапе: разработка концепции только начинается. Государственноеуправление в большинстве случаев осуществляется без реальной опоры наюридическую доктрину, нормативная база — неполная, определены лишь некоторыеконституционные обязанности Российского государства в области социальнойполитики по отношению к его гражданам. О практической реализации вообще говоритьне приходится, так как отсутствуют концептуальный и нормативный элементы. 2. Социальное государства: сущность и понятие
Понятие «социальноегосударство» столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти кединому мнению. Тем не менее, резюмируя мнения российских и зарубежных ученых,а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социальногогосударства и его реализации в ряде стран мира, П.К. Гончаров констатирует, что«социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитогогосударства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенностивсех граждан посредством активной деятельности государства по регулированиюсоциальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества,установлению в нем социальной справедливости и солидарности»[3,C.51].Несколько иначе звучит определение социального государства в статье социолога:«Социальное государство — особый тип государства, возникший в результатеширокого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальныхсил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективныхобщих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости еедальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическуюэффективность и политическую стабильность, социальной политики»[14,C.23]. М.В.Баглай полагает, что «социальное государство берет на себя обязанностьзаботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, ихсоциальной защищенности»[2, C.118-119]. Как видим, исследователи усматривают особенностисоциального государства в том, что оно, регулируя экономическую и другие сферыобщественной жизни, акцент делает на проведении социальной политики.
Существует несколько моделей социальногогосударства.
Одна из них — либеральная модель,в основе которой лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личнуюответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи.Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальныхпрограмм осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частногострахования. При этом задачей государства является стимулирование роста личныхдоходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах.
Другая модель социальногогосударства — корпоративная, которая предполагает механизм ответственностипредприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своихработников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионноеобеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. Воснове социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельностьорганизаций-работодателей.
Наиболее распространенной модельюсоциального государства является модель, в основе которой лежит ответственностьвсего общества за судьбу своих членов, а главным принципом выступает условие,при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государствоперераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальныестраховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания.Вспомогательную роль играют действующие в странах негосударственные (частные)институты социальной помощи (различные фонды, программы и т.д.), которые играют,однако, вспомогательную роль.
В Европе сложилось два типа стран,принципиально различающихся соотношением доли участия государства, работника иработодателя в финансировании социальных программ.
К первому типу относятся страны ссоциально ориентированной рыночной экономикой, где бюджетные отчисления истраховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерноравны и основными каналами перераспределения являются государственные частные(т.е. находящиеся под государственным контролем) социально-страховые фонды. Ктаким странам относятся Германия и другие государства.
Ко второму типу относятся странытак называемого рыночного социализма, в которых значительная часть расходов насоциальные нужды берет на себя государство, а основным каналом перераспределенияявляется бюджет (например, Швеция).
Российская Федерация провозгласиласебя социальным государством, опираясь на свой опыт социализации экономическойи социальной жизни, а также учитывая менталитет ее общества.
Практика социальных государствпоказывает, что все они в процессе своей деятельности опираются на рядпринципов, включая:
-экономическую свободу человека ипризнание права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и ихпрофсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;
-доверие к регулирующей роли рынкачерез спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно иответственность государства за игру рыночных сил и создание условий дляупорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной наобеспечение благополучия своих граждан;
-социальную справедливость исолидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходовот богатых к бедным и загрузки трудоспособных, чтобы помочь уженетрудоспособным;
-участие работников в управлениипроизводством и распределением, в общественной и государственной жизни,развитие при этом различных форм экономической демократии.
Главная задача социальногогосударства — достижение такого общественного развития, которое основывается назакрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарностии взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым,влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости,чтобы обеспечить каждому достойное существование[8, C.145].
Первое место в ряду положений,относящихся к концепции социального государства, занимает положение осоциальной функции частной собственности, что совершенно справедливо, ведь«собственность является тем объектом, грамотное использование которогодает человеку возможность без вмешательства государства самостоятельно решатьсвои жизненные проблемы, не опускаться, но, наоборот, подниматься по социальнойлестнице, пополнять свое благосостояние»[1, C.8].
Второе положение, связанное сконцепцией социального государства, — социальное партнерство. Определение егодает ст. 23 Трудового кодекса РФ: это система взаимоотношений между работниками(представителями работников), работодателями (представителями работодателей),органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленнаяна обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросамрегулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с нимиотношений. Проблема в том, что данные нормы относятся к сфере труда и неисчерпывают всего многообразия отношений, возникающих между гражданином игосударством. В сфере конституционного права социальное партнерство должноосуществляться в следующих формах, как считает В.Е. Чиркин: соглашения работникови работодателей, представленных их организациями, по экономическим вопросам,политических партий — по принципиальным вопросам жизни общества, принцип ипорядок мирного разрешения социальных конфликтов, участие различных слоевнаселения в решении общенациональных задач[15, C.54].
Следующий постулат — социально-экономическое равноправие индивидов и их общностей. Социальные иэкономические права человека также неотчуждаемы и естественны, как личные,принадлежащие каждому от рождения. Уравнять всех и во всем — это утопическаямысль, но вполне реально предоставить индивидам равные социально-экономическиевозможности в соответствии с их статусом в обществе. Это одна из целейсоциального государства.
Социальная справедливость — важнейший теоретический аспект концепции. Около трети рассматриваемых вКонституционном Суде жалоб относится, по существу, к вопросам ее обеспечения[4,C.48].Практически это связано с решением вопросов инфраструктуры, установлениемминимального размера оплаты труда, потребительской корзины: то ли минимумоказывается слишком мал, то ли корзина слишком «легкая». Между темсоциальная справедливость — принцип, который социальное государство должногарантировать. В.Е. Чиркин высказывает мысль, что данный тип государства выступаетсоциально-политическим арбитром, так как регулирует экономическую, социальную,политическую и даже духовную сферы жизни общества.
При осуществлении этих позицийглавным остается финансовый вопрос. Ввиду этого невозможно существованиесоциального государства без социально ориентированной экономики.
Ошибочным является мнение,согласно которому государство, гарантируя гражданам социальные права и создаваяусловия для их свободного развития, делает это себе в ущерб.
Правоведы оценивают сегодняшнеесостояние социального государства в России на уровне первой половины 20-х годовXX в. Разработанная в 2004 г. концепция социального государства не реализуется[11, C.18]. 3. Характерные черты современного социального государства
Современная наука пока невыработала единого понимания социального государства. До сих пор не решенвопрос, обладает ли понятие «социальное государство» относительнойсамостоятельностью или оно выражает конституционно закрепленную функциональнуюзависимость между сущностью, содержанием и формой государства. По сути, вопросстоит так: тождественны ли понятия «социальное государство» и«социальная функция государства»?
Социальная функция — этодеятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членовгосударства к общественным благам с целью обеспечения стабильности(самосохранения) социума. На современном этапе социальная функция государствапретерпевает значительные изменения. Еще совсем недавно основной цельюсоциального государства было обеспечение публично-властными структурами правана достойное существование для каждого гражданина, а мера свободы, которуюможет обеспечить государство посредством выплаты пособий по безработице,пенсий, дотаций и т.п., являлась основным критерием степени «социальности»государства. Именно этот критерий определял парадигму социальной функциипатерналистского социального государства. Сегодня происходит смена основногокритерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичнойвласти, — скорость и степень «включения» гражданина в трудовуюдеятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособныхгражданах), что определяет степень «социальности» современногосоциального государства.
Современное социальное государство- это этап развития социального государства, следующий за патерналистскимсоциальным государством. Социальное государство — это не этап развитияправового государства, а этап развития государственно-организованного обществав целом. Можно согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, чтосоциальное и правовое государство как «атрибуты государства приобретаютясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режимеупотребления»[6, C.26], и толкуют о «фундаментальных противоречиях междуправовым и социальным началом его бытия»[13, C.10]. Такой атрибутгосударства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типагосударства, развивающегося в рамках индустриального или постиндустриальногообщества. Не только государство (публичная власть и ее структуры) обязаныосуществлять социальную функцию, это обязанность всего современногогосударственно-организованного общества. Причем основным актором осуществлениясоциальной функции в современном государстве в зависимости от множествафакторов могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданскогообщества. Возможен и такой вариант — оба эти соактора реализуют социальнуюфункцию субсидиарно.
Современное неопатерналистскоесоциальное государство — это модернизированная форма социального государства,отвечающая требованиям времени. Но следует отметить, что видоизменяющаяся рольорганов публичной власти в реализации социальной функции влечет за собойобретение общественными отношениями иного формата. Социальная функция в рамкахнеопатерналистского социального государства побуждает людей с ограниченнымивозможностями, женщин с малолетними детьми и безработных вести активнуютрудовую жизнь. И если относительно безработных такая политика может бытьоправдана и государственно-организованное общество только выиграет от нее, то вотношении таких социальных групп, как женщины с малолетними детьми и лица сограниченными возможностями (инвалиды, пенсионеры по старости), дело обстоитвесьма проблематично. В отношении инвалидов вопрос стоит о гуманности такогорода шагов. Ну а в отношении матерей малолетних детей ситуация становится ещеболее сложной и острой. Дети, оставшиеся без необходимого присмотра,безнадзорные дети — это проблема и обременение будущих поколений, зачастуюутраченная возможность должной социализации подрастающего поколения.
Идея новой исторической формысоциального государства должна консолидировать весь накопленный опыт социальнойдеятельности: в нее включаются и обязанности государства по социальной защите,и обязанности гражданина активно и продуктивно трудиться. Реакция общества натенденцию приватизации социальной функции должна быть креативной, меры посокращению государственного финансирования социальной деятельностивоспринимались бы и реципиентами, и спонсорами как новаторские и вместе с тем необходимыеи справедливые.
Надо отметить, что и приватизациясоциальной функции не может быть полной, всеохватывающей. Потребности тех группнаселения, которые по каким-либо причинам не могут работать, должныудовлетворяться в обязательном порядке либо органами публичной власти, либо подих обязательным и постоянным контролем и с их субсидиарным финансированием вслучае необходимости. Соответствующие группы населения должны иметьгосударственные гарантии социальной помощи.
Идея модификации социальной функциине является исключительной прерогативой современной России, это общемироваятенденция, обусловленная объективно. В последнее время практически во всехсовременных государствах весьма существенно проявляется тенденция сокращениябюджетных расходов на социальные нужды, что требует своего научного осмысления.Все без исключения социальные государства приступили к подобного родамодификации еще в 80 — 90-х годах XX в. Сегодня и Россия вынуждена пойти поновому пути развития социальной функции. И Президент Российской Федерации, иПравительство РФ уделяют особое внимание развитию социальной функциигосударства. Но она по необходимости осуществляется в рамках современныхусловий, данных объективно. С одной стороны, Федеральная программа поувеличению рождаемости и попытка стабилизации демографической ситуации,Федеральная программа «Семью для каждого ребенка», а с другой — «монетизация льгот», которую можно считать модифицированным способомоказания социальной помощи определенным группам населения. «Монетизация льгот»- уступка необходимости, это тот самый вынужденный рациональный подход креализации социальной функции государства. Некоторые политики оцениваютситуацию по реформированию образования, здравоохранения, науки, культуры весьмапессимистично: «Доведение до логического конца политики коммерциализацииэтих сфер ставит под вопрос конституционные права граждан России иустановленные Основным законом принципы социального государства»[9, C.36]. Конечно,можно сожалеть о том, что социальная функция государства изменяет методы своегоосуществления, можно публично возмущаться, используя создавшуюся ситуацию дляприобретения определенных преференций в предстоящей предвыборной борьбе, нозадача ученых — беспристрастно проанализировать мировой опыт, выявить критериисовременной социальной функции, основные направления ее развития, современныеметоды ее осуществления. [12, C.82].
Наиболее характерные чертысоциального государства определяются в его социальной политике, которая всоответствии с Конституцией РФ (ст. 7) направлена «на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Важная роль в реализациисоциальной политики России отводится федеральным целевым программам, а такжеаналогичным программам, разрабатываемым в регионах.
Например, в перечень федеральныхцелевых программ на 2009 г. предлагалось включить 50 программ общей стоимостьюболее 300 млрд. руб., распределенных по шести направлениям, в число которыхвходят:
«Развитиеинфраструктуры», в том числе Программа «Жилище» (стоит более 20млрд. руб.);
«Новое поколение», в томчисле Программа «Дети России», Федеральная целевая программа развитияобразования и др. (около 13 млрд. руб.);
«Безопасностьжизнедеятельности и сохранение окружающей среды»;
«Новая экономика», в томчисле «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развитиянауки и техники» (8 млрд. руб.);
«Региональный паритет»,в том числе программы «Юг России» (2,1 млрд. руб.),«Восстановление и развитие экономики Чеченской Республики» (6 млрд.руб.);
«Реформированиеправосудия», в том числе Программа «Реформированиеуголовно-исполнительной системы» (2,9 млрд. руб.) и др.
Заключение
Подводя итоги нашему исследованиюможно сделать следующие выводы:
Исследователи сходятся во мнении,что идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX в.как результат социально-экономических процессов, происходящих в обществе. Всередине XIX в. по территории многих стран прошла мощная волна революций икризисов. Установки индивидуальной свободы и невмешательства государства вэкономику перестали действовать, что грозило крахом существующим политическимрежимам. В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социальноговзрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти на уступки ипровозгласить новую миссию государства
Россия не отстала в этом смысле отевропейских стран, определив себя в ст. 7 Конституции РФ 1993 г. как социальноегосударство.
Понятие «социальноегосударство» столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти кединому мнению.
Существует несколько моделейсоциального государства: либеральная модель, корпоративная, модель, в основекоторой лежит ответственность всего общества за судьбу своих членов.
Главная задача социальногогосударства — достижение такого общественного развития, которое основывается назакрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарностии взаимной ответственности
Идея новой исторической формысоциального государства должна консолидировать весь накопленный опыт социальнойдеятельности: в нее включаются и обязанности государства по социальной защите,и обязанности гражданина активно и продуктивно трудиться
Список литературы
1. Алейников Б.Н. Социальное государство исобственность // Государство и право. 2008. N 1.
2. Баглай М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации: Учебник. М.: Издательская группа«Норма-Инфра-М», 1998.
3. Гончаров П.К. Социальное государство:сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.«Политология». 2000. N 2.
4. Зорькин В.Д. Социальное государство вРоссии: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N1
5. Конституции государств Европы: В 3томах. Т. 1 — 2. М.: Норма, 2003.
6. Королев С.В. Конституционно-правовоерегулирование бюджетного федерализма: Автореф. дис.… д-ра юрид. наук. М.,2005.
7. Кочеткова Л.Н. Социальное государство:европейская теория и российская практика // Власть. 2008. N 4.
8. Кутафин О.Е.Российский конституционализм., Норма, 2008
9. Лужков Ю. Развитиекапитализма в России. 100 лет спустя: Спор с правительством о социальнойполитике. М., 2005..
10. Милецкий В.П. Социальное государство:эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. Политическиепроцессы в России в сравнительном измерении. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.
11. Основные проблемы социального развитияРоссии-78 // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. N 15.
12. РодионоваО.В.«Характерные черты социальной функции современногогосударства»//«История государства и права», 2007, N 3
13. Увачев В.А. Социально-правовоегосударство и гражданское общество постиндустриальной эпохи: правовые основыфункционирования и взаимодействия (на примере стран Западной Европы и США). Автореф.дис.… канд. юрид. наук. М., 2006.
14. Храмцов А.Ф. Социальное государство.Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социологическиеисследования. 2007. N 2.
15. Чиркин В.Е. Социальное государство:юридические индикаторы // Российский юридический журнал. 2007. N 4. С. 54.