Введение
Сегодня целый комплекспротиворечивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжнойсреде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, нашгосударственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен —«неформалов») продолжает удивлять мыслящую половину человечествасвоим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать ихадминистративными методами. Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабенам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять подобных ошибок и неспособствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, чтомолодёжь требует и чем вызваны подобные требования.
«Мировоззрение — этосистема взглядов на объективный мир и место в нём человека», включающая также«отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а такжеобусловленные этими взглядами основные жизненные позиции». Мировоззрение играетрешающую роль в отношении человека к миру. Определяющим признаком мировоззренияявляются не знания сами по себе, а выработка на основе этих знаний отношения кмиру.
Неотъемлемый компонентмировоззрения — убеждения, существенная черта которых — приверженность идее,которую человек признаёт справедливой и правильной. Например К. Маркс писал,что коммунистические идеи, которые овладевают мыслью, «подчиняют себе нашиубеждения», к ним «разум приковывает нашу совесть,— это узы, из которых нельзявырваться, не разорвав своего сердца… ».
Характер мировоззренияопределяется в конечном счёте уровнем общественного развития, состоянием науки,просвещения. Решающим условием развития мировоззрения (кстати, оно можетформироваться стихийно или целенаправленно) человека является его активноеучастие в жизни общества.
Система норм иценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной.Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническоепроисхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценностисубкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означаютотказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишьнекоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится ксубкультуре с неодобрением или недоверием.
Иногда группа активновырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующейкультуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируетсяконтркультура. Известный пример контркультуры — хиппи 60-х годов или «система»в России 80-х годов.
Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуресовременной молодежи в России.
Особенностью нынешнейситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика подростков,заключается в том, что этот процесс происходит в условиях ослабленияполитического и идеологического прессинга, расширения социальнойсамостоятельности и инициативы молодежи. Он сопровождается переоценкойценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новымипредставлениями о своем профессиональном будущем и будущем общества.
1. Нравственныеубеждения, нравственные идеалы, самосознание и чувство взрослости как основныеновообразования молодёжи
Характерныечерты молодёжи – стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике,желание быть «на ровной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности.Именно в подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлосьпривычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон егожизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебнойдеятельности, – в подростковом возрасте начинается систематическое усвоениеоснов наук. Это требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления,новой организации внимания, приёмов запоминания.
Изменяется иотношение к окружающему: подросток уже не ребёнок и требует иного к себеотношения.
Подростковыйвозраст, особенно с 13-15 лет – это возраст формирования нравственныхубеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своёмповедении. В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам,таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни.
Формированиюу подростка правильного отношения к действительности, устойчивых убежденийнеобходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно в этом возрастезакладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе,которые дают о себе знать и в будущем. Нравственные убеждения подросткаскладываются под влиянием окружающей действительности. Они могут бытьошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когдаони складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы,неблаговидных поступков.
В теснойсвязи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются ихнравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Какпоказали исследования, идеалы у подростков проявляются в двух основных формах.У подростка младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либоконкретного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств.С возрастом у молодого человека наблюдается заметное «движение» от образовблизких людей к образам лиц, с которыми он непосредственно не общается.
Старшиеподростки начинают предъявлять более высокие требования к своему идеалу. Всвязи с этим они начинают осознавать, что окружающие, даже очень любимые иуважаемые ими, в большинстве своем самые обыкновенные люди, хорошие и достойныеуважения, но не являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому в13-14 летнем возрасте особенное развитие приобретают поиски идеала за пределамиблизких родственных отношений.
В развитиипознания молодёжи окружающей действительности наступает такой момент, когдаобъектом познания становится человек, его внутренний мир. Именно в подростковомвозрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологическихкачеств окружающих.
Наряду сростом такого интереса к другим людям у подростков начинают формироваться иразвиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личностныхкачеств.
Формированиесамосознания – один из важнейших моментов в развитии личности подростка. Фактформирования и роста самосознания накладывает отпечаток на всю психическуюжизнь подростка, на характер его учебной и трудовой деятельности, наформирование его отношения к действительности. Потребность самосознаниявозникает из потребностей жизни и деятельности. Под влиянием растущихтребований со стороны окружающих у подростка возникает потребность оценить своивозможности, осознать, какие же особенности его личности помогают им, наоборот,мешают быть на высоте предъявляемых ему требований.
Большую рольв развитии самосознания молодого человека играют суждения других. Усложнениетребований, которые предъявляются подростку в процессе его деятельности,развитие его самосознания, общий рост сознательного отношения кдействительности приводит к качественно новому этапу в его развитии. Уподростка появляется и приобретает довольно заметное значение стремление к самовоспитанию– стремление сознательно воздействовать на себя, формировать такие качестваличности, которые он рассматривает как положительные, и преодолевать у себяотрицательные черты, бороться со своими недостатками.
Вподростковом возрасте начинают складываться и закрепляются черты характера.Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанные с ростом егосамосознания, является стремление показать свою
«взрослость».Молодой человек отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослыесчитались с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметьодинаковые с ними права.
Переоцениваявозможность своих возрастных способностей, подростки приходят к убеждению, чтоони ничем не отличаются от взрослых людей.
Отсюда ихстремление к самостоятельности и известной «независимости», отсюда –болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых,недооценивающих их права и интересы. Следует отметить характерную дляподросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неудовлетворенностьхарактера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения.
Значительноеразвитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. Подвлиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развиваетсяспособность длительно преследовать сознательно поставленные цели, уметьпреодолевать препятствия и трудности на этом пути.
Анализируявсё выше сказанное можно обобщить и выявить следующие возрастные особенностихарактерные для подросткового периода: 1. Потребность в энергетическойразрядке; 2. Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала; 3. Отсутствиеэмоциональной адаптации; 4. Подверженность эмоциональному заражению; 5.Критичность; 6. Бескомпромиссность; 7. Потребность в автономии; 8. Отвращение копеке; 9. Значимость независимости как таковой; 10. Резкие колебания характераи уровня самооценки; 11. Интерес к качествам личности; 12. Потребность быть; 13.Потребность что-то значить; 14. Потребность в популярности; 15. Гипертрофияпотребности в информации
У подростковпоявляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот периодони стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всегодетского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастаетроль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания.Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараютсянайти идеал или образец для подражания. Зачастую таким образцом становится илинекий собирательный образ, или старший товарищ, или взрослый, которогоустраивает роль «учителя». Этим иногда пользуются представители разных сект,асоциальных группировок.
2. Субкультурысовременной России
Молодежныесубкультуры в современной России охватывают в основном школьниковстарших классов. Психологи утверждают, что так тины формируют самооценку,им легче самоутвердиться в группировках, чем реальными поступками,свидетельствующими о взрослости. Молодежь же утверждает, что делоне в заниженной самооценке: новые веяния в российском обществеобусловливают смену принятых установок.
Как быто ни было, молодежных течений сегодня достаточно,и их приверженцев объединяет многое, от философиидо символики. Краткий обзор основных из этих течений представляет намследующую картину.
Формированиеподростковых субкультур в России имеет свои специфические причины,отличные от стран Запада. Прежде всего, это — социальнаяи экономическая неустойчивость общества. Экономический подъем,наблюдавшийся в последние годы, принципиально картину не изменил.Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которыестимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблемапреодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания.Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростковпредставляется быстрое достижение престижного социального положения.
Неформалысильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, какследствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяютсяпо признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев.Не говоря уже о футбольных болельщиках: таких объединений —около 80%.
На фонераспространения в стране субкультур и псевдокультур растет уровеньпреступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятыймолодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы разсовершил правонарушение или преступление. И это тоже связаносо спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всейчисленности подростковых группировок — наркоманы и токсикоманы.
В 1986 годубыло официально признано существование неформальных группировок в СССР.По молчаливому согласию подростки стали «отгораживаться» от взрослыходеждой, атрибутикой, сленгом, манерами и моралью, за что и подвергалисьосуждению. Тогда-то подростковые группировки и начали делитьна асоциальные, антисоциальные и т.д.
Например, панки, хиппи, байкеры, рокобиллиотносили к асоциальным: угрозы обществу они не представляли,но и общим нормам поведения не подчинялись. Антисоциальныминазывали подростковые группировки, которые носили агрессивный характер,утверждаясь за счет других.
А вотподростковые банды, не относясь ни к той, ни к другойгруппе, так и остались отдельной классификацией: «банды». Так называлиобъединения подростков по территориальному признаку: здесь царили своинравы и законы, ценился культ силы и умение драться. В ходу былитакие выражения, как «травка», «прикидка», «счетчик» и тому подобное;принято было ходить при оружии. И ныне банды по-прежнему враждуют другс другом и терроризируют «нейтральных» подростков. Такие организацииназывают также, в зависимости от места, «конторами», шайками.В них входят «боевики» 16-18-ти лет и «шелуха» — подростки лет14. Возглавляют банды лидеры от 19 до 22 лет.
В отдельнуюгруппу выделились всем известные молодежные группировки, избравшие символикусо свастикой. Они называют себя «фашиками», «фашистами», «наци»,«нацистами», «Национальным фронтом». В народе же они больше известныкак скинхеды («бритоголовые»).
Но естьи молодежные объединения, которые получили название просоциальных: этообъединения по защите природы, памятников архитектуры. Эти группы, целькоторых — приносить пользу обществу, малочисленны, но активны.
Такжесуществуют неформальные группы художественного направления. Интересени так называемый «компьютерный андеграунд» — своеобразный молодежныймир, в котором много подгрупп со специфической структурой:на самом низком уровне находятся юзеры (пользователи), потом идет группа«пойнтов», далее — «сисопы», или системные операторы (администраторы),руководят же ими так называемые сетевые коммуникаторы. В этом миресуществует свой особый сленг и стиль общения. Отсутствие постоянногоконтакта в «реале» они компенсируют обменом электронными письмами, которыйстал их ритуалом.2.1 Родом из Люберцев:не «Любэ», но люберы
Люберы —широко известная молодежная группировка с ярко выраженной агрессивностьюв поведении. Первоначально это было стихийное объединение подростков,боровшихся за «оздоровление» общества: они «перевоспитывали» бомжей,проституток, алкоголиков и т.д., преследуя и избивая их. Онипоявлялись в разных городах России, всегда готовые к неожиданномунападению.
Эта практикастихийных избиений несколько позже стала «образцом» для скинхедови баркашовцев — группировок с более организованной структурой,также состоявших в основном из подростков.2.2 Скины
Их отличительныйсимвол — свастика, знак, который даже не говорит, а кричит самза себя. Носят его наши с вами современники, которые родились намногопозже победы над фашизмом. Они называют себя фашистами и этим гордятся.Кто-то даже знаком с отдельными высказываниями и произведениями Ницшеи Шпенглера. Большинство же следуют простой установке: «основнуючасть «недочеловеков» надо уничтожить, а остальных превратитьв рабов».
Как сформировавшеесямолодежное движение скины появились в России еще в начале 90-х годовХХ века. В основном среди сторонников фашистской идеологии —молодежь до 21 года, хотя в их рядах есть и люди22-26 лет.
Подростки-скинывыделяются из толпы бритыми головами, черной одеждой, брюками,заправленными в ботинки. Иногда на одежде присутствует изображениепитбуля. В общественных местах стараются появляться группками. Встретитьих можно в основном вечером, когда настает «их» время. Тусоваться онистараются в разных местах, а при встречах могут устраивать обсуждение«хроники дня». И если одним ненацистом стало меньше… то эта новостьпринесет бурную радость.2.3 Фаны
Футбольныхфанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется этотем, что болельщики — одна из самых активных подростковых группв России.
Чтохарактерно для фанов — они, как правило, даже не знают историюкоманд, но «в курсе» недавних событий и предстоящих матчей. Дляних большое значение имеет эмоциональная разрядка, возможность орать, буянитьи смешивать разные установки и стили жизни.
Впрочем,и эти объединения сильно разнятся.
Так,например, группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк,но защищает «младших» (новичков). Они хорошо развиты физическии пропагандируют «чистый образ жизни».
Однако средиподобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь»на сленге — «пьяница»). Как можно догадаться, это —болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17-18 лет,но есть и постарше.2.4 Экологисты
Такиемолодежные движения, защищающие окружающую среду, в России непопулярныи малочисленны (всего 4%), даже в Чернобыле. Акции российского«Гринписа» по большей части неэффективны и являются подражаниемЗападу. Такие движения удобно формировать при официальных структурах:самостоятельно существовать они не могут из-за материальных трудностейи правовых препятствий.2.5 Байкеры vs. Мотоциклисты
Мамыи папы современных подростков наверняка помнят, как в середине 80-храспространилось новое направление в музыке — хэви-металл. А ещепоявились длинноволосые ребята, на мотоциклах и в косухах,которым даже в голову не приходило следовать правилам дорожногодвижения. Их стали называть байкерами.
Узкий круг«своих» принимал к себе новеньких только после отбора,и исключительно тех, кто мог отстоять свои убеждения кулаками. Силаи тренировки культивировались, мускулы наращивались, внешний видстановился все более устрашающим.
Многие байкерыдействительно были металлистами, а на концертах выступали дажедобровольной охраной. Символом абсолютной байкерской свободы стал флагКонфедерации.
Однако длятого, чтобы подражать байкерам Запада, нужно иметь хороший материальныйдостаток. Кроме того, имея мотоциклы, их владельцы не могут исправитьэлементарные поломки. А ведь умение привести в порядок своего «коня»является неотъемлемым элементом субкультуры.
Сейчасдвижение байкеров в России обрело иной смысл. Молодежь, придерживающаясяобраза жизни байкеров, не имеет идейной основы. Это движение ещене до конца сформировалось среди ребят из семей с небольшимдоходом. Но оно уже не байкерское. Это небольшие группки безкакой-либо атрибутики и даже названия. С байкерами они себя теперьне ассоциируют. А съезды на мотофестиваль в Малоярославцедемонстрируют уже совсем иной стиль жизни молодежи.
Участникифестиваля сами собирают или переделывают свои мотоциклы. Подростки могутбуквально переселиться на несколько месяцев в гараж или устроитьмастерскую прямо в квартире. После завершения работы они компаниями ездятна мотоциклах по городу, соблюдая все правила движенияи не ставя перед собой каких-то целей.2.6 Рейверы
В англо-русскомсловаре вы быстро найдете перевод слова «rave», означающего «бредить»,«бред». Покопавшись в Интернете, можно наткнуться еще на одноопределение в «Словаре современного сленга» Т. Торна: «рейв» —«дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения».
Последнееопределение точнее всего описывает поведение образовавшейся молодежнойсубкультуры в России и сформировавшийся у тинов ночной образжизни.
Почемуночной? Потому что обычно рейверы — посетители ночных клубов, и, надозаметить, недешевых. Неудивительно, что эта группа малочисленнапо сравнению с теми, чьи увлечения требуют меньших затрат.
2.7 Хип-хоп-культура
Средироссийских подростковых сообществ группировка хип-хоперов появилась давнои, видимо, надолго.
Когда кто-тоначинает говорить о хип-хопе, сразу возникает ассоциация с английскимсловом «street» — улица. Считается, что это направление родилосьна улицах цветных кварталов США.
Вспоминаютсяи другие словечки, которые уже давно на слуху и частоупотребляются среди подростков: «брейк-данс», «рэп», «граффити», «ди-джеинг»и даже «стритбол» (уличный футбол) и «роллинг» (катаниена роликах). «Подгруппы» хип-хопа разнообразны, возможно, именно поэтомуданная субкультура охватила довольно широкие круги молодежи в России.
Сейчаснаправление поддерживается органами государственной власти и становитсявсе более популярным и на сцене. Эта молодежная субкультурапротивопоставляется криминальным подростковым группировкам, т.к. «битвы» здесьпропагандируются исключительно с целью установить, кто лучше владееттехникой того или другого из танцевальных направлений.
Средипоклонников этой субкультуры ценится ловкость, умение двигаться и толькопотом уже — сила, необходимая для акробатических движений. Особеннонаглядно это можно наблюдать в брейке, или ломаном танце, который нашелмного поклонников среди наших подростков.
Появилисьи все большей популярностью пользуются хип-хоп-школы, а такжепроводимые фестивали, конкурсы, в том числе и граффити.
Хоть названиеи происходит от итальянского «царапать», на самом деле этосовсем не царапанье. Данное направление давно стало арт-дизайном, которыйтеперь можно увидеть не только на стенах домов или заборах, но и в клубах,оформленных в молодежном стиле.
Подросткиувлеклись этим видом «настенной живописи» и начали совершенствоватьсяв технике исполнения, проводя «мастер-классы», так что разрисованные стенывсе чаще пестрили и «радовали» обилием цветов.
Общественностьустала с этим бороться, и городские власти нередко были вынужденыотводить специальные места, где ребята могли бы «отрываться в полныйрост», пока хватит сил, времени, фантазии и, конечно, краскив баллончиках.
Сейчас можновстретить много подростков, одетых в хип-хоп-стиле, но вовсене относящихся к приверженцам этого направления. Подобный стильв одежде продиктован, прежде всего, относительной дешевизной, а такжеизобилием этих товаров на рынке. Так что, проходя мимо подросткав широких штанах, вы, конечно, можете решить, что он «рэпер».Но это не факт.2.8 Феномен «романтическойкомпенсации повседневной рутины»
Этот феноменвоплощают совершенно уникальные и весьма популярные в данное времямолодежные движения. Они ярко демонстрируют стремление молодых людейк обновлению, «украшению» своей жизни чем-то необычным, пытаются привнестив серые будни захватывающие впечатления и адреналин, частопосредством экстрима. Последователи этих течений объединяются для занятийэкстремальными видами спорта или для походов в глухую тайгу, чтобы«забросить» себя все в те же экстремальные условия.2.9 Диггеры
Их влечеттаинственность подземных ходов, опасности подземного мира… Закрытость этогообщества, которое не любит афишировать свои действия и своесуществование в принципе, привлекает молодежь. Таких объединений многопо всей России. Они объединяются в маленькие группкии не любят принимать в свои ряды кого-то еще.
Диггеры имеютнечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземнымикоммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологическихпроблемах, которыми могут быть чреваты земные недра.2.10 Толкинисты
Движениеродилось благодаря увлечению молодежи ролевыми играми с многочисленнымиперсонажами из книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелинколец» и «Сильмарилион». Постепенно движение стало не толькомолодежным, но и общественным, провозгласив своим лозунгом: «Тусоватьсявсегда, тусоваться везде, даже на суше, даже в воде». Так называемые«тусовки» проходят в костюмах эльфов, гномов, гоблинов и т.д., —как правило, самодельных.
Популярноесреди толкинистов времяпровождение — «бои» с использованиемдеревянного оружия. Могут они встречаться и для общения, обсуждениясценариев для следующих встреч, но неизменно ведут себя соответственновыбранным ролям, не выходя из образа. У них даже выработалсясобственный этикет в общении: «аристократический», с подчеркнутовитиеватыми фразами.
Особыйинтерес представляют «семейные отношения» толкинистов. Они могут даже«повенчаться», причем «жрец» произносит: «Я венчаю вас во имя водки,пива и спиртнаго духа». «Жених» и «невеста» целуются,а собравшиеся считают вслух. Насчитали до 20 — значит,в случае «развода» нужно будет поставить 20 бутылок пива. Невыгодно«разводиться», да? Говорят, что «сказочные» свадьбы нередко заканчиваютсяреальными...
Считается,что ролевые игры помогают решить молодым людям всегда актуальную проблемуобщения в молодежной среде. Но начинает казаться, что для этих ребятмир, созданный Толкиеном, реальнее российской действительности… Молодыероссияне пытаются уйти в этот яркий мир от того, чтоих окружает.
Заключение
Подводя итоги работы,надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которыесоответственно влияют на социализацию подростков. Вообще обществу требуютсятакие его члены, которые способны жить в этом обществе.
Сегодня в России в связисо сменой политической и экономической ориентации государства, основныетрадиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семьяне способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкоепадение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствиефинансирования в школе привело к кризису в системе образования.
В наибольшей степенипроблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарнойсистемы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём прослеживаемойне столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримостьрождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая отродителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни,взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальныхпротиворечий и произрастает современная молодёжная субкультура — «вся изконтрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем».
В связи с этим, задачейсовременного исследования молодёжной субкультуры должен быть в первую очередьотказ от негативистских предубеждений и дифференцированный подход к оценкеотличных от общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных инеформальных молодёжных объединений.
И в качествевывода. Еслинарод имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительствоимеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают — любое проявлениеневнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, сдругой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы длянастоящего и будущего общества.
Списоклитературы
1. Ковалева А. И.Кризис системы образования.// Социс 3/94 с.58
2. Раковская О. А.Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / М.«Наука» 1993. с.35
3. Кравченко А. И.Введение в социологию/М. «Новая школа» 1995. с.56
4. Проблемысоциализации молодежи. Реферативный сборник/М. 1993. с.52
5. Воронин Г. Л.Конфликты в школе.// Социс 3/94 с.21
6. Пономарчук В. А.,Толстых А. В. Среднее образование: две критические точки современной школы.//Социс 12/94 с.54
7. Дементьева Н. Ф.Семья в системе стартовых жизненных условий старшекласснников.// Социс 6/95 с.6
8. Руткевич М. Н.Социальная ориентация выпускников основных школ.//Социс 10/94 с.23
9. Жуховицкий Л.А.Всё, в чём вы нуждаетесь М. 1990. с.53
10. Лисовский В.Т.Советское студенчество: социологические очерки. М.1990. с. 5
11. Лисовский В.Т.Социология молодёжи. М.1996. с.54
12. 4. МорозовВ.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодёжив условиях реформ. //Социально-политический журнал. 1998. №1. с.21
13. Сикевич З.В.Молодёжная культура: «за» и «против». Л. 1990.
14. Смелзер Н.Социология. М., 1994. с.67