Реферат по предмету "Философия"


Саадья Гаон-первый еврейский философ

Еврейскаяфилософская школа Александрии оказалась недолговечной и со смертью Филонаугасла, во всяком случае — для евреев. Только с Х века н.э., когдамусульманский мир познакомился с греческой цивилизацией, еврейская философияполучила последовательное развитие и стала ведущим началом в формированииеврейской мысли. В этом движении участвовало множество философов-евреев, нопервым еврейским философом Средневековья был Саадья Гаон, которого называют«отцом еврейской философии».
Саадья,как и школа «словесников», или, на международном языке того времени,«каламистов» (от арабского корня «калам» — слово),мусульманских теологов, исходил из того, что следует акцентировать внимание нароли разума в достижении правильных представлений о Боге. В то же время вомногих философских вопросах Саадья проявил себя как самостоятельный мыслитель.В своем труде «Эмунот ве-деот» — что значит дословно «ВЕРА ИЗНАНИЯ» — Саадья стремится установить взаимосвязь между откровением(верой) и разумом (знанием).
Противоречиемежду разумом и откровением представляется ему невозможным, т.е. оба онивосходят к единому Божественному источнику. Единственное различие между нимиСаадья видит в методе: по сравнению с разумом откровение — более быстрый ипрямой способ постижения Божественной истины. Более того, откровение и разумвзаимодополняют друг друга в познании истины: откровение спасает разум отобуревающих его сомнений и неуверенности, в то время как разум способствуетпояснению и распространению идей, полученных путем Откровения. То есть междунашим умом и сознанием Всевышнего не ставится знак равенства, но Саадьяоткрытым текстом говорит (первым, кстати, из философов своей эпохи) — чтопропасть между ними не так уж глубока, мы для того и созданы разумными, чтобыпонимать нашего Творца, а не верить в него так же слепо, как верили бы существалишенные сознания:
Атот факт, что Он нам открылся так, а не иначе, при экстремальных, неожиданныхили парадоксальных обстоятельствах и в словах, которые не всем с первого разапонятны, нисколько не противоречит нашей способности это откровение вместить ипонять: это и будет настоящая вера, а не слепая рабская преданность. Стал быВсевышний открываться тем, на чье понимание он вообще не может рассчитывать — ведь ни коровам, ни деревьям он не ставит задач, которых их мозг не можетвыполнить, а людям ставит!
Установивосновополагающее единство разума и откровения, Саадья рассматривает в светеразума явленные откровением истины еврейской традиции. Излагая свои собственныевоззрения, он полемизирует с распространенными теориями и концепциями. Образцомможет служить полемика, которую Саадья ведет с каламистами, не признающимизаконов природы и причинно-следственных связей. Для каламиста в мире несуществует иного закона, кроме воли Бога: он, например, утверждает, что, еслиземля увлажняется во время дождя, это происходит не потому, что идет дождь, апотому, что такова воля Бога. В противоположность этим утверждениям, Саадьявсячески подчеркивает действенность законов природы.
Сдругой стороны, Саадья видит в акте Творения самый убедительный довод в пользусуществования Творца. Поэтому он начинает изложение своей философской системы сдоказательства основополагающего принципа: мир был сотворен ex nihilo (изничего) и во времени. Отсюда вытекает существование Создателя, который Вечен,Всемудр и Всемогущ. Саадья защищает единство Бога против триединствахристианства и дуализма фарси. Бог не только Един в числовом смысле слова. Онабсолютно неразложим и чист как дух, свободный от каких-либо физических свойстви атрибутов.
Многиесвященные писания, противоречащие этой философской концепции Бога, следуетпоэтому понимать в сугубо фигуральном смысле. Человек — венец творения и,следовательно, предмет особой заботы и любви Бога. Это значит, что Богстремится сделать человека счастливым. С этой целью даровал Он человеку Тору сее заповедями, и одним фактом подчинения Торе человек может достигнуть своего наивысшегоблага. Заповеди Торы распадаются на два класса: заповеди разума (этика) изаповеди откровения (обряды). Это не значит, что заповеди откровения лишеныразума, это значит лишь то, что они не могут быть проверены человеческимразумом без помощи откровения. Тора вечна и неизменна благодаря своейвнутренней ценности. Более того, вечность Торы связана с вечностью еврейскогонарода. «Израиль является народом лишь благодаря своей Торе», и таккак Превечный провозгласил устами своих Пророков вечность Израиля, Торанеизбежно должна также быть вечной.
Торане противостоит жизни. Он не согласен с теми, кто утверждает, что лучшее, чточеловек может сделать в мире — это посвятить всего себя служению Богу, проводядень в постели, а ночь в восхвалениях Превечного, и отказаться от любых мирскихдел. Напротив, Учение не оторвано от человеческой и социальной деятельности.Тот, кто отворачивается от жизни ради Богослужения, ради служения идее Бога,очищенной от проявлений жизни, утверждает Саадья, лишается возможностивыполнять многие предписания традиции: «Как может отшельник соблюдатьзаконы о правильных весах и мерах?.. Какой гражданский закон исполнит он в духеистины и справедливости?.. Это же относится и к законам посева, отделениядесятины, благотворительности и пр.»
Длятого чтобы человек мог выполнять предписания Торы, Бога наделил его душой,следовательно — свободой воли и способностью различать добро и зло,руководствуясь нормами, установленными Торой. Душа — тончайшая духовнаясубстанция, и потому она неразрушима и бессмертна. Однако душа явственносвязана с телом и образует с ним природное единство. С элементами этого теладуша обязательно воссоединится в день воскресения мертвых. Хотя доктринувоскресения мертвых нельзя доказать философским путем, доводы философии немогут ее и опровергнуть. Собственно говоря, эта доктрина находит некотороеподтверждение в разуме и в значительной степени согласуется с законами природы.Это, однако, не относится к понятию метапсихоза, или переселения душ, так какобъединение человеческой души с телом животного противоречило бы законамприроды. С доктриной воскресения мертвых связана также идея о мессианскомосвобождении Израиля, которую также не в силах поколебать доводы разума.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лікувальне харчування
Реферат Актуальность темы курсовой работы обусловлено тем, что в современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни предприятия
Реферат Организация эксплуатации и обслуживания электрооборудования
Реферат Влияние учебного процесса на формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста
Реферат Boris Leonidovich Pasternak Essay Research Paper BORIS
Реферат Анализ и диагностика финансово-хозяйствееной деятельности компании
Реферат Акт о результатах проведения в Республике Бурятия плановой выездной проверки полноты и качества осуществления переданных полномочий в области содействия занятости населения и расходования средств на осуществление переданных полномочий
Реферат Шпаргалки по популяционным процессам (популяционной экологии)
Реферат Геоинформационное обеспечение мониторинга экогеосистем горнодобывающих предприятий
Реферат Проблема социализации личности
Реферат Статистические методы управления качеством Гистограммы
Реферат Конструкционные стали и сплавы
Реферат Античная культура: Рим. (Укр.)
Реферат Транснациональные корпорации и их взаимодействие на мировую экономику
Реферат Органічні добрива на основі відходів тваринництва та птахівництва