Реферат по предмету "Социология"


Сущность социального проектирования

Содержание:
Введение
Сущность социальногопроектирования
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Всовременных условиях возрастающей потребностью становится проектированиесоциальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состоянияконкретного социального объекта, процесса, явления в пределах определеннойпрограммы и плана. По поводу возникновения социального проектированиясуществуют три точки зрения.
Согласнопервой проектирование возникло уже в античные времена. Труд Платона«Государство» можно считать одним из первых социальных проектов.
Согласновторой точке зрения говорить о проектировании можно только начиная с 20 — 30-хгг. XX столетия, когда сложилась философия и идеология проектировочнойдеятельности.
Всоответствии с третьей точкой зрения проектирование возникло во второй половинеXX в., когда социальная сфера переместилась с задворок общества в его центр. Вэто же время сложился системный подход, который предопределил проектированиекак разновидность системного моделирования. Реализуемые ныне национальныесоциальные проекты (образование, здравоохранение, доступное жилье и др.)подтверждают актуальность и значимость социального проектирования[2, C.127-128].

Сущность социального проектирования
Социальноепроектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств,социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов,при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектированиисоциальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многомпредопределяет специфику социального проектирования. При этом в основаниясоциального проектирования должны быть заложены следующие параметры:
— противоречивость социального объекта;
— многовекторность развития социального объекта;
— невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любойсоциальной теории (принципиальная неформализуемость);
— многофакторность бытия социального объекта;
— наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должногои сущего в отношении развития социального объекта;
субъективныефакторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социальногопроектирования;
— факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социальногообъекта.
Перечисленныевыше факторы не являются конечным списком причин, определяющих спецификусоциального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрическихчерт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов кореннымобразом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладаютуказанными чертами[1,с.7].
Социальноепроектирование является систематическим описанием социального эксперимента,одной из форм опережающего отражения социальной действительности, содержащеепредложения относительно данной разработки на практике. Результат социальногопроектирования — это научно обоснованные определения вариантов плановогоразвития новых социальных процессов и явлений. Без проведения социальногопроектирования невозможно оценить правильность прогноза, разработать научнообоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможностьнеудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализпричин: чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач? Процесссоциального проектирования еще называют «социальным конструированием».
Социальноепроектирование используется как один из компонентов целенаправленнойдеятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальныхпроблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ порегулированию преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались вдетальной проработке и управлении.
Определяярациональные параметры организации отношений в развивающихся или создаваемыхсоциальных объектах, социальное проектирование выступает промежуточным звеномна пути опредмечивания социальных знаний. В первую очередь, черезпроектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое нетолько отражает мир, «но и творит его, творит с учетом объективныхзакономерностей в соответствии с потребностями людей. Именно посредствомпроектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образомпроверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии бытьодним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентированона практику и является ее необходимым элементом[4, С.479-480].
Выделяютсяследующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее.Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные,но реально возможные тенденции развития; во-вторых, в социальных объектахобычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут бытьмобилизованы для решения данной социальной задачи; в-третьих, общественнымструктурам присуще испытывать значительные деформации, что и может бытьиспользовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития;в-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть замененыодна другой, а одна и та же цель может быть реализована различными средствами.
Крометого, необходимо учитывать детерминацию, ее особенности в общественной жизни,где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же времявзаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо иликосвенно приводят к изменениям в других, а эти, теперь уже вторичные, измененияпосредством обратных связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент,изменяя его. Поведение каждого компонента системы и системы в целом во многомзависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняетсясовокупность этих связей, которая существенно детерминирует поведение системы.Перед нами, таким образом, сложнейшая форма нелинейной причинной зависимости,которая присуща целостным системам вообще и общественной системе в особенности.
Социальноепроектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельностиоказывается одной из наиболее перспективных технологий использованиясоциологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективноесредство практического освоения всех видов научной информации, новый способотносительно обособленной, целостной инновационной деятельности, метод решенияэкономических, организационных, социальных и культурных проблем.
Осоциальном проектировании заговорили совсем недавно. Еще в 70-е гг.предпочитали писать о социальном планировании, программировании, нововведениях.Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры,градостроительстве, дизайне среди прочих типов социально-инженернойдеятельности выделили социальное проектирование.
Егонеобходимо характеризовать в рамках связи методологии проектирования исоциальных наук, а также в рамках социального действия. Только в этом случаеудастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один —низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны или подменяютсясоциальными манифестациями), другой — потеря социальных параметров[3, C.323-325].
Социальноепроектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет категориальный(понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мирачеловеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальномуаппарату.
Категориальнаяструктура социального проектирования — это совокупность дефиниций, направленныхна научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем,процессов, явлений, их блоков и т. п.
Основнымиэлементами проектной деятельности, его важнейшими теоретическими категориямиявляются: социальная система, субъект проектирования, объект, социальнаятехнология (как совокупность актов), методы социального проектирования, условияпроектирования и др.
Важноеместо в проектной деятельности занимает понятие «система». В современнойлитературе можно встретить большое количество определений системы. Одно из них:система — это целостность, организованная множеством функций и соответствующихим управленческих действий по принятию решений и их реализации. В системевыделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект,представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой— относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий ихвзаимодействию целостный характер. Субъектом социального проектированияявляются различные носители управленческой деятельности — как отдельныеличности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п.,ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальнойдействительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования — егосоциальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. Отзнаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъектапроектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать исинтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависиткачество разрабатываемых моделей и проектов. Под объектами социальногопроектирования понимаются системы, процессы организации социальных связей,взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиесявоздействиям субъектов проектирования. В поле социального проектированияпопадают объекты самой различной природы:
• поддающиеся организованномувоздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовногопроизводств (средства и предметы труда, социальная технология, техника — каксовокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и т. п.);
• человек — как общественный индивид исубъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями,интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом,престижем, ролями в системе отношений;
• элементы и подсистемы социальнойструктуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
• различные общественные отношения(политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные,семейно-бытовые, межличностные);
• элементы образа жизни (жизненныепозиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).
Числообъектов социального проектирования в эпоху НТР заметно увеличилось. Основнымиобъектами его являются социальные системы. Каждая обладает спецификой,особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки,подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы.
Однимиз элементов социальной деятельности является социальное действие, т. е.воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемуюподсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность,направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление поставленнойцели.
Припроектировании систем социальная деятельность представляет собойфункционально-временную последовательность социальных действий (социальнаятехнология процесса проектирования), а проект — особую форму отображенияпотребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определеннойзнаковой форме.
Социальнаятехнология — это упорядоченная во времени и пространстве последовательностьактов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов,направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа.Посредством технологии абстрактные дефиниции науки переводятся на конкретныйязык указаний, решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальнуюактивность людей на эффективное выполнение необходимых действий.
Средихарактеристик социального проектирования особое место занимает условие —система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние напроектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множествокомпонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средстваи т. п.
Проектныйфон — это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий,существенно влияющих на его функционирование и развитие[4, C.480-484].
Избавитьсяот субъективизма в проектировании можно только опираясь на научные методы.Метод — это способ достижения цели; построение социального проекта —определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Средиметодов проектирования следует выделить следующие:
•«мозговой атаки». Этотметод, обоснованный в 1936 г. Осборном, связан с генерацией идей, ихравноправной конкуренцией, возможностью сопротивления. С помощью метода«мозговой атаки» преодолеваются недостатки традиционных способов решенияпроблемных ситуаций, например, проведение совещания, где различная активностьучастия отдельных членов группы, бессодержательные выступления, сильное влияниеконфликтов и противоречивости участников отрицательно сказывается на ходеработы.
Указанныенедостатки преодолеваются благодаря наличию специалиста-организатора групповойработы, принципом формирования групп и хода обсуждения проблемы. В соответствиис принципами формирования рабочей группы, она должна иметь неоднородныйхарактер с точки зрения знаний, опыта и социально-функционального положениясостава членов;
• деловой игры — комплексныйметод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Егоприменяют в случаях сложных проблемных ситуаций (например, экологических),требующих для своего разрешения взаимодействия многих заинтересованныхведомств, организаций, общественных сил.
Главныецели деловой игры — организовать совместную деятельно участников решенияпроблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношениюк проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие илигрупповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочьучастникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию;
• вживания в роль — помогаетполучить более точное представление о том, что нужно сделать в процессепроектирования. Это не просто заглядывание в проектируемое будущее, астремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любаяпроблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается,когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс;
• аналогии — эффективнофункционирующие предприятия, поселки, города, в которых рационально решены теили иные социальные проблемы, что может в известных пределах служить образцом,эталоном для конструирования социальных задач и целей;
• ассоциации — заключается втом, что при подготовке проекта нередко возникает необходимость принятия новыхрешений, которые вызваны неудовлетворительностью существующей практики. В связис этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный иэффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываютсяподходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е.затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Методассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации иполной реорганизации;
•синектики, согласнокоторому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, апотом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Социальное проектированиеи прогнозирование в области социальной работы применяются для разработкисоциальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики,техники и технологии конкретных форм социономической деятельности[3, C.327-329].
Всоциальном проектировании используются некоторые принципы, являющиесяобщенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание.Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательнойдеятельности, характеризуется следующими свойствами:
1)ясность — общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемостиметода;
2)детерминированность — отсутствие произвола в применении принципов,соответствующих данному методу;
3)направленность — подчиненность определенной цели, задаче;
4)результативность — способность обеспечивать помимо запланированных результатовдругие, не менее важные;
5)надежность — способность с большей вероятностью обеспечивать получениеисходного результата;
6)экономность — способность давать результат с наименьшими затратами времени исредств.
Этапыпроектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций созданиясоциального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социальногопроектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ —социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз —нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект[1].

Заключение
В заключении хотелось бысказать, Применениетехнологий социального проектирования в практике социальной работы способнообеспечить долгосрочные социальные программы развития социальных служб. Так каксоциальное проектирование состоит из разработки социальных программ, социальныхпредложений и проектов, обработки методик, техники и технологии конкретных формсоциальной работы. Сказанным определяется актуальность применения социальногопроектирования в практике социальных служб.
Сегодня деятельностьсоциальных служб регламентируется Постановлениями Министерства труда исоциального развития, программами Правительства. Но для улучшения деятельностисоциальных организаций необходимо привлечение технологий социальногопроектирования. Так как социальное проектирование призвано решать не толькозадачи социальной политики, но и основные задачи социальных служб.
Проектирование развитиясоциальных служб помогает населению совершенствовать возможности улучшенияусловий своей жизни, повышения уровня их благосостояния, материальных ресурсов,а также вносит вклад в социальные отношения, знания, ценностные ориентации,потребности, интересы, мотивы деятельности.
Социальное проектированиетем самым позволяет решить соединение прогноза, программы или плана социальныхслужб с реальными изменениями в обществе. Оно позволяет перейти от диагнозареального положения дел и прогнозов к планированию социальных изменений иразработке способов их конкретной реализации. Также посредством социальногопроектирования формируются исходные цели, анализируется современное положениедел и данные, полученные на основе поисковых прогнозов, определяется круг задачна будущее для решения возникающих проблем. Таким образом, социальноепроектирование является одним из наиболее актуальных направлений в практикесоциальной работы.

Списокиспользуемой литературы:
1) Курбатов В.И.,Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. — Ростов н/Д:«Феникс», 2001. — 416с.
2) Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование имоделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / В. М. Сафронова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр«Академия», 2008. — 240 с.
3) Социальная работа / Под общейредакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». — г. Ростовн/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.
4) Холостова Е. И. Социальная работа:Учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иК"», 2007. — 668 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.