Запорожский национальный университет
Министерство науки и образования Украины
РЕФЕРАТ
на тему:
«Сущность и характеристика социальнойдиагностики»
Запорожье 2008
Содержание
Введение
1 Социальная диагностика каксоциальная технология
2 Задачи социальной диагностики
3 Постановка социальногодиагноза
4 Принципы социальнойдиагностики
5 Этапы социальной диагностики
6 Методы социальной диагностики
Вывод
Литература
Введение
Сложность и многозначностьпроблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезныйи вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений,существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящихизменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждомконкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности,выявление которых и составляет суть социальной диагностики. Эффективностьрешений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того,насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оцененосостояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры,нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социальногоисследования и измерения.
Представление о патологияхсостояния общества или индивидов и групп в этом обществе как о социальныхболезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы. Это объясняет тотфакт, что значительная часть терминологии социальной работы как отрасли знанияи практической деятельности сходна с медицинской терминологией, так же кактерминология, определяющая содержание и организационное оформление некоторых«сквозных» для всех видов социальной работы технологий: социальная диагностика,социальная терапия, профилактика и т.д. Как представляется, это объясняется нетолько удобством использования хорошо разработанного понятийного аппарата, но исходством этих двух областей деятельности.
Объект – социальнаядиагностика как технология социальной работы.
Предмет – сущность ихарактеристика социальной диагностики.
Задачи:
— Изучение социальной диагностикикак социальная технология.
— Определение задачи социальной диагностики
— Изучение постановки социального диагноза
— Анализ принципов социальной диагностики
— Установка этапов социальнойдиагностики
— Изучение методы социальной диагностики.
1 Социальная диагностика как социальная технология
Термин «социальнаядиагностика» получил распространение в конце 20—начале 30-х гг. XX века. Внастоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направлениев социальной работе. Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого —распознавание, определение) заимствован из медицины.
«Диагностика» (греч.«diagnostikos» — способный распознавать) — общий способ получения исчерпывающейинформации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в областисоциальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания вмедицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновениязаболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительныерезультаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но исводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в областисоматического (телесного) здоровья относится и к психическому здоровью, в томчисле к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потомудиагностика в социальной работе — чрезвычайно важная деятельность, требующаявысокой квалификации и технологичности.
Некоторые авторы предлагаютв социальной практике заменить этот термин понятием «проблемный анализ» илирассматривать процесс как выявление основных причин, или как экспертную оценку,полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимойинформации и позволит избежать включения в это понятие психологических имедицинских аспектов.
Цель диагностики состояниясоциального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающейего среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другиесоциальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационныхрешений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи. 2 Задачи социальной диагностики
Социальная диагностикарешает типичные для нее задачи, к которым относятся:
— выявление специфическихсоциальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;
— определение степениразвитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественныхпоказателях;
— описание диагностируемыхособенностей клиента, когда это необходимо;
— ранжирование специфическихсвойств клиента. 3 Постановка социального диагноза
Постановка социальногодиагноза — это процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий,использования процедур и средств решения проблемы. Многие выдающиеся ученые,работавшие в самых различных областях науки, имели свои творческие,индивидуальные подходы к постановке и выяснению истины. Наиболеепоследовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагнозапроблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживатьсяправил:
— проводить детальныйанализ;
— видеть за частным общее;
— не ограничиватьсяописанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другимиявлениями;
— не избегать вопроса«почему?»;
— прослеживать историю идей;
— собирать как можно большесведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественнонаучных), обращаясь к оригиналам;
— изучать общиезакономерности научного познания (думать о том, как думаешь);
— связывать науку с другимиотраслями знания, с общественной жизнью;
— не только решать проблемы,но и находить новые, нерешенные.
В социальной диагностикеучитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические(внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостнуюхарактеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических исоциально-экономических параметров.
Как известно, человекпредставляет собой единство биологического, духовного и социального во всейсложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого. 4 Принципы социальной диагностики
Социальная диагностика —весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы.Она требует соответствующего профессионального мастерства, посколькузатрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социальногодиагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или инойсоциальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать рядсоциально-этических требований — принципов диагностики.
Принцип конфиденциальности.Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия наэто лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то наразглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителейили заменяющих их лиц.
Принцип научнойобоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными(достоверными) и надежными.
Принцип ненанесения ущерба.Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вредчеловеку, который подвергся исследованию.
Принцип объективности.Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективныхданных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводитисследование или пользуется его результатами.
Принцип эффективности. Неследует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза длянего бесполезны, могут
Принцип причинности. Обусловленуниверсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальноммире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описаниемотдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения ифункционирования;
Принцип комплексногоподхода. В изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сферапредставляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованныхчеловеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах ихпроявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накоплениякаких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегданужно увязывать со всем комплексом проблем;
Принцип верификациисоциальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверкипри помощи других процедур или других источников данных. Социальнаядействительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобыформулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирическиеданные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различнымканалам.
Принцип системности вдиагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являютсяполикаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной,а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для тогочтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента,необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейныевзаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальномуровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья.
Принцип клиентоцентризма,т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей иопосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и правиндивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищаютинтересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций.Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит вконфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность. 5 Этапы социальной диагностики
Любой технологическийпроцесс в социальной диагностике имеет сходную структуру, отдельные элементыкоторой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом еговсегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудникаоргана охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы.
Если наличие трудной жизненнойситуации констатировать достаточно просто, то, как правило, совсем не простоопределить ее сущность, причину и пути выхода из нее. Практика показывает, чтодалеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинствоиз них приучены к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы илипредпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей.Поэтому следующий этап диагностического процесса — сбор и анализ данных осоциальной ситуации. На этом этапе специалист использует два типаисследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные.
Историко-генетические методыпризваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы,проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни клиента.
Структурно-функциональныеметоды диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальнойпроблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные егоэлементы, его функциональности или дисфункциональности, т.е. о том,соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет. Даже проводясоциальную диагностику личности, необходимо изучить ее социальную сеть,функционирование в социальном окружении, наконец, внутреннее состояние,структуру самой личности, гармоничность или дисгармоничность ее внутреннихэлементов, согласование или рассогласование социальных ролей и т.д. 6 Методы социальной диагностики.
Кроме описанных методовдиагностирования личности следует выделить следующие.
Наблюдение — метод, которыйиспользуется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которымможно составить представление о нем. Существуют различные разновидностинаблюдения.
Слово не единственныйпоказатель, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника.Важно улавливать и мимику, жесты, позу, усиление голоса, выражение лица, глаз,улыбку. Подобные реакции обычно непроизвольны, и опытный человек может по нимсудить о чувствах и даже мыслях и намерениях собеседника. Отсутствие реакциисобеседника обычно говорит о том, что он или не понял или не согласен сосказанным. Пауза в речи может означать обдумывание ее продолжения, и в такойситуации не следует тут же перебивать собеседника.
Беседа в социальнойдиагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальнойкоммуникации.
Пожалуй, основноетребование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, — этоумение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности вответах.
Ведение беседы требуетопределенных знаний и навыков. Причем, имеются в виду знания не только пообсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания пообщей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.
Основные технологическиеусловия, обеспечивающие успех беседы:
— умение заинтересоватьсобеседника предлагаемой темой беседы;
— создание атмосферывзаимного уважения и доверия;
— искусное использованиеметодов убеждения и внушения. Анкетирование — метод сбора статистическогоматериала
путем формализованногоопроса диагностируемых.
Вопросник(опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценкиотдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собойстандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержаниемкоторых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, незнаю).
Метод экспертной оценки. Этоопрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальнаяпроблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокиезнания о предмете или объекте исследования.
Социометрия — это методопроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть еесводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.
Мониторинг — это организацияпостоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализсоциальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений наопределенную перспективу.
Методы тестирования.Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются нагруппы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальныеи невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.
Тесты являютсяспециализированными методами диагностического обследования, с помощью которых,можно получать количественную или качественную характеристику изучаемогоявления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора иобработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.
Тест-опросник — тщательнопродуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить опсихологических качествах испытуемого.
Тест-задание — оценкапсихологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемыйвыполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степениразвития, или отсутствии у него изучаемого качества.
Достоинство тестов состоит втом, что они могут применяться к категориям населения, различающимся повозрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком являетсято, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.
В этих случаях применяетсятест-проектирование. Создается определенный тип проекции, согласно которомунеосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склоненприписывать другим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уровня какот испытуемого, так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста.
Биографический метод —способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного путиличности. Этот метод, основанный на изучении личности в контексте ее личнойистории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений сдругими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариевразвития личности, на переструктурирование пространственно-временнойорганизации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природнойи социальной среды.
Вывод
Социальная диагностика — этометодологический инструмент, который дает управленческим органам необходимыезнания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы ипроекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат вобществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, каксоциальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
Социальная диагностика —важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практическогосоциального работника. Технология социальной диагностики включает в себяпринципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследованиясоциальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщенияфакторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп,общества.
Социальная диагностикаявляется необходимым звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз —прогноз — программа — внедрение.
Литература
1. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений /Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. —240 с.
2. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ееосуществления. М., 1993
3. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе /Теория и методика социальной работы. — М., 1994.
4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 432 с.