Реферат по предмету "Социология"


Статистическая характеристика социального обеспечения и социальной защиты населения

Введение
Проблемасовершенствования системы социального обеспечения населения является насегодняшний день едва ли не самой актуальной из всех, поскольку реальнаяситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколенияи всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средствсуществования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионногообеспечения для подавляющего большинства пожилых и нетрудоспособных граждан, негарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека,ничтожные размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат,низкий уровень социального обслуживания, создающие лишь иллюзию социальнойзащиты, превратили наиболее социально уязвимые слои населения в заложниковэкономических реформ в стране.
Положениеусугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населениясоздаются системы привилегированных пенсий, многообразных социальных льгот,главным образом, для представителей всех структур власти независимо от уровнядохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает этусистему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит кфинансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всемунаселению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Еслиобщество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояниесистемы социальной защиты в России станет хроническим на многие десятилетия.
Возросшеевнимание к проблемам уровня жизни населения, более глубокий его анализ, а такжеболее полное отображение системы показателей уровня жизни в материалахгосударственной статистики – это, с одной стороны, реакция на резкое падениеуровня жизни значительной части населения, с другой стороны, осуществлениеобъективно реализуемого под влиянием происходящих преобразований процессасоциализации рыночной экономики.
Радикальныеэкономические реформы сопровождаются кардинальными преобразованиями социальнойструктуры российского общества. Большие масштабы приобретает не толькобедность, но и экономическое неравенство. В России появились так называемые«новые бедные», имеющие при высокой квалификации и интенсивном труде низкиедоходы. Наряду с ними растет доля тех, кто имеет высокие и сверхвысокие доходы.В докладе ПРООН за 2005 год к бедным отнесено 53% населения России.
Переход крыночной экономике вызывает необходимость проведения широких исследований,направленных на корректировку и адаптацию всей сложившейся ранее системыорганизации информации и использования данных о распределении иперераспределении доходов населения, действии системы социальной защиты, работесоциальной сферы в новых, рыночных условиях.
Возникаетпотребность регулярного проведения практических расчетов уровня жизни населенияв условиях весьма ограниченных государственных ресурсов, связанных снеобходимостью создания рациональной системы социального обеспечения. Внастоящее время одной из основных задач социальной политики государстваявляется обоснование единого интегрального показателя уровня жизни населения.Возникает необходимость проведения научно обоснованных практических расчетов,связанных с оценкой уровня жизни населения в различных регионах, в разрезеразных социальных слоев и социально-демографических групп населения.
Целью даннойработы является исследование статистической характеристики социальногообеспечения Кабардино-Балкарской Республики.
Длядостижения поставленной цели были изучены следующие вопросы:
– понятиясоциального обеспечения и социальной защиты населения;
– историявозникновения и развития социального обеспечения населения КБР;
– современноесостояние социальной сферы и уровень жизни населения КБР;
– анализосновных социально-экономических показателей уровня жизни населения КБР.

1. Понятие социального обеспечения и социальной защиты населения
В последнеевремя все большую популярность, как на международном уровне, так и внутри нашейстраны получает такой термин, как социальная защита населения. В нашей странеэтот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системыорганов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения(1992 г.). В Концепции социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей сдетьми и других нуждающихся в социальной поддержке групп населения,разработанной Минсоцзащиты России при участии других заинтересованныхминистерств, дано следующее понятие социальной защиты: «Социальная защитапредставляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощинаименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченнымсемьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), атакже по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровнясоциального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счетфедерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондовсоциальной поддержки населения».
Это«ведомственное» понятие социальной защиты не содержит каких-либо сущностныхпризнаков, позволяющих сопоставить или отграничить социальную защиту населенияот его социального обеспечения. Не позволяет это сделать и сформулированная вКонцепции основная цель соцзащиты: «Социальная защита населения в нынешнейкризисной ситуации преследует избавление от абсолютной нищеты (когдасреднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказаниематериальной помощи населению в экстремальных условиях, вызываемых проводимойэкономической реформой, содействие адаптации социально уязвимых групп населенияк условиям рыночной экономики».
Многофункциональность указанной цели даетоснование предположить, что авторы Концепции понимали социальную защитунаселения как более универсальную, чем социальное обеспечение, системуподдержки населения, сориентированную не только на классические социальныериски (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность идр.), но и на риски, привнесенные в жизнь общества своеобразием переходногопериода, который связан с формированием в стране иной экономической системы.Однако, даже спустя восемь лет говорить о перерастании системы социальногообеспечения России в систему социальной защиты населения преждевременно, посколькугосударство постоянно демонстрирует населению свою экономическуюнесостоятельность.
Социальнаязащита является практической деятельностью по реализации основных направленийсоциальной политики.
Понятиесоциальной защиты населения на данном этапе является скорее понятиемсобирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом егосодержание отражает самые различные стороны социальной политики государства.Говорить о перерастании системы социального обеспечения в нашей стране в болееширокую универсальную социально-экономическую систему социальной защитынаселения сейчас еще преждевременно, поскольку общественная практика пока недает оснований для такого вывода и, кроме того, возможности систем социальногообеспечения обществом полностью не исчерпаны. В связи с этим представляетсяправильным утверждение В.Ш. Шайхатдинова о том, что «социальная защитанаселения является базовой категорией науки права социального обеспечения,включающей в себя общественные отношения по обеспечению условий для нормальнойжизнедеятельности населения».
Введение понятия «социальной защиты населения» воборот научных понятий правомерно и необходимо, поскольку позволяет методомнаучной абстракции выделить из громадного комплекса общественных отношений,регулируемых нормами различных отраслей права, именно те, которые возникают исключительнов связи с социальной защитой населения либо в содержание которых включаетсянаряду с другими правами право человека на социальную защиту. К числу первых,безусловно, должны быть отнесены общественные отношения по социальномуобеспечению населения. Поэтому в широком смысле социальное обеспечение – одиниз основных способов социальной защиты населения при наступлении социальныхрисков. В то же время нельзя полностью согласиться с приведенным выше утверждениемВ.Ш. Шайхатдинова, признающего понятие социальной защиты научнойкатегорией только права социального обеспечения. Эта категория представляетнаучную ценность для всей правовой науки, в связи с чем является скорее всегообщеправовой научной категорией.
Следовательно,социальное обеспечение – это многоуровневое многофункциональное системноеобразование.

2.Социальное обеспечение населения КБР
2.1История возникновения и развития социального обеспечения населения КБР
Первыесведения об организации государственных органов социального обеспечения имеютсяв Центральном государственном архиве КБР. Это было в 1920 году. Только чтозакончилась гражданская война. Решением от 30 апреля 1920 года окружнымреволюционным комитетом была создана «Комиссия по социальному обеспечению», ией была вменена в обязанность организация социальной защиты неимущих иобездоленных. Комиссию возглавил один из лидеров округа Назир Катханов. апервым заведующим отделом социального обеспечения был назначен Д.С. Велик.В состав комиссии входили также Ю. Настуев, П. Шидов. Сотрудникамотдела работы было через край. Бедных и нищих, обездоленных в результатедлительной гражданской войны было очень и очень много. Органы социальногообеспечения занимались определением в семьи беспризорных и брошенных детей,оказывали помощь семьям погибших воинов, в том числе в результатеимпериалистической войны, и гражданам, «случайно впавшим в нужду» (в переводена современный язык – попавшим в экстремальную ситуацию). При отделедействовала контрольная комиссия, собиравшая необходимые сведения о просителяхна местах, обследовавшая состояние их жизни. Составленные комиссией актыпередавались в отдел, а вопрос о назначении пособия рассматривалсямежведомственной коллегией.
К работеприступили первоначально 13 человек. Были открыты два подотдела – общий ипособий. Предусматривался также отдел призрения – в современной структуреМинистерства социальной защиты ему в определенной степени соответствует отделсоциальных учреждений. Намечалось «создать Дом инвалидов, стариков ипрестарелых вдов на 100 человек, Дом охраны материнства и младенчества (мыиспользуем в большинстве случаев терминологию того времени) на 20 кроватей, атакже Дом призрения для дефективных детей на 100 мест. Под дом инвалидов даже помещениеподбиралось – предлагался один дом на Бульварной улице и так называемая дачаСавельева на Мужичьем хуторе. Принимались соответствующие решения, но…Вмешались обстоятельства, знакомые нам по сегодняшним дням, – «неимениепродуктов, неналаженность и ограниченность средств».
Кстати,небогат средствами был и бюджет самого отдела. При создании службы ей изсредств ревкома авансом – под будущее финансирование – выделили три миллионатогдашних рублей. А стоимость минимального набора продуктов на конец 20-годостигала тысячи рублей. И на следующее полугодие по предварительной сметеотдела требовалось почти 24 миллиона рублей. Так что о роскоши говорить неприходилось. В августе того же года, когда работало в отделе уже 22 человека, вих распоряжении находилось: «столов разных – 8, стульев разных – 15, шкафов – 2,диванов деревянных – 1, счетов канцелярских – 1, чернильниц – 7, ручек – 10,пишущая машинка – 1 и ведро для мытья полов – 1». А из транспортных средств – одинконный экипаж под названием «линейка».
В вопросефинансирования социального обеспечения революционный комитет Терской областирассчитывал не только на средства государства, искал и собственные источники.Им, в частности, был издан приказ «О порядке уплаты процентных взносов в фондсоциального обеспечения», которым обязывались все предприятия и учреждения – государственные,общественные, национализированные, частные и лица, пользующиеся наемным трудом,с 1 апреля 1920 года со всех занятых у них лиц обязываются уплачиватьпроцентный взнос в местные казначейства в фонд областного отдела социальногообеспечения». Размер взноса составлял 14 процентов от суммы выплачиваемойрабочим заработной платы. Причем, не из этой зарплаты, а из доходовпредпринимателей, работающие самостоятельно не по найму – обязаны былиуплачивать 14 процентов с заработка. За просрочку предусматривались жесткиештрафные санкции. За три месяца задержки размер взноса увеличивался уже вдвое.А виновные в этом руководители могли быть даже подвергнуты заключению дополугода. Подобную же ответственность несли и частные предприниматели.
И все равноусловия были, конечно, крайне ограниченные. Но и для первого состава социальнойслужбы республики главным было дело – помощь людям. Уже в мае 1920 г. вотдел поступило 3856 заявлений с просьбой о помощи. Контрольная комиссия сумелаобследовать условия жизни 459 заявителей. Нуждающимся выдали пособия на сумму574770 рублей. Абсолютное большинство из них – 98% – получили жители Нальчика.Это в первый же месяц работы.
На этомпервый этап – организационный – можно считать законченным. Следующий, с 1 июня,становится периодом становления и реорганизации. Сказывалось отсутствиесобственного опыта, каких-либо методических разработок и инструктивныхматериалов. Не было, конечно, и соответствующих специалистов. Искали зачастуюметодом проб и ошибок. Скажем, с 1 июня собес сливается с отделом труда, а ужев начале августа они вновь разделяются. В то же время расширяются формыоказания помощи.
Кроме пенсийуже «назначаются» и пайки. На получателей заводятся лицевые счета (прообразынынешних пенсионных дел). «Оплачиваются проездные и суточные больным,выезжающим на лечение. Выдается – пока одно – пособие, но случаю беременности икормящей матери. Появились пособия на погребение и на отпуска по болезни». Занеполные пять месяцев обследовано имущественное положение более двух споловиной тысяч семей. Первые 60 человек были обследованы врачебно-контрольнойкомиссией. 12 направлены на лечение, 100 с лишним детей-сирот помещено вдетский приют. За счет собеса предоставлено 63 обеда и 30 ужинов. Это тоженовая форма социальной помощи нуждающимся, возродившаяся по необходимости исегодня, через семь десятилетий.
В то времяпри собесах были созданы комитеты крестьянской общественной взаимопомощи икассы социального страхования, проводились недели помощи инвалидам войны. Впоследующем были сформированы соответствующие структуры в районах. В системусоциального обеспечения вошли также созданные в 1921 г. «комитетывзаимопомощи при сельских и станичных исполкомах Советов».
Тогда жесозданы детские приюты в Нальчике и Гунделене, а затем детские дома ишколы-коммуны, количество которых возрастало в связи с общественнымипотрясениями (войны, сплошная коллективизация, политические репрессии) Поданным 1934 г. в Кабардино-Балкарской Автономной области имелись детскиедома в Нальчике для детей дошкольного и школьного возраста, шесть колхозныхдетских домов, а также детский приемник в г. Прохладном.
По инициативевластей проводились мероприятия по сбору средств с населения для помощинуждающимся («недели ребенка» – в пользу детей сирот и бедняков, находившихся вдетских садах, приютах и пансионатах Нальчика и округа в 1920 г., «Неделяпомощи инвалидам гражданской войны» в 1922 г. двухнедельник по охранематеринства и младенчества в 1926 г. и т.п.).
В настоящеевремя система труда и социальной защиты населения является важнейшим и можетбыть, определяющим фактором в реализации социальной политики Президента иПравительств РФ, Президента и Правительства КБР.
2.2Современное состояние социальной сферы и уровень жизни населения КБР
Кабардино-БалкарскаяРеспублика является регионом, где в настоящее время уровень жизни населениянамного ниже среднего по России. Осуществляемые экономические преобразованияпагубно отразились на основных слоях и группах населения, отбросив их по уровнюжизни на десятилетия.
Удельныйвес населения трудоспособного возраста с 59% в 2001 г. (от общейчисленности населения) возрастает до 63,4% в 2005 г. Но при численномувеличении людей трудоспособного возраста, уменьшается доля младшего поколенияс 25,2% в 2001 г. до 20,9% в 2005 г. и сокращается удельный веснаселения старше трудоспособного возраста.
/>
Несмотря нарост трудоспособного населения в республике происходит «демографическоестарение», т.к. согласно международным критериям население считается «старым»,если доля пожилых людей (в возрасте 65 лет и старше) превышает 7%. В КБР долятаких возрастов составляла в 2006 г. 15,8%.
 
Таблица 4.Возрастная структура населения
2006 г.
Тыс. человек
Удельный вес, % Моложе трудоспособного возраста 178 20 Трудоспособного возраста 572,4 64,2 Старше трудоспособного возраста 140,9 15,8

Общаядемографическая нагрузка на протяжении последних лет незаметно снижалась. Кконцу 2005 г. она составляла 24,8, когда в 2001 г. 26,0.
/>
Большинствонаселения республики относится к группе бедных и малообеспеченных (с доходами менее1,5 величины прожиточного минимума). Низкий уровень доходов, низкаяпокупательная способность населения является одним из главных препятствийэкономического роста, развития сферы услуг и ипотечного кредитования. В 2006году среднедушевой денежный доход составил 4980 рублей в месяц, что на 25,2%выше уровня 2005 года. С учетом роста потребительских цен реальныерасполагаемые денежные доходы увеличились за этот период на 13,7%. Вместе с темденежный доход в республике составляет всего 46% от среднероссийского, а поотношению к прожиточному минимуму он равняется 1,8 против 2,6 в среднем постране. Заработная плата остается главным источником доходов большинстванаселения. Несмотря на некоторую положительную динамику в течение последнихлет, заработная плата по КБР все еще остается на крайне низком уровне и вреальном выражении составляет всего 65% от докризисного (1990 г.) уровня.

/>
Поданным за прошлый год, среднемесячная зарплата в КБР составила 5862 рубля,увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25,2%.Несмотря на достигнутый рост, средняя зарплата по КБР составляет всего 54,6% отсреднего показателя по Российской Федерации.
Внастоящее время около 30% работающих получают заработную плату нижепрожиточного минимума. Показательным является то, что «зона бедности» средиработающих сконцентрирована главным образом в государственном, или бюджетномсекторе, охватывающем более 65 тыс. работников.
С1 октября 2006 г. ставка первого разряда ЕТС составила 1221 руб., или 44%от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Средняя зарплата вздравоохранении, образовании, культуре в текущем году составила в среднем 4500рублей, или 1,6 величины прожиточного минимума.
Кромеработников бюджетной сферы в разряд «работающих бедных» попадают и работникисельского хозяйства и работники ряда экономически неэффективных предприятийдругих отраслей экономики. Таким образом, с учетом иждивенческой нагрузки почти60% работников относится к бедным (с доходами ниже прожиточного минимума) илималообеспеченным категориям граждан (с доходами между 1 и 1,5 прожиточногоминимума).
Серьезнойпроблемой остается высокая и необоснованная дифференциация заработной платы поотраслям и предприятиям. Наиболее высокие заработки концентрируются в сферефинансовой деятельности. По итогам 2006 год здесь средняя зарплата (15735рублей) в 4,6 раза превышала среднюю зарплату в сельском хозяйстве (3433 рубля)и в 3,5 раза – в бюджетной сфере (4500 рублей). В силу различной отраслевойспециализации городов и районов сохраняется существенная дифференциация поуровню оплаты труда в территориальном разрезе. Наиболее высокая зарплата за2006 год в г. Нальчике (6778 руб.), г. Прохладном (6246 руб.),располагающих относительно развитой экономикой.
Таблица1. Показатели уровня жизни населения
Годы
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Показатели
Уровень жизни населения Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, руб. 1625,1 2269,4 2877,1 3515,6 4653,3 5862 Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения по регионам 52,3 36,6 31,9 25,6 24,8 18,5 Соотношение денежных доходов на душу населения и величины прожиточного минимума … 2,1 1,6 1,8 1,9 2,0 Доля безработных в общей численности трудоспособного населения 1,5 1,9 3,1 4,6 6,4 6,9

Уровеньбедности населения республики постепенно уменьшается, так, если в 2001 г.доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общейчисленности населения составляла 52,3%, то в 2006 г. – 18,5%.
Номинальныеденежные доходы населения Кабардино-Балкарской Республики в 2006 годуувеличились в 5 раз по сравнению с 2000 годом и составили 53518,8 млн. рублей.Реальные денежные доходы за этот период возросли в 2 раза.
Денежныедоходы в расчёте на душу населения составили в 2006 году 4980,3 руб., что в 4,7раза выше уровня 2000 года.
Среднийразмер пенсий увеличился по сравнению с 2005 годом на 33%, и составил 2192рубля. В реальном выражении средняя пенсия увеличилась на 15,3%. Средняя пенсияобеспечивала 1,35 величины прожиточного минимума пенсионера (в 2004 году – 1,3).
Такимобразом, в последние несколько лет наблюдается некоторое улучшение уровня жизнинаселения.

3.Статистическая оценка уровня жизни населения КБР
Под уровнемжизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами иуслугами, достигнутый уровень их потребления, удовлетворения физических,материальных и духовных потребностей.
Одной изважнейших задач статистического исследования уровня жизни населения являетсяего комплексная оценка и анализ. Но из-за отсутствия единого интегральногоизмерителя для оценки и анализа уровня жизни населения используются различныепоказатели:
1) Показателидоходов населения;
2) Показателирасходов и потребления;
3) Показателинакопленного личного имущества и обеспеченности населения жильем;
4) Показателисоциально-экономической дифференциации населения;
5) Показатели,характеризующие условия жизнедеятельности населения;
6) Обобщающиепоказатели.
Этипоказатели используются не только для анализа и оценки уровня жизни населения,но и для характеристики экономического развития страны, а также для определенияприоритетных направлений социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
В даннойкурсовой работе мы рассмотрим демографические показатели.
В составсистемы показателей оценки демографической ситуации включаются такиепоказатели, как динамика численности населения, его естественное движение,миграция, продолжительность жизни и другие. Численность населения не остаетсяпостоянной, из года в год она меняется. Изменение численности населения КБР за1979, 1989, 2001–2006 гг. приводятся в следующей таблице.
/>
Изменениечисленности населения за счет рождений и смертей называют естественнымдвижением. Основными показателями, характеризующими естественное движениенаселения, являются: показатели рождаемости, смертности и естественногоприроста. Эти показатели приведены в следующей таблице.
Таблица2. Основные показатели естественного движения населенияГоды Численность населения, всего (чел.) Всего, человек Родившихся Умерших Естественный прирост, убыль (–) Умерших в возрасте до 1 года 1990 780800 15412 6573 8839 300 1995 834500 10844 8236 2608 159 2000 886700 9207 8792 415 131 2001 894400 8892 8778 114 136 2002 901100 9119 8954 165 131 2003 898900 9294 9202 92 138 2004 896900 9414 8695 719 137 2005 894000 8991 9034 -43 131 2006 891300 9308 8764 544 149
Однакоабсолютные показатели естественного движения населения не могут характеризоватьуровень рождаемости, смертности, естественного прироста, так как они зависят отобщей численности населения. Поэтому для характеристики естественного движениянаселения указанные показатели рассчитываются по отношению к 1000 чел.населения, то есть выражаются в виде относительных величин.
Основнымиотносительными показателями естественного движения являются: коэффициентрождаемости, коэффициент смертности. Все они рассчитываются в промилле.
Коэффициентрождаемости (Кр)вычисляется путем деления числа родившихся за год (N) на среднегодовуючисленность населения, т.е.
Кр= N*1000/S
 
Коэффициентсмертности(Ксм) аналогичнорассчитываются путем деления числа умерших за год (М) на среднегодовуючисленность населения, т.е.
Kcм= M*1000/S
 
Коэффициентестественного прироста (Кест.прир.) можно рассчитывать по формуле
Kест.прир.= (N-M)*1000/S

КоэффициентПокровского или коэффициент жизненности (Кп) можно рассчитать следующим образом
Кп=N/M*1000
Поскольку большоезначение имеет изучение детской смертности, то особо рассчитывается коэффициентмладенческой смертности, характеризующий уровень смертности детей до 1года. Учитывая, что в текущем году в возрасте до 1 года могут умереть детирождений прошлого года, коэффициент младенческой смертности можно рассчитать последующей формуле:
Kмл.см.=m*1000/(2/3*N1+1/3*N0)
Где m – число умерших за годдетей в возрасте до 1 года;
N1 – число родившихся втекущем году;
N0 – число родившихся впредыдущем году.
Рассчитанныепо этим формулам показатели для населения КБР представлены в следующей таблице.
Таблица 3.Относительные показатели естественного движения населенияГоды Коэффициент рождаемости Коэффициент смертности Коэффициент жизненности (коэф. Покровского) Коэффициент естествен – ого прироста Коэффициент младенческой смертности 1990 19,73873 8,418289 234,4743648 11,32044 29,19803 1995 12,99461 9,869383 131,6658572 3,125225 21,99373 2000 10,38344 9,915417 104,7202002 0,468028 21,34246 2001 9,94186 9,814401 101,2987013 0,12746 15,11615 2002 10,11985 9,936744 101,8427518 0,18311 14,48581 2003 10,3393 10,23696 100,9997827 0,102347 14,94207 2004 10,49615 9,694503 108,2691202 0,80165 14,61489 2005 10,05705 10,10515 99,52402037 -0,0481 14,34516 2006 10,44317 9,832828 106,2072113 0,610344 16,19155
Приведенныецифры показывают, что проводимые социально – экономические реформы в стране иреспублике привели к ухудшению демографической обстановки. Именно население,его демографическое развитие стали жертвой ошибок и просчетов реформированияобщества.
Прогнозированиев социальной сфере представляет собой научное предвидение будущегосоциально-экономического развития страны, области, республики, исходя изкомплексного анализа демографической ситуации, научно – техническогопотенциала, социальной структуры и т.д.
Методыпрогнозирования могут быть разными, но любой из них основывается наопределенном допущении о будущем ходе какого-либо явления. Если требуетсяопределить общую численность населения, прогнозирование может быть произведеноследующим образом: за основу расчета принимаются данные о численности населенияна определенную дату (S0) и данные о коэффициентах рождаемости, смертности и общегоприроста. Предположив, что эти коэффициенты останутся неизменными на определенныйотрезок времени в будущем, то есть при постоянном режиме воспроизводства общуючисленность населения через tлет можно рассчитать по формуле:
St=S0*(1+K),
Где К – общийкоэффициент прироста населения за год.
Например, наначало 2006 г. численность населения КБР составила 891,3 тыс. человек, аобщий коэффициент прироста населения за этот же год равен -0,0035 (с учетомкоэффициентов естественного и механического прироста населения). Значитчисленность населения КБР через 5 лет на начало 2011 г. составит S5=891300*(1 – 0,0035)=875811.
Это означаетуменьшение численности населения КБР к 2011 г. на 15489 человек.
/>
В заключениеотметим, чем дальше отстоит период, для которого рассчитывается перспективнаячисленность населения, тем больше ошибок могут содержать расчетные данные, тоесть тем больше снижается точность прогноза, поэтому перспективное исчислениенаселения оправдывает себя на сравнительно небольшие отрезки времени -5–10 лет.

Заключение
Тенденцииизменения состава населения в КБР на современном этапе складываются иразвиваются на фоне общего социально-экономического кризиса. Все или почти всесегодняшние демографические проблемы КБР, идет ли речь о низкой рождаемости иливысокой смертности, о суженном воспроизводстве населения или новых тенденцияхпроцессов формирования и распадения семей, связаны с историческими изменениямив условиях жизни людей. Но существует и определенная специфика.Кабардино-Балкарская Республика всегда отличалась избыточным количествомтрудовых ресурсов, поэтому проблемы на рынке труда обозначились особенно остро.Причинами явились структурные изменения, спад производства, ликвидация заводови фабрик, безработица, низкая заработная плата. Эти явления привели куменьшению рождаемости, увеличению смертности и к оттоку населения в регионы случшим уровнем жизни. Преодоление этих негативных тенденций требует длительныхи разносторонних усилий, которые, по причине обычной ограниченности ресурсов,не могут быть предприняты одновременно и с одинаковой интенсивностью. Необходимправильный выбор приоритетов, который позволил бы сконцентрировать имеющиесяресурсы на наиболее важных и перспективных направлениях действий, на решениипроблем, которые, по тем или иным причинам достигли критической остроты. Великозначение обобщающих статистических показателей в решении важнейших проблем прирассмотрении демографической политики. Они необходимы для определения ростанаселения, в изучении миграции населения, составляющей основу межрайонногоперераспределения рабочей силы и достижения равномерности ее распределения.Поскольку население в определенном аспекте изучают многие другие науки здравоохранение,педагогика, социология и пр., необходимо использовать опыт этих наук, развиватьих методы применительно к нуждам статистики. В настоящее время разрабатываютсякомплексные программы социального развития, содержащие разделы подемографическим проблемам. Их решение должно способствовать развитию населенияс наименьшими демографическими потерями.

Литература
1. Конституция РФ 1993 г.
2. Закон КБР «Ореспубликанском бюджете КБР на 2001 г.»
3. Безлепкина Л.Ф. Социальнаязащита населения в переходный период: проблемы и пути решения. М., 2003.
4. Зумакулов Б.М. Социальная политикаРоссии и особенности ее реализации в КБР. Нальчик, 1997.
5. Зумакулов Б.М. Государственнаясоциальная политика и региональные особенности ее реализации в условияхтрансформации общества (1980–1990 гг.). Нальчик, 1998.
6. Кюхле С. Государство ивсеобщее благоденствие. Норвежская модель. М., 1994.
7. Программасоциально-экономического развития КБР на период 1997–2001 гг. ИзданиеПарламента КБР. Нальчик, 1997.
8. Социально-трудоваясфера. М., 2006.
9. Социальная философия. М.,1995.
10. Статистические сборникиза 2001–2007 гг. Нальчик, 2001–2007.
11. Шайхатдинов В.Ш.Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. – Свердловск:Уралочка, 2002.
12. Капелюк С.Д. Статистическоеисследование показателей уровня жизни сельского населения. Новосибирск, 2006 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.