Содержание
Введение
1. Предпосылки и условия зарождения научной школы в социальной работе
2. Становление научной школы в социальной работе
Список литературы
Введение
Времястановления теоретических основ социальной работы пришлось на конец XIX – нач.XX вв. С тех пор научная школа социальной работы прошла ряд историческихтрансформаций, причем каждая может быть охарактеризована своей системой понятийи представлений.
Словарьрусского языка трактует понятие «научная школа» следующим образом. Научнаяшкола – это направление в науке, созданное на основе общих принципов, взглядов,традиций. Целью настоящей работы является описание возникновения и развития подобныхнаучных направлений в социальной работе.
1. Предпосылки и условия зарождения научной школы в социальнойработе
Историческисоциальная работа возникла из практической деятельности по обеспечениюблагосостояния жизни, оказанию помощи людям, как материальной, так и моральной,защите их интересов.
Корнисоциальной работы находятся в глубине веков. Народы, населяющие нашу планету,имеют множество различий быта, веками сложившиеся особенности национальнойкультуры, обычаи и традиции, но общим для всех является способность ксостраданию, сопереживанию, вытекающая из естественной человеческой природы,проявившаяся уже на ранних стадиях развития общества.
Благотворительностьвсегда входила в число важнейших человеческих добродетелей. Исцеление больных,раздача богатств, щедрые подаяния милостыни считались основнымидоказательствами святости. Поэтому чем более помпезный характер носили формы«нищелюбия», тем больше правитель (царь, император, князь) был достоин почестейсвятого. В связи с этим возникли публичные обеды, которые являлись древнейшей«демократической» традицией в Древнем Риме и Древней Греции. Традиции подобных трапезпо случаю каких-либо больших празднеств или общественных событий, не являлись исключительнымявлением, а носили политический и общественный характер.
Помощь ивзаимопомощь как особая форма взаимоотношений между людьми впервые началаисследоваться в древнегреческом обществе. Именно в этот период появилосьпонятие «филантропия», означающее любовь к людям, благожелательное отношениеодного человека к другому, помощь неимущим, благотворительность. Облаготворительности как о прерогативе государства говориться в этике Платона.Человеческая добродетель, как врожденное человеческое свойство рассматриваетсяв учении о государстве и этике Аристотеля.
РаннемуХристианству эти понятия также не были чужды. Христианский гуманизм проявляетсяв милосердии как необходимой части христианской этики, которая связана снравственным самосовершенствованием личности, с ее постоянной работой поспасению своей души, за что следует воздаяние Бога, так и с тем, что милосердиепозволяет подходить к человеку безоценочно, видеть только его проблемы ипредлагать способы помощи. До XIX века основными организаторами помощи бедным,больным, старикам, одиноким являлись монастыри. Неотъемлемым атрибутоммонастырской жизнедеятельности было кормление убогих, нищих, организацияприютов, госпиталей, сбор пожертвований в пользу бедных.
«Агапе», или любовь к ближнему, приходит на сменуфилантропии. Любовь к ближнему отличалась от чувственной любви, эроса. В основеее лежали мотивы участия к судьбе человека, к его нуждам и проблемам, поэтомувнутренним смыслом следующего периода являлась «деятельная одаривающая любовь».
«Агапе» как нормативное требование межличностноговзаимодействия возникает в первых христианских таинствах, совместных вечернихмолитвах и трапезах. Со временем процесс этот усложняется и расширяется по меретого, как деятельность христианина принимает различные формы.
В концеXVIII — XIX вв. было положено начало становления общественной и частной формыорганизации благотворительной помощи. В исторической практике благотворительнойдеятельности имела место филантропическая деятельность как общественныхорганизаций, так и частных благотворителей. Общество и организации осуществлялисвою социальную деятельность в учреждениях призрения детей (младенцев, сирот),учреждениях призрения взрослых, не могущих содержать себя (слепых, увечных,глухонемых), учреждениях медицинской помощи, тюрьмах. Частнаяблаготворительность также активно развивалась. Представители разных сословийоказывали филантропическую помощь в самых разнообразных формах и направлениях.Их деятельность характеризовалась тесной связью с просвещением и воспитанием,организацией пансионов, школ и мастерских, училищ для слепых и детей-сирот. Онипокровительствовали той или иной категории нуждающихся.
Дальнейшееразвитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственнымруководством Римско-католической церкви, и это продолжается вплоть доРеформации.
Определенноевлияние на развитие идей и практики благотворительности, призрения и милосердияв Западной Европе внесли адепты христианства, в частности Г. Богослов, И. Златоуст,А. Блаженный и особенно М. Лютер. В основу их учения были положены христианскиезаповеди — «Бог есть любовь», «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и др.
Такимобразом, к XIX в. сложились все предпосылки к тому, чтобы государственнаяпомощь и взаимопомощь слились в единый социокультурный процесс, со своимитрадициями, принципами, ценностями, формами. К этому же периоду сложилисьопределенные подходы к пониманию таких социальных феноменов, как бедность,нищенство, безнадзорность, сиротство и т.п. Возникла потребность не только всистемном осмыслении всех этих явлений, но и практических шагов в решениисвязанных с ними проблем.
Становлениетеории социальной работы во второй половине XIX века и начале XX века теснейшимобразом переплетается с социологическими и социально-психологическимиконцепциями позитивизма и фрейдизма. При разработке проблем социализации детейи взрослых использовались идеи Э. Дюркгейма и М. Вебера, Г. Лебона и Г. Зиммеля.При разработке концепции социальной работы на уровне индивида использовалисьположения теории психоанализа З.Фрейда. Значительное влияние на становлениетеории социальной работы оказали идеи и принципы марксизма.
2. Становление научной школы в социальной работе
Первыепрактические шаги в области теоретического осмысления социальной работы былипредприняты феминистками во многих странах западного мира — Алисой Соломон вГермании, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адаме вСША.
Нонаибольших успехов в области теоретических исследований добилась М. Ричмонд,описавшая метод индивидуальной работы с нуждающимися. Ее подход формировался наоснове медицинских методов, бихевиористической школы психологии, психоанализаЗ. Фрейда.
Одной изпервых книг М. Ричмонд в области теории социальной работы стал фундаментальныйтруд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих вблаготворительных организациях». Помощь и поддержка нуждающихся осмысляется еюкак дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. При этомвоздействие направлено не только на нуждающегося, но и на изменение отношениясоциального окружения, как правило, негативного к людям, испытывающим бедностьи нищету.
В 1917 г.выходит книга «Социальные диагнозы», в которой М. Ричмонд описала теоретическиеи методологические основы индивидуальной социальной работы. В «Социальныхдиагнозах» суммируется предшествующий опыт и определяются основы научногоподхода к индивидуальной работе.
Обращаясь кпрактике индивидуальной работы, М.Ричмонд разрабатывает оригинальный метод,позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. Втеорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая,как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением.Впоследствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как«медицинская модель» индивидуальной работы.
Выделивобщественные и личные ситуации в качестве приоритетных проблемных областейпознания в социальной работе, М. Ричмонд считала, что социальная работа — это«искусство помощи», своеобразно определив процесс взаимодействия социальногоработника и клиента «как использование здравого смысла в бессмысленнойситуации».
Согласноконцепции М. Ричмонд, вмешательство со стороны социального работника моглоосуществляться директивным и недирективным лечебным методом. «Директивноелечение» осуществлялось в непосредственном взаимодействии — «ум на ум». Подэтим термином исследовательница понимает сложную процедуру взаимодействий,которые включали в себя: доверительные отношения, определенные позитивныечувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом,активизацию клиента для решения его собственных проблем. Доминирующимитехниками в этой связи выступают внушение, убеждение, дискуссии, а такжеличностные характеристики социального работника: искренность, честность,участливость.
«Недерективноевоздействие» сводилось к тому, что процесс помощи сосредоточивался на окруженииклиента, на изменении среды его обитания. Цель взаимодействия клиента ссоциальным работником состояла в том, чтобы клиент получил объективную картинусобственной ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений всоциальных институтах и сообществе в целом, осложняющих его социальноефункционирование.
Виндивидуальной работе с клиентом в «Социальных диагнозах» прослеживается отходМ. Ричмонд от метода морального убеждения и этических альтернатив и намечаетсяпереход к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия.Впервые здесь описывается процесс взаимодействия социального работника иклиента. Процесс предстает как определенная последовательность действий, какпроцедура, подчиненная определенной логике, выражающаяся в системном подходе кклиенту. Впоследствии эта процедура оформляется в метод индивидуальной работы,ставший основополагающим в технологиях социальной работы.
Принципыиндивидуального подхода, разработанные М. Ричмонд, получают рекомендацииХристианского общественного союза не только для работы с иммигрантами, лицамидевиантного поведения, но и для клиентов «с различными культурными и жизненнымистилями». Разработанные исследовательницей принципы начинают применяться вработах с группами и общностями.
Теоретическиеразработки М. Ричмонд имели большое значение. Теоретическое осмысление личностив ситуации, актуальных проблем социального взаимодействия в обществе далитолчок к развитию социальной науки. Прикладная теория основывалась на реальныхфактах, которые получали оценку в системе научной рефлексии, тем самымспособствуя формированию контуров будущей теории познания в социальной работе.
«Социальныедиагнозы» стали началом новой эры развития индивидуальной социальной работы.Грейс Мейкус через 20 лет после публикации этой книги писал о М. Ричмонд и еедеятельности: «Это явилось выдающейся школой, которая занималась исследованиямитех аспектов, которые противостояли искушению схоластических обобщений икоторые, касаясь других дисциплин и общественных сфер, способствовали решениюопределенных проблем. Дедуктивный метод ее работы нашел отражение в принципеиндивидуализации в процессе изучения и обучения основам теории и практикииндивидуальной социальной работы».
В 1921-1930гг. происходит «проникновение» психологического знания в индивидуальные методысоциальной работы. «Новая психология», представленная бихевиористской школой, школойАдлера, фрейдистской школой, школой Юнга, находит отражение в теории и практикесоциальной работы.
Всоциальной работе этого периода актуализируются такие понятия, какнаследственность, физиологическое развитие индивида, развитость — неразвитостьинтеллекта. Психология и психиатрия становятся основой, в соответствии скоторой получают объяснение ситуации жизненных обстоятельств клиента. Так,психология развития и теория З.Фрейда явились для социальной работы теориями,объясняющими поведенческие симптомы, открывающими возможность анализироватьвнутренние процессы помощи и поддержки. Социальный бихевиоризм оказал серьезноевлияние на изучение социальной истории клиента.
С 1922 г.М. Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», где помимопрежнего подхода «ум на ум» получают развитие такие принципы, как«индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений». В центревнимания оказываются объективные факторы в сочетании с различными ситуациями вжизни людей. Объекты социального диагноза и соответствующих акций, направленныхна улучшение функционирования клиентов, были включены в процессы, развивающиеличность и регулирующие социальное окружение.
При этихподходах личность представала как совокупность биологических факторов ифакторов развития, включенных в отношения с другими людьми и самопредставлениеклиента. Жизнь индивида виделась как совокупность сложных и противоречивыхотношений с другими людьми, поскольку это обусловлено многообразиемчеловеческих отношений, взаимозависимостью, самовыражением.
Кромеразработки моделей взаимодействия на основе психоаналитической теории,определялись также и принципы взаимодействия социального работника и клиента,которые М.Ричмонд называет «принципами ментальной гигиены». Впоследствии этипринципы будут приняты за основу этического кодекса социального работника.Принципы ментальной гигиены включали следующие положения:
•симпатизироватьклиенту;
•отдаватьему предпочтение;
•поощрятьего;
•совместнос ним строить ясные планы действий.
Теоретическаядеятельность М.Ричмонд заложила основы определенного подхода, школы социальнойработы, известной под названием «диагностическая школа».
Другойподход в развитии теории и практики социальной работы представлен внаправлении, которое получило название «функциональная школа социальнойработы». Идеологами данного направления выступали О. Ранк и Дж. Тафт. Воснову функциональной индивидуальной работы положены психологические подходыО.Ранка. Отталкиваясь от учения Фрейда, он считал, что кризисные состояния,возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами(полученными при рождении). Поэтому он считал, что встреча индивида ссоциальным работником неизбежна, независимо от конкретных социальных условий.Другие представители этого направления проявляют значительно меньший интерес кдетским переживаниям клиента, акцентируя внимание на воле и готовности кпеременам — доминантам, которые лежат в основе практической теории данногоподхода. Существенное место в деятельности «функциональной школы» занимаютотношения, которые устанавливаются в результате взаимодействия социальногоработника и клиента и которые определяют процесс помощи. Процесс становитсяведущим понятием, базисом научной рефлексии, вокруг которого формируетсяпонятийное поле данной школы индивидуальной работы. В центре вниманияфункционального метода находится процесс, возникающий между социальнымработником и клиентом, способствующий укреплению позитивных доминант, на базекоторых можно строить процесс помощи. Эти доминанты представляют собой длясоциальной работы аксиомы, не требующие верификации, что позволяет процессуинтеракций выступать проблемным полем и «местом теоретических битв».
Функциональнаяшкола в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействиясоциального работника и клиента. По мнению представителей этой школы, наиболееважным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс какформа и средство изменения ситуации. Функциональная школа базировалась напринципах синхронического подхода «здесь и теперь», когда в процессевзаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опытклиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задачавиделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случаемежду социальным работником и клиентом устанавливаются другие взаимоотношения:они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации.Главное направление данной теоретической мысли виделось в создании и развитиитехник и методов помощи клиенту.
Далее, в1930—1945 гг. происходит развитие методов индивидуальной работы вдиагностической и функциональной школах, проходят научные дискуссии оприоритетах в методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповойсоциальной работе и работе в общине.
Дальнейшееразвитие диагностических подходов связано с деятельностью Г. Гамильтон, котораярасширяет понятие «диагноз» и дает его новую трактовку сообразно тенденциям всоциальной работе. Диагноз как основа метода переосмысляется, и теперь онвоспринимается не как установка к действию, а как рабочая гипотеза дляпонимания личности клиента, его ситуации и его проблемы.
Диагностическаяшкола ставила перед собой следующие задачи:
•применениемодели предвидения в социальной работе с клиентом;
•повышениедейственности применительно к случаю;
•определениепроцедур поддержки в самой модели.
Полемикамежду диагностической и функциональной школой относительно приоритетов вметодах поддержки продолжалась достаточно долго. Функциональная школабазировалась на психологии развития и философии экзистенциализма.Предшествующие события жизни клиента не играли какой-то роли, а социальныйработник выступал как помощник, облегчающий и регулирующий взаимоотношенияклиента с окружающими, повышающий и развивающий не проявленный потенциалклиента. Диагностическая же школа поставила на центральное место не клиента, асоциального работника и ряд процедур: диагностику проблемы, предписания, планлечения.
В 1957 г.было опубликовано исследование Ф. Бистека, где осмыслялись взаимодействиясоциального работника и клиента. Взаимодействия в методах индивидуальной работыон представил в виде системы динамических интеракций между социальнымработником и клиентом, направленных на достижение клиентом саморегулирования иразвития.
ХеленХаррис Перлман синтезировала подходы диагностической и функциональной школы,предложив в качестве новой модели индивидуальной работы «метод решенияпроблем». Тем самым психосоциальное лечение и функциональный подходы былисинтезированы и получили свое дальнейшее развитие в практике социальной работы.
Основнойподход Х.Х. Перлман основывается на том, что процесс помощи складывается издвух главных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида.Рассматривая разрешение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса,исследовательница предлагает развивать мотивацию клиента, его способности кдеятельности, расширять его личностные ресурсы. Важнейшими понятиями ее теорииявляются место, проблема, процесс, ресурсы.
Подпроблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состояниисамостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальноефункционирование. Под процессом — повторяющаяся последовательная модельдеятельности, приводящая к изменению в нужном направлении проблемы клиента.Процесс осуществляется через серию целенаправленных действий в субъект —субъектном взаимодействии социального работника и клиента.
Позднее теориясоциальной работы начинает оформляться как направления различных международныхшкол в рамках единого информационного и идеологического профессиональногопространства.
В настоящеевремя в широком смысле под социальной работой понимается весь социальныйпотенциал отдельных организационных служб и учреждений, функционирующих наприватной или государственной основах. Сюда же относится и структурасоциального управления.
Классическиеметоды отчасти отодвинуты в сторону психологическими теориями и приемами. Набортехнологий был дополнен диагностическими и лечебными методами и расширенвключением терапевтической работы. Наряду с методами краткосрочного лечениякризисного вмешательства при оказании единовременной помощи дискутировался иметод поддерживающего долговременного контакта, основанного на концепциисистемной работы с семьей. Таким образом, социальная работа приобрела болееструктурированный характер.
Список литературы
1. Бернер Г., Юнсон Л. Теория социально-психологической работы. — М.,1992.
2. История социологии в Западной Европе и США. – М., 1999.
3. Култыгин В.П.Современные зарубежные социологическиеконцепции. – М.: Издательство МГСУ “Союз”, 2000. – 158 с.
4. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие. Под общ. ред.Е.С.Новак. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – 172 с.
5. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М., 1998.
6. Философия социальной работы / Под ред. В.И. Митрохина. — М., 1998.
7. ФирсовМ.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М., 2000.
8. Ярская В.Н. Философия социальной работы: вопросы преподавания //Социальная работа. М., 1992. Вып.5.