Вопросы, которые изучалКовалевский, большое значение имеет открытие великого закона эволюции, которымЧ. Дарвин обогатил биологию.
М.М. Ковалевский подвергсомнению утверждения о беспорядочности общения полов (промискуитет и гетеризм),доказывая, что родство по матери и экзогамия предполагают регуляцию иорганизацию половых отношений, подчинённые на первобытной стадии сохранению ивоспроизводству поколений. Ковалевский прав в своих доказательствах опредшествовании матриархата патриархату, но «существование беспорядочныхотношений полов предполагается для самой ранней эпохи существованиячеловечества, периода стадного состояния, при котором родство не осознавалось ине имело общественного значения; экзогамия же возникла на более поздней ступениразвития, лишь с возникновением рода».
Ступени развития семьи:
I. Матриархальная семья.
II. Патриархальная семья.
III. Индивидуальная семья.
Первой ступенью развития семьи уКовалевского можно считать матриархальную семью. Как известно, в этойформе счёт родства вёлся по матери, но главным добытчиком пищи и защитникомсчитался брат матери, то есть дядя. В действительности и при матриархатеженщина не занимала не только господствующего, но даже равноправного с мужчинойположения в обществе и семье; если муж и отец не мог при существующей организацииобщества быть главой семьи, то таковым всё же был мужчина — брат матери илиматеринский дядя. В развитом же матриархате, как это подтверждается обширнымэтнографическим и историческим материалом, господство принадлежало женщине,уточняет Косвен.
Далее необходимо обратитьсявопросу о том, как Ковалевский видит эволюционное движение от матриархата кпатриархату. Это движение происходило тремя различными путями.
1. Прежде всего, путёмсамопроизвольного процесса должна была установиться всё более прочная связьмежду супругами.
2. Затем возникла определённаявласть, присвоенная мужу, который в дальнейшем будет играть по отношению к женету роль покровителя, которая раньше принадлежала её брату.
3. И, наконец, вновь возникшаявласть отца увенчает новое здание патриархальной семьи.
Ковалевский изучает каждую изтрёх сторон досконально.
Этапом эволюции человеческойсемьи считается процесс кражи невесты, а потом это трансформировалось в покупкуневесты. Таким образом, такой союз постепенно становится нерасторжимым, помнению Ковалевского. Освещение брака религиозными обрядами, придающими емухарактер нерушимости на всю жизнь, отмечается последним этапом в эволюции семьи.С этого момента отношения между супругами стали иными; новая власть, властьмужа и отца, заменила прежнюю власть матери. Опекуном вместо дяди становитсяотец.
Патриархальная семья,второй этап эволюции, имеет вид общины, состоящей из людей, которые находятся вродстве друг с другом, так как являются потомками одного отца, живут под однойкровлей и владеют своим имуществом сообща. Ковалевский изучает даннуюобщественную организацию в двух её видах: как религиозную ассоциацию, состоящуюиз нескольких лиц, имеющих общий культ предков, и как ассоциацию кооперативную,сообща распоряжающуюся своим имуществом.
Культ предков неразрывно связанс самим существованием патриархальной семьи, он появляется вместе с ней и всвою очередь становится одной из причин её устойчивости на протяжении рядавеков. Семейная община является в то же время и общиной религиозной. Ковалевскийизучал семейную общину, её обычаи, какие учреждения проистекали из постояннойзаботы о поддержании культа предков.
Далее этнограф заостряетвнимание на вопросе о влиянии патриархальной семьи на развитие моногамии. Ковалевскийуказывает, что патриархат восходит от полигамии к моногамии, значит,патриархальная семья это та форма, когда изменяется способ заключения брака, аименно, если раньше полигамия господствовала, считалась обычной, то теперьмоногамия занимает её место. Здесь необходимо заметить, что исследовательобъясняет термин многожёнство, как способ получения рабочей силы. Кэкономическим мотивам присоединяются ещё и социальные: необходимость завязатьдружеские связи, чтобы заменить состояние непрерывной войны, характерное длямеждуплеменных отношений, более или менее длительным миром. Многожёнствоуничтожалось, по мнению автора данного очерка, тем, что среди большогоколичества жён выделялась одна, которая в последствии и становиласьединственной.
К вопросу об эволюции отцовскойвласти Ковалевский говорил, что первоначально она была только придатком квласти мужа, затем участие в воспитании детей увеличивало власть отца. ОднакоКовалевский говорит, что «власть отца не была произвольной в эпохусуществования патриархальной семьи и проявлялась в очень ограниченной форме»,а именно ограничивал её семейный совет.
Зародыш распада патриархальнойсемьи, по его мнению, заключался в полном подчинении отдельной личности общинеи её представителю — отцу и мужу. Следствие из этого полное уничтожениеиндивидуальной свободы.
Медленно, но верно мыприблизились к третьей эпохе эволюции семьи — индивидуальная семья. Надозаметить, что Ковалевский называет последнюю стадию развития семьи немоногамной, как это делали Морган и Энгельс. Данную форму семьи Ковалевскийназывает основой нашего общественного строя. «Характерным дляиндивидуальной семьи является то, что она представляет собой союз, заключённыйпо добровольному соглашению, что члены её тесно связаны между собой, что в нейсоблюдаются взаимные права и обязанности, что отношения между мужем и женойстремятся к известной степени равенства, что вся семейная группа подчиненаконтролю государства и его судебной власти». С конца средних веков и дажена несколько столетий раньше законодательные постановления, которые исследовалКовалевский, уже перестают упоминать о том, что муж может дурно обращаться сосвоей женой, запирать её и уступать другому. Это относится к законодательствамнародов германского происхождения, славян вообще, а русских в особенности. Ковалевскийотмечает, что в России женщина, вопреки тому, что об этом думают за границей,не более порабощена своим мужем, чем на Западе. Автор указывает на то, чтоэволюционировало право на наследование: жена в случае смерти мужа получалаполовину имущества. Кроме права на наследование жена могла жаловаться на своегомужа и привлекать его к суду. Но у супругов были и обязанности, главная изкоторых, по мнению Ковалевского, — любить друг друга. Муж обязан содержатьжену, а жена в свою очередь жить в доме мужа. Можно сделать вывод, что этавзаимность прав и обязанностей супругов придаёт индивидуальной семье совершенноновый характер союза на равных правах. Что касается развода, то теперь егоможет требовать не только муж, но и жена, однако, как пишет Ковалевский,общество противится разводам.
Одна из самых характерныхособенностей индивидуальной семьи состоит в том, что с её установлением властьюнад детьми пользуется уже не один только отец. Рядом с ним появляется мать, такчто семейная власть с этих пор становится уделом обоих супругов. Кроме этогоКовалевский отмечает значительную перемену во взаимоотношениях обоих поколений,совокупность которых и составляет семью.
Заметный след в социологии семьиоставил французский методолог, теоретик и исследователь Фредерик Ле Пле (1806-1882).Он подробно изучил особенности жизни семей в разных европейских странах и вразных социальных группах, монографически описывая условия и образ жизникаждого из 300 обследованных семейств. Ле Пле был сторонником социальногонеравенства, выступал против революций и всеобщего избирательного права. Главнымфактором социальной жизни считал семью, основанную на власти отца итрадиционной религиозной морали. Результатом явилась типология семей.
В первом типе — в патриархальнойсемье — индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимаяединица.
Во втором типе — в корневойсемье (сегодня ее называют нуклеарной) — все имущество переходит к одномунаследнику, выбранному отцом. Остальные дети мигрируют, возвращаясь вродительское гнездо при жизненных неудачах.
Третий тип — нестабильная семья- характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации иурбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можнопередать потомкам, родители и дети проживают врозь. Предложенная им техникапоиска индикатора для измерения и диагностики социальных отношений получилаширокое развитие в современной социологии семьи.
Основная социологическая работаЛе Пле — «Европейские рабочие» содержит результатымонографического изучения рабочих семей, их бюджетов как выражения уровня иобраза жизни. Факты, изложенные в этой работе, до сих пор сохраняют своезначение для изучения положения рабочего класса. В частности, он использовалданные, собранные с помощью интервью для изучения жизни и домашнего хозяйстварабочих семей.
Ф. Ле-Пле показал, как семейнаядинамика влияет на социально-экономические процессы. Он установил и объяснилтесную связь между тем, что было названо «стержневой, или корневой» семьей,и теми примерами устойчивого />творческогопроцветания, которые известны из истории человечества. «Корневая семья»представляет собой нечто большее, чем нуклеарная чета мужа и жены, — охватываярасширенное родство, она являет собой не просто значимую, а зачастуюнаправляющую и ведущую силу человеческого развития. Он утверждал, что эта формасемьи «обладает определенной структурой и благодетельными качествамииндивидов». Сила семьи основывается на владении земельным участком и всеминеобходимыми условиями для автономного домохозяйства: устойчивой привычкой кработе, приобщенностью к наследственным ценностям, внутреннейсамодостаточностью для преодоления кризисов, и наконец, устремленностью крождению и воспитанию детей.
Прежде всего, Ле Пле утверждал,что корневая семья должным образом обеспечивает родительский контроль надбазовым образованием детей, которые получали образование дома. Когда же ихпосылали в школу, там происходило обучение специальным предметам, тогда какформирование характера и профессиональных навыков происходило при совместнойработе с родителями. В системе родовой семьи отец и мать выполняли также рольдуховных наставников. Вместе с тем, индивид, являясь составной частью семейногосообщества, учился полагаться не только на самого себя, но и на свою семью.
Ле Пле стремился обнаружитьпризнаки корневой семьи во всех наиболее значимых периодах человеческой истории.Ему удалось найти их среди иудеев, древних греков, римлян до времен Империи, иу большинства европейских народов перед подъемом современных национальныхгосударств. Корневая семья сочетала чувство общности с возможностьюиндивидуального выражения без какого-либо угнетающего воздействия, присущегоригидной патриархальной семье, равно как и без эгоистического атомизмасовременной либеральной семьи. Организованная таким образом семья действительнобыла , источником стабильности, прогресса и свободы.
Модель «корневой семьи»не есть выражение преходящего прошлого, скорее, это образец жизни,повторяющийся во все времена и везде в мире. Жизнеспособность объясняется её гармонией с реальностью человеческой натуры иразвивается среди тех, кто соединяет выгоды домопроизводственной деятельности иоседлости с защитой частной жизни от вмешательства государственной и промышленнойбюрократии. Прогресс и гармония могут быть едины только в том случае, если будет признана и укреплена в качестве общества.
Он рассматривал семью какважнейшую социальную единицу, а ее здоровье и стабильность — как индикатор состояниявсего общества. Он также предложил более общую классификацию видов семьи,полагая, что в современных условиях она все более соответствует «непостоянному»типу в результате нерегулируемых городских и индустриальных изменений, ихжилищных условий и занятости женщин в промышленности. Будучи консерватором вполитике, Ле Пле подчеркивал важность традиционных ценностей.
Ле Пле поставил семью в центринтересов всей социологии, сделав ее независимой переменной по отношению костальным социальным процессам. Фундаментальным элементом общества являетсясемья, корневая семья, по Ле Пле (родительская семья плюс репродуктивная семья,как правило, старшего сына). Социальный порядок и подлинная свобода зависят отроли семьи в обществе корневой семьи. Ле Пле хотел понять причины социальныхреволюций через «самоличное» изучение простейшей модели общества — семьи,через социальное возвышение и падение семей.