Структура интеллектуального капитала России.
Многие вРоссии понимают: сидеть на «нефтегазовой игле» – бесперспективно. Прорыв впостиндустриальное общество возможен только на базе интеллектуального капитала.
Три главныхвопроса относительно интеллектуального капитала России ждут ответа: Какова егореальная структура? Как его измерить и какова его величина в современной России?Как повысить его коэффициент полезного действия, что надо сделать в управленииим?
Ответить наэти вопросы можно только в этой последовательности, но ответ на каждыйследующий вопрос требует значительно больших усилий и места.
Начнем соформления координат поиска и анализа структуры интеллектуального капитала, егокомпонентов – человеческого, организационного и потребительского капитала.Следующий этап – измерение, оценка его компонентов – дело многих серьезныхисследований. Финальный этап – нахождение путей повышения действенности этогокапитала – это гарантия возврата России статуса супердержавы.
Человеческийкапитал
Это самая«видимая» часть интеллектуального капитала – знания, практические навыки,творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культуратруда. Особенно важен такой капитал при осуществлении инноваций.
По даннымВсемирного банка и Программы развития ООН (ПРООН), сегодня на планетефизический капитал, или накопленные материальные блага (что зачастую у нас поошибке называют национальным богатством), составляет лишь 16% общего достояния,природные богатства — 20%, человеческий же капитал, или накопленные вложения вчеловека, — 64%. Во многих развитых странах доля последнего достигает 80%.
Методологияизмерения человеческого капитала территории может базироваться на технологиирасчета ИРЧП – индекса развития человеческого потенциала. Он включает триосновных переменных реализации этого потенциала – среднюю продолжительностьобучения и ожидаемую продолжительность жизни, а также душевой ВВП. По первой изних Россия находится на хороших позициях, по остальным серьезно отстает.Страна, занимающая первое место в мире по уровню национального богатства надушу населения, находится на 76-м месте по производству ВВП на человека.
Россияпребывает сейчас в демографическом кризисе. В 2000 г. продолжительность жизниженщин составляла 72,2 года, мужчин – 59,8 лет. С начала 90-х годов российскоенаселение сократилось на 3 млн. человек. Мир узнал, что такое «русский крест» –график, на котором пересекающиеся кривые характеризуют сочетание ростасмертности с падением рождаемости, а также с падением ожидаемойпродолжительности жизни.
В 1989 г. накаждые 2,16 млн. рождений приходилось 1,53 млн. смертей, а в 1999 г.соответствующие показатели составляли 1,28 и 1,99. Без потока мигрантовпоследняя цифра была бы вдвое больше. Ухудшается здоровье женщин, и какследствие – здоровье новорожденных и в целом детей. В настоящее время процентздоровых детей среди школьников младших классов — 10–12%, средних – 8%, старших– всего 5%.
Еслисокращение населения будет продолжаться, то через 15 лет его численность вРоссии уменьшится с нынешних 145 млн. на 9-17 млн. человек, а к 2050 г. – на 60млн. А тут еще и отток квалифицированных кадров т.ч. в виде длительных икраткосрочных зарубежных командировок, работы по иностранным грантам ипрограммам сотрудничества. По прогнозам, к 2050 г. самой Россией окажется,востребовано не менее 17,5 млн. мигрантов. Из них только 15% будут этническимирусскими.
Можноутверждать, что наиболее значительная, ведущая часть человеческого капитала –это капитал, характеризующий потенциал воспроизводства кадров – педагогическийпотенциал подготовки кадров. Это, прежде всего дошкольные воспитатели, учителяшкол, профессорско-преподавательский состав вузов. Только в средних специальныхучебных заведениях в 2001 г. работали в качестве преподавателей 6,4 тыс.кандидатов и докторов наук; штатный преподавательский персонал в вузахсоставляли более 27 тыс. профессоров и почти 85 тыс. доцентов.
/>
Рисунок 1.«Русский крест» или динамика общих коэффициентов рождаемости, смертности иестественного прироста в России за 1940–2000гг.
Нельзязабывать и о той, постоянно находящейся на виду, составляющей человеческогокапитала территорий, какой выступают ее лидеры. Без личной заинтересованноститерриториального лидера объективные предпосылки не превращаются вцеленаправленные усилия. Именно имидж лидеров становится одним изинструментов продвижения территории, а, в конечном счете – и одной из важнейшихего составляющих.
Исторически вкачестве таких лидеров чаще всего оказывались руководители территорий. Римскиелегионы сами связывали свои названия с руководителями империи. В России этоИван Грозный, Петр I, И.Сталин. За ними следовали представители культуры (иремесел) – было принято даже включать место происхождения мастера, полководца,ученого, поэта в его имя: «такой-то оттуда-то», или еще проще – присваиватьновую фамилию-прозвище: Александр Македонский, Дмитрий Донской, СергийРадонежский, Потемкин-Таврический, Семенов-Тян-Шанский. Сегодня «лицом»территории также выступают, прежде всего, политики. Это легко подтверждаетсяпримерами из современной российской истории – известность как внутри страны,так и за ее пределами (и, кстати, привлечение инвестиций) получили именно терегионы, которые возглавляют (или возглавляли) яркие, амбициозные губернаторы(Москва – Ю.Лужков). То, что в списке наиболее успешных предпринимателей миранаходится немало россиян, также является свидетельством в пользу России.
Организационныйкапитал
Это частьинтеллектуального капитала, которая имеет отношение к территории в целом инаходящимся на ней организациям. Речь в данном случае идет об организационныхвозможностях страны ответить на требования рынка, ответить за то, какчеловеческий капитал используется в организационных системах, преобразуяинформацию. Организационный капитал в большей степени является собственностьюстраны и может быть относительно самостоятельным объектом обмена и получениядополнительного капитала. Рассмотрим, из чего состоит организационный капиталРоссии.
1.Действующие в России правовые нормы (прежде всего Конституция РФ),обеспечивающие демократизм общественного строя, развитие рыночных отношений иконкурентоспособность экономики, включая ее транспарентность, предсказуемость идр.
Послеобъявления об аресте М. Ходорковского в октябре 2003 г. только за первый часторгов на фондовом рынке капитализация российского фондового рынка снизилась на15 млрд. долларов. Акции «ЮКОСа» при открытии торгов в российской торговойсистеме сразу упали на 18,4%. Большинство российских «голубых фишек»«провалилось» на несколько процентов, а падение индекса РТС всего за несколькочасов составило 14%, несмотря на приостановку торгов. Произошлонезамедлительное падение курса рубля. Если присовокупить к этому сообщение опрекращении переговоров ExxonMobil и ChevronTexaco о покупке 40-процентной долив «ЮкосСибнефти» с ожидаемой стоимостью сделки в 25 млрд. долларов, то можноконстатировать, что форсированная попытка разобраться с одним миллиардомдолларов (объем претензий прокуратуры к М.Ходорковскому) принесла России заодин день потери в размере 40 млрд. долларов. Потребовались специальные усилияПрезидента РФ, чтобы уменьшить негативные последствия действия, имевшего,казалось бы, чисто юридическую природу.
2.Институциональная составляющая науки и образования в России –Российская академия наук и ее институты, другие объединения и институты научнойобщественности, отечественная система подготовки, переподготовки и повышенияквалификации специалистов и ученых.
Российскаяакадемия наук включает 3 региональных отделения (Уральское, Сибирское иДальневосточное), 14 региональных научных центров и 9 профильных отделений пообластям и направлениям наук. В 2002 г. дипломы высшей школы получили 700 тыс.человек. Средняя профессиональная школа включает в себя более 2700государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделенийвузов и более 150 негосударственных образовательных учреждений. Численностьобучающихся здесь студентов составила в 2001 г. 2410 тыс. человек, приняты наобучение – 851 тыс. человек, выпуск специалистов со средним профессиональнымобразованием – 593 тыс. человек.
3.Совокупная капитализация отечественных компаний за вычетом стоимостиматериальных активов (а также стоимости брендов, ибо они относятся кпотребительскому капиталу страны).
В целомкапитализация российских компаний на рынке ценных бумаг, по даннымправительства РФ, достигла к началу октября 2003 г. рекордного уровня – 200млрд. долл. Пока эта цифра явно неудовлетворительна, по некоторым оценкам –меньше суммы национального долга России. Суммарная капитализация 72 крупнейшихроссийских компаний, рассчитанная на основании котировок обыкновенных акций посостоянию на 25 сентября 2003 г., составила около 162 млрд. долл.: от почти 33млрд. долларов (ЮКОС) до 0,57 млн. (Воронежшина). Нет сомнения, что большуючасть этой суммы представляют основные фонды, материальные и финансовыересурсы, а доля интеллектуального капитала здесь весьма невелика. Например, попризнанию главы «Лукойла» В.Алекперова, эта компания проигрывает вкапитализации сопоставимым с ней по «материальным аргументам» западным фирмамболее чем на порядок.
4.Социальные институты (организации), обеспечивающие осуществление менеджментаи управленческое консультирование.
Суммарныйоборот на рынке консультационных услуг, оказываемых бизнесу и государственнымучреждениям, а также в некоторой степени и муниципальным учреждениям в России,вырос в 2003 г. почти вдвое по сравнению с предыдущим годом и составил десяткимиллиардов рублей. Наибольшим спросом пользуются услуги по реструктуризациибизнеса. На втором и третьем местах – инвестиционный и финансовый консалтинг.Популярны и специализированные виды – ИТ-консалтинг, консалтинг в областиуправления проектами. К ним подтягивается информационный, юридический,экологический, муниципальный, социально-управленческий, кадровый консалтинг.
5.Федеральные и региональные целевые программы, финансируемые изфедерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.
Средифедеральных целевых программ (ФЦП), оказывающих самое непосредственное влияниене только на функционирование, но и на воспроизводство интеллектуальногокапитала страны, – «Электронная Россия (2002–2010 гг.)», «Интеграция науки ивысшего образования России (2002-2006 гг.)», «Развитие единой образовательнойинформационной среды (2001-2005 гг.)», «Информационно-телекоммуникационнаясистема (2001-2007 гг.)», «Формирование установок толерантного сознания ипрофилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», многочисленныепрограммы медицинской и другой социальной направленности (например, поулучшению положения детей), а также ФЦП развития регионов, финансируемые сучастием федерального бюджета.
6.Технологии, техническое и программное обеспечение государственногоуправления и статистики, разработки стратегии, стандартизации, ведениянациональных счетов, бухгалтерского учета и аудита, геоинформационные системы,действующие программы информационного обеспечения, их соответствиемеждународным нормам и стандартам. Как показывают исследования, толькооткрытость, прозрачность стратегии предприятия повышает рыночную стоимость егоакций на 18-30%.
7.Российский сектор Интернета – Рунет: количество (и динамика) серверов,пользователей, среднее время работы в сети, посещаемость сайтов и др. В 2003 г.количество «живых» веб-ресурсов (сайтов) российской части Интернета – Рунетадостигло 107 тыс., а общее количество пользователей превысило 10 млн. человек.По прогнозу Минсвязи РФ, к 2005 г. Интернетом будут пользоваться 15 млн.россиян. Годичное увеличение количества Интернет-пользователей оценивается в40%. Численность постоянных пользователей Рунета в сентябре 2003 г. Составляло6 млн. человек. Примерно треть из них – иностранцы.
8. Этоинтеллектуальная собственность, зарегистрированная по международнымправилам и защищенная в мире, – запатентованные изобретения, товарные знаки,знаки обслуживания и т.п.
Успехи вотстаивании прав изобретателей, первооткрывателей, создателей новейших идей –означают обеспечение инвестициями, запуск в производство изобретений, а вконечном счете – обеспечение успешного развития страны. Это касается инновацийне только в производстве, но в менеджменте и маркетинге.
Уже к началунового столетия в России регистрировалось до 25 тыс. товарных знаков в год.Ежегодно количество заявок на регистрацию увеличивается на 5%. В 2001 г.количество зарегистрированных в России товарных знаков равнялось 50000. Правда,в Америке и Англии зарегистрировано примерно по 2 млн. товарных знаков, воФранции – 700–800 тыс.
В проблематикеинтеллектуального капитала территорий особое место занимают наименования местпроисхождения товара. В соответствии с Законом РФ «О товарных знаках, знакахобслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», такое наименование –это название страны, населенного пункта, местности или другого географическогообъекта, используемое для обозначения товара, особые свойства
которого исключительно илиглавным образом определяются характерными для данного географического объектаприродными условиями или людскими факторами, либо природными условиями илюдскими факторами одновременно. Наименованием места происхождения товара можетявляться историческое название географического объекта.
9.Корпоративная культура органов управления и организаций на территории.
Имеет лиорганизационная культура стоимость? Скорее – да, и достаточно реальную, хотяточность таких измерений прямо зависит от успешности «отстраивания» от действиядругих факторов интеллектуального капитала. Во сколько можно оценить различия взатратах на достижение результатов в контактах с руководством, юридическими ифизическими лицами – резидентами территории? Сколько стоит «лояльность» высшегоменеджмента, институтов и граждан территории? Ответы на эти вопросы могут датьпредставление о реальной стоимости данного актива.
Для внешнихконтрагентов территории (как, впрочем, во многом и для внутренних) к расходам,связанным с организационной культурой территории, могут быть отнесены различияв расходах (в сравнении традиционными или усредненными):
— напредварительном этапе (налаживание деловых контактов с территорией) – транспортныерасходы, питание и проживание групп экспертов и руководителей компании, время иусилия, использованные «покупателем» для получения полного пакета необходимой идополнительной информации, доступность и достоверность информации о возможныхплощадках, их предварительный отбор;
- на этапестроительства: стоимость проекта в части стройматериалов и оборудования,подготовка площадки, строительство и т.д. Здесь особую роль играют налоговыельготы и освобождения, правила раздела продукции и вывоза прибыли и др.
Существуют ипсихологические компоненты стоимости организационной культуры территории для ееконтрагентов, включая оценку степени:
а)комфортности (в том числе безопасность);
б)вовлеченности компании в жизнь города.
Как известно,существует несколько способов оценки стоимости активов: метод чистых активов,дисконтированного денежного потока, экспертной оценки, альтернативногоиспользования и т.д. Можно оценить стоимости организационной культурытерритории косвенным методом – путем экспертной оценки экономического влиянияэтого специфического актива на результаты деятельности территории.Примеры проявления качества организационной культуры территории за 2003 г. Согласованное мнение экспертов (условный пример) Описание экономических последствий для территории Стоимость, тыс. долл. Сокращение затрат на реализацию новых проектов, быстрота их осуществления Быстрый выход проектов на окупаемость. Дополнительные проекты, реализуемые с участием территории 1000-3000 Положительная психологическая атмосфера в проектных группах, облегчение работы благодаря наличию духа взаимной поддержки Обеспечивает низкую текучесть кадров и позволяет экономить на оплате услуг кадровых агентств и т.д. От 30 до 800 Публичная, жизненная и гражданская позиция первых лиц и органов управления, определяющих «лицо» территории Способствует получению государственных заказов. Помогает удерживать «старых» крупных клиентов в борьбе с примерно одинаковыми по профессионализму группами конкурентов из других территорий. От 300 до 600 Доверие, преданность резидентов территории ее руководству Резиденты обеспечивают привлечение на территорию дополнительных заказов и средств От 100 до 400 Совокупный эффект (по экспертным оценкам) за 2003 г. 1430-4800
Организационнаякультура территории является частью более широкой духовно-нравственной сферы,имеющей три уровня:
— духовно-нравственный потенциал властных и влиятельных лиц территории. Этоорганы и лица управления, средства коммуникации, ведущие эксперты. Под ихдуховно-нравственным потенциалом следует понимать отношение к себе, к людям, кокружающему миру;
— духовно-нравственный потенциал «стейкхолдеров» территории. Из-за отсутствия утерритории внешних акционеров, ее стейкхолдерами являются руководители,юридические лица и граждане территорий-клиентов, конкурирующих территорий,сотрудники вышестоящих регулирующих органов, а также отраслей, напрямуюзаинтересованных в развитии и повышении привлекательности территории(транспорт, гостиничное дело, общественное питание и др.). В зависимости от того,в какой степени «видение» (отношение к себе, людям и миру) стейкхолдеровсоответствует аналогичному потенциалу субъектов территории, зависит результатих взаимодействия;
— духовно-нравственный потенциал общества, отождествляющего себя с определенной территорией(державой). Это, скорее, некий усредненный потенциал, проявляющийся всложившейся практике решения деловых и иных вопросов (распределение прибыли исоциальной нагрузки, инвестиционная политика и т.д.).
Потребительскийили клиентский капитал
Онскладывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями.Здесь можно выделить следующие составляющие.
1. Имиджстраны, ее регионов и городов и продвижение уникальных конкурентных преимуществтерритории.
Госдепартаменти Конгресс США ежегодно отводят на рекламу своей страны миллиард долларов.Турция, чтобы помочь своим туристическим компаниям, направила на рекламу тольков России 5 млн. долл. В нашей же печати публиковались данные о том, что вбюджете России к затратам на ее имидж можно в лучшем случае отнести около170-180 млн. руб., или всего 6 млн. долл. Приятное исключение – празднование300-летия Санкт-Петербурга.
В ходесоциологического исследования, проведенного компанией Validata в феврале 2003г. Великобритании, Швеции, Германии, США и России, успешным и «карьерным»столичным жителям в возрасте от 25 до 30 лет задавали вопросы про собственнуюстрану и про другие страны: как они представляют себе эти страны, с чем ониассоциируются, чем респонденты гордятся в своей стране, что не нравится и какони видят свое будущее. Самые довольными своей страной оказались американцы (имв ней нравится абсолютно все), затем идут шведы, потом англичане, после нихнемцы, а в конце списка – россияне.
Нельзя непризнать, что высокой конкурентоспособностью своей экономики мы, по большомусчету, еще не скоро сможем удивить мир. Как справедливо утверждал академикД.С.Лихачев, Россия значительна и велика только своей культурой. Многовековое имногоплановое историческое и культурное наследие – это безусловное уникальноеконкурентное преимущество нашей страны.
В вопросахкультурного досуга (как засвидетельствовало исследование, проведенное в 2003 г.группой компаний «КОМКОН») жители Москвы обогнали даже парижан и лондонцев, неговоря о жителях других европейских городов. Москва вполне может по соперничатьза звание самой культурной столицы мира именно по характеристикам культурногодосуга населения, – по крайней мере, его обеспеченных слоев. Москва продолжаетоставаться самым «читающим» городом: 63% опрошенных признались в любви кхудожественному чтению. Московский «Библио Глобус» – книжный гигантвсероссийского масштаба – перегружен покупателями с самого утра и до закрытия.И это несмотря на то, что наши цены на книжки практически сравнялись севропейскими.
Своидостижения есть у нас в драматическом и музыкальном искусстве и в «потреблении»его «продуктов». Гораздо хуже обстоят дела у московских музеев: они, за редкимисключением, бедны по своему бюджету и несовременны.
2.Показатели страны и ее регионов в рейтинг — листах деловойконкурентоспособности (рейтинг IMD), национальный банковский рейтинг, индексыкачества и стоимости жизни в регионах и городах страны, индекс потребительскогодоверия и др.
В началеоктября 2003 г. международное рейтинговое агентство Moody's повысило потолоквалютного рейтинга России и рейтинг еврооблигаций на две ступени – доинвестиционного уровня «Baa3» с «Ba2», сообщает «Интерфакс». Кроме того,Moody's повысило рейтинг рублевых облигаций до «Bаа3». Потолок рейтингавалютных банковских депозитов повышен до «Bа1» с «Bа3». Прогноз всех рейтингов– «стабильный». Повышение суверенного рейтинга России на две ступени вызвалобурный рост российского рынка акций, воодушевленного надеждой на появлениеновых западных инвесторов. Вырос и курс рубля.
Гораздо хужеобстоят дела с рейтингом деловой конкурентоспособности. Ее основныекомпоненты и сравнение России с США и «100%-ным идеалом» отображено на рис. 2.Среди стран с населением свыше 20 млн. человек Россия в 2003 г. заняла оченьскромное 26-е место. А ведь еще годом раньше мы были 21-ми.… На первом месте сбольшим отрывом – США.
/>
Рисунок 2.Основные компоненты деловой конкурентоспособности России и США.
Несмотря наэкономические успехи последних лет, Россия опускается все ниже в рейтингеконкурентоспособности мировых экономик. Независимые эксперты объясняют этопробуксовкой административных реформ и имиджевыми проблемами страны.
Индекспотребительского доверия в США в октябре 2003 г. повысился до 81,1 пункта,сообщается в докладе исследовательского центра Conference Board. В сентябреэтот показатель составил 77 пунктов, а не 76,8 пункта, как сообщалось ранее.Аналитики ожидали, что рост индекса потребительского доверия в октябре составит79,5 пункта. Как отмечает директор Conference Board Линн Франко, основнымфактором повышения уровня доверия потребителей явились позитивные тенденции нарынке труда.
С 1997 г. вРоссии правительство проводит конкурс среди российских городов на звание самогоблагоустроенного города. Комиссия из экспертов Госстроя, которая выезжает наместа, руководствуется критериями, в число которых в первую очередь входятобъемы строительства и капитальный ремонт в жилых зданиях. Не менее важныйкритерий, который учитывается во время конкурса, – обеспечение горожан светом,газом, горячей водой, транспортом. Кроме того, Госстрой оценивает и подготовкук зимнему сезону. В 2003 г. первое место в конкурсе заняла Калуга, второе –Махачкала, третье поделили Красноярск и Хабаровск.
А в мире самыелучшие города для жизни – Ванкувер и Мельбурн. К такому выводу пришли авторыдоклада организации Economic Intelligence Unit, сравнившие качество жизни в 130городах мира. Основные параметры оценки: здравоохранение, безопасность,культурные события, защита окружающей среды и состояние инфраструктуры.
3.Страны – союзники и партнеры по внешнеэкономической деятельности исоответствующие показатели внешнеторгового оборота (объемы импорта и экспорта)и сальдо торгового баланса.
По даннымГоскомстата РФ, внешнеторговый оборот России в первом полугодии 2003 г.составил 95,238 млрд. долл. и на 27,3% вырос по сравнению с тем же периодом2002 г. (против $74,841 млрд.). Импорт увеличился на 22,8% — с $27,115 млрд. до$33,285 млрд. Положительное сальдо внешней торговли России в первом полугодии2003 г. составило $28,668 млрд. против $20,611 млрд. в первом полугодии 2002 г.
Вовнешнеторговом обороте России 2002 г. (151,750 млрд. долл.) на долю ЕС пришлось36,6%, Центральной и Восточной Европы – 12,9%, стран АТЭС – 16,4%, СНГ – 17,0%.Доли ведущих стран распределились следующим образом: Германия – 9,6%, Беларусь– 6,5%, Италия – 6,4%, Китай – 6,1%, Украина – 6,0%, Нидерланды – 5,4%, США –4,6%, Швейцария – 3,8%, Польша – 3,3%, Соединенное Королевство – 3,2%, Франция– 3,0%, Финляндия – 2,9%, Казахстан – 2,9%, Турция – 2,7%.
4.Показатели въездного и внутреннего туризма.
По прогнозуВсемирного совета по туризму (World Travel&Tourizm Council) в течениеследующего десятилетия Россия будет развиваться наиболее энергичными темпами исохранит достаточно динамичные показатели роста туристического сектора. Обороттуристической отрасли в странах бывшего СССР в 2003 г. может составить $46,6млрд., а с ежегодным ростом в 6,9% к 2013 г. он достигнет $110,6 млрд. (пооценкам ВТО, доля России в показателях, касающихся стран бывшего СССР,составляет 80-90%).
5.Бренды ее территорий и субъектов хозяйствования.
Кто не знаеткитайский шелк, французский коньяк, швейцарские часы? Стоимость бренда – реальныйактив не только любой фирмы, источник прибылей и основа стабильности рыночногоположения территории в целом. Капитал территориального бренда – это капиталфразы «Сделано в …» Под залог бренда можно даже получать кредиты. Зарубежныекомпании активно работают на бренд территории, пытаясь «замаскироваться» подустойчивые национальные бренды или еще проще – поднять на флаг название страны,где живут потенциальные потребители. Многого стоят только рекламные слоганышвейцарской «Нестле»: «Россия – щедрая душа!», «Россия – золотые купола», «Шок– это по-нашему»! Бренд территории почти всегда идет впереди бренда конкретногобизнеса: сколь бы ни была уникальной та или иная гостиница, тот, кто еевыбирает, в начале определяет город или страну, в которой он намереностановиться, а марка «Сони» в большинстве стран сигнализирует потребителямпрежде всего о том, что это – японская электроника.
Сколько стоятсобственно российские бренды? В России одними из наиболее ценных брендовявляются старые торговые марки-мегабренды. В частности бренд водки «Столичная»оценивается некоторыми специалистами в 1,8 млрд долл., бренд шоколада «Аленка»– 10 млн долл. Из современных брендов наиболее высокую стоимость имеет, пооценкам специалистов, бренд пива «Балтика» (500 млн. долл.), косметическийбренд «Черный жемчуг» (25 млн. долл.). А вот право на торговую марку «Убойнаясила» было недавно приобретено у кинематографистов производителем инсектицида«Дихлофос» всего за 15 тыс. долл.
Осенью 2003 г.Счетная Палата РФ проверила действенность управления ФКП «Союзплодоимпорт» 17традиционными русскими водочными брендами («Столичная», «Московская»,«Охотничья», «Юбилейная» и др.), права на которые перешли к компании в июлепрошлого года по постановлению правительства.
Счетная палатаутверждает, что «Союзплодоимпорт» неэффективно управляет переданными емуторговыми марками. По ее данным, доход ФКП от продажи лицензий на праворозлива, продажи, в том числе на экспорт, этих популярных водочных марок за триквартала 2003 г. составил 25 млн. рублей. А так как доходы от деятельности ФКПидут на собственные нужды предприятия, сделан вывод, что только в 2002 г.государство недополучило от использования государственных марок водок не менее11 млн. руб.
Счетная палатавыявила и еще один казус. Государство, закрепив в собственности ФКП право наэти водочные бренды, не провело их оценку. В стоимости брендов учтены толькорасходы на их регистрацию. А ведь водка – российский продукт № 1 в мире.Произвести реальную рыночную оценку брендов пока еще только предложеноМинимуществу РФ.
Общеенаследство (природная, человеческая, социальная и историческая уникальностьтерритории) не только эксплуатируется разными бизнесами, но и ими жеприумножается. Бизнес выступает не только выгодополучателем, но также выгододателеми катализатором развития интеллектуального капитала территории. Так не стоит ливплотную заняться маркетингом российского интеллектуального капитала, чтобы вдальнейшем жить, говоря словами С.П.Капицы, не за счет сырья, а по уму?
Статьяопубликована в журнале «Государственная служба», № 1 за 2004 г.