Реферат по предмету "Социология"


Становление социологии как научной дисциплины

Содержание
 
1. Социология как наука
1.1 Объект и предмет социологии
1.2 Понятие «социального» в системесоциологического знания
1.3 Социальные действия, социальные взаимодействия,социальные связи и отношения
1.4 Структура социологии, ее функции и методысоциологического познания
1.5 Социология и другие гуманитарные науки
1.6 Социология в структуре образования
2. Возникновение и развитие социологии
2.1 Предпосылки возникновения социологии как самостоятельнойнаучной дисциплины
2.2 О.Конт – основатель «позитивной социологии»
2.3 Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв.
2.4 Классики социологической науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм,М.Вебер
2.5 Социология XXвека: общая характеристика научных школ, направлений, традиций
2.6 Особенности развития социологической мысли в России (до1917 года)

1.        Социологиякак наука
 
1.1           Объект ипредмет социологии
Для того чтобы определить объект ипредмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общиепонятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определеннуючасть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность,существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела,взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что всеэти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и независят от него.
Предмет исследования, напротив,существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самогознания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактновыделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая илине учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждомуобъекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальностиможет заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство,архитектора — с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения вокружающий ландшафт, строителя фундамента — с точки зрения посадки здания вгрунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, — с точки зренияудобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другимисторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.
Таким образом, в самом объекте несодержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предметисследования «может быть выделен как особое содержание посредствомпрактических и познавательных действий с объектом» (141, с. 25). Выделениепредмета исследования путем абстрагирования от других свойств объектапредставляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающегонас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватитьвсе его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективнаянеобходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.
Выделение предмета исследования утакого крупного и сложного объекта изучения, как человеческое общество, сталоосновой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человекизучаются несколькими группами наук, имеющими сходный предмет исследования.Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производстваматериальных благ, их обмена, распределения и потребления; политические наукиимеют своим предметом крупные общественные процессы, связанные с управлением ифункционированием института государства, образованием правительств,распределением власти между различными общественными группами; предметомизучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих вразличных временных промежутках, и проблем, связанных с происхождениемотдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (и прежде всегопсихология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные видыи формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека и егосоциального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология?Каков ее предмет? Как он выделяется из объекта исследования? Попытаемся ответитьна эти вопросы.
Прежде всего, следует сказать, чтообъектом социологии, как и многих перечисленных выше наук, является общество,рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Наиболееблизкими к социологии науками обычно считают антропологию и социальнуюпсихологию, что соответствует действительности. Специалистам трудно разделитьпредметы, изучаемые этими науками. Однако мы попытаемся сделать это. Прежде всего,определим предмет антропологии. Она занимается, в частности, изучением локальных,простых доиндустриальных культур и обществ (примитивные народы, племена,сообщества древних людей) для определения происхождения и процессов развитиячеловеческого рода и человеческой культуры. Антропология не изучает сложныеобщества с развитыми индустриальными культурами и институционализированнымивзаимоотношениями. Что касается социальной психологии, то она изучает мысли,чувства и поведение индивида, обусловленные существованием и поведением другихлюдей, социальными взаимодействиями, влиянием социальных групп. Безусловно,предмет социологии часто совпадает с предметами этих наук, но вместе с тем онобладает рядом существенных отличий.
Для лучшего понимания существапредмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простоескопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое,состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей,взаимодействующих между собой в строго определенных границах. Эти части могутвключать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности,так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные поопределенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем вестественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении — определить систему связей между отдельными частями структуры.
Каждый индивид в обществе занимаетстрого определенную позицию или имеет определенный социальный статус. Например,он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и др. Всоответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другимииндивидами (т.е. находится в сложных системах взаимодействий ивзаимозависимостей). Изменение этих отношений, а также положения индивида вобществе неизбежно влечет за собой изменение связей и положения другихиндивидов. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкиедруг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои ит.д.), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, входе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп.Следует сказать, что совокупность связей и взаиморасположение отдельных частейструктуры в социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальнойединицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальномпространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, каквласть, материальные средства, престиж, объем знаний и др. Поэтому говорить осоциальной структуре — значит говорить о социальных различиях и неравенствемежду людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуреопределяются двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусамии числом индивидов, имеющих тот или иной статус.
Конечно, личность всегда занимает вобществе не одну, а несколько социальных позиций, в связи с чем исследователисоциальных структур утверждают, что, видимо, невозможно говорить о социальнойструктуре в единственном числе. Например, каждый член общества должен иметьпрофессию, образовательный уровень, экономический статус, место проживания ит.д. Даже примитивные племена имеют, по крайней мере, возрастную структуру,структуру родства, структуру власти. При этом место каждого индивида в любой изсоциальных структур выглядит как точка на двухмерной плоскости. Что касаетсяструктуры сложного индустриального общества, то ей присуще множество измерений.
Следующим моментом, играющим важнуюроль в определении предмета социологии, является то обстоятельство, что приизучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активнодействующие индивиды, способные в результате совместных действий изменятьположение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровеньограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характервзаимоотношений отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальныеструктуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходитсясовершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующимсоциальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должнаучитываться при проведении социологических исследований и построениисоциологических теорий.
Итак, выделив предмет социологии,мы можем заключить, что социология — это наука, изучающая структуры общества,их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие вэтих структурах.
В понятие социальной структурывходит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и ихвзаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемыекак на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовойинформации. Под условиями существования социальных структур понимаются, прежде всего,физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности исредства их передачи (например, язык). Если говорить о социальных процессах, тоони представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороныдеятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.
Развитие социологии показывает, чтотакой подход к изучению сложного общества (называемый структурным анализом)дает возможность для всестороннего изучения структурных единиц общества(классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей), социальных связей между такимиединицами (контактов, действий, взаимодействий, социальных отношений,социальных институтов), а также динамики социальных структур (социальныхизменений, процессов).

1.2 Понятие «социального»в системе социологического знания
 
Социальное –это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений)социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместнойдеятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу,к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одногоиндивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы.Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие другна друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителеми выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи,социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организацииявляются объектами социологического исследования.
Можновыделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющеесярезультатом их взаимоотношений. Во-вторых, это характер и содержание отношениймежду различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого имиместа и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов»,проявляющийся в общении и в их взаимодействии.
Социальноевозникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями ихместа и роли в конкретных общественных структурах.

1.3Социальные действия, социальные взаимодействия, социальные связи и отношения
 
Социальные действия — этоопределенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивидили социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение другихиндивидов или групп. Основой социального действия выступают контакты, без нихне может зародиться желание вызвать определенные реакции индивида или группы,изменить их поведение.
Итак, социальные действия — этотакие действия, цель которых вызвать изменение поведения, взглядов и стремленийиндивидов или общностей. Уже М.Вебер подчеркивал, что не все действия людейпредставляют собой социальные действия, так как достижение далеко не всякойцели предполагает ориентацию на других людей. По этому поводу в своей работе«Основные социологические понятия» он писал: «Социальноедействие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может бытьориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других.Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем илимерами защиты от грядущей опасности в будущем. „Другие“ могут бытьотдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершеннонезнакомых людей» [29. С.625]. Таким образом, по М.Веберу, социальноедействие представляет собой синтез двух необходимых моментов: а) субъективнаямотивация действия индивида или группы; 6) ориентация на поведение (прошлое,настоящее или ожидаемое в будущем) других.
Любое социальное действиепредставляет из себя систему, в которой можно выделить следующие элементы:
— субъект действия, воздействующийиндивид или общность людей;
— объект действия, индивид илиобщность, на которых направлено действие;
— средства (орудия действия) иметоды действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;
— результат действия — ответнаяреакция индивида или общности, на которых было направлено действие.
Социальное взаимодействие — «способ осуществления социальных связей и отношений в системе,предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия,а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет местостановление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальнойструктуре общества и т. п.» Социальное взаимодействие родственно понятию«социальное действие».
Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальныхсвязей. Социальное взаимодействие — это любое поведение личности или группылиц, имеющее значение для других людей. Оно определяется социальными статусамии ролями личности и социальных групп. Социальное взаимодействие — любоеповедение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей вданный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получениеинформации, реакция на неё, её переработка и возврат информации, а так же реакцияна новую информацию первого лица. Социальное взаимодействие имеет объективную исубъективную стороны:
·          Объективнаясторона — факторынезависимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
·          Субъективнаясторона — сознательноеотношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное навзаимных ожиданиях.
Механизм социального взаимодействия включает участников и их действия,изменения, вызванные этими действиями, влияние этих перемен на людей и окружение,и обратную реакцию.
Социальная связь – всясовокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей, связи,которые устанавливаются между индивидами, между индивидами и явлениями ипроцессами окружающего мира, между социальными группами.
Социальная связь – этосовокупность отношений, которые возникают между людьми.
Предпосылками социальныхсвязей являются контакты:
1) пространственные(непосредственный, или опосредованный, который не всегда приводит квозникновению тесных связей, но являются лишь определенной предпосылкой к установлениюсоциальных связей (заинтересованность).
2) психологическиеконтакты предполагают взаимную заинтересованность и является необходимымусловием для возникновения устойчивой связи (односторонней или двухсторонней).
3) социальные – этоконтакт в случае взаимодействия субъектов, обмениваться ценностями, которыепредставляют интерес для субъектов.
Под социальнымиотношениями в науке понимают:
1) определенное состояниеА и В в состоянии взаимозависимости, возникшее без участия их сознательногостремления и субъективных намерений.  2) сознательное и субъективноопределенное действие А по отношению к В, вытекающее из осознанной субъективноопределенной зависимости.
Из предложенногопонимания социальных отношений, в социологии можно выделить две методологическихтенденции:
1) социология должнаизучать, прежде всего, объективные отношения (Д. Маркович);
2) задача социологии –изучение тех отношений, которые складываются посредством субъективныхопределений партнера, личности, группы и той ситуации, в которой складываютсяэти отношения.
Существует мнение о том,что социальные связи складываются из отношений обоих типов. Социальныеотношения, которые возникают сознательно и субъективно, нередко характеризуюткак устойчивую систему, охватывающую двух субъектов, которых связывает общаяценность, интерес, установка. Социальные отношения первого типа, т.е. безсубъективного намерения, когда субъекты не знают о существовании друг друга,опосредованно соприкасаются друг с другом, взаимодействуют через различныеучреждения, строятся на системе нормирования, т.е. обязанностей идолжествований. Таким образом, социальные отношения — это устойчивая система,определенная нормами.
В современной социологиипод социальными отношениями понимаются относительно устойчивые и относительносамостоятельные связи между индивидами (вследствие которых они объединяются всоциальные группы) и социальными группами, как носителями качественно различныхвидов деятельности, отличающимися своими статусами и ролями.
В социологии выделяютотношения между индивидами и социальными группами и отношения между сходнымииндивидами (по полу, возрасту, социальному положению) к явлениям и процессамокружающего мира. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом,который сплачивают людей в социальные общности, таким образом, не отдельныесоциальные действия, не взаимодействия, а устойчивые, поддающиеся регулированиюотношения, являются основным компонентом социальной общности. Таким образом,социальные действия, социальные взаимодействия служат основой социальныхотношений, и их совокупность служит формированию социальных общностей.
 
1.4 Структурасоциологии, ее функции и методы социологического познания
 
Современноесоциологическое знание имеет сложную разветвленную и многоуровневую структуру.Собственно говоря, представление о ней можно получить, сопоставляя ее собъектом этой науки – обществом. Все великое многообразие проявленийобщественной жизни находит свое отражение в структуре социологии.
Исследователиподходят к рассмотрению данной проблемы с разных позиций. Рассмотрим некоторыеиз них.
1. Структурасоциологии посферам общественной жизни:
/>
2. Структурасоциологии по масштабам:
/>
2.        Структурасоциологии по задачам исследования:
/>

4. Структурасоциологии по уровням социологического знания:
/>
Необходимоиметь в виду, что разделение социологического знания на уровни носит сугубо методологическийхарактер. В действительности и теоретический, и эмпирический уровнисуществуют в органичном единстве, которое прослеживается в двух аспектах:функциональном и генетическом. Функциональный аспект предполагает движениеисследователя от теоретического уровня к эмпирическому (проверка теориипрактикой); генетический – восхождение от эмпирического уровня к теоретическому(обобщение опыта и формулирование новой теории).
 
1.5 Социологияи другие гуманитарные науки
В системегуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующимипричинами:
1) онаявляется наукой об обществе, его явлениях и процессах;
2) онавключает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, котораявыступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;
3) всегуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества ичеловека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которыеисследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются черездеятельность людей;
4) техника иметодика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываютсясоциологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так какиспользуются ими для своих исследований;
5) сложиласьцелая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и другихнаук. Эти исследования получили название социальных исследований(социально-экономических, социально-политических, социально-демографических идр.).
Спецификасоциологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным исоциогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских исоциально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук –эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология),и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболееглубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью еетеоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связьсоциологии с историей. В социологии широко используются исторические данные. Большуюроль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.
Социологиятесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отрасльюнаучного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.
Со всеминауками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюдасоциально-экономические, социально-демографические и другие исследования, наоснове которых рождаются новые «пограничные» науки: социальнаяпсихология, социобиология, социальная экология и пр. Значение социологии длядругих наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию обобществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия егоразличных структур.

1.6 Социологияв структуре образования
 
Характеризуясоциологическое образование, будем рассматривать его в нескольких ипостасях.Во-первых, оно является составной частью системы образования в целом, выступаяодним из его видов. Во-вторых, социологическое образование может бытьрассмотрено как конкретный общественный институт. В-третьих, оно тесно связанов своем возникновении и развитии с социологической наукой. Более того,институционализация социологии проявляет себя в первую очередь в существованииособого вида образования – социологического, благодаря которому появляетсявозможность воспроизводить систему социологических знаний, распространять этизнания среди широких масс населения. В-четвертых, социологическое образованиеобеспечивает подготовку кадров специалистов для развития социологической наукии практической деятельности.
Поскольку мырассматриваем социологическое образование как составную часть образования вцелом, необходимо дать определение сначала образования в целом, а затем исоциологического. Применим к трактовке образования один из наиболеераспространенных в социологии институциональный подход. В соответствии с нимпод образованием будем понимать устойчивую форму организации общественной жизнии совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц иучреждений, наделенных властью и материальными средствами (на основедействующих определенных норм и принципов) для реализации социальных функций иролей, управления и социального контроля, в процессе которых осуществляютсяобучение, воспитание, развитие и социализация личности с последующим овладениемею профессией, специальностью, квалификацией.
Рассмотримфункции социального института образования. Прежде всего он обеспечивает вобществе устойчивость, социальный порядок, и не только в сфере образования, нои далеко за ее пределами, поскольку связан многообразными отношениями с другимисоциальными институтами (например, производства, науки, культуры, семьи) иоказывает на них сильное влияние. Институт образования способствует усилениюсоциальных связей и внутригрупповой сплоченности среди субъектовобразовательного процесса.
Социологическоеобразование может быть рассмотрено в рамках нескольких подходов – системного,деятельностного, институционального, социокультурного, аксиологического. Сучетом этих подходов его целесообразно характеризовать и как вид (подсистему)образования, и как род профессиональной деятельности, и как характеристикуинституционализации социологии, и как социокультурный феномен, и как признаннуюобществом ценность.
Социологическоеобразование осуществляет в качестве ведущей функции воспроизводства одного изэлементов социально-профессиональной структуры общества – подготовкуспециалиста-социолога путем реализации основной образовательной программы.Социологическое образование может трактоваться как целенаправленный процессосвоения знаний мировых и отечественных достижений в области теории и практикисоциологической науки, умений и навыков проведения социологическогоисследования. Социологическое образование – это освоение профессиональныхценностей и норм профессиональной социологической деятельности, приобщение кпрофессиональной социологической культуре, включение его всоциально-профессиональную группу социологов. Наконец, социологическоеобразование – это вид институциональной деятельности, реализующий процессличностного развития, становления будущего специалиста, средство адаптации егок социально-экономическим, политическим, социокультурным реалиям.
Социологическоеобразование косвенным образом воздействует на экономическую (производственную),социальную, политическую, духовную жизнь общества за счет подготовки кадровспециалистов, умеющих исследовать процессы, происходящие в ее различных сферах,и способствовать позитивным преобразованиям в каждой из них. В этой связи важновидеть основные области применения специалистов-социологов. Ими являются:
— профессиональная деятельность в аналитических социологических центрах, напредприятиях, фирмах, консалтинговых кампаниях;
— работа вгосударственных органах федерального, регионального и муниципального уровней,требующих базового высшего социологического образования;
— деятельность в избирательных компаниях и центрах избирательных (политических)технологий;
— проектно-аналитическая и экспертно-консультационная деятельность;
— работа в научныхинститутах и социологических службах в качестве научных сотрудников иэкспертов-консультантов;
— деятельность в сфере связей с общественностью;
— работа напреподавательских и административных должностях в высших и среднихобразовательных учреждениях.

2. Возникновениеи развитие социологии
 
2.1Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины
 
Навозникновение и развитие любой социальной науки, предметом изучения которойвыступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественныхпотребностей в решении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, атакже теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровеньнаучного анализа.
Во многомстановление социологии как самостоятельной науки связано с глубокимиизменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII— начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер.Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новымформам организации экономической и политической жизни. Происходил процессстановления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свободчеловека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оношло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистскогоустройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентацияэкономической, общественно-политической и духовной жизни людей. Существенноерасширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выборапробудили интерес людей к знанию основ жизни социальной группы, социальнойобщности, социальных процессов и явлений с целью наиболее рационального иэффективного использования обретенных прав и свобод.
В своюочередь, развитие свободной конкуренции в экономике, политике, духовной сферетакже поставило в прямую зависимость результативность деятельностипредпринимателей и политиков от умения использования знаний о конкретныхсоциальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т.п. К середине XIX в.потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществес острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования новоготипа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребностиформирующегося гражданского общества. Можно отметить следующие теоретические исоциально-экономические предпосылки и условия возникновения социологии какнауки: возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки,науки о праве, политической экономии), достижения в области естествознания,разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой Французскойреволюции, зарождение и развитие эмпирических социальных исследований, а такжеряд социально-экономических предпосылок.
 
2.2 О.Конт– основатель «позитивной социологии»Французскийфилософ Огюст Конт, которого многие социологи считают родоначальникомновой науки об обществе, родился 19 января 1798 года в городе Монпелье, в семьесборщика податей. Его родители были правоверными католиками и монархистами.После окончания интернат-лицея в 1814 г. он поступает в Политехническую школу вПариже, где изучает математику, философию, глубоко интересуется социальными иэкономическими проблемами.По Конту,социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы.Предмет ее — самый важный и сложный, поэтому социология — своего рода царицадругих наук.
Контотносится отрицательно ко всему разрушительному, критическому. Онпротивопоставляет духу отрицания (и в теории, и в действительности),принесенному Революцией, созидательный, позитивный дух. Категория«позитивного» становится наиболее общей и главной в егомировоззрении, поэтому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного»,становятся основными терминами для обозначения контовского учения.
Что же такое«позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пятьзначений этого слова: реальное в противовес химерическому; полезное в противовеснегодному; достоверное в противовес сомнительному; точное в противовессмутному; организующее в противовес разрушительному.
К этимзначениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюдузаменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, атакже тесная связь с всеобщим здравым смыслом.
Местопозитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с егознаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний»,который он считал своим главным открытием.
Согласноэтому закону индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своемразвитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:
натеологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либоначальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютномузнанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазыразвития: фетишизм, политеизм, монотеизм. На метафизической, или абстрактной стадии человеческоемышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало ипредназначение, главный способ их образования.Основнойпризнак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесьдействует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадииум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей ивместо этого обращается к простому исследованию законов, т.е. «постоянныхотношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».Позитивноемышление далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий,все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивнойстадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т.е. позитивная наука,цель которой — познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимыйсырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов — условие существования науки, их познание с целью рационального предвидения — еепредназначение.Конт исходит изпредставления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включаячеловеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук,получившую широкую известность.Каждая наукапредставляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая изних заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свой собственныйметод, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своемразвитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии, только на последнейони становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находитсясоциология.2.3 Основные направления развитиясоциологии в XIX – начале XX вв.
На вторуюполовину XIX — начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии,развитие социологических теорий, ставших классическими. Данный период — этосвоего рода социологическое «осевое время». Поэтому внимание к немуособенно пристальное. Анализ классического периода в развитии социологиипредполагает решение проблемы систематизации созданных в это времясоциологических теорий, определения принципа их структурирования, критерии ихклассификации. Здесь существуют различные подходы. Чаще всего используетсяпринцип соотнесенности социологической концепции с другими науками (определениенеизвестного через известное). Так, выделяют социальный органицизм и социальныйдарвинизм (Л. Гумплович, Г. Спенсер и др.), сводящие закономерности эволюциичеловеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвигающиепринципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболееприспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни; социальныймеханицизм, сторонники которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и др.) пыталисьобъяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на нихзакономерности, установленные в физических науках; географическое направление всоциологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, Ф. Ратцель и др.), отстаивающее решающуюроль географической среды в истории общества; психологическое направление (Л.Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), представители которогостремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к объяснениювсех общественных явлений и процессов в психических особенностях поведенияиндивида или общности. Рассматриваются в истории социологии и другиенаправления. Однако ни одно из них не может включить наиболее значимые, классическиесоциологические концепции.
2.4 Классикисоциологической науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер
 
Г. Спенсер(1820-1903 гг.) рассматривал общество по аналогии с единым биологическиморганизмом. Как и живые существа, общество развивается от простых форм ксложным. Совершенно правильно Спенсер считал, что наиболее устойчивыми являютсяпростые примитивные общества, составные части которых однородны и могут легковзаимозаменяться. Например, первобытные охотники, ощутив недостаток дичи, моглиперекочевать на другую территорию, переключиться на рыбную ловлю илисобирательство. Но в развитом обществе экономический кризис может привести ккраху и политическую, и социальную, и духовную сферы. Уязвимость современногообщества — в его сложности, во взаимозависимости всех его частей, поэтому помере развития общества все большую роль играет регулирующая и контролирующаявзаимодействия между людьми политическая система, аналогичная мозгу и нервнойсистеме живого организма. Однако активное вмешательство государства в жизньобщества ведет к деградации последнего, так как возрастание интеллектуальногопотенциала его членов может происходить только в результате «естественногоотбора», эволюционно.
Э. Дюркгеймбыл одним из самых талантливых и влиятельных социологов Франции конца XIX в. Онодним из первых выделил предмет социологии -социальную реальность, имеющуюособые, только ей одной присущие качества. Общество есть совокупностьсоциальных фактов, являющихся элементами социальной реальности. Социальныефакты существуют вне сознания конкретного человека и оказывают на него внешнеедавление. К социальным фактам Э. Дюркгейм относит законы, обычаи, языки, денежнуюсистему, религию и др. — все, что индивид получает готовым при рождении.Дюркгейм развил идею солидарности, как высшего морального принципа,обосновывающего необходимость разделения труда. Но разделение труда приненормальных условиях может привести к узкой специализации работающих, кпревращению рабочего в придаток машины, создать социальную основуразрушительных конфликтов. Дюркгейм предложил выход — укрепить солидарностьчленов общества правильным разделением труда, основанным на индивидуальныхспособностях индивидов. В конечном итоге сформируется общество, основанное насправедливости, равенстве и свободе.
М.Вебер(1864-1820) внёс существенный вклад в такие области социального знания, какобщая социология, методология социального познания, политическая социология,социология права, социология религии, экономическая социология, теориякапитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией».Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину.Понимание означает познание социального действия через его субъективноподразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие самего субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идейи мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразиечеловеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремилсястроить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарнымнаукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии,так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категориипонимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие.Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становитсядействием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальномдействии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями другихлюдей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловыесвязи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, котораязатем должна быть подтверждена объективными научными методами.
 
2.5 СоциологияXXвека: общая характеристика научных школ, направлений, традиций
 
В XX веке социологияполучила наибольшее развитие: возникли научные центры в большинствезападноевропейских стран, институционализировалось сообщество социологов, самасоциальная наука активно развивалась по различным векторам и направлениям.Многообразие социологических школ и направлений, а также теорий и концепций,практически несводимое к одному знаменателю, вообще характерная черта социологииXX века. Однако накопление большого эмпирического материала и теоретическаяэволюция социологии породили стремление к выработке метатеоретических парадигм,претендующих на интеграцию социологического знания и раскрытие самих основсоциального бытия.
В XX векерусская социология по сравнению с XIX в. отличается меньшей абстрактностью, ибобольше опирается на опыт. Возникло несколько новых направлений. Сложилисьосновные школы: марксистская, субъективная, психологическая, бихевиористская,формальная, механическая, юридическая и историческая. Всеми школами, особеннобихевиористской и психологической, был внесен заметный вклад в социологию. Вовремя революции условия для развития социологии были неблагоприятными. Тем неменее, экстраординарный опыт революции обогатил знания русских социологов. Помере снятия «внешних помех» для реализации социологическихисследований в России можно ожидать их дальнейшего подъема.
Основныесоциологические школы XX века:
1.Марксистская школа. В XX веке творческая мощь этой школы стала снижаться. Возможно, самаясерьезная работа этого периода «Общественные классы» профессора С. И.Солнцева (1917 г.), посвященная концепции социального класса. После революцииопубликовано много разных марксистских книг откровенно идеологическогохарактера. Все они малонаучны. Марксистская социология в России выродилась вразновидность догматической идеологии и внутренне мертва.
2. Русскаясубъективная социология. В XX веке творческая активность этой школы стала снижаться.Тем не менее, она дала несколько сильных работ. Наиболее важные среди них «Социальныеантагонизмы» Ю. Делевского и «Очерки мировоззрения» Н. К.Михайловского, «Теория разделения труда как основа научной социологии»Е. Колосова.
3.Психологическая социология Петражицкого. Петражицкий создал новую «эмоциональную психологию»и на этой основе свое понимание социального мира, права, этики, социальнойорганизации и социальных процессов. Это оригинальная, чрезвычайно логичная иопирающаяся на факты концепция. И что крайне важно, она «работает»применительно как к самым сложным, так и конкретным социальным явлениям.
4. Русскаябихевиористская школа. Как известно, современный бихевиоризм в психологии появился в России вработах И. Павлова, отчасти, В. Бехтерева и учеников Павлова (Н. Болдырева, Г.Зеленого, В. Ленца и др.). Начав с изучения относительно простыхпсихологических процессов, Павлов и его ученики постепенно пришли кэкспериментальному исследованию все более сложных нервных процессов у животных,и, в конце концов, у человека. В итоге они сформулировали фундаментальныезаконы условных и безусловных рефлексов и законы «торможения», «возбуждения»,«угасания», «внушения», «перестройки» и «трансформации»форм поведения. Они пытались распространить свои методы и на социальныеявления.
5. Формальнаяшкола. Формальнаяшкола в социологии — социологическое направление конца 19 — начала 20 вв.,стремившееся свести социальные отношения: к более или мене ограниченному наборуих структурных элементов; к описательности историко-эволюционистских концепцийсоциологии.
6.Механическая школа.Н. Г. Воронов в «Основаниях социологии» (1912) попытался объяснитьсоциальную жизнь с позиций «социальной механики» или «социальнойфизики», продолжив линию мыслителей с XVII века до более современных.Выдающийся вклад в «механическую социологию» сделан Е. Спекторским вмонументальном труде «Проблемы социальной физики в XVII столетии».
 

2.6 Особенностиразвития социологической мысли в России (до 1917 г.)
 
Наформирование социальной, а затем и социологической мысли в России большоевлияние оказали французские просветители (Монтескье, Вольтер, Дидро, Сен-Симони др.), английские экономисты (Смит, Рикардо и др.), немецкие романтики(Шеллинг и др.).
Это влияние преобладаетдо первой четверти ХIХ в. Начиная с первой четверти ХIХ в. преобладающими ипротивоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России сталиславянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество — с другой.Наиболее крупными представителями взглядов русофилов были Н.Данилевский,А.Катков, В.Леонтьев, К.Победоносцев.
Ситуация, сложившаяся в социальном мышлении в России во второй половинеХIХ в., предопределила характер и направление развития русской социологическоймысли. Первые русские социологи явились наследниками первого поколениянародников (Н.Г.Чернышевский и др.). Определяющей ориентацией русскойсоциологической мысли стал субъективизм, наиболее яркими представителямикоторого являются П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев.
Известное влияние на развитие социологической мысли в России оказал ПетрБернгардович Струве (1870-1944), который вначале своего теоретического пути былпоследователем социологических взглядов К.Маркса, а после поражения революции 1905 г. стал ярым его противником. Струве отверг диалектику и теорию социального развития Маркса. Онсчитал, что диалектика построена на метафизическом принципе, по которому законылогики являются одновременно законами внешнего мира. Логика, таким образом,переходит в онтологию. Преобразовать общество, по мнению Струве, можетобразованный индивид, а не классовая борьба и революции (Струве П.Б.Марксовская теория социального развития. Киев, 1905.).
Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикациядвухтомного капитального труда Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916)«Социология». Ковалевский писал: «Социология в отличие,например, от истории необходимо отвлекается от массы конкретных фактов иуказывает лишь общую их тенденцию, никогда не теряя из виду основной своейзадачи — раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости иразвития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи междусобой» (Ковалевский М.М. Социология. Т.1. Социология и конкретные науки обобществе. СПб., 1910, С.9).
Несмотря на то, что во второй половине ХIХ — начале ХХ вв. социология вРоссии получила достаточно широкое распространение, она не была представлена вкачестве учебной дисциплины в университетах до революции 1917 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.