Реферат по предмету "Психология"


Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе

Особенности
личностного развития дошкольников в предкризисной фазе

Особенности
личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет

Дошкольный
возраст - самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап
раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования. Как
показывает анализ научной литературы, многообразие событий, происходящих в психической
жизни детей этого возраста обладает разной степенью привлекательности для
ученых, в связи с чем дошкольный возраст исследован крайне неравномерно.
Наименее изученным он остается со стороны процессов, интегрирующихся по его
завершении в личностном новообразовании кризиса семи лет.

Одну из главных
причин этого мы склонны усматривать в том, что существующее в науке
многообразие теоретических концепций кризисных фаз детского развития опирается
на явно недостаточную экспериментальную базу. Кроме того, в понимании кризисов
развития постепенно намечается сдвиг этого понятия относительно тех
представлений, которые впервые были сформулированы Л.С. Выготским [5].

Так, не отрицая
наличия "переходных периодов", "скачков", "переломов в
развитии" как особых моментов в психике ребенка, ученые стараются избегать
самого термина "кризис" для их обозначения. Последний понимается как
тяжело, неверно протекающий перелом в развитии [12], [13]. Подобный сдвиг в
терминологии, замена термина "кризис" на "перелом",
"скачок" приводит к тому, что в отдельных работах критический период
оказывается утраченным, поглощенным стабильным периодом [17], а в других, там,
где он преимущественно связывается с негативной симптоматикой в детском
поведении, он фиксируется в нетипичных для него возрастах, например в 5,5 лет
[22].

Наметившиеся
расхождения в позициях исследователей, обусловлены слабой теоретической
проработкой проблемы кризисов и неразработанностью критериев, по которым можно
судить является ли то или иное проявление психической активности формой
существования личностного новообразования, или мы имеем дело с новообразованием
стабильного возраста, возникающим в процессе развития отдельных сторон психики
и личности ребенка. Ориентация на "плохое" поведение детей, как основной
критерий наступления кризисной фазы не является надежным показателем [8], [9].

Проблема
кризисных этапов и центральных новообразований личности, складывающихся в эти
периоды, остается в значительной мере открытой. Особую сложность в связи с
резко меняющимися в последние годы условиями воспитания и обучения детей
представляет собой кризис семи лет.

Это побудило
нас вернуться к проблемам кризисов детского развития в экспериментальном
исследовании. Предметом анализа мы выбрали психологическое содержание и
механизмы становления центрального личностного новообразования, складывающегося
на рубеже дошкольного и школьного возрастов.

Теоретической
основой нашей работы является концепция возраста, предложенная Л.С. Выготским.
Ее смысл сводится к представлению о развитии личности в онтогенезе как процессе
ее качественного преобразования, выражающегося в становлении центральных
(личностных) новообразований, определяющих содержание ведущих деятельностей
субъекта и весь ход его развития в целом [5]. Личность понимается нами как
"особое сверхчувственное качество", формирующееся при жизни ребенка
[12], как система отношений, общественных по своей природе и обращенных к
предметному миру, к другим людям и к себе [15], [18], [21]. Линия отношения к
себе является определяющей в системе отношений субъекта к миру, задающей
смысловые ориентиры жизнедеятельности человека [14].

Общение со
взрослым является ведущим фактором развития ребенка в первые семь лет его жизни
и, в том числе, становления его самосознания и личности [14]. В ходе общения у
ребенка складываются образ другого человека и образ самого себя, которые
выступают как сложное аффективно-когнитивное образование, отражающее онтогенез
самопознания и самооценки ребенка. В образе себя результируется опыт
индивидуальной деятельности ребенка и его коммуникативный опыт, которые в
совокупности определяют содержание психического облика ребенка и целостной
системы его отношений к миру, т.е. его личности [2], [6].

С учетом
вышесказанного мы связываем содержание развития в критические периоды с кардинальной
целостной перестройкой личности ребенка, обнаруживающей себя в специфических
возрастных новообразованиях. Их отличие от новообразований стабильных возрастов
состоит в интеграции отношений, конституирующих личность, в усложнении их
структуры и приобретении ими все более опосредствованного характера. С этих
позиций нами ранее уже подвергалось изучению личностное развитие ребенка на
первом году жизни [1], в период кризисов 1 года и 3 лет [9]. Нам представляется
целесообразной и логически оправданной реализация данного подхода и в отношении
кризиса 7 лет.

Было
установлено [9], что преобразованные отношения задают направление развития всех
сфер психической активности ребенка и прежде всего процессов его самопознания.
Своеобразие этих процессов на этапе кризиса состоит в том, что они
разворачиваются не во внутреннем плане, как акт самоанализа (интроспекции), а
имеют развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей
оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими. Присвоенные точки
зрения окружающих на себя как источник успеха или неуспеха в деятельности
ложатся в основу отношения ребенка к себе, к своей личности, становятся
критериями его конкретной самооценки. Самооценка ребенка, его образ себя
выступают той сферой, в которой важно проследить возрастные изменения,
объективирующиеся в личностном новообразовании кризиса развития.

В своем
исследовании мы опирались на представление об образе себя, разработанном М.И.
Лисиной и ее учениками [2], [7], [14], [20]. В этом представлении отношение
ребенка к себе (общая самооценка) соответствует аффективной составляющей образа
себя и проецируется в ядерную область его структуры. Основным его источником
является общение с окружающими людьми. Когнитивная составляющая образа (знания
и представления о себе - конкретная самооценка) проецируется преимущественно в
периферическую область образа себя, а ее основным источником выступает
индивидуальный опыт ребенка.
Список
литературы

Т.В. Ермолова,
С.Ю. Мещерякова, Н.И. Ганошенко. Особенности личностного развития дошкольников
в предкризисной фазе.

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fpo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.