Реферат по предмету "Социология"


Страта

Идеи о социальной стратификации зародились в отечественной социологии и были высказаны задолго до того, как они стали переростать в некую теоретическую целостность. Теория вобрала в себя идеи Макса Веббера о классах в индустриальном обществе и социальном взаимодействии. Некоторые авторы привнесли в нее идеи социального конфликта. Кроме того, в разработке теории стратификации большую роль сыграли американские ученые и это нельзя считать случайным явлением, т.к. имненно в американском обществе появились те качества социальной организации, которые особо отмечались на первоначальном этапе становления теории : смягчение классовых различий, большая доля в стратификационных процессах ранжированного социального вознаграждения, личностных достоинств и т.п. Методология подхода и принципы анализа стратификационной теории в американской социологии оказались достаточно эффективными и использовались в изучении обществ с другим типом культуры, в том числе осуществлявших переход от традиционных форм социальной организации к современным, модернизированным.
В западной социологии выделяют несколько концепций стратификации. Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу соц-ой стратификации положить политическое понятие “авторитет”, которое по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода Р.Дарендорф представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. Первых он, в свою очердь, делит на управляющих собственников и управляющих несобственников, или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделяет на две подгруппы : высшую, или рабочую аристократию, и низшую – низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает так называемый “новый средний класс”.
Американский социолог Л.Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил 4 параметра : доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящюю элиту он подразделил на 6 групп : высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную.
Другой же американский социолог Б.Барбер провел стратификацию по шести показателям :
1) престиж, прфессия, власть и могущество
2) уровень дохода
3) уровень образования
4) степень религиозности
5) положение родственников
6) этническая принадлежность.
Французский социолог А.Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.
Итак, под социальной стратификацией понимается наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привелегий и престижа. В таком иерархическом расположении социокультурных благ и выражается сущность социального расслоения, с помощью которого общество получает возможность стимулировать одни виды деятельности и взаимодействия, терпимо относиться к другим и подавлять третьи.

Основные понятия стратификационного анализа.

Говоря об элементах социальной стратификации, используют такие еденицы анализа как “класс”, “социальный слой”, “социальная группа”, обозначающие социальные общности
Социальный класс. Это понатие родилось задолго до появления стратификационной теории. До этого о единицах социальной структуры говорили опираясь на сословные представления и используя названия конкретных социальных групп и сословных образований.Вместе с тем уже у античных мыслителей можно было встретить рассуждения о богатых и бедных.
Несмотря на различия в подходах к определению понятия социального класса в западной социологии и политологии 20 века, в них можно усмотреть общие черты. Главными признаками выделения класса служат :
1. отношение людей к средствам производства
2. характер присвоения благ в условиях рыночных отношений
На этой основе выделяют верхний класс (собственники экономических ресурсов общества ), низший класс (промышленные наемные рабочие) и средний класс, который сначала был представлен в виде достаточно аморфной группы работников, не включаемых ни в верхний, ни в низший классы.
Понятие класса достаточно крупная еденица, расчитана она на изучение наиболее существенных изменений в обществе.
Аналитики выделили еще одну еденицу анализа социальной структуры – понятие “страта” или слой. Страта включает в себя множество людей с каким-то общим статусным признаком своего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью. В качестве этого признака, позволяющего объединять людей в страты, могут выступать различные по характеру признаки – производственные, экономические, политические, социально-демографические, культурные и др. Таким образом, исследователь получает возможность анализировать население по самым разным критериям. В результате люди, принадлежащие к разным классам, могут оказаться в одной страте, выделенной, например, по признаку образования или по должностным характеристикам.
Вместе с тем необходимо иметь ввиду, что основанием для выделения страты выступает не любой признак, а лишь статусный, т.е. тот, который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер “выше-ниже”, “лучше-хуже”, “престижно-непристижно”.
Понятие “статус” преобретает в анализе стратификации ключевое значение. Оно показывает на то, что в существовании страт большую роль играют оценочные факторы. Процесс ранжирования основывается как на рационально-рассудочных операциях (принимается во внимание, например, должность оцениваемого, фирма, в которой он работает), так и на спонтанных реакциях (целостное восприятие другого человека, интегративная оценка какой-либо функциональной роли).
Таким образом, страты в отличии от класса формируются не по чисто экономическим или производственно-профессиональным признакам, а по признакам связанным с культурно-психологической оценкой (нормы, ценности, представления, образцы поведения и навыки ), которые реализуются в индивидуальном поведении и сознании. Поэтому социальное расслоение точнее называть социокультурным расслоением, так как социальные и культурные аспекты в нем тесно переплетены.
Следует иметь ввиду еще одно различие при определении класса и страты. Классы выделяются по отношению к средствам производства, способам доступа к различным благам. Страты выделяются по формам и объему потребляемых благ, по воспроизводству самого статусного положения. Статус предполагает, что любой кто претендует быть включенным в ту или иную страту, должны отвечать определенным ожиданиям и ограничениям на соответствующее соц-ое взаимодействие. Эти ожидания и ограничения касаются разных сторон жизни и выполнения разных ролей. Как правило, они связаны с поведением человека, его способом воспроизводства брачно-семейных отношений, проведением своего свободного времени, формами дружеского общения и т.п. Различные формы потребления благ и воспроизводства статусного положения формируют у представителей разных слоев неодинаковый образ жизни, который ограничивает членов данной общности от представителей других общностей. Решающая роль образа жизни для пристижа делает ту или иную статусную группу конкретным носителем разных условностей, которые поддерживают и сохраняют слой как таковой.

Дифиренцирующие признаки слоя.

Рассмотрим теперь те признаки, которые позволяют дифференцировать страты, ранжировать те или иные социальные положения в процессе спонтанного оценивания их людьми в различных жизненных ситуациях.
* признаки связанные с экономическим положением людей, т.е. наличием часной собственности, видами и величиной доходов, уровнем материального благосостояния. Соответственно выделяются слои : богатые, среднеобеспеченные и бедные ; высокооплачиваемые и низкооплачиваемые рабочие ; владельцы недвижимости и обитатели муниципальных квартир и др.
* прзнаки связанные с разделением труда, т.е. сферой приложения, видами и характером труда, иерархией профессиональных статусов, уровнем квалификации и профессиональными навыками, профессиональным образованием. Соответственно выделяются слои : работники тяжелой промышленности, работники сферы обслуживания, лица со средним специальным образованием и др.
* признаки связанные с объемом властных полномочий. Здесь большое значение приобретают производственные отношения и организация труда, в рамках которых формируются разная степень и неодинаковый объем возможностей оказывать влияние на окружающих через должностное положение, через виды и формы управленческой деятельности и т.п. Соответственновыделяются слои : рядовые работники на государственом предприятии, менеджеры на предприятиях малого бизнеса, рукаводители высшего звена государственного управления и др.
* признаки связанные с социальным престижем, авторитетом, влиянием т.е. имеются ввиду те позитивные значения, которые придаются людьми конкретным лицам, а также их роли, должности, либо комбинации того и другого.Выделяются слои : неформальные лидеры, элитные группы и др.
Наряду с уже перечисленными существует целый ряд признаков, роль которых в стратификации может либо выступать в скрытой форме, либо варьировать в зависимости от целого ряда обстоятельств. К ним относятся :
* поло-возрастные характеристики людей, связанные с психофизическими особенностями человека, что почти в каждом обществе сказывается на его соц-ом положении, на реализации им различных ролей
* этно-национальные качества действуют в той мере, в какой они определяют поведение человека, а также в какой они приобретают в обществе общезначимую важность
* культурно-мировоззренческие позиции преобретают стратификационную значимость в тех случаях, когда, разделяя людей на разные группы, они стимулируют неодинаковые соц-ые действия представителей этих групп, которые приобретают в обществе разный статусно-ранговый характер
* религиозная надежность также срабатывает в современных условиях в той степени, в какой религиозные воззрения связаны в конкретном обществе с ролевыми и статусными позициями людей
* признаки определяемые характером семейных отношений, родственными связями. В процесс исторического развития вожность воздействия этих признаков на положение человека снижался, но и сегодня они продолжают выступать достаточно важной характеристикой
* признаки связанные с местом проживания. Во многих странах наиболее значимым является деление на жителей города и деревни.
Наряду с перечисленными признаками существует ряд особых качеств, которые позволяют формировать группы со спецефическим статусным значением :
* маргинальное положение в обществе. Соответственно выделяются группы : безработные, инвалиды, пенсионеры, лица без места жительства и определенного рода занятий др.
* противоправное поведение. Оно дает основание выделить следущие группы : контингент исправительно-трудовых учереждений, представители уголовного мира, лица, для которых характерно противоправное поведение в рамкахдолжносных обязанностей и др
Специфика статусного положения этих слоев связана с тем, что их придставители либо не в состоянии своими усилиями добиться высокого ранга в обществе, и тогда общество частично компенсирует их бессилие, либо в своем поведении игнорируют общепонятные нормы взаимодействия, что способно порождать социокультурную аномию. На этот случай общество вырабатывает систему ограничений и наказаний, позволяющюю сохранять нормальное функционирование стратификационных механизмов.
Для всех перечисленных слоев характерны определенные формы потребления материальных и культурных благ, определенный образ жизни.Укажем те признаки, которые позволяют судить об этоу стороне стратификации :
* признаки свидетельствующие о потреблении жизненых благ. Их показателями могут выступать : район проживания, размеры и тип жилища, места отдыха, качество мед.обслуживания и т.д.
* признаки свидетельствующие о потреблении культурных благ. Их показатели : объем и характер полученного образования, объем и характер разных видов получаемой социальной информации и потребляемой культурной продукции и др.
* признаки характеризующие воспроизводство семейных отношений. Их показатели : тип домашнего хозяйства, формы домашнего воспитания детей, их школьное и вузовское образование, мужские и женские семейные роли и др.
* признаки характеризующие неформальные связи. Их показатели : круг общения, характер дружеских связей, нормы неформального общения и др.
Раньше мы говорили о стратах, которые выстраивались по какому-то одному признаку. Однако в действительности положение каждого человека определяется множеством признаков и является результатом целого ряда факторов и условий жизни. По мере углубления исследований стратификации стало очевидно, что страта, выделенная по одному критерию, одновременно характеризуется целым набором показателей. Поэтому давно нризнано, что характеризовать слой одним или двума признаками – значит сильно упрощать стратификационную картину. Особенно это некорректно по отношению к современному обществу, в котором процессы социальной стратификации выступают как исключительно многомерное явление, обладающее огромным регистром социального оценивания и размещения индивидов и групп в широком диапазоне своеобразной нормативной шкалы (или целого ряда шкал), социальных статусов, ролей, оценочных позиций. Люди, в зависимости от своих возможностей, способностей, с одной стороны, и от социальной значимости, которую приобретают социальные роли, разные виды деятельности – с другой, ранжируются на этих шкалах “выше” и “ниже”, а награды, права, привилегии, как и обязанности и предписания “встроены” в тот или иной статус. Таким образом статусное положение индивида или группы нельзя определить как нечто однозначное.
. Обобщая различные характеристики, преобретающие важное стратифицирующее значение, можно выделить ведущие признаки, свидетельствующие о профессионально-трудовых навыках, о качестве и объеме освоенных знаний, а также экономические признаки. Для того или иного общества это сочетание еще более конкретизируется. Например, известно, что о соц-ом статусе гражданина американского общества свидетельствуют три характеристики – профессия, доход, уровень образования.
Подобная комбинация взаимозависимых признаков, определяющих соц-ый статус группы или человека в соц-ой стратификации, все же свидетельствует о достаточно обобщенных тенденциях, присущих обществу в целом, в то время как общество состоит из разнородных систем иэлементов. Поэтому данное сочетание неодинаково характерно для разных профессиональных сфер, разных типов поселений, национально этнических групп и т.п. Например, в сфере политической жизни к этим трем признакам могут быть добавлены показатели свидетельствующие об общественном пристиже, а также об уровне властных полномочий. В сфере профессионального искусства на первый план выходит значимость таких признаков как художественно-творческая одаренность, авторитет среди знатоков или широкой публики, в то время как образование может не приобрести решающего значения. При целостном анализе стратификации с учетом образа жизни на первый план выходят такие компоненты, как профессия, объем доходов, район жительства и тип жилья, места отдыха.
Таким образом признаки определяющие социальный статус в социальной стратификации вариативны. Они неодинаковы в разных областях деятельности, в пределах разных сфер взаимодействия, в разных социальных и культурных группах. То, что выступает в качестве высокого социального статуса в большом городе, в среднем может иметь более низкий статус, а в малом городе приобретать самый низкий ранг.


Согласно эволюционной теории стратификации, по мере усложнения и развития культуры наступает такая ситуация, при которой ни один индивид не может овладеть всеми аспектами соц-ой деятельности, происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же – менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.
Концепции стратификации, в отличии от марксистской идеи классов и построения бесклассового общества, не постулируют социального равенства, наоборот, они рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты не только различются по своим критериям, но и размещаются в жесткой системе подчинения одних слоев другим, привелегированногоположения высших и подчиненного положения низших. В дозированной форме допускается даже идея некоторых социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности вертикального типа, т.е. предполагается, что отдельные талантливые люди могут переходить из низших слоев в высшие, как в равной мере и наоборот, когда малоактивные люди, занимающие места в высших слоях общества в силу соц-ого положения своих родителей, могут разориться и оказаться в самых низших слоях соц-ой структуры.
Таким образом, понятия соц-го слоя, стратификации и соц-ий мобильности, дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре ощества и помогают детализировать анализ соц-ых процессов в рамках тех или иных экономических и социально-политических формаций.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.