Реферат по предмету "Социология"


Специфика совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности

Специфика совладающегоповедения у подростков с разным уровнем тревожности
Тотьма 2010

Введение
На протяжениивсей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которыесубъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Невозможнонайти человека, который бы никогда не испытывал состояния тревожности вподобных ситуациях. С тревожностью связаны такие переживания как беспокойство,тревога, страх. Это неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психическойжизни. Тревожность как личностное образование проявляется в постоянномбеспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий [3].
Феноменподростковой тревожности в настоящее время достаточно глубоко изучен ипредставлен в научной литературе, прежде всего в работах таких авторов как Прихожан А.М.,Лютова Е.К., Монина Г.Б., Фрейд А., Захаров А.И. и др. Однакопроблема преодоления тревожности и ее негативных последствий для подростков сохраняетсвою актуальность.
Подростковый периодхарактеризуется появлением у человека ряда специфических черт, важнейшими изкоторых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить своюсамостоятельность, личностную автономию. Это период отчуждения от взрослых. Главныйфактор психического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками,повышенная конформность к ценностям и нормам группы сверстников. Центральноеличностное новообразование периода – становление нового уровня самосознания, отражающегостремление подростка понять себя, свои возможности и особенности, свое сходствос другими людьми и свои индивидуальность и неповторимость [1]. Важную роль встановлении личности подростка играют и происходящие в нем физиологическиеизменения, которые могут вызывать озабоченность и неудовлетворенность, связанныес собственной внешностью.
Такимобразом, рост тревожности в подростковом возрасте может являться следствиемопределенных внутриличностных конфликтов и неадекватного развития самооценки, атакже конфликтов подростков как со сверстниками, общение с которыми имеет особуюзначимость, так и с взрослыми (родителями, педагогами), с которыми подростокактивно борется за автономию.
В этом возрастееще активно продолжается процесс обучения способам преодоления жизненныхтрудностей и негативных эмоциональных состояний, особая роль в успешностикоторого принадлежит эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны референтнойгруппы. Успешное овладение этими способами может предотвратить закреплениетревожности как устойчивого личностного образования.
Какие жеспособы преодоления тревожности используют подростки?
Каким образомуровень и специфика проявления тревожности связаны с особенностями совладающегоповедения? На эти вопросы на данный момент времени нет однозначного ответа.
Объектом нашего исследования являетсяфеномен подростковой тревожности.
Предметисследования – особенности проявления совладающего поведения у подростков сразличной выраженностью тревожности.  
Цельисследования – изучение специфики совладающего поведения, выбираемого подросткамис разным уровнем тревожности.
Дляреализации данной цели мы ставим перед собой следующие задачи.
·         Датьтеоретический анализ проблемы подростковой тревожности.
·         Представитьхарактеристику совладающего поведения в подростковом возрасте.
·         Провестиэмпирическое исследование совладающего поведения у подростков с разным уровнемтревожности.
·         Датьрекомендации по учету особенностей совладающего поведения подростков приорганизации социально-педагогической работы с ними.
Методырешения поставленных задач.
1.   Теоретические: анализнаучной литературы по данной проблеме, обобщение и систематизация информации.
2.   Эмпирические: тестирование,методы обработки и представления полученных данных.
Гипотеза. Мы предполагаем, что уровеньтревожности влияет на особенности проявления совладающего поведения уподростков:
во-первых, сростом тревожности у подростков возрастает ориентация на избегание стрессовыхситуаций и уход от разрешения проблем;
во-вторых,чем выше тревожность, тем больше ориентация подростков на социальную поддержку;
в-третьих, дляподростков с высоким уровнем тревожности в большей мере, чем для низко- исреднетревожных, характерно использование неэффективных копинг-стратегий.
Практическаязначимость нашей работы заключается в том, что в ней дан теоретический анализпроблемы тревожности у подростков, представлены особенности совладания вподростковом возрасте, собран и представлен качественный диагностическийинструментарий для выявления уровня тревожности у подростков, стратегийпреодоления эмоционального стресса, а также данные эмпирического исследования,которые, на наш взгляд, могут оказаться полезными социальным педагогам приработе с подростками, в том числе и с тревожными.

1.Психолого-педагогический анализ проблемы подростковой тревожности
1.1     Тревожностькак психический феномен
Длякаждого человека характерен определенный уровень тревожности – это естественнаяи обязательная особенность активной деятельности человека [5].
Психологическийсловарь дает следующее определение термина «тревожность» [18; с. 423].
1.Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся всклонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состояниям тревоги, атакже в низком пороге его возникновения.
2.Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, котораязаключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различныхжизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.
Тревожность – это комплексэмоциональных состояний таких, как страх, беспокойство, стыд, вина и другие,которые оказывают неблагоприятное влияние на самореализацию личности, мешаячеловеку добиться успехов в жизни [5; с. 12].
Нов чем же состоит специфика терминов тревога и страх, и как они связаны стревожностью?
Слово«тревога» было известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало«знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Психологический словарьдает следующее объяснение этого термина: «Тревожность – это индивидуальнаяпсихологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым иинтенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге еговозникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойствотемперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [18; с. 424].
Влитературе часто смешиваются понятия тревога и тревожность, но они абсолютнонеидентичные. Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения.Поведенческие признаки тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться настуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, и др. Иногда тревогаочень полезна, она помогает мобилизировать потенциальные возможности. В связи сэтим различают мобилизирующую (дает дополнительный импульс) и расслабляющую(парализует человека) тревогу.
Единичные проявлениятревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название«тревожность». При этом следует разграничивать термины «тревожность» и «страх»[21; с. 86]. Э. Изард трактует понятие «страх», как специфическуюэмоцию, выделяемую в отдельную категорию [7; с. 17]. Он отмечает, чтотревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которой являетсястрах. Известный физиолог Павлов И.П. считал страх проявлениеместественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможениемкоры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения [3].
В самом общемвиде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. И встрахе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волненияи беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы илиотсутствие чувства безопасности, но также этот компонент присутствует и в тревожности.Ф.Б. Березин отметил, что тревожность – это эмоциональное состояние,закономерно сменяющееся по мере возрастания, и выделил 6 уровней состояниятревожности.
Тревога – это предчувствиеопасности, состояние беспокойства. Наиболее часто она проявляется в ожиданиикакого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожатьсвоими неприятными последствиями [22; с. 48].
Страх – аффективное(эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни иблагополучия человека, а тревога – это эмоционально заостренное ощущениепредстоящей угрозы. Страх можно рассмотреть как выражение тревоги в конкретнойформе [22; с. 49].
В немецкомязыке слово, означающее страх (Angst) происходит от латинского слова angustus, что означает – «тесно».Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, нивзрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера [3; с. 13].
Страх итревога как относительно эпизодические реакции имеют свои аналоги в форме болееустойчивых психических состояний: страх – в виде боязни, и тревога – в видетревожности. Если страх и от части тревога скорее ситуационно, чем личностно,обусловленные психические феномены, то боязнь и тревожность, наоборот, скорееличностно мотивированны и более устойчивы [1].
Такимобразом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх,хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и другие [9].
Существуютразличные формы тревожности и его результаты: агрессивность, расстройствоаппетита, нарушение сна, речи, коммуникативных способностей, нервность, а такжевызванные им функциональные расстройства деятельности внутренних органов [22].
Лютова Е.К.описала в своей книге, что Е.Ю. Брель проводила исследования, направленныена выявление социально-психологических факторов, влияющих на формированиедетской тревожности. Она выяснила, что такие факторы, как неудовлетворенностьродителей своей работой, материальное положение и жилищные условия, оказываютсущественное влияние на формирование тревожности [9; с. 43].
Психологическимипричинами тревожности могут являться: во-первых, безусловные предпосылки (природные)– свойства нервной и эндокринной систем, слабость нервных процессов, свойстватемперамента и др.; во-вторых, обусловленные предпосылки – многократноеповторение определенных ситуаций. В настоящее время выделяются в основном дватипа источников устойчивой тревожности: длительная внешняя стрессовая ситуация,возникшая в результате частого переживания состояния тревоги; внутренние –психологические и психофизиологические причины [1].
Итак, причинамипоявления тревожности можно считать:
ü   индивидуальныеособенности человека: внутренний конфликт между двумя противоречащими другдругу стремлениями, неадекватное развитие самооценки, чрезмернаяответственность к учебе;
ü   особенностиадаптации в социуме: неблагополучием ребёнка в социуме, конфликты [5; с. 98].
Нафизиологическом уровне реакции тревожности проявляются в:
ü  усилениисердцебиения;
ü  учащениидыхания;
ü  увеличенииминутного объема циркуляции крови;
ü  возрастанииобщей возбудимости;
ü  снижениипорога чувствительности.
Напсихологическом уровне тревога ощущается как:
ü   напряжение;
ü   озабоченность;
ü   нервозность;
ü   чувствонеопределенности;
ü   чувствогрозящей опасности, неудачи;
ü   невозможностьпринять решения и др. [21; с. 12].
Ученые,изучавшие природу тревожности, придерживаются нескольких точек зрения, которыеописала в своей книге Е.К. Лютова. Зарубежные теории: Д. Сели писал,что инстинктивный страх замещается страхом «по опыту» (социальным), то есть уребенка не хватает индивидуального опыта для взаимодействия с окружающей средойи поэтому у него появляются социальные страхи. Психоаналитический подход, 3. Фрейдполагал, что страх – это аффект, который происходит с человеком вследствиенеудовлетворения каких-то потребностей, и от него не избавится, просто удовлетворивеё. Соответственно любой страх является страхом внешней ситуации опасности,которая содержит травматический фактор. А. Фрейд считает, что в 6–7 леттревожность начинает проявляться большей частью в чувстве вины. Г.С. Салливенсчитает, что тревога рождается из межличностных отношений. Страх нарушениязапретов и последующих санкций становится регулируемым за счет управленияповедением, страх становится элементом взаимоотношений ребенка с миром, то естьу ребенка появляется способность к самоконтролю [21].
В психоаналитическом подходе одним из характерных признаковявляется тенденция авторов выяснить «психологическую пользу» детского страха,его естественность для психики. В отечественной психологии авторы не создавалисобственные целостные концепции детского страха, а в рамках своих задач вносилиряд существенных замечаний, связанных со спецификой детского страха итревожности.
В.В. Суворова считает, чтотревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства,неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть отчисто субъективных факторов, имеющих значение индивидуального опыта. И относиттревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминируетфизиологический аспект [21].
А.М. Прихожан считает, чтотревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняется на протяжениидостаточно длительного периода времени. Как и любое комплексное психологическоеобразование, тревожность характеризуется сложным строением, включающимкогнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального[21].
В.И. Гарбузовотмечал, что за всеми страхами ребенка стоит неосознаваемый или осознаваемый страхсмерти [21].
А.И. Захаров говорит о страхе быть не тем, несоответствовать предъявляемым ребенку требованиям, фантастические страхи темныхсил, магических существ, драконов, пришельцев, роботов и прочих фигур, которыемогут появляться в их сновидениях – это все социальная природа тревожности [21].
Таким образом, существуют разные подходы к пониманию природы тревожности. Впсихоаналитическом подходе (З. Фрейд, А. Фрейд) тревожностьопределяется состоянием внутренней удовлетворенности человека в наиболее важныхдля жизнедеятельности потребностях. Согласно социальному подходу (Д. Сели,Г.С. Салливен, А.И. Захаров), тревожность определяется социальным положениемребенка и его взаимоотношениями с внешним миром.
Тревожность оказывает негативное воздействие на личностноеразвитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Тревожностьобычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии, иневозможностью идентифицировать источник опасности [1].
Подводяитог рассмотрению тревожности как психологического феномена, мы можемсформулировать ряд выводов.
1.        Досих пор в использовании понятий тревожность, тревога и страх в психологии существуетнекоторая путаница.
2.        Анализлитературы показывает, что термин «тревожность» прежде всего, используется дляобозначения индивидуальной психологической особенности, которая проявляется всклонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, атакже в низком пороге его возникновения.
3.        Тревога– это переживание эмоционального дискомфорта связанное с ожиданиемнеблагополучия, предчувствием грозящей опасности.
4.        Такимобразом, тревога – это эмоциональное состояние, а тревожность – психологическаяособенность человека.
5.        Вместес тем термин «тревожность» в более широком смысле используется и дляобозначения переживания (ситуативная тревожность), и для обозначения устойчивойличностной черты (личностная тревожность).
6.        Дляразграничения понятий «тревожность» и «страх» можно выделить целый рядкритериев, которые описаны в психологической литературе. Наиболее понятным ипрактически используемым сегодня критерием является степень конкретностиугрозы, на которую реагирует человек: страх возникает в ответ на реальную,предметно-определенную опасность, а тревожность – безобъектное переживаниенеопределенной, смутной угрозы, часто попросту воображаемой. Страх возникаетпри нарастании тревоги и в случае ее опредмечивания (согласно концепции явленийтревожного ряда Ф.Б. Березина).
7.        Современныепсихологические исследования тревожности базируются на трех основныхисточниках: классические теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джеймс и др.),поведенческая психология (Дж. Уотсон, К.Л. Халл, Р. Спенс, Дж. Тейлори др.), психоанализ (З. Фрейд, А. Фрейд, Г.С. Салливен, К. Хорни,Э. Фромм и др.). Причем проблема тревожности как проблема собственнопсихологическая была впервые поставлена и рассматривалась в трудах З. Фрейда.
8.        Согласносовременным научным представлениям, психологическими причинами тревожностиявляются три группы факторов: длительное и многократное воздействие стрессовыхжизненных событий, опосредованное внутриличностными условиями; неблагополучие вмежличностных отношениях; внутрличностные конфликты, имеющие особую значимостьдля человека. Природными предпосылками тревожности являются свойства нервной иэндокринной систем человека.
9.        Тревожностьпроявляется как на физиологическом (усиление сердцебиения, учащение дыхания,повышение артериального давления и т.д.), так и на психологическом уровне (какнапряжение, озабоченность, беспокойство, и т.д.) функционирования человека.
10.     Проявлениятревожности имею свою специфику у разных возрастных групп. В следующемпараграфе нашей работы мы дадим краткую характеристику возрастной динамикитревожности (младшие школьники – подростки). При этом основное внимание уделимспецифике проявления и развития данного феномена в подростковом возрасте, таккак именно этот возраст интересует нас в рамках нашего исследования.
1.2Особенности проявления тревожности у подростков
Отрочествозатрагивает довольно большой период жизни ребенка с 10– 11 лет до 13–15. Началоотрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими изкоторых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведениипризнаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность,независимость, личностную автономию. Большое значение для развития подросткаимеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического исоциального благополучия.
Подростковыйвозраст – это период, когда возникает желание понять себя, появляетсяпотребность в самооценке. Становится важной объективной оценка егодеятельности. Происходит ориентация на реальные достижения. Повышаетсязначимость проблем связанных с самооценкой, развивается рефлексия.Представления о собственных возможностях, интересах составляют самооценкуотроков, являются главным предметом их гордости, служат основой для чувства ихсобственного достоинства. Отсюда происходит тревожность по поводу поступков иливнешнего вида. У некоторых подростков может развиваться комплекснеполноценности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта,фрустрируется эмоциональная сфера, т.е. он реагирует на эту ситуациюнегативными переживаниями, которые вызывают тревожность. Тревожность – этосклонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собойэмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущенияминапряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии –активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает какэмоциональная реакция на стрессовую ситуацию.
Извсех периодов человеческой жизни, в которых инстинктивные процессы обретаютпервостепенную важность, период полового созревания всегда привлекал наибольшеевнимание. Подростки исключительно эгоистичны, но в тоже время особенно преданныи готовы к самопожертвованию. На физиологическом уровне происходят перестройки,отсюда у подростков появляется тревожность по поводу своего физическогоразвития.
Тревожностьвозникает вследствие противоречивых ожиданий окружающих: высоких стандартовповедения и деятельности, которым должен соответствовать подросток, и низкихпредставлений о его возможностях, развивается симптом «дефицит успеха». Нобывает ситуация противоположная этой, аффект неадекватности – подросткиболезненно реагируют даже на незначительные замечания, неправильно воспринимаюткритику в свой адрес, отвечая на нее грубостью, плачем, другими острымиотрицательными эмоциональными реакциями.
Обратимсятеперь к актуальным формам проявления тревожности в подростковом возрасте:покраснение или побледнение кожи, позывы к частому мочеиспусканию, чрезмерноепотение, а также дрожь, тремор рук, симптом «беспокойных рук», повышеннаясуетливость, чувство особой неловкости, неуклюжести, скованности [1].
Симптомытревожности могут быть различными, но по степени выраженности они зависят отвозрастных особенностей [17]. Сравнительный анализ возрастных симптомов тревожностипредставлен в таблице 1.

Таблица1. Возрастные симптомы тревожности
Младшие школьники
Подростки Часто плачет, прячется. Постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы. Сосет пальцы, ручку, волосы, одежду. Потирает руки, крутит пальцы, теребит кончик носа, чрезмерно потеет. Изо всех сил грызет карандаш или ручку. Напряжен, скован, не может расслабиться. Грызет ногти. Сбивчивая, неровная речь, задают дополнительный вопрос. Теряется, когда обращаются внезапно, переживают свое несоответствие школьным требованиям. Повышенная суетливость, много лишних жестов, все время что-то теряет, роняет. Напряженно следит за реакцией педагогов, улавливает малейшие изменения лица, страх перед учителем. Постоянно исправляет ответ, работу без существенного улучшения ее качества, постоянно извиняется. Страх перед посещением школы, особенно боязнь не справиться с заданием, а также страх перед учителем. Наблюдает за поведением сверстников, отвлекается.
Поведенческие проявления тревожности в младшем школьном возрастеотличаются от подростковых тем, что они более инфантильны, связаны со сменойсоциального статуса, страх «быть не тем», боязнь не справиться с заданием, страх передучителем, внезапно развивающиеся заболевания, внутренний конфликт ребенка междупротиворечивыми требованиями дома и в школе, нервность и агрессивность ребенка.Подростки более направлены на тактильные ощущения, прикосновения, онипереживают из-за своей «непохожести» на сверстников, в поведении проявляетсяагрессивность. За агрессивностью часто скрывается отчаяние подростка, которыйищет понимания и любви, они хотят находиться в центре внимания. Так же не редкоу подростков встречаются депрессивные состояния, у них нет уверенности в себе,на все требования к себе реагируют отрицательно.
Как правило, в подростковом возрасте тревожность может закрепитьсякак устойчивое личностное образование.
Длятревожных подростков характерны и соматические проблемы: боли в животе,головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностноедыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение[21].
Такимобразом, мы можем выделить ряд специфических особенностей проявлениятревожности в подростковом возрасте.
1)        Уровеньтревожности в подростковом возрасте возрастает по сравнению с младшим школьнымвозрастом согласно происходящим психологическим и физиологическим изменениям.
2)        Росттревожности обусловлен физиологическими и психологическими причинами.
3)        Возможнымифизиологическими причинами являются половое созревание, активация вегетативнойнервной системы. Любые изменения в теле делают ребенка эмоционально – неуравновешенным.
4)        Психологическимипричинами роста тревожности могут быть противоречивость ожиданий подростка,неадекватность самооценки, эгоизм, потребность в принадлежности к группе, остроереагирование на предъявляемые требования, желание быть независимыми,самостоятельными.
5)        Однойиз доминирующих причин роста тревожности является постоянный конфликт подросткас собой и окружающими, который приводит к эмоциональному напряжению.
6)        Основныесимптомы проявления тревожности у подростков: напряженность, постоянно что-тотеребит в руках, часто прикасается к собственному телу (нос, волосы), суетлив,наблюдает за поведением сверстников, делает много лишних жестов.
7)        Какправило, именно в подростковом возрасте существует высокая вероятностьзакрепления тревожности как личностного образования.
8)        Сферамипроявления тревожности в подростковом возрасте являются:
·    физиологическиеизменения, связанные с половым созреванием, с гормональной перестройкой организма,
·    собственнаявнешность,
·    мнениеокружающих, то, как его оценивают окружающие люди,
·    пониманиесо стороны взрослых и сверстников,
·    семейныеотношения, конфликты.
Тревожностьможет быть преодолена или ослаблена с помощью неосознанных защитных механизмов,либо осознанных копинг-стратегий. Следующий параграф нашей работы посвящен характеристикесовладающего поведения в подростковом возрасте.
1.3 Особенностисовладающего поведения в подростковом возрасте
Тревожностьможет быть ослаблена произвольно с помощью активной деятельности по достижениюцели (совладающее поведение или копинг-поведение), а также с помощьюнеосознанных защитных механизмов: вытеснения, замещения, рационализации,проекции и забывания.
Впервыепонятие «защита» Зигмунд Фрейд использовал в 1894 году в своей работе «Защитныенейропсихозы». Он считал, что механизмы психологической защиты являютсяврожденными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятиявнутреннего конфликта», т.е. выступают как средство разрешения конфликта междусознанием и бессознательным. Он указывал, что «основная проблема человеческогосуществования заключается в том, чтобы справиться с тревожностью, которыевозникают в самых различных ситуациях. Поэтому ликвидация тревожности – этонаиболее мощный критерий эффективности действия защитных механизмов» [6; с. 58].
Расширениепредставлений о защите связано с именем дочери З. Фрейда – А. Фрейд.Она подчеркивала оберегающий характер защитных механизмов, указывая, что ониподдерживают нормальный психический статус личности. Она выяснила, что такиемеханизмы работают бессознательно и становятся частью индивидуального стиляборьбы с трудностями [6].
Защитныемеханизмы – механизмы, направленные на уменьшение тревожности и являютсябессознательными способами ее устранения с целью сохранения единства иадаптивности личности, они снижают эмоциональную напряженность и приводят квременному облегчению, удержанию самооценки. Обеспечение внутреннего комфорта,уверенности в себе, снятие тревожности и беспокойства позволяют человекуобрести силы для конструктивного (не защитного) решения проблемы.
/>Наиболее важными защитными механизмами признаются следующие:
подавление(вытеснение) – процесс, посредством которого неприемлемый импульс или идея становятсябессознательными (главный скрытый механизм, который лежит в основе всех другихвидов защиты);
отрицание – игнорированиекакого-либо требования внешнего мира, вследствие его болезненности дляиндивида;
проекция – процесс, посредствомкоторого неприемлемые для индивида побуждения или представления приписываютсявнешнему миру;
формированиереакции– процесс обращения импульса в его противоположность (например, вытесненнуюненависть к матери в чрезмерную заботу о ней);
регресс – возврат к менеезрелому уровню развития;
сублимация – направление инстинктивныхимпульсов в социально приемлемое русло, например, в творчество [6; с. 59].
Человекспособен бороться с тревожностью не только при помощи бессознательныхмеханизмов, но и при помощи специально направленных усилий, предпринимаемых вситуации психологической угрозы (копинг-поведения, т.е. осознанные стратегиисовладания со стрессом и другими порождающими тревожность событиями).
Впервыетермин «совладание» был использован Л. Мерфи в 1962 году при исследованииспособов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития.«Адаптивные целенаправленные и потенциально осознанные действия – это ужекопинг-поведение. В этом случае каждый стрессовый эпизод можно представить какопределенную последовательность следующих актов: восприятие изменения ситуации– эмоции как результат оценки воспринятого – мысли о событии – копинг-реакции.Итогом этой цепочки является осознанное формирование новой ситуации, т.е.приспособление» [11; с. 15]. Л. Лазарус говорил, что для того, чтобы понять проблемыпсихологии совладания, необходимо изучать трудные жизненные ситуации.Стрессовая реакция рассматривается как результат реагирования организма насоотношение: «предъявленные требования» – «ресурсы для их выполнения». При этомпредъявляемые требования могут быть как внешними, так и внутренними,включающими цели, ценности, оценки, которые или игнорируются, или нереализуются и др. Соответственно, ресурсы также могут быть внешними (социальнаяподдержка) и внутренними (способность к сопротивлению, эмоциональнаястабильность). Качество этих соотношений опосредуется когнитивными процессами ииногда приводит к стрессовым эмоциям. Вслед за этой фазой при возникновениистрессовой реакции может следовать копинг-поведение, нацеленное на то, чтобыповлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя. Для совладания сострессом каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные имкопинг-стратегии (поведенческие, когнитивные и эмоциональные) с учетом степенисвоих адаптивных возможностей, которые делятся на адаптивные, относительноадаптивные и неадаптивные. В поведенческой сфере к адаптивным принято относитьактивное преодоление и альтруизм, к частично адаптивным – поиск социальнойподдержки и отвлечение, к неадаптивным – изоляцию, компенсацию с использованиемдопинговых средств и уход от реальности. В когнитивной сфере к адаптивнымотносят поиск решения проблемы и придание смысла, к частично адаптивным – ориентациюна мнение значимых других, отрицание, к неадаптивным – избегание проблемы ирастерянность. В эмоциональной сфере к адаптивным относят эмоциональноесосредоточение, к частично адаптивным – поиск эмоциональной поддержки иэмоциональную разрядку, к неадаптивным – подавление чувств, чувство вины,агрессивность, покорность. Стратегии совладания условно можно разделить на тригруппы: поведение, эмоциональная проработка подавленного, познание (изменение субъективнойоценки ситуации).
Напредпочитаемые способы совладания со стрессом влияют индивидуально-психологическиеособенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенностиконтроля, направленность характера.
Существуютбольшие сложности в разграничении механизмов защиты и совладания. Наиболеераспространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защитахарактеризуется отказом индивида от конструктивного решения проблемы, а способысовладания подразумевают необходимость проявлять продуктивную активность, стремлениесправиться с трудностями.
Для тогочтобы представить наиболее ясную картину совладающего поведения в подростковомвозрасте, сравним младший и старший подростковые возрасты. В младшемподростковом возрасте преобладают неадаптивные способы совладания сострессовыми ситуациями. В старшем подростковом – раннем юношеском возрастеведущими становятся частично адаптивные способы реагирования. С возрастомзаметно уменьшается доля неадаптивных способов реагирования, прежде всего, вситуациях конфликта с другом и в ситуациях получения «плохой» отметки. Большаязначимость общения со сверстниками в младшем подростковом возрасте далеко невсегда запускает адаптивные формы поведения, направленные на разрешениемежличностных конфликтов, а несформированность Я-концепции, вызывает проявлениенеадекватных реакций. Обостренное проблемное реагирование в кризисеподросткового возраста сменяется более зрелым видением ситуации.
Психологическоесодержание выбираемых подростками стратегий совладающего поведения в различныхстрессовых ситуациях претерпевает изменения в зависимости от характерасоциально-психологической ситуации. Наименее вариативное совладающее поведениеи младшие, и старшие подростки проявляют в ситуации проблемы, касающейсяздоровья. Происходит снижение вариативности поведения в этой ситуации, но иснижение общей активности. Такие ситуации вызывают у многих подростков эмоциональныйшок, торможение жизненной активности, когнитивных и эмоциональных процессов.Наиболее часто встречающимися копинговыми стратегиями в стрессовой ситуации,касающейся здоровья, и в той и в другой возрастной подгруппах оказывается уходот реальности при помощи теле-, видео-, аудиотехники и компьютерных игр.
Общееснижение жизненной активности отмечается и в ситуации конфликта с учителем умладших подростков, они оказываются беспомощными в совладании с этой ситуацией.Часть младших подростков пытается забыть произошедший конфликт с учителем,погружаясь в любимое дело. Другие пытаются отрицать значимость произошедшего.Еще часть подростков отмечает, что в подобной ситуации они «впадают в бешенство,становятся агрессивными, ругают и обвиняют во всем других». А вот относительностарших подростков можно говорить уже о сложившихся тенденциях реагирования вситуациях данного типа сложностей: поиск решения проблемы, ориентация на мнениезначимых других, отрицание, избегание проблемы и агрессивность.
Интересноотметить, что такую адаптивную стратегию совладающего поведения, как альтруизм(стремление в трудную минуту помочь другому человеку) выбирают в основномтолько младшие подростки и только для ситуации семейного кризиса. Старшиеподростки демонстрируют свою внешнюю обособленность от семейных конфликтов истараются выглядеть и вести себя так, чтобы другие подумали, что у них все впорядке. По всей видимости, все большая активность тратится не на саморазрешение возникающих проблем, а на их тщательную маскировку.
Для младшихподростков, по сравнению со старшими, стрессовые ситуации в сферевзаимоотношений со сверстниками воспринимаются как более тяжелые и требуютбольших психологических ресурсов для адаптации. Младшие подростки чаще старшихвыбирают в данной ситуации стратегию изоляции и чувства вины в данной сферетрудностей.
Такимобразом, для тех и других подростков характерны уход от реальности при помощителе-, видео-, аудиотехники и компьютерных игр. Младшие подростки в конфликтныхситуациях уходят от проблем, погружаясь в любимое дело, впадают в бешенство,становятся агрессивными, ругают и обвиняют во всем других, альтруизм в ситуациисемейного конфликта, в межличностных отношениях со сверстниками выбираютстратегию изоляции и чувства вины. Старшие подростки – занимаются поискомрешения проблемы, ориентируются на мнение значимых других, отрицание, избегаютпроблемы и проявляют агрессивность, маскируют семейные конфликты, обособлены.
Анализ использованияразличных стратегий совладающего поведения показывает, что в младшем и встаршем подростковом возрастах наименее представленными в совладании сострессовыми ситуациями оказываются стратегии: сотрудничества, альтруизма,придание смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки и эмоциональнаяразрядка. Можно предположить, что такие поведенческие возможности еще неразвиты у подростков. Это отражается на качестве социально-психологическоговзаимодействия в стрессовых ситуациях. Подростки часто остаются наедине сосвоими чувствами, подавляют их. При этом ограничивается и возможность осознаниячувств, и развитие копинг-поведения. Другой человек, значимый близкий редковоспринимается как потенциальный участник переживания возникшей труднойситуации, тем более как сотрудник в ее разрешении. Не часто подросткивоспринимают и себя в роли помощника или эмоционального соучастника. В целомможно констатировать обедненную вариативность поведенческого, эмоционального икогнитивного реагирования, а также слабую обученность подростков конструктивнымвыходам из конфликтных ситуаций. [20].
Рассматриваяособенности совладающего поведения у подростков, мы пришли к ряду выводов.
1) Длярегуляции нервно-психических состояний человек использует как неосознанныепсихологические защиты, так и осознанные копинг-стратегии.
2) Механизмыпсихологической защиты являются врожденными, бессознательными, запускаются вэкстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта».
3) Наиболееважными защитными механизмами признаются следующие: вытеснение, отрицание,проекция, формирование реакции, регресс, сублимация.
4) Существуюттакже специально направленные усилия, предпринимаемые в ситуациипсихологической угрозы (копинг-поведение, т.е. осознанные стратегии совладаниясо стрессом и другими порождающими тревожность событиями).
4) Впервыетермин «совладание» был использован Л. Мерфи при исследовании способовпреодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития.
5)Л. Лазарус говорил, что стрессовая реакция рассматривается как результатреагирования организма на соотношение: «предъявленные требования» – «ресурсыдля их выполнения».
6)Предъявляемые требования могут быть внешними и внутренними.
7)Ресурсы могут быть внешними (социальная поддержка) и внутренними (способность ксопротивлению, эмоциональная стабильность).
8)Для совладания со стрессом каждый человек использует копинг-стратегии(поведенческие, когнитивные и эмоциональные), которые в зависимости от степенисвоих адаптивных возможностей делятся на адаптивные, относительно адаптивные инеадаптивные.
9)В поведенческой сфере к адаптивным принято относить активное преодоление иальтруизм, к частично адаптивным – поиск социальной поддержки и отвлечение, кнеадаптивным – изоляцию, компенсацию с использованием допинговых средств и уходот реальности.
10)В когнитивной сфере к адаптивным относят поиск решения проблемы и приданиесмысла, к частично адаптивным – ориентацию на мнение значимых других,отрицание, к неадаптивным – избегание проблемы и растерянность.
11)В эмоциональной сфере к адаптивным относят эмоциональное сосредоточение, кчастично адаптивным – поиск эмоциональной поддержки и эмоциональную разрядку, кнеадаптивным – подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность.
13) Анализкопинг-поведения младших и старших подростков показал, что младшие подростки вбольшинстве своем используют неадаптивные копинг-стратегии, а старшие подросткииспользуют адаптивные копинг-стратегии.
14) В младшеми в старшем подростковом возрастах наименее представленными в совладании сострессовыми ситуациями оказываются стратегии: сотрудничества, альтруизма,придания смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки и эмоциональнаяразрядка. По-видимому, такие поведенческие возможности еще не достаточно развитыу подростков. Это отражается на качестве социально-психологическоговзаимодействия в стрессовых ситуациях.
15) Наспособы совладания со стрессом влияют индивидуально-психологические особенностиличности подростка: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенностиконтроля, направленность характера.
Такимобразом, выбор индивидуальныхкопинг-стратегий зависит не только от ситуации, в которую попадает подросток,но и от личностных особенностей самого подростка. Следующий раздел нашей работыпосвящен исследованию того, как такое личностное качество как тревожностьвлияет на особенности совладающего поведения подростков.

2. Опытэмпирического изучения совладающего поведения у подростков с разным уровнемтревожности
 
2.1Организация и проведение исследования
 
В практическойчасти нашей работы поставлена задача изучить особенности совладающего поведенияу подростков с разным уровнем тревожности.
Исследование проводилось на базе Муниципальногообщеобразовательного учреждения «Подболотная средняя общеобразовательная школа»Бабушкинского района Вологодской области. В исследовании приняло участие 64 учащихся5 – 8 классов (36 девочек и 28 мальчиков).
Таблица 2. Характеристика выборкиИспытуемые Количество В т.ч. в % Пятиклассники 13 20,31% Шестиклассники 19 29,69% Семиклассники 12 18,75% Восьмиклассники 20 31,25% Всего 64 100,00%
В ходеисследования мы использовали следующий диагностический инструментарий.
1. Методика Прихожан А.М.для выявления уровня тревожности у подростков.
2. Методика ИСПЭС(индикатор стратегий преодоления эмоционального стресса). Разработана Д. Амирханом,переведена на русский язык и адаптирована Ялтонским В.М. и Сирота Н.А. Используетсядля выявления преобладающей копинг-стратегии у конкретного испытуемого, а такжесоотношения различных копинг-стратегий в поведении человека;
3. Методикавыявления индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма. Используется для диагностики,как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности;
4. МетодикаВСП (восприятие социальной поддержки). Разработана Ф. Зиметом, адаптирована дляиспользования на русском языке Ялтонским В.М. и Сирота Н.А. Припомощи её можно выявить основной источник социальной поддержки у испытуемых.
Характеристикаэтапов исследовательской работы
1. Начальныйэтап.
Задача:формирование выборки методом случайного отбора, проведение диагностики уровня иособенностей тревожности у подростков, обработка результатов, деление выборкина 3 группы. В первую группу вошли подростки с низким уровнем тревожности, вовторую – со средним, в третью – с высоким.
2. Основнойэтап.
Задача: проведениедиагностического исследования для выявления особенностей совладающего поведенияу трех групп подростков (с разным уровнем тревожности).
3.Заключительный этап.
Задача: обработкаи сравнительный анализ результатов подростков трех групп; формулировка выводови рекомендаций.
 
2.2 Анализрезультатов
Длядиагностики уровня тревожности подростков мы использовали методику выявления уровнятревожности подростков Прихожан А.М. [1; с. 156].
Результаты исследованияприведены в Приложении 6 и в таблице 3.

Таблица 3. Распределениеподростков по группам по уровню тревожности
Группы
испытуемых
Уровень
тревожности
Средний
балл
Количество
участников В т.ч. в % Первая группа Низкий 33,39 18 28% Вторая группа Средний 51,32 34 53% Третья группа Высокий 70,83 12 19%
Такимобразом, большая часть подростков (53%) вошла во вторую группу испытуемых (сосредним уровнем тревожности). В группу подростков с низким уровнем тревожностивошли 28% всех участников исследования, оставшиеся 19% – подростки третьейгруппы (высокий уровень тревожности). Следовательно, каждый пятый подростокимеет низкий уровень тревожности, а каждый восьмой – высокий уровеньтревожности, однако, каждый второй подросток обладает средним уровнем тревожности.
Для выявленияпреобладающей копинг-стратегии у подростков трех групп, а также соотношенияразличных копинг-стратегий в поведении подростков, мы использовали методикуИСПЭС [23; с. 254].
Таблица 4. Представленностьстратегий преодоления стресса в поведении подростков с разным уровнемтревожности
Группы испытуемых
Уровень тревожности
Стратегии преодоления стресса (средняя оценка в баллах)
Разрешение проблемы
Поиск социальной поддержки
Избегание Первая группа Низкий 24,39 21,61 23,28 Вторая группа Средний 25,06 24,94 23,82 Третья группа Высокий 24 24,33 25,75
Среднее
24,48
23,63
24,28

Такаястратегия преодоления стресса как разрешение проблемы заключается в том, чтоподросток самостоятельно ставит перед собой определенные цели, ищет наиболееподходящие варианты решения проблемы, составляет прогноз, обдумывает пландействий, не принимает скоропалительных решений. Именно разрешение проблемы какстратегия преодоления стресса считается наиболее продуктивной. Менеепродуктивной является стратегия поиска социальной поддержки: в данном случаеподросток обращается за помощью к близким людям и друзьям, принимает сочувствиеи понимание со стороны, обсуждает проблемы с кем-то, чтобы прийти копределенному решению. Наиболее неэффективная стратегия – избегание стрессовойситуации: подросток способен совершать необдуманные поступки, скрывает имаскирует свое поведение, много времени находится в одиночестве, непредпринимает никаких действий для решения проблемы. В целом подросткипрактически в равной степени используют все стратегии преодоления стресса, таккак значения средних показателей по трем группам отличаются десятыми долями. Однако,наибольший средний балл у стратегии разрешения проблемы, а наименьший – у поискасоциальной поддержки.
Наиболеепривлекательной для первой группы подростков (низкий уровень тревожности)является стратегия разрешения проблемы, во вторую очередь – избегание, впоследнюю очередь – поиск социальной поддержки. Наиболее привлекательной длявторой группы (среднетревожные подростки) является стратегия разрешенияпроблемы, во вторую очередь – поиск социальной поддержки, в последнюю очередь –избегание. Наиболее привлекательной для третьей группы (высокотревожныеподростки) является стратегия избегание, стоит отметить факт, что данная группаобладает высоким уровнем тревожности и не занимается решением проблем, вовторую очередь – поиск социальной поддержки, в последнюю очередь они занимаютсяразрешением проблемы.
Отметим то,что по разрешению проблемы наибольший балл набран у подростков со среднимуровнем тревожности (вторая группа), затем у подростков с низким уровнемтревожности (первая группа) и потом у подростков с высоким уровнем тревожности(третья группа). Поиском социальной помощи в большей степени занимаютсяподростки второй группы, следующий балл у подростков третьей группы, затем,самый низкий, у подростков первой группы. Избегают решения стрессовых ситуацийподростки третьей группы, затем подростки второй группы и, наконец, первой.
Такимобразом, можно сделать следующие выводы:
1)              сростом тревожности увеличивается ориентация подростков на избегание какстратегию преодоления стресса;
2)              чемниже тревожность подростка, тем меньше ориентация на социальную поддержку;
3)              подросткисо средними показателями тревожности больше ориентированы на разрешениепроблемы, чем низко- и высокотревожные подростки.
Для диагностики,как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности мы использовалиметодику выявления индивидуальных копинг-стратегий [6; с. 287].
Таблица 5.Использование копинг-стратегий у подростков с разным уровнем тревожностиГруппы испытуемых Уровень тревожности Копинг-стратегии Продуктивные Относительно продуктивные Непродуктивные Первая группа Низкий Когнитивные 17% 67% 17% Эмоциональные 39% 28% 33% Поведенческие 6% 67% 28% Вторая группа Средний Когнитивные 3% 79% 18% Эмоциональные 50% 26% 24% Поведенческие 3% 85% 12% Третья группа Высокий Когнитивные 0% 75% 25% Эмоциональные 25% 33% 42% Поведенческие 0% 75% 25%
Когнитивныекопинги у подростков связаны с осмыслением и поиском решения проблемы, чтоявляется адаптивными способами выхода из стресса (продуктивными). К частичноадаптивным (относительно продуктивным) относится ориентация на мнение других,что является признаком конформности в принятии решений. К неадаптивным(непродуктивным) когнитивным копингам относятся избегание проблемы ирастерянность. В эмоциональной сфере к адаптивным (продуктивным) относятэмоциональное сосредоточение, к частично адаптивным (относительно продуктивным)– поиск эмоциональной поддержки и эмоциональную разрядку, к неадаптивным(непродуктивным) – подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность.В поведенческой сфере к адаптивным (продуктивным) принято относить активноепреодоление и альтруизм, к частично адаптивным (относительно продуктивным) – поисксоциальной поддержки и отвлечение, к неадаптивным (непродуктивным) – изоляцию,компенсацию с использованием допинговых средств и уход от реальности.
Вцелом подростки всех групп в большей степени используют относительнопродуктивные и непродуктивные стратегии преодоления стресса. Однако видиматенденция использования продуктивных копингов, в большей степени вэмоциональной сфере, также по всем группам в целом.
Подросткипервой группы (низкотревожные) в эмоциональной сфере больше ориентированы напродуктивные копинги, относительно продуктивные и непродуктивные копинги используютв равной степени. Когнитивные копинги в большей мере относительно продуктивные.Однако в поведении подростки чаще всего используют относительно продуктивные,затем непродуктивные и, наконец, продуктивные копинги.
Втораягруппа подростков (среднетревожные) чаще всего используют когнитивные иповеденческие относительно продуктивные копинги и эмоциональные продуктивныекопинг-стратегии.
Подросткитретьей группы в большей степени ориентированы на использование непродуктивныхи относительно продуктивных копингов, что менее адаптирует к стрессовымситуациям.
Такимобразом, у подростков всех групп преобладают эмоциональные копинг-стратегии какпродуктивные (эмоциональное сосредоточение), так и непродуктивные (подавлениечувств, чувство вины, агрессивность, покорность). Однако при этом увысокотревожных подростков уменьшается доля продуктивных эмоциональныхстратегий (39% – 50% – 25%), а доля непродуктивных эмоциональных стратегий,наоборот, возрастает (33% – 24% – 42%).
Ив целом у высокотревожных подростков заметно ниже доля продуктивных стратегийпреодоления стресса, при этом они вообще не ориентированы на когнитивные иповеденческие продуктивные копинги (поиск решения проблемы и придание смысла,активное преодоление и альтруизм).
Длядиагностики основного источника социальной поддержки мы использовали методику ВСП(восприятие социальной поддержки) [24; с. 289].
Таблица 6. Показателивосприятия социальной поддержки у подростков с разным уровнем тревожностиГруппы испытуемых Уровень тревожности Восприятие социальной поддержки (средняя оценка в баллах) Семейная поддержка Дружеская поддержка Значимые другие Первая группа Низкий 2,33 2,5 2,39 Вторая группа Средний 2,35 2,91 2,48 Третья группа Высокий 2,08 2,58 1,75 Среднее 2,25 2,66 2,21
Восприятиесоциальной поддержки может происходить в нескольких направлениях: семейнаяподдержка (непосредственное участие семьи в решение стрессовой ситуации),дружеская поддержка (помощь и поддержка со стороны друзей) и значимые другие(представители референтной группы, но не друзья и не члены семьи). Всеподростки больше ориентированы на поддержку друзей, на втором месте – значимыедругие и, наконец, поддержка семьи.
Результатыданной методики позволяют сделать два основных вывода:
1)высокотревожные подростки заметно меньше ориентированы на поддержку значимыхдругих, а также меньше рассчитывают на поддержку семьи;
2) подросткисо средним уровнем тревожности в целом больше ориентированы на социальнуюподдержку со стороны окружающих, прежде всего друзей; подобные результатыполучены и по методике ИСПЭС.
2.3 Выводыи рекомендации
На основеанализа полученных результатов мы пришли к следующим выводам.
1. Большаячасть подростков (53%) вошла во вторую группу испытуемых (со средним уровнемтревожности). В группу подростков с низким уровнем тревожности вошли 28%, 19% –подростки третьей группы (высокий уровень тревожности).
2. Подросткииспользуют все стратегии преодоления стресса, при этом наиболее предпочитаемойявляется стратегия разрешения проблемы, а наименее – поиска социальнойподдержки.
3. Наиболеепривлекательной для низкотревожных и среднетревожных подростков являетсястратегия разрешения проблемы. А высокотревожные подростки больше ориентированына избегание как стратегию преодоления стресса.
4. Подросткисо средними показателями тревожности больше ориентированы на разрешениепроблемы, чем низко- и высокотревожные подростки.
5.Для всех подростков характерно недостаточное использование продуктивныхстратегий преодоления стресса.
6.У подростков всех групп преобладают эмоциональные копинг-стратегии – какпродуктивные (эмоциональное сосредоточение), так и непродуктивные (подавлениечувств, чувство вины, агрессивность, покорность). Однако при этом увысокотревожных подростков уменьшается доля продуктивных эмоциональныхстратегий (39% – 50% – 25%), а доля непродуктивных эмоциональных стратегий,наоборот, возрастает (33% – 24% – 42%).
7.В целом у высокотревожных подростков заметно ниже доля продуктивных стратегийпреодоления стресса, при этом они вообще не ориентированы на когнитивные иповеденческие продуктивные копинги (осмысление, поиск решения проблемы иактивное преодоление стресса, альтруизм).
8. Все подросткибольше ориентированы на поддержку друзей, на втором месте – значимые другие и,наконец, поддержка семьи.
9.Высокотревожные подростки заметно меньше ориентированы на поддержку значимыхдругих, а также меньше рассчитывают на поддержку семьи.
10. Подросткисо средним уровнем тревожности в целом больше ориентированы на социальнуюподдержку со стороны окружающих, прежде всего друзей; подобные результатыполучены и по методике ИСПЭС.
11. Такимобразом, наша гипотеза подтвердилась частично: чем выше тревожность, тем большеориентация подростков на избегание и уход от разрешения проблем как стратегиипреодоления стресса; для высокотревожных подростков характерно недостаточноеиспользование продуктивных (эффективных) стратегий преодоления стресса(альтруизм, активное преодоление стресса, поиск решения проблемы, приданиесмысла, эмоциональное сосредоточение).
Не подтвердилосьнаше предположение о том, что с ростом тревожности увеличивается ориентация насоциальную поддержку (у среднетревожных подростков ориентация на социальнуюподдержку действительно выше, чем у низкотревожных; но у высокотревожныхподростков показатели ориентации на социальную поддержку снижаются, но онизаметно выше, чем у низкотревожных).
Исходя из проведенногонами исследования, мы предлагаем следующие рекомендации социальным педагогам,психологам и учителям средних школ.
1)                Приорганизации работы с подростками необходимо учитывать особенности подростковойтревожности и особенности совладающего поведения подростков, в том числе и сразным уровнем тревожности.
2)                Особенностисовладающего поведения и тревожности можно выявить, наблюдая за подростками.Если информации, полученной через наблюдение, будет не достаточно, мырекомендуем использовать следующие диагностические методики: для изучения тревожности– методику Прихожан А.М.; для изучения совладающего поведения – методику Э. Хайма,ИСПЭС, методику оценки восприятия социальной поддержки (данные методикипредставлены в Приложениях к нашей работе).
3)                Приорганизации социально-педагогической и психологической работы с подросткаминеобходимо уделять внимание обучению их стратегиям совладающего поведения.
4)                Приэтом всех подростков вне зависимости от уровня тревожности следует обучатьиспользованию продуктивных когнитивных и поведенческих стратегий преодолениястресса.
5)                Приобучении эффективному копинг-поведению высокотревожных подростков следуетделать акцент на развитии у них умения обращаться за социальной поддержкой, атакже способам эффективного разрешения проблем и приемам эмоциональной саморегуляции.
Нашу работумы адресуем социальным педагогам, учителям среднего звена и всем тем, кто работаетс подростками и интересуется проблемами подростковой тревожности и совладающегоповедения.

Заключение
 
Каждыйчеловек, прежде чем стать взрослым, проходит через пубертатный период.Подростковый период довольно необычный возраст, потому что на данном этапе уребенка-подростка формируется собственное мировоззрение. Переходный возрастимеет как свои достоинства, так и определенные недостатки, и довольно тяжело и индивидуальнопроходит у каждого человека. На жизненном пути еще незрелого человекавстречаются проблемы, стрессовые ситуации, в которых подросток учится,приобретает жизненный опыт. Когда общаешься с подростками, приходится слышатьодновременно взрослые и детские мысли, и это лишний раз подтверждает то, чточеткой грани между взрослеющими подростками и практически взрослымисамостоятельными юношами нет. Взрослые, вспоминая подростничество, понимают,почему поступали всегда по-своему, а не так как твердили окружающие, хотя изнали, что старшие люди мудрее и опытнее в подобных вопросах. На фоне всегопроисходящего подросток становится напряженным в эмоциональном плане,тревожным. Поэтому в данный период тревожность способна закрепиться какличностная черта подростка. Чтобы справиться с эмоциональными проблемами,подросток использует как неосознанные защитные механизмы, так и осознанныекопинг-стратегии. Выбор в первую очередь ложится на плечи самого подростка изависит от многих факторов, будь то темперамент, характер и другие личныекачества, в том числе и тревожность.
В ходевыполнения выпускной квалификационной работы мы изучали специфическиеособенности совладающего поведения трех групп подростков – с низким, средним ивысоким уровнем тревожности.
Изначально мыпредполагали, что тревожность и совладающее поведение связаны следующим образом,уровень тревожности влияет на особенности проявления совладающего поведения уподростков. С ростом тревожности подростки в большей степени ориентированы наизбегание стрессовых ситуаций и уход от разрешения проблем, а на социальнуюподдержку. Высокотревожные подростки чаще используют неэффективныекопинг-стратегии.
А врезультате проведенного нами эмпирического исследования, оказалось, чтовысокотревожные подростки больше ориентированы на избегание и уход отразрешения проблем как стратегии преодоления стресса; для высокотревожныхподростков характерно недостаточное использование продуктивных (эффективных)стратегий преодоления стресса. Однако у среднетревожных подростков ориентацияна социальную поддержку действительно выше, чем у низкотревожных; но увысокотревожных подростков показатели ориентации на социальную поддержкуснижаются, но они заметно выше, чем у низкотревожных.
На основеполученных результатов мы сформулировали ряд выводов (высокотревожные подросткив большинстве случаев используют избегание и уход от решения проблем какстратегии преодоления стресса; подростки с высокой тревожностью заметно меньшеориентированы на поддержку семьи, друзей и значимых других; чем вышетревожность подростка, тем больше он использует непродуктивные копинги).
А также рекомендаций(необходимо учитывать особенности подростковой тревожности и особенностисовладающего поведения подростков, в том числе и с разным уровнем тревожности;для выявления особенностей совладающего поведения и уровня тревожности следуетиспользовать проверенный диагностический инструментарий; при организации любойработы с подростками необходимо уделять внимание обучению их стратегиямсовладающего поведения; всех подростков следует обучать использованиюпродуктивных когнитивных и поведенческих стратегий преодоления стресса; следуетразвивать у них умения обращаться за социальной поддержкой, а также способамэффективного разрешения проблем и приемам эмоциональной саморегуляции), которыемогут быть полезными для людей, работающих с подростками.

Списоклитературы
1.    Анн Л.Ф. Психологическийтренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
2.    Возрастнаяпсихология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие длястудентов пед. вузов / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.– М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 624 с.
3.    Захаров А.И. Какпреодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с., ил. – (Педагогикародителям).
4.    Захаров А.И. Дневныеи ночные страхи у детей. – СПб. – 2000. – 158 с.
5.    Захаров А.И. Предупреждениеотклонений в поведении ребенка: СПб. – 1997. – 287 с.
6.    Змановская Е.В. Девиантология:(Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
7.    ИзардК. Эмоции человека.– М., изд-во МГУ, 1980.
8.    КарнаухИ. Способы снижения тревожности у подростков из детских домов/ И. Карнаух //Социальная педагогика. – 2004. – №3 – с. 90
9.    Лютова Е.К.,Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.:ООО «Речь»; 2001. – 190 с.
10.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалкадля взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. – 192 с.
11.  Мясищев В.Н. Основныепроблемы и современное состояние психологии отношений человека // Мясищев В.Н. Психологияотношений. М.: «Институт практической психологии, Воронеж НПО «МОДЭК», 1995. С. 15–38.
12.  Немов Г.С. Психология.Учеб. для студентов высших учебных заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психологияобразования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. – 496 с.
13.  Немов Р.С. Практическаяпсихология – М.: ВЛАДОС, 1997 – 320 с.
14.  Огарков А.А. Основыучебно-исследовательской деятельности студентов: Учебно-методическое пособиедля студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов. – Тотьма –Вологда, 2008. – 166 с.
15.  Педагогика: Большаясовременная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем.Слово», 2005. – 720 с.
16.  Прихожан А.М. Психологиятревожности: дошкольный и школьный возраст (+ СD) 2 – е изд. – СПб.:Питер, 2007. – 192 с.: ил.
17.  Прихожан А.М. Тревожностьу детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2000. – 304 с.
18.  Психологическийсловарь/авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева,Л.М. Балабанова; Под ред. Ю.Л. Неймера. – Р-на-Д: Феникс, 2003. – 640 с.
19.  Рогов Е.И. Настольнаякнига практического психолога в образовании. Учеб. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.– 529 с.
20.  Туманова Е.Н. Помощьподростку в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002.
21.  Хухлаева О.В. Основыпсихологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. Пособиедля студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2001. – 208 с.
22.  Эберлейн Г. Страхиздоровых детей. Пер. с нем. Ю. Лукоянова. М.: Знание, 1981. – 182 с.
23.  Ялтонский В.М. Копинг-поведениездоровых и больных наркоманией: Дисс. на соискание ученой степени д.п.с. н.19.00.01. – СПб., 1995.
24.  Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Копинг-поведениеи психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. // Обозр.психиатр. и мед. психол. – 1994. – №1. 63 – 64 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :