Реферат по предмету "Психология"


Исследования индивидуальных различий людей

Оглавление
Введение                                                                                                  3
Глава1.Психофизиологические детерминанты индивидуальности
1.1Индивидуальностьи ее проявления.                                                 6
1.2.Психофизиолгическиеособенности темперамента                          7
1.3.Особенностьхарактера                                                                   11
1.4.Способность как индивидуальная особенность личности           15
Глава2.Исследования индивидуальных различий
2.1Основныеисследования по формированию  индивидуальности   19
2.2.Психофизиологическиеисследования эмоциональной сферы      24
Глава 3.Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовойдеятельности человека                                                                 28
Заключение                                                                                            43
Литература                                                                                            45

Введение
XX век проходит под сильным влияниемпсихологии на умы людей. Все более очевидной становится роль человеческойиндивидуальности в том, как складывается каждая отдельная судьба, все большепризнается влияние отдельной личности на судьбы людей, все меньше отмечаетсятенденция принизить значение индивидуальноличностного фактора в судьбах разныхстран и народов в ходе исторических событий.
И все же, человек неспроста стремитсялюбыми способами угадать свое предначертание. Возможно, он это делает, чтобыизбежать разочарований и не питать ненужных иллюзий. Но, может быть, это ему нужнотакже и для того, чтобы предупредить какие-то злосчастья и достичь в жизнибольшего, вовремя «схватив за хвост» госпожу Удачу? Есть основаниядумать, что человек должен больше верить в себя и надеяться на свои собственныесилы. Он сам должен быть творцом собственной судьбы вопреки ее превратностям.Нам об этом давно твердят со страниц газет и журналов, полных оптимизма и«веры в человека». Но никто не объясняет как это сделать.
Однако «рецепт» существует.Он в правильном и своевременном распознавании индивидуальных способностей исклонностей, характера и ценностной иерархии человека. А еще крайне важно длякаждого — научиться понимать других людей и умело общаться с ними.
Каждому цивилизованному обществу дляповышения его благосостояния, технического прогресса, для расцвета наук,культуры, искусства, народного творчества и ремесел необходимо правильнораспорядиться человеческими ресурсами, своевременно определяя способности иделовые качества во благо государства, но и радеть о душевном комфорте людей, обих общем и психическом здоровье, которое также находится в прямой зависимостиот настроения и степени счастливости каждого человека.
Нередко только к концу жизненногопути большинство людей начинает понимать себя в достаточной мере, чтобысоизмерять свои возможности с желаниями, чтобы примирить разноречивые сторонысвоей натуры, чтобы найти общий язык с окружающими. Слишком долго человекдействует в жизни на ощупь, полагаясь на собственную интуицию, прислушиваясь кмнению окружающих, в котором, как в зеркале, пытается увидеть отражение своихплохих и хороших качеств. Читая книги, просматривая кинофильмы и театральныепостановки, он стремится понять: «Кто я и каковы другие люди? Как жить,чтобы быть счастливым, преуспевающим, чтобы меня уважали и любили, чтобы меньшестрадать, не впадать в уныние, избегать неудач и конфликтов, состояться какличность и не жалеть на склоне лет о бесцельно прожитых годах ?». Крайневажно своевременно разгадать свою натуру и правильно оценить свои способностина заре жизни, когда человек выбирает профессию или спутника жизни; необходимотакже иметь представление о том, как справиться с чувством несчастливости,когда приходится испытать разочарование в любви или в дружбе, когда встречаютсятрудности общения в собственной семье или в сфере рабочих контактов. Именно вначале жизненного пути, в момент вступления в пору сознательного отношения ксобственной судьбе, человеку важно получить ответ на множество вопросов,связанных с его характером.
Также, весьма актуальнасоциально-психологическая помощь человеку, оказавшемуся в ситуации, субъективнопереживаемой им как несчастье, безысходность, стресс, неверие в себя и своебудущее, как чувство потерянности и одиночества при утрате привычногожизненного стереотипа в связи вынужденной миграцией и так далее.
Наиболее достоверным и научнообоснованным способом распознавания характера и способностей человекарасполагает психофизиология. Разумеется, в первую очередь это необходимоспециалистам — психологам, социологам, педагогам, врачам. Лишь они, пройдяспециализацию по психологии индивидуальности и владея методикамипсиходиагностического исследования, могут профессионально определять личностныесвойства людей, давать им рекомендации по выбору профессии, решать вопросыкадрового отбора в рамках разных организаций, гармонизировать межличностныеотношения в семье, в командах, экипажах и в других группах, проводитьпсихологическую коррекцию отклоняющихся от нормы состояний. В узко-прикладныхцелях отдельные методы могут использоваться и другими специалистами при условиихорошего усвоения их с помощью квалифицированного консультанта. Это иопределило актуальность нашей работы.
Цель нашего исследования: датьпсихофизиологическую характеристику индивидуальным различиям человека.
Задачи:
— познакомиться с учебной и научнойлитературой по данному вопросу;
— выявить психофизиологическую основуиндивидуальных различий человека.
— определить методику исследованияиндивидуальности.
Работа состоит из введения, двухглав, заключения, литературы.

Глава 1. Психофизиологическиедетерминанты индивидуальности
1.1 Индивидуальностьи ее проявления
Личность каждого человека наделенатолько ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ееиндивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющихего своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется вчертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествахпознавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность ииндивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если чертыиндивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, ониоказываются не существенными для оценки личности индивида и не получают условийдля развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишьиндивидуальные черты, в наибольшей степени втянутые в ведущую для даннойсоциальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известноговремени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системемежличностных отношений, субъектом которых выступит человек как личность.
Понятие индивидуальности (от лат.individuum – неделимое) в современной психологии представляют системную организациючеловека как единую целостность, включающую различные уровни егопсихологической организации[6,90].
Выделяется одно свойство и изучаетсяего проявление на разных уровнях психической организации человека, например,уникальность, неповторимость: от кожных рисунков пальцев до неповторимости вповедении и деятельности.
В качестве индикатора можетрассматриваться связь как внутри отдельного уровня, так и между уровнями. Чемтеснее эта связь, тем более единой целостностью выступает индивидуальность. Например,связь свойств нервной системы с индивидуальной динамикой психических процессов,состояний и личностных свойств человека.

1.2. Психофизиолгическиеособенности темперамента
Первая попытка разделить людей потемпераменту на группы принад­лежит Гиппократу, который описал четыре наиболеечасто встречающиеся темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик,объясняя природу индивидуальных особенностей поведения людей различием про­порций'«жизненных соков» тела: крови (сангвис), слизи (флегма), желтой илиедкой желчи (холес) и черной желчи (меланхолес)… Позднее предприни­мались идругие попытки классифицировать темпераменты по иным сопутствующим признакам.Так возникли конституционная теория темпера­ментов, гормональная теория идр[1,56]
Павлов к этому вопросу подошел спозиций рефлекторной теории высшей нервной деятельности и в основуклассификации положил особен­ности возбудительного и тормозного процессов,которые, как теперь стало ясно, определяются нейрохимией мозга.
Первым показателем типологических,различий, по Павлову, является сила возбудительного процесса, определяемая, поскорости образования условных рефлексов. Вторым показателем служит сидятормозного процес­са, которая выявляется но скорости выработки внутреннеготорможения. И, наконец, третий показатель — подвижность нервных процессов — определяется в опытах с переделкой сигнальных значений раздражителей (и в рядедругих дополнительных проб)[4,89]
В классификации Павлова (как и уГиппократа) различают, четыре темперамента, которые Павлов называет типамивысшей, нервной. деятельности. Это:
1 — живой тип (соответствуетсангвинику Гиппократа), характе­ризующийся большой силой возбудительного итормозного процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (тип сильный,уравновешен­ный, подвижный);
2 — спокойный тип (соответствуетфлегматику Гиппократа), обла­дающий.высокой силой и достаточнойуравновешенностью возбудительного и тормозного процессов, но малой ихподвижностью (тип сильный, уравно­вешенный, инертный);
3 — безудержный тип (соответствуетхолерику Гиппократа), имею­щий сильный возбудительный процесс при слабомтормозном (тип сильный, но неуравновешенный)',
4 — слабый тип (соответствуетмеланхолику Гиппократа), отличаю­щийся малой силой возбудительного и активноготормозного процессов.
Характер индивида зависит в основномот прирожденного темпера­мента (генотипа). Однако на поведение оказываетбольшое влияние также и воспитание, формирующее фенотип[2,78].
Сегодня понятно, что типологияиндивида четко связана с нейрохимией мозга, которая, естественно, генетическипредопределена. Однако поведение обусловлено не только генотипическимиособенностями человека (и животного), но и его фенотипом, становление ивозможности которого бесспорно обеспечиваются не только воспитанием и обучением,но и адап­тивностью личности (которая также психофизиологически, а равно инейрохимически, предопределена), ограничивающей диапазон возможных ееперестроек. Так, более адаптивны «норадреналовые» типы от холерика досангвиника (со всеми промежуточными формами сангвохолериков, об­разующихконтинуум) и менее адаптивны «ицетилхолиновые» — от меланхолика дофлегматика (со всеми поромежуточными формами флегмомелинхоликов, такжепредставляющими собой континуум). Степень же адаптивности сангвофлегматиков зависитот удельного ве­са сангвинического и флегматического звена в темпераментеиндивида[6,91].
Что касается сугубо психологическихчерт личности, то и они, хотя и не абсолютно связаны, но в значительной степеникоррелируют с психофи­зиологическим типом человека. Так, повышенный нейротизм ивысокая личностная тревожность присущи холерикам и особенно меланхоликам, в товремя как ситуативная тревожность может повышаться и у средних, вполнесбалансированных типов — у сангвиников и даже у флегматиков (а тем более усангвохолериков и флегмомеланхоликов).
Изучение эмоциональной сферы у людейразной типологии привело к представлению о доминировании различных эмоций улюдей разных темпе­раментов. Так, оказалось, что доминирующей эмоциейсангвиника является радость, холерика — гнев, меланхолика — страх, тоска, а дляфлегматика наиболее характерно спокойное безэмоционалъное состоя­ние (Симонов).Однако это касается лишь общей модальности эмоционального состояния, вариантыже могут быть весьма различающими­ся, ибо характер эмоциональной иповеденческой реакции обусловлен многими факторами, связанными как сконституционными и функциональ­ными особенностями мозга, так и с различнымисопутствующими воздействиями, как, например, с влиянием группы, с давлением насознание человека методологического, религиозного, общественного, юридическогои т.д. догмата. [3,90]
Более поздние исследования Теплова иНебылицына допускают суще­ствование значительно большего количества типоввысшей нервной деятельности при различном комбинировании и различном удельномвесе основных типологических характеристик личности. Не говоря уже о так на­зываемыхпромежуточных типах (сангво-флегматик, сангво-холерик, флегмо-меланхолик), либоо смешанных (например, флегматик с чертами сангвиника и.холерика и т.д.),оказалось теоретически возможным выде­лить 120 типов, основанных на 4 вариацияхпо силе нервных процессов, 3-х — по уравновешенности и 10-ти — по степениподвижности.[12,71]
Так, Теплов и Небылицын рассматриваютпонятие силы нервной сис­темы как распадающееся на понятие о двухсамостоятельных свойствах ее: сила нервной системы в собственном смысле(выносливость, предел рабо­тоспособности) и динамичность. При этом обаназванных свойства должны определяться отдельно для возбуждения и торможения.Отсюда — и урав­новешенность следует рассматривать как по силе, так и подинамичности.
Что касается подвижности, то Теплов иНебылицын оставляют за этим термином характеристику скорости переделки знаковраздражите­лей, но вводят при этом дополнительный термин «лабильность»,характеризующийся временными параметрами реакций (например, такими каккритическая частота мельканий, реакция усвоения ритма и др.). С этих позицийтрудно судить о конкретных типах высшей нервной деятельности, а скорее можноговорить об индивидуальных особенностях протекания нервных процессов, обиндивидуально-психологических различиях, а раз­дел, изучающий внутренниемеханизмы таких различий, уместно было бы назвать, как считают Теплов иНебылицын, «дифференциальный психофи­зиологией»[12].
И все же, характеризуя темпераментиндивидов, мы склонны «втиски­вать» их в рамки привычных для насчетырех типов.
Сангвиник — человек решительный,энергичный, быстро воз­будимый, подвижен, впечатлителен, с ярким внешнимвыражением-эмоций и легкой сменой их. Флегматик — спокойный, мед­лительный, сослабым проявлением чувств, трудно переключает­ся с одного вида деятельности надругой. Холерик — вспыльчи­вый, с высоким уровнем активности, раздражительный,энер­гичный, с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися вречи, жестах, мимике. Меланхолик имеет низ­кий уровень нервно-психическойактивности, унылый, тоскли­вый, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительный,склон­ный к мрачным мыслям- и с угнетенным настроением, замкнут, пуглив. Вжизни такие «чистые» темпераменты встречаются редко, обычно комбинация свойствболее разнообразна. В свете учения о типах ВНД стала понятной и научная основаучения о темпера­ментах. Сильное, уравновешенное, подвижное животное соответ­ствуетсангвиническому темпераменту; сильное, неуравновешен­ное — холерическому;сильное, уравновешенное, инертное — флегматическому; слабое — меланхолическому[12,78].
Имеются индивидуально-устойчивые впокое и при работе типы. корковой активации. А.А.Ухтомский подчеркивал важностьизу­чения индивидуально-личностных особенностей «мозгового хронотипа»[12,56],свойств интроверсии (аутизма), способностей к дифференциальной срочностиреакций, разных способов оценки ситуаций: либо по пути длительного логическогоанализа, либо путем «внезапной рецепции зорким глазом специалиста  сразу всейобстановки, т.е. симультанном схватывании существенных сторон ситуации: Ученыйотмечал индивидуально выраженные способности к различению существенного отнесущественного в потоке ближайших конкретных ощущений с адекватными рефлексамина них, указывал на Необходимость изучать те пути и средства, которые приводятк развитию таких способностей в масштабах истории. Совокупность индивидуальныхособенностей пси­хики и поведения человека составляет тип высшей нервной дея­тельности,или темперамент человека, который складывается из общих свойств нервнойсистемы, характеризующихся: 1) экстра-интроверсией; 2) эмоциональнойстабильностью — нейротизмом; 3) подвижностью или инертностью нервных процессов[10,78].
Кроме того, у человека имеютсяхудожественный и мысли­тельный типы
1.3. Особенностьхарактера
Каждый человек отличается от любогодругого своим инди­видуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обыч­нои говорят о чертах, характерных для данного человека. («Ха­рактер» и буквальномпереводе с греческого обозначает «че­канка», «отпечаток».) Но в психологиислово «характер» имеет более узкий и определенный смысл. Не всякуюиндивидуальную особенность человека называют чертой характера. Например, такиеиндивидуальные психические особенности, как острота зрения и слуха, скорость идлительность запоминания, глубина ума, не являются свойствами характера[8,74].
Каждая черта характера про­являетсялишь в соответствующих типичных обстоятельствах. Объясняется это тем, что окаждой черте характера выражается отношение человека к определеннымобстоятельствам и сторо­нам действительности.
Под характером   понимают  совокупность индивидуально-своеобразных    психических свойств, которые проявля­ютсяв типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичныхобстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.
Отношения личности определяютиндивидуальное своеобра­зие свойства характера двояким образом. С однойстороны, от отношений личности зависит  индивидуальное своеобразиеэмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляетсяданное свойство характера.
С другой стороны, от отношенийзависит индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичнойситуации.
Способы и качества действий человеказависят не только от отношений личности, но и от особенностей воли, чувств,внима­ния, ума, т. е. от индивидуальных особенностей психофизиологических  про­цессов.Например, старательность и аккуратность, проявляемые в труде, зависят не толькоот положительного отношения к труду, но и от сосредоточенности  внимания, отточности и ловкости движений, от усилий воли и т.д. Поэтому  в зависимости отпреобладающего влияния различных психических процессов на способы действиямогут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные, волевые черты характера[8,90].
В зависимости от обстановки вцентральной нервной системе создается различное функциональное состояние, В «пи­щевойобстановке» в состоянии повышенной возбудимости на­ходятся, например, пищевыецентры, и потому возникает доминанта пищевой реакции (выделение слюны). В«электрокож­ной обстановке» в состоянии повышенной возбудимости находят­сяоборонительные двигательные центры, и возникает доминан­та защитно-оборонительнойреакции (отдергивание конечности)[8,92].
Сходство этих физиологическихпроявлении с проявлениями характера у человека заключается, во-первых, в том,что те и другие проявления имеют стереотипный, шаблонный для данно­го индивидахарактер. Во-вторых, в том и в другом случае в зависимости от обстановки один итот же индивид в ответ на одни одни раздражители обнаруживает совершенно различ­нуюс      стереотипных реакций. В-третьих, те и другие име­ют устойчивый ипостоянный характер. На основа­нии всех этих сходных внешних проявлений можнопредполо­жить, что одно из физиологических условий происхождения свойствхарактера—образование различных динамических сте­реотипов.
Из этих фактов видно вместе с тем,что механизм переключения, лежащий в основе свойств характера человека, вопределенном отношении существенно отличается от механизма переключения уживотных. В образовании такого механизма у человека чрезвычайно важную рольиграет вторая сигналь­ная система—система речевых раздражителей в виде социаль­ныхоценок и других социальных воздействий на поведение и системы речевых реакций,которыми человек отвечает на эти воздействия[8,102].
Другое физиологическое условиепроисхождения  обнаруживается при сопоставлении проявлений характера спроявлениями общего типа нервной системы.
В целом ряде исследований советскиепсихо­логи сравнивали способы действия у людей с противоположны­ми свойствамиобщего типа нервной системы. Но исследовались способы действия в одних и тех жетипичных ситуациях, причем с одинаково положительным отношением к ситуации. Приэтом было обнаружено, что противоположным свойствам общего типа нервной системысоответствуют психологически противополож­ные способы действия. Так, былопоказано, что при положитель­ном отношении к товарищам по классу и классномуколлективу в целом ученики с инертными нервными процессами склонны к общению сузким кругом хорошо знакомых товарищей. По сво­ей инициативе они редко что-либорассказывают о себе, с тру­дом заводят новые знакомства, но так же трудно импрекратить общение со старыми знакомыми. Наоборот, ученики с подвижны­минервными процессами проявляют противоположные свойства в общении с людьми. Этииндивидуальные особенности в обще­нии и представляют собой свойства характера.
Такая же связь нервных процессов синдивидуальными раз­личиями способов действия обнаружена в учебной, спортивнойи трудовой деятельности (исследования П. М. Теплова, В. С. Мер­лина, Е, А.Климова). Следовательно, другое физиологическое условие происхождения свойствхарактера—это свойства общего типа нервной системы[8,104].
Известно, что общий тип нервнойсистемы является также физиологической основой темперамента. Отсюда вытекаеттес­ная связь между темпераментом и характером.
Как было сказано, в образованиимеханизма переключения, лежащего в основе свойств характера, важную роль играетвто­рая сигнальная система. В зависимости от того, в какой степени втораясигнальная система господствует над первой и каково взаимоотношение между этимисистемами, И. Л. Павлов разли­чал три специальных человеческих типа нервнойсистемы: «мыс­лительный» — с преобладанием второсигнальной условнорефлекторнойдеятельности, «художественный»—с преобладанием первосигналыюй и «средний»—сотсутствием преобладания какой-либо из них. Возможно, что свойства специальныхтипов нервной системы также участвуют в происхождении свойств характера[6,89].
Однако свойства общею типа нервнойсистемы не предопре­деляют, каким будет характер. У людей с одним и тем жетипом нервной системы может быть различный характер. Напри­мер, человек сослабым типом нервной системы может быть доб­рым или злым, правдивым или лживым,аккуратным или неряш­ливым. Тип нервной системы влияет на характер лишь в двухотношениях. Во-первых, он может помогать или затруднять вос­питаниеопределенных свойств характера. Так, у человека со сла­бым типом нервнойсистемы труднее воспитать самообладание и уверенность в себе, чем у человекасильного и уравновешенно­го типа. Во-вторых, если в результате социальныхусловии и условий воспитания у человека сложились определенные отноше­нияличности, то от типа нервной системы будут зависеть те способы действия, припомощи которых он будет выражать эти отношения. Трудолюбие проявляетсясовершенно различным об­разом у флегматика и холерика, а доброта сангвиника проявляет­сяиначе, чем доброта меланхолика. Так, трудолюбие холерика проявляется встрастности, порывистости, повышенном, но неров­ном темпе работы. Между тем уфлегматика такое же трудолю­бие проявляется в особой методичности,обдуманности, размерен­ности движений, ровном темпе. Доброта сангвиникаяркостью и обильностью внешних выражений отличается от сдержанных, скупыхпроявлений доброты флегматика.
1.4.Способность как индивидуальная особенность личности
Личность — это отдельный человек снакопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом,сти­лем поведения и мировоззрением[9,62].
Важным оценочным компонентом свойствличности является способность, проявляющаяся в успешности деятельности. Как счи­талБ.М.Теплов, способности — это такие индивидуально-пси­хологические особенности,которые имеют отношение к успеш­ности выполнения одной или несколькихдеятельностей. Природ­ной основой различных способностей могут бытьразнообразные сочетания общих и специальных индивидуально-психологическихсвойств. К числу общих способностей относят работоспособность, активность,саморегуляцию и др. По данным Э.А.Голубевой и ее сотрудников, природныепредпосылки социальных способностей образуют сложные системокомплексы. Ученымидоказано, что для лингвистических способностей характерны инертность, преобла­даниезрительной памяти и второсигнальных функций. Для ком­муникативных языковыхспособностей необходимы лабильность, слуховая пайять, преобладаниепервосигнальных функций. Для му­зыкальных способностей главную роль играютлабильность нервной системы в разных возрастах, высокая чувствительность идомини­рование непроизвольного уровня регуляции[7,89]
Способности — это такиепсихологические особенность чело­века. от которых зависит успешностьприобретения знаний, уме­ний, навыков, но которые сами к наличию этих знаний,навыков и умений не сводятся[7,94]
По отношению к навыкам, умениям изнаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно томукак брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу,который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура,состав и влажность почвы, по­года и т. д. окажутся благоприятными, способностичеловека яв­ляются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.
Итак, способности—этоиндивидуально-психологические осо­бенности личности, являющиеся условиямиуспешного осуществ­ления данной деятельности и обнаруживающие различия в ди­намикеовладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определеннаясовокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которойполучает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенногона ее освоение, то это дает основание заключать о наличии у него способностей кданной деятельности[8,102].
Способности были охарактеризованы какиндивидуально-пси­хологические особенности, т. е. такие качества, которымотличается один человек от другого.
Среди свойств и особенностейличности, образующих структу­ру конкретных способностей, некоторые занимаютведущее поло­жение, некоторые—вспомогательное. Так, в структуре педагоги­ческихспособностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность,любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность впередаче знаний, комп­лекс организаторских способностей, входящих сюда направах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся:артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, ивспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство,обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе с тем егоиндивидуализацию, связанную с личностью[3,89].
Общие способности или общие качестваи явления, к исследованию которых уже приступи­ли психологи. К числу такихобщих качеств лич­ности, которые в условиях конкретной деятельности могут высту­патькак способности, относятся индивидуально-психологические качества,характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей. В трудах И. П.Павлова они были обозначены как «художественный», «мыслительный» и «средний»типы. Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшаянервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальныхсистем: первой сигнальной системы—образной, эмоциональной и второй, связанной ссигнализацией этих обра­зов посредством слова—сигнала сигналов.
Относительное преобладание сигналовпервой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует ху­дожественныйтип, относительное преобладание сигнала сигна­лов—мыслительный тип, равное ихпредставительство—сред­ний тип людей.
Для художественного типа свойственнаяркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живо­говпечатления, эмоций. Для мыслительного типа—преоблада­ние абстракций,логических построений, теоретизирования. При­надлежность человека кхудожественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что онфатально предназначен для деятельности художника. Очевидно иное—представителюэтого типа легче, чем другому, освоить деятельность, которая требуетвпечатлительности, эмоционального отношения к собы­тиям, образности и живостифантазии. Не случайно, что подавля­ющее большинство художников (живописцев,скульпторов, му­зыкантов, актеров и т. д.) имеют более или менее выраженныечерты этого типа. Качества мыслительного типа создают усло­вия для наиболееблагоприятного развития деятельности, связан­ной с оперированием абстрактнымматериалом, понятиями, ма­тематическими выражениями и др. Легко понять, какойобшир­ный круг конкретных занятий (математика, философия, физика, языкознание ит. д.) может требовать именно этих качеств как предпосылок успешности овладениядеятельностью.
Необходимо подчеркнуть, что отнесениечеловека к художе­ственному типу не означает слабость интеллектуальной деятель­ности,недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преоб­ладании образныхкомпонентов психики над мыслительными. Во­обще вторая сигнальная система учеловека преобладает над первой, и это преобладание имеет абсолютный характер,так как роль языка и мышления в трудовой деятельности людей яв­ляется решающейи процессы отражения человеком мира опо­средствуются его мыслями, выраженнымисловесно. Поэтому с абсолютным перевесом первой сигнальной системы мы встреча­емсяразве что в сновидениях, с их бурной эмоциональностью и хаотическойобразностью, которая никак не упорядочивается и не регулируется мышлением.

Глава 2. Исследованияиндивидуальных различий
2.1. Основныеисследования по формированию  индивидуальности
Темперамент (от лат.— соразмерность)— это совокупность черт личности (индивидуальности), характеризующих еедвигательную, эмоциональную и речевую активности[7,20].
По теории И. П. Павлова,предпочтительными темперамента­ми для успешности деятельности являютсятемперамент сангви­ника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темпераментхолерика из-за неуравновешенности процессов возбуждения и тор­можения. Низкаяработоспособность (выносливость) нервной си­стемы характеризует меланхолика.Однако Б. М.Теплов и В. Д. Небылицын выступали против оценочной характеристикитемпера­ментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типавыполняемой деятельности преимущество могут иметь самые раз­ные типытемпераментов и индивидуальные качества человека. По-видимому, профотбор долженосновываться на этих двух положе­ниях, при этом решающее значение должны иметьрезультаты спе­циального тестирования[6,190].
По мнению Я.Стреляу, активность какодна из черт темпера­мента личности проявляется в энергетическом уровнеповедения. Со свойством активности личности наиболее часто положительнокоррелируют такие свойства нервной системы, как сила иактивированность,«измеряемые с помощью ЭЭГ-методик.»Для оценкиЭмоциональности могут также использоваться различные тесты-опросники (Спилберга, Тейлора),для оценки тревожности и нейротизма — опросник Г. Айзенка. На физиологическомуровне эмо­циональность измеряют вегетативными и ЭЭГ-показателями[6,198].
Темперамент человека достаточноустойчив. Это означает, что человек не может обнаруживать то черты холерика, точерты меланхолика. Также мала вероятность коренного изменения темперамента впроцессе жизни, например превращение флегматика в сангвиника илимеланхолика.          
Результаты наблюдения за характером,поведением детей и их родителей свидетельствуют о том, что дети наследуютмногие свойства нервной системы от своих родителей. Однако генетические:предпосылки начинают очень рано переплетаться с приобретенными свойстваминервной системы, которые в значительной степени определяются процессом воспитаниядетей, условиями их жизни, труда, которые могут быть весьма разнообразными и,естественно, оказывать различное влияние на проявление свойств нерв­нойсистемы. Ф. П. Майоров и С. Н. Выржиковский в своих иссле­дованиях, выполненныхна животных, в частности в опытах на щенках, показали возможность изменениятипологических свойств нервной системы в течение жизни. Они разделили пометщенков на две равные группы: одни щенки росли в условиях свободы и при­волья,другие — в клетках, т.е. в условиях, ограничивающих их движения и связи свнешним миром, а также им не приходилось бороться за свое выживание. Когдащенки подросли, то поведение их значительно различалось. Например, у всехразвивавшихся в клет­ке были резко выражены пассивно-оборонительные реакции(они затаивались, прижимались к полу и т.п.), т.е. поведение животных зависелоот условий окружающей среды, в которых они воспиты­вались. Тренировка нервныхпроцессов способствовала некоторому изменению типологических свойств. Вчастности, невротические воздействия сопровождались ослаблением нервныхпроцессов, и жи­вотное, ранее типологически сильное, переходило в группуслабых. Эти и другие факты легли в основу учения о фенотипе и генотипе.[8,105]
Термины «генотип» и «фенотип» впервыеиспользовал датский биолог Б. Иогансен в 1909 г. Генотип (от греч.  —происхожде­ние,  — отпечаток, образец) характеризуется врожденными;типологическими свойствами нервного процесса, с которым животное рождается.Генотип — это совокупность всех наследственных факторов (генов) клетки. Фенотип(от греч.  — проявлять, яв­лять) — совокупность признаков и свойств организма,обусловленных взаимодействием его генотипа и условий внешней и внутреннейсреды. Таким образом, фенотип — это сплав врож­денных и приобретенных свойстворганизма.
С помощью направленного отбора можновывести животных с определенными особенностями поведения. Наследственные свой­ства(подвижность) были доказаны специальными исследования­ми В. К. Федорова: онвывел животных чистых линий с высокой и низкой подвижностью. Эти эксперименты,а также изучение ти­пологических свойств у однояйцевых близнецов позволилизаключить, что у животных и людей темперамент относительно устойчив, однаконаправленными воздействиями воспитательно­го и природного характера его можноизменить.
Мы не склонны переоценивать этиэкспериментальные дан­ные, полученные на животных. Однако наблюдения заразвитием детей и исследования на животных свидетельствуют о том, что условияжизни ребенка, его воспитание, трудовая деятельность, физкультура и спорт,рациональное питание, режим труда и от­дыха играют весьма важную роль вформировании типологиче­ских особенностей нервной системы.
Воспитание детей в условияхмаксимальной (избыточной) забо­ты о них, когда не только выполняется, но дажепредупреждается каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже необо­снованнаяи нецелесообразная просьба, когда из жизни ребенка исключены трудности,посильные заботы, отсутствуют условия для приобретения трудовых навыков,способствует формирова­нию поведения, свойственного слабому типу ВНД.
Способы определения типологическихсвойств. Для определе­ния типа ВНД животных в лаборатории И.П.Павлова были раз­работаныспециальные экспериментальные методы — «Большой стандарт» и «Малый стандарт».Обследование по «Большому стан­дарту» занимало около 2 лет, по «Малому» —6—7мес. По «Мало­му стандарту» число методик было сокращено. О силе возбужде­ниясудили по скорости выработки условного рефлекса, но глав­ным образом — покофеиновой пробе. Силу процесса возбужде­ния у собак определяли по минимальнойдозе кофеина, сопро­вождавшейся развитием запредельного торможения, т.е. наблю­далосьснижение условно-рефлекторных эффектов. О силе тормо­жения судили по скоростивыработки дифференцировочного и запаздывательного условных торможений. Есливыработка дифференцировки удавалась в пределах 20 сочетаний, то такой процессотносили к сильному, если в пределах 30 соче­таний и более — к слабому процессуторможения.
Существуют два основных методическихподхода определения силы нервных процессов у человека: исследование измененияре­акций при разной интенсивности раздражителя и изменения ре­акций придлительном раздражении. В последнем случае свойство силы нервных процессовдиагностируется как устойчивость вели­чины латентного периода сенсомоторнойреакции на многократ­ное повторение раздражителей средней величины.
Чаще всего используются световыераздражители определен­ной средней интенсивности с интервалом следования неболее 10 с. Один из вариантов заключается в следующем: испытуемому дается 100световых раздражителей (загорание лампочки 6 В) с ин­тервалом следования 1—3 с;каждый раз при загорании лампочки испытуемый должен как можно скорее нажать нарычаг. Время реакции регистрируется с точностью до 0,001 с.
Данная методика основана на критериипредела работоспособ­ности при многократном раздражении, поэтому показателем,ха­рактеризующим силу нервных процессов, будет среднее значение самойдвигательной реакции на последние 20 раздражений.
Уравновешенность, по методикеИ.П.Павлова для животных, определяли по соотношению силы процессов возбужденияи торможения. Показатель уравновешенности был производным от силы возбуждения иторможения.сочетаается с такими качествами, как общительность, добросовсност ь,высокий самоконтроль, зависимость. тревожный тип (около 10 %). Для этих детей — характерны крайняя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатлительность;их действия отличают излишнее волнение, тревожно. Учатся легко, особенно хорошочитают и рассказывают. По тестовым данным, высокий уровень тревожностисочетается у них с воз­будимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе,чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов.
Ведущей чертой для детей, имеющихчувствительный и тре­вожный типы формирования личности, является общение. Имен­ноэта деятельность служит источником получения эмоциональ­ного подкрепления,столь необходимого для них. Ожидание поло­жительной оценки своих действий ипоступков со стороны окру­жающих определяет трудности в сфере взаимоотношений.Зависи­мость от эмоционального состояния затрудняет для некоторых из нихусвоение учебной программы.
Интровертированный тип (около 18 %).Отличительной особенностью этих школьников является направленность напознавательную деятельность, высокий уровень развития интеллекта сочетается спониженным контролем за окружающей действительно­стью. Тестовое обследованиевыявило у этих детей замкнутость; неуверенность в себе, низкий самоконтроль. Вто же время у детей отмечаются возбудимость, тревожность,: напряженность. Околоб % детей этой группы характеризуются пас­сивностью, бедностью мотивационнойсферы, отсутствием ини­циативности. Одиночество,- отгороженность от окружающих,по­вышенная чувствительность способствуют появлению затруднений как в освоениисоциальных норм, так и при установлении контактов, а в итоге приводят кконфликтной, субъективно-трудной ситуации пребывания вшколе.                       
Следует, однако, заметить, чтофизиологической основой фор­мирования типологических вариантов личности, какнам представ­ляется, являются сила, уравновешенность и подвижность процессе»возбуждения и торможения, подробно изученных И. П. Павловым в экспериментах наживотных. Важную роль в формировании" этих свойств нервной системы играетсреда (условия труда и отдыха, об­становка в семье и коллективе и т. п.),особенно в раннем онтогенезе.
2.2. Психофизиологическиеисследования эмоциональной сферы
Изучение эмоциональных возможностей утипологически различных людей привело к выявлению у них доминирующих эмоций. Ихотя людям всех темпераментов доступен весь набор возможных эмоций, тем неменее для сангвиника доминирующей эмоцией является радость, для холерика —гнев,для меланхолика — страх, а флегматик, будучи малоэмоцио­нальным, доминирующейэмоции не имеет (Симонов).
В отношении функциональных корреляцийэмоционалоной сферы че­ловека с межполушарной асимметрией мозга известно, что,если левое полушарие у правшей связано с речью, абстрактно-понятийным мышле­нием,математическими способностями, то правое — с чувственными образами,пространственными представлениями, музыкальными спо­собностями, т.е., инымисловами, если левое полушарие «разумно», то правое«эмоционально». Возможно это обусловлено и тем, что правое по­лушариеимеет обширные кортико-диенцефальные связи, а левое — больше связано сактивирующими стволовыми образованиями. Есть также сведения в преимущественнойроли левого полушария в генезе положительных, а правого —отрицательных эмоций,часто «безотчетных». При этом отмечается «завязанность»функциональной межполушарной асим­метрии и положительно-отрицательныхэмоциональных отношений на доминирование альфа-ритма.
Так, при выключении правого полушариянастроение пациента улуч­шается только при доминировании альфа-ритма в ЭЭГлевого полушария, равно как и ухудшение настроения при инактивации левогополушария дос­тигается также при доминировании альфа-ритма, но уже в ЭЭГправого полушария (Деглин).
Ряд клинических наблюденийсвидетельствует о различных тенденци­ях в нарушениях эмоциональной сферы убольных с право- или левополушарными поражениями (Брагина, Доброхотова). Так,если при по­ражении левого полушария у больных существенно повышаетсятревожность, то при правополушарных дисфункциях больные стане' вятся беспечнымии легкомысленными, что может определяться относительно жесткой связью правогополушария с потребностно-мотивационной сферой и с порождением целей, а левого—с реализацией средств для достижения целей (Симонов). И тогда у  человека споражени­ем левого полушария на базе наличной потребности определяется цель, нопри отсутствии средств для ее достижения прогнозируется низкая вероят­ностьудовлетворения и возникает фрустрация и тревога; в случае же поражения правогополушария построение целей затрудняется; диапазон по­требностей суживается, асредства для достижения цели при этом оказываются в избытке, что и порождаетположительно эмоциональные ощущения вплоть до эйфории. При этом левополушарныйпрогноз осознает­ся и вербализуется, а правополушарный остается неосознанным,на уровне.интуиции (Симонов)
—     Демонстрация слайдов различногоэмоционального содержания раз­дельно в правое или левое поле зрения вызываетболее быстрое реагирование правого полушария на печальные события, а левого —на радостные. То же самое имеет место при распознавании мимики груст­ной ирадостной. Вообще же правое полушарие реагирует быстрее, чем левое, наэмоциональные события, независимо от знака эмоции
Симонов, считая, что главнымиструктурами, позволяющими произво­дить прогнозирование событий с учетомдоминирования в потребноетно-мотивационной сфере, являются фронтальныйнеокортекс, гиппокамп, миндалевидный комплекс и гипоталамус, предлагаетследующую концеп­туальную модель[7,92].
. Как видно из этой схемы, достаточночетырех структур для организа­ции поведения по выделению доминирующейпотребности с учетом вероятности ее удовлетворения. Симонов полагает, чтоиндивидуальные особенности функционирования этих структур могут лежать в основетипов нервной деятельности, а в случае патологии определяют характер невротиче­скихсостояний.  Так,  преобладание  системы  «гипоталамус •' — фронтальныйнеокортекс» характеризует тип сильный экстравертированный, ориентированныйна выбор доминирующей потребности и учитывающий осознанно наиболее вероятныесобытия; преобладание же системы «миндалина — гиппокамп» характернодля слабого интровертированного типа с симптомами нерешительности и склонностьюк переоценке несущественных событий. Преобладание системы«гипоталамус—миндалина» также характерно для интравертов, а«фронтальный не­окортекс — гиппокамп » — для экстравертов[6,89].
Вероятнее всего, у холерикадоминирует система «фронтальный неокортекс— гипоталамус», чтообеспечивает в поведении холерика вы­бор доминирующей потребности при высокойвероятности ее подкрепления. У меланхолика, напротив, система«гиппокамп—миндалина» ориенти-рована на фиксацию субдоминантнойпотребности при маловероятном ее удовлетворении, отсюда — перманентнаяфрустрация у меланхолика. Что касается средних типов — сангвиника и флегматика— то здесь нет ясности. С одной стороны, результаты ряда экспериментов говорятв пользу преобла­дания у сангвиников, как и у меланхоликов, системы«гиппокамп — миндалина», а у флегматиков, как у холериков—«фронтальный неокор­текс — гипоталамус» (Симонов). С другой стороны,логические рассуждения приводят к мысли о преобладании у флегматика системы«фронтальный неокортекс—миндалина» с реагированием только на вы­соковероятныесобытия без особого выбора какой-либо потребности из более или менееравнозначных, а у сангвиника — «гиппокамп — гипота­ламус»,  создающей  возможность  генерализованных  реакций  на маловероятные события привыборе доминирующей потребности (Данило­ва)[2,175].
При неврозах возникают различныедиссоциации в деятельности сис­темы из-за дисфункции отдельных ее компонентов.
Поскольку у человека эмоциональнаясфера социализируется, то и воз­буждение нервного аппарата эмоций выступает каксистема своеобразного внутреннего поощрения и наказания (радость, торжество,стыд и т.д.), значе­ние которого в жизни человека настолько велико, что в рядеслучаев через возникающую эмоциональную доминанту определяет его поведение.

Глава 3.Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовойдеятельности человека
Использование конкретных методовпсиходиагностики для решения задач определения профессиональной пригодностидолжно основываться на данных об особенностях требований к личности и знаниях одиагностической (прогностической) ценности методик изучения, на оценкепрофессионально важных качеств личности. Опыт разработки системы профес­сиональногопсихологического отбора и его проведения сви­детельствует о наличии довольнообширного перечня мето­дик профессиональной психодиагностики, которые в том илиином сочетании (в зависимости от особенностей вида дея­тельности) могут бытьиспользованы для решения разнооб­разных задач оценки профессиональнойпригодности.  Полному их описанию посвящены оригинальные публикации, а такжеспециальные руководства, справочники и пособия [10, 7,6 и др.].
Условия жизни, воспитание, трудовая деятельностьсуще­ственно влияют на формирование и развитие многих психо­логических качествчеловека, однако некоторые из них имеют природную обусловленность. В связи сэтим в процессе оцен­ки профессиональной пригодности целесообразно бывает учи­тыватьсостояние достаточно устойчивых биологических функций организма, отражающихиндивидуальные различия лю­дей и возможную роль этих функций (степени ихвыраженно­сти, особенности сочетания и т. п.) в предопределении ус­пешностиобучения и деятельности. Работы И. П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына,К.М. Гуревича, В.М. Русалова и других исследователей основных свойств нервнойсистемы установили типологические особенности и влияние указанных функций нацелый ряд характеристик психики че­ловека и его поведение (в том числе трудовуюдеятельность). Обоснованы и описаны (Н.В. Макаренко и др.) ряд методикисследования основных свойств нервной системы, а также особенности ихиспользования в практике профессионально­го психофизиологического отбора рядаспециалистов [6,5].
Сила нервных процессов
«Зависимость времени реакции отинтенсивности стиму­ла» (В.Д. Небылицын) — методика основана на различномпроявлении закона силы у лиц с сильной и слабой нервной системой: о силенервной системы можно судить по харак­теру наклона кривой зависимости времениреакции от ин­тенсивности раздражителя.
«Критическая частота мелькающегофосфена» (В.Д. Не­былицын) — определение силы нервной системы по харак­терузависимости кривой частоты мелькающего фосфена (возникновение ощущения светапри раздражении глаза электрическим током) от амплитуды раздражающих элект­рическихимпульсов.
«Измерение латентных периодовдвигательных реакций при многократном применении раздражителя» (В.Д. Небылицын)— определение момента и величины увеличения латентных пе­риодов реакции: чемраньше и интенсивнее развивается это изменение, тем более выражена слабостьнервной системы.
Работоспособность головного мозга»(А.Е. Хильченко) — определение работоспособности (по показателям количе­стваошибочных реакций) путем регистрации реакций испы­туемого на предъявлениеусловных раздражителей в быст­ром темпе в течение нескольких минут.
«Исследование легкости—трудностиэкстренной передел­ки двигательной реакции выбора» (Н.М. Пейсахов с соавто­рами)— измерение сложной сенсомоторной реакции на све­товые и звуковые раздражителив условиях смены их сигнального значения.
«Кинематометрическая методика» (Е.П.Ильин) — измере­ние точности производства движений в локтевом суставе призакрытых глазах и в сгибательно-разгибательных направлени­ях на заданнуювеличину отклонения (в градусах): по разнице между амплитудой движения ивыбранной амплитудой и об­щей сумме разниц определяется длительность сохраненияпроцесса возбуждения и торможения, а их соотношение опре­деляет инертность—подвижностьнервных процессов.
«Методика А.Е. Хильченко» —показателем подвижности нервных процессов служит предельно короткая экспозицияили предельно быстрый темп предъявления раздражителей, при ко­тором испытуемыйможет правильно дифференцировать их;
этот показатель зависит кик отскорости движения и последей­ствия нервных процессов, так и от быстротывосстановления функциональной готовности рефлекторного аппарата к новой реакциии от способности нервной системы к усвоению ритма.
«Критическая частота слияния световыхмельканий или звуковых щелчков» (О.П. Макаров) — определение макси­мальнойчастоты световых мельканий или звуковых щелч­ков, при которой они ещеразличаются испытуемым как раз­дельные: чем быстрее возникают и прекращаютсянервные процессы, тем больше циклов в единицу времени могут вос­произвестинервные структуры, воспринимающие зритель­ную и слуховую информацию, тем вышебудут показатели критической частоты мельканий и щелчков.
Уравновешенность нервных процессов
«Изучение особенностей проведениялиний определенной длины в изменяющихся условиях» (Н.С. Лейтес) — воспроиз­ведениебез зрительного контроля на бумаге как можно точ­нее линий, равных либопредъявляемому предварительно образцу, либо выбранному самим испытуемым:соотноше­ние между силой возбудительного и тормозного процессов (ихуравновешенность) проявляется в неустойчивости дли­ны воспроизводимых линий(тенденция к удлинению ли­ний — преобладание возбуждения, тенденция к ихукороче­нию — преобладание торможения).
«Реакция на движущийся объект — РДО»(Н.С. Лейтес) — остановка стрелки электросекундомера (полный оборот— 1 сек) назаданной цифре: преобладание опережающих реакций (стрелка не дошла до нужнойцифры) связано с превалирова­нием торможения; преобладание запаздывающихреакций (стрелка прошла заданную цифру) связано с превалировани­ем возбуждения.
Исследование уровня развитияпрофессионально важных позна­вательных процессов (познавательных способностей)проводит­ся с помощью психометрических методик в форме индивидуаль­ного игруппового эксперимента. Известно большое количество подобных методик, каждаяиз которых, в свою очередь, имеет ряд модификаций, иногда с учетом спецификиконкретной про­фессиональной деятельности. Наиболее известные и часто ис­пользуемыеметодики: «Компасы» и «Часы»— особенности вос­приятия пространственныхотношений признаков объекта репродуктивного мышления; «Корректурная проба»(таблица Бурдона, Анфимова, с кольцами Лапдольта) — устойчивость к концентрациивнимания при длительной однообразной работе, умственная работоспособность, темппсихических процессов, преимущественная установка на точность или скоростьработы;
«Перепутанные линии»— устойчивость иконцентрация внима­ния; «Отыскивание чисел с переключением» («черно-красная таб­лица»— методика Горбова) — объем, распределение и переклю­чение внимания,оперативная память; «Расстановка чисел» — распределение внимания и оперативнаяпамять; «Выявление слов» — качество восприятия и особенноюти внимания;«Численно-буквенные сочетания» — распределение и устойчивость вни­мания,способность к работе в вынужденном темпе и при дефи­ците времени; «Шкалыприборов» — оперативная память; «Уста­новление закономерностей» —репродуктивное мышление, активность, сообразительность и оперативная память;«Запоми­нание и непосредственное воспроизведение слов и чисел» — кратко­временнаяпамять; «Числовые ряды» — особенности логического мышления; «Аналогии-» —особенности вербального (понятийно­го) мышления; «Арифметический счет» —способность к выпол­нению числовых операций; «Количественные отношения» — спо­собностьк умозаключениям; «Сложение чисел с переключением» — способность крепродуктивному мышлению и перестройке ум­ственных навыков [19,78].
 «Исследование простых и сложныхсенсомоторных реакций» — скорость и точность реакций на световые и звуковыераздра­жители, установка на скорость или надежность работы; «Ре­акция надвижущийся объект» — динамический глазомер, точность движений; «Двигательнаякоординация и напряжен­ность» (ДКН) — особенности координации движений, эмо­циональнаяустойчивость и внимание.
В качестве метода исследованияиндивидуальных разли­чий опросник был разработан еще в 1950 году Г. Хейманом иЭ. Вирсмой. Критические замечания, высказанные относительного этого опросника,касались того, являются ли оцениваемые испытуемыми параметры эмоциональности иактивности присущими им, или они есть функция пред­ставлений о самих себе.Интересно отметить, что упреки по отношению к достоверности данных, полученныхс помо­щью опросников, и до сих пор во многом сходны. Офици­ально считаютпервым опросником, основанным на ответах испытуемого о самом себе, «Бланкличностных данных» Р. Вудвортса, разработанный в 1917 году для измерениянсвро-тичности. Несмотря на отсутствие теоретического обосно­вания, опросникоказался полезным при отсеве призывни­ков армии США, у которых находили такназываемые невротические ответы.
К опросникам такого же типа относитсяи опросник Г. и Ф. Оллпортов, направленный на изучениедоминантности—подчиненности, опросник Л. и Т. Терстоунов, создан­ный для измеренияневротических тенденций, и опросник Р. Бернрьютера для изучения склонностей.
В 40—50-х годах были созданы шкалыдля измерения ин­тересов, которые используются и в настоящее время. Это преждевсего «Перечень интересов» Д. Стронга. В его опрос­нике, содержащем 400утверждений, зондируются интересы человека к различным профессиям,предпочитаемым видам деятельности, степень его умений и навыков. С помощьюшкалы выделяются четыре «параметра» интересов. Среди них можно определитьсходство интересов испытуемого с интересами людей, добившихся успеха вопределенной про­фессии. Кроме того, шкала позволяет измерить зрелостьинтересов, степень профессиональной подготовленности. Метод, применяемый приразработке шкал опросника Стронга, вкратце можно охарактеризовать следующимобра­зом. Были выбраны представители 42 профессиональных групп, удовлетворявшихкритерию профессионального ус­пеха (например, большой профессиональный стаж,занима­емое положение, величина заработка и т. п.), найдена час­тота ответовотдельно для той профессиональной группы, которую собирались изучать, иотдельно — для остальных испытуемых, составивших выборку «людей вообще». Далеебыла подсчитана разность процентов ответов по каждой профессии у представителейсравниваемых групп. Разность была положительной, если в профессиональной группеоп­ределенной категории ответы встречались чаще, чем в «кон­трольной» группе,отрицательной разность была в противо­положном случае. Все 42 шкалы интересов(и 24 шкалы для женщин) были последовательно сопоставлены этим спосо­бом, длякаждой определены специальные нормы для пере­счета. Из-за чисто эмпирическогоподхода, лежащего в ос­нове этого опросника, коэффициенты интеркорреляциимногих шкал относительно высоки.
В настоящее время некоторымипсихологами применя­ется также «Перечень интересов» Г. Кудера, измеряющийинтенсивность интересов к определенным видам деятельно­сти (от наиболее кнаименее предпочитаемой). Наиболее привлекательный вид деятельности оцениваетсядвумя бал­лами, одним баллом — вид деятельности, оказавшийся на втором месте,нулем — вид активности, который оказался на третьем месте. Кудср проделалбольшую работу над тестом, в результате чего была создана относительнаяоднородность шкал теста, а также их независимость друг от друга. Цен­ностьэтого теста подтверждается относительно высокими коэффициентами надежности,которые колебались в преде­лах от 0,80 (для интересов к искусству убеждать) до0,98 (для интересов к вычислениям).
Первым многофакторным опросником был«Личност­ный перечень» Бернрьютера. Автор исходил из того, что поведениечеловека в конкретной ситуации определяется несколькими различными чертамиличности. В качестве «банка» вопросов для создания своей шкалы Бернрьютериспользовал вопросы из шкал Терстоунов, Оллпортов, Лейарда, вследствие чегошкалы значительно перекрывают друг друга, «заходят» друг на друга, что можетбыть следстви­ем методологически необоснованного и механического объединениячетырех различных опросников в один с целью получения отдельной шкалы.
Необходимо упомянуть такжеопубликованную в 1941 году Миннесотскую шкалу личности 3,11]. Авторы ее Дж.Дарли и К. Мак-Нимара использовали метод факторного анализа для разработкимногошкального личностного опросника. Эта шкала не снискала себе особойпопулярности.
Интересным примером многошкальногоопросника явля­ется опросник для изучения ценностей Г. Оллпорта, П. Вер-нона иДж. Линдси, построенный на основании типологии Шпрангера. Шкалы опросникадавали возможность опреде­лить выраженность теоретических, экономических,эстети­ческих, социальных, политических и религиозных интересов. Авторыразрабатывали этот опросник в период очень боль­шой популярности факторногоанализа, стремились создать его, исходя из определенных теоретическихустановок. В на­стоящее время этот опросник широко используется в при­кладныхисследованиях в Польше и Чехословакии.
Наиболее широкую известность висследованиях, каса­ющихся психологического отбора в авиацию, врачебно-летнойэкспертизы летного состава и изучения индивидуально-психологических свойств личностипилотов и космонавтов, приобрели Миннесотский многопрофильный личностныйопросник (ММР1), опросник Кэттелла и Айзенка.
В отечественной психологической наукенеоднократно ставился вопрос о необходимости научного обоснованияпсиходиагностических методов, на что обратил внимание Б.Ф. Ломов [6,155].Безусловно, положительное отношение к личностным методам из-за пригодности крешению целого ряда прикладных вопросов не означает согласия с их идео­логическойинтерпретацией многими зарубежными психо­логами. Однако необходимостьбыстрейшего решения таких важных вопросов, какими являются психологическийотбор и экспертиза, не позволяет ждать того момента, когда будет созданкомплекс совершенных отечественных методических приемов для этих целей. Обострой критике, которую вызы­вают зарубежные психодиагностические методы, оченьточ­но сказал Б.М. Теплов: «Наша критика их методов… дает нам право несобирать никакого материала и обходиться здравым смыслом или случайнымнаблюдением. Это нику­да не годится. Американская дифференциальная психология —это все же научная дисциплина, со своим предметом и методами, которые, конечно,не безупречны, но это луч­ше, чем критиковать с пустого места» [6,  306].
Несмотря на сдержанное отношение кзарубежным лич­ностным тестам, существует почти единодушное мнение, что они впринципе позволяют выявить многие внешне скрытые (или скрываемые) личностныехарактеристики за счет моделирования разнообразных ситуаций, которые не­возможносделать объектами непосредственного наблюде­ния в жизни или косвенноговыявления иными методами. Надежность полученных личностных характеристик темвыше, чем более адекватны методические приемы задачам исследования и чем болееобъемно, всесторонне они харак­теризуют каждую из изучаемых черт личности.Именно по­этому для изучения личностных особенностей рекомендует­сяиспользовать комплекс тестов |8].
С формальной стороны опросникиявляются вариантом стандартизированной упорядоченной беседы, в которой ме­тодомкосвенной самооценки зондируется широкий круг проблем, касающихся личности. Вто же время очень боль­шое значение имеет неявная, требующая раскрытия логикаопросников. Возникает сложная методическая проблема: можно ли доверятьинформации, получаемой на основе субъективных оценок.
Следует отметить, что испытуемый,отвечая на вопросы и создавая тем самым образ своего «Я», делает это под влия­ниемсвоих психологических установок, которые могут иног­да даже и не осознаватьсяим. На этот феномен указывают и А.С. Прангишвили и его соавторы: «Именно этазависимость создаваемого образа от скрытых личностных особенностей испытуемого,от иерархии его ценностей, от дифференциро­ванной значимости для него разныхсторон его собственного «Я» и мира… превращает высказывание испытуемого вобъек­тивно детерминированные факты, а тем самым и в носителей объективнойинформации» [2,  528].
Адекватный перевод методик с одногоязыка на другой, адаптация их к социальным нормам страны, где проводитсяобследование, еще недостаточны для проведения научно обоснованного анализа. Необходимарестандартизация нор­мативных данных по шкалам опросников для соответству­ющейпрофессиональной группы.
« Миннессотский многомерныйличностный опросник (ММР1)». Этот опросник, завоевавший очень большуюпопулярность, был разработан американскими учеными Дж. Мак-Кинли и С. Хатауэйемв начале 50-х годов. Вплоть до настоящего вре­мени ММР1 — одна из наиболеечасто применяемых мето­дик как для целей диагностики, так и в различных теорети­ческихисследованиях.
В нашей стране адаптированный вариантметодики ис­пользуется и в целях клинической диагностики, при профес­сиональномотборе пилотов и врачебно-летной экспертизе, для решения проблемпсиходиагностики в спортивной пси­хологии.
Столь широкую популярность опросника,видимо, мож­но объяснить, во-первых, тем, что при создании почти всех шкалстрого соблюдались основш^е психометрические тре­бования. Например, на большойвыборке была повторно определена диагностическая и прогностическая валидностьбольшинства шкал. Во-вторых, в основу методики не закла­дывалась никакая изсуществовавших в то время методоло­гически несовершенных теорий личности.Методика раз­рабатывалась чисто эмпирически — путем тщательного статистическогоподбора утверждений, дифференцировав­ших группы испытуемых, выделенных спомощью четких «внешних» критериев, которыми явились оценки особенно­стейповедения, даваемые экспертами-наблюдателями. Каждая шкала разрабатывалась наоснове той или иной «критериальной» группы. Например, утверждения в шкалупсихопатии отбирались из отчетов лиц, находящихся в про­цессесудебно-психиатрической экспертизы. Больше всего среди них оказалосьпсихопатов, откуда и название шкалы, при разработке которой они быликритериальной группой.
Создатели ММР1 исходили из того, чтоэта шкала позво­ляет определить степень подобия испытуемого лицам, у которыхпричина трудностей адаптации заключается в неуме­нии использовать жизненныйопыт, в пренебрежении к об­щепринятым нормам социального поведения. Отсюда пси­холог,пользующийся этой методикой, обнаружив сходство ответов испытуемого с ответамикритериальной группы, может утверждать, что в своем поведении испытуемый в оп­ределеннойстепени похож на этих лиц (настолько, насколь­ко полно совпадают их ответы).
В-третьих, опросник позволяет втечение довольно ко­роткого времени выявить личностные характеристики, оп­ределяющиеуровень социально-психологической адапта­ции, что предполагает изучение всехаспектов личности как больного, так и здорового человека. На начальных этапахразработки этот опросник использовался лишь для уточне­ния некоторых вопросовклинической диагностики. Но по­лучаемые эмпирические данные позволили выявитьхарак­теристики, коррелирующие с количественным результатом по той или инойшкале. В связи с этим методика стала ис­пользоваться именно как личностный опросникдля изуче­ния социально-психологической адаптации.
Следует подчеркнуть, что эмпирическийи свободный от субъективизма метод разработки шкал обладает несомненны­мидостоинствами, особенно при решении задач прикладно­го, а не теоретическогохарактера, так как избавляет от необ­ходимости определять сущность каждойизмеряемой черты. Однако в опроснике есть целый ряд недостатков, наиболеесущественный из которых состоит в том, что одни и те же от­веты оказываютсядиагностичными для нескольких шкал. Создатели ММР1 пришли к выводу, что это нескажется на валидности шкал, потому что отдельные шкалы связаны меж­ду собой ине являются однозначными по содержанию.
Некоторые авторы, например, считаютнедостаточным и способ оценки ответов. Ответ, соответствующий ключу,оценивается в один балл, несоответствующий — в ноль бал­лов. Никакая болеедифференцированная система взвеши­вания ответов не использовалась. Безусловно,при таком большом количестве утверждений, какое содержится, это было бычересчур трудоемкой процедурой. От­сутствие же «веса» отдельного утверждения,безусловно, снижает ценность опросника, так как совершенно очевид­нанеравнозначность того или иного симптома в общей кар­тине состояния или всочетании личностных характеристик. Данная проблема принадлежит к числунаиболее трудных и сложных методологических проблем, связанных с примене­ниемличностных опросников.
 «Стандартизированный многофакторныйметод исследо­вания личности — СМИЛ» (модифицированный тест ММР1) разработанЛ.Н. Собчик [250|. Содержит 566 утверждений (сокращенный вариант — 360утверждений, но без дополни­тельных шкал). Тест «СМИЛ» в первую очередь нацеленна изучение личности. Эта методи­ка в большей степени раскрывает канвупсихологически по­нятных переживаний и свойств личности, чем диагностиру­етпсихопатологию. Многолетний опыт изучения автором личностных свойств вразличных профессиональных груп­пах показал, что данные, полученные с помощьюметодики СМИЛ, могут оказать значительную помощь при выявлении устойчивыхпрофессионально важных личностных свойств.
В связи с реадаптацией методики ирасширением сфе­ры ее применения автором модифицированного варианта большинствубазисных шкал методики приданы новые на­звания, соответствующие ихпсихологической сущности:
1-я шкала «невротическогосверхконтроля» — выявляет мотивационную направленность личности; повышенныеданные по шкале свидетельствуют о возможном преуспева­нии человека впрофессиональной деятельности, в которой уместны и необходимы качестваисполнительности, умения подчиняться, аккуратность, умения сдерживать себя; вструктуре невротических расстройств высокие показатели по шкале выявляютипохондрическую симптоматику;
2-я шкала «пессимистичности» —выявляет преоблада­ние пассивной личностной позиции, неудовлетворенности, чтоотражает широкий круг депрессивных симптомов раз­ной этиологии;
3-я шкала «эмоциональной лабильности»— выявляет неус­тойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленныхтенденций, отражает быструю смену и яркость пережива­ний; лица с ведущей 3-йшкалой отличаются преобладанием художественного типа восприятия, известнойдемонстративностью, неустойчивостью самооценки, влечением (тропизмом) к видампрофессиональной деятельности, в которых насыщает­ся потребность в общении, впереживании ярких чувств;
4-я шкала «импульсивности» — выявляетактивную жиз­ненную позицию, высокую поисковую активность, преобла­даниемотивации достижения; характеризует склонность к риску, высокий уровеньпритязаний, отсутствие выражен­ной конформности;
5-я шкала «мужественности—женственности»— выявляет отклонение от типичного для данного пола ролевого поведе­ния иусложнение сексуальной межличностной адаптации; у мужчин — гуманистическуюнаправленность интересов, сен­тиментальность, утонченность вкуса, ранимость ит. п., у жен­щин — мужественность, независимость, стремление к само­стоятельностии т. п.;
6-я шкала «ригидности» — выявляетустойчивость инте­ресов, упорство в отстаивании собственного мнения,сте-ничность установок, активность позиции, практичность, ус­тойчивость к стрессу,изобретательность и рациональность склада ума сочетаются с его недостаточнойгибкостью и трудностями переключения;
7-я шкала «тревожности» — выявляетпреобладание пас­сивно-страдательной позиции, мотивации избегания неус­пеха,чувства ответственности, скромности, повышенной тревожности, ориентированностина мнение группы, ориен­тации на сферу гуманистических интересов, на исполни­тельскийстиль работы вне обширных контактов и т. п.;
8-я шкала «индивидуалистичное™» —выявляет обособ­ленно-созерцательную личностную позицию, аналитичес­кий складмышления, склонность к раздумьям, творческую ориентированность, независимостьвзглядов и т. п.;
9-я шкала «оптимизма и активности»—отражает актив­ность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе,инициативность, переоценку собственных возможностей;
0-я шкала «социальной интроверсии» —выявляет пас­сивность личностной позиции, обращенность интересов в мирвнутренних переживаний, снижение уровня включен­ности в социальную среду.
Кроме базовых шкал имеются триконтрольных: шкала «лжи» (/-) отражает степень искренности обследуемого впроцессе тестирования, шкала «достоверности» (Р) выявляет уровень надежностиполученных данных в зависимости от откровенности обследуемого и готовности ксотрудничеству, шкала «коррекции» (/0 выявляет степень искажения профи­ля подвлиянием закрытости обследуемого. В зависимости от показателей этих шкалпрофиль признается как достовер­ный или недостоверный.
Обследование позволяет психологуполучить так назы­ваемый личностный профиль или графическую запись ре­зультатовна специальном бланке. Необходимо отметить, что умение извлечь из такой записибольшее или меньшее количество информации во многом зависит от знаний и опытапсихолога.
При интерпретации профиля обычноучитывается соот­несенность между собой уровня показателей по отдельным шкалам.Некоторые шкалы взаимно усиливают значение друг друга, другие ослабляют илинивелируют признаки, вы­явленные той или иной шкалой.
Опыт применения СМ ИЛ для целейпсиходиагностики при отборе в летные училища убеждает в том, что это доста­точнообъективный и универсальный прием. Использование этой методики целесообразно, вчастности, в тех случаях, ког­да требуется количественное выражение исопоставление ре­зультатов исследования, изучение большого числа лиц при ог­раниченномлимите времени, установление взаимосвязи конкретных особенностей личности ипсихических состояний с любыми другими характеристиками человека, включая по­казателиего профессиональной эффективности. Кроме того, учет данных по СМИЛ позволяетне допускать к обучению кандидатов с патологическими особенностями личности.
«16-факторный личностный опросникКэттелла — 16-ФЛО». При разработке опросника американский психолог Р. Кэт-теллисходил из представления о том, что ответы на вопро­сы — не интроспективныеданные, а некоторые характеристи­ки поведения, с учетом которых можнопрогнозировать поведение человека в определенных ситуациях. Кэттелл, считая,что наиболее адекватна для описания личности процедура фак­торного анализа,предполагал, что все акты поведения могут быть описаны с помощьюсоответствующего прилагательного. По мнению Кэттелла, прилагательноеанглийского языка позво­ляет описать все аспекты и особенности личности ] 1711.На основании анализа этих прилагательных применительно к ситуациям, к которымони могут относиться, выделены три группы факторов, характеризующих данные очеловеке, полу­чаемые с помощью ответов о самом себе (0 = данные,Оиех1юппа1ге-аа1а), данные наблюдения (Н = данные, ИГе-ааса) и данныеобъективных тестовых исследований (Т= данные,). Для каждой из трех группКеттелл разработал спе­циальные средства измерения, предполагая, что результатыанализа этих разнообразных данных будут согласовываться между собой.

Заключение
Индивидуальность можно рассматриватькак результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностейорганизма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособлениедолжно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшимизатратами.
То, что наблюдая за человеком,воспринимается как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции,формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколькоиндивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходитьсяс темпераментом.
Центральную часть (ядро)индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человекасвойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самомуиндивидуальному стилю деятельности можно выделить две группы:
приобретаемые в опыте и носящиекомпенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойствнервной системы человека;
способствующие максимальномуиспользованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числеполезных свойств нервной системы.
Поэтому все люди отличаются один отдругого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которыеназывают профессионально ценными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику,скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым идальновидным,  чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Если существуетпонятия «профессионально ценные качества человека, то можно составить список,где будут отдельно указаны ценные и неценные качества. Любое качество в одномслучае является профессионально ценным, а в другом будет противодействоватьуспешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенностьработой сосредоточенности в «одиночку» и наоборот, если его работа связана собщением.
Для успешной профессиональной деятельности человека нужно разбираться конкретно, индивидуально потому, что наодной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетанийсвоих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильныестороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. Народнаямудрость гласит: — «всяк мастер на свой лад».
При анализе профессиональнойпригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, чтопрофессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное,систему.

Литература
1.  . Анохин П.К.Биология и нейрофизиология условного рефлек­са. М., 1968.
2.  Асратян ЭА.Рефлекторная теория высшей нервной деятель­ности // Избранные труды. М, 1983.
3.  Бернштейн Н.А. Очеркипо физиологии движений и физиоло­гии активности. М., 1966.
4.  Бехтерева Н.П.Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.
5.  Воронин Л.Г.Физиология высшей нервной деятельности. М., 1979.
6.  ДаниловаН.Н.Психофизиология.- М.: Арес Пресс, 2000- 432с.
7.  Котляр Б.И.Пластичность нервной системы. М., 1986.
8.  Крушинский Л.В.Биологические основы рассудочной деятель­ности. М., 1986.
9.  Кэндел Э.Клеточные основы поведения. М., 1980.
10.  . Небылицын ВД. Основные свойстванервной системы челове­ка. М., 1966.
11.   Павлов И.П. Лекции о работе большихполушарий головного мозга. Л., 1949.
12.   Павлов И. П. Двадцатилетний опытобъективного изучения вы­сшей нервной деятельности (поведения животных). Л.,1938.
13.   Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии. М., 1946.
14.   Соколов Е.Н. Физиология высшейнервной деятельности. Ч. II. М., 1981.
15.   Ухтомский А.А. Учение о доминанте.Собр. соч.: В 6 т. Л., 1950-1952.
16.   Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.,1987.
17.   Чайченко Г.М., Харченко П.Д.Физиология высшей нервной деятельности. Киев, 1981.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.