ВЯТСКИЙСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедрапсихологического консультирования
Контрольнаяработа
подисциплине: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Спецификадеятельности социальных служб по защите безработных
г. Киров 2009г.
Для реализациигосударственной политики в области социальной помощи безработным гражданам и обеспечения им соответствующихгарантий в Российской Федерации в связи с вступлением в силу в 1991 г. Закона«О занятости населения» на базе действующих центров по трудоустройству и переобучениюбыла создана Государственная служба занятости, представителями которой врегионах являются Региональные центры занятости. Именно они являются основныморганом, уполномоченым оказывать социальную поддержку и помощь безработным.
Деятельностьорганов службы занятости в настоящее время осуществляется на основе Приказа №57от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий посодействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан засчет средств федерального бюджета».
Поположениям данного приказа средства направляются, в частности, на:
—мероприятия по профориентации, профподготовке и переподготовке безработных;
—организацию общественных работ;
—выплаты пособий по безработице, компенсацию материальных затрат безработнымсвязи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службызанятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимсяна его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право на пособие побезработице в связи с истечением установленного срока его выплаты;
—мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а такжеспециализированных рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите(инвалиды беженцы и пр.), по развитию предпринимательской деятельностибезработных.
Основныеуслуги оказываемые службой занятости:
а)Материальная помощь. Материальная помощь безработным исходитиз существования различных источников незанятости трудоспособных: потеря работыв результате увольнения с производства, уход с прежнего места работы в поискахнового, отсутствие работы из-за трудностей с трудоустройством впервые илиповторно (после перерыва) поступающих на рынок труда и др.
б)Содействие в трудоустройстве. Социальное страхованиев состоянии лишь несколько облегчать материальное положение безработных,негативные последствия высвобождения рабочей силы с производства, сделав этотпроцесс менее болезненным.
в)Профессиональная подготовка. Междупрофессионально-производственными характеристиками основной части безработных иструктурой спроса существует значительный разрыв. В результате, большинствобезработных, стремящихся трудоустроиться, нуждаются в дополнительной профессиональнойподготовке либо полной переподготовке.
г)Поощрение спроса. Расширение возможностей общественногопроизводства по найму безработных стимулируется государством одновременнонесколькими методами. Прежде всего к ним относится использование классическогометода привлечения безработных к производству через общественные работы: присоздании дорог, мелких ирригационных сооружений, строительстве жилья, школ,больниц, ремонте общественных зданий и т. п., а также при предоставленииоплачиваемых муниципальными властями услуг престарелым и инвалидам, уходе задетьми, оказании помощи в обслуживании больных.
д)Малое предпринимательство. Во многом к аналогичным результатамв области занятости может привести и поощрение государством развития малогопредпринимательства. Общий курс на развитие малого предпринимательствавыполняет не только сугубо экономические, но и социальные задачи. Среди нихсущественное место занимает стимулирование роста занятости.
е)Помощь отдельным группам. К таким группам относятсямолодежь, впервые поступающая на рынок труда, женщины, прежде всего имеющиемалолетних детей, инвалиды, демобилизованные кадровые военные, иммигранты ивынужденные переселенцы и т. п. Все они испытывают особенно большие трудности струдоустройством. Привлечение представителей этих групп к общественномупроизводству осуществляется дифференцированным образом в зависимости от иххарактера, склонностей и возможностей.
ж)Социально-психологическая помощь. Одним из направленийдеятельности службы занятости Российской федерации является оказаниесоциально-психологической помощи людям находящихся в поиске работы. Имоказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.
Основным органомсоциальной защиты безработных в Кирове и области является Управлениегосударственной службы занятости населения Кировской области. Управлениеосуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные емугосударственные учреждения центры занятости населения во взаимодействии стерриториальными органами федеральных органов исполнительной власти, органамиисполнительной власти Кировской области, органами местного самоуправления,общественными объединениями и иными организациями.
Центры занятости являются учреждениями социальной сферы иобеспечивают на территории своего района реализацию гарантированногогосударством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственныхуслуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовоймиграции.
Основными направлениямидеятельности центров занятости являются:
· регистрацияграждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
· содействие гражданамв поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
· информирование оположении на рынке труда;
· организацияярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
· организацияпрофессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности(профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
· оказаниепсихологической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки иповышения квалификации безработных граждан;
· осуществлениесоциальных выплат гражданам в соответствии с законодательством о занятостинаселения;
· организацияпроведения оплачиваемых общественных работ;
· организациявременного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поискеработы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускниковобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования,ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет всвободное от учебы время;
· социальнаяадаптация безработных граждан на рынке труда;
· содействиесамозанятости безработных граждан;
· выдачапредложений для получения работодателями заключений о целесообразностипривлечения и использования иностранных работников;
· содействиегражданам в переселении для работы в другую местность, в том числе сельскую;
· участие вподготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятияпо содействию занятости населения;
· реализацияпрограмм, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения,включая программы содействия занятости граждан, находящихся под рискомувольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
· организацияпроведения специальных мероприятий по профилированию безработных граждан;
· анализ состояниярынка профессиональных образовательных услуг на территории района и участие вего регулировании;
· участие в работепризывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы;
· обобщениепрактики применения законодательства о занятости, трудовой миграции, подготовкапредложений по их совершенствованию;
· формированиепредложений по финансированию мероприятий по содействию занятости населения исоциальной поддержке безработных граждан, содержанию центра занятости;
· организацияприема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращенийграждан;
· выполнениемероприятий по мобилизационной подготовке [11].
В настоящее время вКировской области работают так же 5 мобильных центров занятости, оборудованныхкомпьютерами с соответствующими программами. Мобильные центры занятостипомогают сделать работу службы занятости более эффективной: дойти до глубинки,привлечь жителей на работу в сферы труда, испытывающие дефицит рабочей силы.
Начальник областного управления государственной службызанятости населения Ю. Н. Лаптев отметил: одна из причин безработицы в том, чтолюди в основном боятся менять образ жизни, профессию, место жительства. Задачаслужбы — мотивировать население, особенно молодежь, к более активному поискуработы, приобретению востребованных профессий.
В отчете государственногоцентра занятости по Кировской области за 2008 год мы видим, что в течение года39,3 тыс. чел. были трудоустроены, организованы общественные работы для 6,5тыс. чел., обеспечено временное трудоустройство 16,1 тыс. несовершеннолетних,временное трудоустройство 0,9 тыс. граждан, испытывающих трудности в поискеработы; оказано содействие самозанятости 0,5 тыс. чел., услуги по социальнойадаптации – 4,6 тыс. граждан; организованы 409 ярмарок вакансий, в работекоторых приняли участие 12,5 тыс. чел.; охвачено программой профессиональногообучения 3,8 тыс. чел., профориентационной работой – 18,0 тыс. чел.;организован сбор 106 тыс. вакансий для использования их при трудоустройствеграждан; оказана социальная поддержка безработным гражданам (ежемесячно): поначислению пособия по безработице – 11,6 тыс. безработным; по начислениюстипендии обучающимся – 0,9 тыс. чел.; по выплате досрочных пенсий – 1,2 тыс.чел.
Финансовые затраты нареализацию мероприятий программы содействия занятости в 2008 году составили 126 490,0 тыс. руб., Объем средств,направленных на социальную поддержку безработным, составил 248 млн. руб., изних на выплату пособий по безработице – 182,7 млн. руб.
Рост напряженности нарынке труда в связи с кризисом вызвал необходимость осуществления мониторингапроцесса высвобождения работников с предприятий и на его основе – оперативногореагирования на возникающие проблемы. С этой целью органами местногосамоуправления совместно с органами службы занятости разработаны и реализуютсяпланы совместных действий по организации предувольнительных консультаций напредприятиях, трудоустройству высвобождаемых граждан, их профессиональнойподготовке или переподготовке, досрочному выводу на пенсию, организованы иработают «горячие линии» в центрах занятости населения. Своевременно выявляютсяслучаи несоблюдения работодателями законодательства при осуществлении процедурсокращения работников.
В соответствии сПостановлением Правительства РФ «О предоставлении в 2009 году субсидий из федеральногобюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий,направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ» от31.12.2008 № 1089 разработана областная целевая программа «О реализациидополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынкетруда Кировской области в 2009 году». В ее рамках опережающее обучениеработников, находящихся под угрозой массового высвобождения, временнаязанятость для высвобожденных работников, субсидии в размере годового размерапособия по безработице на организацию предпринимательства или собственного деладля безработных граждан.
В течение 2009 годафинансовый кризис оказывает негативное влияние на развитие экономики изанятость населения. По данным отдела статистики центира занятости г. Кирова впервом полугодии 2009 года ситуация в сфере занятости населения областихарактеризовалась следующими явлениями:
· спадом объемовпроизводства в большинстве отраслей;
· низким спросом нарабочую силу;
· неполнойзанятостью работников на своих рабочих местах;
· продолжающимсявысвобождением персонала (356 предприятий заявили в службу занятости опредстоящем высвобождении 11,1 тыс. своих работников, с начала кризиса числотаких предприятий составило 497, численность работников, предупрежденных овысвобождении, – 15,5 тыс. человек);
· ростомбезработицы и напряженности на рынке труда.
Согласно последнему обследованию общая численностьбезработных в Кировской области составила 68,3 тыс. человек, уровеньбезработицы – 8,7 % экономически-активного населения.
Сложная экономическая ситуация отразилась на состояниирегистрируемого рынка труда. В течение полугодия в органы государственнойслужбы занятости обратилось около 125 тыс. жителей области, но признано изарегистрировано в качестве безработных 32,3 тыс. С начала текущего годачисленность зарегистрированных безработных в сравнении с прошлым годомувеличилась в 2,1 раза.
Под влиянием экономического кризиса резко снизился спрос нарабочую силу, его ущественное падение произошло в организациях обрабатывающихпроизводств (в 2,5 раза), строительства (в 3 раза), транспорта и связи (в 2,2раза), здравоохранения и предоставления социальных услуг (в 2 раза),образования (в 2,3 раза).
Львиную долю составляют вакансии для трудоустройства на временныеработы и по рабочим профессиям. Основная масса вакансий с заработной платойниже величины прожиточного минимума. Доля высокооплачиваемых свободных рабочихмест (с заработной платой выше среднеобластного уровня) составляет всего 6,6 %.
Уменьшение спроса нарабочую силу и рост числа претендентов на свободные рабочие места привели кросту напряженности на рынке труда. Количество претендующих на 1 вакансию,заявленную в службу занятости, возросло. В разрезе профессий самый высокийкоэффициент напряженности наблюдается по профессиям: экономист, бухгалтер,самый низкий – по рекламным агентам, жестянщикам, милиционерам [11].
Все это обусловилосущественное повышение нагрузки на органы службы занятости, требует увеличенияобъемов финансирования мероприятий как пассивной (выплата пособий, досрочнойпенсии), так и активной политики занятости (мероприятия по содействиютрудоустройству ищущих работу граждан, прежде всего по организации общественныхработ, поддержке развития самозанятости и предпринимательства, профобучению иинформированию населения).
В целом благодаряреализации мероприятий по содействию занятости и взаимодействию службызанятости населения с органами государственной власти, местного самоуправления,работодателями и профсоюзами в условиях экономического кризиса в первомполугодии т.г. удалось:
— не допустить массовоеувольнение работников, в том числе на большинстве градообразующих предприятий,сохранить около 10 тыс. рабочих мест, первоначально заявленных работодателями кликвидации;
— поддержать занятость идоходы, в том числе через самозанятость и предпринимательство, 43,2 тыс.граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
— повысить уровеньквалификации 0,9 тыс. работников, находящихся под риском увольнения;
— удержать уровеньрегистрируемой безработицы экономически активного населения, снизитьнапряженность на рынке труда;
— обеспечитьдополнительное поступление налоговых отчислений во все уровни бюджетов исоциальные фонды.
Для целенаправленной искоординированной работе по реализации программы содействия занятости населенияи, прежде всего областной целевой программы по снижению напряженности на рынкетруда необходимо:
1. Постоянно отслеживатьситуацию с занятостью населения, особенно на социально-значимых, системо- иградообразующих предприятиях, оперативно реагировать на неблагоприятноеразвитие событий и не допускать их до конфликтного состояния.
2. За счет работы поинформированию населения и работодателей о возможностях, предоставляемыхПрограммой увеличить численность участников мероприятий Программы поопережающему профессиональному обучению, развитию малого предпринимательства исамозанятости, стажировке выпускников учреждений профессионального образования.
3. Обеспечитьсвоевременную корректировку и непрерывность финансового обеспечения Программы,в том числе на осенне-зимний период 2009 года и начало 2010 года. Обобщать опытее эффективной реализации и распространять его во всех муниципальныхобразованиях области.
4. Осуществлятьпостоянный контроль за ходом реализации Программы, целевым, полным иэффективным использованием выделенных средств, улучшать координациюдеятельности областных органов исполнительной власти, местного самоуправления иработодателей по реализации Программы.
4. Повысить качество всехвидов государственных услуг, предоставляемых службой занятости населению иработодателям.
Список литературы
1. Анализ ситуациина рынке труда России в 2002 – нач. 2003 гг. // «РЭ Вестник», №81, 2003г.
2. Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004.
3. Они многоработают, а их права ущемляют // Стратегия социально-экономического развитиярегиона до 2020 г. / Сообщение пресс-центра Правительства Кировской области. — Киров, 2003
4. Основы социальнойработы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп.- М.:ИНФРА-М, 2003.
5. Прокопов Ф.Эффективная организация услуг службы занятости: современный подход. // Человеки труд, 1999г., №8, с.73-77
6. Рынок труда идеятельность областной службы занятости населения в 1 полугодии 2009 г. //Отчет Управления государственной службы звнятости населения. — Киров, июль2009.
7. Холостова Е. И.Социальная работа: учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2004
8. Четвернина Т.Государственная служба занятости: архаика или живой организм. // Человек итруд, — 2002. -№12, — с.42-46.