содержание введение Государственное Регулирование страховой деятельности на украине лицензирование страховой деятельности заключение литература введение Необходимость обеспечения высокой степени ответственности страховщика за социально-экономические последствия своей деятельности обусловливает формирование общественной потребности в организации государственного страхового надзора. В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика
и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая
интересы страховщиков, населения и экономики в целом. Основная проблема государственного страхового надзора — величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика. Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства. Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область
хозяйственного законодательства и административного надзора: государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики, принятия законов по отдельным видам предпринимательской деятельности, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих споров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего общества обязательные виды страхования. Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в
основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей. 1. Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования, — главная функция органа по страховому надзору. Регистрацию должны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Западная практика обычно требует представления рекомендательного письма от какого-либо известного
лица в финансово-кредитной сфере. Не получив официального признания, страховое общество не может функционировать. Органом страхового надзора акт регистрации оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии. 2. Обеспечение гласности. Каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проспект, содержащий полную правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип гласности проводится через положение законодательных актов о страховой деятельности (публичная
отчетность). Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, орган страхового надзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация или потребовать подтверждения представленных данных аудитором. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы. 3. Поддержание правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки
интересам страхователей, или передать дело в суд. Государственное Регулирование страховой деятельности на украине Первой попыткой на законодательном уровне регламентировать предпринимательскую страховую деятельность и страховые отношения в Украине был Декрет Кабинета Министров Украины "О страховании" от 10 мая 1993 г. № 47-93.
Его разработчики пошли по пути, предложенному Законом Российской Федерации "О страховании". При этом были объединены правовые нормы, регламентирующие предпринимательскую страховую деятельность с гражданско-правовыми нормами, регулирующими страховые отношения. Следует отметить, что в тексте Декрета Кабинета Министров Украины "О страховании" противоречий и недоработок больше, чем в одноименном
Законе Российской Федерации. Тем не менее, данный нормативный акт оказал большое влияние на страховой рынок услуг в Украине (в большей степени за счет учреждения Комитета по делам надзора за страховой деятельностью в Украине). Укрстрахнадзор создан в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины и Национального Банка Украины от 17 сентября 1993 г. № 743.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 марта 1994 г. № 166 утверждено Положение об этом Комитете, которым определены его цели, задачи и компетенция. На рубеже 1994-1995 гг. в Украине наблюдался кризис страхового рынка, который выразился в неплатежеспособности многих страховых компаний, невыполнении ими обязательств перед страхователями. Сегодня в Украине в большинстве случаев страховой полис (страховое свидетельство) не рассматривается
как гарантия защиты личных и имущественных интересов от непредсказуемых случайностей. Злоупотребления при осуществлении предпринимательской страховой деятельности со стороны, как страховщиков, так и страхователей, особенно при страховании финансовых рисков (в частности непогашения кредитов), нанесли непоправимый ущерб деловой репутации страховщиков и страхового дела в целом. Причины такого явления следующие: неэффективный надзор со стороны государства за страховой деятельностью;
отсутствие нормативных актов, регулирующих страховую деятельность, и опыта страховых отношений в сфере частно - правового негосударственного страхования как со стороны субъектов страховых отношений, так и со стороны государства. Необходимо также учитывать, что Декретом Кабинета Министров Украины "О страховании" (ст. 2) был введен запрет на осуществление предпринимательской страховой деятельности на территории
Украины иностранными страховщиками. Между тем, именно они обладают опытом и культурой предоставления высококачественных страховых услуг, а также многолетней практикой технологии осуществления страховой деятельности. Иностранным страховым посредникам было отказано также в осуществлении посреднической деятельности в Украине. Мотивировкой таких нецивилизованных запретов послужило стремление предоставить возможность отечественным страховщикам "стать на ноги".
На самом же деле это лишь устранило необходимую для частного предпринимательства конкуренцию, что лишило страхователей права совершить цивилизованный выбор. Таким образом, сегодня платежеспособных страховых организаций, предоставляющих высококачественные страховые услуги на уровне мировых стандартов в Украине нет. Запрет на осуществление предпринимательской страховой деятельности иностранными страховщиками тогда
привел к таким негативным последствиям: в Украину не поступили современные страховые технологии; потенциальные страхователи не доверяют отечественным страховщикам, что снижает спрос их на страховые услуги; за несколько лет осуществления предпринимательской страховой деятельности не сложилась система личного страхования; монополизирован страховой рынок в некоторых отраслях. В целом это можно было определить как несложившуюся финансовую систему распределения и перераспределения
рисков в государственном масштабе. В ст. 2 Декрета Кабинета Министров Украины "О страховании" законодатель определил исключительный перечень организационно-правовых форм, посредством которых возможно осуществление предпринимательской страховой деятельности. Указанная норма сохранена без изменений в ст. 2 Закона Украины "О страховании". Особое внимание следует обратить на то, что были выбраны
такие формы, которые предполагают ответственность учредителей по обязательствам компании полностью или в долях, пропорционально взносам в уставный фонд, личным имуществом (за исключением акционерного общества). Критерий, которым воспользовался законодатель при определении организационно-правовых форм, выбран не совсем точно. Во всяком случае, такой подход на практике себя никак не оправдал. Финансовому учреждению, каковым является страховая компания, необходимо согласование действий многих
учредителей с целью объединения денежных средств для нормального функционирования страховой компании и обеспечения страховых обязательств. Это нашло подтверждение в ст. 29 Закона Украины "О страховании" в повышенных по сравнению с положениями Декрета Кабинета Министров Украины "О страховании" требованиях к минимальному размеру уставного фонда страховой компании: 100 000 экю — для страховых компаний, участниками которых являются украинские
физические и юридические лица и соответственно 500 000 экю — для страховых компаний, если среди участников имеются иностранные физические пли юридические лица. Такие организационно-правовые формы, как коммандитное товарищество, товарищество с дополнительной ответственностью и полное товарищество, по своей правовой природе предполагают объединение небольшого числа участников и их капиталов для осуществления совместной предпринимательской деятельности.
Единственной организационно-правовой формой, имеющей неоспоримые преимущества для осуществления предпринимательской страховой деятельности, является акционерное общество. Это преимущество состоит в способе формирования уставного фонда путем выпуска акций. Закон Украины "О страховании" (ч. 3 ст. 2) предусматривает ограничение на участие иностранного физического или юридического лица в уставном фонде страховой компании в размере, не превышающем 49
% уставного фонда. Ч. 4 ст. 2 предусматривает ограничение в размере 20 % от собственного уставного фонда, которые страховая компания имеет право инвестировать в уставные фонды других страховых компаний. При этом каждая такая инвестиция, осуществляемая в виде взноса (доли) в уставный фонд, не может превышать 5 % уставного фонда инвестируемой страховой компании. Перечисленные инвестиционные ограничения, как с юридической, так и с практической точки зрения, выглядят
не более чем иллюзия, поскольку существует множество абсолютно легитимных способов обойти их. Мировой опыт и многолетняя практика в области страхования высокоразвитых государств Европы и Северной Америки подсказывают иные пути решения этой проблемы: жесткое законодательное регулирование инвестиционной деятельности страховых компаний, вплоть до прямых предписаний, — в каком размере и в какие источники должны быть инвестированы находящиеся в распоряжении страховой компании денежные средства.
Основным звеном системы государственного страхования являются региональные управления государственного страхования и инспекции, которые входят в "НАСК Оранта". При инспекции положено проведение большинства видов добровольного и обязательного страхования: заключение договоров, оценка имущества, определение и выплата страховых сумм (в пределах лимитов). Работу по личному и имущественному страхованию среди населения непосредственно проводят внештатные
агенты государственного страхования. Им предоставлено право от имени органов государственного страхования заключать с гражданами договоры страхования и выдавать страховые свидетельства и квитанции установленного образца за своей подписью и печаткой инспекции. Указанную работу страховой агент должен проводить на определенном участке, с оплатой его труда на комиссионных основах. Органы государственного страхования организуют работу инспекций, непосредственно проводят некоторые
виды страхования, рассчитывают и утверждают крупные суммы выплат страхового возмещения, проводят ревизии подчиненных подразделений, контролируют использование средств на проведение мероприятий по предупреждению гибели, повреждение застрахованного имущества, и тому подобное. Характерным признаком государственного страхования является участие в нем многих государственных и общественных организаций. Она реализуется при разработке условий страхования, учете и оценке имущества
и проведении обязательного страхования, заключении договоров добровольного имущественного и личного страхования, определении причин возникновения материального убытка, обстоятельств, связанных со страховыми случаями, которые уже произошли. Учитывая, что при проведении имущественного и личного страхования приходится решать вопросы, которые требуют специальных знаний, к работе страховых органов привлекаются специалисты-эксперты соответствующих профессий. Государственное страхование направлено на обеспечение формирования
и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание в Украине необходимых условий для деятельности страховиков различных организационно-правовых форм, защиты интересов страхователей. Государственное регулирование этих процессов должно содействовать усилению роли на страховом рынке обществ, которые имеют крепкую финансовую и правовую основу, и вместе с тем не допускать на него спекулятивные или фиктивные компании, которые могут нанести ущерб, как страховому
делу, так и страхователям. Важную роль в системе мероприятий государственного регулирования страхования играет регистрация страховых организаций, выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования, осуществления контроля за деятельностью всех страховых обществ (компаний) и их объединений. Согласно Декрету "О страховании", государственный надзор за страховой деятельностью в Украине осуществляется с целью соблюдения требования законодательства
Украины о страховании, эффективном развитии страховых услуг, предотвращении неплатежеспособности страховиков и защиты интересов страхователей. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Украины осуществляется Комитетом по делам надзора за страховой деятельностью, которая действует в соответствии с Положением, утвержденным Кабинетом Министров Украины. Основными функциями указанного Комитета являются: 1) ведение единого государственного реестра страховиков
(перестрахователей); 2) выдача лицензий на проведение страховой деятельности; 3) контроль за платежеспособностью страховиков относительно выполнения других страховых обязательств перед страхователями; 4) установление правил формирования, размещения и учета страховых резервов; 5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности; 6) обобщение практики страховой деятельности, разработка и предоставление в установленном порядке предложений
относительно развития и совершенствования законодательства Украины о страховой деятельности; 7) участие в осуществлении мер относительно повышения квалификации кадров для страховой деятельности. Законодательством установлены такие права Комитета по делам надзора за страховой деятельностью: 1) в границах своей компетенции получать от страховиков установленную отчетность о страховой деятельности
и информации об их финансовом состоянии, а также информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков и граждан, необходимую для выполнения возложенных на него функций; 2) проводить проверку относительно правильности применения страховиками законодательства Украины о страховой деятельности и достоверности их отчетности; 3) при выявлении нарушений страховиками требований законодательства о страховой деятельности давать
им предложения относительно их устранения, а в случае невыполнения предложений останавливать или ограничивать действие лицензий этих страховиков к ликвидации обнаруженных нарушений или принимать решение об отозвании лицензий; 4) обращаться в арбитражного суда с иском об отмене государственной регистрации страховика в случаях, предусмотренных законодательством. Комитет по делам надзора за страховой деятельностью выдает страховикам лицензии на проведение конкретных видов страхования и перестраховывания.
Для получения лицензии страховик представляет Комитету заявление, к которому прилагаются: копии учредительных документов и копии свидетельства о регистрации; справки банков или других кредитных учреждений, которые подтверждают наличие и размеры оплаченного уставного фонда; экономическое обоснование запланированной страховой (перестраховой) деятельности; информация об участниках страховщика, председателе исполнительного органа и его заместителей. лицензирование страховой деятельности
Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность, на территории Украины, носит обязательный характер и осуществляется Комитетом по делам надзора за страховой деятельностью в Украине (Укрстрахнадзором). На Укрстрахнадзор также возложены задачи разработки соответствующих методических и нормативных документов, обобщения практики применения страхового законодательства, разработки предложений
по его применению, защиты интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам. Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала. Для получения лицензии страховщик, прошедший регистрацию, должен представить следующие документы: программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную
ответственность по индивидуальному, риску, условия обеспечения платежеспособности; правила или условия страхования по видам операций; справки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов; статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов. Комитет по делам надзора за страховой деятельностью обязан выдать лицензию в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение
того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа. В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Укрстрахнадзор может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Укрстрахнадзор руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным
привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор. Комитет по делам надзора за страховой деятельностью имеет право: 1) в пределах своей компетенции получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информацию об их финансовом состоянии, а также информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков и граждан, необходимую для выполнения возложенных на него функций;
2) проводить не чаще одного раза в год проверку на предмет соблюдения страховщиками законодательства Украины о страховой деятельности и достоверности их отчетности по показателям, характеризующим выполнение договоров страхования, назначать проведение за счет страховщика дополнительной обязательной аудиторской проверки с определением аудитора; 3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства Украины о страховой деятельности выдавать им предписание об их устранении, а в случае невыполнения предписаний
останавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений или принимать решения об отзыве лицензий и исключении из государственного реестра страховщиков (перестраховщиков). Споры об отзыве лицензии рассматривает суд или арбитражный суд. Возобновление действия лицензии после ее отзыва осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины "О страховании"; 4) обращаться в арбитражный суд с иском об отмене государственной
регистрации страховщика как субъекта предпринимательской деятельности в случаях, предусмотренных ст. 8 Закона Украины "О предпринимательстве". заключение В действующем законодательстве Украины о страховой деятельности содержатся минимальные требования к существу страховых услуг. При сложности страховых взаимоотношений это может приводить к ущемлению страховыми компаниями интересов страхователей. Практика свидетельствует, что выполнению страховой компанией обязательств
по выплате страхового возмещения, как правило, предшествует судебный процесс или утомительное хождение по кабинетам должностных лиц, которые, в свою очередь, используя самые разные уловки, пытаются отказать в выплате страхового возмещения. Страхование осуществляется с целью защиты имущественных интересов страхователя и за его счет, однако наступление страхового случая и в последующем — обязательство по выплате страхового возмещения страховая компания рассматривает как посягательство на ее имущественные интересы.
Для защиты интересов страхователя целесообразно установить правило, при котором размер (сумма) выплачиваемого страхового возмещения по договору страхования в силу судебного решения увеличивается на сумму судебных издержек (расходов по процессу), как-то: возмещение уплаченной госпошлины и затрат, по оплате труда юристов и пр. В любом случае система страхования не будет эффективно функционировать, если сохранится сложившееся неравенство между субъектами страховых отношений.
На законодательном уровне не нашла отражения концепция комплексного подхода к развитию страхового законодательства. Так, страховые компании не выделены в отдельный вид субъектов предпринимательской деятельности в действующем законодательстве, прежде всего налоговом. В свою очередь, особенности страховой деятельности требуют отдельной регламентации взаимоотношений государства и страховой компании относительно определения размеров и порядка уплаты налогов.
Специфика страховых отношений требует отдельного подхода при налогообложении — исходя из того, что страхование по своей правовой природе не может служить источником дохода для страхователя (с исключениями в виде накопительного страхования, когда одним из условий страхования является начисление процентов на вносимые страховые платежи, и по окончании действия договора страхования — выплата страховой суммы с начисленными процентами), и в то же время является источником дохода для страховой компании.
Внесенные страхователем страховые взносы (платежи) независимо от вида страхования должны быть исключены из налогооблагаемого дохода за счет снижения подоходного налога для физических лиц, и отнесения на себестоимость произведенных товаров, работ и услуг — для юридических. При подготовке страхового законодательства целесообразно комплексно подходить к проблеме правового регулирования страховой деятельности, увязывая в логичной последовательности нормативные акты, регулирующие
предпринимательскую страховую деятельность с нормативными актами, регулирующими страховые отношения и налогообложение страховых компаний и страхователей. Цели, которыми законодатель руководствовался при принятии действующего законодательства о страховании и перестраховании, не должны ограничиваться урегулированием сложившихся страховых отношений. Приоритетом в развитии страхового законодательства должно быть создание такой правовой системы нормативных
актов, при которой осуществление страховой деятельности, обеспечивая интересы субъектов страховых правоотношений, обеспечивало бы также развитие и нормальное функционирование национальной финансовой системы распределения и перераспределения рисков. литература 1.Научно-практический журнал "Предпринимательство, хозяйство и право" 1997г. №5. 2.Український інвестиційний журнал "Welcome", 1999г №6-7 (48-49).
3.Шелохов К.В Бігдаш В.Д. "Страхування". Навчальний посібник. МАУП – 1998р. 4.Заруба О.Д. "Основи страхування". Посібник. 1995р. УФІМБ. 5.Науково – практичний журнал "Бухгалтерський облік і аудит" №7, 98.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |