Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Ключевые слова в повести Пелевина "Жёлтая стрела"

МосковскийГосударственный Университет им. М. В. Ломоносова
факультетжурналистики
кафедрарусского языка и стилистики
Курсоваяработа
КЛЮЧЕВЫЕСЛОВА В ПОВЕСТИ ПЕЛЕВИНА «ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА»
студентки в/о 204 группы
Басиной Марии Викторовны
Преподаватель
Гаврилова Евгения Николаевна
Москва, 2004год
СодержаниеВступлениеСюжет и основные моменты в повести«Жёлтая стрела»Ключевые слова и словосочетания вповести «Жёлтая стрела»
Анализ ключевых слов в повести
Заключение
Приложение. Словосочетания и предложения, в которыхприсутствуют ключевые слова или дается ссылка на них
Вступление
Ключевые слова – этослова, на которых строится произведение. Задача данной работы – показать, что,анализируя ключевые слова в произведении, можно полнее понять его идейноесодержание. Разобраться в том, какие слова являются ключевыми, помогаетназвание произведения, обозначающее его тему. В данной работе рассматриваетсяповесть Виктора Пелевина «Жёлтая стрела», она интересна своейнеоднозначностью и глубиной. Повесть о жизни, о том, что можно открыть себялишь выйдя за пределы обычного, того, что принято считать аксиомой: можно«сойти с поезда, на котором ты едешь». Основная идея автора скрыта вмногочисленных метафорах и аллюзиях, которые, трансформируясь, повторяются напротяжении всей повести. Благодаря анализу языка автора удалось проследитьнекоторые цепочки метафор, раскрывающие смысл произведения. Подробно об этом восновной части работы.
Ещё одной задачей данногоисследования является попытка опровергнуть бытующее мнение, что критикиоценивают литературные произведения с чисто субъективной точки зрения, выдвигаянеобоснованные предположения. На самом деле анализ языка действительно помогаетнайти скрытые пружины в произведении и увидеть, как развивается мысль автора.
Сюжет и основные моменты вповести «Жёлтая стрела»
Поезд, идущий в никуда и в никогда, — место действия повести«Жёлтая стрела». Этот поезд — единственное живое пространство, вкотором существуют её персонажи.
Главный герой повести, Андрей, мечтает сойти с поезда живым.Однако все знают, что «Жёлтая стрела» никогда не останавливается.Помогает ему в этом Хан, вселяя надежду, что с поезда действительно можно сойтии что были люди, которые смогли это сделать.
Начинается произведение с обычного утра. Андрея будятразговоры в туалетной очереди и музыка, звучащая по радио, которую, казалосьАндрею, «переливали в эфир из какой-то огромной общепитовскойкастрюли».
Андрей умылся и пошёл в вагон-ресторан, где солнечные лучи,падающие на грязную скатерть, навели его на философские размышления о жизни.После завтрака, Андрей направился к Хану, к которому «имелось какое-тосмутное дело». Андрей говорит Хану, что он себя очень странно чувствовал,«словно есть разница, в каком вагоне ехать. Словно у всего происходящегопоявилось бы больше смысла, если бы скатерть в ресторане была чистой».Однако это лишь иллюзия, чистая скатерть или нет, поезд всё равно едет вникуда, к своей гибели – будешь ты богат или беден, всё равно не удастсяизбежать смерти. Люди, едущие в «Жёлтой стреле», — это мы, живущие вмире. Хан отвечает Андрею: «Ты просто на время стал пассажиром».Пассажирами Хан называет тех людей, которые не могут и не хотят выйти за рамкипринятого, которым «никогда не придёт в голову, что с этого поезда можносойти. Для них ничего, кроме поезда, просто нет». «Для нас тоже нетничего, кроме поезда», – мрачно отвечает Андрей. «А есть личто-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то,что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда можно сойти.В этом вся разница. Но если ты попытаешься объяснить эту разницу кому-нибудь изпассажиров, тебя вряд ли поймут». Хан заставляет Андрея вспомнить, чтотакое жёлтая стрела. Андрей долго не мог вспомнить, что «Жёлтаястрела» — это поезд, который идёт к разрушенному мосту.
В вагоне, где живёт Андрей, умер Соскин (персонаж, неупоминавшийся ранее и о котором ничего не говорится, кроме того, что он умер).Андрей видит, как умершего выбрасывают из окна и, по традиции, выкидывают вследза ним подушку и полотенце.
В вагоне-ресторане Андрей встречает своего школьногоприятеля, Гришу Струпина, который занимается нелегальным бизнесом: воруеталюминий, из которого сделаны чайные ложки, и латунь, которую используют вподстаканниках. После непродолжительной беседы с Гришей и его партнёром побизнесу Иваном, Андрей прощается и уходит.
Хан показывает Андрею письмо от тех, кто сумел сойти споезда. Андрей говорит себе, что хочет сойти с поезда живым.
Андрей читает статью из газеты «Путь» о том, какзвучат колёса в разных странах мира. В России колёса стучат —«там-там».
В соседнем вагоне умер Бадасов (ещё один персонаж, о которомизвестно только то, что он умер). Андрей слышит разговор матери с девочкой,которая спрашивает, что находится за окном. Мать говорит, что там живут боги и духи,а люди, если и есть, то едут в поезде.
В купе Пётр Сергеевич, сосед Андрея, ругает бандитов. Вдругстучит Гриша, Андрей открывает и видит, что лицо Гриши в крови, а пиджакиспачкан: на Гришу напали в переходе между вагонами, обокрали и избили. Между Гришейи Петром Сергеевичем завязывается разговор о том, из чего сделаны замки надверях. Пётр Сергеевич соглашается сотрудничать с Гришей.
Наступило новое утро. Как всегда, Андрея разбудило радио.Пётр Сергеевич спал всю ночь в костюме, чтобы не опоздать на встречу с Гришей,и, как только проснулся, вскочил и, торопливо причесавшись, выскочил в коридор.По радио вкрадчивый и гнусавый голос рассказывал о новом фильме Куросавы«Додеска-дзэн» о сумасшедшем, вообразившем себя водителем невидимогопоезда, бегающем взад-вперёд по коридору и кричащему «Додеска-дзэн!»(что является японской имитацией стука колёс). Куросава стремится показать, чтокаждый из нормальных героев тоже, в сущности, едет по реальному вагону в своёмсобственном маленьком иллюзорном поезде.
Андрей входит в туалет и запирает его, втиснув клин междудверью и рычагом замка; забирается на крышу вагона. Через пять минут появляетсяХан. Он говорил Андрею, что подниматься на крышу не только бесполезно, но ивредно, потому что там ты только дальше от возможности по-настоящему покинутьпоезд. Но они продолжали лазить на крышу просто для того, «чтобы хоть навремя покинуть осточертевшее пространство всеобщей жизни и смерти». Накрыше они встречают старика, курящего трубку, компанию в рясах, которые с техпор, как их помнит Андрей, сидят в кружке и изучают непонятную геометрическуюфигуру, компанию из четырёх человек, играющих никому не слышную из-за стукаколёс музыку. Потом Андрей заметил странного человека с широкой соломеннойшляпой. Вдруг человек оттолкнулся от крыши вагона и прыгнул в озеро. Черезнесколько секунд он вынырнул из воды и поплыл к берегу. Хан восхищённо покачалголовой, все с изумлением смотрели туда, где исчез незнакомец.
Андрей разговаривает с Антоном (до этого в повести это имя неупоминалось), который расписывает пивные банки. Андрей читает ему отрывки из«Путеводителя по железным дорогам Индии», где автор осуждаетпассажиров и верит, что поезд когда-нибудь остановится. Антону не нравится«Путеводитель», и Андрей удивлённо спрашивает, почему, ведь на пивныхбанках Антон старательно выводит «Остановите, вагоновожатый, остановитесейчас вагон». Антон объясняет, что он не смешивает жизнь и творчество,что вагоны он останавливает только на пивных банках, потому что думает о своёмребёнке, который будет ехать дальше в этом поезде. Андрей спрашивает у Антона,не слышит ли тот что-нибудь (подразумевая стук колёс), и Антон отвечаетотрицательно.
Андрей ищет Хана и не находит его. Незнакомая женщина,которую переселили в купе, где раньше жил Хан, передаёт ему письмо.
Пётр Сергеевич был пьян и весел, он стал сотрудничать сГришей. Рядом были развёрнуты чертежи и синьки, на одной из которых Андрейзаметил сильно увеличенную ручку дверного замка. Андрей спрашивает ПетраСергеевича, не задумывался ли тот когда-нибудь о том, куда они едут. ПётрСергеевич предложил ему выпить и посоветовал не забивать голову всякой ерундой.
Наступил новый день. Когда Андрей проснулся, Петра Сергеевичав купе уже не было. Андрей сел на стол и стал смотреть в окно. В несколькихметрах за окном неслась бесконечная стена деревьев. Он видел пивные бутылки,следы недавних похорон (полотенца, подушки, одеяла и наволочки),полуразложившиеся трупы, черепа, презервативы и прочее. В конце дня Андрейнаконец распечатал письмо Хана. В нём говорилось о том, что нужен ключ, которыйнаходится у Андрея в руках, но только как он его найдёт и кому предъявит?Андрей перечитал письмо, лёг на диван, погасил лампочку и повернулся к стене.Во сне он ещё раз перечитал письмо и заметил постскриптум, которого раньше незаметил: «Всё дело в том, что мы постоянно отправляемся в путешествие,которое закончилось за секунду до того, как мы успели выехать». Андрейпроснулся, перечитал письмо — постскриптума не было. Вдруг он заметил, что вокругстоит оглушительная тишина. Колёса больше не стучали. Андрей вышел в коридор иувидел проводника со стаканом чая в руке — внутри стакана неподвижно виселкусок рафинада, над которым поднималась цепь таких же неподвижных пузырьков.Андрей сунул руку в боковой карман кителя проводника и вынул оттуда ключ. Кактолько Андрей спрыгнул на насыпь, поезд тронулся и стал медленно набирать ход.Громыхание колёс постепенно стихло, и Андрей впервые в жизни услышал шум ветраи звук собственных шагов.
Ключевые слова исловосочетания в повести «Жёлтая стрела»
Ключевые слованеоднократно повторяются и связаны с основной идеей произведения, они создаютобразы-символы. В рассказе «Желтая стрела» удалось найти следующиеключевые слова:
1. жёлтый
2. жёлтая стрела
3. поезд
4. пассажиры
5. стук колёс
6. остановка поезда,сойти с поезда
Эти слова и словосочетания обретают в «Жёлтойстреле» свой особый смысл, они несут на себе не только смысловую, но иэмоциональную нагрузку. Некоторые вещи можно понять только потому, что другимисловами даётся отсылка к какому-то ключевому слову. Например, фразу«тишина была похожа на пшёнку» можно понять, только если знаешь, чтопшёнка жёлтая, а жёлтый цвет в произведении символизирует своего рода прозрениеили просветление.
Таким образом, Пелевин говорит о тишине как о просветлении,что подтверждается тем, что главный герой лишь в настоящей тишине, свободной отстука колёс, смог услышать «тихий звук СОБСТВЕННЫХ шагов», то естьуслышать себя. Всё произведение посвящено поиску самого себя, на это косвенно указываети то, что фраза «тишина была похожа на пшёнку» звучит в началепроизведения, а «тихий звук собственных шагов» Андрей (главный герой)слышит в конце рассказа, именно этими словами Пелевин завершает «Жёлтуюстрелу».
Анализ ключевых слов и словосочетанийв повестиЖЁЛТЫЙ
Жёлтый цвет у Пелевина имеет три основных значения:
1. Жёлтый цветсимволизирует прозрение или просветление, он помогает увидеть вещи поднеобычным углом.
— Солнечные лучипревращают напёрсточника в жреца забытой религии: «Косые жёлтые лучииногда касались приподнимающейся лысины напёрсточника, клочковатые остаткиседых волос на его голове на миг превращались в сияющий нимб, и его манипуляциинад листом картона начинали казаться священнодействием какой-то забытойрелигии».
— Пшёнку (как известно,жёлтого цвета) и «растаявший кусок масла, похожий на маленькоесолнце» Пелевин сравнивает с тем единственным, что позволит Андреюуслышать шум ветра и собственные шаги: «Тишина была похожа напшёнку».
— На человеке, которыйсумел сойти с поезда, была жёлтая соломенная шляпа: "…человек с соломеннойшляпой на шнурке сильно оттолкнулся от крыши, оторвался от вагона и перелетелнад ограждением моста".
2. Жёлтый может бытьиллюзией, подделкой под настоящее.
— Автор«Путеводителя», который мечтает выйти из поезда, говорит, что:«я … никогда не смогу принять этот грохочущий на стыках рельсов жёлтыйкатафалк за что-то другое». То есть жёлтый цвет, цвет солнца и жизни, необманывает автора. «Жёлтая стрела» лишь покрыта жёлтой краской, сампоезд сделан из железа и едет в никуда.
— Люди, стремящиесяпокинуть «пространство всеобщей жизни и смерти», забираются на крышувагона, примечательно, что они оказываются «на ребристой и непривычноширокой крыше вагона, покрытой облупившейся жёлтой краской». То есть накрыше иллюзорность «жёлтости» поезда становится более очевидной.
— Животных тоже необманывает цвет, в который выкрашена «Жёлтая стрела»: «зверипокрупнее боялись подходить к грохочущей жёлтой стене».
3. В одном из ключевыхмоментов повести жёлтый является символом быстротечности, тщеты жизни.
—Хан показывает Андреюнадпись на стене, которую оставили те, кто сумел сойти с поезда, начинаетсянадпись со следующих слов:
ТОТ, КТО ОТБРОСИЛ МИР,
СРАВНИЛ ЕГО С ЖЁЛТОЙПЫЛЬЮ
Очевидно, что под жёлтойпылью подразумевается что-то эфемерное, скорее всего, это песок, который оченьчасто используется для того, чтобы подчеркнуть быстротечность жизни: песочныечасы наполнены жёлтой пылью, она стремительно движется вниз, из песканевозможно построить что-то долговечное, он рассыпается и течёт.ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА
Жёлтые стрелы – это лучи солнца, и «Жёлтая стрела»— это поезд, на котором едут все персонажи повести. В обоих случаях жёлтыестрелы символизируют человека.
1. Главный герой думает, что для лучей огромная трагедияпронестись через космос только для того, чтобы угаснуть на «отвратительныхостанках вчерашнего супа», он сравнивает жёлтые стрелы с людьми: «Аведь вполне могло быть, что эти косо падающие из окна жёлтые стрелы обладалисознанием, надеждой на лучшее и пониманием беспочвенности этой надежды – тоесть, как и человек, имели в своём распоряжении все необходимые для страданияингредиенты. „Может быть, я и сам кажусь кому-то такой же точно жёлтойстрелой, упавшей на скатерть. А жизнь – это просто грязное стекло, сквозькоторое я лечу…“».
2. Никто не знает, зачем рождаются люди и зачем умирают, ктосоздал человека и с какой целью: «Андрей отошёл на несколько метров всторону и посмотрел на „Жёлтую стрелу“. Со стороны она действительнопоходила на сияющую электрическими огнями стрелу, пущенную неизвестно кемнеизвестно куда».
3. В одном случае жёлтая стрела не символизирует человека илиего судьбу, в том самом месте, где жёлтый означает тщету и быстротечность,жёлтая стрела тоже меняет своё значение. Окончание надписи на стене:
ВЕСЬ ЭТОТ МИР – ПОПАВШАЯВ ТЕБЯ ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА
ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА, ПОЕЗД, НАКОТОРОМ ТЫ ЕДЕШЬ
К РАЗРУШЕННОМУ МОСТУ
Что этим отрывком хотел сказать автор? Возможно, он имел ввиду, что весь этот мир – захватившая тебя иллюзия. Тогда получается, что в этомотрывке жёлтая стрела несёт на себе значение иллюзорности, призрачности. Этотмир – иллюзия, и поезд, на котором ты едешь к разрушенному мосту – тоже всеголишь иллюзия. И, раз поезд всего лишь иллюзия, то можно с него сойти1.
ПОЕЗД
1. Поезд – это окружающий мир.
— Хан говорит Андрею, что обычным людям, пассажирам, неприходит в голову, что можно жить по-другому, что можно вырваться из привычногомира: «Им никогда не придёт в голову, что с этого поезда можно сойти. Дляних ничего, кроме поезда, просто нет».
— Андрей говорит, что дляних тоже нет ничего, кроме поезда. Хан отвечает, что это не важно: «А естьли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важното, что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поездадействительно можно сойти. В этом вся разница. Но если ты попытаешься объяснитьэту разницу кому-нибудь из пассажиров, тебя вряд ли поймут».
— Хан добавляет, чтосамое сложное – это жить в этом мире, но не быть его заложником: «Ехать впоезде и не быть его пассажиром».
— Андрея мучает тот жевопрос, что и всех философов, – откуда этот мир, как он появился: «откудамы едем? Откуда идёт этот поезд?» Хан отвечает, что ему не особоинтересно, откуда он едет, гораздо интереснее – это как с него сойти. Онпредлагает Андрею задать его вопрос проводникам, однако Андрей с безнадёжностьюотвечает: «Да, они объяснят, это точно».
2. Поезд несёт негативнуюконнотацию.
— «оглушительнаяжёлтая стена»
— «осточертевшеепространство всеобщей жизни и смерти»
— «жёлтыйкатафалк»
ПАССАЖИРЫ
Пассажиры – это обычные люди, которые не задумываются надтем, зачем они живут и есть ли что-то ещё, кроме их привычного мира.
— Ни один обыватель никогда нерассматривает себя в качестве обывателя. Когда Андрей сказал Хану, что он тожепассажир, Хан возразил ему: «Нормальный пассажир никогда не рассматриваетсебя в качестве пассажира. Поэтому, если ты это знаешь, ты уже не пассажир. Имникогда не придёт в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них ничего,кроме поезда, просто нет».
— Люди не думают о том, что воспринимаемый ими мир лишь частьчего-то неизмеримо большего: «они не понимают даже того, что едут впоезде».
— Андрей с удивлением спрашивает Хана о том, как пассажирымогут не понимать, что они едут в поезде. Хан отвечает: «Но ведь они иправда этого не понимают. Как они могут понять то, что и так отлично знают? Онидаже стук колёс перестали слышать».
— Люди верят в Бога, чтобы не сойти с ума от бессмысленностипроживаемой жизни, чтобы забыть о том, что двигаются лишь к смерти. В«Путеводителе» об этом сказано следующим образом: «Им всёизвестно про эту жизнь, но они идут дальше по коридору, из сортира в купе и изтамбура в ресторан, понемногу превращая сегодня в очередное вчера, и думают,что есть такой Бог, который их за это вознаградит или накажет».
— В «Путеводителе» Андрейпрочитал в том числе и следующее: «Я просто вижу жизнь такой, как онаесть, трезво и точно, и никогда не смогу принять этот грохочущий на стыкахрельсов жёлтый катафалк за что-то другое. Мне нравится Индия, и поэтому сейчася еду по Индии. А они просто сумасшедшие, пассажиры сумасшедшего поезда, и вовсём, что они говорят, я слышу только стук колёс. И оттого, что их много, а япочти один, не меняется ничего…»
В заключение рассмотрим эпизод, которыйявляется важным для понимания мира пассажиров. Девочка (Д.) и её мать (М.)стоят у окна:
Д.: Мама, а что там?
М.: Где там?
Д.: Там, – сказаладевочка и ткнула кулаком в окно.
М.: Там-там.
Д.: А кто там живёт?
М.: Там животные.
Д.: А ещё кто там?
М.: Ещё там боги и духи,но их там никто не видел.
Д.: А люди там не живут?
М.: Нет, люди там неживут. Люди там едут в поезде.
Д.: А где лучше, в поездеили там?
М.: Не знаю, там я небыла
Д.: Я хочу туда, –сказала девочка и постучала пальцем по стеклу окна.
М.: Подожди, – горьковздохнула мать, – ещё попадёшь.
Мать, пассажирка, знает,что туда попадают только после смерти. Она отвечает на вопросы дочери так, как,наверное, её мать отвечала ей. Девочка, ещё не успевшая стать пассажиркой,хочет «туда», её манит неизвестность. Ограниченность мира материсквозит во фразе «люди там едут в поезде», т. е. она не может себедаже представить существование, отличное от её жизни и жизни окружающих еёлюдей. Поэтому люди у неё не живут, а едут в поезде.
Мать, заметив, что Андрейсмотрит на девочку, подняла глаза и чуть выгнула брови, «как бы приглашаяна вершину годов, прожитых неким абстрактным Вахтангом Кикабидзе, чтобыснисходительно улыбнуться оттуда трогательной детской наивности». ОднакоАндрей не оправдал её ожиданий: «Чего это вы на меня так смотрите, –сказал он, – я, может, тоже туда хочу».
Итак, устами младенцаглаголет истина, интуитивно девочка была ближе к истине (к тому, что можносойти с поезда живым), чем её мать. Значит, пассажирами не рождаются,пассажирами становятся!СТУК КОЛЁС
Стук колёс – это один из очевидных атрибутов любого поезда,не только «Жёлтой стрелы». Однако Пелевин вкладывает в стук колёснечто большее.
1. Возможность слышать стук колёс имеет основное значение длятех, кто хочет сойти с поезда
— Одна из самых ярких характеристик, отличающих пассажиров отищущих людей, – это то, что пассажиры не слышат стук колёс: «Они даже стукколёс перестали слышать», «Запомни, когда человек перестаёт слышатьстук колёс и согласен ехать дальше, он становится пассажиром», – говоритХан Андрею.
— На протяжении всей повести Хан помогает Андрею понять вещи,которые помогут ему в дальнейшем сойти с поезда, Хан оправдывает свою кличку«Стоп-кран». В самом начале повести он заставляет Андрея вновьуслышать стук колёс: «Андрей … недоумённо наморщился и вдруг понял, чтослышит ритмично повторяющийся стук стали о сталь, стук, который и до этогораздавался всё время, но не доходил до сознания».
— Именно то, что Андрей слышал стук колёс помогло ему узнать,что поезд остановился: «Андрей поднялся с дивана, помотал головой и вдругпонял, что вокруг стоит оглушительная тишина. Колёса больше не стучали».
— Стук колёс не даёт услышать собственные шаги. Лишь сойдя споезда можно обрести себя: «Громыхание колёс за спиной постепенно стихало,и вскоре он стал ясно слышать то, чего не слышал никогда раньше: сухой стрёкотв траве, шум ветра и тихий звук собственных шагов».
2. Пелевин вкладывает в стук колёс нечто философское.
— Андрей читает статью о том, как стучат колёса в разныхстранах мира «В Японии – „додеска-дзэн“». Как известно,дзэн (дзэн-буддизм) – основное религиозное течение Японии.
— «В Мексике (особенно у индейцев уитчотль) –»тональ-нагваль"". Самым популярным автором о верованияхмексиканских индейцев является Кастанеда, из его обширных трудов можно узнать,что тональ и нагваль — одни из основных понятий религии индейцев.
— «Но, конечно, красивее, задушевнее и нежнее всегоколёса стучат в России – „там-там“. Так и кажется, что их стукуказывает в какую-то светлую лазоревую даль – там она, там, ненаглядная…»В менталитете русского человека вера во что-то туманное, далёкое и ослепительное,очень сильна. Любовь ко всему грандиозному, что ведёт к светлому будущему, квеликим прожектам – характерная черта России. Возможно, что это в какой-то мереобусловлено верой христиан в рай.
3. В одном эпизоде стук колёс имеет явную негативнуюконнотацию.
— В «Путеводителе» Андрей читает: «А онипросто сумасшедшие, пассажиры сумасшедшего поезда, и во всём, что они говорят,я слышу только стук колёс».
ОСТАНОВКА ПОЕЗДА, СОЙТИ С ПОЕЗДА
В повести слова сойти с поезда или остановка поезда означаютвыход за пределы известного мира. Пелевин показывает, как к этому относятсяразные люди.
1. Хан и Андрей действительно мечтают сойти с поезда, и имэто в итоге удаётся.
— Хан убеждает Андрея, что сойти с поезда возможно, онразрушает его стереотипы, рассказывает о людях, которым удалось покинуть поезд:«ОНИ сошли. Однажды ночью, когда поезд остановился, ОНИ открыли дверь исошли». Андрей не может в это поверить: "«Жёлтая стрела» неостанавливается никогда. Это все знают". Хан объясняет Андрею, чтопассажиры «даже не знают, что они пассажиры. Что они вообще могутзнать?» Этим он показывает Андрею, что не нужно оглядываться на остальных,нужно добиваться цели и верить в неё: «А есть ли что-нибудь другое, кроменашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то, что можно жить так, какбудто это другое есть. Как будто с поезда действительно можно сойти».
— Андрей не отличается от других пассажиров особым знанием,уверенностью, что с поезда можно сойти. Он не знает, что ждёт его вне поезда,но для него выбраться из поезда – единственная вещь, которую стоит желать:«Я хочу сойти с этого поезда живым. Я знаю, что это невозможно, но я этогохочу, потому что хотеть чего-нибудь другого просто сумасшествие. И я знаю, чтоэто фраза – „я хочу сойти с поезда живым“ – имеет смысл, хотя слова,из которых она состоит, смысла не имеют».
2. Остановка поезда – довольно избитая тема в жизниперсонажей, населяющих «Жёлтую стрелу». Она звучит вполне открытодаже в рекламе пива: «Остановите, вагоновожатый, остановите сейчасвагон». Однако люди не воспринимают это серьёзно. Антон, приятель Андрея,который придумал этот слоган и выводит его на пивных бутылках, говорит, что«есть жизнь, и есть там искусство, творчество…Я их уже давно с жизнью непутаю… Так что вагоны я только на пивных банках останавливаю, опять-такипотому, что о ребёнке думаю, который вот в этом настоящем вагоне будет дальшеехать».
3. Стремление сойти с поезда – естественное желание человека.Это Пелевин показывает в эпизоде, где девочка разговаривает с матерью о том,что находится вне поезда и говорит: «Я хочу туда». Девочка хочетэтого не так, как хочет Андрей или Хан, но она и не боится, как её мать.

Заключение
Мы рассмотрели ключевыеслова в повести Пелевина «Жёлтая стрела» и убедились, что онипомогают лучше понять идейное содержание произведения. Одной из задач данногоанализа была попытка доказать, что можно анализировать литературноепроизведение объективно. Автор не считает, что ему удалось справиться споставленной задачей. Проделанная работа убедила в том, что, хотя анализ языкадействительно помогает найти скрытые пружины в произведении и увидеть, какразвивается мысль автора, однако любой анализ субъективен: критик может увидетьлишь то, что он готов увидеть, заметить отсылки на те произведения или понятия,с которыми он знаком. В следствие того, что писатель и критик имеют разныйлитературный и жизненный багаж, критик не может утверждать, что понялдосконально то, что действительно хотел сказать автор. Утверждения аналитикаотносительно произведения могут быть в той или иной степени достоверны, однаконе могут сравниться с математическим выводом, где ответ (или ответы) точен иопределён и других ответов быть не может.
ПриложениеСловосочетания ипредложения, в которых присутствуют ключевые слова или даётся ссылка на них
ЖЁЛТЫЙ
1. пусть вашсегодняшний день будет лёгким, радостным и пронизанным лучами солнечного света(пожелание певицы по радио)
2. день был и правдасолнечный
3. косые жёлтые лучикасались приподнимающейся лысины напёрсточника
4. Андрей, щурясь отсолнца, поглядел
5. для миллионовлучей это настоящая трагедия – начать свой путь на поверхности солнца,пронестись сквозь бесконечную пустоту космоса, пробить многокилометровое небо –и всё только для того, чтобы угаснуть на отвратительных останках вчерашнегосупа
6. пшёнка ирастаявший кусок масла, похожий на маленькое солнце
7. тишина былапохожа на пшёнку
8. на лицах людейдрожали пятна солнечного света
9. Андрейостановился у двери из желтоватого ластика с цифрой «XV» и царапиной, похожей наобращённую вверх стрелу
10. скатерть былагрязная, и на неё свет падал
11. отодвигаясь отжёлтой стены вагона, голова несколько раз дёрнулась и стала медленно клонитьсявниз
12. ТОТ, КТО ОТБРОСИЛМИР,
СРАВНИЛ ЕГО С ЖЁЛТОЙПЫЛЬЮ (надпись на стене)
13. он уже былнаверху, на ребристой и непривычно широкой крыше вагона, покрытой облупившейсяжёлтой краской
14. увидел странногочеловека с широкой соломенной шляпой за плечами
15. человек ссоломенной шляпой на шнурке сильно оттолкнулся от крыши, оторвался от вагона иперелетел над ограждением моста
16. покачиваласьпохожая на огромную кувшинку соломенная шляпа
17. я … никогда несмогу принять этот грохочущий на стыках рельсов жёлтый катафалк за что-тодругое
18. милостьбеспредельна, и я точно знаю, что, когда поезд остановится, за его жёлтойдверью меня будет ждать белый слон, на котором я продолжу своё вечноевозвращение к Неименуемому
19. Андрей повернулсяна спину и некоторое время изучал тусклый жёлтый плафон на потолке
20. мраморную плиту…к которой золотыми цепями была приделана бедная Изида, уже порядком распухшаяна жаре
21. звери покрупнеебоялись подходить к грохочущей жёлтой стене
ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА
1. А ведь вполнемогло быть, что эти косо падающие из окна жёлтые стрелы обладали сознанием,надеждой на лучшее и пониманием беспочвенности этой надежды – то есть, как ичеловек, имели в своём распоряжении все необходимые для страдания ингредиенты.«Может быть, я и сам кажусь кому-то такой же точно жёлтой стрелой, упавшейна скатерть. А жизнь – это просто грязное стекло, сквозь которое я лечу…»(мысли Андрея)
2. что такое«Жёлтая стрела»? (вопрос Хана)
3. Я сегодня вресторане как раз думал о жёлтых стрелах. Точнее, не о жёлтых стрелах, а так. Ожизни. Знаешь, так скатерть была грязная, и на нее свет падал. Я подумал…(Андрей)
4. «Жёлтаястрела» — это поезд, который идёт к разрушенному мосту. Поезд, в котороммы едем (Андрей)
5. «Жёлтаястрела не останавливается никогда. Это все знают.
6. почему наш поездназывается „Жёлтая стрела“? (Хан)
7. Может быть ночью,когда все его окна горят, он со стороны похож на летящую стрелу. Но тогдадолжен быть кто-то, кто увидел его со стороны, а потом вернулся назад. (Андрей)
8. Он похож настрелу не только со стороны (Хан)
9. ВЕСЬ ЭТОТ МИР–ПОПАВШАЯ В ТЕБЯ ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА
ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА, ПОЕЗД, НАКОТОРОМ ТЫ ЕДЕШЬ
К РАЗРУШЕННОМУ МОСТУ(надпись на стене)
10. Андрей отошёл на несколько метров в сторону и посмотрелна „Жёлтую стрелу“. Со стороны она действительно походила на сияющуюэлектрическими огнями стрелу, пущенную неизвестно кем неизвестно куда.
ПОЕЗД
1. им никогда не придёт вголову, что с этого поезда можно сойти. Для них ничего, кроме поезда, простонет (Хан)
2. для нас тоже нетничего, кроме поезда
3. А есть ли что-нибудь другое, кроменашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то, что можно жить так, какбудто это другое есть. Как будто с поезда действительно можно сойти. В этом всяразница. Но если ты попытаешься объяснить эту разницу кому-нибудь изпассажиров, тебя вряд ли поймут.
4. Самое сложное ехать впоезде и не быть его пассажиром (Хан)
5. Пассажиры не знают,как называется поезд, в котором они едут. Они даже не знают, что они пассажиры.Что они вообще могут знать? (Хан)
6. (пьяные пелигребенщиковскую) „Поезд в огне“, пели „этого поезд в огне и намнекуда больше жить“ вместо „некуда больше бежать“
7. почему наш поездназывается „Жёлтая стрела“? (Хан)
8. так почему наш поездтак называется? (Хан)
10. откуда мы едем?Откуда идёт этот поезд? (Андрей)
11. я хочу сойти сэтого поезда живым (Андрей)
12. – А люди там неживут? (девочка)
– Нет, люди там едут впоезде (мама)
13. … молодой человек воображает себя водителем невидимого маленького поезда– по-японски „трамвая“, – который ездит взад-вперёд по реальномувагону (о фильме „Додеска-дзен“)
14. – Надо сказать,что герои фильма занимаются делами, которые с полным правом можно назватьважными и серьёзными, – это мелкооптовая торговля, медленное умирание с голоду,воровство, деторождение и так далее. И вот, проводя параллель между жизнью этихлюдей и действиями „трамвайного сумасшедшего“, который взад-вперёдбегает по коридору вагона и кричит: „Додеска-дзен! Додеска-дзен!“,имитируя стук существующих только в его сознании колёс отдельного маленькогопоезда, Куросава как бы стремится показать, что каждый из социально адекватныхгероев тоже, в сущности, едет по реальному вагону в своём собственном маленькомиллюзорном „трамвае“. Но, однако, Куросава не намечает никаких путейвыхода из показанного им бесприютного мира.
15. А они простосумасшедшие, пассажиры сумасшедшего поезда, и во всём, что они говорят, я слышутолько стук колёс (»Путеводитель")
16. Нет никакойИндии, никакого поезда, никакого окна. Есть только сознание, а всё остальное, втом числе и мы сами, существует только постольку, поскольку попадает в егосферу («Путеводитель»)
17. А ЧТОБЫ СОЙТИ СПОЕЗДА, НУЖЕН БИЛЕТ.
ТЫ ДЕРЖИШЬ ЕГО В РУКАХ,
НО КОМУ ТЫ ЕГОПРЕДЪЯВИШЬ? (письмо Хана)
ПАССАЖИРЫ
1. Ты просто стал навремя пассажиром (Хан)
2. Я и сейчаспассажир (Андрей)
3. Нормальныйпассажир никогда не рассматривает себя в качестве пассажира. Поэтому, если тыэто знаешь, ты уже не пассажир. Им никогда не придёт в голову, что с этогопоезда можно сойти. Для них ничего, кроме поезда, просто нет.
4. А есть личто-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то,что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда действительноможно сойти. В этом вся разница. Но если ты попытаешься объяснить эту разницукому-нибудь из пассажиров, тебя вряд ли поймут.
5. Пробовал. Они непонимают даже того, что едут в поезде (Хан)
6. Но ведь они иправда этого не понимают. Как они могут понять то, что и так отлично знают? Онидаже стук колёс перестали слышать. (Хан)
7. Запомни, когдачеловек перестаёт слышать стук колёс и согласен ехать дальше, он становитсяпассажиром.
8. Остаётся самоесложное в жизни. Ехать в поезде и не быть его пассажиром
9. Пассажиры незнают, как называется поезд, в котором они едут. Они даже не знают, что онипассажиры. Что они вообще могут знать? (Хан)
10. Куда они всеедут? Зачем? Разве они никогда не слышат стука колёс или не видят голых равнинза окнами? Им всё известно про эту жизнь, но они идут дальше по коридору, изсортира в купе и из тамбура в ресторан, понемногу превращая сегодня в очередноевчера, и думают, что есть такой Бог, который их за это вознаградит или накажет.Но если они не сходят с ума, значит, все они знают какой-то секрет. Или это язнаю секрет, которого лучше не знать никому. Нечто такое, из-за чего я уженикогда в жизни не смогу вот так невинно и бессмысленно, белея глазными белками,идти себе по чуть покачивающемуся коридору и думать о том же, о чём думают онивсе. Но я ведь не знаю никакого секрета. Я просто вижу жизнь такой, как онаесть, трезво и точно, и никогда не смогу принять этот грохочущий на стыкахрельсов жёлтый катафалк за что-то другое. Мне нравится Индия, и поэтому сейчася еду по Индии. А они просто сумасшедшие, пассажиры сумасшедшего поезда, и вовсём, что они говорят, я слышу только стук колёс. И оттого, что их много, а япочти один, не меняется ничего…" («Путеводитель»)
СТУК КОЛЁС
1. Они даже стук колёс перестали слышать (Хан)
2. Запомни, когда человек перестаёт слышать стук колёс и согласен ехатьдальше, он становится пассажиром (Хан)
3. Андрей … недоумённо наморщился и вдруг понял, что слышит ритмичноповторяющийся стук стали о сталь, стук, который и до этого раздавался всёвремя, но не доходил до сознания.
4. Стук колёс, сопровождающий каждого из нас с момента рождения до смерти,– это, конечно, самый привычный для нас звук (статья)
5. В Японии – «додеска-дзэн» (статья)
6. В Мексике (особенно у индейцев уитчотль) – «тональ-нагваль»(статья)
7. Но, конечно, красивее, задушевнее и нежнее всего колёса стучат в России– «там-там». Так и кажется, что их стук указывает в какую-то светлуюлазоревую даль – там она, там, ненаглядная… (статья)
8. «Под стук невидимых колёс» (название новеллы, по которой былпоставлен фильм «Додеска-дзэн»)
9. Разве они никогда не слышат стука колёс или не видят голых равнин заокнами? («Путеводитель»)
10. А они просто сумасшедшие, пассажиры сумасшедшего поезда, и во всём, чтоони говорят, я слышу только стук колёс («Путеводитель»)
11. Андрей поднялся с дивана, помотал головой и вдруг понял, что вокругстоит оглушительная тишина. Колёса больше не стучали.
12. Громыхание колёс за спиной постепенно стихало, и вскоре он стал яснослышать то, чего не слышал никогда раньше: сухой стрёкот в траве, шум ветра итихий звук собственных шагов.
ОСТАНОВКА ПОЕЗДА, СОЙТИ С ПОЕЗДА
1. А есть личто-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то,что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда действительноможно сойти (Хан)
2. ОНИ сошли.Однажды ночью, когда поезд остановился, ОНИ открыли дверь и сошли (Хан)
3. «Жёлтаястрела» не останавливается никогда. Это все знают (Андрей)
4. мне интересноузнать, как с него сойти (Хан)
5. Я хочу сойти сэтого поезда живым. Я знаю, что это невозможно, но я этого хочу, потому чтохотеть чего-нибудь другого просто сумасшествие. И я знаю, что это фраза –«я хочу сойти с поезда живым» – имеет смысл, хотя слова, из которыхона состоит, смысла не имеют (Андрей)
6. позже Хан сказал,что подниматься на крышу не только бесполезно, но, скорее, даже вредно, потомучто там человек оказывается только дальше от возможности по-настоящему покинутьпоезд, – но всё равно они продолжали сюда лазить просто для того, чтобы хоть навремя покинуть осточертевшее пространство всеобщей жизни и смерти
7. я хочу туда, –сказала девочка и постучала пальцем по стеклу окна.
8. Я хочу туда-а, –пропела девочка несуществующий мотив, – там-там, там-там…
9. Остановите,вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон(цит. из рекламы на пивных банках)
10. Есть жизнь, а есть там искусство,творчество… Так что вагоны я только на пивных банках останавливаю, опять-такипотому, что о ребёнке думаю, который вот в этом настоящем вагоне будет дальшеехать (Антон)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие и учет затрат предприятия
Реферат «Город над вольной Невой!» понедельник–среда 10 дней / 9 ночей
Реферат Загрузка XML-данных в скринсейвер
Реферат Психологическая характеристика руководителя
Реферат Управление социальным развитием территории на примере Пермской области
Реферат The Serial Killer Essay Research Paper KILLER
Реферат Значение вступления в ВТО для России
Реферат Характеристика индустрии гостеприимства на современном этапе
Реферат Инвестиционная деятельность ОАО Энергомашстрой
Реферат Эколого-ландшафтный мониторинг полигонов твердых бытовых отходов в Республике Адыгея
Реферат Психологический анализ привычек людей
Реферат Психология делового общения Определение понятия
Реферат Психологічні особливості конфліктів батьків і дітей
Реферат Психология личности - проблема структура активность
Реферат Психология Интернет-зависимости