--PAGE_BREAK--В городе Хабаровске, как и во многих регионах Российской Федерации, с каждым годом растет число беспризорников и социальных сирот. Поэтому крайне необходимо именно сегодня создавать все больше и больше приютов, в которых будет комфортно детям и подросткам – социальным сиротам. В противном случае, если государство не вложит в детей сегодня, завтра мы получим преступное и маргинальное общество, в котором будет не комфортно всем.
Объектом данного социального проекта является процесс профилактической и социально-реабилитационной работы с родителями, которые хотят усыновить ребенка.
Предмет этого проекта — пути совершенствования процесса профилактической и социально-реабилитационной работы.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Основная цель проекта создание «Методико-психологического клуба “Школа приемных родителей” по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2» — это всестороннее содействие и помощь в решении широкого круга социальных и правовых вопросов. Она заключается в формировании инновационной системы профилактической и социально-реабилитационной работы не только с родителями, желающими усыновить ребенка, но и с детьми – социальными сиротами.
Задачи проекта:
o профилактическая работа с родителями, желающими усыновить ребенка. Оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье;
o оказание родителям социально-педагогической, социально-правовой и иных социальных услуг, обеспечивающих изменение их ценностных ориентации и социального окружения;
o чтобы родители научились формировать духовно-нравственные, патриотические качества личности в детях;
o развивать их интеллектуальные, творческие и физические способности;
2. Описание проекта и его название
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Субъектом социального проектирования является методико-психологический клуб «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2», который ставит перед собой задачу оптимизации процесса профилактической и социально-реабилитационной работы с родителями, желающими усыновить ребенка.
Объектом данного социального проекта является процесс профилактической и социально-реабилитационной работы с родителями, которые хотят усыновить ребенка.
Предмет этого проекта — пути совершенствования процесса профилактической и социально-реабилитационной работы.
Для реализации цели и решения задач указанного проекта необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. Разработать штатное расписание методико-психологического клуба “Школа приемных родителей” по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при дет. доме №1
2. Подбор персонала для методико-психологического клуба “Школа приемных родителей ” по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2
3. Выделение специализированного помещения для организации клуба, актовый зал на 30 человек, комната психологической разгрузки, зал для лечебной гимнастики, медицинский, юридический кабинет, кабинет социальной помощи, кабинет мед. пункта;
4. Развитие материальной базы клуба: ремонт и оборудование актового зала, приобретение книг и периодических изданий, приобретение столов, стульев, приобретение различных детских тренажеров.
5. подобрать пакет программ и мероприятий по организации и проведению социальной реабилитации родителей, которые хотят усыновить ребенка.
2.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Для реализации проекта по созданию клуба “Школа приемных родителей” по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2 необходим пакет нормативных актов:
1. Конституция РФ от 12.12.1993г
2. Семейный кодекс РФ
3. Государственная программа профилактики сиротства.
4. Федеральный закон о патронатном воспитании.
5. Закон о статусе специалиста социальной службы
6. Закон о предотвращении насилия в семье.
Создание методико-психологического клуба “Школа приемных родителей” по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2 будет реализовываться на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Указ Президента РФ от 06 сентября 1993г №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»;
2. Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» на 1998 — 2000 годы от 15.01.98. — №29 // Бюллетень нормативных актов Министерства труда и социального развития РФ. — №2. — 1998. — С. 6.
3. Приказ Министерства Образования РФ от 07. декабря 2003 №3572 «Об утверждении Плана мероприятий Минобразования РФ по реализации Программы по предупреждению социального сиротства и улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2004-2005 годы».
4. Закон Государственной Думы РФ от 24 июня 1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. ФЗ Государственной Думы РФ от 21 мая 1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
6. ФЗ Государственной Думы РФ от 18 июня 2003 «О внесении изменений и дополнений в ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
7. Рекомендации Министерства труда и социального развития РФ от 29 марта 2002 № 25 «По организации деятельн6ости специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
8. Постановление Правительства РФ от 27 октября 2000 № 896 «О семейной группе специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
9. Приказ Министерства Образования РФ от 08 августа 1996 № 404 «О приемной семье».
10. Положение Министерства Образования РФ от 17 июля 1996 г № 829 «О приемной семье».
11. ФЗ государственная Дума РФ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»».
12. Заключение Экспертного Совета при УПЧ в РФ от 29 января 2002г по теме: «Первоочередные меры по защите прав детей и детства в РФ».
13. ФЗ Государственной Думы «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс РФ (в части гарантий прав ребенка на семью)».
14. Постановление Правительства Хабаровского края от 23 сентября 2003 № 23-пр «О плане основных мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков в Хабаровском крае до 2006 года».
15. Приложение к решению Хабаровской городской Думы «Городская комплексная межотраслевая целевая программа «Молодежь Хабаровска (2004-2006 годы)»».
16. Закон г. Хабаровска Хабаровской городской Думы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Хабаровске».
17. Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Хабаровского края «Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по развитию семейных форм воспитания и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей на территории Хабаровского края на 2003-2004годы».
18. Постановление Губернатора Хабаровского края «Об утверждении краевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в Амурской области в 2003-2005 годах» от 16.01.01 №7 //Сборник нормативных актов Хабаровского края. — 2003. — №1.- С. 12-34.
19. Постановление мэра города Хабаровска «Мероприятия по профилактике социального сиротства, защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2000 – 2005 годы» от 26.01.00 №90 //Сборник нормативных актов администрации г. Хабаровска. — 2000. — №1. — С. 20.
20. Устав методико-психологического клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2».
21. «Положение о деятельности методико-психологического клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2».
2.3 ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА
1. Общая часть.
Методико-психологический клуб «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2», является юридическим лицом.
Методико-психологический клуб «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2» возглавляется директором клуба, который непосредственно подчиняется управлению социальной защитой населения г. Хабаровска.
В своей деятельности методико-психологический клуб «Школа приемных родителей» стремится к решению следующих задач:
— составление учебных программ для родителей, желающих усыновить ребенка;
— изучение личностных особенностей детей и подростков социальных сирот, проживающих в доме ребенка №2, формирование на этой основе индивидуальных программ и последующая реализация данных программ с целью установления хороших взаимоотношений ребенка с будущими родителями;
— изучение личностных особенностей ребенка, которого хотят усыновить;
— научить будущих родителей защите прав и законных интересов детей, которых семьи хотят усыновить, т.е. работа с юристом;
— организация подготовки специальных кадров (воспитателей, педагогов, психологов, социальных работников, юристов).
2. Задачи кадрового персонала:
1) Во-первых, персоналу необходимо объяснить клиентам (семьям), что они хотят дать ребенку, который придет в их дом, кроме конфет, игрушек и чистого белья. Одна из задач — объяснить, что не все пойдет гладко. Да, поначалу может быть эйфория. А потом окажется, что никто тебя не собирается сразу любить, поскольку детдомовские умеют подстроиться, стать удобными, но любви их надо учить.
2) Во-вторых, необходимо обсуждать родительские приоритеты. Сегодня многие во главу угла ставят успешность. Например, в дом ребенка №2 приходит женщина, которая мечтает взять ребенка первого года жизни. Почему бы нет? А потом выясняется, что она — менеджер крупной компании и работу оставлять не собирается. Тогда персоналу необходимо спросить: для кого вы его берете? Может быть, для няни? Ей нужно решить, что важнее: оставить работу и воспитывать или не оставлять работу и не воспитывать. Или брать ребенка старшего возраста. Или вообще не брать. А то, что у нас часто получается? Ребенку хочется любви, а ему — на, вот тебе французский язык.
3) В-третьих, можно будет ожидать от семей и такого высказывания: «На подбор ребенка у нас есть неделя, потому что у нас отпуск. Давайте объясняйте все побыстрее». Персоналу необходимо объяснить, что взять ребенка — почти то же, что родить. Можно родить его в семь месяцев, а можно в девять. Или мечтать о мальчике, а родится девочка.
В результате совместной работы на одну тему: научиться любить и принимать чужого ребенка, — к концу занятий слушатели станут близкими людьми. Когда кто-то усыновляет или оформляет опеку, это событие для всех. Клуб «Школа приемных родителей», со своей стороны, будет направлена на поддержку приемной семьи в течение одного-трех лет: медико-психологическую консультацию можно будет получить в любое время суток.
Впрочем, еще до формального усыновления с принявшими такое решение будут проводить беседу специалист по социальной работе, психолог и врач. Социальный работник должен будет встречаться дома со всеми членами семьи; потом, отдельно — с двумя поручителями, знающими эту семью не менее пяти лет. Существуют варианты, что поручители не согласны с решением своих друзей взять ребенка, но если они скажут, что все равно будут помогать семье, — это очень хорошая рекомендация.
В некоторых случаях клуб «Школа приемных родителей» будет настаивать на рекомендации своим выпускникам не брать ребенка, если администрация и психологи клуба считают, что семья готова. И в данных случаях семьи, которым была объявлена эта рекомендация, должны будут хорошо обдумать свое решение, т.е. прислушаться к мнению клуба «Школа приемных родителей». Ведь в наше время часто встречаются, что усыновление состоялось без одобрения администрации, психологов и воспитателей из дома ребенка. Результат – некоторые дети были возвращены в казенное учреждение.
4) Ежедневно кто-то из сотрудников клуба «Школа приемных родителей» должен будет отправляться в роддом №1, чтобы «караулить отказчик». Дежурство должно начинаться в 11.00 и заканчиваться часам к 4 вечера. – Это необходимо для того, чтобы уменьшить процент младенцев, от которых отказываются.
В этой процедуре первым действием: необходимо выяснить, почему мать хочет оставить ребенка. На этот разговор, как правило, идут все. И если женщина эмоциональна и страдает от принятого решения, то скорее всего не откажется. Но есть матери, в здравом рассудке по полочкам раскладывающие все до единой причины отказа. Это глухие отказы. Дай такой хоть золотые горы, она спокойно оставит ребенка и уйдет. Следовательно таких долго отговаривать не следует — это может повлечь еще худшие последствия для ребенка".
Второе действие: необходимо будет проводить разговор с близкими отказчицы, они зачастую пребывают в неведении, и много случаев, когда весть о рождении ребенка родственники встречают с радостью. Необходимо будет иногда производить и прямую помощь: при выписке из роддома, в трудоустройстве или решении проблем со здоровьем ребенка.
3. Функции кадрового персонала
- выработка учебных программ и практических рекомендаций родителям, желающим усыновить ребенка. Эта функция ложится на педагогов общепрофессионального образования;
- Изучение личностных особенностей детей и подростков – социальных сирот. Обязанность по выполнению этой функции ложится на психолога;
- Формирование и последующая реализация индивидуальных программ реабилитационно-профилактической работы с детьми. Реализацией этой функции занимаются социальные работники и психологи;
- Защита прав и законных интересов детей и подростков, а также помощь во временном трудоустройстве несовершеннолетних. Реализацией этой функции занимаются социальные работники и юрисконсульты.
4. Права и обязанности директора методико-психологический клуб «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2».
Директор как руководитель проекта и работник администрации, наделяется особыми полномочиями и несет ответственность за:
1) планирование проекта;
2) контроль над ходом реализации проекта;
3) расходование материальных ресурсов;
4) координацию работы методико-психологического клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2»;
5) контроль за работой методико-психологического клуба «Школа приемных родителей».
Директор как руководитель проекта по созданию методико-психологического клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей-сирот и работник администрации имеет право:
1) контролировать ход реализации данного проекта;
2) следить за расходованием материальных ресурсов
3) координировать работу методико-психологического клуба «Школа приемных родителей»;
4) контролировать деятельность методико-психологического клуба «Школа приемных родителей» по подготовке семей к усыновлению детей — сирот, при доме ребенка №2»;
продолжение
--PAGE_BREAK--