--PAGE_BREAK--По М. Веберу, социология должна быть «понимающей», должна дать «понимание», интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять и объяснить: какие понятные последствия имели их стремления для «осмысленно соотнесенного поведения других людей».
Задача социолога – разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. Предметами изучения социологии должны быть только те социальные действия, которые:
• осмыслены человеком с точки зрения целей и средств их достижения;
• ориентированы на других субъектов (то есть учитывают влияние своих действий и ответную реакцию на них).
Понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть:
логическим (осмысленным с помощью понятий);
чисто эмоциональным.
В наше время философско-социологические взгляды М. Вебера переживают настоящее возрождение.
М. Вебер рассматривал проблему ценностей (моральных, политических, эстетических, религиозных и др.). Ценность – «установка той или иной исторической эпохи», «свойственное эпохе направление интереса». Речь идет о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности: ценности определяют направленность деятельности субъекта; социолог сам исходит из определенной системы ценностей.
Теория социальных действий М. Вебера ставит вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания. Важнейшая ее составляющая – концепция идеальных типов. Идеальный тип – «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции», идеальная модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе.
Учение об идеальных типах может служить методологической установкой социального познания и решения практических проблем. Характерные идеальные типы социального действия, выделенные М. Вебером:
• целерациональное действие – человек ясно представляет цель и средства ее достижения и ответную реакцию других людей на свои действия. Критерий рациональности – успех;
• ценностно-рациональное действие – совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность данного поведения;
• аффективное действие – через бессознательные психологические импульсы, чувства;
• традиционное действие – осуществляется через привычку.
Наука – «наиболее чистое воплощение принципа рациональности». Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых.
Социологическая теория марксизма
Марксизм – одно из течений социологической мысли конца XIX – начала XX вв. Основоположниками марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс. (В настоящее время марксизм подвергается основательной критике.) Марксистская социология – материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма оказали влияние диалектика Г. Гегеля, а также социологические и политико-экономические воззрения мыслителей предшествующего периода (А. Смит, К. Сен-Симон и др.). Диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение:
• материальных основ жизни общества;
• характера взаимодействия его основных сторон;
• объективной направленности развития общества;
• роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.
Согласно Марксу и Энгельсу общество – совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов.
Основной принцип марксистской социологии – «сведение индивидуального к социальному».
Общество определяет содержание и направление деятельности человека, его развитие через:
• систему общественных отношений;
• условия материального производства;
• общественные институты.
Роль материальных побудительных сил:
• материальные потребности и интересы обусловливают поведение и деятельность людей, их стремления, психологический настрой, идеи и теории.
Материальные интересы:
• личные;
• общие (интересы социальных групп). Выражают «взаимную зависимость индивидов, между которыми разделен труд» (К. Маркс). Одна из фундаментальных сторон материалистического понимания – обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.
Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании.
Ни классический, ни современный марксизм не отрицают значение индивидуального сознания, но приоритет отдают сознанию общественному.
Способ производства – материальная основа существования и развития общества, системообразующее напало, связывающее воедино все проявления общественной жизни.
«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс и Ф. Энгельс). Марксизм рассматривает способ производства как единство двух его сторон – производительных сил и производственных отношений. Производительные силы:
• люди, обладающие знаниями, опытом и навыками производственной деятельности;
• средства производства, то есть орудия и предметы труда. Производственные отношения:
• отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности.
Общество с точки зрения марксистской социологии
С точки зрения марксизма общество – система общественных отношений: экономических, политических, правовых и др., целостный социальный организм.
Субъекты общественных отношений: социальные группы, в том числе классовые и национальные, а также отдельные индивиды. Объективной основой общественных отношений являются:
• общественное разделение труда;
• развитие различных видов деятельности людей. Общественные отношения подразделяются на:
• материальные общественные отношения;
• идеологические общественные отношения.
Материальные общественные отношения подразделяются, в свою очередь, на:
• экономические;
• производственно-технологические;
• материальные отношения к природе.
Материальные отношения не зависят от воли людей. Идеологические общественные отношения:
• политические;
• правовые;
• нравственные;
• религиозные;
• эстетические.
Идеологические отношения складываются сознательно.
Ф. Энгельс подчеркивал «объективную зависимость жизни общества от его материального и экономического основания».
Этот методологический подход ограничен учением о взаимодействии:
• экономического базиса (совокупность экономических отношений, реальная экономическая структура общества);
• надстройки (взгляды социальных субъектов и реализующие эти взгляды на практике организации и учреждения).
В марксистской социологии выделяются следующие сферы общественной жизни:
• экономическая – производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;
• социальная – сфера взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности;
• политическая сфера – совокупность политических отношений различных партий, организаций, государственных и иных политических институтов;
• духовная сфера – наука, образование, мораль, искусство, религия, то есть утверждение духовных начал в деятельности индивидов.
Изучение сфер общественной жизни важно для анализа общества как единого социального организма.
Марксистская теория общественно-экономических формаций
Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло выражение в понятии общественно-экономической формации.
Это понятие отражает сущностные признаки социально однородных обществ.
Общественно-экономическая формация выступает как конкретно-исторический тип общества с присущими ему:
• способом производства;
• социальной структурой;
• экономическим базисом;
• политической надстройкой;
• духовной жизнью.
Общественно-экономические формации могут объединять общества, находящиеся на разных уровнях развития, но имеющие единые существенные признаки.
Учение об общественно-экономической формации в настоящее время подвергается критике, но имеет значение для анализа общественной жизни и исторического процесса.
Важный раздел материалистического понимания истории – объективные законы развития общества:
определяющая роль способа производства;
соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;
определяющая роль экономического базиса по отношению к надстройке; первичность бытия и вторичность сознания.
Согласно марксистскому учению смена общественно-экономических формаций происходит под влиянием экономических факторов, коренящихся в способе производства.
Материальная предпосылка процесса смены общественно-экономических формаций – углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся сил общества.
В этом и заключается объективная диалектика перехода общества к более прогрессивной общественно-экономической формации.
Основные проблемы диалектики исторического процесса (социальной диалектики):
• взаимодействие объективных и субъективных факторов развития общества; взаимодействие производительных сил и производственных отношений;
• взаимодействие экономических, политических и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни;
• взаимоотношения субъектов исторического процесса;
• взаимодействие индивидуального и социального;
• проявление побудительных сил и мотивов деятельности людей, взаимосвязь их интересов;
• отрицание и преемственность в общественном развитии.
Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина
Анархизм – одно из влиятельных направлений в социологической мысли России конца XIX – начала XX вв.
Теоретики анархизма, мыслители и революционеры М. Бакунин и П. Кропоткин опирались на труды Ш. Фурье, М. Штирнера, П. Прудона.
Суть анархии: «Предоставьте вещи их естественному течению» (М Бакунин). Центральные идеи анархизма:
• идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими общественными институтами;
• социальный характер свободы: она может быть осуществлена «только через общество», «при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми» (М. Бакунин).
Проявление свободы человека: «бунт против всякой власти – божеской и человеческой, – если эта власть порабощает личность» (М. Бакунин). Идеи анархизма развил в своих работах П. Кропоткин. Считал возможным установление «безгосударственного коммунизма» на основе личной и коллективной свободы трудящихся.
Восприняв ряд социалистических идей, Бакунин развил их в теории социализма и федерализма.
Основные моменты этой теории:
• социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций;
• государство должно быть устранено;
• отношения между субъектами общества строятся на принципах федерализма, то есть их свободного и равноправного союза.
Проблемы регулирования отношений между людьми теоретики российского анархизма решали под влиянием идеи Прудона о справедливости «как высшем законе и мере человеческих деяний».
По их мнению, «равенство во всем – синоним справедливости. Это и есть анархия».
П. Кропоткин считал, что нравственные чувства коренятся в природе человека и получают развитие в процессе общественной жизнедеятельности. Центральные идеи анархизма («полнейшая свобода личности», отрицание правительственной регламентации) умозрительны и наивны. Однако идеи справедливости, равенства, свободы личности, самоуправления, федерализма в общественной жизни имеют много сторонников и последователей.
Социологические взгляды народников
Виднейшие представители социологии народничества П. Лавров и Н. Михайловский придерживались субъективного метода в социологии. Суть метода П. Лавров излагал так: "… приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, то есть, усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу". Основные стороны субъективного метода социологии народничества:
• изучение «критической мысли в человечестве», а также субъективной позиции самого социолога;
• поиск «оптимальных форм солидарности между людьми».
Основная задача социологии, с точки зрения «народников», – изучение мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов.
Особое внимание уделено анализу «солидарной» деятельности людей, направляемой их общими интересами.
Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми.
Солидарность – общность интересов, убеждений, привычек.
Солидарность – «сознание того, что личный интерес совпадает с общественным» (П. Лавров).
Теоретическая задача социологии:
• понять формы солидарности;
• понять условия ее упрочения (ослабления) при разном уровне развития людей и форм их общежития.
Учение Лаврова и Михайловского о двуединой правде:
• постижение правды-истины – объективный анализ явлений общественной жизни;
• поиск правды-справедливости – субъективный анализ общественной жизни, путь к гармоническому сочетанию интересов всех людей.
По словам Лаврова, основной двигатель истории – действия критически мыслящих личностей (передовой части интеллигенции).
Решая проблему взаимодействия личности и общества, Н. Михайловский считал, что критически мыслящие личности, люди яркой индивидуальности определяют развитие общества, его переход к высшим формам общественного устройства.
Михайловский сформулировал закон антагонизма между государством и личностью:
• общество быстро развивается и усложняется;
• человек в результате развития разделения труда превращается в носителя частной функции общества.
Этот антагонизм можно преодолеть, предоставив личности большую свободу по отношению к обществу (принцип верховенства личности над обществом).
Анализ взаимоотношений «героя» и «толпы»: толпа подчиняется влиянию вождей, теряя способность критически оценивать их слова и дела. Герой – человек, увлекающий своим примером.
Толпа – масса людей, способная увлекаться примером (благородным, или низким, или нравственно нейтральным). Подражание масс герою – явление почти гипнотическое. Суждения Михайловского о герое и толпе актуальны и в наше время.
Теория общественного прогресса Михайловского гласит, что в основе развития общества лежат следующие социальные процессы:
• разделение труда;
• борьба нового уклада общественной жизни со старым;
• борьба передовых и реакционных идей;
• борьба общественных идеалов (передовых и реакционных).
Общество в своем развитии должно создавать условия для всестороннего развития каждой личности.
Психологическое направление в социологии России начала XIXвека
Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев и др. – яркие представители психологического направления социологии, которое сложилось в России в 1890-х годах. Труды Де
Роберти и Кареева касались фундаментальных проблем развития общества:
• изначальных причин и движущих сил;
• основного содержания и направленности развития общества;
• прогресса и регресса;
• роли масс и личности в истории и т.д.
Проблемы общественного развития решались исходя из признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии. Общественные явления всегда имеют психологическую основу. Психические взаимодействия индивидов являются основой всей общественной жизни.
Общество с точки зрения психологической социологии – система психических и практических взаимодействий индивидов.
Е.В. Де Роберти (Роберти, точнее — Де Роберти де Кастро де ла Серда) – представитель позитивистской философии.
Развил концепцию, получившую название «робертизма»: гносеология – часть социологии как основа науки о разуме. Стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории». С его точки зрения, социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией. Предметом психологии является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Психическая деятельность развивается под влиянием:
• биологических факторов;
• социальной деятельности (ведущее звено, по мнению Де Роберти).
Де Роберти выделял:
• индивидуальную психику;
• коллективную психику – совокупность чувств, восприятий, образа мыслей тех или иных социальных групп, национальных общностей. Коллективная психология – психология народов и масс. Коллективная психика, проявляясь в поведении людей, воплощается в их морали, нравственных нормах и принципах человеческой жизнедеятельности. 3. Н.И. Кареев указывал на две основные стороны социологии: I/ социология – система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу»;
продолжение
--PAGE_BREAK--• социология решает, какие методы применяются к изучению общественных явлений.
Социология исходит из общей картины общества (мировоззрения), которая создается социальной философией. Опирается на факты, науку. Н.И. Кареев выделял три основные стороны духовного бытия:
• интеллектуальная (ум);
• эмоциональная (чувства);
• волевая.
В общественной деятельности людей эти стороны одинаково важны.
Социологическая мысль в России конца XIX– начала XXвеков
Легальный марксизм – выражение либеральной буржуазной мысли России конца XIX – начала XX вв.
Представители легального марксизма П. Струве, М. Туган-Барановский, а также Н. Бердяев и С. Булгаков в своих трудах обосновали объективный и закономерный характер развития капитализма в России, его неизбежность. Речь шла о:
• капиталистическом рынке;
• конкуренции;
• реорганизации производства (технической);
• реорганизации классов (буржуазии и рабочего класса) и их роли в обществе.
«Легальные марксисты» придерживались позиций буржуазного эволюционизма: совершенствование капитализма путем социальных преобразований.
Компромисс – универсальная форма разрешения противоречий между классами, политическими партиями. «Развитие демократии есть высшая школа компромисса» (П. Струве).
Классы в представлении Туган-Барановского – понятие, применимое лишь в сфере экономики. Отвергал марксистское учение о классовой борьбе, определяющей потребности и интересы людей. По его мнению, социалистическое общество, его хозяйство не лишится стихийно регулируемого рынка.
В работах Струве и Туган-Барановского фактический материал обобщался и анализировался на основе марксистской методологии. Авторы обосновывали свои философско-социологические взгляды с помощью неокантианства:
• основополагающее и руководящее начало в жизни людей – «надисторические» духовные ценности (прежде всего моральные);
• прогресс общества определяется развитием культурных ценностей человечества.
Воззрения М.М. Ковалевского восходят к социологии О. Конта. Социология, по мнению Ковалевского, – наука об организации и эволюции человеческого общества.
Эволюционистская концепция Ковалевского:
• закономерный характер развития общества; «/ поступательность исторического процесса;
• социальная преемственность (знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной эпохи к другой).
Эволюционируют как отдельные области общественной жизни и социальные институты, так и общество в целом.
Мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского: факторам общественного развития (экономическим, политическим и т.д.) не придается постоянного решающего значения. Каждый из них может выйти на первый план в зависимости от ситуации.
Проявление плюрализма Ковалевского – положительное отношение ко многим школам и направлениям: позитивизму О. Конта, историко-сравнительному методу, биологической школе (органическая теория общества), психологической школе.
Теория общественного прогресса («ядро социологии Ковалевского»):
• основной закон социологии – закон прогресса;
• задача социолога – раскрыть перемены, в которые вылился прогресс, и причины, которыми прогресс обусловлен;
• «все народы участвуют в мировом прогрессе», который приведет их к объединению в «мировое солидарное общество».
Современная западная социология. Неопозитивизм
Современный этап развития социологии (с 50-х годов) знаменуется созданием академической социологии. Она ориентирована на решение познавательных и практических проблем и опирается на эмпирические факты.
Современная социология представлена множеством школ и течений. Один из вариантов классификации современных течений в социологии предложил П. Моисон. Он выделил четыре подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества: I/ примат общества по отношению к индивиду;
• основное внимание уделяется личности;
• равное внимание индивиду и процессам общества;
• марксистский подход.
Примат общества по отношению к индивиду, сфере субъективных мотивов уделяется меньше внимания. Современные течения: школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс), теория конфликта (А. Козер, Р. Даррендорф).
Основное внимание уделяется личности: объяснительную социологическую теорию можно создать, лишь изучив внутренний мир человека. Современные направления: символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, А. Фиркандт, Н. Лукманн), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).
Равное внимание индивиду и процессам общества: изучается сам механизм взаимодействия человека и общества. Современное течение: теория действия (обмена) Д. Хоманса.
Марксистский подход: схож с первым, но предполагает активное влияние социологии на преобразование мира.
Неопозитивизм – одно из самых популярных течений в современной западной социологии. Это не единая школа, а ориентация. Принципы неопозитивизма:
социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности (природной и культурно-исторической); методы социального исследования должны быть точными и объективными, как и методы естествознания;
субъективные аспекты поведения человека можно исследовать только через их открытые проявления;
истинность научных понятий и утверждений устанавливается на основе эмпирических процедур;
все социальные явления описываются и выражаются количественно; социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.
Со временем в неопозитивизме усилилась прикладная функция (социальная инженерия). Предпринимаются попытки преодоления эмпиризма и описательности (Г. Бейлок, Д. Коэн, Д. Уиллер). На первый план выступают следующие положения: наиболее адекватной формой выражения социологической мысли является язык математики;
основываясь на методологическом единстве наук, социология должна использовать новые логико-методологические средства;
социология – этически нейтральная сфера социальных исследований. 6 рамках неопозитивизма созданы основные требования к проведению социологического исследования (нормы социологической культуры):
• отбор понятий и их точная интерпретация;
• формулирование гипотез;
• описание методов исследования;
• описание данных и результатов исследования;
• аргументация выводов;
• приглашение к дискуссии по исследуемой теме.
Структурно-функциональный анализ. Школа Т. Парсонса
Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях:
• объединяющее название социологической школы (основатель – Т. Парсонс);
• метод исследования, по которому изменения элемента системы рассматриваются в связи с изменениями всей системы.
2. Научные усилия Парсонса – попытка создать систему предельно абстрактную, настолько всеобщую, что она не могла бы устареть. Ключ к концепции Парсонса – категория равновесия.
Условия выживания социальной системы – условия равновесия (общества в целом или отдельного индивида):
• адаптация – приспособление к окружающей среде;
• целеполагание – формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения;
• интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений;
• латентностъ (поддержание образца) – обеспечение внутренней стабильности, самотождественности системы.
На уровне общества функции осуществляют:
• экономика (адаптация);
• политика (целеполагание);
• право и культура (интеграция);
• семья, школа, церковь и т.д. (латентность). Согласно Т. Парсонсу общество связывают:
• общность ценностей людей;
• взаимное соблюдение правил социального поведения.
Одна из центральных категорий учения Парсонса – социальное действие.
Специфика социального действия:
• символичность – наличие таких механизмов регуляции действий, как язык, традиции и др.;
• нормативность – зависимость индивидуального поведения от принятых в обществе правил;
• волюнтаристичность – проявляется в зависимости социальных действий от субъективных «определений ситуации». Основные составляющие элементы социального действия:
• деятель;
• ситуация;
• ориентация деятеля на ситуацию. Деятель (индивид, группа):
• обладает активностью;
• способен к анализу ситуации;
• определяет способ и методы достижения цели.
• социальную – обеспечивает интеграцию действий индивидов;
• культурную – содержит общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, знаний и др.;
• личностную;
• органическую – обеспечивает деятеля физическими и энергетическими ресурсами для взаимодействия со средой. Окончательно структуру социальной деятельности определяют:
• система норм и ценностей – соотносит цель с ситуацией и ограничивает выбор средств;
• принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;
• наличествующие средства и условия.
Развитие общества носит эволюционный характер. Описывается с помощью категорий:
• дифференциация;
• интеграция.
Дифференциация – это неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы.
Интеграция – рост целостности системы благодаря появлению и упрочению новых связей, координации между частями.
Типы обществ (по Парсонсу) и их характеристики в соответствии с названными категориями:
• примитивные общества – дифференциация выражена незначительно;
• промежуточные – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область;
• современные – отделение правовой системы от религиозной, административная бюрократия, рыночная экономика, демократическая избирательная система.
Теория социального конфликта
В противовес структурно-функциональным теориям ряд современных исследователей (К. Милис, Л. Козер, Р. Даррендорф и др.) видит в конфликте не дисфункцию социальной системы, а естественную и прогнозируемую составляющую социального организма. Социальный конфликт – «борьба за ценности и статусные привилегии, за власть, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении соперника» (Л. Козер). Основные функции социального конфликта:
• интеграция социальной структуры;
• сохранение солидарности внутри групп;
• укрепление межчеловеческих отношений;
• управление социальными изменениями.
Концепция социального конфликта по Р. Даррендорфу:
• основу взаимодействия в системе «индивид – общество» составляют нормы, которые задают ролевое поведение;
• роль – воплощение властных отношений на поведенческом уровне;
• отдельному индивиду роль задается, то есть носит нормативно-принудительный характер;
• иерархия ролей существует и на уровне индивида, и на уровне общества;
• социальное неравенство – неравенство ролей – ведет к конфликту.
Конфликт можно регулировать при помощи переговоров, посредничества, арбитража и т.д.
Острота конфликта и оперативность его регулирования зависят от типа социальной структуры, степени его открытости.
Наиболее адекватной для регулирования конфликтов формой общества является демократическое открытое, высокомобильное общество. В нем протекание конфликтов предельно формализовано.
Феноменологическая социология и символический интеракционизм
Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукманн) исходит из того положения, что восприятие действительности зависит от того, как человек ее интерпретирует.
Задача социологии, по мнению Шюца, – понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов.
При создании теоретической модели мира социолог должен придерживаться следующих правил (постулатов):
• постулат релевантности (представительности);
• постулат адекватности;
• постулат логической последовательности;
• постулат согласования.
Постулат релевантности (представительности): модель должна учитывать только те моменты, которые фиксируют типичные связи и отношения исследуемого предмета.
Постулат адекватности: модель, содержащиеся в ней знания, мотивы, планы должны быть с точки зрения здравого смысла разумными и понятными.
Постулат логической последовательности: понятия социологии должны быть согласованы, основанные на них высказывания не должны противоречить друг другу.
Постулат согласования: социолог должен строить объяснительную модель так, чтобы ее можно было эмпирически проверить.
Основатель символического интеракционизма Дж. Мид на основе идей Ч. Дарвина создал теорию человеческой эволюции.
По Миду, человек отличается от животных отсутствием системы инстинктов как регуляторов поведения. Главная характеристика действий людей – использование символов.
Символы выполняют координирующую функцию, если являются достоянием группы. Человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия.
Две ступени социального действия:
• общение при помощи жестов, прообраз языка; _, ' V1 символически опосредованное общение с помощью языка.
Теория действия, или теория обмена, Дж. Хоманса
Дж. Хоманс видит задачу эмпирической социальной науки в:
• описании связи между явлениями;
• объяснении связи между явлениями.
Описание связи между явлениями возможно благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений. Такие обобщения, предполагаемые закономерности называют гипотезами.
Объяснение эмпирических закономерностей (связи между явлениями), по Хомансу, возможно только одного типа – психологического.
Центральная категория социологии американского исследователя Дж.-Хоманса – категория социального действия.
Социальное действие – процесс обмена, который строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.
Для объяснения социального действия Хоманс выдвинул пять основных гипотез:
• гипотеза успеха;
• гипотеза стимула;
• гипотеза ценности;
• гипотеза голодания-насыщения;
• гипотеза фрустрации-агрессии.
Гипотеза успеха: действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится (способ поведения «гасится»). Гипотеза стимула. Действие разворачивается в конкретной ситуации. Ее характеристики Хоманс называет стимулами. Однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях.
Гипотеза ценности. Чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия.
Гипотеза голодания-насыщения. Чем чаще получалось вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение). Гипотеза фрустрации-агрессии. Не получив ожидаемую награду, личность возмущается. В состоянии негодования наибольшей ценностью для нее является само агрессивное поведение.
С помощью этих гипотез Хоманс пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и пр. Однако психологического объяснения недостаточно при рассмотрении явлений макроуровня.
Теории происхождения общества
Выдвигалось множество гипотез происхождения человеческого общества, в равной мере дискуссионных, – божественная концепция, мутационная концепция и др. В то же время сложился ряд научных теорий:
• инструментальная концепция;
• сексуальная концепция;
• тендерная (ТЕНДЕРНАЯ – ОБСЛУЖИВАТЬ?) концепция;
• критическая концепция;
• семантическая концепция.
Инструментальная концепция ставит на первое место человеческую сообразительность.
Сексуальная концепция базируется на физиологических характеристиках человека (внесезонный характер размножения).
Установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины.
Тендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами.
Мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма утверждают: социальная организация возникла в момент договора мужчин о распределении женщин.
Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющей подсистемы.
Личные качества человека (ум, сила, изобретательность и пр.) распределены между людьми неравномерно, поэтому превращаются в монополию. Человек, обладающий этими качествами, занимает позицию лидера. Лидеры (элита) формируют и поддерживают систему правил (норм порядка), сохраняющих неравенство. Эти правила легли в основу социальной организации.
Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Закон выживания требует объединения человеческих усилий, что связано с координацией усилий, разделением и комбинированием функций индивидов. Возникает необходимость предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с использованием языка.
продолжение
--PAGE_BREAK--Разрабатывая символы и знаки, правила их толкования, активно используя речь, люди формируют мир коммуникаций. Он предваряет, опосредует и завершает циклы материальной деятельности людей. В результате возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий и специальных функций, формируется общество.
Социология современного общества
В постиндустриальном обществе добыча и переработка природных ресурсов сменяется добычей и переработкой информации и развитием сферы услуг.
Информационные технологии захватывают важнейшие сферы общественной жизни: промышленную, политическую, военную, культурную. Смена технологического базиса (прогресс прикладного знания и совершенствование средств производства) сказалась на организации всей системы социальных связей.
Меняются структура занятости, соотношение профессионально-квалификационных групп.
В современном обществе структура социальных позиций определяется социальными статусами.
Статусы определяются профессиональной деятельностью человека, его образованием, опытом, талантом и др.
Теоретики глобализации современного общества связывают социальное развитие стран-лидеров с их экспансией (экономической, политической, культурной).
Основные моменты теории И. Валлерштайна таковы. С 1750 по 1950 годы шел процесс становления единой мировой капиталистической системы, поляризации мира.
Ядро глобального общества (мировые лидеры производства) закрепляло приоритеты за счет применения этнорасовых форм организации труда – эксплуатации колоний и национальных окраин. Индустриальное развитие Европы невозможно при использовании только собственных хозяйственных и трудовых ресурсов. Лишь привлечение сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы менее развитых обществ позволяют метрополиям быстро обогатиться.
К середине XX века ядро (развитые общества) стабилизировалось, периферийный мир стал экономически привязанным к центру. Экстенсивный путь развития мировой системы завершился. Глобальное общество структурно поляризовано. Национальное развитие в такой системе достижимо только за счет других обществ, то есть за счет других наций.
Монополия центра может быть нарушена в случаях:
объединения менее развитых стран на региональном Уровне – создание субпериферии, отдающей ресурсы на строительство «локального ядра;
радикального совершенствования технологической базы производства «периферийного» общества.
«Коммуникативная теория Н. Лумана гласит следующее. Этапы развития общества: сегментация; стратификация;
функциональная дифференциация; автономизация всех систем.
Все социальные сферы (специализированные системы отношений) общества используют разные «символически обобщенные средства коммуникации». При этом происходит: самозамыкание подсистем общества; отрыв подсистем общества от человека; «кризис идентификации» человека; смещение ценностных установок людей.
Единственный способ включения субъекта в социальные отношения – идентификация.
Социальная структура общества
Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. В основе развития социальной структуры общества лежат:
• общественное разделение труда – обусловливает разделение общества на социальные группы (классы, профессиональные группы, люди города и деревни, представители умственного и физического труда);
• отношение к собственности на средства производства – экономически закрепляет складывающуюся структуру общества. Основные элементы структуры общества:
• классы, занимающие различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта;
• люди города и деревни;
• представители умственного и физического труда;
• сословия;
• социально-демографические группы;
• национальные общности.
Эти группы неоднородны по составу, делятся на отдельные слои и группы, имеющие собственные интересы. Выделение больших и малых социальных групп происходит:
• объективно – независимо от воли людей (классы, нации и пр.);
• в ходе сознательной и организующей деятельности участников исторического процесса (политические партии и др.).
Взаимосвязь социальных групп – динамическая. Она проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей, реализации интересов. Это взаимодействие характеризуется двумя основными факторами:
• деятельностью субъектов, направляемой определенными побуждениями;
• общественными отношениями, в которые вступают субъекты для удовлетворения своих потребностей.
Социальную структуру рабовладельческого общества составляли классы рабов и рабовладельцев а также ремесленники, свободные крестьяне, философы, жрецы и пр.
Социальная структура феодального общества – взаимосвязь основных классов: феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции.
Структура капиталистического общества – взаимодействие прежде всего различных групп буржуазии и рабочих.
Группы буржуазии:
• средний класс: мелкие и средние по уровню доходов предприниматели, фермеры, торговцы, высокооплачиваемые рабочие и служащие.
• монополистическая буржуазия – крупные промышленники, бизнесмены, банкиры и др.
В структуру капиталистического общества входят, кроме того, классы земельных собственников и крестьян, а также интеллигенция. Структура социалистического общества: основные его элементы – рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, в некоторых странах (Польша, Китай) – частные предприниматели.
Социальная мобильность – это переход людей из одних социальных групп и слоев (страт) в другие.
Социальная мобильность может быть:
• горизонтальная – переход на том же уровне социальной стратификации;
• вертикальная – переход в иерархическом порядке. На мобильность влияют такие обстоятельства, как:
• изменение условий жизни;
• получение человеком новой профессии;
• изменение вида деятельности человека (например, уход в политику);
• общественное мнение по поводу престижности тех или иных профессий и видов деятельности.
Проблемы социальной структуры и мобильности связаны с проблемой гражданского общества. По Гегелю, гражданское общество – система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и право. В гражданском обществе реализуются интересы:
• личности;
• основных сословий.
Основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества:
• появление новых социальных групп и слоев общества;
• мировые процессы интеграции в экономике, которые неизбежно сказываются на структуре общества.
В социальной политике учитываются обе тенденции, которые органически взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют. Это необходимо для воздействия на развитие социальной структуры и динамики, научного управления этими процессами.
Социология расселения
1. Социология расселения – область социологии, изучающая генезис, сущность и закономерности развития и функционирования города и деревни как целостных систем. Занимает важное место в социологии среднего уровня (специальных социологических теориях).
2» Социально-территориальная общность – система пространственной организации жизнедеятельности людей, родовое понятие, отражающее связь между условиями жизнедеятельности и социальным развитием. Системообразующими признаками социально-территориальных общностей являются устойчивые связи и отношения:
• экономические;
• политические;
• социальные;
• духовно-идеологические.
Поселение – форма включения индивида в общественную жизнь, среда его социализации, непосредственная среда жизнедеятельности. Общность по поселению – закрепление людей за поселениями разного типа, с разными социально-экономическими условиями (биосоциальные и биопсихические общности).
Главное в социологической теории расселения – выявление общественной сущности разных типов поселений. Такой подход означает:
• раскрытие общественной обусловленности возникновения, функционирования и развития расселения;
• определение роли расселения в обществе;
• изучение роли расселения при переходе от одной формации к другой;
• изучение влияния расселения на окружающую среду.
Классификация систем расселения (по материалам работ В.И. Староверова):
• внутрихозяйственные системы расселения;
• межхозяйственные системы расселения; -'
• районные системы расселения;
• межрайонные системы расселения;
• областные системы расселения;
• межобластные системы расселения;
• национальные системы расселения;
• региональные системы расселения;
• агломерации.
Внутрихозяйственные системы расселения – низовой уровень. В прошлом основой низового уровня расселений служили колхозы и совхозы. Сейчас на территории России около 42000 внутрихозяйственных систем, объединяющих более 350000 поселений сельскохозяйственного профиля. Межхозяйственные системы расселения – основаны на межпоселенных производственно-технологических связях; функционируют на базе городского или пристанционного сельско-городского поселения. Районные системы наиболее распространены. Выполняют:
• функции взаимодействия сельской и городской сфер жизнедеятельности;
• административно-политические функции в деревне;
• коммунальное, торгово-бытовое, медицинское и др. обслуживание села;
• реализацию производственно-технологических и планово-управленческих решений аграрного сектора.
Межрайонные системы расселения – их центрами являются малые, средние и большие города. На территории России их около 450; в них сосредоточены учебные заведения по подготовке массовых профессий. Областные системы. В них велика роль:
• социально-культурных функций;
• административных функций;
• хозяйственных функций;
• демографической ситуации.
Межобластных систем расселения в России около 20. В них имеются социально-культурные институты, научные учреждения, университеты и т.п. Национальные системы. В связи с динамическими процессами в российском обществе количество и функции национальных систем меняются.
Региональные системы. Ученые выделяют 12 регионов России (Центр – Нечерноземье).
Особая категория в социологии расселений – агломерация. Это система городских и сельских поселений, образуется на базе использования природных ресурсов.
Агломерации – самые развитые системы поселения – основаны на:
• производственно-технологических связях;
• трудовых межпоселенных связях;
• организации образования и отдыха населения.
Сложности, возникающие при управлении агломерациями:
• нерациональное использование окружающей среды;
• проблемы экологии;
• стихийное градостроительство и др.
Социология свободного времени В социологии существуют понятия необходимого и свободного времени, введенные в 20-е годы С.Т. Струмилиным. Необходимое и свободное время подразделяется на:
• общественно-организованное;
• индивидуально-организованное.
Свободное время – часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом затрат необходимого времени для свободного развития личности. Свободное время имеет две составляющие:
• время, расходуемое на общественную, творческую и другую деятельность;
• собственно досуг.
В исследованиях свободного мнения сложились два подхода: ь' экономический;
• социологический.
Социологический подход к исследованиям имеет четыре направления изучения:
• рассмотрение комплекса материальных, организационных условий с целью увеличения свободного времени;
• исследование объективных аспектов его реализации (наличие театров, клубов и т.д.);
• изучение субъективных аспектов реализации свободного времени (интересы, стремления, ориентации людей и групп);
• разработка планов и прогнозов свободного мнения разных социально-демографических групп в разных социально-территориальных общносностях (городе, селе, предприятии, стране в целом).
Классификация свободного времени:
физическое развитие (физкультура, спорт, туризм и т.д.);
культурная самодеятельность (общественные обязанности, посещение лекций, музеев, художественная самодеятельность);
культурный отдых (зрелища, домашние игры);
прочие развлечения (прием гостей, поход в гости и т.п.);
бездеятельный отдых и прочее.
Культурное развитие трудящихся зависит от:
• духовных потребностей личности;
• места жительства человека: в городе гораздо больше институтов образования и культуры, чем в селе.
Культура свободного времени – рациональное использование свободного времени, взаимосвязь личного и общественного. Критерием рациональности считается соответствие свободного времени всестороннему и гармоническому развитию личности.
В макроструктуре внерабочего времени самым рациональным считается время, идущее на удовлетворение духовных, интеллектуальных и социальных потребностей людей.
Самыми малоэффективными с общественной точки зрения являются затраты времени на труд на подсобном участке и домашний труд. Изменение социального статуса человека находится в прямой зависимости от использования свободного времени. Например: время, затраченное на учебу или повышение квалификации, способствует социальному продвижению.
Социальный конфликт
Участник социального конфликта – любой человек (группа, организация), не отдающий себе отчета в целях конфликта, возможно, случайно оказавшийся в зоне конфликта.
Субъект социального конфликта – человек или социальная группа, способные самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.
• Даррендорф к субъектам конфликта относил три вида социальных групп:
• первичные – непосредственные участники конфликта;
• вторичные – непосредственно не участвующие в конфликте, но вносящие вклад в его разжигание;
третьи группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта. «Стадии социального конфликта: предконфликтная ситуация; начавшийся конфликт; разрешение конфликта.
Предконфликтная ситуация предшествует конфликту, развивается в него. Противоборствующие стороны осознают причину и цель конфликта, оценивают свои возможности, ищут сторонников, вырабатывают стратегию действий.
При начавшемся конфликте разрастание конфликта длится до первых результатов противоборства. Результаты анализируются. На этой стадии возможен компромисс.
Разрешение конфликта – завершение инцидента. Полное разрешение: борьба сменяется сотрудничеством. Частичное разрешение: сохранены побудительные установки к продолжению конфликта. Условия разрешения конфликта:
диагностика причин конфликта. Определяется так называемая деловая зона конфликта;
обоюдная заинтересованность сторон в разрешении конфликта;
совместный поиск путей преодоления конфликта.
Социальный конфликт – норма социальных отношений. Задача управления конфликтом в том, чтобы снизить его негативные последствия. В социологии выработана технология регулирования и управления конфликтами. Разрешению конфликта способствуют следующие меры:
• сделать конфликты достоянием гласности;
• снизить степень социально-психологического напряжения. Методы разрешения конфликта:
• метод избегания конфликта (конфликт не ликвидируется, так как остается его причина);
• метод переговоров – снижает остроту конфликта, открывает путь к сотрудничеству;
• метод использования посредничества. Функции посредника могут выполнять частные лица, любые учреждения и организации;
• метод откладывания – нередко означает сдачу позиций, но по мере накопления сил при благоприятной ситуации «сдавшаяся» сторона пытается взять реванш;
• метод третейского разбирательства (арбитраж). При разборе конфликта строго придерживаются норм законов (в том числе международного права).
Современная Россия переживает системный кризис. Конфликтами охвачены все сферы общественной жизни.
Трудовые конфликты – реакция на перекосы в экономической и социальной политике правительства.
В социально-экономической сфере конфликты связаны:
• с перераспределением собственности; v' становлением рыночных отношений;
• отсутствием четкой законодательной базы разрешения трудовых конфликтов и т.д.
Конфликты в социально-политической сфере возникают по поводу перераспределения власти. Основные конфликты в этой сфере:
• между основными ветвями власти (пример – октябрь 1993 г.);
• внутрипарламентские конфликты;
• межпартийные конфликты;
• конфликты между звеньями управленческого аппарата.
В основе межнациональных конфликтов лежит борьба за права и интересы этнических групп.
Эти конфликты связаны со статусными и территориальными претензиями. Часто провоцируются силами националистического, сепаратистского и фанатично-религиозного толка.
Теория конфликта Конфликт – столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействий.
продолжение
--PAGE_BREAK--