Реферат по предмету "Социология"


Социально-правовые аспекты семьи

--PAGE_BREAK--2.Особенности социально-правовой защиты семьи, с ребенком, имеющим ограничения жизнедеятельности


В современном российском обществе институт семьи переживает процесс трансформации, депопуляции и другое воздействие со стороны общества и государства. Но у каждой семейной общности есть свои характерные особенности. Например, малоимущие семьи одновременно могут быть неполными, могут иметь в своем составе членов, имеющих ограничения жизнедеятельности (инвалидов) и т.д. В настоящее параграфе предусматривается остановиться на подробном освещении сущности социально-правовой защиты семьи, имеющей в своем составе ребенка, имеющего ограничения жизнедеятельности (инвалида).

Термин «лица с ограничениями жизнедеятельности» будет и далее использоваться наряду с термином «инвалид».

Поскольку Рабочая группа Комиссии по правам человека ООН, занимающаяся разработкой комплекса принципов и гарантий для защиты людей этой категории, пришла к выводу о необходимости использования данного термина, поскольку он более глубоко и научно определяет способности человека отличные от нормальных, и не привносит уничижительного смысла в это слово.

«Понятие „инвалидность у детей“ подразумевает нарушение развития основных физиологических процессов детского организма, ограничение познавательной, игровой, конструктивной деятельности, препятствующей воспитанию, обучению и приобретении навыков».

В международных и национальных документах для обозначения человека с физическими недостатками общепринят термин «инвалид». "Invalide" в переводе с французского — «неспособный» производное от латинского "invalidus", что значит также «неспособный». В русский язык слово «инвалид» пришло из французского языка. Приведем определение этого слова, руководствуясь Большим словарем иностранных слов: «Инвалид лицо, полностью или частично утратившее трудоспособность». «Инвалидность (лат. invalidus»слабый") полная или частичная потеря трудоспособности вследствие заболевания или травмы".

Детская инвалидность наряду с детской (и младенческой) смертностью — важнейший индикатор социального развития. По нозологической структуре она существенно отличается от инвалидности взрослых («Нозология раздел патологии, изучающий общее учение о болезни, причинах и механизмах развития, клинических особенностей отдельных болезней»).

Понятие «инвалидность у детей» «подразумевает нарушение развития основных физиологических процессов детского организма, ограничение познавательной, игровой, конструктивной деятельности, препятствующей воспитанию, обучению и приобретению навыков».

Как и в случае с детской смертностью, она во многом предотвратима.

Численность детей-инвалидов в России постоянно росла, и темпы ее роста были высокими или очень высокими. (См. таблицу).
Численность детей инвалидов, получающих социальные пенсии (на начало года)

Год

Численность, чел

На 10 000 детей

Темп прироста, %

1982

64300

19,9

21,6

1983

70400

21,5

9,5

1984

76600

22,9

8,8

1985

82800

24,4

8,1

1986

90617

26,2

9,4

1987

98700

28,1

8,9

1988

1 1 1 200

31,2

12,7

1989

122 300

34,1

10,0

1990

137900

38,2

12,8

1991

155 151

43,1

12,5

1992

212004

59,4

36,6

1993

284717

80,9

34,3

1994

342 759

99,9

20,4

1995

398 943

117,5

16,39

1996

453 619

136,6

13,7

1997

513711

159,0

13,3

1998

563 719

179,7

9,7



Динамика численности детей-инвалидов, получающих социальные пенсии (пособия), зависела и от размера назначаемых пособий, причем не столько от его абсолютного значения, сколько от относительного веса в совокупном доходе семьи, в которой живет инвалид, поскольку инициатива в ходатайстве об установлении инвалидности и получении социальных пособий лежит на родителях ребенка (в случае нахождения ребенка в интернатном учреждении на администрации учреждения). Так, наличие в многодетных семьях детей-инвалидов позволяет пользоваться существенными льготами. Следовательно, рост показателя детской инвалидности отражает не только реальное ухудшение здоровья детей, но также и изменение критериев инвалидности, постепенное привыкание к ним медицинских и социальных работников, либерализацию общего отношения к инвалидам.

Общая численность контингента детей-инвалидов реагировала на все изменения законодательства, что хорошо видно из показателей темпов ее ежегодного прироста. После пика 20 %ного прироста в первый год после узаконивания детской инвалидности (1981 г.) в 80х годах темп прироста

численности был равен 89 %, а в конце десятилетия он увеличился до 1213 %, и затем произошел гигантский скачек в 19911992 г.г., который составил 35 % ежегодно. После 1992 г. сохранялись высокие, но снижались темпы. В 1997 г. были отмечены минимальные в этом десятилетии значения, но и они оказались очень высоки — почти 10 %.

На 01.01.2001 года в Санкт-Петербурге насчитывается 19 369 детей-инвалидов. В декабре 2000 года это число составляло на 145 человек меньше. Снижение количества детей-инвалидов в городе связано с началом работы (со 2ой половины октября 2000 г.) педиатрических бюро медико-социальных экспертных комиссий, которые руководствуются новыми критериями инвалидности, более жесткими по сравнению с ранее действовавшими.

Вместе с тем показатель детской инвалидности в Санкт-Петербурге имеет тенденцию к увеличению и составляет 19,18 (в 1998 году 18,02, в 1997 году 16,9). Это объясняется снижением общего количества детского населения, проживающего в Санкт-Петербурге. В государственных учреждениях города находится 7,7% детей-инвалидов. Остальные воспитываются в семьях. По данным социологических опросов ГАООРДИ около 40% семей с детьми-инвалидами неполные, и 50% родителей в таких семьях разведены.

По расчетам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) реальная численность детей-инвалидов в России в 2000 г. составляла около 900 тыс. — 23 % детской популяции. Исследованиями А.А.Баранова установлено, что в России около 2 млн. детей имеют ограничения жизнедеятельности, социальных и физических возможностей, причем половину из них можно признать инвалидами с детства.

В современном российском законодательстве используется сравнителыю новое понятие — «лица с ограничениями жизнедеятельности». К этой категории относятся «инвалиды и лица, полностью или частично утратившие способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» (ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 31 января 2003 г. № 111 «О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге»).

В данной параграфе используются не только понятия «инвалид», «ребенок-инвалид», но и такое определение, как «лицо с ограничениями жизнедеятельности», что никак не противоречит законодательству РФ. Последнее понятие является более полным и подразумевает под собой людей, имеющих закрепленный за собой статус инвалида (инвалида с детства или ребенка-инвалида), так и лиц, еще не прошедших освидетельствование. Определение статуса ребенка-инвалида связано с определением двух терминов — «инвалид» и «ребенок». В нашей стране термин «дети-инвалиды» был впервые официально употреблен в Приказе Министерства здравоохранения № 1265 от 14.12.1979 г. «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет». Таким образом, уже в названии нормативного акта устанавливалась возрастная граница, до которой лицо считалось ребенком-инвалидом— 16 лет. В первоначальной редакции Федерального Закона «О социальной защите инвалидов» ребенком также признавалось лицо до 16-летнего возраста. Затем в новой редакции закона была установлена другая возрастная граница. В ст.1 в закона от 2 декабря 1995 г. указывается, что детьми-инвалидами признаются лица до 18-летнего возраста. Кроме этого, в Федеральном Законе от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дано четкое определение возрастной границы ребенка: «Ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)».

До 1995 г. понятие инвалидности трактовалось как степень утраты трудоспособности. Более обширное понятие, делающее акцент на степень ограничения трудоспособности, а не на степень ее утраты было зафиксировано Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов». В соответствии со ст. 1 Закона инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» (Приказ Министерства здравоохранения РФ № 117 от 4 июля 1991 г. «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет»). Таким образом, новое понятие включает в себя характеристики, дающие более полное представление о понятии инвалидности.

После принятия этого закона шли споры о том, стоит ли выделять понятие «дети-инвалиды» из общего понятия инвалидности. Сторонники того, что не следует выделять данную категорию, мотивировали свою позицию тем, что возникнут дополнительные сложности как в области толкования настоящего закона, так и в области его применения, поскольку в соответствии с настоящим законом и определением инвалидности назначались льготы, в том числе и детями-нвалидами.

По нашему мнению, выделение детей-инвалидов в особую категорию является целесообразным, поскольку в Российской Федерации процедура признания ребенка инвалидом с медицинской точки зрения отличается от процедуры признания инвалидом взрослого человека. Признание взрослого человека инвалидом осуществляется государственными службами медико-социальной экспертизы (МСЭ) (ранее врачебно-трудовые экспертизы ВТЭК) (ст.1 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181ФЗ, в редакции от 27.05.2000 г.). Признание же ребенка инвалидом осуществляется педиатрическими бюро на базе МСЭ (Распоряжение от 12.10.2000 г. 07Р/354Р). Для дальнейшего обучения ребенка с ограничениями жизнедеятельности в Санкт-Петербурге, например, созданы городские межведомственные психолого-медико-педагогические комиссии и консультации, определяющие степень ограничения его жизнедеятельности (Закон СПб. от 31.01.2003 г., № 111 «О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге», ст. 3).

В настоящее время ребенок-инвалид, достигнув 18летнего возраста, проходит взрослую медико-социальную экспертизу, на которой и решается вопрос о присвоении ему статуса «инвалид с детства» или об исключении его из категории «ребенок-инвалид» в случае выздоровления. Количество и размер социальных выплат с получением статуса «инвалид с детства» меняется.

В современном законодательстве — в законе РФ «О социальной защите инвалидов» категория «дети-инвалиды» входит в общее понятие об инвалидах. Тем не менее, существует юридически зафиксированное определение «дети-инвалиды». Такой подход, безусловно, отражается на присвоении детям, страдающим стойким расстройством функций организма, определенных прав, отличных от прав инвалидов взрослых. В зависимости от того, каким образом будет обозначаться тот или иной статус человека, будут зависеть его права и возможности.

Подобный вывод убеждает в том, что очень важную роль играет правильное истолкование тех или иных понятий. От этого зависит эффективность социально-правовой защиты детей с ограничениями жизнедеятельности, так как складывается в первую очередь на основании прописанных в законодательстве норм. Обладание правовым статусом инвалида позволяет лицу получать соответствующие пенсии, пособия, компенсации и другие социальные блага, способствующие более полноценной жизнедеятельности, улучшению условий жизни и возможностей поправить здоровье.

Проблема правового аспекта помощи детям с ограничениями жизнедеятельности и их семьям может рассматриваться в рамках правовой помощи детям как одной из категорий граждан. Эта проблема имеет многолетнюю историю, и отражена в ряде международных документов, таких как:

• Всеобщая декларация прав человека,

• Декларация о правах инвалидов,

• Декларация о правах умственно отсталых лиц,

• Конвенция о правах ребенка,

• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов,

• Варшавская декларация (на основании конференции «Права человека в отношении умственно отсталых лиц». 24 октября 1995 г., г. Варшава) и т.д.

Вопрос о правах детей впервые рассматривался Лигой Наций. В 1913 г. была создана Международная ассоциация защиты детства. В 1923 г. в Женеве принята Декларация о правах ребенка, где формулировались условия для полного развития его личности. В 1924, 1934 и 1959 гг. она была вновь утверждена без особых изменений, но сам факт признания этого документа на международном уровне позволил привлечь внимание к проблемам детей в различных ситуациях. 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Исходя из этого универсального и общепринятого документа, дети обладают всеми правами человека. Ст. 1 Декларации подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какой-либо причине.

Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН в НьюЙорке 20 ноября 1989 г. Сегодня этот документ утвержден 14 странами Восточной Европы и 122 странами мира. Наша страна эту конвенцию ратифицировала 13 июня 1990 г. Согласно документу, дети имеют равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, свободу объединения, право на личную жизнь, на доступ к достоверной информации, право на образование.

Дети с ограничениями жизнедеятельности, как и остальные дети, имеют равные права на защиту. Они имеют право на особое внимание реабилитационных служб и на получение образования. Право на здоровье и медицинские услуги заключается в том, что дети могут беспрепятственно пользоваться медицинскими услугами для реабилитации, реабилитации и профилактики. Ст. 23 Конвенции о правах ребенка признает право детей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают им активное участие в жизни общества.

В Конвенции отмечается, что права ребенка должны соблюдаться внутри семьи, которая признается естественной средой для роста и благополучия детей. Государства, принявшие этот документ, должны уважать права родителей, несущих непосредственную ответственность за благополучие, воспитание и развитие ребенка, так как для полного и гармоничного развития ребенку самой природой предназначено расти в семье в атмосфере доброжелательности, любви и понимания. Таким образом, права ребенка неотделимы от семьи, и именно семья несет за него ответственность.

Не менее значимым является еще один международный документ Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1971 г. ратифицирована СССР в 1988 г. В ней отмечается, что инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие люди. Декларация заявляет, что инвалиды должны пользоваться особыми правами в получении специальных услуг, которые позволили бы им максимально проявлять свои способности и ускорили бы процесс их интеграции в общество.

На изменение отношения к людям, имеющим ограничения жизнедеятельности, направлены основные положения Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц. Этот документ подтверждает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее и будущее этих людей основано на соблюдении тех же самых прав человека, которые являются благодеянием для всех людей на всем земном шаре. К сожалению, в нашей стране эта декларация не действует, так как при принятии этой декларации на Генеральной ассамблеи ООН 20 декабря 1971 г. СССР при голосовании воздержался.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов представляют собой инструмент для выработки политики в стремлении к построению «общества для всех». Термин «обеспечение равных возможностей» означает процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, трудовая деятельность и информация, оказываются доступными всем, особенно инвалидам.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были разработаны на основе опыта, приобретенного в ходе проведения

Десятилетия инвалидов Организацией Объединенных Наций (19831992 годы). Политической и моральной основой настоящих Правил являются:

Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

Международный пакт о гражданских и политических правах;

Конвенция о правах ребенка;

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

Всемирная программа действий в отношении инвалидов.

На основе анализа вышеперечисленных международных документов можно сделать следующие выводы:

Принцип равенства прав, заключающийся в понятии прав человека и четко обозначенный во всех документах, предоставляет инвалидам те же права, что и всем людям. Провозглашение прав и свобод человека в международных законодательных актах неотделимо от возложения на граждан определенных обязанностей. Любое государство, принимая решение о ратификации того или иного международного правового документа, обязуется привести свое национальное законодательство в соответствие с принципами, отраженными в этом документе.

Основным правовым актом в нашей стране является Конституция Российской Федерации, которая была принята в декабре 1993 г. В ст. 7 предусматривается государственная поддержка, инвалидов и их семей, в ст. 39 (часть 2) гарантируется социальное обеспечение по инвалидности.

Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав человека и в частности детей-инвалидов в Российской Федерации за последние годы можно выделить следующие:

закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и заключительными замечаниями Комитета ООН по правам ребенка (Конституция РоссийскойФедерации, Семейный Кодекс РФ, Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ „Об образовании“», указ президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности», Федеральная программа «Дети России»); разработка мер по улучшению здоровья населения, в том числе инвалидов, их физического, умственного и психического развития (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, законы РФ «О социальной защите инвалидов», «О внесении изменений и дополнений в закон РФ „Об образовании“, указ президента РФ „О гарантиях прав граждан на получение образования“, Семейный кодекс РФ, постановление правительства РФ и парламента „О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования“, послание президента РФ парламенту „О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов“);

определение через государственные и общественные институты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (указ президента РФ „О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, повышении их размеров“, закон РФ „О социальной защите инвалидов“); преодоление генетически обусловленных заболеваний (»Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", указ президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», Федеральная программа «Дети России»);

формирование и реализация государственной политики в интересах детей и других незащищенных слоев населения (Постановление правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», закон РФ «О социальной защите инвалидов», Указ Президента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов») Знание содержания нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты и социальнопедагогической помощи детям с ограничениями жизнедеятельности является непременным условием юридически грамотного осуществления практической работы специалистов, занимающихся проблемами полноценной реализации личностных прав детей с особыми потребностями. С расширением в современном обществе масштабов социальной работы развивается и законодательная база. Основополагающее значение для реализации и наполнения конкретным содержанием деятельности учебновоспитательных учреждений, реабилитационных центров и социальных служб являются принятые в конце 1995 — начале 1996 г. Федеральные законы РФ «О социальной защите инвалидов» (2 декабря 1995 г.), «Семейный кодекс РФ» (1 марта 1996 г.), «О внесении изменений и дополнений в закон РФ „Об образовании“ (5 января 1996 г.).

Основные статьи закона РФ „О социальной защите инвалидов“ вступили в силу с 1 января 1996 г. (за исключением ст.28, 29, 30). Согласно этому закону целью социальной защиты инвалидов признается обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Помимо того, что настоящий закон вводит правовое понятие „инвалид“, еще закон предусматривает порядок присвоения за ребенком категории — „ребенок-инвалид“. А также Закон закрепляет за инвалидами особые условия реализации их имущественных прав (ст. 15, 17). Статья 18 закона посвящена воспитанию и обучению детей-инвалидов. Согласно ей, образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов. Общее образование осуществляется бесплатно как в общеобразовательных, так и в специальных учреждениях. Закон предусматривает создание специальных условий для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют посещать такиеучреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это невозможно, специальное обучение организуют на дому. Оговариваются в законе особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортное обслуживание и жилищные льготы.

Важным документом является закон „О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании». Он вступил в силу с 5 января 1996 г. Закон утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с ограничениями жизнедеятельности. В частности, ст. 50, п. 10 закона предусматривает создание для таких детей и подростков специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Направление детей и подростков в эти учреждения проводится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) по заключению специальных психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Новый Семейный Кодекс введен в действие 1 марта 1996 г. Его принятие связано в первую очередь с коренными изменениями в политической и социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важные социальные институты общества, как брак и семья. Регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими Федеральными законами и прежде всего с новым Гражданским Кодексом РФ. В нормах Семейного Кодекса получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицируемых Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах.

Одной из важных тенденций нового Кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти. Соответствующие нормы Семейного Кодекса исходят из основополагающего принципа — правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребенка:

• жить и воспитываться в семье;

• знать своих родителей (насколько это возможно);

• право на заботу и воспитание своими родителями (а при их отсутствии — другими ответственными за это лицами);

• на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

• на общение с обоими родителями и другим родственниками (ст. 55);

• на защиту своих прав и законных интересов (в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет в суд — ст. 56);

• выражать своё мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57)

• на имя и фамилию (ст. 58);

• на получение содержания и права собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 60)

Впервые в Семейном Кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65).

Дети с ограничениями жизнедеятельности имеют многочисленные льготы и пенсии. Ребенок, признанный инвалидом, имеет право на социальную пенсию, которую, до наступления ему 18 лет, получает один из родителей или опекун. При этом родители сохраняют все права на получение пособий на детей и иные социальные выплаты (Закон РФ «О государственные пенсиях в РФ», № 3401 в ред. от 04.11.2000 г., ст. 113, 114; Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181ФЗ от 24.11.95 г., в ред. от 27.05.2000 г. и Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» № 172ФЗ от и 182 17.07.99г.).

Семья, поместившая ребенка-инвалида в государственное учреждение (интернат, детский дом, школу-интернат) на полное государственное обеспечение, теряет право на получение социальной пенсии и пособий.

К установленной на ребенка с ограничениями жизнедеятельности пенсии неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком в возрасте до 18 лет, предоставляется ежемесячная компенсационная выплата в размере 60% МРОТ (Указ Президента РФ от 17.03.94 г. № 551 «О повышении размера компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», в ред. от 27.04.2000 г.).

Ежемесячные компенсационные выплаты производятся к установленной пенсии на период ухода и прекращаются при возникновении ряда обстоятельств, в частности при назначении лицу, осуществляющему уход, пенсии (например, по возрасту), или в случаях, когда ребенку с ограничениями жизнедеятельности, достигшему 18 лет, не была установлена инвалидность 1 группы.

Право на ежемесячное пособие на ребенка («детские») имеет один из родителей до достижения ребенком 16 лет (на учащегося до 18 лет) (ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.95 г. № 81, ст. 16,17). Данное пособие назначается органами социальной защиты и выплачивается вместе с пенсией на ребенка.

Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается:

на 100% на детей одиноких матерей;

на 50 % на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно;

на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Семьям с детьми-инвалидами устанавливается 50 % скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой (ст. 28 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181ФЗ от 24.11.95 г., в ред. от 27.05.2000 г.).

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (включая электроэнергию) независимо от принадлежности фонда (ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181ФЗ в ред. от 27.05.2000 г. и Постановление Правительства РФ № 901 от 27.07.96 г., «Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг»).

Инвалидам, родителям детей-инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств (ст. 30, Закон «О социальной защите инвалидов» № 181ФЗ, в ред. от 27.05.2000 г.).

Это лишь часть из перечисленных льгот для детей с ограничениями жизнедеятельности, которые предусмотрены различными нормативно-правовыми актами и в сфере транспортного обслуживания и в сфере жилищного обеспечения.

Иными словами, в Российской Федерации на всех уровнях действуют органы, занимающиеся проблемами данной группы населения. В настоящее время государственная политика в отношении детей с ограничениями жизнедеятельности и их семей направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи. Тогда как назрела необходимость изменить общественное сознание и деятельность государственных учреждений всех уровней в отношении этой части населения, создать условия для интеграции их в общество и укрепления предпосылок независимой жизни.

В Санкт-Петербурге в 1995 г. были нормативно закреплены основные направления социальной семейной политики, а именно социальной защиты семьи, материнства и детства:

• обеспечение социальной поддержки семей, имеющих детей;

• помощь детям оказавшимся в особо трудной жизненной ситуации;

• рождение здорового ребенка;

• безопасное материнство и здоровье женщин;

• обеспечение условий равного и свободного получения основного общего образования;

• поддержка инициативы негосударственных, некоммерческих организаций и реализация социальных программ поддержки семьи.

В связи с введением нового закона от 22.08.2004 г. № 122ФЗ ежемесячная денежная выплата соответствующим категориям населения заменила пенсию по инвалидности. Ежемесячная денежная выплата детям-инвалидам (Одинакова с выплатами для инвалидов 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности) равна 550 рублям и предназначена для оплаты абонентной платы за телефон (50%) 85 руб., радиотрансяционной точки (50%) 9 руб, проезд на городском транспорте 230 руб, и другие личные расходы — 226 руб. В натуральном же виде сохранены следующие льготы, так называемый социальный пакет (450 руб.): 1. Обеспечение бесплатными лекарствами по рецептам врачей. 2. Предоставление путевок на санитарно-курортное лечение. 3. Бесплатный междугородный проезд к месту лечения и обратно. 4. Бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте. Дополнительно для детей-инвалидов Законом предусмотрено обеспечение протезноортопедическими средствами реабилитации, оплата жилья, коммунальных услуг, электроэнергии в размере 50 процентов и зубопротезирование (кроме изделий из драгоценных металлов и металлокерамики).

Анализируя законодательную политику Российской Федерации, можно констатировать, что в последние годы на государственном уровне приняты определенные меры по ратификации и реализации ряда международных документов. Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами. Нами рассмотрено законодательство в отношении детей с ограничениями жизнедеятельности, как на федеральном уровне, так и на уровне Санкт-Петербурга. В процессе анализа были выявлены следующие особенности социально-правовой защиты детей с ограничениями жизнедеятельности и их семей:

с 1 января 1996 г. Закон РФ «О социальной защите инвалидов» вводит правовое понятие «инвалид», кроме этого, закон предусматривает порядок присвоения ребенку категории «ребенок-инвалид»;

введено сравнительно новое понятие в российском законодательстве — «лица с ограничениями жизнедеятельности», которое указывает на полную или частичную утрату лицом способности или возможности самообслуживания, возможности самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью;

понятие «степень ограничения жизнедеятельности» означает и полную и частичную утрату не только трудоспособности, (понятие инвалидности до 1995 года трактовалось как степень утраты трудоспособности), но в том числе и способности или возможности самообслуживания, возможности самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью;

одной из особенностей законодательства Санкт-Петербурга является создание городских межведомственных психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций, определяющих степень ограничения жизнедеятельности ребенка для возможности дальнейшего обучения. Тогда как в законодательстве на федеральном уровне организация подобных учреждений не предусмотрена (см. Закон СПб. от 31.01.2003 г., № 111 «О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге», ст. 3);

одной из важных тенденций нового Семейного Кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти. Соответствующие нормы Семейного Кодекса исходят из основополагающего принципа — правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей). Подобный подход способен постепенно изменить российское законодательство, привести его в полное соответствие с принципами гуманности и справедливости.

Несмотря на то, что законодательством города Санкт-Петербурга предусмотрен обширный перечень оказания социальных услуг по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей с ограничениями жизнедеятельности, остается целый ряд нерешенных проблем:

отсутствует государственная система учета детей с ограничениями жизнедеятельности;

требует совершенствования развитие сети как государственных, так и негосударственных учреждений восстановительного лечения и системы обучения детей с ограничениями жизнедеятельности;

необходимо усиление патронажа за теми семьями, где родители или опекун получают социальную пенсию на своего несовершеннолетнего ребенка или подопечного. Данная мера поможет оценить уровень жизни ребенка, выявить потребности и установить факт нарушения прав и законных интересов ребенка с ограничениями жизнедеятельности;

реабилитация детей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированного образования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития;

работа с детьми-инвалидами, создание благоприятных условий для их адаптации в общество, создание и развитие центров интеграционного образования («Ковчег», «Родник», «Даун Синдром», «Такие же, как вы», «Дорога в мир»). Эти организации работают с детьмиинвалидами, организуют центры дневного пребывания для детей, службы помощи семьям, имеющим таких детей и т.п.;

Итак, проведенный анализ позволяет говорить о неудовлетворительности правоприменительной практики и отсутствии контроля за исполнением законодательных предписаний, а также недостаточность всех видов помощи, оказываемой семьям с детьми с ограничениями жизнедеятельности. В более широком контексте социологический анализ содержания социально-правовой защиты семьи в современной России, в особенности семьи с детьми-инвалидами привел к выводу, что в классово-антагонистическом обществе криминально-олигархического капитализма, существующего в нашей стране, право во всех его ипостясях, по справедливому замечанию К.Маркса, является инструментом выражения политической воли господствующих классов, закрепленной в законах, осуществляющих интересы лишь названных классов. И это положение не способны изменить ни обещания Президента, содержащиеся в его известном «социальном послании», ни тем более существующая правоприменительная практика, неудовлетворительно обеспечивающая исполнение даже уже существующих нормативных правовых актов по вопросам социально-правовой защиты семьи. Более того, если такие компоненты системы социально-правовой защиты семьи, как социальные субъекты и институты данной защиты в той или иной мере сформированы, то процессуаль-нонормативные элементы этой системы оставляют желать много лучшего.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Продуктивность голштинского и швицкого скота в условиях промышленной технологии
Реферат Выборочный метод изучения производственных и финансовых показателей 3
Реферат Банкрутство, як один з видів припинення діяльності юридичних осіб Банкротство как один из видов
Реферат Информационно справочная система Устройство персонального компьютера
Реферат The Good Earth Essay Research Paper Good
Реферат Виховання обдарованої дитини
Реферат Ви щасливі, пречистії зорі
Реферат Народные неортодоксальные верования в творчестве Короленко
Реферат Great Gatsby Essay Research Paper Scott Fitzgerald
Реферат Организация малого предприятия по производству полуфабриката основного компонента для производства
Реферат A Seperate Peace Essay Research Paper A
Реферат В лермонтовских тарханах
Реферат Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения
Реферат Современные методы стрижки волос
Реферат Аудит ефективності діяльності комерційних банків за міжнародними стандартами