Реферат по предмету "Социология"


Социология личности как специальная социологическая теория

Введение
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе историичеловечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самогочеловека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множествоконцепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий.Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайносложными и непредсказуемыми. Среди более чем шести миллиардов людей на нашей планетене встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют,если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, чтообъединяет представителей человеческой расы. Сравним, например, убийцу-рецидивиста,самоотверженного ученого, наркомана, коррумпированного политика, монаха и офицеравысшего командного состава. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткании органы, трудно себе представить, какие общие свойства «человеческой натуры»могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследованияразличных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей,устремлений и стилей жизни.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки- вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понятьвсю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этихпутей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на порогесвоего расцвета. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинствосерьезных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальноепотепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания,расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно,что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизациибудут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
1. Становление социологии личности
Соотношение индивида (личности) и социума (общества) как одноиз основных направлений научного анализа было изначально декларировано в проектесоциологии как особой социальной науки О. Контом.
Социология личности как специальная социологическая теория появиласьна грани XIX и XX веков. В этой теории, как никакой другой, нашли отражение рольобщественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализацииих в социальном поведении и влияние макро-, мезо-и микроусловий на процесс его функционирования.
Многогранность процесса становления, развития и формированияличности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иныеаспекты этой проблемы. В работах Ч.Х. Кули (1864-1929), Дж. Мида (1863-1931) нашлаотражение теория зеркального «Я», в которой личность трактовалась какобъективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни. Я.Л.Морено (1892-1974), Т. Парсонс (1902-1979), Р. Липтон и др. уделяли внимание ролевойтеории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальныхролей, которые человек выполняет в обществе. Значителен также вклад в социологиюличности сторонников статусной теории.
В отечественной социологии многое по проблемам развития человека,личности сделали ученые как в конце XIX — начале XX века, так и в советский период.
В дореволюционный период проблемы личности были проанализированыдостаточно детально в трудах П.А. Лаврова (1823-1900), Е.В. де Роберта (1843-1915),П.А. Сорокина (1889-1968). Интересные наблюдения о нравах, привычках, ориентацияхкрестьянина осуществил А.Н. Энгельгардт (1832 — 1893). Но особенно значительна рольН.К. Михайловского (1842-1904), который предложил рассматривать личность в трехипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличьи. Много внимания он уделилпроблеме индивидуальности.
В советский период для развития теории личности и ее социологическойи социально-психологической интерпретации многое сделали Б.Г. Ананьев, В.Г. Алексеева-Харчева,Л.П. Буева, И.С. Кон, Л.А. Зеленов, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Лавриненко, А.В. Петровский,Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Г.Л. Смирнов, Е.В. Шорохова, Е.Б. Шестопал, И.Т. Фролов,В.А. Ядов и др.
К анализу социологических проблем личности полностью применимыслова известного американского социолога Ч.Р. Миллса (1916-1962), который писал,что «изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированнуюличность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историюи перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на вашеповедение, так и на поведение других людей». [4]
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какойподход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основныхаспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологиисосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированноецелое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. Поэтому прежде всего остановимсяна том, что представляет собой та или иная теория и какие методы она применяет дляизучении и понимания человека. Теория — это система взаимосвязанных идей, построенийи принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью.
Если бы поведение человека было совершенно понятным с точки зренияобыденного здравого смысла, не было бы необходимости в создании социологии личности.Социология личности — это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том,что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так,а не иначе. В социологии личности критически разобраны теории, описаны экспериментальныеисследования в русле каждой теории, а также рассмотрено приложение теоретическихпринципов к конкретным аспектам поведения человека. Изучение личности позволяетдостичь многого.
Теории выполняют две основные функции: они объясняют и предсказываютповедение. Социология личности является объяснительной в том смысле, чтоона представляет поведение как определенным образом организованное, благодаря чемуоно становится понятным. Другими словами, социология личности обеспечивает смысловойкаркас или схему, позволяющую упрощать и интерпретировать все, что нам известноо соответствующем классе событий. Например, без помощи теории было бы трудно объяснить,почему пятилетний Рэймонд испытывает такую сильную романтическую привязанность ксвоей матери, в то время как отец вызывает у него чрезмерное чувство негодования.Острота проблемы немного уляжется, если мы узнаем, что и другие мальчики в этомвозрасте переживают похожие чувства. А вооружившись теорией, которая соотносит подобныечувства с определенной стадией развития личности (вместе с объяснением причин появленияданных эмоций), мы сможем лучше понять Рэймонда. Мы можем оказаться правыми илинеправыми, но тем самым мы, по крайней мере, придем к общему соглашению в пониманииопределенных чувств у детей. Объяснительная функция теории приобретает особое значение,когда мы имеем дело с огромным количеством фактов и наблюдений, связанных с поведением.Хорошая теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможнымсогласованно описывать и интерпретировать поведение человека.
Социология личности должна не только объяснять прошлые и настоящиесобытия, но также и предсказывать будущие. Она должна обеспечивать основудля прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не наступили. Эта цельс очевидностью предполагает, что теоретические концепции должны быть не только открытымидля проверки, но что они также могут подтверждаться или не находить подтверждения.Теории должны обладать исследовательским импульсом, если они претендуют на то, чтобыспособствовать нашему пониманию человеческой природы во всех ее неповторимо индивидуальныхпроявлениях. [6]
 2. Предмет и функции социологии личности
 
Социология личности — это специальная социологическаятеория, объектом которой является человек. Она изучает социальное формирование,становление и развитие человека в социальной, биосоциальной, экосоциальной средах.
Личность изучают философия, психология, социальная психологияи социология. Философия рассматривает личность, ее положение в мире как субъектдеятельности, познания и творчества. Психология изучает личность, ее темперамент,характер, волю. Социальная психология изучает закономерности поведения идеятельности людей, которые включены в социальные группы, а также психологию этихгрупп. Она изучает межличностные отношения, проблемы общения людей (коммуникативное,интерактивное, перцептивное) и т.д.
Социология выделяет в личности социально-типическое. Личностьв социологии выступает как представитель социальной группы, класса, нации, семьи.
Социология изучает личность в трех основных аспектах: а) каксоциальная система и как элемент социальных общностей, институтов; б) личность какобъект социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессеее формирования, социализации, воспитания); в) как субъект общественных отношений,в том числе деятельность, поведение и активность личности.
Предметной областью социологии личности является:
социология личность группа класс
· исследование социокультурной обусловленности человеческой сущности,
· механизмы, способы и институционализируемые стратегии индивидуально-надындивидуальныевзаимоотношения и взаимодействия в обществе.
Социология личности может пониматься также как:
· специальная социологическая теория, объектно-ориентированная на изучениеиндивидуального уровня (само) организации и структурации социума, а также протекающихна этом уровне социокультурных процессов (так или иначе связанных с предельно широкопонимаемыми процессами социализации и социальной адаптации);
· совокупность разнопарадигмальных социологически ориентированных теорийличности (статусно-ролевые, диспозиционные, психологизированные, культурологизированныеи т.д. теории личности);
· метатеоретический уровень рефлексии, ориентированный на выявлениеи критический анализ возможностей и ограничений социологических средств и социологиикак научной дисциплинарности в целом в исследовании личностной проблематики (в этомслучае необходим анализ и внедисциплинарной критики основных социологических парадигми исследовательских стратегий). [3]
Социология личности выполняет разные функции в социологии. Онадает нам возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить относительнопостоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, какимобразом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определеннымобразом. Так же позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихсяранее. С позиции функции предсказания теории намечают направления, в которых плановоеисследование может привести к новым открытиям во многих до сих пор неизведанныхобластях. Однако чрезвычайно важно то обстоятельство, что все теории поведения человекасоздаются самими людьми. Персонологи — те же люди и точно так же, как и остальные,имеют различные взгляды на природу человека. Например, некоторые теоретики убеждены,что корни человеческих поступков находятся глубоко в бессознательных мотивах, истиннаяприрода последних не осознается индивидуумом, а источники мотивации захоронены вотдаленном прошлом. Другие полагают, что люди в значительной степени осознают своимотивы, а их поведение является в первую очередь результатом актуальных обстоятельств.Каким бы ни было мнение каждого конкретного теоретика, совершенно очевидно, чтоисходные положения о природе человека, которых придерживаются персонологи, различны,и это делает их взгляды такими несхожими. Теоретик может осознать и раскрыть смыслэтих положений, а может и потерпеть в этом неудачу или просто обобщить все своипосылки таким образом, что уже трудно будет распознать в них именно исходные положения.
Исходные положения глубоко и основательно влияют на взгляды персонологовна природу личности. Например, Абрахам Маслоу был убежден в том, что большинствонаших поступков является следствием сознательного и свободного выбора. Таким образом,его теория сфокусирована на «высших» аспектах природы человека в его понимании- на том, кем человек мог бы стать. В соответствии с этим исходным положением ипостроена его теория личности. С другой стороны, Зигмунд Фрейд утверждал, что поведениев значительной степени детерминировано иррациональными, неосознаваемыми факторами.Его представление о том, что деятельность человека изначально предопределена, получилоразвитие в теории, которая особо подчеркивала контроль над всеми формами поведениясо стороны бессознательного. Маслоу и Фрейд высказывали в корне противоположныевоззрения на фундаментальную основу человеческой сущности. Но не это мы хотим здесьподчеркнуть. В данном случае мы хотели продемонстрировать, что краеугольные камнитеории личности лежат в основных представлениях данного персонолога о человеческойприроде. И действительно, как мы увидим в дальнейшем, приведенные в книге теориирассматривают вопросы, касающиеся самой сердцевины того, что мы подразумеваем подпонятием человеческого существа. [6]
С личностью и ее сложным, порой весьма противоречивым, внутренниммиром социолог сталкивается тогда, когда начинает заниматься полевыми исследованиями.В эмпирических исследованиях социологи имеют дело с поразительным феноменом: человекдумает одно, говорит другое, а ведет себя третьим образом. Рассогласование идеальногоплана, вербального поведения и реальных действий — методологическая проблема социологии.Одновременно она также онтологическая проблема. В ее основе лежит вопрос: каковиндивид, что он из себя представляет?
Социологи стремятся выявить истоки рассогласований и противоречийличности не в ней самой, а в социальной среде, противоречивости самого общества.Рассогласование планов личности продолжается в рассогласовании или несовпадениистатусов, социальных позиций, занимаемых индивидом в обществе.
Индивид — не социологическая, а техническая, философская и любаяпрочая характеристика. Но вот индивидуальность — особость, выделенность, непохожестьна других — это уже социологическая характеристика. В отличие от статуса человекаиндивидуальность является достигаемым статусом. Далеко не все могут сказать о себекак об индивидуальности в полном смысле слова. Индивидуальность юридически никтоне защищает, зато люди придумали множество социальных и культурных практик для достиженияиндивидуальности, в том числе моду, коллекционирование, уникальные формы поведенияи т.п. К слову сказать, индивидуальности близки по смыслу слова персона и персональность.Персона — это социальная маска. Не личность, а персона служит правильным определениемсоциальной роли в социологии.
Еще более узким и сложным является понятие личности. Это тожедостигаемая характеристика. Но она прежде всего субстанция духовная, а не социальная.Личностей еще меньше, чем индивидуальностей. Индивидуальность и индивид подчиняютсясоциально-психологическим факторам, например групповому давлению. Мы говорим: группаоказывает давление и подчиняет себе индивида. Но если он подчинился группе, значитперестал быть личностью. Личность — это то, что формируется вопреки группе, толпе,коллективу, массе. Хотя личность и не социологическая характеристика, а духовно-религиозная,люди становятся личностью при помощи разных механизмов, в том числе и социальных,например воспитания. У каждого индивида должна быть свобода выбора. Это незыблемоесвойство человека. Но то, как он им воспользуется, характеризует его прежде всегокак личность, которая в иерархии А. Маслоу занимает самую высшую ступеньку.
В чем специфика социологического подхода к личности, чем он отличаетсяот психологического, философского или даже педагогического понимания? Может бытьтем, что выделяет, конструирует, а затем изучает не отдельного индивида, а некиесоциальные типы? Возможно, и в этом тоже. Может быть тем, что социолог более глубокои на более дальние исторические дистанции прослеживает то, как социальная среда,т.е. социальные акторы (субъекты действия) и социальные институты, влияют, формируют,манипулируют и социализируют индивида? Несомненно, и это тоже.
Социология стремится изучить личность как источник общественнойжизни и как ее реальный носитель. Социология обозначает личность как единого человека,который проявляет социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности во взаимосвязис другими людьми. Этим данный человек как личность способствует стабилизации в развитииобщественных отношений.
Следовательно, центральная проблема социологии — взаимовлияниесоциальных условий (связей, социальных институтов, институтов власти) и деятельностичеловека. Основополагающими внутренними мотивами в деятельности являются потребности,то есть нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.
Потребности бывают: материальные, духовные, индивидуальные, общественные,коренные, стратегические, долговременные, сиюминутные, здоровые, нездоровые. Формойпроявления потребностей является интерес. Ближайшим отражением интереса в сознаниилюдей является стимул. Стимул — это определенное побуждение людей к действию. Ономожет быть материальным, или духовным, моральным. Важное значение в деятельностиличности имеют цели, идеалы и конечный результат.
Социальными качествами личности являются: самосознание, самооценка,активность, интересы, направленность, убеждение, установка, ценности, идентичность.Они представляют собой сложную социальную структуру личности.
Система личности имеет следующие особенности: ценность, открытаясоциальная система, динамически изменяющаяся система, саморегулирующаяся система,саморазвивающаяся система.
Но важно выделить еще один, теоретико-методологический аспект.А.Ф. Филиппов, проанализировавший подход Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма к индивиду иобществу, отмечает, что оба классика социологии очень тонко прочувствовали и соответственноописали то, как в словах и поступках человека прослеживается, прослушивается голособщества. Индивид совершает поступки, производит какие-то жесты, произносит какие-тослова, но говорит и поступает на самом деле не он, а общество — глобальное или локальное,традиционное или современное: «Голос общества звучит в нем, так сказать, неумолчно,начиная от априорных форм созерцания и кончая самыми интимными решениями о смыслежизни, он находится во власти общества». [1]
Заключение
Социология личности — отрасль социологии, изучающая личностькак социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан свнешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность.Именно это — взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение«общество-личность» — базовое социологическое отношение.
Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуетсятем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальнойобщности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессоввзаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только какобъект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активныйучастник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления,а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальнуюсреду.
Как видно, социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельностичеловека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группамии обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальнымисвойствами человека. В своих исследованиях они учитывают и влияние биологических,психологических и других свойств.
Список использованных источников и литературы
1. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.7:Человек. Индивид. Личность. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 960 с.
2. Кон И.С. Социология личности. — М., 1967
3. Социология личности [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: res:// ieframe. dll/dnserror. htm#http://sociology2015.ru/ — Дата доступа: 22.03.2009.
4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей:Юрайт-М, 2001. — 511 с.
5. Франкл В. Десять тезисов о личности /В. Франкл // Экзистенциальная традиция:философия, психология, психотерапия. 2005. №2, с.4-13
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 607с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Elizabethan Theatre Essay Research Paper Elizabeths EnglandIn
Реферат Анализ повести Василия Шукшина "Калина красная"
Реферат Анализ эпизода произведения "Фома Гордеев" - "Смерть Игната"
Реферат Анализ рассказа А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда"
Реферат Инвестиции. Основные понятия и определения
Реферат Социальная поддержка детей из неполных семей в Центре детского творчества г Асбеста
Реферат «О вреде курения»
Реферат Роль Чернігівської громади у вивченні історії та культури краю
Реферат Анализ пьесы "Мещанин во дворянстве"
Реферат «Походы князя Святослава 964-972 гг.»
Реферат Анализ романа Дины Рубиной "Почерк Леонардо"
Реферат Аналіз роману І. Багряного "Тигролови"
Реферат Расчет электрофизических воздействий на электрические аппараты высокого напряжения
Реферат Анализ рассказа "Трибунал" Л. Усыскина
Реферат I. Урок начинается с просмотра видеофильма «Красная книга»